Этапы написания сочинения в начальной школе

Loading... поздравляем с новым годом и рождеством! запись по телефонам:амбулатория пос.дружба 8 496 464-16-03юровская амбулатория 8 496 464-15-03мку ту кузнецовское

Loading…

slide

Поздравляем с Новым годом и Рождеством!

slide

slide

slide

slide

slide

slide

Запись по телефонам:

Амбулатория пос.Дружба 8 (496) 464-16-03

Юровская амбулатория 8 (496) 464-15-03

МКУ ТУ «Кузнецовское» 8 (496) 464-16-38

slide

slide

Наша школа — участник Московского областного образовательного проекта «Наука в Подмосковье»!

slide

slide

slide

slide

 VI  Региональные краеведческие чтения «МОЕ РОДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ»! 

Сегодня 9 декабря 2021 года проходят VI Региональные краеведческие чтения «МОЕ РОДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ». Школа №11 пос. Дружба Школа №11 п.Дружба принимает участие в работе. В течение дня заслушано более 20 докладов, работа секций продолжается!

Всего на чтениях будет представлено 22 работы из 5 городских округов Московской области. Защита работ пройдет в онлайн-формате. Программа чтений по ссылке https://disk.yandex.ru/i/o1OmAY3U2q_Aqg .

Проведение тренировочного тестирования для обучающихся 9-х и 11-х классов!

30.12.2021

Региональный центр обработки информации Академии социального управления совместно с ФГБУ «Федеральный центр тестирования» с целью подготовки обучающихся к проведению государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена и основного государственного экзамена в 2021-2022 учебном году организовывает подготовку и проведение тренировочного тестирования обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций.

    Тренировочное тестирование обучающихся проводится по технологиям ЕГЭ и ОГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» согласно спецификациям 2022 года, на добровольной платной основе.  Стоимость одного экзамена- 1250 руб.

Читать далее

0x98 1000x562 size ab0cb5ff a46f 413c a933 0596c979d950

Встречаем Новый год дружной школьной семьей!

29.12.2021

?Последняя  учебная неделя уходящего года — самая волшебная и сказочная, потому что для учеников начальной школы наши старшеклассники подготовили увлекательное новогоднее путешествие! Спасибо Совету старшеклассников за организацию и проведение новогодних мероприятий! Сохраняем традиции и преемственность поколений!

Читать далее

0x0 707x398 size Isakzhakova Dalkashkhon Islamovna diplom page 0001 1

0x52 1000x562 size pp pp bvmx4

Главный танцевальный фестиваль школы The School Dance Fight!

21.12.2021

Весь декабрь в нашей школе не утихает музыка! Школа танцует, потому что в самом разгаре ставший уже традиционным школьный танцевальный фестиваль The School Dance Fight! В рамках фестиваля команды соревнуются по нескольким дисциплинам: готовый танец-визитная карточка, импровизация и конечно же танцевальный баттл, то есть соревнование! В этом году фестиваль проходит с рядом ограничений: и по времени проведения, и по количеству зрителей в зале. Однако страсти от этого только накаляются. С 13 по 17 февраля проходил отборочный тур, с 21 по 24 — полуфиналы и финал! Результаты узнаем в пятницу на награждении! Кто же в этом году заберет заветный кубок победителя? Следите за новостями в наших социальных сетях и на сайте!

Читать далее

Подводим итоги года вместе с Российским движением школьников!

21.12.2021

Наша школа — активный участник проектов, реализуемых Российским движением школьников! В этом году мы ворвались в Киберлигу РДШ под руководством Копеева А.М., написали Конституционный диктант вместе с Перфильевой М.В., освоили военно-патриотическое направление и приняли участие в создании цифровой карты приютов вместе с Лебеденко Э.А.! Дальше — больше!

Читать далее

0x100 1000x562 size h7i0r7 DQ38

Научные выходные в Экспериментариуме!

21.12.2021

Любите науку? Тогда вам точно стоит посетить Экспериментариум!
Три этажа, тысячи опытов и занимательных научных явлений, которые удивят и детей, и взрослых. Сегодня ученики 4″б» и 6″в» классов побывали в крупнейшем музее науки, в котором можно и нужно трогать экспонаты руками. Мы увидели, как рождается торнадо, побывали в абсолютной темноте и прогулялись по зеркальному лабиринту! А ещё посетили Тесла шоу и увидели электричество во всей красе! Хотите также? Добро пожаловать в Школьный клуб путешественников «Саквояж»!

Читать далее

Новогодний квест на Красной площади!

20.12.2021

Московский Кремль был и остается крупным историческим и культурным центром столицы. Знакомство с его историей расширяет кругозор детей, помогает воспитывать чувство гордости за свою страну. 5″ А» класс вместе с классным руководителем и родителями посетили познавательную пешеходную квест-экскурсию, в течение которой ребятам представилась возможность не только разглядывать достопримечательности и слушать гида, но и проявлять смекалку, отгадывать загадки.Интересно, с яркими подробностями преподносилась информация о башнях, мостах, скульптурах, храмах, о царственном роде Романовых… Это было интересно и познавательно!

Читать далее

0x88 750x422 size b01b37ff e956 434e 9273 83b616adcb95

«Покровский пряник» встречает гостей!

16.12.2021

В самом начале декабря в рамках Недели функциональной грамотности учащиеся 1 «Г»  и 4 «Г» классов посетили производство «Покровский пряник»!

 Покровский край издавна знаменит своими мастерами пряничного дела, которые из поколения в поколение передавали секрет приготовления пряников. На экскурсии ребята окунулись в пряничный мир, оценили  уникальные вкусовые качества лакомства за чашечкой ароматного чая в уютной трапезной.  Для ребят был организован мастер класс, где они создавали свой неповторимый пряничный шедевр.

Читать далее

Внимание! Расписание ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ на 2022 год опубликовано!

16.12.2021

Ознакомиться с расписанием предстоящих экзаменов можно в разделе Аттестация

Покоряем новые вершины! И снова World Skills!

09.12.2021

 Новый виток по подготовке участников к региональным соревнованиям WorldSkills Junior. Сегодня начали работу по компетенции «Преподавание в начальных классах». Компатриоты школы 18 пос. РАОС, школы 11 пос. Дружба и Островецкой школы вместе с участниками знакомились с Конкурсным заданием текущего года, разбирали критерии. Работа кипит!

WhatsApp Image 2021 04 30 at 16.27.56

Podmoskov e bez terrora

ВИД: Прием работы со словарными словами в 1-4 классах.

I. Введение

«Обучать народ — значит делать его лучше;

просвещать народ — значит повышать его

нравственность; делать его грамотным —

значит цивилизовать его»

В. Гюго

В современной начальной школе одними из главных задач обучения являются развитие речи и мышления младших школьников, формирование грамотного письма на уроках русского языка. Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Михаил Ростиславович Львов сказал, что слово «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Чем беднее словарь учащихся, тем сложнее усваиваются ими орфограммы. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

Перед каждым современным учителем встает вопрос: как научить учащихся писать орфографически грамотно? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Да и в планируемых предметных результатах освоения учебного предмета «Русский язык» написано: Обучающийся научится верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике).

Чтобы добиться хороших результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.

Каждый учитель начальной школы должен поставить перед собой задачу сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

  • познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
  • сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
  • научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
  • сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
  • создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.

Новизна педагогического опыта

На мой взгляд, в современной школе система работы по формированию и развитию орфографической зоркости учащихся отсутствует, разработаны лишь отдельные приёмы, повышающие орфографическую зоркость учащихся по русскому языку (проверочные и тестовые работы, диктанты). Создание орфографических алгоритмов и новых приемов обучения приведёт к повышению результативности и достижений учащихся по предмету.

Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

В своей практике на протяжении длительного времени использую прием работы со словарными словами, результаты которого говорят о действенности данного вида работы.

Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов, учащиеся моего класса не являются исключением, они так же допускают много ошибок при написании словарных, поэтому тема методической разработки мной выбрана не случайно.

Цели:

  • создание условий для формирования орфографической зоркости при написании словарных слов.
  • формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
  • воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Самыми главными задачами своей работы при обучении учащихся русскому языку считаю:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

II. Содержание

Понятие «орфографическая зоркость»

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и определять, что это за орфограмма. Орфограммой может быть отдельная буква в слове, сочетание букв, морфема, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или прописной буквы. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, учащиеся смогут решить вопрос о его конкретном написании. Умение видеть орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Данное умение ученые называют орфографической зоркостью

Впервые термин «орфографическая зоркость» дан в трудах методиста и педагога В.П.Шереметьевского. Под орфографической зоркостью он подразумевал «пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего». Призывал развивать орфографическую зоркость, пониманию им не как умение видеть орфограмма, а как запоминание графических, зрительных образцов целых слов. [4, с.33]. Такой же смысл в понятие вкладывал и А.Д.Алферов, он усматривал источником орфографической слабости учащихся «недостаточно воспитанную зоркость к форме слова».

В «Методике преподавания русского языка в начальных классах» указано: «Орфографическая зоркость — это умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой». [3, с.34].

Впервые орфографические умения начали включаться в школьную программу по русскому языку с 1978 г.

Вот как определяют понятие «орфограмма» ученые-методисты:

  • М.Р.Львов: «Орфограмма — это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки».
  • Д.Э.Розенталь: «Орфограмма — это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения правил».
  • В.В.Бабайцева: «Орфограмма — это написание, соответствующее определенному правилу».

Данные определения указывают только на специфику орфограмма по сравнению с неорфографическими написаниями, но не подсказывают, как определить, есть ли в слове орфограмма или ее нет.

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, которые необходимо запомнить. Учителя и обучающиеся называют их словарными и словами с непроверяемыми написаниями. Причина многочисленных трудностей в работе с этими словами состоит в том, что чаще всего мы не предлагаем учащимся рациональных способов их запоминания. Суть проблемы в том, что большая часть нагрузки в работе со словарными словами ложится на зрительную память и внимание обучающихся. А эти чисто психологические характеристики у всех детей разные и требуют специальной работы. Если при первом знакомстве словарные слова неверно запомнить или записать в словарь, то вся последующая работа не просто теряет смысл, но и становится вредной. Поэтому нужно эффективнее работать со словарными словами.

Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых » словарных » слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

III. Методическая часть

Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями.

Как раньше я организовывала работу со словарными словами? При подготовке к уроку обнаруживала, что на странице учебнике в рамочке есть новое одно или несколько словарных сов. Следовательно, в какой-то этап урока необходимо было вставить знакомство с этим словом. Использовались разные способы запоминания: и картинки, и истории возникновения данного слова, и подбор синонимов и антонимов, и ребусы, и загадки. Но почему-то позже, когда подходило время написания словарного диктанта, результаты очень огорчали. Слова, с которыми работали, которые запоминали в течение нескольких уроков, через определенный промежуток времени забывались детьми. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Я задумалась над данной проблемой: как организовать работу над качественным запоминанием словарных слов и, следовательно, над развитием орфографической зоркости у учащихся.

В своей профессиональной работе пыталась использовать различные авторские приемы запоминания слов. Вот уже несколько последних лет мой прием работы с трудными словами показывает положительные результаты.

Свою работу по освоению «словарных » слов строю следующим образом:

  1. Каждый учащийся заводит словарик сразу на все 4 года. Следовательно, есть возможность вспоминать и повторять слова не только данного года обучения, но и предыдущего (Приложение 2)
  2. Все словарные слова (УМК «Перспектива»), независимо от текущей темы изучения, разделены на группы (чаще всего по 6 слов) (Приложение 1)
  3. Знакомство с новыми словарными словами происходит в начале учебной недели. Таким образом, в течение всей недели ежедневно, и в классе, и дома, происходит запоминание минимум шести слов.
  4. Каждый блок словарных слов имеет свой шифр. Например: 1.4 (первый набор слов за четвертый класс) или 7.2 (седьмой набор слов за второй класс. Это дает возможность организовать работу над конкретной группой слов, вспомнить определенные слова за прошлые года обучения.
  5. Домашнее задание включает в себя обязательное написание определенной группы слов. Например: словарь 5.3.
  6. В конце недели или начале следующей обязательно проводится словарный диктант с проверкой качества запоминания орфографического написания данных слов.
  7. Данный прием работы дает возможность изучить все словарные слова за учебный год в течение первого полугодия. А второе полугодие обучения отводится на отработку орфографически верного написания словарных слов не только за данный год, но и за предыдущие. Это положительно сказывается на качестве запоминания и написания трудных слов.
  8. Само знакомство с новыми словами организовано классическим способом:
    1. Чтение слова молча
    2. Чтение слова вслух
    3. Чтение по слогам
    4. Чтение с ударением
    5. Нахождение «опасного места» в слове (букв в слабой позиции)
    6. Толкование слова
    7. Подбор однокоренных слов
    8. Синонимы, антонимы
    9. Употребление данного слова в речи
    10. Записывание в словарик
    11. Обязательное написание новых слов в домашней работе

На протяжении нескольких лет данный прием доказал свою эффективность, качество написания словарных диктантов стало выше, учащиеся лучше запоминают написание трудных слов. Таким образом, такая работа помогает формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы, следовательно, русский язык становится не таким сложным предметом, и дети с удовольствием изучают один из самых сложных, трудных, но, в то же время, самый красивый, богатый русский язык.

IV. Список литературы

  1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. — М.: Просвещение, 1991. — 112 с.
  2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности. // Сочинения. — М., 1897.
  5. https://megaobuchalka.ru/12/27659.html
  6. http://urok.1sept.ru/articles/512607
  7. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/formirovanie_orfograficheskoi_zorkosti_u_uchashchikhsia_nachalnoi_shkoly_rabota_
  8. http://geum.ru/next/art-190897.php
  9. https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_08/593.htm

Весенний пейзажСочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Зимний пейзаж

  1. Передний план. Сначала необходимо установить к какому жанру относится картина, ведь разница между портретом и пейзажем – колоссальная. В случае с визуальным искусством (портретом, анималистикой или натюрмортом) на переднем плане чаще всего выступает человек, животное или, находящаяся ближе всех к смотрящему, вещь. Определение объекта на первом плане, как правило, происходит автоматически на подсознательном уровне. Однако, если это пейзаж, то расположение ключевого объекта не так очевидно. Наиболее точный принцип определения первого плана пейзажа является тот, что используется при натюрморте. Для это нужно разделить картину на две половины по горизонтали и проанализировать их содержание. Там, где находится большее количество объектов и ключевых фигур, осуществлена основная идея картины.
  2. Задний план. Здесь необходимо уделить внимание фону, на котором находится главный объект. Обычно задний план задает общее настроение, поэтому в нем идет сильный упор на цветовую гамму. Картины батального жанра чаще всего детализированы больше других, что дает возможность подробнее описать сцену.
  3. Мелкие детали. Этот пункт соблюдается в любом жанре картины. Нужно подробно описать любые приглянувшиеся детали, раскрывая их значение и уместность. В большинстве случаев они находятся на главном объекте. На фоне они проявляют себя лишь в дополнении к основным элементам. Ими являются скрупулезные цветовые переходы, незаметные с первого взгляда, или проработанный элемент по типу складок, аксессуаров или взгляда, в котором кроется вся суть картины.
  4. Цветовая гамма. Цвет – первое, что визуально воспринимает человек. Следует научить школьника передавать описание в соответствии с теплыми и холодными оттенками, которые передают атмосферу картины.

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

  • справка о творчестве художника (какие стили использовал, направление в работах и когда были написаны);
  • справка о картине (под влиянием каких факторов была написана, ее жанр, а также название и год создания);

Основная часть (описание картины):

  • сюжет картины;
  • описание переднего и заднего планов;
  • описание внешнего вида главных героев (если присутствуют);
  • детали;
  • цветовая гамма;
  • роль и используемые художником средства выражения.

Заключение:

  • собственное мнение о картине;
  • общий анализ и описание того, что хотел сказать автор.

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

  • Картинное описание. Прием, который служит для эмоционального воспроизведения того, что находится на картине. Особенно характерно для пейзажей или батального жанра, где необходимо сухо описать факты и передать в тексте то настроение, которое пытался создать художник.
  • Аналитическое описание. Заключается в описании составных элементов чего-либо, то есть деталей. Этот прием очень важен для описания свойств предметов, находящихся у героев, или второстепенных объектов (памятники, архитектурные строения и т.д.).
  • Образная характеристика. Описание представленных на картине групп людей. Характеристика определенного образа необходима для полного раскрытия и наиболее точного описания вида персонажей. В этом также помогут знания истории того периода, в котором происходит действие картины. Наглядная польза от этого приема видна на картинах батального жанра.
  • Характеристика исторической личности. В некоторых произведениях ключевой фигурой является какой-либо исторический персонаж, а все остальное лишь дополнение к его образу. Он выходит на передний план и, так как является исторически важным персонажем, должен описываться согласно следующим характеристикам: внешний облик, признаки личности, вклад или влияние на события, происходящие на картине.

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Советы родителям:

  1. Если ребенок увлекается художественным искусством и хорошо разбирается в применении палитры красок, то эти знания могут ему помочь. В основной части сочинения (цветовая гамма или детали) можно сделать акцент на правильном применении тени или цвета. В полной мере раскрывая то, как он влияет на общее настроение картины или описываемого в ней периода.
  2. В случае описания картины батального жанра всегда необходимо давать историческую справку о происходящих событиях. Также стоит приглядеться к любым незначительным деталям персонажей, будь то лицо или поза, ведь в них заложена авторская идея, способствующая раскрытию всего сюжета.
  3. Описание портрета точно так же требует детального осмотра. Автор передает отношение к портрету посредством деталей в гардеробе персонажа, оттенков, взгляда и других частях тела. Всматриваясь в картину необходимо чувствовать настроение и характер личности. Также не стоит забывать и об окружающей среде главного героя, учесть на что сделан акцент.
  4. Если в начальной школе уделить внимание тому, как тщательно ребенок подходит к описанию картины, то в будущем это поможет ему легче замечать важные детали. Поэтому при описании стоит уделить внимание тому, какие мазки использовал художник (легкие или твердые), тон красок (холодный или теплый), как использовал пространство (расположение объектов в центре, по бокам и т.д.). Подсказкой для правильной оценки пространства может стать горизонт, где его расположение снизу говорит об акценте художника на небо, а вверху – на землю. В начальной школе достаточно лишь легкого упоминания об этом, чтобы со временем в сочинениях старшей школы это появлялось чаще.
  5. В описании картины также может помочь ее форма. Если произведение выполнено на широком горизонтальном холсте, то автор, скорее всего, хочет передать протяженность и величие происходящего. Картина, вытянутая вертикально говорит о стремлении вверх и возвышенности чувств, она может не вызывать таких ярких эмоций, как панорамная, характеризуя собой спокойствие и тишину.

Ребенок занимаетсяОбучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Изложение – это определённый способ
письменного пересказа исходного текста. Этот
учебный жанр можно обогатить, если ввести в
изложение элементы сочинения. Вариантов работы
с этим типом изложения в начальной школе может
быть много. Вот некоторые из них:

  • придумать развязку описываемого события. Это
    незавершённые тексты, которые школьник должен
    “досочинить” сам. Для этого нужны такие тексты,
    о которых с большой степенью вероятности можно
    предположить, что они неизвестны школьникам.
    Обрывается текст там, где повествование
    достигает наивысшего напряжения.
  • придумать начало изложения. Дан текст, в котором
    нет первых предложений. Из них должно быть ясно, о
    ком и о чём говорится, где и когда произошёл
    случай.
  • написать среднюю часть.
  • изложить текст от имени другого лица.
  • ввести в текст элементы описания (внешности,
    времени, места, события)
  • рассуждение по затронутому в тексте вопросу.
  • когда основное задание “перескажи текст”
    сопровождается заданием типа “вырази своё
    отношение…”, “ изложи своё мнение…”.
  • “я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического
    пера)

В зависимости от задания оригинальный текст
учащегося или вписывается в структуру исходного
текста при пересказе, или продолжает основной
текст изложения, или представляет собой
отдельную самостоятельную часть работы.
Дополнение к изложению в виде сочинения — это
самостоятельный анализ прослушанного и
пересказанного текста. Дополнение требует
развитого чувства стиля и умения проникнуть в
подтекст, понять глубину писательской мысли,
найти опору в тех словах, словосочетаниях,
предложениях, в которых проявляется основная
мысль. Характер выполнения задания (объём, жанр,
тип речи и др.) избирается самим учащимся. В
зависимости от задания сочинение ученика может
быть разным по сложности и объёму и представляет
собой:

  • элементарный ответ на вопрос в виде двух-трёх
    предложений;
  • небольшое описание интересного для учащегося и
    важного для понимания проблемы объекта;
  • небольшое рассуждение по проблеме, затронутой
    автором исходного текста;
  • небольшое повествование, являющееся
    доказательством своей точки зрения;
  • несколько тезисов (от двух и более)
    аргументированного плана, подтверждающих
    согласие или несогласие с позицией автора
    исходного текста;
  • развёрнутое исчерпывающее рассуждение с
    обозначением проблемы, поднятой в исходном
    тексте.

Эта работа не должна никак направляться
учителем. Школьникам ничего не предлагается, не
подсказывается и тем более не навязывается.
Авторское завершение текста или другие формы
ответов сообщаются детям только на этапе анализа
работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их
ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда
молодые авторы раскрывают по сравнению с
авторской концовкой, интересные и ценные аспекты
ситуации, делают другие, не менее верные выводы.

Главная трудность при подготовке изложения с
элементами сочинения – подбор текста.
Поэтому возникает необходимость определить
качественные характеристики текста,
предполагающего дополнения:

  • текст должен быть органическим компонентом
    системы учебных текстов, ориентированных на
    программный материал, на школьников
    определённой возрастной группы, на целостное
    усвоение текстовой информации,
    характеризоваться новизной и проблемностью;
  • в тексте присутствуют два пласта информации:
    поверхностный (точный, образный, одинаково
    понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый
    пласт, который возникает из-за того, что автор
    преднамеренно или случайно допускает пропуск в
    изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые
    опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст.
    Именно глубинный пласт текста активизирует
    мыслительную деятельность, образы памяти и
    воображение ребят, пробуждает их к поиску новых
    знаний, высказыванию догадок, фантазированию;
  • текстовая информация должна соединять то, что
    редко сочетается вне данного речевого
    произведения, в нём заложены неожиданное
    наложение планов, “смена голосов”, персонажей.

Следующий этап работы – сопоставление
ответов
школьников друг с другом и с текстом
оригинала. Он имеет огромный развивающий
потенциал, и его реализация целиком зависит от
мастерства и такта учителя. Создание собственных
частей изложения, которое ставит школьников
перед необходимостью самостоятельного решения
поставленных задач, гораздо больше способствует
их духовному росту, чем обычные работы,
основанные на восприятии готового содержания. А
для учителя такие работы дают яркую картину
уровня интеллектуального, нравственного и
речевого развития каждого из учеников. При
желании и умении учителя обсуждение этих работ
может стать настоящей школой культуры речевого
общения. Беседа с детьми показала, что такое
задание вызывает большой интерес и к самой
работе, и к ответам друг друга.

Изложение с элементами сочинения является
работой комплексного типа и оценивается как
одна работа двумя отметками: первая – за
содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность. Отметка записывается дробным
числом. Качество содержания и речевого
оформления, уровень орфографической,
пунктуационной и языковой грамотности
определяются по соответствующим критериям,
отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и
навыков учащихся по русскому языку”. План при
выставлении отметки не учитывается. Оценка может
быть повышена на балл, если объём изложения
значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2
раза) или понижена на балл, если объём не
достигает среднего уровня. К объёму изложения
всегда следует относиться как к примерному,
более всего учитывать качество выполнения
коммуникативно-речевой задачи, принимая во
внимание точность, ясность мысли, адекватность
её речевого оформления. Не следует принижать
роль второй части работы – сочинение. Для
оценки сочинения
важно учитывать:

— соответствие работы ученика типу речи,
преимущественному для данного высказывания;

— выдержанность стиля, избранного учеником для
своего высказывания;

— достаточность аргументации в связном
тексте-рассуждении;

— адекватность содержания ученического
высказывания к исходному тексту;

— точность и глубина оценок в высказываниях
учащихся.

Важен также гибкий подход учителя к работе
каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт
ошибок здесь неуместен). Комплексный характер
работы может вызвать некоторые сложности,
связанные с оценкой содержания и речевого
оформления (первая оценка). Как быть, если,
пересказывая текст, ученик успешно справился с
поставленной задачей, а вторую часть работы
написал довольно беспомощно? Это
свидетельствует о том, что основная проблема,
поставленная в тексте, понята неверно или ученик
не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли
и чувства. Как оценить работу, в которой вторая
часть написана слишком кратко, однако ученик
сумел при этом выразить правильное понимание
основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие
учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие
работы не может быть поставлена, даже если
изложение отвечает всем требованиям,
предъявляемым к отличным работам. Если же с
задачей написать небольшое сочинение ученик не
справился совсем, то за такую работу первая
оценка не может быть выше, чем три балла (при
условии, если изложение написано вполне
удовлетворительно). Та часть работы, которая
является небольшим сочинением, особенно ярко
выражает творческие возможности ученика,
уровень его речевого и интеллектуального
развития. Поэтому оценка работы в целом в большей
степени определяется успешностью написания
сочинения.

Успех работы над изложением с элементами
сочинения определяется тем, какая подготовительная
работа к изложению
проводится учителем. На
подготовительных уроках следует создать
психологический настрой на предстоящую
творческую работу. Обучение изложению обычно
начинается с устного пересказа. При обучении
изложению с элементами сочинения различают
следующие виды работ:

  • воспроизведение прочитанного по вопросам;
  • связный пересказ прочитанного;
  • придумывание заглавий;
  • составление плана к прочитанному;
  • дополнение, продолжение, вставка эпизодов,
    творческие работы по прочитанному.

Воспроизведение содержания прочитанного по
вопросам следует начинать в начальных классах с
небольших по объёму и лёгких по содержанию
прозаических произведений. После прочтения
всего рассказа учитель задаёт детям несколько
вопросов, чтобы убедиться в том, что они
правильно поняли содержание прочитанного. Затем
останавливается на самых существенных моментах.
Таким образом, ученики уже с первых шагов
приучаются выделять в тексте главное.

Целям обучения детей охватывать содержание
прочитанного и его обобщать служит составление
плана
. Навыки составления плана требуют умения
в двух-трёх словах обобщать основное содержание
прочитанного отрывка, части целого. Именно этой
цели служат такие упражнения, как придумывание
заглавий к текстам или частям текста, нахождение
в книге отдельных предложений, которые могли бы
служить подписью под картинкой, заглавием и
части прочитанного рассказа.

Для обучения учащихся написанию изложения
может проводиться такая подготовительная
работа:

Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала,
средней части или конца) недостаёт в каждом из
них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из
копны соломы выскочил большой серый заяц и
пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним,
но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго
смотрели вслед ему, а потом все стали говорить,
какой был заяц и кто его первым увидел”.
Проводится работа над начальной частью рассказа.
В тексте непонятно без начала, кто именно из
ребят оказался на поле около леса, как спугнули
зайца; может быть, они были на прогулке, громко
разговаривали.

“Ребята сели на бережок и стали разговаривать,
играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни
возьмись, показался ястреб и как бросится на
утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики
вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба
палкой. Но разве это так просто – попасть в
летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал,
ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как
ребята оказались на берегу, какое у них было
задание (а их послали стеречь утят). Учитель
должен обратить внимание детей на то, что из
начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём
говорится дальше, где и когда произошёл случай.
Озаглавьте рассказ.

Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь,
что может случиться дальше? Придумай и расскажи
продолжение этих историй. “Мне очень нравится
отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда
приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со
мной произошёл такой случай…”. “Однажды ребята
позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я
тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся
сказать и полез вместе с ними в воду…”.

Подробно ли говорится в средней части этого
рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О
чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был
ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша
и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать
сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из
сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе
ёжик!”

На подготовительных уроках нужно обратить
внимание детей на то, что, слушая текст, следует
“настроится” не только на восприятие его
содержания, но и на анализ его построения: как
начинается текст; как завершается; какие
языковые средства использует автор, чтобы
выразить своё отношение; как осуществляется
связь между предложениями, абзацами; какие слова
в тексте можно считать ключевыми; как
используется повтор; в каких случаях
употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать
учащимся, чтобы, делая на черновике наброски
после первого прослушивания текста, они не
только стремились составить план, но и
записывали те слова, словосочетания, которые
показались им особенно яркими, выразительными.
Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что
записывать. Надо сказать ученикам, что не следует
записывать многое, возможно использование
условных графических обозначений.

Известно, что внимание младших школьников
непроизвольно, недостаточно устойчиво,
ограничено по объёму. Чтобы помочь школьнику
развить своё внимание, память, научить быстро
запоминать и воспроизводить большое количество
слов и предложений, учитель при обучении
написанию изложения может использовать приём
активного слушания. Вот как построена классическая
схема обучения изложению
:

  • учитель читает текст
  • ученики составляют план, записывают опорные
    слова по памяти
  • устное изложение по плану выполняет один или
    несколько учеников
  • ученики приступают к самостоятельной работе
    над изложением в черновике
  • учитель повторно читает текст
  • ученики вносят дополнения и записывают
    изложение в тетрадь

Такая схема – ловушка для учеников с
неразвитой памятью и недостаточным вниманием.
Для этих учеников и используется приём
активного слушания
, предполагающего
использование памяток. Детям с развитой речью
можно предложить приём рисования по ходу
слушания текста (памятки — зарисовки). Этот приём
развивает память, внимание, мышление. Ученики,
прошедшие обучение по памяткам – зарисовкам,
быстро осваивают технику написания изложения и
становятся активными учениками на этапе
обучения изложению с элементами сочинения.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками,
выбран следующий алгоритм обучения изложению:

  • возьми черновик и простой карандаш
  • начинай активно слушать с первого чтения текста
    учителем
  • слова – памятки каждого предложения записывай
  • между предложениями делай промежуток в две
    строчки для дополнений
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза
    и восстанови по памяти воображаемые картинки,
    возникающие у тебя при чтении текста
  • помоги себе рисунками или схемой, сделав их на
    обратной стороне листа
  • из слов составь все предложения
  • активно слушай второе чтение текста, вноси
    изменения и дополнения на оставленной первой
    строчке
  • закончи работу над изложением в черновике:
    исправленное или дополненное предложение запиши
    на второй строчке
  • прочитай написанное, исправь ошибки
  • запиши изложение в тетрадь

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют
несколько упражнений на развитие памяти:
упражнение на словесную память, упражнение
“разрезанное предложение”, “от слова к
рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы
почувствуете, когда можно легко и доступно
перейти к написанию изложения с элементами
сочинения. В результате нет боязни не справиться
с изложением, работа идёт легко и увлекательно.

На подготовительных уроках по написанию
изложения с элементами сочинения нужно обратить
особое внимание на ту часть работы, которая
следует после изложения. Создавая небольшое
сочинение, ученик должен подумать, как начать
текст, как выразить в нём свою точку зрения, своё
мнение, чувства. С этой целью можно предложить
ученикам памятку (она составляется совместно
с учащимися), включающую те слова, сочетания слов,
речевые обороты, которые помогут высказать своё
отношение. Например:

  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
  • Мне близка мысль о том что…
  • Я согласен с тем, что…
  • На мой взгляд…
  • По-моему…
  • По моему мнению…

Так можно предупредить вопросы учеников,
продуманно снабдив их подходящими концовками и
сберечь немало сил школьников, которые вынуждены
пока находить средство завершение текста по
интуиции.

Школьник хорошо излагает устно или письменно
лишь при условии, когда ему самому интересно,
когда у него есть реальный ли воображаемый
читатель, поэтому должна быть обеспечена
обратная связь, создающая ситуацию диалога. План
письменного изложения
с элементами сочинения
может быть такой:

  • постановка цели, выбор типа изложения, выбор
    текста
  • чтение текста
  • беседа
  • план (составляется школьниками)
  • языковая подготовка (опорные слова, трудные
    слова, обороты речи). В старых методиках
    рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его
    записи. В новых – не рекомендуется из опасения,
    что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может
    помешать прямому влиянию на пишущих
  • составление текста учащимися, запись,
    расположение текста на страницах. Коллективное
    составление текста допустимо лишь тогда, когда
    ставится задача коллективно работать,
    редактировать или когда учитель знакомит
    школьников с новым для них типом текста, стилем,
    жанром
  • самопроверка, саморедактирование

К сожалению, в большинстве случаев изложения
пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь
дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не
более 2-3 раз в году, с целью обучения
редактированию. В остальных случаях детям
разрешается делать аккуратные исправления прямо
в чистовом варианте, причём исправления не
считаются помарками и не приводит к снижению
оценки.

В работе над изложением с элементами сочинения
есть свои правила. Целесообразно школьникам
предложить следующую памятку:

  • мобилизовать свою память
  • рассчитать время, успеть написать намеченное,
    оставить время на самопроверку и редактирование
  • попытаться представить себе своих читателей
  • подготовить письменные принадлежности,
    рассчитать симметричное расположение заглавия,
    плана, следить за почерком, орфографией
  • стараться внутренне проговаривать
    составляемые предложения до их записи, в
    необходимых случаях делать аккуратные
    исправления
  • продумать ту часть работы, которую надо
    сочинить самому
  • делить текст на абзацы, делая “красную строку”
  • проверить самостоятельно написанное, в случае
    необходимости обратиться к учителю

Учитель должен время от времени проходить
вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся,
помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать
свою помощь, особенно на этапе редактирования.

Представляем конспекты уроков, посвящённых
написанию изложения с элементами сочинения (3
класс).

Тема: Изложение – сочинение “Собака на
плоту”

Цель: Написать изложение и придумать конец.

Сегодня на уроке мы с вами будем писать
изложение. Но это будет не простое изложение. Это
изложение – сочинение. Вы должны будете написать
изложение и придумать, сочинить его недостающую
часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как
можно его озаглавить? Какой части недостаёт?
“Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он
казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в
нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное
очень исхудало, и смотрело на всех жалобными,
голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как
же она оказалась в море?” Далее работа по
вопросам:

— как можно озаглавить текст?

— на сколько частей можно разделить?

— как озаглавим каждую часть?

— составление плана, опорных слов

План Опорные слова
1 Собака на плоту Однажды, плот, издалека, подплыв,
поближе, моряки, корабль
2. Животное накормили Исхудало, жалобные, голодные глаза,
накормили, как же
3. История собаки  

— какой части недостаёт? Что непонятно без неё?
(недостаёт третьей части, в которой
рассказывается, как собака оказалась в море)

— запишите по плану текст изложения, используя
опорные слова и свой вариант истории. Помните о
памятке к работе по написанию изложения с
элементами сочинения.

В этом изложении – сочинении может быть и
другой вариант работы: недостающую часть
написать в начале изложения, изменив последнее
предложение. При первичном знакомстве детей с
текстом можно предложить приём активного
слушания. Перед глазами детей должна висеть
памятка, которую они повторяют до прочтения
изложения. И учащиеся уже при первом прочтении
текста начинают записывать, зарисовывать слова
– памятки. Потом из этих слов составляют
предложения, после второго чтения текста
учителем, вносят изменения и дополнения, только
потом записывают изложение – сочинение в
тетрадь.

Проведённый нами урок по написанию изложения с
элементами сочинения “Собака на плоту” был
первой пробой пера учеников в этом виде работы. С
заданием справились все учащиеся. Этому
способствовали подготовительные уроки. Вот
некоторые варианты концовок детей: “Мальчики
строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку.
Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов,
они спустили его на воду и привязали, чтобы не
уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот,
верёвка развязалась. Так она оказалась в море”.
“Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними
увязалась собака. На берегу они увидели плот,
решили подшутить над собакой. Заманили её,
отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть,
но было поздно. Так она оказалась в море”.

Мы не остановились на достигнутом и нами была
проведена дальнейшая работа с учащимися по
написанию этого вида изложения.

Тема: Изложение – сочинение “Мёд в
кармане”

Цель: Написать изложение, придумать и
дописать концовку

Детям сообщается тема и цель урока. Учитель
напоминает, что пользуемся приёмом активного
слушания, вспоминаем соответствующую памятку.
Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра
собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья
завернули пирожки в бумагу и положили в карманы.
А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда.
Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам,
а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра
бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на
полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали
пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села
на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья…”
Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно
озаглавить? На сколько частей можно разбить
текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите
опорные слова каждой части, используя свои
записи, рисунки.

Составление плана, опорных слов.

План Опорные слова
1. Мальчики собрались в лес пирожки, мамы, завернули в бумагу,
положили в карман
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? маленькая бутылочка мёда, сяду один и
съем
3. Мёд в кармане пришли в лес, достали пирожки, вдруг,
пчела, за ней вторая, третья…
4. Чтоже дальше?  

Вот один из вариантов детского творчества в
написании концовки: “Мальчики очень удивились,
почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у
него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить
бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.

Для написания следующего типа изложения –
сочинения от детей потребуется умение
анализировать текст и интерпретировать его.

Тема: Изложение – сочинение “Муравей”

Цель: Написать изложение, выразить своё
отношение к поступку человека

Сообщение детям темы, цели урока, настрой на
активное слушание, чтение текста. “Муравей тащил
ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у
муравья щипало глаза. Весь день тащил он ягоду и
на закате солнца оказался на тропинке, а за ней
уже была видна острая крыша муравейника. По
тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал:
“Гляди-ка, ягода”. Потом увидел муравья и
щелчком сбил его на землю: “Поди прочь, привык на
готовенькое!” Засунул ягоду в рот и пошагал
дальше”. А. Приставкин. Муравей.

Анализ работ показывает, что учащиеся
справляются с этим заданием успешно. Например,
вот как выразила своё отношение к человеку
ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь
день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек
оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у
муравья, и он теперь должен вернуться к своей
семье с пустыми руками. Его семья осталась
голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то
никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны,
полезны. В содержание текста “Муравей” можно
заглянуть глубже: речь идёт о внимательном,
бережном отношении человека к природе. “Человек!
Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим
меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в
большом. Бережно относись ко всему сущему на
земле. О тебя лично зависит сохранение
равновесия на земле”. Это текст, заложенный в
подтексте, без специальной подготовки не
осознаётся учениками. Так, глагол “тащил”
ученики заменяют “нёс”, опускают определение
“тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь
большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы
ученики глубже поняли смысл этого изложения
можно предложить им такие вопросы и задания:

Как иначе мог поступить человек в этой
ситуации?

Как, по-вашему, автор относится к поступку
человека? Выражено ли это отношение в рассказе
прямо, открыто?

Какие слова и выражения помогают понять
отношение автора к происходящему?

Наиболее удачные работы: “Человек поступил
неправильно. Он оказался злым и жестоким по
отношению к муравью и всему его семейству. Нужно
бережно и с любовью относиться ко всему живому на
Земле”. Подобные задания способствуют
формированию умений, необходимых для вдумчивого,
аналитического чтения, пониманию и
интерпретации текста.

Написание изложения с элементами сочинения не
совсем привычное в повседневной школьной
практике творческое упражнение. Оно поможет
детям проникнуться творческим настроением,
испытать первые муки речевого творчества, может
стать для ребят праздником неожиданностей,
удивления, радости. Каждое итоговое творческое
задание в многообразной работе по развитию
связной письменной речи в начальной школе,
каждая детская работа – это результат
осмысления какой-либо темы, связанной с
грамматикой, с изучением конкретного раздела
науки о языке. И качество этого результата
определяется глубоко продуманным, комплексным
подходом учителя к речевому развитию своих
учеников на творческом уровне.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

В конце второй четверти начальной школы увлечь детей учебой становится непросто. Устали все: и педагоги, и ребята, которые, кажется, просто ждут каникул и ничего не хотят. Людмила Шулья, учитель начальных классов и инстаграм-блогер, рассказывает как придать образовательному процессу новый импульс и мотивировать учеников перед итоговыми контрольными. 

Придумывайте необычные формы для обычных занятий

Современных детей, которые с детства привыкли к ярким стимулам, удобным гаджетам и красочным компьютерным играм, увы, не удивишь интерактивными заданиями. Даже электронная доска не вызывает у них восторгов. Зато им точно понравятся форматы, которые будут выделяться на фоне привычной школьной рутины. 

Бумажные карточки. Для детей, выросших со смартфоном в руке, простые бумажные карточки — вещь уже необычная, ведь их можно потрогать. Карточки дают учителю бесконечное пространство для творчества: распечатайте их на цветной бумаге или предложите ребятам самим раскрасить черно-белые шаблоны.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Слоги на карточках-варежках помогут ребятам научиться читать

Этапы написания сочинения в начальной школе
Необычные карточки-раскладушки 

Тематические дни. Спланируйте уроки так, чтобы все занятия были объединены общей темой или героем — например, День синичек. На окружающем мире дети изучат повадки синиц, на русском языке — напишут о них текст или выучат стихотворение, на математике — решат задачи с «участием» этих птичек, а на ИЗО — нарисуют или вылепят их из пластилина. 

Этапы написания сочинения в начальной школе
Яркие птички понравятся первоклассникам

Подробнее о том, как использовать новогоднюю тематику при создании проекта, смотрите в записи вебинара «Новый год в школе: учебные проекты и внеурочная деятельность» от Учи.ру.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Пример задания ко Дню синичек

Неожиданные задания. Предложите, например, выйти к доске всемером и на скорость решать одну и ту же задачу.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Кто быстрее решит задачу?

Запрещённый прием. Если разрешить детям достать на уроке смартфон, чтобы решить задания из карточек на Учи.ру, то оживятся даже самые уставшие ученики.

Используйте задания на командную работу

Общая раскраска или поделка. Разделите одно большое изображение — например, новогодней елки — на части по количеству детей в классе. Каждый раскрашивает свою часть, а затем все детали собираются в одну общую картину. Другой вариант — собрать бумажную «птицу счастья», предложив каждому ученику оформить по одному перу.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Птицы счастья

Марафоны на Учи.ру. Это соревнование между классами на платформе Учи.ру. Прохождение марафона помогает объединить класс — ребята с удовольствием занимаются, подбадривают отстающих одноклассников, стремятся победить другой класс.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Марафоны на платформе Учи.ру

Не запугивайте контрольными работами

Чем меньше стресса — тем лучше результат. Дети не очень хорошо справляются с контрольными работами в конце второй четверти — сказываются и общая усталость, и страх неудачи. По опыту Людмилы и ее коллег, лучшие результаты в классе дети показывали, когда не знали, что пишут контрольную работу, и думали, что выполняют обычные задания, просто самостоятельно. Не стоит акцентировать внимание детей на особой важности итоговых контрольных, в частности, на возможных негативных последствиях их результатов.

Для подготовки к контрольным работам удобно использовать карточки на платформе Учи.ру. Учитель может использовать готовые подборки или собрать свою, учитывая успеваемость каждого ребенка, выбрать более сложные задания по хорошо усвоенным темам и подобрать карточки для повторения проблемных. 

Подробнее про использование сервиса «Проверочные работы» смотрите 17 декабря 2021 в 16.00 на вебинаре »Контроль и оценка знаний учеников: как проводить диагностику» (выдается сертификат за активное участие в вебинаре).

Этапы написания сочинения в начальной школе
На платформе Учи.ру педагог может выбрать готовую проверочную работу или создать свою

Пробуйте игровые формы

Добавляйте в стандартные задания элементы игры и креатива. Например, на уроке чтения попросите детей согреть замерзших котят, надев на них «шапочки» со слогами, и в итоге составить слово.

В игровых заданиях важно, чтобы каждый этап сопровождался небольшим поощрением, стимулирующим двигаться дальше. 

Этапы написания сочинения в начальной школе
Собери слово: пример игрового задания для обучения чтению

Этапы написания сочинения в начальной школе
Игра-«бродилка» для обучения чтению. Дети на занятии сами создают игровое поле 

Чтобы научиться применять игровые технологии, приходите на бесплатный курс повышения квалификации Геймификация на уроках в начальной школе в условиях цифровой среды обучения от Учи.ру (выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца).

Поощряйте и хвалите

Накопительное поощрение. Используйте систему баллов — добавляйте очки за каждое успешно выполненное задание. Набравший максимальное количество получает награду. Новогодний вариант — раздать детям бумажные «елочки», на которые в качестве поощрения учитель добавляет звезды, игрушки. Полностью украшенная елочка вклеивается в дневник.

Метод «Зелёной ручки». Выделяйте зеленым цветом самые удачные написания букв («Царь-буква»), варианты решений и так далее. Главный фокус — на том, что получилось хорошо, вместо фиксации на недостатках и ошибках.

Сертификат на 5. Дает право при предъявлении получить пятерку по любому предмету (предварительно договоритесь с другими учителями). Такие сертификаты учитель дарит всем детям в классе. Одна пятерка не изменит общей оценки за четверть, но дает ребенку много положительных эмоций и поддержку под конец года.

Грамоты за олимпиады. За бесплатные олимпиады на платформе Учи.ру каждый ученик получает сертификат сразу после участия. За победу даются грамоты, которые можно распечатать и торжественно вручить в классе. До 20 декабря проходит олимпиада по программированию для учеников 111 классов.

Этапы написания сочинения в начальной школе
Олимпиады на платформе Учи.ру

Придумывайте свои праздники

В начале или середине декабря дети особенно нуждаются в положительных эмоциях, ведь до нового года еще далеко, а силы нужны прямо сейчас. 15 декабря, например, Людмила отмечает День апельсина. Ученики наряжаются в оранжевых тонах и приносят в класс апельсины. На уроках тоже используется апельсиновая тема.

Также детям нравятся адвент-календари с заданиями и календари обратного отсчета — сколько дней осталось до Нового года или до начала каникул. Как подчеркивает Людмила, хороши любые мероприятия, поднимающие настроение.

Этапы написания сочинения в начальной школе
День апельсина в классе Людмилы

Откуда брать вдохновение

Используйте опыт коллег, которые делятся им в своих блогах, а также тематические вебинары и бесплатные курсы от Учи.ру. 

Инстаграм Людмилы. Множество идей, шаблоны карточек и игр для учеников начальной школы. 

Инстаграм Анастасии Калмыковой. У Анастасии вы найдете интересные идеи для создания и оформления дидактических пособий.

Инстаграм Ларисы Юрьевны. Авторские пособия для начальной школы. Лариса — мастер по созданию рабочих листов и карточек для словарной работы с интересными рисунками, которые помогают детям запоминать сложные словарные слова.

Инстаграм Юлии Понятовской. Юлия — автор учебных пособий, все знает про проекты, в ее блоге много интересных идей для сложных тем.

«Маленькие секреты урока». Сообщество единомышленников 

Собираемся на каникулы: как мотивировать детей к учебе в конце года. Вебинар от Учи.ру

Геймификация на уроках в начальной школе в условиях цифровой среды обучения. Бесплатный курс повышения квалификации от Учи.ру (выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца).

  • Этажом выше как пишется
  • Этакий или эдакий как правильно пишется
  • Этажи заботы забота скрепляет отношения между людьми сочинение
  • Эталон как пишется правильно
  • Этамзилат по латыни как пишется