Эскимосская сказка как лисичка бычка обидела в старшей группе занятие

Тема: пересказ эскимосской народной сказки как лисичка бычка обидела. цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку. задачи: -расширять

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формирование  умения  детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку.

Задачи:

Расширять кругозор детей.

Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Совершенствовать грамматический строй речи.

-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание,   выразительность жестов и мимики.

Воспитывать навык сотрудничества  в игре и на занятии

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»  

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым  можно  применить пословицы:

 « Слово может обидеть,

    Слово может спасти,

    Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  (Детей  приглашаю в круг).

В. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. — Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. — Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. — Хотим.

В. — Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. — Да!

В. — А кто такие друзья?

Д. — Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. — Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. — Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д .

В. — А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. — Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д .

В. — А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. — Тёплая, ласковая, мягкая и т. д .

В. — Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего друга. Передайте ему взглядом свою поддержку и внимание.

И теперь во время нашей игры-занятия мы будем помогать друг другу, не перебивать, давать высказаться, внимательно слушать друга и помогать ему.

В. — А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

Мы с вами знаем, что живем мы в многонациональной стране и у каждого народа есть свои сказки.

Сегодня я вас познакомлю с эскимосской  народной сказкой. С этим народом мы с вами уже знакомились. А сказка называется «Как лисичка бычка обидела»

— Как вы думаете, кто такой бычок?

А есть морская рыбка бычок. Вот лисичка его и обидела, а как она его обидела я вам сейчас расскажу

 Чтение сказки .

Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на севере нашей страны. 
— Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие? 

В. — Как называется сказка?

В. — Где шла лисичка? 

В. — Кто высунулся из воды?

В. — Какие слова пропела лисичка

 Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. 
— А сейчас пусть споет Вероника. 
В. — Что ответил бычок?

В. — Понравились слова бычка лисичке?

В. — Что спросила лиса – мать?

В. — Как ответила лисичка?

В. — Что еще спросила лиса -мать?

В. — Что ответила лисичка?

В. — Какой вывод сделала мама-лиса?  

 Вот и вы, ребята, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки. 

Физминутка « Лисонька ».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Воспитатель предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее (возможен пересказ по парам) .
Далее следует организация театрализации сказки. Предварительно воспитатель напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. И так далее. 
— Ребята, перед тем, как наша сказка «оживет», давайте приготовим декорации – море и дом. 
— Давайте все вместе, перед началом нашей сказки, изобразим морскую волну: «Ш-уууу, ш-уууу», — набегает волна и отступает. – «Шуршим, шуршим, шуршим», — шуршат камешки. 

Рефлексия.

В-ль. Как называется сказка? Что этой сказкой нам хотели сказать эскимосы? (Ответы детей) 
В-ль. Да ребята, есть такие поговорки:

 « Слово может обидеть,

  Слово может спасти,

  Слово может полки за собой повести »

А Вы какие пословицы знаете?

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В. — Какие вежливые слова вы знаете?

В. — На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа1236 ДО 567
ООД в старшей группе по развитию речи
Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: Брулева М.В.
Москва-2017
Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
-Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».
-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
-Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: изображения героев сказки.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»
С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »,
« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,
« Худое слово доведет до дела злого;
« От худого слова – да навек ссора»,
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,
« Как аукнется, так откликнется».
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).
В. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?
Д. — Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.
В. — Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?
Д. — Хотим.
В. — Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Д. — Да!
В. — А кто такие друзья?
Д. — Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.
В. — Ребята, а какими должны быть друзья?
Д. — Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.В. — А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?
Д. — Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.В. — А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?
Д. — Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.В. — Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.
В. — Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)
Д. — Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.В. — Вам нравится ваш друг?
Д. — Нравится.
В. — Скажите ему тихо самые ласковые слова.
Д. — Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .В. — А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.
В. — Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть -не мигаю,
Крылья есть -не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?Шубку рыженькую носит?Чей там хвост в траве густойЗамелькал, как золотой?Это – девица краса,Ярко-рыжая … (лиса)
В. — Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
2. Пальчиковая гимнастика.
— А сейчас, мы поиграем с пальчиками:
Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».
Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».
Остальные пальцы образуют «морду».
Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.
Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки.
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
3. Чтение сказки.В. — Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
— Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает:
-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала? – спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.
4. Беседа по сказке.
В. — Как называется сказка?

В. — Где шла лисичка?
Д. — Лисичка шла по берегу моря.

В. — Кто высунулся из воды?
Д. — Из воды высунулся бычок — рыба морская.
В. — Какие слова пропела лисичка?
Д. — Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
В. — Что ответил бычок?
Д. — У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. — Понравились слова бычка лисичке?
Д. — Нет, не понравились, она заплакала.
В. — Что спросила лиса – мать?
Д. — Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
В. — Как ответила лисичка?
Д. — Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
В. — Что еще спросила лиса -мать?
Д. — А ты ему ничего не говорила?
В. — Что ответила лисичка?
Д. — Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
В. — Какой вывод сделала мама-лиса?
Д. — Вот видишь, ты первая его и обидела.
5. Физминутка « Лисонька ».
(Дети встают из-за столов).
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
6. Игра « Слова наоборот».
В. — Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
7. Подготовка детей к пересказу.
В. — А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
8. Пересказ сказки детьми по частям.Дети рассказывают по цепочке.
9. Рефлексия.

В. — Какую сказку вы сегодня слушали?
Д. — « Как лисичка бычка обидела ».
В. — Кто больше всех вам понравился?
Д. — Бычок, Лисичка, мама Лиса.
В. — Согласны ли вы с концовкой сказки?
Как бы вы закончили сказку?
Д. — Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.
В. — Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
Д. — Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.
В. — Какие пословицы вы знаете по данной теме?
« Слово может обидеть,
Слово может спасти,
Слово может полки за собой повести »« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »
« Худое слово доведет до дела злого »
« От худого слова – да навек ссора »
« Как аукнется, так и откликнется »
« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »
В. — Какие вежливые слова вы знаете?
Д. — Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.
В. — На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!


Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».
Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст целиком и по частям, драматизировать отрывки.
Ход занятия.
— Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку «Как лисичка бычка обидела», — говорит педагог. – Кто кого обидел? А кто это такой – бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит телёнок). Вы рассказали о телёнке. А ещё есть морская рыбка под названием «бычок». Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?
Воспитатель читает сказку:
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок.
Пучеглазый.
Бычок, бычок.
Большеротый.
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила? – Сказала. – Что ты ему сказала? – спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый. – вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела…
Воспитатель обращается к детям:
— Понравилась ли вам сказка? Эскимосы, сочинившие эту сказку про задиру — лисичку и морского бычка, живут на Севере нашей страны (показывает на карте).
Представляете теперь, как выглядит бычок-рыбёшка морская? Если бычка называют пучеглазым, значит глаза у него какие?
А какая в этой сказке лисичка?
Помните, что мама-лисичка сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из сказки.
Как лисичка бычка обидела, что она ему сказала? Если запела, значит эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе… споём ещё раз.
Далее педагог предлагает послушать сказку ещё раз. Читает. Просит кого-либо из детей пересказать сказку.
Затем дети по двое пересказывают текст по частям. Далее педагог организует драматизацию сказки. Напоминает действия персонажей: бычок, высунулся из воды, лисичка бежит и поёт. Мама-лиса – дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки и т.п.
Чтобы дети, не занятые в драматизации, не устали, можно предложить им изобразить морскую волну, шуршащую камушками: «Шурррр-ррррр» после чего провести очередной пересказ или драматизацию.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, как называется новая сказка, с которой дети познакомились. Подчёркивает, что сегодня они не только послушали сказку, но и учились пересказывать её.

Приложенные файлы

МБДОУ №9

Коммуникация

Пересказ эскимосской сказки

«Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Гордобина Валентина Андреевна

г. Елизово 2013

Коррекционно – образовательные цели
.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование грамматического строя речи.

Уточнение и активизация словаря по теме « Рыбы».

Коррекционно — развивающие цели.

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Коррекционно – воспитательные цели.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Оборудование.

Плоскостные изображения героев сказки, ракушка морская, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, волшебная палочка.

Предварительная работа.

Чтение сказок о рыбах («Морские сказки» С.Сахарнов; «Добрая раковина»

С.Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки.)

Просмотр телепередач о рыбах(родители). Чтение стихов о морских животных.

Чтение сказок к которым можно применить пословицы:

« Слово может обидеть,

Слово может спасти.

Слово может полки за собой повести.»

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»

Тема: эскимосская народная сказка

« Как лисичка бычка обидела»

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, отгадайте, кто герои сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Блещет в море чистом

Спинкой серебристой. (Рыба.)

Хвост пушистый, Маленькая, рыженькая, живет с мамой

Мех золотистый, в норе. (лисичка).

В лесу живет. 1(лиса).
2.Пальчиковая гимнастика.

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши». Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

(Дети садятся за столы. На доске появляются изображения героев сказки.)

3. Чтение сказки
«Как лисичка бычка обидела»
.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4.Беседа по сказке

Вопросы:

Как называется сказка?

Где шла лисичка?

Кто высунулся из воды?

Что запела лисичка?

Что ответил бычок?

Понравились слова бычка лисичке?

Что спросила лиса – мать?

Как ответила лисичка?

Что еще спросила лиса?

Что ответила лисичка?

Какой вывод сделала мама-лиса?

5. Развитие общей моторики « Рыбка плавала в воде».

(Дети встают из-за столов).

Рыбка плавала в воде,

Хвостиком виляла.

Корм глотала всюду и везде,

Ротик открывая.

Лисичка мимо шла,

Гордая такая,

И обидела бычка, Большеротым называя.

А бычок не промолчал

И ответил также.

И расстроились они от дразнилки глупой.

6. Совершенствование грамматического строя речи:

Игра «Сосчитай».

2 пучеглазых бычка, ……5 пучеглазых бычков.

2 большеротых бычка, ….5 большеротых бычков.

2 грубых лисички, ………5 грубых лисичек.

2 мудрых лисы,…………..5 мудрых лис.

2 ласковых лисички, …….5 ласковых лисичек.

Игра « Слова наоборот».

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

(Дети садятся за столы).

7. Заполнение детьми мнемотаблицы при повторном чтении сказки.

(таблица 7а)

8. Пауза для подготовки детей к пересказу.

Воспитатель предлагает детям подумать одну минуту и подготовиться к пересказу сказки.
9. Пересказ сказки детьми по частям и разыгрывание сказки по ролям.

1.Дети рассказывают по цепочке и передают « волшебную» палочку следующему рассказчику.

2.Разыгрывание по ролям сказки.

10.Окончание занятия.
Какую сказку вы сегодня слушали?

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Какие пословицы вы знаете по данной теме?

Какие вежливые слова вы знаете?

Домашнее задание
.

По мнемотаблице рассказать сказку родителям.

Мария Шульгина

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как лисичка бычка обидела»

Цель. Помочь детям запомнить содержание сказки и понять главную идею произведения.

Задачи. Учить детей пересказывавать текст по частям,драматизировать отрывки сказки.

Развивать
диалогическую и монологическую речь,выразительно ты жестов,мимики, творческие способности.

Воспитывать доброжелательность и любовь к окружающему миру.

Оборудование. Ноутбук, красивая коробка,цветик-семецветик, настольный театр «Лиса и бычок»,атрибуты для драматизирова (головные уборы, элементы костюма,голубая ткань, фигурки из соленого теста,краски,кисти,губки.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре играют. Воспитатель заносит большую коробку.

В-ль. Ребята, посмотрите, нам пришла посылка! Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми открывает коробку и достает цветик-семецветик.

В-ль. Посмотрите какой красивый цветок! Как же он называется? (Ответы детей)

В-ль. Да ребята, это цветик-семецветик. А что же нам пожелать? (Ответы детей)

В-ль. А давайте отправимся в путешествие на север, как девочка Женя из сказки. Но для начала, чтобы не замерзнуть мы поделимся друг с другом теплом своих сердец.

В круг скорее становись

Крепко за руки держись!

Будь же добрым, не скупись

Щедро людям улыбнись.

От улыбки всем известно

Станет хмурый день прелестным!

В-ль. Теперь мы можем отправиться в путешествие. Какие волшебные слова нужно сказать?

Дети
:

Лети,лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

В-ль. Вот мы и оказались с вами на севере. На севере тоже живут люди. Называют этот народ -эскимосы. Я сейчас вам о них расскажу.

Воспитатель вместе с детьми подходят к ноутбуку. Показ слайдов. Рассказ воспитателя об эскимосах.

В-ль. Как же холодно на севере,давайте с вами сядем у костра и погреемся. А пока вы греется я вам расскажу одну чудесную эскимосскую сказку. Называется она «Как лисичка бычка обидела
«.

В-ль. Как вы думаете, кто такой бычок? (Ответы детей)

В-ль. А есть морская рыбка бычок. Вот лисичка его и обидела
,а как она его обидела
я вам сейчас расскажу.

Воспитатель читает сказку.

«Шла однажды лисичка по берегу моря
. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичка разглядывать
. Увидела лисичка бычка и запела
.

Бычок,бычок

Пучеглазый.

Бычок,бычок

Большеротый.

Бычок,бычок

Колючий бочок!

А бычок ей и говорит
:

А ты косматая,и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой
.

Лиса-мать спрашивает
:

Кто тебя обидел
,доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел
. Наговорил мне,что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает
:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала?- спросила лиса.

А я ему сказала,что он пучеглазый и большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица- ты его первая и обидела
.

Воспитатель. Вам понравилась сказка (Ответы детей)

В-ль. Какая в этой сказке лисичка
? (Ответы детей)

В-ль. А какой бычок? (Ответы детей)

В-ль. Что запела лисичка
? (Ответы детей)

В-ль. А что ответил бычок? (Ответы детей)

В-ль. Помните, что ответила мама- лиса (Ответы детей)

В-ль. Вот и вы, прежде чем жаловаться на кого-нибудь,подумайте, не поступаете ли вы,как лисичка
из этой эскимосской сказки.

В-ль. Лисичка
пела песенку -дразнилку,давайте мы вместе её споем.

Дети вместе с воспитателем поют песенку.

В-ль. А теперь Милана споет (Рита.)

Воспитатель повторно читателей сказку.

В-ль. Может кто то хочет нам рассказать эту сказку с помощью настольного театра. (Дети выбирают себе пару и рассказывают сказку по частям)

В-ль. Вот какая интересная сказка,а нам пора и честь знать и отправляться обратно в детский сад.

Воспитатель отрывает лепесток и вместе с детьми произносят слова
:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

В-ль. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

В-ль. О каком народе вы узнали? (Ответы детей)

В-ль. Как называется сказка, которую они сочинили (Ответы детей)

В-ль. А вы хотели бы сами превратиться в героев сказки?

воспитатель отрывает лепесток, дети повторяют слова
:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели!

Дети переодевания в героев сказки. Рассказывают по ролям. Воспитатель напоминает действия. «Лисичка шла
«, «бычок высунулся из воды» и тд.

В-ль. Как называется сказка? Что этой сказкой нам хотели сказать эскимосы? (Ответы детей)

В-ль. Да ребята,есть такие поговорки » Как аукнется, так и откликнется. » Не хочешь чтобы тебя обидели
,не обижай и сам других.

В-ль. А сейчас, давайте отправимся в нашу мастерскую и раскрасимь фигурки из соленого теста для нашейитеатральной студии.

Дети раскрашивают фигурки.

В-ль. Какая же у нас получилась чудесная сказка,молодцы!

Публикации по теме:

«Как лисичка с бычком поссорились». Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию

Конспект интегрированного занятия по Развитию речи (Коммуникация) и Рисованию (Худ. Творчество). Тема: «Как лисичка с бычком поссорились».

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Тема. Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия по развитию речи «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию речи «Лисичка – сестричка и серый волк» (старшая группа). Цель: Формирование интереса и любви к русским.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

Сказки народов тайги и тундры читает Р. Пляттвып. 3 пл. 9

Выпуск 3

Пластинка 9

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
Сказки народов тайги и тундры
Пересказ Вл. Глоцера и Г. Снегирева

Как лисичка бычка обидела
Рыбья упряжка.
Медведь-пастух
Добрая лисичка.
Ленивая птичка
Мышка.
Куропаточка-крикунья
Улитка

Читает Р. Плятт

Сторона 2

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
(окончание)

Лисица и налим.
Зайчик
Медведь и карась
Читает Р. Плятт

Храбрый Азмун
Амурская сказка

Инсценировка В. Скурьят

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ведущий — В. Зубарев
Азмун — Л. Шабарин
Старый Плетун — И. Ключарев
Тайрнадэ — Ю. Михайлов
Парень, Нерпа — К. Протасов

Режиссер В. Скурьят

Звукорежиссер А, Рымаренко
Редактор И. Якушенко
Художник А. Кошкин

От берегов Белого моря до берегов Тихого океана, на тысячи километров протянулась тайга. Лес, лес — без конца и края. Огромные кедры в горах, голубые лиственницы по берегам быстрых сибирских рек, непроходимые завалы поваленных бурей деревьев — все это тайга.
А где кончается тайга, там, за Полярным кругом, начинается тундра. Карликовые березки, ивы да цветы по берегам холодных озер и топких болот. Земля здесь оттаивает в ко¬роткое! полярное лето только сверху, а глубже она всегда твердая и мерзлая.
Сурова природа тайги и тундры. Но с не¬запамятных времен жили здесь разные племена охотников, оленеводов, рыбаков.
На широких лыжах, подбитых оленьей шкуркой, уходили охотники с луками и стрелами в тайгу за соболями и белками, за дикими оленями, за медведем.
В легких лодках из тюленьей кожи заплывали далеко от берега зверобои, чтобы добыть гарпунами моржей и китов.
С места на место перегоняли пастухи оленьи стада в долины, где растет белый мох ягель.
Долго длится полярная ночь. Только в мар¬те покажется краешек солнца и порозовеют снега в тундре. Но вдруг опять налетит снеж¬ная буря, ледяной ветер загонит людей в яранги, где горит огонь, тепло и в котле варится моржовое мясо.
Люди со всего стойбища, из всех яранг сидят у огня и слушают сказку. Маленькие девочки и мальчики придвинулись поближе к сказочнику.
Сказочник рассказывает об отважных охотниках, о злых колдуньях, о добрых медведях, про маленьких сусликов — евражек, про ворона Кутху…
Мальчики и девочки знают всех зверей и птиц и совсем не удивляются, что евражка менялась домами с медведем, в ворон Кутху запряг в нарты больших горбуш. Долго рассказывает свои сказки сказочник, у детей уже слипаются глаза, хочется спеть, да жаль пропустить хоть слово.
Когда сказочник доходит до страшного мес¬та, он бледнеет и говорит все тише, тише, а слушатели кричат:
— Ух!
Правда!
Так!
Заканчивает сказку сказочник, и последние
его слова такие:
— Конец. Я убил бурю!..
И правда: буря за пологом яранги утихла. Сказка помогла скоротать длинную полярную ночь.
Недаром у чукчей, нивхов, долган, эвенков сказочник — самый уважаемый человек в стойбище.
От одного сказочника к другому, из уст в уста, век за веком, переходили самые любимые сказки и дошли до наших дней.
Владимир Глоцер
Геннадий Снегирев

С далеких берегов седой древней реки Амур пришел к тебе в гости новый друг — Храбрый Азмун из сказки Дмитрия Нагишкина (? -1961). Писатель этот известен как автор романа «Сердце Бонивура», книги сказок «мальчик Чокчо» и других произведений о былых нравах и обычаях народов Дальнего Востока.
Настоящим другом будет тебе Азмун, который наперед о людях думает, потом о себе, страшен и ловок Азмун — чтобы другим помочь, отправляется он в сказочное путешествие, не за тридевять земель, а на дно моря, к старому Старику морскому.
Сейчас ты услышишь эту сказку — о красоте природы амурского края, о мудрых жителях его — искусных рыболовах и охотниках, о том, как спас их Азмун.
Про многих с тех пор забыли. А про Азмуна помнят.

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Колокольчики»

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».

-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»  

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы:

«Слово может обидеть,

 Слово может спасти,

 Слово может полки за собой повести»,

«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»,

«Худое слово доведет до дела злого»;

«От худого слова – да навек ссора»,

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других»,

«Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.   (Детей приглашаю в круг).

В. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. — Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. — Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. — Хотим.

В. — Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. — Да!

В. — А кто такие друзья?

Д. — Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. — Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. — Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д .

В. — А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. — Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.

В. — А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. — Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.

В. — Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В. — Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

 Д. — Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.

В. — Вам нравится ваш друг?

Д. — Нравится.

В. — Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д. — Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д.

В. — А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В. — Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку.  Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:

         Плаваю под мостиком,

         И виляю хвостиком.

         По земле не хожу,

         Рот есть, не говорю,

         Глаза есть -не мигаю,

         Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В. — Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

  1. Пальчиковая гимнастика.

 А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи «уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий «лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

  1. Чтение сказки.

В. — Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

        Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

— Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

  1. Беседа по сказке.

В. — Как называется сказка?

Д. — «Как лисичка бычка обидела».

В. — Где шла лисичка?

Д. — Лисичка шла по берегу моря.

 В. — Кто высунулся из воды?

Д. — Из воды высунулся бычок — рыба морская.

В. — Какие слова пропела лисичка?

Д. — Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В. — Что ответил бычок?

Д. — У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Понравились слова бычка лисичке?

Д. — Нет, не понравились, она заплакала.

В. — Что спросила лиса – мать?

Д. — Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В. — Как ответила лисичка?

Д. — Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Что еще спросила лиса -мать?

Д. — А ты ему ничего не говорила?

В. — Что ответила лисичка?

Д. — Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В. — Какой вывод сделала мама-лиса?  

Д. — Вот видишь, ты первая его и обидела.

  1. Физминутка «Лисонька».

(Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

  1. Игра «Слова наоборот».

В. — Дети, давайте, поиграем в игру «Слова наоборот»

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

  1. Подготовка детей к пересказу.

В. — А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

  1. Пересказ сказки детьми по частям.

Дети рассказывают по цепочке.

  1. Рефлексия.                                                                                 

В. — Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. — «Как лисичка бычка обидела».

В. — Кто больше всех вам понравился?

Д. — Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В. — Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. — Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В. — Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. — Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по — своему особенный.

В. — Какие пословицы вы знаете по данной теме?

«Слово может обидеть,

  Слово может спасти,

  Слово может полки за собой повести»

«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»

«Худое слово доведет до дела злого»

«От худого слова – да навек ссора»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других»

В. — Какие вежливые слова вы знаете?

Д. — Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. — На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Составлено с помощью интернет источников

Автор: 
Мочай Т.А..

Цель.Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

Ход занятия

«Сегодня вы услышите чудесную сказку „Как лисичка бычка обидела“, – говорит педагог. – Кто кого обидел? А кто такойбычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием „бычок“. Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?»

Воспитатель читает сказку:

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:


Бычок, бычок,
Пучеглазый.
Бычок, бычок,
Большеротый.
Бычок, бычок,
Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

– А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

– А ты ему ничего не говорила?

– Сказала.

– Что ты ему сказала? – спросила лиса.

– А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…

Воспитатель обращается к детям:«Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на севере нашей страны (показывает на карте).

Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие?

А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?

Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.

А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Катя (Дима…)».

Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее.

Двое детей пересказывают сказку по частям. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».

Далее сказку пересказывает другая пара детей.

Воспитатель организует драматизацию сказки. Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее.

Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.

Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Цель.Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: если они услышат звук с, то нужно изобразить умывание, если услышат звук ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки с и ш: то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем называет слова со звуками с и ш. Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель. Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с: шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.

Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук ш, надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш.

Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:


Пес шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.

Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.

«Вообще-то это стихотворение называется „Жадина“, – говорит воспитатель. – Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? Почему вы так считаете?»

Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш. (Шагал, большую, подошел.) Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз.

Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с.


Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку из трех ячеек и одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос. Дети определяют позицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки.

Далее дети рисуют такие же решетки на листах бумаги (разложены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш:окошечко, ландыш, шмель.

Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук л в этих словах.

Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее): «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.

Примечание. Вне занятий следует прочитать детям стихотворение Э. Успенского «Страшная история» полностью.

Для индивидуальной работы с детьми по звуковой культуре речи можно использовать рабочие тетради «Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа». (М.: Мозаика-Синтез, 2008).



Образовательная деятельность: Коммуникация. Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».Цель: Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.Задачи:

  1. Обогащать словарь детей.
  2. Развивать умение поддерживать беседу.
  3. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответами товарища.
  4. Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
  5. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация. Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная.Формы и методы работы: Решение проблемной ситуации, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы.Используемая литература: В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи».Оборудование: клубок ниток, мультимедийная энциклопедия слайды, картинки, предметы и картинки для игры, схемы – картинки для пересказа, фишки, маски для инсценировки, смайлики.Словарная работа: пучеглазый, выпуклые глаза.Предварительная работа: Знакомство с народом эскимосы. Рассматривание карты, глобуса, где проживают эскимосы.
Ход образовательной деятельности.

Дети с воспитателем сидят на ковре в кругу.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы у нас с вами было хорошее настроение, что нужно сказать друг другу. (Ответы детей).

В: Нам в этом поможет наш волшебный клубок, он вас просит: «Поздороваться и назвать своего соседа ласково».

В: Посмотрите, у нас образовался круг и мы каждый в этом кругу друг другу дороги. Когда мы все вместе, то мы какие……(Ответы детей).

В: Правильно мы смелые, сильные, с все сможем справиться и выполнить любое задание. Каждый из вас придет другу на помощь.

В: Ребята, я сегодня утром зашла в младшую группу нашего детского сада. И знаете, что я там увидела и услышала, что дети обзываются друг на друга, дразнятся и даже мальчики подрались. (Высказывания детей).

В: И вот поэтому я предлагаю вам прочесть эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». И мне кажется, она нам поможет. А чем поможет, вы подумаете, когда внимательно прослушаете сказку. Присаживайтесь на стульчики.

Выразительное чтение сказки педагогом.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок. Пучеглазый.

Бычок, бычок. Большеротый.

Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? — спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.
— Вот видишь,— сказала мать-лисица,— ты первая его и обидела…

Воспитатель обращается к детям:
Как вела себя лиса?

Что вас удивило в поведении бычка?

Какие обидные слова лисичка пропела бычку? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь.

Какие обидные слова бычок сказал лисичке?

А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

Чем сказка может помочь малышам?

Ответы детей, обсуждение.

(Дети подходят проектору).

В: Ребята, а почему бычок сидел в море? Ответы детей. Правильно бычок – рыбешка морская. (Дети смотрят мультимедийную панораму моря).

Физминутка. Звучит шум прибоя моря.

Ребята, давайте изобразим морскую волну. Внимательно слушаем шум прибоя и выполняем движение. Ш– ууууу, ш – уууу – набегает, и отступает волна (дети поднимаю руки двигаются вперед и громко произносят звуки, отступает волна тихо произносят звуки).

В: Посмотрите, как выглядит бычок, рыбешка морская? (Показ слайдовой презентации про рыбу – бычка).

Имеется несколько разновидностей рыб — бычков. Бычок-песочник, подкаменщик. Тело бычка довольно мощное, с крупной головой и длинным хвостом. Длина бычка достигает 10-15 см. Бычковые принадлежат к донным прибрежным рыбам. Имеют продолговатое покрытое чешуёй тело (до 40 см; сзади сжатое), большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза, два верхних плавника (один из них обычно с костяными лучами), внизу — присоску, возникшую от срастания брюшных плавников. С помощью этой присоски они прикрепляются к придонным камням и довольно крепко удерживаются даже в сильный шторм.

Дети рассматривают картинку рыбы – бычка.

Лисичка дразнила бычка и называла пучеглазый, большеротый.

Какие глаза у рыбы – бычка? выпуклые, крупные.

Какой рот? Большой.

Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения рыба, и домашнее животное бычок.

(Дети переходят к столу, на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением).

В: Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например: У меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь.

Дети подбирают картинки к предметам.

Оружие лук со стрелами — репчатый лук, ручка перо — перо от птицы, кран для умывания — машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.

В: Присаживайтесь на стульчики. Ещё раз внимательно прослушайте сказку. Мы же ее будем показывать малышам. И постарайтесь запомнить все слова, которые сказала лиса бычку, что бычок ответил лисичке. Что мама – лиса спросила у лисички. Что лисичка ответила маме. И нам помогут в этом картинки – схемы.

Выразительное чтение сказки, педагогом выставляя схемы – картинки на мольберт.

Дети по схемам – картинкам пересказывают сказку. (2 пересказа).

Ребята, каким голосом говорит лисичка? Покажите, как она бежит?

А каким голосом говорит мама – лиса? А бычок, каким говорит голосом? Ответы и показ детей.

Сейчас, я вам предлагаю поиграть в театр. Кто – то из вас будет артистами, а кто — то зрителями. В шкатулке возьмите фишку (назначает ребенка). У кого оранжевая фишка – будет играть лису, красная фишка – будет играть лисичку, коричневая фишка — будет играть бычка – рыбешку морскую, зеленая фишка — будет играть автора, а кому достались белые фишки – будут зрителями. Давайте, вспомним правила поведения в театре. (Ответы детей).

Инсценировка сказки.

Отдайте шапочки тому, кто будет играть вашу роль. Дети меняются шапочками и ещё раз инсценируют сказку.

Какую сказку мы учились пересказывать и инсценировать? Кто главные герои?

Если вам понравилось, чем мы занимались, то вы выберите веселый личико смайлика, а если нет, то грустное личико. Почему? (Ответы детей).

А вечером пойдем в группу к малышам. И покажем эту сказку, которая поможет им быть дружными, не обзываться, и не дразниться.

Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Литература для чтения 1 класс обучения Список художественной литературы,…
Русские народные сказки: Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц,…
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Конспект нод «В гостях у сказки» Тема: в гостях у сказки
«Вспомни волшебные слова», «Ответь на вопросы по сказкам», «Угадай сказку по иллюстрации», «Разгадай загадку о героях сказок», «Перескажи…
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Конспект нод в подготовительной группе Воспитатель: мбдоу №58 г. Чита
Тема: «Он сеял доброе, ясное, вечное» / Пересказ были «Косточка» Л. Н. Толстого
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Мбоу «Нововасюганская сош» Каргасокский район, Томская область
Тема урока: Цветоведение. «Сказки превращений, или Как из трех цветов сделать шесть»
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Урок литературы 10 класс Тема: Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина синтез его творчества
Стих это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался…
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Как проявить интерес к чтению современным детям?
Чтение – это не только сидение с книгой в руках, это еще и пересказ наизусть того, что отложено в памяти. Мерный ритм таинственного…
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon План-конспект внеклассного мероприятия «В гостях у сказки»
Спортивное мероприятие «В гостях у сказки» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в соответствии…
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Тема: «Волшебный мир сказки»
Авторы проекта: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, дети, родители
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon М. В. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» Тришкина В. М
Тема: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам физического воспитания ребенка»
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» icon Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» (гипербола,гротеск)
Тема урока: Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» (гипербола,гротеск)

  • Эскроу счет как пишется
  • Эскимосские сказки для детей
  • Эскимосские сказки и мифы
  • Эскорт слово как пишется
  • Эротич рассказы о любви