Эссе стена жан поль сартр сочинение

Жан-поль сартр: биография этого экзистенциалистского философа жан-поль сартр известная фигура в области философии и литературы считаясь одним из родителей

Жан-Поль Сартр: биография этого экзистенциалистского философа

Жан-Поль Сартр — известная фигура в области философии и литературы считаясь одним из родителей современного экзистенциализма. Философ, писатель и политический деятель считал, что человек является свободным существом и, как таковой, должен нести ответственность за свою собственную судьбу, хотя могут существовать внешние обусловливающие факторы.

Кроме того, Сартр также известен своей политической активностью, поддерживающей сложные отношения с коммунизмом. Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, хотя решил отказаться от премии из-за своих личных убеждений. Чтобы понять ваше мировоззрение, может быть полезно понять вашу жизнь, поэтому в этой статье мы собираемся рассмотреть краткая биография Жана-Поля Сартра , который обозначил философию ХХ века.

  • Вы можете быть заинтересованы: «Экзистенциалистская теория Серена Кьеркегора»

Краткая биография Жана-Поля Сартра

Жан-Поль Шарль Аймар Сартр родился 21 июня 1905 года в городе Париже, Франция, будучи сыном офицера военно-морского флота по имени Жан Батист Сартр и Энн Мари Швейцер .

Однако через несколько месяцев после рождения отца он умер от болезни, заболела во время путешествий. Его мать, с помощью бабушки и дедушки Жан-Поля, обучит его в стимулирующей и интеллектуальной среде. Его дед также инициировал его в интересе к искусству.

Академическое образование этого философа

В 1915 году, в возрасте десяти лет, Сартр поступил в лицей Анри IV в Париже, чтобы начать свое образование , Тем не менее, его мать встретится и заключит повторный брак с Джозефом Манси, в результате чего молодой Сартр должен был переехать в Ла-Рошель. Это будет в Liceo этой местности, где он продолжит свое обучение до 1920 года, в котором он вернется в Париж и завершит свое образование в своем первоначальном институте.

После окончания среднего образования он в течение 1924 года поступил в Парижское высшее учебное заведение, чтобы заниматься в университете. Во время этих исследований он встретил разных людей, которые в будущем стали бы великими авторами, среди которых был тот, кто стал его главным сентиментальным партнером (они установили бы на протяжении всей его жизни открытые противоречивые отношения в то время), Симона де Бовуар. Он получил докторскую степень по философии в 1929 году, будучи первым в своем классе (за которым следует Де Бовуар).

  • Может быть, вы заинтересованы: «Как психология и философия похожи?»

Постдокторская жизнь и первые публикации Сартра

Получив докторскую степень, он начал работать в различных институтах профессором философии, например в Гаврском лицее. Впоследствии, в 1933 году он получил стипендию, которая позволила ему поехать в Германию и обучаться философии разных авторов, таких как Эдмунд Гуссерль (исследуя феноменологию) во Французском институте в Берлине.

После этого он вернется во Францию, снова преподавая в таких школах, как Пастер. На этой стадии он начал бы развивать свое представление о том, что существование предшествует сущности, поскольку мы должны быть в состоянии выбирать. Эта идея будет раскрыта в его первом романе, опубликованном в 1938 году и озаглавленном тошнота, В 1939 году он начал писать другие свои великие произведения, в том числе Бытие и ничто.

Война и Послевоенный

С приходом Второй мировой войны Сартр будет призван Участвовал в войне и был захвачен немцами в 1940 году. В 1941 году ему удалось сбежать, выдав себя за гражданское лицо, а также поддерживал и участвовал во французском сопротивлении.

В 1943 году он опубликовал свою самую важную работу и известен на философском уровне, Бытие и ничто, в котором он предложил свою версию экзистенциалистской философии. Эта работа, находящаяся под сильным влиянием экзистенциализма Хайдеггера (считавшегося в то время великим авторитетом в этом философском потоке) и других авторов, таких как Гуссерль или Кьеркегор, привела бы его к большой популярности.

Со временем, в 1945 году решил отказаться от преподавания и полностью посвятить себя литературному и философскому творчеству как писателя , Он основал вместе со своим партнером Симоной де Бовуар и другими авторами, такими как Раймон Арон, журнал Les temps modernes, большое влияние в то время.

Ваш политический активизм

Как мы уже упоминали ранее, Сартр также известен своей политической активностью, поддерживающей активное участие в этой области в течение длительного времени. Этот активизм будет особенно активным после 1947 года. Исходя из социалистических идей, автор критически относился к холодной войне и действиям как блока США, так и советского блока.

Несмотря на существование расхождений, у него есть подход к коммунистическим идеям, он много раз ездил в Москву и входил в различные ассоциации, а также поддерживал кубинскую революцию и культурную революцию в Китае.

В 1964 году имя Сартру было предложено присудить ему Нобелевскую премию по литературе. , Однако автор решил отклонить эту награду, учитывая, что для связи между автором и читателем не требуются посредники.

Он также принимал активное участие в восстании в мае 1968 года и открыто осудили войну во Вьетнаме и военные преступления, совершенные в ней сотрудничая в формировании Стокгольмского международного суда.

Также в этот период автор продолжает публиковать различные работы. Вместе с Морисом Клавелем он создал агентство «Liberátion» в 1973 году, которое впоследствии стало газетой, директором которой он будет.

Последние годы и смерть

Тем не менее, с годами здоровье Сартра начнет ухудшаться, теряя зрение и постепенно уходя от литературного творчества.

В течение мая месяца 1980 года Жан-Поль Сартр был помещен в больницу Бруссе в Париже, из-за страданий отека легких и гипертонического криза , 15 апреля 1980 года этот отек осложнился сердечным приступом, который закончился его смертью в девять часов вечера в компании Симоны Де Бовуар и его приемной дочери Арлетт Эль Каим.

Наследие этого автора является широким, фокусируя философию на проблемах взаимоотношений между собой и обществом. также его идеи оказали влияние на такие дисциплины, как психология , способствуя мысли и созданию гуманистического течения.

Симона де Бовуар. Интервью 1975 г. (рус. субтитры) (August 2021).

Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905-1980) – французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист и педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 г., от которой отказался.

В биографии Жана-Поля Сартра есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сартра.

zhan pol sartr

Биография Жана-Поля Сартра

Жан-Поль Сартр появился на свет 21 июня 1905 года в Париже. Он рос в семье военнослужащего Жана-Батиста Сартра и его супруги Анны-Марии Швейцер. У своих родителей он был единственным ребенком.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Жана-Поля произошла еще в годовалом возрасте, когда не стало его отца. После этого семейство переехало в родительский дом в Медоне.

Мать очень любила сына, стараясь обеспечить его всем необходимым. Стоит отметить, что Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом глазу.

zhan pol sartr v yunosti Жан-Поль Сартр в юности

Чрезмерная забота матери и родственников развила в мальчике такие качества, как самовлюбленность и высокомерие.

Не смотря на то, что все родные проявляли к Сартру искреннюю любовь, он не отвечал им взаимностью. Интересен факт, что в своем труде «Слова», философ назвал жизнь в доме адом, наполненным лицемерием.

Во многом, Жан-Поль стал атеистом по причине напряженной атмосферы в семье. Его бабушка придерживалась католицизма, тогда как дед был протестантом. Юноша был частым свидетелем того, как они высмеивали религиозные взгляды друг друга.

Это привело к тому, что Сартр посчитал, что обе религии не представляют собой никакой ценности.

В подростковом возрасте он обучался в лицее, после чего продолжил получать образование в Высшей нормальной школе. Именно в тот период биографии у него проявился интерес к борьбе с властью.

Философия и литература

Успешно защитив философскую диссертацию и поработав преподавателем философии в Гаврском лицее, Жан-Поль Сартр отправился на стажировку в Берлин. Вернувшись домой он продолжил заниматься преподавательской деятельностью в разных лицеях.

Сартр отличался отличным чувством юмора, высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Любопытно, что за один год он успевал прочитывать свыше 300 книг! Одновременно с этим он писал стихи, песни и рассказы.

Тогда же Жан-Поль начал издавать свои первые серьезные труды. Его роман «Тошнота» (1938) вызвал большой резонанс в обществе. В нем автор рассуждал об абсурдности бытия, хаосе, отсутствии смысла жизни, отчаянии и прочих вещах.

zhan pol sartr 1

Главный герой этот книги приходит к выводу, что бытие приобретает смысл только посредством творчества. После этого Сартр представляет очередную работу – сборник из 5 новелл «Стена», которая также находит отклик у читателя.

Когда началась Вторая мировая война (1939-1945) Жан-Поль был призван в армию, однако комиссия признала его непригодным для службы по причине слепоты глаза. В результате, парня определили в метеорологический корпус.

Когда в 1940 г. нацисты оккупировали Францию, Сартр попал в плен, где провел около 9 месяцев. Но даже в таких тяжелых обстоятельствах, он пытался оптимистически смотреть в будущее.

Жан-Поль любил повеселить соседей по бараку смешными историями, участвовал в боксерских поединках и даже смог поставить спектакль. В 1941 г. полуслепого пленника отпустили на свободу, вследствие чего ему удалось вернуться к писательской деятельности.

Через пару лет Сартр опубликовал антифашистскую пьесу «Мухи». Он ненавидел нацистов и беспощадно критиковал всех, что не предпринимал никаких усилий для противостояния фашистам.

К тому моменту биографии, книги Жана-Поля Сартра уже имели огромную популярность. Он пользовался авторитетом как среди представителей высшего общества, так и среди простого народа. Изданные работы позволили ему оставить преподавание и сконцентрироваться на философии и литературе.

Тогда же Сартр стал автором философского исследования под названием «Бытие и ничто», которое стало настольной книгой для французских интеллектуалов. Писатель развивал мысль о том, что сознания нет, а существует только осознание окружающего мира. При этом каждый человек в ответе за свои поступки только перед самим собой.

zhan pol sartr 6

Жан-Поль становится одним из ярчайших представителей атеистического экзистенциализма отвергающего, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

Философские воззрения француза находят отклик у многих соотечественников, вследствие чего у него появляется множество последователей. Сартровское выражение – «человек обречен быть свободным», становится народным девизом.

По словам Жана-Поля, идеальная свобода человека – это свобода личности от общества. Стоит отметить, что он критически относился к идее бессознательного Зигмунда Фрейда. В противовес этому мыслитель заявлял, что человек постоянно действует сознательно.

Более того, по мнению Сартра, даже истерические приступы не бывают самопроизвольными, а закатываются намеренно. В 60-х годах он был на пике популярности, позволяя себе критиковать социальные институты и законодательство.

Когда в 1964 г. Жан-Полю Сартру хотели вручить Нобелевскую премию по литературе, он отказался от нее. Свой поступок он объяснил тем, что не желает быть чем-то обязанным какому-либо социальному институту, поставив под сомнение собственную независимость.

Сартр всегда придерживался левых взглядов, получив репутацию активного борца с действующей властью. Он выступал в защиту евреев, протестовал против Алжирской и Вьетнамской войн, обвинял США за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Его дом дважды взрывали, а в редакцию врывались боевики.

В ходе очередного протеста, переросшего в беспорядки, философ был арестован, что вызвало серьезное негодование в обществе. Как только об этом доложили Шарлю де Голлю, тот распорядился отпустить Сартра на волю сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

Личная жизнь

Еще в студенческие годы Сартр познакомился с Симоной де Бовуар, с которой сразу же нашел общий язык. Позже девушка призналась, что нашла своего двойника. В результате, молодые люди начали жить гражданским браком.

И хотя между супругами было много общего, одновременно с этим их отношения сопровождались многими странными вещами. К примеру, Жан-Поль открыто изменял Симоне, которая в свою очередь тоже изменяла ему как с мужчинами, так и женщинами.

zhan pol sartr i simona de bovuar Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар

Более того, влюбленные жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели. Одной из любовниц Сартра стала россиянка Ольга Казакевич, которой он посвятил произведение «Стена». Вскоре Бовуар соблазнила Ольгу, написав в ее честь роман «Она пришла, чтобы остаться».

Как следствие, Козакевич стала «другом» семьи, в то время как философ начал ухаживать за ее сестрой Вандой. Позднее Симона вступила в интимные отношения со своей юной ученицей Натали Сорокиной, которая затем стала любовницей Жана-Поля.

Тем не менее, когда здоровье Сартра ухудшилось, и он уже был прикован к постели, рядом с ним всегда находилась Симона Бовуар.

Смерть

Под конец жизненного пути Жан-Поль полностью ослеп по причине прогрессирующей глаукомы. Незадолго до смерти он просил не устраивать пышных похорон и не писать о нем громких некрологов, так как не любил лицемерия.

Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в возрасте 74 лет. Причиной его кончины стал отек легких. В последний путь философа пришли проводить около 50 000 человек.

1308,Жан-Поль Сартр краткая биография

1551026564 qdkdx6lwwlcs zhan pol sartr

1551026564 qdkdx6lwwlcs zhan pol sartr

Жизнь и характер Жан-Поля Сартра.

Жан-Поль Сартр был удивительным человеком, одним из самых значительных философов, авторов и гуманистов 20 века. Его пропаганда врожденной свободы человека, создание и позиционирование атеистического экзистенциализма, красной линией прошли через мысли многих его современников.

Сартр и его жизнь

Родился Жан-Поль в Париже, в семье военнослужащего французской армии Жана-Батиста, где он был единственным ребенком. Отец будущего философа умер, когда малышу не было еще и двух лет. В итоге он с матерью переезжает в Мёдон, к ее родителям, где и проводит свое детство и юношество.

Образование философа начинается в Высшей Нормальной Школе. После этого он отправляется в Берлин, где проводит свою стажировку во Французском университете. Защитив дипломную работу по философии, он начинает практику и преподает во многих университетах родной страны. В 1944 он перестает читать лекции и занимается только литературной деятельностью.

Знаменательным человеком в жизни Сартра становится Симона де Бовуар. Он знакомится с ней еще во время обучения в университете. Она становится его спутницей жизни и одновременно компаньоном, поддерживающим и разделяющим взгляды философа. Эта женщина пишет об экзистенциализме и феминизме, причем в последнем движении она становится чуть ли не главным идеологом во Франции.

Бовуар, Сартр и Мерло-Понти организовали журнал под названием «Новые времена». В не они выступили как противники вмешательства Франции в политику Алжира, называли идею колонизации части этой страны недостойной свободного мира. За это французские националисты неоднократно взрывали квартиру Сартра, а редакция газеты была захвачена местными боевиками целых 5 раз. При этом за свои идеи и их активную защиту Жан-Поль был удостоен членства во Всемирном Совете Мира.

Сартр участвовал в студенческих демонстрациях. Он единственный был принят ими во время протестов в Сорбонне. Во время одного из шествий он был задержан полицией и вскоре выпущен из тюрьмы по приказу самого Шарля де Голля, который считал ниже своего достоинства пленить нового «Вольтера».

Умер Сартр в 1980 году в апреле – 15 числа. Это произошло из-за отека легких. На этот момент ему было 74 года. Похороны писателя и философа проходили в Париже, где его провожали в последний путь около 50-ти тысяч человек.

Интересные факты из жизни

Пьеса Сартра «Мухи» была запрещена немецкими властями за призывы к свободе.

Впервые знаменитую фразу Сартра «Ад – это другие» произнес со сцены А. Камю.

Во второй половине 50-х годов квартиру Сартра два раза взрывали, а редакция его журнала «Новые времена» несколько раз подвергалась нападению националистов. Такой была реакция на позицию Сартра в поддержку независимости Алжира.

В 1965 г. Сартр написал Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояну письмо в поддержку И. Бродского.

Когда во время студенческих волнений 1968 г. бунтовщики захватили здание Парижского университета, единственным человеком, которого они впустили внутрь, был Ж. П. Сартр.

Незадолго до смерти Сартр попросил не устраивать ему официальных похорон, поэтому похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по Парижу к ней стихийно присоединились около 50 тысяч человек.

Жан-Поль Сартр назвал Че Гевару «самым совершенным человеком нашего века».

Философские размышления Сартра очень тяжелы для не специалистов. Цитата: «Появление Ничто может иметь место не иначе, как на фоне бытия, которое не есть. Отсутствие, каковым является сознание, может быть отсутствием не иначе, как перед неким присутствием. Непротяженность возникает на фоне протяженности и как отрицание для себя самой этой протяженности. Вообще говоря, для-себя-бытие может возникнуть лишь в связи с целостностью в-себе-бытия, которое его в себе заключает. Для-себя-бытие удерживает перед собой и вокруг себя в-себе-бытие как то, что есть. Оно нуждается в Бытии, чтобы не быть».

Отношения Сартра с Симоной де Бовуар являются одной из самых обсуждаемых и противоречивых страниц биографии писателя. В самом начале этих отношений стороны договорились, что их союз основан исключительно на принципах свободы и добровольности. Они никогда не жили вместе. И Сартр и Бовуар неоднократно открыто заводили романы «на стороне» (если это выражение употребимо в данном случае). Существует точка зрения, что такие отношения впоследствии стали тяготить Симону, которая искренне любила Сартра и страдала от его увлечений. Есть свидетельства, что она даже специально «поставляла» Сартру любовниц, чтобы контролировать его связи. Сартр же неоднократно пренебрегал Симоной в пользу своих «подруг», одну из которых он даже удочерил (в ответ Симона также удочерила свою сожительницу). Бовуар хотела порвать с Сартром, когда в 1947 г. познакомилась с американским писателем Нельсоном Олгреном (их роман продолжался 14 лет). И все же именно Симона стала тем человеком, который ухаживал за Сартром, когда тот стал терять зрение, и именно она оставалась с ним до самой смерти философа. Пережив Сартра на 6 лет, Симона да Бовуар провела эти годы в одиночестве, в квартире, окна которой выходили на кладбище Монпарнас (Сартр был похоронен именно там).

Творчество

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — когда Сартр открыто критиковал СССР.

В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.

Награды писателя

Сартр, будучи противником «буржуазных институтов», к которым он относил и разного рода премии и звания, неизменно отказывался от присужденных ему наград.

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Библиография

Художественная проза
Тошнота (1938)
Стена (1939) сборник новелл
Слова (1964)
Дороги свободы (1945—1949) тетралогия, неокончена

Пьесы
Мухи (1943)
За закрытыми дверями (1944)
Мёртвые без погребения (1946)
Почтительная потаскушка (1946)
Грязными руками (1948).
Дьявол и господь бог
Затворники Альтоны (1960)
Троянки (1968)

Философские и теоретические работы
Бытие и ничто (1943)
Экзистенциализм — это гуманизм (1946)
Критика диалектического разума (1960)

Политические работы
Размышления о еврейском вопросе (1944)
Призрак Сталина (1965)

Биографические сочинения
Шарль Бодлер (1947)
Жан Жене (1952)
Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857 (1971-1972)

Экранизации произведений, театральные постановки

Список экранизаций на сайте Кинопоиск.
Наиболее известные экранизации
Салемские колдуньи (1957, Франция, Германия), реж. Р. Руле
Затворники Альтоны (1962, Франция, Италия), реж. Витторио Де Сика
Стена (1990, СССР) реж. Заза Буадзе

Краткая биография сартр

Жизнь и характер Жан-Поля Сартра.

Жан-Поль Сартр был удивительным человеком, одним из самых значительных философов, авторов и гуманистов 20

века. Его пропаганда врожденной свободы человека, создание и позиционирование атеистического экзистенциализма, красной линией прошли через мысли многих его современников.

Сартр и его жизнь

Родился Жан-Поль в Париже, в семье военнослужащего французской армии Жана-Батиста, где он был единственным ребенком. Отец будущего философа умер, когда малышу не было еще и двух лет. В итоге он с матерью переезжает в Мёдон, к ее родителям, где и проводит свое детство и юношество.
Образование философа начинается в Высшей Нормальной Школе. После этого он отправляется в Берлин, где проводит свою стажировку во Французском университете. Защитив дипломную работу по философии, он начинает практику и преподает во многих университетах родной страны. В 1944

он перестает читать лекции и занимается только литературной деятельностью.

Знаменательным человеком в жизни Сартра становится Симона де Бовуар. Он знакомится с ней еще во время обучения в университете. Она становится его спутницей жизни и одновременно компаньоном, поддерживающим и разделяющим взгляды философа. Эта женщина пишет об экзистенциализме и феминизме, причем в последнем движении она становится чуть ли не главным идеологом во Франции.

Бовуар, Сартр и Мерло-Понти организовали журнал под названием «Новые времена». В не они выступили как противники вмешательства Франции в политику Алжира, называли идею колонизации части этой страны недостойной свободного мира. За это французские националисты неоднократно взрывали квартиру Сартра, а редакция газеты была захвачена местными боевиками целых 5

раз. При этом за свои идеи и их активную защиту Жан-Поль был удостоен членства во Всемирном Совете Мира.

Сартр участвовал в студенческих демонстрациях. Он единственный был принят ими во время протестов в Сорбонне. Во время одного из шествий он был задержан полицией и вскоре выпущен из тюрьмы по приказу самого Шарля де Голля, который считал ниже своего достоинства пленить нового «Вольтера».

Умер Сартр в 1980

году в апреле –
15
числа. Это произошло из-за отека легких. На этот момент ему было
74
года. Похороны писателя и философа проходили в Париже, где его провожали в последний путь около
50-
ти тысяч человек.

Творчество Сартра

Основным произведением философа считают роман «Тошнота». В нем Жан-Поль постулирует в художественной форме все свои мысли. Основной из них является внутренняя свобода каждого человека. Сартр не подразумевает свободу духа, которая в итоге приводит к отсутствию необходимости действовать. Он говорит о свободе человека самостоятельно определять свою самость, личность.
В творчестве философа есть еще несколько ключевых понятий – «отчуждение», «диалектика» и «экзистенция». Все они вращаются вокруг основной мысли о врожденной свободе индивида, в мире, в котором различные социологические институты стандартизируют мышление человека, делают невозможным реализацию его собственной, уникальной истории.

Жан-Поль Сартр привнес в философию оригинальное определение свободы, расширил наше понимание современной концепции мира, социума и индивида в нем. За эти труды он был удостоен Нобелевской премии, однако, он отказался от нее, так как не желал быть зависимым от нобелевского комитета. Сартр считал его одними из социальных институтов, ограничивающих его истинную свободу. Этот случай лучше всего описывает и концепцию, и характер одного из самых знаменитых философов 20-

Сартр Биография, Жан-Поль Сартр биография читать, Жан-Поль Сартр биография читать онлайн

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre). Родился 21 июня 1905, Париж. Дата смерти — 15 апреля 1980, там же. Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.

Вернул термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.

Биография Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев, у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.

В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.

После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз. Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.

Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.

Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).

Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «во Франции Вольтеров не сажают» Жан-Поль Сартр умер в 1980 году, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.

Творчество Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — когда Сартр открыто критиковал СССР.

В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.

Философская концепция Свобода Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Биография Жана-Поля Сартра

085833e0 7705 4e8c a2dd 9418e154aa63

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – французский философ, прозаик, драматург и эссеист, педагог; лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался, – родился 21 июня 1905 года в Париже и был единственным ребёнком в семье.

Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать – Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952, в 1953 был избран членом Всемирного Совета Мира.

В 1956 Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.

После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.

Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.

Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания – в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.

Сартр был участником революции во Франции 1968 (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы – многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

В 1968 во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).

Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П. Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» ( La Nausée ; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В 1964 Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 Сартр отказался от ордена Почётного легиона.

В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе. Ввёл в обиход литературной критики термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления.

Произведения:

Художественные произведения:
Тошнота (1938)
Слова (1964)
Фрейд. Киносценарий
Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945-1949)
«Возраст зрелости»
«Отсрочка»
«Смерть в душе»
«Странная дружба»

Пьесы:
Мухи (1943)
За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
Почтительная потаскушка ( La Putain respectueuse, 1946)
Дьявол и Господь Бог (1951)
«Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)

Сборник новелл «Cтена» (1939)
Стена
Комната
Герострат
Интим
Детство хозяина

Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида

Литературная критика:
В семье не без урода. Густав Флобер (1821-1857)
Объяснение «Постороннего»
Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
Миф и реальность театра
К театру ситуаций

Философские и теоретические работы:
Что такое литература
Бытие и ничто (L’Être et le néant, 1943)
Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
Проблемы метода
Воображение
Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
Экзистенциализм – это гуманизм
Картезианская свобода
Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
Критика диалектического разума

Политические работы:
Размышления о еврейском вопросе (1944)
О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968)
Почему я отказался от премии (1964)
Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975)
Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
Андреаса Баадера.
Маоисты во Франции
Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie : Le fantôme de Staline, 1956)
«Бунт – дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)


Подборка по базе: Закон Республики Таджикистан об обществах с ограниченной ответст, !Социальная ответственность бизнеса.docx, ТГП Лекция Т. 14 Правомерное поведение, правонарушение и юридиче, ТЕСТ Корпоративная социальная ответственность.docx, Вопросы к зачету Ответственность сторон ТД.docx, Административная ответственность. Понятие, признаки, правила нал, Эссе Гражданское право, Ответственность за неисполнение денежног, В. Михайлов. «Социальная свобода идеология и технология освобожд, Уголовная ответственность за преступления против общественной бе, Таблица Налоговая ответственность ИП.docx


1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Реферат на тему «Свобода и ответственность в экзистенциальной философии
Жана-Поля Сартра»
2 курс, ФБ-0493, фармацевтический факультет
Озёрская Алина Сергеевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2020

2
Введение…………………………………………….…………………………3
Глава 1 Биография Жана-Поля Сартра …………………………….6 1.1. Детство и юность………………………………………………………6 1.2. Философия и литература………………………………………………7
Глава 2 Свобода и ответственность в философии Сартра………….8 2.1. Значение свободы………………………………..…………………..9 2.2. Значение ответственности…………………………….10
Глава 3 «За закрытыми дверями» Жан-Поль Сартр……………..11 3.1.Тематика и главная мысль произведения………………………..…….. 11 3.2. Философские проблемы, затрагиваемые в произведении.…….………..12
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованной литературы
……………………………………….………………………………..………16

3
Введение
Современное философское движение экзистенциализма сформировалось в первой половине 20 века, в периоды всеобщих беспорядков и войн, и оно отражает состояние человека, чувствующего грань между жизнью и смертью, бытием и небытием. Жан-Поль Сартр уделяет особое внимание проблеме свободы и ответственности, учитывая, что люди несут ответственность за все, что происходит в мире. Философ считал, что человек заброшен в окружающую действительность, поэтому обречен на одиночество.
Сартр повторяет вслед за Хайдеггером: «Бытие предшествует сущности»
Поэтому центром его размышлений являются свобода и ответственность.
Мерло-Понти не согласен с Сартром. Человек свободен, и нет ничего, что могло бы лишить его свободы. Однако она обусловлена миром, в котором мы живем, духовным существованием. Фактически мы выбираем наш мир, а мир только принимает нас. Следовательно, с точки зрения Мерло-Понти, фундаментальная экзистенциальная проблема человека неверна: либо полная свобода, либо нет. За всю историю существования человечества проблема свободы сопровождалась поиском иного смысла. Наиболее частым вопросом является, есть ли у человека свобода воли или его действия находятся под влиянием окружающей действительности? Свободу часто определяют, как осознанную потребность. Но если нет новых возможностей, то человек становится автоматом, действующим по определенной программе. Вот почему у нас есть определение свободы как способности действовать так, как мы хотим. Более того, такой подход может иметь ряд негативных последствий для общества и самого человека, таких как тотальный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных отношений. Степень необходимости и свободы варьируется в разные исторические эпохи, но существовала и будет существовать всегда.
Можно сделать вывод что свобода — это особый феномен человеческого существования, который связан с умением осуществлять выбор и действовать

4 в соответствии со своими намерениями. Свобода всегда будет пересекаться с выбор. Но свобода выбора всегда включает в себя ответственность, которую человек несёт за принятые решения и его последствия. Сознательная деятельность человека состоит из свободы и ответственности.
Ответственность, которая лежит в основе личной моральной позиции человека, служит внутренней мотивацией для его поведения и поступков.

5
Цель:
Рассмотреть понятия свободы и ответственности в экзистенциальной философии Жана-Поля Сартра.
Задачи:
1. Изучить биографию Сартра.
2. Определить, что является основой философии Жана-Поля Сартра.
3. Подробно изучить значение свободы в экзистенциальной философии
Жана-Поля Сартра.
4. Подробно изучить значение ответственности в экзистенциальной философии Жана-Поля Сартра.
5. Проанализировать поведение героев произведения «За закрытыми дверями».
6. Подвести итоги.

6
Биография
Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин
Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет. У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.
Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля.
Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.
Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.
Детство и юность
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно
«поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра- старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял. Анн-
Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. В зрелом возрасте философ признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».
Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу
Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель

7 назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие.
Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.
Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в
Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.
Философия и литература
Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля
Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество. В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.
Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля
Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.
В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется экзистенциалистом для

8 анализа проблем современности. 1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.
Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным. В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.
В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы.
Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.
1 1
https://24smi.org/celebrity/6430-zhan-pol-sartr.html

9
Значение свободы в экзистенциальной философии Жана-
Поля Сартра.
Свобода — это особый образ личности, связанный со способностью принимать решения и действовать в соответствии со своими целями. Не может быть неограниченной свободы в физических или социальных аспектах человеческого существования. С самого рождения человеку присуща свобода. Экзистенциализм, представленный Жан-Полем
Сартром, олицетворяет проблемы свободы и ответственности. По словам
Сартра «человек не что иное, как совокупность своих поступков». В рамках экзистенциализма человек представлен главным объектом, он должен создавать себя сам. Следовательно, господствует проживаемая реальность, а не познаваемая. Для человека мир вокруг – это что-то далёкое и враждебное, но мы уже находимся в нём, а значит необходимо учиться справляться со всеми трудностями, ибо “быть – значит быть в мире”. Но часто случается так, что человек сталкивается с одиночеством или он не хочет принимать помощи, тогда и появляются эти самые роли, которые он играет на протяжении жизни, обманывая всех вокруг и самого себя. Тогда отчуждение, беспомощность, тревога и страх становятся на передний план, лишая людей какой-либо радости. Это и есть объективное ограничение тотальной свободы.
Рассматривая ситуации не так масштабно, можно сделать вывод, что у всех остаётся право на свободу выбора. Нельзя забывать о том, что каждый сам устанавливает для себя нормы морали и жизненные принципы, это позволяет людям меняться и действовать. По мнению Сартра, свобода сохраняется в любых условиях. Она представляет собой возможность выбора отношений к явлениям окружающей действительности. Так, например, работник офиса может смириться со своей скучной и сидячей должностью или же он может бросить себе вызов и пойти работать на завод. Свобода желать у Сартра — ее высшее проявление. От наших поступков зависит, как к нам будут относиться окружающие люди, какими мы будем в собственных глазах, всегда стоить

10 помнить, что от любого нашего выбора зависит будущее, не только того, кто принимает решения, но и близких нам людей.
Значение ответственности в экзистенциальной философии
Жана-Поля Сартра.
Существует ли свобода без ответственности? Наверное, каждый человек определяет это для себя самостоятельно. Можно никогда не думать о правильности своих действий, а можно со всей серьёзностью обдумывать свои решения и влияния их на окружающих нас людей и мир в целом. Наделяя людей свободой Сартр возлагает на них и ответственность.
Она находит свое выражение в критичном отношении к миру и людям, в осуждении несправедливости и насилия, в желании освободиться от влияния окружения, которое диктует свои правила, даже если в конечном итоге мы будем обречены на вечное одиночество. Ответственность человек несет не только за себя. Свобода не освобождает человека от ответственности и это самое главное, о чем нужно помнить. За собственные действия всегда нужно отвечать. Но это не юридическая, а нравственная ответственность. Она особенно значима у людей доброй воли, осознающих жизненные трудности.
Человек взявший на себя ответственность не может рассчитывать на ценности, установленные предварительно, ведь нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих поступков. Но тем не менее, человек должен сделать выбор «…выбирая себя, мы выбираем всех людей». Действительно, устанавливая для себя нравственные правила, свою манеру поведения, мы понимаем с какими людьми смогли бы построить хорошие отношения. То, что мы выбираем для нас всегда будет благом. «Наша ответственность гораздо больше, чем мы могли предполагать, так как распространяется на все человечество».

11
Сартр занимался поиском теории, которая бы дала возможность привести людей к свободе. Философ хотел изобразить мир человеческих взаимоотношений во всей его неприглядности, чтобы помочь другим увидеть его правильнее и стараться делать его намного лучше.
Основа философии Сартра.
Как мы уже говорили основой философии Сартра выступают проблемы человеческой жизни, познания, одиночества, бессмысленности существования, ограничение свободы. Хотелось бы остановиться на последней. Сартр рассматривает вопросы духовной жизни людей в их повседневном быту, сферу трудовой экономической деятельности как область, в которой человек не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, где он ведет неподлинное существование. В произведении «За закрытыми дверями» Сартра герои пытались убежать от самих себя: от лжи, от своих поступков и их последствий. Оказавшись в запертой комнате, они начали осознавать, что свобода выбора утрачена и пришло время нести ответственность за свои поступки. Каждому из них хочется быстрее забыть о совершённом, но они обречены на вечные муки, ведь каждый их них заперт в аду собственного сознания.
После смерти журналиста Гарсена, богатой женщины Эстель и почтовой служащей Инес, их помещают в закрытую комнату — ад. На протяжении всей своей жизни Гарсен жестоко обращался со своей женой в течение пяти лет и в критических ситуациях действовал как трус.
Инес отбила подругу у кузина в результате чего он покончил жизнь самоубийством, бросившись под трамвай, а их общая девушка отравила себя и Инес газом из-за своего отчаяния.
Эстель убила своего ребенка и довела до смерти любовника, она много лет изменяла мужу, с которым была из-за денег. Гарсен, Эстель,
Инес навечно останутся в этой комнате и будут напоминать друг другу о совершённых деяниях, не давая ничего забыть. Каждый из них будет выступать в роли «палача» другому. Жан-Поль Сартр находился в отношениях с Симоной Де Бовуар, но жаждущий свободы, решил, что их

12 отношения слишком прочны, скучны, а значит — несвободны. Тогда он начинает встречаться с Ольгой Козакевич, бывшей ученицей Симоны. Она стала первым членом семьи, а впоследствии даже любовницей самой Симоны.
Именно Гарсен является отражением философа. Делая выбор и зная, что его решения не зависят от внешнего влияния, т.е. являются свободными, он совершенно забыл, что за всё нужно нести ответственность, поэтому мужчина оказался в запертой комнате.
«Я здесь потому, что истязал свою жену»
«Расскажу вам забавную историю: я поселил у себя одну мулатку. Вот были ночки! Жена спала на первом этаже и, должно быть, нас слышала. Она вставала первая — а мы валялись все утро — и приносила нам завтрак в постель.»
2
Сам Гарсен называет себя трусом
«Послушай, у каждого своя цель, так ведь? Мне было наплевать на деньги и на любовь. Я хотел быть человеком. Суровым человеком. Я поставил все на одну карту. Разве трусы выбирают самые опасные пути? Можно ли судить о целой жизни по одному поступку?»
3
Всю жизнь он демонстрировал людям только тот образ, который был удобен для него. Теперь попав в запертую комнату, он остаётся наедине с собой, своими мыслями, которые обрекают его на страдания, одиночество, и на вечную свободу быть самим собой, тут он больше не сможет притворяться.
Эти же слова можно отнести и к двум другим героиням. Этель даже оказавшись в помещении с людьми, которые всё о ней знают не хочет признавать своих ошибок, считая, что не совершала ничего такого, за что она могла оказаться в этом помещении.
2
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1 3
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1

13
«А что вам еще нужно? Мне нечего скрывать. Я была бедной сиротой, воспитывала младшего брата.»
4
Хотя всем было понятно, что туда не попадают просто так.
Инес послужила причиной гибели своего двоюродного брата, но в отличии от Эстель, она в открытую говорит о своих деяниях, не пытаясь их скрыть или обмануть кого-то.
«Я вот злая: мне необходимо для жизни страдание других.
Факел. Факел в сердце. Когда я одна, я угасаю. Шесть месяцев я горела в его сердце: я все там сожгла»
5
По моему мнению, Инес отличается от двух других героев тем, что она принимала свои решения осознанно, она ненавидит мужчин, потому что не признаёт их превосходства, ставя себя выше них. Скорее всего героиня знала о том, что ей рано или поздно придётся ответить за свои поступки и в этом заключалась её свобода выбора.
Герои, находящиеся в этом «аду», не являются моделью общества. Для них время остановилось и остаётся только думать о присутствии в их прошлом чего-то, будь то ошибка или предательство, чего уже нельзя изменить, осознавая, что будущее для них закрыто. Но всё же они пытаются забыть о прошлом, а в присутствии друг друга и напоминании о поступках это оказывается невозможным. Именно через другого человека мы можем узнавать себя, их взгляды выстраивают наше отражение.
4
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1 5
https://librebook.me/no_way_out/vol1/1

14
Заключение
Свободу личности часто ограничивают интересами общества, но ведь не всегда совпадают. Человек, на которого распространяется действие социальных законов, должен в определенных случаях действовать так, чтобы не нанести вред интересам общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии, проблемы индивидуальной свободы приобретает все более глобальный характер. Они решаются в виде законодательных актов, затрагивающих права и свободы личности, которые сейчас являются основой всей политики и тщательно охраняются. Интересы, права и свободы людей часто сталкиваются и противоречат друг другу. Такие понятия, как свобода и ответственность — неразделимы, поскольку свобода не является полностью допустимой способностью, и за нарушение прав и свобод других человек несет ответственность перед обществом в соответствии с принятым законом.
Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение человека к обществу. Построение современного общества, внедрение принципа сознательности в общественную жизнь, вовлечение масс в самостоятельное управление обществом и историческое созидание резко увеличивает степень личной свободы и в то же время социальную и моральную ответственность каждого.
Но в этом случае личная мера свободы для каждого — это ответственность человека за себя и других. Неудивительно, что известные философы говорили: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». После того, как вы позволили себе что-то сделать, вам нужно подумать о негативных последствиях для других людей.
Например, опоздав на работу из-за того, что «еще хотелось спать, но без меня все равно ничего не произойдёт», мы подвели начальника отдела. И, позволяя себе громко послушать нашу любимую музыку ночью, мы нарушаем права

15 наших соседей. Не все задумываются, что они будут нести ответственность за свои действия, но зато все начнут возмущаться потере премии на работу. Что, если все забудут об ответственности и скажут: «Это не мои проблемы»? И многие в свою защиту говорят: «Я не думал, что это запрещено, я не знал». С детства многие действовали по искаженному принципу свободы. Если человек о чем-то не слышал, он понимает на уровне интуиции, что он собирается сделать выбор, действуя только для того, чтобы доставить себе удовольствие, но нужно же принять во внимание мнение других. Мы живем в обществе, и никто не может существовать вне общества. Поэтому нам просто нужно учитывать все характеристики людей вокруг нас. В конце концов, никогда не знаешь, в какой ситуации ты можешь оказаться.

16
Список литературы
1. Ничто и Порядок. Самарские семинары по французской философии:
Коллективная монография. Самара: Универс-групп, 2004. 312 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 628.
3. Камю А. Письма к немецкому другу//Избранное. М., 1996. С. 364.
4. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1990. C. 324.
5. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм | Кузнецов Виталий Николаевич
Электронные источники
1. https://kirov-bomj.ru/opredelenie-svobody-i-otvetstvennosti- obektivnye-zakony-obshchestvennogo.html
2. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st000.s html
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B7
%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%
D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
4. https://yandex.ru/q/question/chto_takoe_ekzistentsializm_esli
_govorit_28c6649a/
5. https://phil.hse.ru/data/2012/11/07/1249836676/%D0%AD%
D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D
0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D
0%B7%D0%BC.pdf

  • Эссе темные аллеи бунина жизнь и судьба героев рассказа
  • Эссе это сочинение или нет
  • Эстафеты по сказкам для детей
  • Эстетом как правильно пишется
  • Эссе чему нас учит рассказ баргамот и гараська