Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.
По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.
Малышам
«Сова» Виталия Бианки
Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.
Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.
Забронировать книгу в библиотеке
«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста
Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.
Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.
Забронировать книгу в библиотеке
Ребятам постарше
«Теплый хлеб» Константина Паустовского
Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?
Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.
Забронировать книгу в библиотеке
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
«Черный красавчик» Анны Сьюэлл
Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.
Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.
Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.
Забронировать книгу в библиотеке
Подросткам
«Я не тормоз» Нины Дашевской
Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.
«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.
Забронировать книгу в библиотеке
«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта
Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.
Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.
Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.
Забронировать книгу в библиотеке
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
«А
ну-ка, девочки!»
Конкурсная
программа для девочек на 8 Марта
Подготовила:
Н.В.Мишина
Учитель
начальных классов
МОУ
«Средняя школа № 36»
го
Саранск
Ход
мероприятия
Ведущий:
Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости! Завтра вся наша страна будет
отмечать один из самых главных праздников весны 8 Марта! Он считается
Международным Женским Днём, т.к. данный праздник заслужили все женщины, живущие
на планете. Женщина – мать всегда воспевалась поэтами, художниками,
скульпторами. Она наравне с мужчинами ведёт активный образ жизни, участвует в
политике, экономике, занимается воспитанием детей, на её плечах лежит ведение
домашнего хозяйства. Недаром говорится в пословице «При солнышке тепло — при
матери-добро». Завтра вы все будете поздравлять своих мам, бабушек, сестрёнок,
желать им счастья, здоровья и долгих лет жизни.
Наша
сегодняшняя конкурсная программа покажет, насколько умны, талантливы,
обаятельны наши девочки. Но сначала, мы дадим слово нашим мальчикам. Они для
вас приготовили поздравления.
1.Месяц март-месяц
радостный, ясный.
Господа! Наши дамы
прекрасны!
Кати, Светы,
Ксюши, Наташи-
Незабудки, фиалки,
ромашки.
2.Кто нарядом
красив, кто собою,
Большинство же
красивы душою.
В каждой девочке-
солнца кусочек
Веет весною.
Мы любим вас
очень!
3.Поздравляя с
восьмым марта,
Мы откроем вам
секрет:
Наших девочек
прекраснее
Никого на свете
нет!
4. Я сегодня для
девчонок
Поздравления учил,
А сейчас
разволновался-
Эх, все слова
перезабыл!
5.Вы все девчонки
хороши,
Мы говорим вам от
души.
Как на подбор
подобрались,
В один цветочек
собрались.
6.Вы красивы, как
звёздочки,
И глаза блестят
огнём.
А улыбки ваши
милые
Затмевают солнце
днём!
7.Вы у нас такие
славные!
Вы девчонки просто
класс!!!
Потому нам всем
так хочется
Быть похожими на
вас!
8. В этот день, 8
Марта,
Мы желаем вам
добра,
Цветов огромную
охапку
И весеннего тепла.
9. Много счастья и
здоровья,
Быть красивыми
всегда,
Чтоб счастливая
улыбка
Не сходила бы с
лица!
10.С Днём 8 Марта!
С праздником
весенним,
С радостным
волненьем
В этот светлый
час!
11.Дорогие наши,
Добрые, хорошие,
С Днём 8 Марта.
Хором:
Поздравляем вас!
Ведущий: А теперь,
наши девочки, вы должны показать нам, на что вы способны, что вы тоже много
умеете.
Итак,
начинаем соревнование. У нас будет несколько конкурсов. За каждый правильный
ответ вы будете получать сердечко.
Конкурс1.
«Самая умная»
Участницам по
очереди предстоит ответить на вопросы.
1. Средство
передвижения жениха царевны Несмеяны.(Печь)
2. Историю
этой трудолюбивой девушки описали в сказке и французский писатель Шарль Перро,
и немецкие сказочники братья Гримм. Кто главная героиня этой сказки? (Золушка)
3. Как
называется твёрдое состояние воды? (лёд)
4. Этих птиц
ещё в древней Греции использовали для отправления сообщений на дальние
расстояния. Что это за птицы? (Голуби)
5. Назови
настоящее имя Корнея Чуковского (Николай Васильевич Корнейчуков)
6. Эта знаменитая
сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В
предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным
барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в
неприятности. Как называется эта сказка? («Красная Шапочка»)
7. О ком идёт
речь?
Это существо, которое
считает себя хозяином воды. Представляют его в виде старика с зелёной бородой
из тины и водорослей. (Водяной)
8. Как
называется сказочная обувь, благодаря которой её владельцы в считанные минуты
могут преодолевать большие расстояния? ( Сапоги-скороходы)
9. Как
называется харчевня в сказке А.Н.толстого «Золотой ключик». (Харчевня «Трёх
пескарей»)
10. На чём ехали жабы
в стихотворении К.Чуковского «Тараканище»? (На метле).
11. Какие два предмета
помогли девочке Жене из сказки В.Катаева собирать землянику? (Дудочка и
кувшинчик)
12. Что пекут на
сковороде на Масленицу? (Блины)
13. В какую страну
отправился по морю доктор Айболит? (В Африку)
14. Отчего в одной
известной сказке у бедной принцессе всё тело было в синяках? (Спала на
горошине)
Для
мальчиков
У Юли два
яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Юли? (4 яблока)
Конкурс 2.
«Колыбельная песня»
С
рождением ребёнка каждая мама разговаривает с ним, поёт ему песенки, гулит его.
А вот какие колыбельные песни пели вам ваши мамы, мы сейчас послушаем. (Девочки
поют колыбельные песни, мальчики выбирают лучшую песенку)
Конкурс 3.
«Золушка»
Всем
известна сказка Шарля Перро «Золушка». Мачеха заставляла падчерицу выполнять
всю самую трудную работу в доме. Сегодня мы посмотрим, как наши девочки
справятся с работой, которую выполняла Золушка. Нужно перебрать крупу. (Две
девочки перебирают крупу. Смешивается гречневая и рисовая крупы. Побеждает та,
которая заканчивает работу раньше)
Конкурс 4.
«Самая артистичная»
Сейчас наши
девочки покажут, как они умеют танцевать. Выходят по 2 девочки и под музыку
танцуют. Мальчики выбирают лучшую.
Конкурс 5.
«Самая находчивая»
Сейчас мы
проверим, как вы умеете находить выход из любой ситуации.
1.Вы собрались на
праздник: причесались, одели своё любимое платье, а по дороге вас обрызгала
машина грязью. Ваш наряд испорчен. Как вы поступите?
2.Вы собрались на
День рождения к подруге, но забыли купить ей подарок. Как вы поступите?
Мальчики
выбирают самые лучшие варианты ответов в сложившихся ситуациях. Девочки получают
сердечки.
Конкурс 6.
«Самая чудесная хозяюшка».
От того,
какая хозяйка в доме зависят отношения в семье. Сейчас мы посмотрим, какие
будущие хозяйки получатся из наших девочек. (по 2 участницы на каждый конкурс)
1.
С
закрытыми глазами девочки определяют наощупь, какая крупа насыпана в блюдцах.
2.
На
карточках написаны названия продуктов, девочки должны выбрать из них продукты
для приготовления борща.
3.
Сервировка
стола (тарелка, вилка, ложка, нож, фужер, салфетка).
Конкурс
7. «Самая красивая»
Две девочки
по сигналу должны одеть фартук, завязать косынку и громко сказать «А это я!»
Конкурс 8.
«Весенний букет»
Все знают,
что на 8 Марта женщинам дарят цветы. Сегодня мы будем отгадывать названия
цветов.
1.Из-под снега вышел
друг
И весной запахло
вдруг. (Подснежник)
2.Даже ночью
муравьишка
Не пропустит свой
домишко:
Путь-дорожку до
зари освещают фонари.
На больших столбах
подряд
Лампы белые висят.
(Ландыши)
3.Эй, звоночек,
синий цвет,
С язычком, а звону
нет. (Колокольчик)
4.На зелёной
хрупкой ножке
Вырос шарик у
дорожки.
Ветерок пошуршал
И развеял этот
шар. (Одуванчик)
5.Солнце жжёт мою
макушку,
Хочет сделать
погремушку. (Мак)
6.Стоят в поле
сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички (Ромашка)
7.Прекрасная
красавица
Боится лишь
мороза,
В букете всем
нравится?
Какой цветочек? (Роза)
8.Все знакомы с
нами:
Яркие как пламя.
Мы однофамильцы
С мелкими
гроздями,
Полюбуйся дикими
Алыми ….(гвоздиками)
9.Колосится в поле
рожь,
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко-синий и
пушистый,
Только жаль, что
не душистый. (Василёк)
10.Цветик
жёлто-золотистый,
Как цыплёночек,
пушистый.
Сразу вянет от
мороза
Наша неженка… (Мимоза)
11.Пышный,
круглый, как кочан,
Головой нам
покачал.
Летом расцветает
он,
Замечательный … (Пион)
12. Из пустынь
пришёл ко мне
Ёж, живущий на
окне:
Толстенький,
зелёный,
В солнышко
влюблённый!
Пьёт он редко, ест
чуть-чуть,
А зимой ему б
вздремнуть.
И тогда весенним
днём
Обернётся ёж …
цветком. (Кактус)
Ведущий: Наша
конкурсная программа подошла к концу. Хочется сказать нашим девочкам «Какие же
вы у нас умницы!». Сегодня вы показали нам свою находчивость, смелость, ум,
творческие способности, умение находить выход из сложившихся ситуаций. Настало
время подвести итоги и вручить вам призы и подарки. ( Девочки считают
количество полученных сердечек, подводим итог, награждаем победительницу особым
призом, всем остальным вручаем медали)
Ведущий: А сейчас
настало время для вручения подарков. (Мальчики дарят девочкам подарки)
Ученик: С праздником
женским,
С началом весны,
С первой весенней
проталинкой.
Будьте здоровы и
счастливы вы
Успехов больших
вам и маленьких!
Олимпиада по литературному чтению
4 класс
Часть І – 12 баллов
1. (5 б.) По началу произведения определите его жанр:
А) былина Б) сказка В) басня Г) рассказ Д) стихотворение
№ | Начало произведения | Ответ |
1 | Трудно | |
2 | Когда На И | |
3 | Мы И | |
4 | Вырос | |
5 | Жила |
2. (1 б.) Что можно отнести к устному народному
творчеству?
А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
Б) сказки, анекдоты, летописи
В) летописи, авторские произведения
Г) рассказы, скороговорки, сказки
3. (1 б.) Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то
и на …»
А) руке Б) голове В) языке Г) колене
4. (1 б.) Какое предложение является скороговоркой?
А) Свой огонёк ясней горит.
Б) Что это за дорога: кто по ней идёт — тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
5. (1 б.) Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”?
А) царевна Б) Елисей В) зеркальце Г) царица
6. (1 б.) Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?
А) Царевна Несмеяна Б) Золушка
В) Царевна-лягушка Г) Царевна- лебедь
7. (1 б.) В кого НЕ превращался князь Гвидон?
А) муха Б) комар В) паук Г) шмель
Часть ІІ – 20 баллов
- (3 б.) Соедини слова правого и левого столбиков,
чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных
сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
- (12 б.) В графе «№ ответа» запиши № названия
произведения, которое написал указанный автор.
Автор | № ответа | № | Название |
А. | 1 | «Карлик | |
Г. | 2 | «Винни-Пух | |
Ш. | 3 | «ПеппиДлинныйчулок» | |
В. | 4 | «Муха | |
К. | 5 | «Снежная | |
А. | 6 | «Волшебник | |
Н.Носов | 7 | «Девочка | |
К.Булычёв | 8 | «Живая | |
А.Волков | 9 | «Храбрый | |
П.Ершов | 10 | «Кот | |
Братья | 11 | «Конёк-Горбунок» | |
Э. | 12 | «Дядя |
3. (5 б.) Установите соответствие: из каких басен эти отрывки?
№ | Отрывок | Ответ |
1 | Когда | |
2 | Чем | |
3 | Ты | |
4 | А |
А – « Квартет» В – «Лебедь, Щука и Рак»
Б – «Стрекоза и Муравей» Г – «Зеркало и
Обезьяна»
Кто автор этих басен? Напишите.
_______________________________________________________________________________________
Часть ІІІ – 10 баллов
1. (3 б.) Закончи крылатые выражения:
1) Пойди туда – не знаю куда, __________________________________________________________________
2) Скоро сказка сказывается,
__________________________________________________________________
3) Это всё присказка,
__________________________________________________________________
2. (6 б.) Узнай сказку:
1) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми.
______________________________________________________________
2) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с
помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви!
______________________________________________________________
3) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных
водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю!
_________________________________________________________________
4) Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного
персонажа, но, в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого
корыта». Вспомни автора сказки и её название.
_______________________________________________________________
5) Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро
написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано,
что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с
незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка?
__________________________________________________________________
6) В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по
очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как
называется русская сказка с похожим сюжетом?
_____________________________________________________________
3. (1 б.) Вступлением к какой поэме является знаменитое
пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…»?
__________________________________________________________________
ОТВЕТЫ Часть І – 12 баллов
1. (5 б.) По началу произведения определите его жанр:
А) былина Б) сказка В) басня Г) рассказ Д) стихотворение
№ | Начало произведения | Ответ |
1 | Трудно | Г |
2 | Когда На И | В |
3 | Мы И | Д |
4 | Вырос | А |
5 | Жила | Б |
2. (1 б.) Что можно отнести к устному народному творчеству?
А) сказки, поговорки, пословицы, загадки, обряды
Б) сказки, анекдоты, летописи
В) летописи, авторские произведения
Г) рассказы, скороговорки, сказки
3. (1 б.) Закончи пословицу: «У глупого, что на уме, то и на …»
А) руке Б) голове В) языке Г)
колене
4. (1 б.) Какое предложение является скороговоркой?
А) Свой огонёк ясней горит;
Б) Что это за дорога: кто по ней идёт — тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
5. (1 б.) Кто сказал слова в сказке А. С. Пушкина
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”?
А) царевна Б) Елисей В) зеркальце Г)
царица
6. (1 б.) Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?
А) Царевна Несмеяна Б) Золушка
В) Царевна-лягушка Г) Царевна- лебедь
7. (1 б.) В кого НЕ превращался князь Гвидон?
А) муха Б) комар В) паук Г) шмель
Часть ІІ – 20 баллов
(3 б.)
Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания,
которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
- (12 б.) В графе «№ ответа» запиши № названия
произведения, которое написал указанный автор.
Автор | № ответа | № | Название |
А. | 2 | 1 | «Карлик |
Г. | 5 | 2 | «Винни-Пух |
Ш. | 10 | 3 | «ПеппиДлинныйчулок» |
В. | 1 | 4 | «Муха |
К. | 4 | 5 | «Снежная |
А. | 3 | 6 | «Волшебник |
Н.Носов | 8 | 7 | «Девочка |
К.Булычёв | 7 | 8 | «Живая |
А.Волков | 6 | 9 | «Храбрый |
П.Ершов | 11 | 10 | «Кот |
Братья | 9 | 11 | «Конёк-Горбунок» |
Э. | 12 | 12 | «Дядя |
3. (5 б.) Установите соответствие: из каких басен эти отрывки?
№ | Отрывок | Ответ |
1 | Когда | В |
2 | Чем | Г |
3 | Ты | Б |
4 | А | А |
А – « Квартет» В – «Лебедь, Щука и Рак»
Б – «Стрекоза и Муравей» Г – «Зеркало и
Обезьяна»
Кто автор этих басен? Напишите.
И.А. Крылов
Часть ІІІ – 10 баллов
1. (3 б.) Закончи крылатые выражения:
1) Поди туда – не знаю куда,
принеси то, не знаю что.
2) Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается
3) Это всё присказка,
Сказка будет впереди.
- (6 б.) Узнай сказку:
1) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людьми.
Р. Киплинг «Маугли»
2) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с
помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви!
Ш. Перро «Золушка»
3) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из
неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в
неприятную историю!
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»
4) Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного
персонажа, но, в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого
корыта». Вспомни автора сказки и её название.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке»
5) Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро
написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано,
что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с
незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка?
«Красная Шапочка»
6) В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по
очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как
называется русская сказка с похожим сюжетом?
«Теремок»
- (1 б.) Вступлением к какой поэме является знаменитое
пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
«Руслан и Людмила»