Этапный порядок в рассказе олеся

Рассказ акула произведение льва николаевича толстого, рассчитанное на детскую аудиторию. великий писатель раскрывает в этом произведении тему решимости и мужественности.

Рассказ «Акула» произведение Льва Николаевича Толстого, рассчитанное на детскую аудиторию. Великий писатель раскрывает в этом произведении тему решимости и мужественности.

История создания произведения

Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.

В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.

Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.

Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.

Жанр и направление

«Акула» – рассказ — назидание, описание случившегося с героями происшествия, призванный разъяснить маленьким читателям причины, по которым едва не случилась трагедия. Поможет детям на примере героев рассказа понять суть послушания, заставит прислушиваться к мнению старших, осознать суть ответственности и дисциплины.

Толстой Л.Н. один из основателей и последовательный приверженец направления реализма в Российской литературе. Реализм основной направляющей нитью пронизывает все творчество великого писателя. Рассказ «Акула» яркое тому подтверждение.

Смысл названия

Безжалостный морской хищник стал в рассказе основной движущей силой повествования. Именно появление акулы превратило обычное баловство и непослушание в неотвратимо наступающую трагедию, послужило основой сюжетной линии и кульминацией произведения.

Построение произведения

Построение произведения «Акула» строго прямая. Из повествования зримо выделяется пять связанных, последовательно идущих друг за другом частей.

Первая часть — это экспозиция, или описание самого места происшедшего события. Писатель широкими мазками рисует место, нахождения парусника, погодные условия и время повествования.

Вторая часть — представляет начало действия главных героев: капитан корабля дал разрешение освежиться экипажу, матросы сшили из запасного паруса импровизированное место для купания, а дети резвились в воде неподалеку.

Третья часть — определяет основное действие, привлечение внимания морской хищницы шумной игрой мальчишек, душевные переживания старого моряка за находящимися в смертельной опасности детьми, и мучительный поиск положительного решения назревающей трагедии.

Четвертая часть — показывает кульминацию: старый моряк и одновременно отец одного из мальчиков, найдя в себе мужество и решимость, производит пушечный выстрел в хищницу.

Пятая часть повествования является итоговым моментом, финалом, где рассеявшиеся клубы порохового чада, показывают спасшихся ребят и убитую акулу.

Суть повествования

Корабль военного флота пережидал штиль, бросив якорь возле побережья Африки. Стояла прекрасная солнечная погода. Вечерняя жара одолела экипаж, и ближе к заходу светила капитан корабля дал разрешение свободным от вахты матросам искупаться. Предвкушая прохладу, матросы спрыгнули в воду, спустили и закрепили за бортом купальню. На военном корабле, вместе с экипажем, совершали плавание двое детей. Они также спустились в импровизированную купальню, но там им стало скучно, и ребята украдкой выплыли в море. Дети, соревнуясь, вплавь припустили к бочке, удерживающей плавучий якорь. Отец ребенка, немолодой заслуженный моряк, залюбовался отроком и крича, поощрял его. Вахтенный матрос, заметив в море плавник хищника, громко закричал: — «Акула!».

На поверхности моря была отчетливо видна морская охотница. Плавник неумолимо и быстро двигался к заигравшимся детям. Старый моряк громко криком пытался привлечь внимание детей. Довольные и счастливые развлечением мальчишки ничего не услышали и продолжали купаться. Экипаж быстро занял места на дрейфующей за кораблем лодке и кинулся вдогонку за детьми. Наконец отроки увидели хищницу. Раздался испуганный крик одного из них и дети быстро поплыли друг от друга. Старый артиллерист решился на выстрел. Очень быстро подготовил пушку к ведению огня и произвел выстрел, после чего судорожно закрыв лицо обеими руками, упал возле орудия.

Все в ужасе замерли, ожидая, когда растают клубы порохового чада. Наконец стало возможным рассмотреть детей. Сразу же раздались счастливые, радостные крики. Старый артиллерист с большим трудом оторвал ладони от лица и взглянул на море. И первым, что бросилось ему в глаза, было тело мертвой акулы.

Темы

Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой.
Мужественность — ведущая тема повествования писателя. В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием. Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.

Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.

Проблемы

Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место. Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы. Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».

Чему учит

Повествование «Акула» четко и целенаправленно указывает нам на моральные ценности, используя как пример отца ребенка, артиллериста, дает урок нравственности. В самых критических жизненных ситуациях поможет отвага, сосредоточенность и сила духа. Рассказ также является напоминанием о необходимости правильно оценивать возможную степень угрозы. Дети покинули купальню и подвергли себя опасности, взрослые не стали препятствовать детским шалостям, в результате чуть не произошла трагедия.

Художественные особенности

Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица. Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока. В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты. (Сократ)

У каждого человека есть своя заветная мечта. Мне кажется, что мечты — это то, чем живет человек, то, что дает ему полноценную, полную событиями, радостями и огорчениями, может быть, жизнь. Мечта — это то, что позволяет совершенствоваться человеку, совершенствоваться внутренне. Мечта помогает сделать человека более целеустремленным, более жизнерадостным. Мечта — это прежде всего любовь. А как же человеку без мечты и любви!?

Мечта — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье . Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность (например, такой мечтой может быть желание поехать в какое-либо место — это не осчастливит человека до конца его дней, зато он будет вспоминать и рассказывать об этом событии достаточно долго как об одном из наиболее приятных моментов в каком-нибудь периоде его жизни). А также это могут быть и несбыточные желания, как достижения бессмертия и желания, которые могут сбыться при особых обстоятельствах (например власть над всей вселенной, становление очень сильным, полет на Марс и т. п.)

Мечта — это то, что, отличает любого человека, вообще от всех людей и животных. У животных тоже есть разум, но нет главного – мечты. Они не могут мечтать о чем-то, живут лишь потребностями. Мечта — это что-то большее, чем потребность. Мечта — это то, к чему мы идем или стараемся идти всю жизнь или какой-то конкретный отрезок времени.

Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни. (Вольтер)

Сочинение Человек без мечты, словно птица без крыльев

Мы часто задумываемся о том, нужна ли мечта человеку. А может ли человек жить без мечты? Вот монологическое высказывание на эту тему:

Я считаю, что человеку необходима мечта. Этому есть логическое объяснение. Во-первых, она дает стимулы жить. Чтобы достичь желаемого результата, человеку приходится прилагать усилия, познавать новое, менять мир и меняться самому. Ведь мечту можно рассматривать как единую великую цель. А на пути к осуществлению каждого желания существуют десятки подходов. Порой для того, чтобы приблизиться к своей мечте, нужно научиться отделять «семена от плевел», и определить какою же тропой стоит следовать, какое стремление считается верным.

Ярким примером того, что мечта может помочь человеку «взлететь», является Ассоль из произведения А. Грина «Алые паруса». Девушка мечтала о том, что когда-нибудь за ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Это мечта будущего гуляла соль, и не давала ей сломиться перед издевательствами жестоких соседей. Она верила несмотря не на что Светлое будущее. В конечном итоге её ожидания не были напрасны.

В заключение я хочу сказать, что людям нужно чаще мечтать и стараться исполнять свои мечты. Для этого придется много поработать, чем-то пожертвовать. Зато результат вас очень порадует и сделает счастливым. Мечту нельзя предавать, откладывать, забывать. Ведь она всегда может стать реальностью, нужно только быть терпеливым и настойчивым. Тогда результат не заставит себя долго ждать. Мечты делают нас лучше, они мотивируют нас, ставят цели. Мечты – это прекрасно!

Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни… (Д. И. Писарев)

Аргументы из литературы на тему: Что такое мечта

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня мечтала о любви — такой же прекрасной, как в ее любимых книгах. Желание Татьяны исполнилось, но ее история была трагической, а не романтичной: Евгений не разделил ее чувства. Однако даже муки любви стали для нее отрадой сердца. Мысли об избраннике причиняли ей боль, но они же и доставляли наслаждение. Мечты не всегда сбываются так, как мы того хотим, но это не делает чудо воплощения грезы менее таинственным и волнующим.

И. Гончарова «Обломов»

Ярким примером в данном случае выступает Илья Ильич из произведения Гончарова «Обломов». В данном романе главный герой постоянно мечтает о том, чтобы улучшить свою жизнь, а именно создать семью и навести порядок в поместье, чтобы получить большую прибыль, но его лень не позволяла ему это делать. Илья Ильич проводил дни в тёплой кровати, стараясь меньше напрягать себя делами. Таким людям, как Обломов трудно реализовать себя в жизни потому, что мечта может осуществиться, только в том случае, если человек будет стремиться её осуществить.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Тема мечты поднимается и в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Для Акакия Акакиевича Башмачкина мечтой становится покупка шинели. Так как герой был небогат, а на улице стояли морозы, новая шинель для Башмачкина была единственным стремлением. Он действительно многое время копил на новую шинель, при этом экономя абсолютно на всем. Когда шинель была готова, Акакий Акакиевич будто возродился. Сбывшаяся мечта позволила герою почувствовать веру в самого себя и в свои силы. Однако в тот же день у Башмачкина крадут шинель, а в ближайшие дни ему отказывают в помощи, не желая искать шинель. Мечта вступает в конфликт с реальностью. Жестокое общество оставляет Башмачкина без мечты, и главный герой умирает.

А. П. Чехов «Ионыч»

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой был активным и целеустремлённым молодым человеком, которого по жизни вела мечта. Он грезил о том, что станет известным и востребованным специалистом в сфере медицины, а также будет развиваться и в других сферах человеческого бытия, приумножая свой интеллектуальный и культурный багаж. Разумеется, он мечтал и о любви, которая разделит все его увлечения. Но постепенно реальность все больше разочаровывала его, и он, поддавшись унынию, растерял все свои грезы. Сначала его перевели на службу в захолустье, где не было возможности культурно и интеллектуально развиваться. Потом он влюбился, но девушка ему отказала. Да и призвание перестало его радовать, ведь пациенты приходили к нему с однотипными и скучными жалобами, что никак не способствовало его профессиональному росту. Лишившись грёз, герой опустился и обрюзг. Теперь его досугом были только вечера в игорном доме и выпивка, а его единственной страстью стало накопительство. Он потерял веру в прежние идеалы и превратился в ограниченного и пассивного обывателя, который так и не завёл семью, так и не стал тем, кем хотел быть. Его действительно можно сравнить только с птицей без крыльев.

А.П. Чехов «Человек в футляре»

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» описывается мужчина, у которого нет грёз. Главный герой произведения живёт в своём маленьком мире, не признает ничего нового, не имеет товарищей и любимой женщины. Все, что выходит за рамки его психологического футляра, им отвергается, как что-то позорное, недостойное. Физически его замкнутость находит отражение в тёплом пальто, которое давало возможность закрыться от внешнего мира. Беликов не умеет мечтать, он лишён этой способности, потому что боится ее, как и всего того, что может доставить неудобство, прервать рутинную череду его занятий. Его жизнь скучна и размерена, он знает только работу, свои книги, написанные на мертвом языке, и маленькую комнатушку. Отсутствие стремлений иссушило его душу, поэтому он скончался в расцвете сил, так и не добившись ничего весомого, так и не заведя семью, так и не познав счастья. Беликов настолько прикован к одному месту, что кажется, будто от него отрезали какую-то очень важную часть, как раз и отвечающую за способность к полету.

А. Грин «Алые паруса»

Тема мечты поднимается в повести А. Грина «Алые паруса». Главная героиня Ассоль однажды в лесу встретила волшебника Эгля, который поведал ей о том, что она обязательно встретит принца, приплывшего к ней на корабле, у которого будут алые паруса. Это событие становится настоящей мечтой Ассоль. Она не давала девушке опускать руки. Благодаря своей мечте Ассоль смогла справиться со всеми жизненными трудностями на своем пути. Жители Каперны не верили в то, что за Ассоль приплывет принц, и смеялись над ней. Однако героиня верила до конца. И эта вера в мечту привела к тому, что Грэй, узнавший о желаниях Ассоль, действительно приплыл к ней на корабле с алыми парусами.

А. П. Чехов «Ионыч»

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой потерял веру в мечту, отказавшись от желаний юности. Его возлюбленная отказала в ответ на предложение руки и сердца, в маленьком городке не было интересной практики, местное общество не отличалось интеллигентностью, и в результате молодой человек разочаровался в своих идеалах. Когда-то он был амбициозным медиком, который хотел помогать людям, а теперь стал лишь обрюзгшим и жадным обывателем, смыслом жизни которого было накопительство. Дмитрий превратился в Ионыча, который подолгу засиживался за игральным столом и налегал на спиртные напитки. Ни призвание, ни любовь, ни семья его больше не интересовали. Тупое мещанское самодовольство застыло на лице, в котором раньше люди видели одухотворенность и стремление к цели. Отсутствие мечты действительно «обрезало крылья» Старцеву, изменило его в худшую сторону.

Цитаты о мечте

Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее.
Михаил Михайлович Пришвин

Мечтайте о великом; лишь великие мечты в силах затронуть людские души!
Марк Аврелий

Мечтай по-крупному, мелкие мечты не зажигают сердца.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Шутить с мечтой опасно, разбитая мечта может составить несчастие жизни, гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести ее в жертву.
Дмитрий Иванович Писарев

В мечте есть сторона, которая лучше действительности, в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.
Лев Николаевич Толстой

Именно в мечтах рождаются новые идеи Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека.
Алексей Семенович Яковлев
t

Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда.
А.Н.Крылов

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

Оноре Бальзак

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются.
А. Дюма-отец

Если вы откажитесь от своей мечты, то, что останется?
Джим Керри

Человек без мечты, как птица без крыльев!

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Мечты очень опасная вещь: они тлеют, как огонь, и иногда совсем поглощают нас. (Артур Голден)

Мечты — это не глаза, а разум. Я не вижу, но тем не менее мечты у меня есть. (Татьяна Толстая)

Поделиться

На чтение 15 мин. Просмотров 120 Опубликовано

Повесть А. И. Куприна «Олеся» трагическая история любви между богатым барином и простолюдинкой, обладающей мистическими способностями. Социальное неравенство стало пропастью между молодыми людьми, погубив светлые, чистые чувства.

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся» является одним из центральных в произведении.

Внешность

О внешности Ивана почти ничего не известно. Человек интеллигентной наружности. Высокого роста. Худощавого телосложения. Лицо украшала легкая, рыжеватого цвета щетина, придавая мужественный вид.

Социальное положение

Городской интеллигент. Барин. Человек из приличного общества, получивший прекрасное воспитание и образование.

Род деятельности

Известно, что Иван служит в каком-то ведомстве. В свободное от работы время пробуется в жанре литературной журналистики. Пытается писать рассказы, один из которых публиковался в городском издании. Собирает народные сказания и былины для творчества.

«…а я в то время (рассказывать, так рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы…»

«…мне здесь оставаться неудобно и негде, да, наконец, и службой пренебрегать нельзя…»

Характер

Среди основных черт характера Ивана Тимофеевича хочется отметить следующих:

У главной героини Олеси сложилось собственное мнение относительно характера Ивана Тимофеевича.

«…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уж все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много будет в жизни зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»

Любовь в жизни Ивана Тимофеевича

Встреча с молодой колдуньей перевернула жизнь барина, скрасив однообразные, серые будни. Она сразу привлекла внимание Ивана. Олеся была не похожа на девушек, которых он знал. Несмотря на социальное различие, Иван Тимофеевич и Олеся полюбили друг друга, но любовь была различна. Иван не принимал Олесю такой, какая она есть. Он увлекся красотой, неординарностью, самобытностью. Долго взвешивал за и против, прежде чем сделать предложение о замужестве. Он боялся своих чувств. Именно эта причина помешала состояться свадьбе. Слишком нерешительный был барин.

Олеся, видя недостатки Ивана, любила всей душой, ничего не требуя взамен. Она понимала, что им не быть вместе. Карты предсказали одни беды от отношений, но отказаться от встреч было выше ее сил. Ради него она пошла в церковь, куда ведьмам вход воспрещен, однако любимый не смог по достоинству оценить ее жертвенность. Девушке пришлось бежать из села. В память о своей любви, она оставляет на окне ярко-коралловые бусы, те, которые он ей когда-то подарил.

Добавить в избранноеСодержание:

Любовная линия повести

Иван Тимофеевич — молодой барин, образованный и интеллигентный, живущий в городе, но по долгу службы попавший вместе со своим дворецким Ярмолой в далекое селение под названием Переброд. Там он попадает в хату к старой и агрессивной гадалке Мануйлихе, которая за деньги согласилась организовать гадание. У старухи Иван знакомится с молодой девушкой Олесей, которая запала ему в душу и смогла привлечь его. Долго герой думал о ней, мечтая её увидеть, пока однажды не решился навестить Олесю снова.

Иван просил Олесю поворожить ему, но та, как оказалось, уже делала обряд гадания на его судьбу. Он показал, что ждет героя любовь, которая принесет лишь одни несчастья и позор, а также, что ему не стоит ожидать богатств, так как деньги уходят из его рук, не задерживаясь.

Шло время, и чувства между возлюбленными превратились в сильную любовь. Юноша всё больше очаровывался внутренним миром и ярким обликом девушки, несмотря на то, что их беседы нередко заканчивались спором. Иван всё чаще стал задумываться о свадьбе, но Олеся лишь уклонялась от ответа, утверждая, что венчание и свадьба невозможны из-за её магических способностей.

В один из дней Иван видит свою любимую в слезах и узнает, что местный урядник пригрозил пустить гадалок по этапу и велел покинуть избу. Молодой человек очень хотел помочь женщинам, однако это лишь испортило отношения между влюбленными. Девушка призналась, что думала, что избежит судьбы. Но поняла, что это невозможно.

Юноша решил взять девушку в жены, но встретил отказ. Чтобы доказать, что причина не в боязни церкви, Олеся назначает возлюбленному встречу.

Опаздывая, барин узнает, что его любимая убежала от разгневанных девиц, желавших опозорить девушку. Он находит Олесю в лесу, избитую и без сознания. Придя в себя, героиня сожалеет, что не смогла подарить барину сына.

Ночью в селе была сильная гроза, которая повредила жилье сельчан. Слуга разбудил героя и сказал тому покинуть село.

Портрет и характеристика Ивана Тимофеевича

Юный барин является ключевым героем в произведении. Чтобы составить полное впечатление, необходимо подробнее ознакомиться с характеристикой образа Ивана Тимофеевича в повести «Олеся»:

  • описание внешнего облика дано скудно, известно лишь, что он был высок, худощав и обладал легкой рыжеватой щетиной, придававшей ему мужественности.
  • юноша относился к высшему обществу, был человеком с хорошим образованием и статусом барина. Служил в одном из ведомств, в свободное время искал себя в журналистике, пытаясь писать рассказы и собирая былины и повести;
  • обладал следующими чертами характера: мягкий, нерешительный и добродушный. Чувства и эмоции свои скрывал, не имея способности в них разобраться.

Главная героиня повести — возлюбленная героя также составила о нём своё мнение, посчитав того «хотя и добрым, но слабым», безвольным и доброта его, по её мнению, была нехорошая.

Цитата: «Мало быть честным перед другими. Нужно быть честным перед самим собою» как нельзя лучше говорит о юноше.

Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича — это яркий пример, как характер героя негативно влияет на чувства и жизнь не только его, но и окружающих и любимых им людей.

Описывать героя можно долго, но ярким примером его слабохарактерности, безусловно, является то, что он не принимал свою любимую такой, какая она есть, долго метался, прежде чем предложить возлюбленной брак, боясь своих чувств и действуя нерешительно.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Молодой дворянин Иван Тимофеевич является одним из центральных героев повести «Олеся» Куприна. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся»: описание героя в цитатах.Смотрите: Краткое содержание повести— Все материалы по повести «Олеся»

Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся»

Иван Тимофеевич является молодым холостым мужчиной: «…Ты молодой, свободный… Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь?..»Он — образованный дворянин: «…Ну какая я тебе жена на самом деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею, и куда ступить не знаю… Ты одного стыда из‑за меня не оберешься…»Иван Тимофеевич — человек из приличного общества: «…я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев…» Он служит в каком-то ведомстве: «…мне здесь оставаться неудобно и негде, да, наконец, и службой пренебрегать нельзя…»Иван Тимофеевич является начинающим писателем. Он уже напечатал один рассказ в газете:«…А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы…»Он — тихий, скромный человек: «…Человек я тихий, скромный, а ты столько страхов про меня наговорила…»Иван Тимофеевич ведет себя просто с людьми:«…привязался… <…> за мое простое обращение…»Он помогает бедной семье своего слуги Ярмолы:«…за помощь, которую я изредка оказывал его вечно голодающей семье…»Иван Тимофеевич любит бродячую жизнь: «…Ни разу ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулась за это время в моей душе…»Он любит охоту:«…сильно ко мне привязался, привязался за нашу общую страсть к охоте…»Иван Тимофеевич — несуеверный человек. Он не верит в колдовство и судьбу: «…Олеся, опять ты про свою судьбу? – воскликнул я нетерпеливо. – Не хочу я в нее верить… и не буду никогда верить!..»«Колдунья» Олеся дает герою следующую характеристику: «…Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»Олеся предсказывает Ивану Тимофеевичу судьбу: «…Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на себя наложить захотите… Такое у вас дело одно выйдет… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого‑то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет еще через много лет, а вот в этом году… Я не знаю, уж когда именно, – карты говорят, что очень скоро… Может быть, даже и в этом месяце <…> Падает вам большая любовь со стороны какой‑то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами…» Олеся и Иван Тимофеевич состоят в любовных отношениях, которые заканчиваются очень грустно: «- Олеся! Ты прощаешься со мною так, как будто бы  мы  уже  не  увидимся больше! — воскликнул я с испугом. — Не знаю, не знаю, мой милый. Ничего не знаю. Ну поезжай с богом. Нет, постой… еще минуточку… Наклони ко мне ухо… Знаешь, о чем я жалею?  — зашептала она, прикасаясь губами к моей щеке. — О том, что у меня  нет  от тебя ребеночка… Ах, как я была бы рада этому!»Это был цитатный образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести «Олеся» Куприна, описание героя в цитатах.Смотрите: Все материалы по повести «Олеся»

Иван Тимофеевич — главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это интеллигентный молодой барин высокого роста, худощавого телосложения. Он получил хорошее воспитание и образование в городе.

Местные жители оказались не очень приветливыми, неохотно идут на контакт с незнакомым барином, никакой информацией делиться с ним не желают. Ивана Тимофеевича раздражает рабская покорность и ограниченность местных крестьян. От скуки он уже не знает чем заняться; перечитал все книги, какие у него были.

Иван Тимофеевич пробует обучить грамоте своего слугу, но из этой затеи ничего не вышло. Ярмола оказался совершенно непонятливым учеником, а Ивану Тимофеевичу не хватило терпения довести это дело до конца.

Вместе с тем, слуга привязался к барину. Иван Тимофеевич, в отличие от деревенских жителей, не упрекает Ярмолу за пьянство, и помогает его нищей семье. Ещё их объединяет общая страсть к охоте.

Молодые люди признаются друг другу в любви. Иван готов жениться на Олесе, но его мучают сомнения, как воспримут их неравный брак в обществе. Вместе с тем, герой не может представить, что расстанется с ней. Поборов страх, Иван Тимофеевич всё-таки делает Олесе предложение, но она не даёт согласие.

Его нерешительность и робость приведут их отношения к трагической развязке. Иван Тимофеевич предчувствовал, чем может закончиться поход Олеси в церковь, но не остановил её. Девушка оказалась сильнее его морально. Олеся великодушно жертвует своей любовью ради спокойной жизни Ивана Тимофеевича.

Характеристика

Повествование произведения А.И. Куприна «Олеся» ведется от его главного персонажа Ивана Тимофеевича. Он городской барин, а значит очень образованный и воспитанный человек. Имел навыки письма и чтения, а также интересовался медициной. Из первой главы мы узнаем, что герой прочитал огромное количество книг и даже отправлял свой личный рассказ в газету. Но обучать грамотности других людей Иван Тимофеевич не стремился, а только научил Ярмолу писать его фамилию.

Автор не посчитал нужным описать его внешность. Благодаря его разговорам с Олесей мы узнаем, что он молод и не обременен узами брака. Герой не любит, когда люди прислуживаются, целуют руки, понимая, что после многовекового рабства и насилия потребуется немало времени, чтобы это ушло. Одним из его любимых занятий является охота. Из-за нее он и оказался с ведьмами в избе.

Когда Иван Тимофеевич встретил Мануйлиху, он не опешил и схитрил, предложив ей деньги за гадание. Окружающие его люди говорили, что персонаж имеет противоречивый характер. Он может быть одновременно добрым и коварным. Испытывает серьезный стресс, когда нужно сделать выбор и, всё-таки совершает промах.

Автор дает понять читателям, что его герой влюблен в молодую ведьму. Иван Тимофеевич и сам так думал, разлучившись с ней. Олесе тоже он симпатичен, но после гадания она понимает, что он не так хорош, как кажется. А когда в его голове появились мысли о женитьбе, стал сомневаться, боясь возможных несчастий. Все-таки у него появилось желание остановить Олесю, он понимал, что ей придется нелегко, если она попадет в церковь. Однако остановить ее не осмелился, проявив свою слабость духа и нерешительность.

Девушка предсказывает Ивану Тимофеевичу, что у него будет любовная связь, которая закончится для женщины позором.

Он смог уговорить ее сходить в местную церковь, очарованная его харизмой Олеся решается на этот шаг, и закончилось это событие очень печально. Девушку жестоко истерзали местные жители, они считали ее ведьмой. Она, испытав испуг и унижение, покидает церковь.

Через некоторое время Иван Тимофеевич обнаруживает пустой дом Майнулихи и только ниточка бус из красного коралла осталось на память о любви. Герой прекрасно осознавал все последствия своих поступков, но ему не хватило силы воли изменить ход событий. Значит, его чувства были не искренны, и Олеся пострадала, доверившись ему, она вовремя не одумалась.

<glav>Другие темы:</glav>← Олеся из произведения Олеся↑ КупринШурочка в рассказе Поединок → `

Иван Тимофеевич в повести Олеся

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Царевна-несмеяна Васнецова

    В.М.Васнецов — великий русский художник-сказочник. Его работы познакомили с миром сказок не в привычном литературном понимании, а художественном. Из под пера мастера появились на свет «Богатыри»

  • Тема греха и покаяния в пьесе Гроза — сочинение

    Произведение А.Н.Островского «Гроза» является достоянием мировой драматургии. В ней поднимаются философские и социальные проблемы общества. Также затрагиваются и религиозные темы

  • Тема патриотизма в романе Война и мир Толстого

    Роман под названием «Война и мир» от начала до конца пропитан духом патриотизма. Люди любили и уважали свою страну, несмотря на то, что в аристократическом обществе было много французских манер

(2)

Иван Тимофеевич, по-видимому, начинающий литератор, по долгу службы оказавшийся в полесской деревне и поехавший туда «даже с  радостью» в надежде почерпнуть что-то для своего будущего творчества. Однако перебродские крестьяне быстро разочаровали его своей «несообщительностью» и ограниченностью, все его попытки узнать их ближе, затем — лечить, учить — оказались безрезультатными, и он потерял к ним интерес. Книги тоже быстро иссякли, и единственным развлечением Ивана Тимофеевича сделалась охота. Но когда и охота стала невозможной из-за погоды, он совсем затосковал. И только упоминание Ярмолы о «ведьмаках» всколыхнуло В его душе прежнее ожидание чудесного.

С первого взгляда он поражён её красотой, неординарностью и независимостью. Знакомясь с ней всё ближе и ближе, герой постепенно забывает о своём книжном восприятии мира и очаровывается не столько красотой и таинственностью девушки, сколько её самобытной натурой. Ивана Тимофеевича неодолимо тянет к Олесе, быть рядом с ней «сцепалось потребностью» для него.

Можно говорить  о романтических устремлениях Ивана Тимофеевича, о его притязаниях на литературное поприще, о начитанности, желании быть интеллигентным и нести культуру «первобытным натурам», умении чувствовать красоту природы. Вместе с тем что-тосмущает в герое, не видимое сразу, но интуитивно угадываемое. Вспомним о гадании Олеси Ивану Тимофеевичу:  Человек вы хотя и добрый, но только слабый … Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин.

В самом деле, Иван Тимофеевич вроде бы добрый и отзывчивый: он пытается помогать местным крестьянам, но, видя их ограниченность, скоро оставляет свои попытки; хочет защитить от посягательств властей Олесю и её бабушку, но дальше разговора с урядником дело не идёт; даже предчувствуя какую-то неотвратимую беду, которая незримо нависла над возлюбленной, он не делает никаких попыток предотвратить её, потому что больше думает о себе и о том, какое впечатление он производит на других … Действительно, сердце у него «ленивое», а сам он «слабый», подчиняющийся обстоятельствам человек: финал говорит сам за себя.

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2122-harakteristika-ivana-timofeevicha-olesya.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/kharakteristika-ivana-timofeevicha.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/04/ivan-timofeevich-olesja-kuprin.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/kuprin/ivan-timofeevich-v-povesti-olesya
  • https://info-shkola.ru/harakteristika-ivana-timofeevicha/

Всем привет,
Первый выпуск поединков мне понравился, даже очень. Но при этом весь просмотр меня не покидало чувство дискомфорта, даже какого-то непокоя.
Сначала я не мог понять, отчего это и только потом осознал — но о плохом в конце поста, начну с хорошего.

Очень сильный и ровный выпуск, да и голосовалка подтверждает — почти 30 процентов проголосовали за «Все понравились», а меньше 15 голосов ни один номер не набрал, удивительно! Я и сам проголосовал за «Все понравились», настолько это в целом было ровно и сильно, но по-честному, номера 3-4 мне все-таки не зашли. Но главное — даже спорные номера по-своему любопытны и по ним есть что обсуждать. Выходит, зря я ругался на кастинг, ЗС есть с кем работать!
Пройдусь немного по наставникам.

Дима Билан
У Димы были хорошие и сильные номера. Я не со всеми выборами согласен, но думаю, у Димы в каждом случае были причины для такого решения.
Еще иногда Дима говорил странное, но он всегда такой, немного на своей волне.

Пелагея
Отличные номера, просто на загляденье, моя любимая наставница очень порадовала. Правда, в этот раз она была как-то даже эмоциональнее обычного и очень напряжена, мне показалось, что на нее больше других подействовало состояние Градского.

Градский
У него были самые неоднозначные номера, но мне не очень хочется его критиковать, учитывая его состояние. АБГ в этот раз и сам никого не критиковал, а наоборот, всех хвалил — и знаете, это даже как-то напугало, на него не похоже… типа так плохо, что даже ругаться нет сил. Впрочем, возможно, многие номера ему действительно понравились, все-таки уровень был достойный. Тут была небольшая дискуссия на тему, хорошо или нет, что АБГ в таком состоянии сидел весь день на сьемках. Не знаю, тут каждый решает сам, но я почему-то уверен, что Градский сам настоял на том, чтобы присутствовать лично — и, полагаю, контракт или Аксюта здесь ни при чем.
Inside my heart is breaking
My makeup may be flaking
But my smile, still, stays on

Агутин
Леонид немного разочаровал — и номера у него были послабее коллег и решения мне не понравились. В общем, Агутин не изменяет себе и напрягается меньше других — к сожалению, это нашло свое отражение и в номерах. Из положительного — он, по-моему, единственный из четверки, кто не выглядел напряженным в обсуждениях.

Левин — Юдин
Mоdern Talking… моя юность, спасибо Диме за ностальгию. Номер был очень приятный с простенькой, но милой хореографией и задал очень позитивное настроение просмотру. Мне Левин более интересен, но Диме как раз любопытнее такие типажи, как Юдин, поэтому я не сомневался в том, кто пойдет дальше.

Кочева — Макин — Моисеева
Один из тех номеров, которые мне не понравились. Трио вообще на Голосе редкий гость и крайне редко они удаются, обычно в них все предрешено заранее и неважно, кто как споет да и кому сколько петь достанется. Вот и тут АБГ, полагаю, заранее определился со своими симпатиями. Номер получился очень сырой и никто в нем хорошо не выглядел. Мирослава не оставила четкого впечатления, у Моисеевой голос все-таки немного грубоват для этой песни, а Макину вообще толком спеть не дали. По-хорошему, в этом трио должна была оказаться Ника, ведь из-за нее получился перебор. А так как-то нехорошо Адильхан и Марина ушли, как будто у них только СП было, да и Мирославе этот номер ничего не добавил. Но ладно, учитывая ситуацию, я не буду АБГ особо критиковать, может был бы здоров, раскрыл бы всех побольше.

Полищук — Явкин
Я предполагал, что Леонид будет меня расстраивать сливами перспективных участников, но как-то уж слишком жестко вышло. Олеся для меня была самой интересной из девушек Леонида наряду с Аной Агрба, а он их прям так сразу и убрал. Такое ощущение, что расстилается дорожка перед Кариной Купер, она же у нас лучший женский вокал в его команде.
Я вообще хорошо отношусь ко всяким голливудско-диснеевским саундтрекам, но «Красавица и чудовище» меня и в оригинале не цепляет, хотя все вроде и красиво. Мне показалось, Агутин не стал заморачиваться и последовал чисто визуальным ассоциациям, облик Вячеслава действительно напоминает принца из сказок, а Олеся вполне подходит на роль принцессы. Чудовища не наблюдается, но, как говорится, если факты не удовлетворяют моей теории, тем хуже для фактов :-). Будем считать, что в роли чудовища выступил Леонид, только спасти красавицу было некому.
И визуально выглядело действительно красиво и пели очень мило, но не было сноса крыши, не было того, ради чего стоило сталкивать двух таких сильных участников в первом же раунде. Тембр Олеси вообще затрагивает какие-то струнки в моей душе и мне безумно жаль, что она покинула проект. Вячеслав мне тоже нравится, но как я уже говорил, если ставишь таких сильных участников вместе, на выходе должно было быть что-то реально улетное. К тому же Леонид уже делал раньше дуэт на эту песню, можно было не полениться и что-то новое придумать.

Кошкина — Цымлова
Потрясающий дуэт. Причем мне больше всего понравилось именно двухголосье, девушки замечательно звучали вместе. У меня почему-то возникла ассоциация с песней «Одинокая гармонь», не знаю почему, наверное, есть какое-то созвучие. Я с удивлением и улыбкой прочитал многостраничное обсуждение смысла песни, по-моему, там все однозначно. Впрочем, мы, мужчины, существа примитивные :-). В общем, получился очень гармоничный дуэт, однозначная творческая удача Пелагеи и зачет обеим участницам, не могу и не хочу никого выделять. Мой первый голос.

Флора — Адилет
Хороший получился дуэт. Визуально Флора по образу очень напомнила Наталью Крачковскую в комедиях Гайдая, но смотрелось все очень неплохо и дуэт удался. Мне, признаться, оба участника не очень интересны, но Дима сумел показать их с выгодной стороны. Выбор понятен, Адилет крепкий профессионал, да и работать с ним наверняка проще, чем с эмоциональной и непредсказуемой Флорой.

Курганова — Коваль
Из серии «Мэтры шутят». У АБГ своеобразное чувство юмора, не всегда совпадающее с моим. И вот этот прикол мне не зашел, хотя тут на форуме доходчиво обьяснили идею. Одно дело — «Голубой Щенок» в 6-м сезоне, когда Янковский был в своей стихии и сам хотел покинуть проект. А здесь это было нехорошо по отношению к Юле Коваль, которая ушла с неприятным для себя номером, не успев ничего показать толком. Возможно, дело было и в исполнении, номер был явно сыроват. Девушки очень старались и не подвели своего наставника, ни одним жестом или взглядом не дав понять, что этот балаган не совсем то, на что они рассчитывали, приходя на вокальный конкурс. Но слов я практически не смог разобрать, да и прыгали они активно, но как-то кто в лес, кто по дрова. Но ладно, опять же сделаем скидку на состояние АБГ, главное, чтобы был здоров.

Боджгуа — Волкодав
Замечательная песня и отличное исполнение, оба молодцы. Я на Василия как-то по-новому посмотрел, ну и Саша молодец, получился отличный мужской дуэт, очень сдержанный, но эффектный. Выбор поддерживаю, очень интересно, что будет дальше у тандема Пелагея-Волкодав. Это был бы мой третий голос, если я бы не потратил галочку на «Все понравились».

Диана — Юзари
Идея, может, была и неплохая, но воплощение подкачало. На выходе получилось что-то бесформенное плюс мне участников почти не было слышно из-за оркестра, а это сильно снижает впечатление. Выбор понятен, Леонид любит таких участников, которые сами могут сделать аранжировку и можно ограничиться лишь косметическими советами и корректировками. Так что думаю, что у Юрия есть все шансы продержаться до прямых эфиров.

Ника — Виктор Кириллов
Номер мне понравился, но в большей степени благодаря Виктору, очень красиво звучал, на его фоне Ника, конечно уступала. Я бы вот лучше Виктора послушал в дуэте с Моисеевой, могли бы поинтереснее замутить.

Завидия — Тагиров
Я не очень знаком с творчеством Димы — во многом потому, что вообще не очень слежу за современной российской эстрадой. Но все больше прихожу к мысли, что надо ознакомиться и составить свое мнение. Мне очень понравился этот дуэт, я его уже несколько раз переслушивал. На СП манерный Завидия мне не очень понравился, а здесь вот был очень к месту и они составили замечательный дуэт с Ильхомом. Единственное — слова песни иногда вызывали недоумение, вот эти все «ранее был ранен»… но медитативный припев все сглаживал. С выбором я согласен и все больше предпосылок к тому, что Ильхом будет одним из фаворитов в команде Димы. Мой второй голос.

Ана Агрба — Ли
Еще один номер команды Леонида, который мне не очень зашел, хотя опять же идея любопытная. Но опять была мешанина, которая мне не дала проникнуться как следует, не было какой-то гармонии в номере. И Ана голос толком не показала, и Александр не добавил новых красок к своему образу. Выбор я не поддерживаю, но я уже понял, что, по крайней мере, в отношении команды Агутина, «Мои ожидания — мои проблемы».

Соболева — Малюткина
Согласен, что при монтаже не стоило ставить два немного однотипных номера Пелагеи в один выпуск, к тому же к концу я уже начал немного засыпать. При всем уважении к Ахматовой и Рыбникову, я не являюсь их поклонником, поэтому ни слова, ни музыка меня не тронули. Но понравились голоса девушек, особенно поодиночке. Отмечу два момента, приятный — оказывается, Светлана может петь нежно и проникновенно, не зря мне она показалась интересной на СП. Второй, неприятный — как-то Наталью задвинули в этом выступлении, как будто выбор наставницы был уже предрешен. Впрочем, у Пелагеи слабость к КВН, вспоминаю Ивана Вабищевича во втором (?) сезоне.

Теперь, как обещал, о негативе. Ну, болезнь АБГ добавила напряжения, хотя он старался держаться молодцом и находил добрые слова. Но Пелагея и Дима, как кажется, опасались вступать в диалог, чтобы не усугублять состояние мэтра. Не понравился в этот раз Нагиев, который говорил невпопад, постоянно перебивал наставников, а участников чуть ли не пинками выгонял со сцены. Понимаю, что ему были даны определенные инструкции, но все равно выглядело это крайне неприятно. Ну и вообще такой формат Голоса у меня вызывает раздражение. Нет спасений в поединках, где они как раз, на мой взгляд, нужны больше всего. Кошмарный монтаж, где слова наставников и участников сведены к минимуму. В общем, выпуск оставил ощущение непрерывной гонки, суеты и спешки, только сами номера, к счастью, оставляли позитивное впечатление.

Ждем следующего выпуска, неужели не опустится ниже заданной планки?

  • Эти недостатки вам свойственны как пишется
  • Эссе по рассказу айзека азимова профессия олимпиада
  • Эссе по мультфильму сказки старого пианино
  • Эссе по рассказу бунина слепой
  • Эссе на тему образ государства в сочинениях сенеки марка аврелия цицерона