Эскиз к сказке конек горбунок

Сочинения по литературе другие анализ сказки конек-горбунок ершова петр павлович ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль в сказке. Эпиграфы, которые автор использовал наталкивать читателя на дальнейшие сои рассуждения и сохраняли интригу.

В первой части идет активное знакомство с героями сказки, рассказывается об их жизни и чертах характера. Вторая и третья часть о приключениях и событиях героев, которые заинтересовывают читателя и это только присказка, которая готовит к главной сказке и волшебству.

Автор изображает Ивана с добротой и неким детским юмором, а его братьев наоборот. Ершов описывает братьев, как лживых и жадных парней, при этом сравнивая с Иваном, который говорит только правду и трудолюбивый. Хотя его и называют дураком, однако это не так, эта самый обычный рабочий крестьянин, а вот его окружение больше подходит под это описание.

Царя представляют в сказке смешным, трусливым и невоспитанным, над ним смеется даже Месяц. К такому Царю и соответственное отношение, его слуги готовы работать только за рыбу и выгоду для них, так как знают, что Царь не имеет власти над ними.

Главный герой и друг Ивана Конек, помогает ему во всем и всегда оказывается рядом в нужный момент. Конек помогал Ивану выполнять глупые поручение Царя, они и Жар-птицу нашли, и царевну похитили и кольцо раздобыли. Все же он перевоплощается в человека и женится на Царевне, и становится Царем. Тем самым негативные персонажи были наказаны и побеждены, как и положено концовке русской сказке.

Вполне естественный процесс, когда все меняется и становится современным, что касается и сказок. Поэтому данное произведение будет довольно сложным для современных читателей з-за слов, которые уже вышли из обихода в 21 веке. Однако юмор и смысл сказки «Конек-Горбунок» останется понятным для всех.

Стоит отметить, что Ершов умело соединил мотивы сказок, из которых вышло яркое путешествие главного героя, выделяются его лучшие черты и все это объединяет прекрасный юмор.

В итоге читатели получили сказку в виде четырехстопным хореем и звучит довольно мелодично, как будто автор написал произведение на одном дыхании. Но сказка покорила всех и даже Пушкина своими образами, событиями в третьей части и национальными традиционными выражениями.

2 анализ

Произведение «Конёк-Горбунок» напоминает народную сказку, так как содержит присказку, повторы,  зачин, концовку и элементы волшебства.

Главный герой изображён как простой и доверчивый человек. Из-за его любви к коням становится понятно, какой он добрый и чуткий юноша. Так как Иван заботился и ухаживал за этими животными, они сбежали к нему от хозяина. Главный герой ответственный, потому что  выполняет поручение отца  в отличие от братьев Данилы и Гаврилы. Но при всех своих положительных качествах Ивана есть существенный минус-это безграмотность, которая видна по его разговору с царём.

По сравнению с Иваном его братья очень ленивы и корыстны. Обманывают отца, ставят деньги, личное благополучие выше собственного брата, отправляя его на погибель.

Кобылица описана как лошадь необычайной красоты. Она положительный герой, хотя и уничтожала урожай, который ей не принадлежал. Кобылица честная, потому что выполнила обещание, данное Ивану. Дала ему лучших коней и настоящего друга за выполненные указания.

Царь представлен как завистливый, глупый правитель. Он хочет слишком много. Сначала перо жар-птицы, потом красавицу, а затем и вовсе вернуть молодость.

Конек-Горбунок изображён как преданный друг. Он умён, обладает тайными знаниями, во всём помогает хозяину. Конек-Горбунок ценит Ивана.

В сказке «Конёк-Горбунок» говорится о многом, например, о ценности дружбы, предательстве, корыстности людей. В чём же смысл произведения «Конёк Горбунок?». Из него необходимо вынести жизненные уроки. Во-первых, вместе с другом можно  преодолеть все трудности. Во-вторых, нужно судить людей не только за внешний вид, но и духовную наполненность. Конек-Горбунок был на вид совершенно некрасив, но обладал многими выдающимися качествами, а главное вел себя как надёжный друг. В-третьих, чего-то добиться можно только благодаря долгому и упорному труду. В-четвёртых, нужно быть добрым, честным, бескорыстным, как главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Популярные сегодня темы

  • Город Москва в повести Булгакова Собачье сердце (образ Москвы) сочинение

    Особое внимание в романе «Собачье сердце» М.А.Булгаков уделяет описанию современной московской действительности. Образ Москвы появляется перед читателем в самом начале произведения.

  • Характеристика одного из героев комедии Ревизор

    Свое знаменитое произведение Николай Васильевич Гоголь написал в 1836 году, в пяти действиях. В нем автор показывает все пороки чиновничества. Так как автор работал в жанре реализма, принцип комедии состоит

  • Сочинение по повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Это произведение писатель представляет в виде небольшого рассказа, с абсолютно простым сюжетом, который был выстроен на событиях, произошедших в реальности.

  • Сочинение по картине Васнецова Северный край 5, 7 класс

    Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».

  • Дворянство в романе Пушкина Евгений Онегин сочинение

    Дворяне жили и в деревне, и в Москве и Санкт-Петербурге. Деревенское дворянство Пушкин знал не понаслышке. Ему приходилось общаться с его представителями, когда он был в ссылке в своём родовом имении Михайловское и в Болдино.

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова, русского поэта и просветителя. Мы ещё помним двухсотлетие Пушкина, тем нагляднее поколенческая разница между ними.

Студента Ершова приметил Плетнёв, помог опубликовать сказку, ввёл в пушкинский круг. Когда Пётр Павлович написал «Конька» – ему было восемнадцать-девятнадцать.

Небогатый сибирский дворянин приехал в Петербург учиться и на скучных лекциях по юриспруденции вспоминал сказки, к которым с детства был цепко внимателен. Поэтическая речь лилась свободно, рифмовал он лихо – и в лучших журналах пушкинского золотого века русской литературы появились его стихи.

Ершов в те времена не способен был понимать Пушкина, общаться на равных, обмениваясь намёками и остротами. Он то робел, то настораживался. Сохранились ершовские воспоминания:

«Я бывал у него, если вытащат к нему. Я был страшно обидчив. Мне всё казалось, что надо мной он смеётся, например: раз я сказал, что предпочитаю свою родину (для жительства). Он и говорит: «Да вам нельзя не любить Сибири – во-первых, это ваша родина, во-вторых, – это страна умных людей». Мне показалось, что он смеётся. Потом уже я понял, что он о декабристах напоминает».

Пушкин, по-видимому, начертал первые четыре строки поэмы:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.

В 1850-е годы Ершов подправил поэму, когда готовил её к очередному изданию после многолетнего запрета. Принято считать, что подпортил, ввёл искусственные просторечия. Новый вариант стал каноническим, его с тех пор переиздают регулярно.

Некоторые нововведения 1856-го косноязычны, попадаются и удачи. Но правка в третьей строке, кажется, принципиальная. Он не побоялся изменить пушкинскую редакцию: «Не на небе – на земле». Оно и звучит по-земному, и для Ершова многозначительно. Небожителем он не стал, над неурядицами не возвысился, но сохранил своё, нутряное, земное.

В сказке есть и не слишком глубоко зашифрованный автограф автора – рассказ о лихом Ерше. Таким Пётр Павлович был смолоду:

Только ёрш один из нас
Совершил бы твой приказ:
Он по всем морям гуляет,
Так уж, верно, перстень знает…

Игру с фамилией автора разгадывают даже дети. Таким вертлявым Ершом он был в молодые годы, пока уход близких, любимых людей не вогнал поэта в состояние «страшной хандры». Вспоминается тут и старорусская повесть о Ерше Ершовиче – «о щетине и ябеднике, о воре и разбойнике, о лихом человеке, как с ним тягалися рыбы лещ да головль».

Герои Ершова – не пейзане с фарфоровых тарелок. Он показывает крестьян, которые думают о выплате оброка, трудятся, ловчат. Мужик у Ершова посрамил царя – эдакого комического деспота. Иванушку читатели (в первую очередь – дети) сразу встречают как родного. Нет сомнений, что он выражает одну из граней «русской мечты».

Кадр из советского мультфильма

Кадр из советского мультфильма

У этой мечты есть ниспровергатели. Вот, мол, какой ленивый народишко: в героях у него Дураки и Емели, которые за здорово живешь получают богатство и полцарства. Ну, во-первых, похожие герои есть в любом фольклоре – например, у немцев с их «протестантской этикой».

Но главное – приглядимся, почему Иванушка побеждает. Почему волшебный помощник верен Ивану Дураку? Не просто так Иванушке привалило счастье. Кобылица награждает его за честность и простодушие! Даже дети понимают, что Ивана называют дураком со злости, а автор повторяет с иронией. А он добрее и честнее других. Он по-настоящему сдружился с Горбунком.

Образ Конька тоже таинственен. Внешне – не из красавцев. Смешной недомерок, а оказался способным на чудеса. Урок!

Ершовская поэтическая речь легко переваривает прибаутки – без погони за оригинальными рифмами и плавной напевностью. В Горбунке нет пушкинского романтизма, сказочная фантастика преподносится запросто – как в пересудах на завалинке. Когда в сказке есть простодушие и непринуждённость – это полдела. Необходима соль, чтобы строки оставались в памяти, становились крылатыми. И многие репризы Горбунка мы помним с детства:

Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился, —
Бух в котёл – и там сварился!

В простонародном духе к тому времени писали многие: и Радищев, и Каразмин, и Мерзляков. Но у Ершова совсем не было натужной литературности, прихотливые и поэтичные деревенские обороты льются свободно.

Пушкину приписывают высказывание: «Ершов владеет стихом точно своим крепостным мужиком». Сразу и не определишь, что эту сказку писал дворянин из непоротого франкоговорящего поколения. Сам Ершов упрямо повторял, что только обработал и записал народную сказку.

Правда, Белинский невысоко оценил мастерство сказочника: он не любил стилизации фольклора, считал, что и у самого Пушкина непременно «из-за зипуна виднеется фрак». Ершовскую сказку он наградил таким вердиктом:

«Не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов — молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели».

Недооценил. Не разглядел Виссарион и столь ценимого им демократизма: Ершов не терпел сословного снобизма, сатирический образ родовитого спальника тому порука.

В 1843-м году «слишком чопорная» цензура запрещает сказку. Нового переиздания пришлось ждать долго: тринадцать лет. Слава «Конька» от этого только выросла, хотя иногда казалось, что его подзабывают.

Эскиз к сказке конек горбунок

А крамольного в Горбунке и впрямь немало. Там можно разглядеть и намёки на декабристов, и язвительные упрёки императору, который, как «кит державный» всех держит в глотке. Да и царь у Ершова получился не слишком умный, зато вероломный и сластолюбивый, да ещё и скорый на жестокую расправу («Прикажу тебя пытать, по кусочкам разрывать…»). В 1840-е так представлять монархов не дозволялось. Но острые подтексты придают азарта автору, без них и сказка — не сказка.

Много лет он мечтал повторить успех «Конька». И замысел был – да не простой, а грандиозный, в десяти томах и в ста песнях. И подступы – в течение пятнадцати лет. Но… так мы и не получили «Ивана Царевича». От грандиозного прожекта остались небольшие отрывки – прежде всего, зачин первой сказки. Снова зазвучали пушкинские мотивы на ершовский лад:

Рано утром под окном,
Подпершися локотком,
Дочка царская сидела,
Вдаль задумчиво глядела;
И порою, как алмаз,
Слезка капала из глаз.
А пред ней ширинкой чудной
Луг пестрелся изумрудный,
А по лугу ручеёк
Серебристой лентой тёк.

Он решил начать с сюжета о царевне Несмеяне. Можно догадываться, что бы наворотил в этой пространной сказке Иван Царевич. Увы, не состоялось.

Ершов недолго прожил в столице, его тянуло на родину. В Тобольске он преподавал, а затем и директорствовал в гимназии. Любимым учеником Ершова стал Дмитрий Менделеев. Позже он доверял ему даже судьбу переизданий «Горбунка».

А что, кроме той – первой – сказки осталось от Ершова? Некоторые его стихи стали народными песнями. Кроме Конька, заслуживает внимания сибирская поэма «Сузге» и «драматический анекдот в двух частях» «Суворов и станционный смотритель». Немного, если учитывать ранний успех. Такая неплодовитость даёт повод к спорам по поводу авторства «Конька Горбунка».

Памятник П.П. Ершову в Тобольске

Памятник П.П. Ершову в Тобольске

Он тяжко переживал уход любимых людей, об этом рассказывал и в стихах:

Я счастлив был. Любовь вплела
В венок мой нити золотые,
И жизнь с поэзией слила
Свои движения живые. 

Но вдруг вокруг меня завыла
Напастей буря, и с чела
Венок прекрасный сорвала
И цвет за цветом разронила.
Все, что любил, я схоронил
Во мраке двух родных могил…

Невесёлая судьбина. Но Конёк, отпущенный на волю, всё ещё скачет. А скольких художников вдохновил! Одно удовольствие рассматривать иллюстрации к сказке Ершова.

bannerVistavka3%201

3782070 big

Наведите курсор для просмотра

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 30.12.2021
    Какими будут тренды арт-рынка в 2022 году?
    Спекуляции, американское доминирование и вездесущие NFT — эксперты арт-рынка попробовали предсказать, чего нам ждать в наступающем году
  • 30.12.2021
    Всего 6 художников обеспечили 25 % оборота мирового арт-рынка в 2021 году
    В этой шестерке сплошь знакомые имена — от Пикассо до Ван Гога. Кроме того, портал Artsy опубликовал десятку самых успешных художников до 35 лет и топ авторов, продавших больше всего лотов за прошедший год
  • 29.12.2021
    Директор Фонда V-A-C Тереза Мавика покидает свой пост
    Фонд, стоящий за открытием Дома культуры «ГЭС-2», временно возглавит Артем Бондаревский. Тереза Иароччи Мавика сосредоточится на подготовке проектов Фонда V-A-C в Венеции
  • 24.12.2021
    Выставка Маурицио Каттелана в Китае превратилась в вирусное явление
    Посещаемость выставки бьет все рекорды. А по городу клеят на стены скотчем бананы и не только
  • 24.12.2021
    Десять самых дорогих лотов 2021 года
    Среди произведений, проданных за наибольшие суммы на мировых аукционах в этом году, работы Пикассо, Баскии, Ван Гога, Ротко, Боттичелли, Джакометти, Beeple и других
  • 20.12.2021
    Pata: Автопортрет
    Галерея ARTinvestment.RU «21-й век» представляет персональную выставку скульптора, живописца и графика Pata (Пааты Мерабовича Мерабишвили) «Автопортрет»
  • 26.11.2021
    «Русские торги» в Лондоне: обзор топ-лотов
    Следующая неделя в Лондоне в ведущих аукционных домах пройдет под знаком русского искусства. AI подготовил обзор самых интересных, на наш взгляд, лотов в каталогах «Русских торгов» Sotheby’s, Christie’s и Bonhams
  • 22.11.2021
    Открыт 93-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
    В каталоге специализированного аукциона современной скульптуры собраны произведения Сергея и Тимофея Бычковых, Дмитрия Воронина, Андрея Марца, Георгия Смирнова, Ольги Хан, Владимира Чибисова
  • 15.11.2021
    Открыт 92-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
    В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Константина Батынкова, Андрея Бисти, Галины Быстрицкой, Анатолия Горяинова, Ильи Евдокимова, Евгения Зевина, Владимира Ковальчука, Марины Колдобской, Бориса Марковникова, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Кирилла Чёлушкина
  • 08.11.2021
    Открыт 91-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
    В каталоге собраны произведения Азама Атаханова, Сергея Базилева, Сергея Бордачёва, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Наталии Жерновской, Александра Захарова, Владимира Колесникова, Виктора Крапошина, Pata (Пааты Мерабишвили), Шамиля Надрова, Александра Савко, Анатолия Чечика
  • 29.12.2021
    Иван Клюн, Хаим Сокол и Рембрандт в Еврейском музее
    Московский Еврейский музей и центр толерантности опубликовал выставочные планы на 2022 год
  • 28.12.2021
    Выставочные планы ГМИИ им. А.С. Пушкина на 2022 год
    Коллекция братьев Морозовых, мумии древнего Египта, «Век Арчимбольдо» и другие выставки, запланированные Пушкинским музеем в наступающем году
  • 27.12.2021
    Современное европейское искусство в Новой Третьяковке
    На выставке «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» представлено 90 важнейших современных художников разных поколений — от Ильи и Эмилии Кабаковых и Ансельма Кифера до совсем молодых авторов
  • 23.12.2021
    Третьяковская галерея обнародовала планы на 2022 год
    В 2022 году в ГТГ ожидаются выставки Таира Салахова и современного индийского искусства, финский романтизм и полотна Генриха Семирадского, Гриша Брускин и ретроспектива к 150-летию Игоря Грабаря
  • 22.12.2021
    Биеннале «Искусство будущего» открылась в МАММ
    В Мультимедиа Арт Музее, Москва, с 21 декабря 2021 года по 3 апреля 2022 года проходит первая международная биеннале «Искусство будущего/Art for the future», представляющая художественные проекты на основе нейросетей, робототехники, 3D-анимации, виртуальной и дополненной реальности

Узнайте первым об открытии аукциона!

bannerVistavka3%201

d124bf32a42cfad18b8790c9633f93ed big

Наведите курсор для просмотра

О работе

Примечание

Надпись «8-я картина» на обороте. По мотивам известной сказки Ивана Ершова. Балет был впервые поставлен в Мариинском Театре Санкт-Петербурга в 1912.

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 30.12.2021
    Какими будут тренды арт-рынка в 2022 году?
    Спекуляции, американское доминирование и вездесущие NFT — эксперты арт-рынка попробовали предсказать, чего нам ждать в наступающем году
  • 30.12.2021
    Всего 6 художников обеспечили 25 % оборота мирового арт-рынка в 2021 году
    В этой шестерке сплошь знакомые имена — от Пикассо до Ван Гога. Кроме того, портал Artsy опубликовал десятку самых успешных художников до 35 лет и топ авторов, продавших больше всего лотов за прошедший год
  • 29.12.2021
    Директор Фонда V-A-C Тереза Мавика покидает свой пост
    Фонд, стоящий за открытием Дома культуры «ГЭС-2», временно возглавит Артем Бондаревский. Тереза Иароччи Мавика сосредоточится на подготовке проектов Фонда V-A-C в Венеции
  • 24.12.2021
    Выставка Маурицио Каттелана в Китае превратилась в вирусное явление
    Посещаемость выставки бьет все рекорды. А по городу клеят на стены скотчем бананы и не только
  • 24.12.2021
    Десять самых дорогих лотов 2021 года
    Среди произведений, проданных за наибольшие суммы на мировых аукционах в этом году, работы Пикассо, Баскии, Ван Гога, Ротко, Боттичелли, Джакометти, Beeple и других
  • 20.12.2021
    Pata: Автопортрет
    Галерея ARTinvestment.RU «21-й век» представляет персональную выставку скульптора, живописца и графика Pata (Пааты Мерабовича Мерабишвили) «Автопортрет»
  • 26.11.2021
    «Русские торги» в Лондоне: обзор топ-лотов
    Следующая неделя в Лондоне в ведущих аукционных домах пройдет под знаком русского искусства. AI подготовил обзор самых интересных, на наш взгляд, лотов в каталогах «Русских торгов» Sotheby’s, Christie’s и Bonhams
  • 22.11.2021
    Открыт 93-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
    В каталоге специализированного аукциона современной скульптуры собраны произведения Сергея и Тимофея Бычковых, Дмитрия Воронина, Андрея Марца, Георгия Смирнова, Ольги Хан, Владимира Чибисова
  • 15.11.2021
    Открыт 92-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
    В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Константина Батынкова, Андрея Бисти, Галины Быстрицкой, Анатолия Горяинова, Ильи Евдокимова, Евгения Зевина, Владимира Ковальчука, Марины Колдобской, Бориса Марковникова, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Кирилла Чёлушкина
  • 08.11.2021
    Открыт 91-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
    В каталоге собраны произведения Азама Атаханова, Сергея Базилева, Сергея Бордачёва, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Наталии Жерновской, Александра Захарова, Владимира Колесникова, Виктора Крапошина, Pata (Пааты Мерабишвили), Шамиля Надрова, Александра Савко, Анатолия Чечика
  • 29.12.2021
    Иван Клюн, Хаим Сокол и Рембрандт в Еврейском музее
    Московский Еврейский музей и центр толерантности опубликовал выставочные планы на 2022 год
  • 28.12.2021
    Выставочные планы ГМИИ им. А.С. Пушкина на 2022 год
    Коллекция братьев Морозовых, мумии древнего Египта, «Век Арчимбольдо» и другие выставки, запланированные Пушкинским музеем в наступающем году
  • 27.12.2021
    Современное европейское искусство в Новой Третьяковке
    На выставке «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» представлено 90 важнейших современных художников разных поколений — от Ильи и Эмилии Кабаковых и Ансельма Кифера до совсем молодых авторов
  • 23.12.2021
    Третьяковская галерея обнародовала планы на 2022 год
    В 2022 году в ГТГ ожидаются выставки Таира Салахова и современного индийского искусства, финский романтизм и полотна Генриха Семирадского, Гриша Брускин и ретроспектива к 150-летию Игоря Грабаря
  • 22.12.2021
    Биеннале «Искусство будущего» открылась в МАММ
    В Мультимедиа Арт Музее, Москва, с 21 декабря 2021 года по 3 апреля 2022 года проходит первая международная биеннале «Искусство будущего/Art for the future», представляющая художественные проекты на основе нейросетей, робототехники, 3D-анимации, виртуальной и дополненной реальности

Узнайте первым об открытии аукциона!

«Конёк-горбунок»

Методическая разработка занятия по сказке П. Ершова в ГПД для обучающихся 1-4 классов

Цель: воспитание гуманных чувств у обучающихся начальных классов на примере анализа сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством и биографией П.П.Ершова;
  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;
  3. Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.

Оборудование:

портрет П.П.Ершова

детские рисунки и иллюстрации к сказкам

фрагмент заставки к сказке «Приходите в гости к нам»

таблицы:

выставка книг «П.П.Ершова»

Ход урока

 (Звучит заставка «Приходите в гости к нам»)

Педагог: ребята, вы любите сказки?

Я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».

Кто же автор этой замечательной сказки? Пётр Павлович Ершов.

Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, близ города Ишим.

Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.

На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь. Назывался этот обряд «Продажа сына»

А делалось это так:

К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмешь?

— Грош.

Нищий брал ребенка, некоторое время держал в руках, затем уходил, забыв взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.

В 1824 году Петра и его брата Николая отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия — одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки, а в 1830 году с отличием закончил гимназию.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.

Еще в детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

А когда Петр Павлович учился в Петербургском университете, он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке — горбунке. Многое взял Ершов для «Конька — горбунка» из старинных народных сказок.

Сказка очень понравилась читателям.

Кроме нее П.П. Ершов написал несколько стихотворений, поэму, рассказов и пьес, которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как «Конек-горбунок».

 Сказка «Конек-горбунок» — литературная, т.к. у нее есть автор, мы же должны ответить на вопрос: «Почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной?»

Давайте вспомним, чем отличается русская народная сказка от литературной?

Отличия:

1. Автор-народ.

1. Автор конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?

 Язык

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Задание: объяснить значение устаревших слов. На экране в презентации поочерёдно появляются слайды со словами, ученики объясняют значение этих слов.

Спальник – придворный чин

бабка — игральная кость

зело – сильно

басурманин – иноземец

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

седмица – неделя

острог – тюрьма

шабалки – шабаш, конец

льзя – можно

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

 Композиция.

Сказка построена также, как и русские народные сказки. У неё есть зачин, концовка,  троекратные повторы (состоит из 3-х частей, три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три путешествия)

Главного героя Ершова называют Иваном, как и в большинстве русских народных сказкок.
– Вспомните, какими были герои Иваны в русских народных сказках.
(Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.

Обращение к тексту сказки, подтверждение предположений учеников.

Физминутка

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Главный герой, как и герой в народной сказке, выходит победителем над злом.

Какие же герои олицетворяют зло в сказке «Конек-горбунок»? Братья (жадность), Царь (глупость), Спальник (зависть)

Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках? 

Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Выводы подтверждаются  строками из текста.

Какими в сказке показаны братья? (трусливые, лживые, завистливые, жадные)

Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость).
Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.

Каким показан в сказке царь? (жестоким, завистливым, злым)

Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках?

(«Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери и др.)

Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации)
(Сивка-бурка, «Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
А кто помогает герою в сказке Ершова? (Конёк-горбунок)

(Описание Конька-Горбунка).

Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. .

Конек-Горбунок рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ Иванушки.

Они удивительно похожи: Иван-то дурак, самый младший, не совсем полноценный с общепринятой точки зрения. И Конек-Горбунок «уродец» («Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами…) он тоже третий, младший.

Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником Ивана.

Подтверждение строками из текста сказки.

Концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

Вывод:

Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

Чему учит нас сказка П.П.Ершова?

Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.

Эта сказка учит настоящей дружбе. Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).

Как относится автор к своим отрицательным героям?

(Смеётся над ними)

Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.

А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)

Подтверждение строками из текста сказки.

Через 22 года после первой публикации «Конька-горбунка», в 1856 году, Петр Павлович Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”. Так и получилось: мы с подлинным удовольствием читаем про «конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» , про незадачливого Иванушку, глупого царя и Царь-девицу…

Надеюсь, волшебный мир сказки Ершова не оставил равнодушным и вас, ребята.

  • Эскиз занавеса для сказки рисунок
  • Эссе на рассказ фотография на которой меня нет
  • Эспрессо как пишется по английски
  • Эскалатор как пишется правильно и почему
  • Эрот рассказы читать бесплатно