Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О том, кому на руси жить хорошо. Или все о возмещении НДС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все начинается с нее — с декларации по НДС. Чтобы заявить о своих притязаниях к бюджету сначала нужно заполнить декларацию и сдать ее в налоговую инспекцию.

Вместе с декларацией также предоставляется заявление на возврат НДС с указанием реквизитов своего расчетного счета. Честно говоря, не обязательно подавать заявление вместе с отчетом, но так срок ожидания будет короче.

Светлана: «Получив декларацию по НДС на возмещение из бюджета у проверяющих возникает сложный период, который можно поделить на:

  1. стадию отрицания — такого не может быть, ведь это налогоплательщик должен платить налоги государству, а не наоборот,
  2. стадию гнева — как так, когда вся страна платит налоги, этот налогоплательщик решил забрать их у государства,
  3. на стадию принятия — раз есть такое право у налогоплательщика, то ничего не поделаешь.»

На практике встречается еще одна стадия: торг. Это когда налоговый инспектор пытается договориться с налогоплательщиком убрать «лишние» вычеты по НДС и как все заплатить налог в бюджет. Но не стоит идти на поводу устных требований проверяющего. Если декларация по НДС заполнена верно и вы уверены в своих поставщиках (в его счетах-фактурах),то отступать не стоит.

Перед принятием решения о возврате НДС налоговый орган проведет камеральную проверку декларации. Обычно она длится до 2-х месяцев, в отдельных случаях срок может быть увеличен до 3-х месяцев.

В течение всего срока камеральной проверки налогоплательщику не стоит расслабляться, потому что:

  • проверяющие могут направить налогоплательщику требование о предоставлении документов и пояснений по декларации, так как государство должно убедиться, что передаст деньги в руки законопослушному налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Следует помнить, что если вы торгуете на экспорт, то документы на подтверждение ставки НДС в размере 0% нужно предоставить одновременно с декларацией.

  • налоговики могут прийти в гости и произвести осмотр вашего помещения, если в ходе проверки будут выявлены несоответствия.

Наконец все позади и проверка не выявила нарушений. Еще 7 дней подождать, пока руководитель налоговой инспекции примет положительное решение о возмещении налога, и еще 5 дней пока казначейство перечислит денежные средства.

Это при условии, что вы подавали заявление на возврат вместе с декларацией. Если же такое заявление было предоставлено уже после принятия решения о возмещении, то деньги вы получите через месяц после его подачи (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Также нужно помнить, что прежде чем перечислить сумму НДС на расчетный счет налоговый орган в первую очередь погасит долги перед бюджетом (если они есть) и уже потом перечислит то, что осталось.

О том, кому на Руси жить хорошо. Или все о возмещении НДС

По второму быстрому пути возмещения НДС могут пойти только:

  • крупные налогоплательщики — организации, которые пополнили бюджет за три предыдущих года на сумму не менее 2 млрд. рублей за счет уплаты налога на прибыль, акцизов, НДС и НДПИ,
  • резиденты ТОСЭР (территорий опережающего социально-экономического развития) или свободного порта Владивосток, но при этом они должны предоставить поручителей. В таком качестве может выступить управляющая компания территории или порта,
  • налогоплательщики, предоставившие поручительство или банковскую гарантию. Поручитель аналогично крупнейшему налогоплательщику, должен перечислить в бюджет не меньше 2 млрд налогов за последние три года, а гарантирующий банк — иметь УК в размере от 1 млрд руб.

Теперь понятно, почему дорога по второму пути такая узкая? Просто по ней мало кто ходит.

Для таких VIP-налогоплательщиков срок возврат НДС из бюджета не превышает 15 дней. И им не требуется ждать окончания камеральной проверки. Все происходит очень быстро: на каждый этап дается 5 дней. После сдачи декларации — предоставление заявления об ускоренном возврате, затем — принятие налоговиками решения и, наконец, казначейство перечисляет деньги.

При этом камеральная проверка декларации не отменяется. И если деньги из бюджета будут получены необоснованно их не только потребуют вернуть обратно, но еще и взыщут проценты по двойной ставке рефинансирования.

Светлана: «Если вы не готовы к испытаниям, перечисленным выше, и ваше спокойствие дороже всех обещанных золотых гор, то можно изменить декларацию так, чтобы в ней не было сумм к возмещению из бюджета. Для этого достаточно просто перенести часть налоговых вычетов на следующие налоговые периоды. Использовать такой вычет можно в течение 3-х лет после принятия на учет товаров, работ, услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).»

Ну а для тех, кто не боится трудностей, есть и приятная новость: налоговая служба готовит пилотный проект по сокращению сроков возмещения НДС до одного месяца.

Проверка декларации будет проводиться в 2 этапа:

  1. первые 10 дней со дня предоставления декларации будут проверять отсутствие ошибок и несоответствий с данными, имеющимися у налогового органа,
  2. следующий месяц будут выяснять соответствие критериям для получения права на ускоренный возврат налога. Такое право получат налогоплательщики:
  • которые ранее не применяли заявительный порядок возврата НДС,
  • относятся к группе низкого и среднего риска,
  • у которых 50 % контрагентов по НДС были заявлены и проверены в предыдущем налоговом периоде,
  • у которых более 80% контрагентов имеют по классификации ФНС низкий или средний риск.
  • которые ранее заявляли возмещение НДС и налоговый орган возместил более 70% от заявленной суммы;
  • у которых сумма налогов, уплаченных за три предшествующих года, превышает заявленную к возмещению сумму.

Ложка дегтя в бочку меда: если налоговики поймут, что возместив НДС через месяц они ошиблись, то налогоплательщику грозит выездная налоговая проверка.

НДС к уплате — это разница между входящим и исходящим налогом. То есть между НДС, который вы начислили на свои товары и услуги, и НДС, который сами заплатили своим поставщикам. Более подробно почитать о механизме работы НДС можно здесь.

В большинстве случаев начисленный налог будет больше, чем входящий. Но в некоторых случаях может быть и наоборот.

  1. Вы купили дорогое основное средство или большую партию товаров. При этом вы можете сразу взять к вычету НДС со всей суммы покупки. А если в этом квартале продаж было мало, то начисленный НДС окажется меньше, чем вычеты.
  2. Вы работаете по льготным ставкам 0% или 10%. При этом если поставщики предъявляют вам входной НДС по обычной ставке 20%, вычеты могут оказаться больше.

В таких ситуациях вы заплатите поставщикам больше НДС, чем получите от покупателей. Это значит, что вы можете вернуть из бюджета разницу между входящим и начисленным НДС.

Это налог на добавленную стоимость — самый нелюбимый многими бухгалтерами налог. Но, как говорится, любые неприятности компенсируются количеством денежных знаков.

Механизм уплаты НДС в бюджет следующий: если сумма исчисленного с реализации налога больше, чем получили от поставщиков, то разницу надо уплатить в бюджет. Соответственно, если начисленного налога будет меньше, чем «входящего», то настал ваш звездный часразницу можно вернуть из бюджета. И если поставщики «добрые дяди и тети» и дали вам отсрочку по оплате приобретенных у них товаров, работ, услуг, то чудо свершилось: государство вернет вам налог, а вы еще не потратили ни рубля!

В первую очередь заполните декларацию и сдайте ее в ИФНС.

Если вычеты получились больше, чем начисления, то направьте вместе с декларацией заявление на возврат НДС. Заявление можно отправить и позже, но тогда и деньги вы получите позже. Бланк заявления на возврат можно скачать на портале ФНС.

Прежде чем налоговики примут решение о возврате, они проведут камеральную проверку декларации. И будьте готовы к тому, что декларацию с налогом к возмещению будут проверять особенно тщательно.

Камеральная проверка декларации по НДС в общем случае длится до 2 месяцев, но инспекторы имеют право продлить срок до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если в это время вы сдадите уточнённую декларацию, срок начнёт идти заново. Уточнёнку обязательно сдавать только если в ней нет необходимых сведений, или ошибки привели к занижению суммы налога. Поэтому при незначительных нарушениях, например, опечатке в номере счёта-фактуры, лучше просто предоставьте пояснения.

Обычно камеральные проверки проводят в помещении инспекции, но если в отчёте заявлена сумма к возмещению, или в ходе проверки выявлены несоответствия, проверяющие имеют право провести осмотр ваших помещений (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Скорее всего, во время проверки у инспекторов возникнут вопросы и они запросят у вас пояснения и дополнительные документы. Весь обмен информацией при проверке декларации по НДС нужно вести в электронном виде. Если вы направите ответ налоговикам на бумаге, он будет считаться непредставленным.

При получении запроса от ИФНС в течение 6 дней направьте квитанцию о приеме документов, и в течение 5 дней ответьте на сам запрос.

Если нарушите сроки, будут штрафы:

  • при нарушении срока отправки квитанции более, чем на 10 дней, налоговики могут заблокировать ваши счета (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • если нарушите срок ответа на запрос, то вас оштрафуют на 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

И самое главное: если налоговики не получат пояснения, которые их устроят, они откажут в возмещении НДС.

Во время камеральной проверки вас могут вызвать на так называемую «комиссию по легализации налоговой базы». Общая цель таких мероприятий — убедить налогоплательщика увеличить выплаты в бюджет, а применительно к нашему случаю — отказаться от возмещения НДС.

Если налоговики не найдут нарушений, камеральная проверка будет длиться не более 2 месяцев. Затем в течение 7 дней руководитель ИФНС должен принять решение о возмещении налога. Еще 5 дней закон даёт казначейству на перечисление средств.

Чтобы получить деньги в эти сроки, вы должны заранее, лучше всего вместе с декларацией, сдать заявление на возврат НДС. Если в день принятия решения о возмещении такого заявления у налоговиков не будет, то вы получите деньги через месяц после того, как сдадите заявление (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по НДС или другим федеральным налогам, то инспекторы сначала погасят этот долг. На расчётный счет вы получите сумму, оставшуюся после закрытия задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Если проверяющие найдут нарушения при заполнении декларации, срок возврата НДС удлинится более, чем в два раза. В таблице ниже указаны максимальные сроки, предусмотренные НК РФ. Теоретически каждый этап может проходить и быстрее. Но обычно при возврате средств из бюджета налоговики полностью используют все установленные законом лимиты времени.

Все начинается с нее — с декларации по НДС. Чтобы заявить о своих притязаниях к бюджету сначала нужно заполнить декларацию и сдать ее в налоговую инспекцию.

Вместе с декларацией также предоставляется заявление на возврат НДС с указанием реквизитов своего расчетного счета. Честно говоря, не обязательно подавать заявление вместе с отчетом, но так срок ожидания будет короче.

Светлана: «Получив декларацию по НДС на возмещение из бюджета у проверяющих возникает сложный период, который можно поделить на:

  1. стадию отрицания — такого не может быть, ведь это налогоплательщик должен платить налоги государству, а не наоборот,
  2. стадию гнева — как так, когда вся страна платит налоги, этот налогоплательщик решил забрать их у государства,
  3. на стадию принятия — раз есть такое право у налогоплательщика, то ничего не поделаешь.»

На практике встречается еще одна стадия: торг. Это когда налоговый инспектор пытается договориться с налогоплательщиком убрать «лишние» вычеты по НДС и как все заплатить налог в бюджет. Но не стоит идти на поводу устных требований проверяющего. Если декларация по НДС заполнена верно и вы уверены в своих поставщиках (в его счетах-фактурах),то отступать не стоит.

Перед принятием решения о возврате НДС налоговый орган проведет камеральную проверку декларации. Обычно она длится до 2-х месяцев, в отдельных случаях срок может быть увеличен до 3-х месяцев.

В течение всего срока камеральной проверки налогоплательщику не стоит расслабляться, потому что:

  • проверяющие могут направить налогоплательщику требование о предоставлении документов и пояснений по декларации, так как государство должно убедиться, что передаст деньги в руки законопослушному налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Следует помнить, что если вы торгуете на экспорт, то документы на подтверждение ставки НДС в размере 0% нужно предоставить одновременно с декларацией.

  • налоговики могут прийти в гости и произвести осмотр вашего помещения, если в ходе проверки будут выявлены несоответствия.

Наконец все позади и проверка не выявила нарушений. Еще 7 дней подождать, пока руководитель налоговой инспекции примет положительное решение о возмещении налога, и еще 5 дней пока казначейство перечислит денежные средства.

Это при условии, что вы подавали заявление на возврат вместе с декларацией. Если же такое заявление было предоставлено уже после принятия решения о возмещении, то деньги вы получите через месяц после его подачи (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Также нужно помнить, что прежде чем перечислить сумму НДС на расчетный счет налоговый орган в первую очередь погасит долги перед бюджетом (если они есть) и уже потом перечислит то, что осталось.

Для многих экспортёров процедура возврата НДС будет ещё сложнее. Речь идет о тех, кто продает за границу сырьевые товары, перечень которых утверждён постановлением Правительства от 18.04.2018 № 466. Это нефть и нефтепродукты, металлы, древесина и т.п.

Экспортёры сырьевых товаров не могут включить в декларацию входной налог на основании одних счетов-фактур, как все остальные плательщики НДС. Они должны приложить к декларации по НДС документы, подтверждающие экспорт: контракты, таможенные декларации, накладные и т.п. (ст. 165 НК РФ). Поэтому для них срок возврата НДС увеличится на время, необходимое для сбора всех документов.

Торговля или Кому на Руси жить хорошо?

Некоторые бизнесмены могут вернуть НДС из бюджета намного быстрее, чем описано выше (ст. 176.1 НК РФ). Право на ускоренный возврат имеют следующие налогоплательщики.

  1. Крупные налогоплательщики-организации. Речь идет о юридических лицах, которые за три предыдущих года заплатили налог на прибыль, акцизы, НДС и НДПИ на общую сумму не менее 2 млрд руб.
  2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток. За бизнесмена должна поручиться управляющая компания территории или порта.
  3. Любые налогоплательщики, которые предоставили поручительство или банковскую гарантию, если соблюдены требований закона к поручителю или гаранту. Поручитель, в частности, должен перечислить в бюджет не менее 2 млрд налогов за последние три года, а банк-гарант — иметь уставный капитал в размере не менее 1 млрд руб.

Вернуть НДС из бюджета в ускоренном порядке можно за 15 дней, то есть не нужно ждать результатов камеральной проверки. Процесс выглядит так.

  1. В течение пяти дней после сдачи декларации налогоплательщик направляет заявление об ускоренном возврате.
  2. За пять дней налоговики принимают решение.
  3. В течение пяти дней казначейство перечисляет деньги.

Но декларацию проверять все равно будут. Если выяснят, что налог был возмещён необоснованно, его придется вернуть в бюджет. За время пользования бюджетными средствами нужно будет заплатить пени по двойной ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Есть 2 пути:

  1. общий (классический) порядок предполагает возмещение (в том числе, возврат НДС) по итогам «камералки» (ст. 176 НК);

  2. заявительный порядок (более быстрый) применяется, если налогоплательщик подал заявление и выполнил закрепленные в ст. 176.1 НК РФ требования.

Рассмотрим каждую процедуру подробнее.

“ЩР” продолжает доставлять удовольствие той части дорогих читателей, которой не чужда радость за ближних своих. Недавно мы поведали вам о щастье курских нотариусов. Сегодня на очереди украинские нищие.
Украинский город Краматорск, чье население не превышает и 200 тыс. человек, можно, по мнению “АиФ”, с полной уверенностью назвать городом состоятельных безработных.
Проверяющие декларации о доходах местных жителей налоговые инспекторы выяснили, что за последние 10 месяцев в индустриальной провинции приобретено 370 иномарок стоимостью более 100 тыс. долл. каждая.
При этом 150 владельцев роскошных авто нигде не трудоустроены, а 10 хозяев крутых “тачек” и вовсе получают пособие по безработице.
А в соседнем Мариуполе в руки налоговой полиции угодил еще один “чудо-бедняк”. Перебивающийся случайными заработками “нищий”, как он себя отрекомендовал, на поверку оказался владельцем нескольких роскошных домов и двух престижных автомобилей, в том числе “Линкольна”.

Петербургский зоопарк создал свой сайт в Интернете (адрес “Известия” указывать не стали. “ЩР” считает, что таким образом они попытались бороться с алкоголизмом. Читай дальше.) Он включает в себя 200 страниц, разбитых на 20 разделов. В среду сайт был торжественно открыт. Так питерский зоопарк поздравил себя с днем рождения, который будет праздноваться 14 августа. Питерскому зоопарку исполнится 135 лет. История самого старого в нашей стране зверинца от Петра 1 до наших дней увлекательно изложена на страницах сайта. Здесь можно найти воспоминания о первом слоне, которого водили по улицам Петербурга еще при Петре 1. Тот слон не выдержал климата Петербурга и умер через несколько месяцев после прибытия на невские берега. Говорят, причиной тому была не только петербургская погода, но и… алкоголизм. Слона поили вином.

В женской колонии Вологды прошел День открытых дверей. На торжественной части мероприятия начальник колонии поздравил заключенных с праздником, похвалил за достигнутые успехи в работе и пожелал скорейшего освобождения. Как передает “Север Информ”, с поздравлениями также выступили представители администрации города и родственники заключенных. После оглашения приказа о досрочном освобождении и освобождении по амнистии гости в сопровождении работников и представителей тюремной администрации совершили “экскурсию” в бараки, столовую и швейные мастерские. В завершение праздника был показан небольшой спектакль, режиссерами, постановщиками и актерами которого были сами узницы.
“Известия” не сообщают, отразились ли на тематике спектакля особенности биографии актеров. Была ли это трагедия, полная крови, или же наоборот – водевиль, но во всяком случае, насколько известно “ЩР”, не было никакой политики. Случай, описанный Довлатовым, не повторился.

Такая история случилась с одним внештатным корреспондентом “Россiи”. Гулял он как-то на Новый год на площади центральной. Ну, естественно, выпимши и с бутылкой шампанского.
Вдруг видит – аккурат посередь площади из снега и льда местные умельцы смастерили Снегурочку, Деда Мороза, Зайчиков и прочих Баб Ёг. И Медведь среди них затесался. Ну и решил он попоить медведя ледяного шампанским. Сие безобразие заметил милиционер и решил задержать хулигана. Но пока он вызывал подкрепление, мужик забил бутылку с шампанским медведю (ледяному) в пасть! А пока он забивал, челюсть-то у медвежонка Отвалилась…
В милиции стали оформлять протокол с такой формулировкой: “Задержан на площади Ленина в нетрезвом состоянии. Причина задержания – сломал медведю челюсть”.
P.S. Протокол наш герой забрал позже, и теперь он хранится у него на добрую память….

Сильными ростом, умом и талантами назвал третьекурсников следственно-экспертного факультета начальник Академии МВД Виталий Апанасевич. Все эти качества будущие офицеры с блеском продемонстрировали на концерте, посвященном недавнему окончанию учебного года. Оказывается, молодые оперативники не только прекрасно поют и декламируют стихи – они даже занимаются спортивными танцами. Зажигательный ча-ча-ча на сцене исполнил со своей партнершей один из курсантов. А больше всего аплодисментов досталось команде КВН “Дежурная часть”. Выступление веселых и находчивых вызвало в зале едва ли не девятибалльный смех.
Кстати, оценить “ментовские” шутки осенью смогут все желающие Минчане. 18 сентября в концертном зале “Минск” состоится полуфинал высшей лиги, в котором участвуют и курсанты академии. К слову, ее руководство уже поставило самые высокие оценки своим подопечным, пообещав материальную поддержку в проведении турнира.
К сведению “Вечернего Минска”, публикующего такие материалы: для того, чтобы оценивать ментовский юмор, не обязательно ходить по концертным залам. Они вообще юморные. В жизни – тоже. Ну да вы сами знаете.
Насчет же танцев, хорового пения и декламации – идея отменная. Минчанам можно только позавидовать. Как прекрасно в момент “забора” услышать от мента, например, стихотворение “Что такое хорошо, и что такое плохо” или насладиться зажигательной “Самбой” бравого гаишника! “ЩР” в восторге!

Чудо произошло с шестилетней Викой из Волгодонска. Упав с балкона, она пролетела 25 метров и… невредимой спустилась на травяной газон. Девочка не получила ни одной серьезной травмы. Неминуемую гибель ребенка предотвратили протянутые на четвертом этаже бельевые веревки. Удар о землю был смягчен. А “виновница” падения рассказывает: “Пока я летела, меня обдувало ветерком, я заснула, а проснулась уже на травке”. Испуганные соседи, свидетели падения с балкона, вызвали “скорую помощь”. Врачи удивились благополучному исходу сучившегося. Девочка уже играет с любимой куклой и зарекается ходить на балкон, оставшись одна в квартире.
“ЩР” же предполагает, что у малышки просто ранняя стадия новой болезни – “Аэролунатизма”. Посудите сами: она заснула, а проснулась на травке. Но в полете то она спала!

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:

  1. Поэт опубликовал «Пролог» в своём журнале «Современник», и тут же столкнулся с цензурной травлей. Реакционные и проправительственные издания набросились на опубликованный фрагмент, а цензурные органы с удвоенным энтузиазмом принялись за редакцию произведения. Некрасов, будучи редактором, был вынужден щедро расплачиваться с чиновниками за то, чтобы выпустить своё творение в свет. Он организовывал обеды, охоту и другие мероприятия ха свой счёт, лишь бы проверяющие были лояльны и смотрели на его детище сквозь пальцы. Эти коррупционные уловки помогли ему «протащить» не одно сомнительное произведение.
  2. Несмотря на подобные ухищрения, публикация фрагментов из поэмы растянулась на 4 года. Писатель чувствовал себя все хуже и хуже. Масштабные планы стали казаться несбыточными. В 70-х годах он закончил ещё несколько частей, но понял, что это предел. Н. А. Некрасов был болен раком, и знал, что дни его сочтены. Чтобы придать своей работе смысловую законченность, он написал Эпилог в главе «Пир на весь мир». Там автор подробно описал образ единственного счастливца на Руси, семинариста Гриши Добросклонова. Однако семеро странников так и не нашли того, кого искали. Финал, задуманный поэтом, весьма символичен: поэма не закончена, путники не заметили своего счастливца, потому что народ только начал подстраиваться к новым реалиям и ещё не осознал, где его счастье.

Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.

О поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

  • Жанровая принадлежность произведения — эпическая поэма. Ее отличают такие признаки, как линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, обилие героев и сюжетных линий, впечатляющий объём.
  • Направление, в рамках которого поэт развивал своё дарование, называется «реализм», однако в данном произведении очевидны фольклорные мотивы. Так, в первой части поэмы сконцентрированы сказочные и былинные символы: магические числа 7, 14, 3, говорящие животные, наделённые волшебными качествами, характерные совпадения места и времени (темная ночь в глухой чаще).Однако дальше герои сталкиваются только с явлениями из реального мира, и все, что напоминает о лесной волшбе, умещается на скатерти-самобранке. Описания деревенской жизни изображены настолько подробно и честно, что изящная поэзия едва ли сглаживает общее впечатление: пьяные до горячки мужчины валяются в яме, их примеру следуют и некоторые женщины, распевающие пахабные песни. В другой главе мальчика съедают свиньи. Словом, автор не скупится на реализм, его сколько угодно. Таким образом, направление, характерное для поэмы «Кому на Руси жить хорошо», точнее определить так — «мистический реализм». Это понятие сочетает в себе все упомянутые выше признаки: и фантастические народные мотивы, и детальное изображение реальной действительности, в нем есть и фантастика, и реализм.
  • Род поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лирика и эпос. От поэмы в нём присутствует стихотворная форма, поэтические символы и авторские отступления. Но в тоже время в наличии чёткая сюжетная линия и множество персонажей, а действия героев представляются, как нечто влиятельное и масштабное, что роднит творение Некрасова с эпической литературой. В этом и заключается жанровое своеобразие произведения «Кому на Руси жить хорошо»: это не просто большое стихотворение, а лиро-эпическая поэма.
  • Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами.

Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.

Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.

  1. Социальная несправедливость – В поэме остро понимается вопрос социального неравенства в Российской империи. Мы видим, что большая часть населения страны, несмотря на отмену крепостного права продолжает жить рабской безрадостной жизнью.
  2. Рабство – По мнению Некрасова, крепостное право оставило глубочайший след в сознании Русского народа. Поэт показывает нам, как дезориентированных внезапной свободой крестьян, так и привилегированное меньшинство, которое противится переменам и хочет вернуть старую крепостную Россию. Поэт считал, что, только переборов свою природу, русский народ сможет обрести счастье.
  3. Тирания – Писатель демонстрирует не только ужасы тирании дворян над крепостными людьми, но и тиранию крестьян друг над другом. Например, он рассказывает историю о предателе, который согласился за вознаграждение наследника уничтожить завещание хозяина, чтобы не освобождать крестьян.
  4. Женская доля – На примере Корчагиной Некрасов рассказывает нам об угнетённом положении русских женщин в патриархально обществе. Они не освободились даже после отмены крепостного права и продолжают быть рабынями в собственных семьях, где от них требуют и работы, и ухода за детьми, и забот о хозяйстве.
  5. Невежество – Писатель очень негодует на необразованность русского народа. Только когда крестьяне начнут читать стоящие книги, развивать себя, учиться, российское общество измениться по-настоящему. А пока любой приказчик может обмануть неграмотных и глупых тружеников.
  6. Пьянство – Некрасов осуждает алкоголизм, распространённый среди крестьян, однако в то же время он оспаривает тезис о поголовном пьянстве русских. Писатель утверждает, что среди крестьян есть огромное количество непьющих, однако живут они ничуть не лучше пьющих. Некрасов считал, что, повысив благосостояние людей, можно будет навсегда истребить пьянство. Оно являлось следствием неизбывного горя.
  7. Бунт – Некрасов описывает недовольство, разрастающееся внутри русского крестьянства. Вчерашние крепостные уже не готовы терпеть дворян-паразитов. В то же время мужицкий бунт остаётся всё таким же бессмысленным и беспощадным.
  8. Реформа. Освобождение крестьян — благо для России, но поэт обращает внимание читателя и на отрицательные стороны реформы. Разорвавшись, вековая цель «ударила одним концом по барину, другим — по мужику». То есть ее необходимо корректировать и менять, ведь люди оказались не готовы к радикальным переменам.

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..

В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:

«сто дней хирел да сох»

В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.

«Кому на Руси жить хорошо» была бурно встречена читателями и критиками.

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям…» (М. Велинский, ««Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», «Киевский телеграф», 1869 г., 19 мая, №57)

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

«Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся…» («Новое время», 22 апреля 1870 г., №109)

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо». А все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскусственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.» (критик под псевдонимом А. С., «Новое время», 1873 г., №61)

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить.

«Кому на Руси жить хорошо» считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы, знаковым в творчестве великого поэта Некрасова.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

  1. Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
  2. Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

  1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
  2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
  3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).
  4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
  5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
  6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

Кому на Руси жить хорошо? Доходы не успевают за ростом платежей и налогов

  • Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
  • Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
  • Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
  • Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
  • Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

Так как же живут люди в России? На сытом юге, на севере, где свежие овощи и фрукты проходят по разряду «дефицит», в благополучных регионах?

А отпуск — в кредит

Семья Полетаевых из Кировска (Мурманская обл.) давно привыкла планировать семейный бюджет и экономить буквально на всём.

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

«Не надо бы и крылышек.
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день. —
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» —
Сказал угрюмый Пров.

«Да по ведру бы водочки», —
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.

«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», —
Шутили мужики.

«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».

«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»

Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:

«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».

— А что ты дашь? —
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»

— А где, пичуга малая, —
Спросили братья Губины, —
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? —

«Найти — найдете сами вы,
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».

— Скажи! —
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку.
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка
Добудьте вы ее, —
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобранная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
„Эй! скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!“
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь — пустите птенчика!»

— Постой! мы люди бедные,
Идем в дорогу дальную. —
Ответил ей Пахом. —
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь — одежу старую
На нас заворожи! —

— Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! —
Потребовал Роман.

— Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, —
Потребовал Демьян.

— Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, —
Потребовал Лука.

— Не прели бы онученьки… —
Потребовали Губины…

А птичка им в ответ:
«Все скатерть самобранная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти!..»

Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил — и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба — то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два — исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»

И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! — Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку —
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…

Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли — и нашли
Ту скатерть самобранную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!»

Глядь — скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка,
И спрятались опять.

«А что же нет огурчиков?»

«Что нет чайку горячего?»

«Что нет кваску холодного?»

Все появилось вдруг…

Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески.
На чести повести —
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

Следующая страница →

Средняя зарплата служащих и рабочих в 1940 году достигала 340 рублей, в строительстве платили 363, а работникам транспортной сферы – 348 рублей. Намного ниже, чем в иных сферах, оплачивался труд работников совхозов. Их зарплата составляла 220 рублей. Еще меньше получали низкоквалифицированные кадры – 160 рублей. Но даже такой заплаты было достаточно, чтобы безбедно жить. В начале сороковых годов буханка черного хлеба стоила 80 коп., сахар – 4,45 руб., рис – 5,90 руб., растительное масло – 14,40 руб.

Попасть в касту холопов можно было как насильно, так и добровольно.

Не по собственной воле в рабство попадали через военный плен. В XII веке основной целью иноземных и внутренних походов княжеских дружин было не только приумножение территории, но и захват разного рода добычи. Среди военных трофеев числились и пленники, которые в большом количестве пополняли ряды холопов. Порой захваченных в бою рабов было так много, что на Руси их продавали за бесценок, даже дешевле чем домашний скот. Подобный случай произошёл в Новгороде в 1169 году, когда за невольника просили 2 ногаты, в то время как коза торговалась за 6 ногат, свинья за 10 ногат, а кобыла и вовсе за 60 ногат. Приобретенных за копейки холопов князья поселяли на малолюдных землях и использовали для ведения земледельческих и хозяйственных работ.

В составленном в 1229 году Смоленском договоре с немцами упоминается иной путь попадания в холопы – совершение преступления. В частности в нём указывается, что князь, разъярённый на русича за конокрадство, поджог и разбой, мог обратить злоумышленника и всю его семью в бесправных членов общества.

Согласно «Русской правде» насильно закабалить в холопство могли человека несостоятельного в уплате долга по причине расточительности и пьянства. Кроме того этот низкий социальный статус автоматически приобретался теми, кто был рождён от несвободных родителей. Они считались таким же приплодом как потомство скота и переходили в наследственное владение господина, приумножая его имущество.

Как я заметила, четверть страны у нас живет по уголовным понятиям. В этих неписаных законах презирается труд, работа и любое продвижение, кроме паразитарных порывов в виде воровства. Я довольно-таки часто встречала такой контингент. В основном, это было в начале моей карьеры.

Когда я еще работала продавцом, то иногда встречала в коллективе одного «очень правильного» человека. В рабочее время такие люди еще старались походить на приличных людей, а вот в нерабочее — превращались в подобие уголовного элемента. Именно в подобие. Все это напускная клоунада, которая быстро прекращается в случае опасности.

Такие люди обычно не поднимаются выше самых низких должностей. Часто такой контингент попадается на кражах. Склад ума у них такой.

У меня был случай, когда я еще была директором магазина. К нам устроился парень, который в первый же день своей работы попытался вынести несколько единиц товара. Две пары обуви он спрятал под курткой, а кожаные сумки скомкал в пакет и прикрыл своими вещами. Его поймали на выходе, когда произошла сработка на антикражных воротах. Он просил не вызывать милицию, но у меня есть правила, и я их не нарушаю. Я нажала кнопку, и через пару минут прибыл наряд вневедомственной охраны. Когда воришка увидел сотрудников милиции, то сразу начал угрожать мне местью на так называемой фене. Мне стало не по себе в этот момент. Ему дали реальный срок за ту мелочь, которую он мог купить на первый же аванс.

Краткое содержание по главам и частям поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Есть и такая категория. Такие сотрудники также никуда не продвигаются. Они не хотят учиться и развиваться. На работу они устраиваются ради удовлетворения своих небольших потребностей: купить одежду, набить живот едой из супермаркета и, по возможности, попить пиво. Они хорошо выполняют механическую или заученную работу, но с мыслительным процессом у них проблема.

Среди таких людей иногда встречаются таланты, но заставить их обучиться очень трудно. В их приоритетах состоят очень страшные вещи, которые для них важнее саморазвития — это просмотр сериалов или различных телешоу.

В период моего директорства я заметила некую закономерность: при начале по телевизору новых сериалов или показе последних серий они пытаются под любыми предлогами покинуть работу. В нашей компании сотрудники трудятся в две смены: одна — с 8 до 16, а вторая — с 14 до 22. Никто не хочет работать в вечернее время, когда телевизор выпускает новый сезон какого-нибудь очередного дебильного сериала. Это зависимость, которая крадет время. И такие люди также не добьются успеха, а современный успех – это деньги. Но я стараюсь держать в каждом магазине по одному такому сотруднику для перемещения тяжестей. Они не отказываются от физической работы и делают ее за ленивых сотрудников.

Все сотрудники фирмы моего работодателя или в тех компаниях, где я работала, могут зарабатывать на 20-40% денег больше, чем они получают. В том, что они этого не делают, виноваты только лишь они сами. Более того, чтобы они получали свой оклад, их нужно гонять. Если этого не делать, то магазины потеряют 70% эффективности.

Большинство из сотрудников, если быть честной, и своего оклада не вырабатывают. У них есть все возможности для работы: фирма обеспечивает магазины товаром, рекламой, обучает — остается только делать выручки и получать еще и процент.

Открою небольшой секрет. Только премия директора за выполнение плана может доходить до 80 тысяч рублей, и это не включая оклада. Администраторы получают по 40 тысяч добавки, а продавцы — по 10-15. Все в их руках, но они этого не делают. Им проще найти тысячу отговорок, чем сделать правильную выкладку товара и привести свою рабочую зону в порядок. Для них лучше покопаться в телефоне, чем подойти к продавцу и поработать. И из этого вытекает, что заработок выходит 18 тысяч, а не 25 или 30.

К середине второй пятилетки СССР достиг высокого уровня промышленного развития, поэтому граждане были обеспечены всем необходимым. В стране была ликвидирована безработица, до этого подобного не случалось нигде в мире. В конце тридцатых годов начался рост потребления на душу населения, велось государственное и кооперативное строительство, однако проблема с жильем оставалась очень актуальной.

Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.

Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.

Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.

Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:

  • научиться строить свое счастье;
  • думать о будущем;
  • воспитывать свободолюбие в себе.

Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.

Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

Последыш

На следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.

Странники дивятся:
Дедушка!
Что за чудной старик?

Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) – узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, пообещав, что после его смерти подарят деревне пойменные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:

Ипат сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”

А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и на воле им будет кто-то помыкать. Однажды он высказал барину все прямо, и того хватил удар. Очнувшись, он велел высечь Агапа, и крестьяне, чтобы не раскрыть обмана, повели его на конюшню, где поставили перед ним штоф вина: пей и кричи погромче! Агап в ту же ночь умер: тяжело было ему склониться…

Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.

Крестьянка

“Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!”

С этими словами странники отправляются к Корчагиной Матрене Тимофеевне, губернаторше, красивой женщине 38 лет от роду, которая, однако, уже именует себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают. Суженым ее становится Филипп, пригожий, румяный и сильный. Он любит жену (по ее словам, всего один раз поколотил), но вскоре отправляется на заработки, а ее оставляет со своей большой, но чужой Матрене, семьей.

Матрена работает и на старшую золовку, и на строгую свекровь, и на свекра. Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка.

Во всей семье жалеет Матрену только старый дед Савелий, «богатырь святорусский», доживающий свою жизнь после двадцати лет каторги. На каторгу он попал за убийство немца-управляющего, не дававшего мужикам ни одной свободной минуты. Савелий много рассказывал Матрене о своей жизни, о «русском богатырстве».

Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. За ребенком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребенка съедают свиньи. Через некоторое время Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, ушедшего на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает домой, где старик вскоре умирает.

Были у Матрены и другие дети, но забыть Демушку она не смогла. Одного из них, пастушка Федота, однажды хотели высечь за унесенную волком овцу, но Матрена приняла на себя наказание. Когда она была беременна Лиодорушкой, ей пришлось пойти в город, просить вернуть забранного в солдаты мужа. Прямо в приемной Матрена и родила, а губернаторша, Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья, помогла ей. С тех-то пор Матрену и «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Но какое уж тут счастье?

Так говорит странникам Матренушка и добавляет: счастливую среди женщин они не найдут никогда, ключи от женского счастья потеряны, и где их найти, не знает даже Бог.

Пир на весь мир

В селе Вахлачина идет пир. Сюда собрались все: и странники, и Клим Яковлич, и Влас-староста. Среди пирующих сидят и два семинариста, Саввушка и Гриша, добрые простые парни. Они, по просьбе народа, поют «веселую» песню, потом приходит очередь для разных историй. Звучит история про «холопа примерного – Якова верного», который всю жизнь ходил за барином, исполнял все его прихоти и радовался даже барским побоям. Только когда барин отдал в солдаты его племянника, Яков запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки Яков его не простил и смог отомстить Поливанову: завез его, с отнявшимися ногами, в лес, а там повесился на сосне над барином.

Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Господь пробудил в нем совесть и наложил на него епитимью: срубить в лесу огромный дуб, тогда простятся ему его грехи. Но дуб упал лишь тогда, когда Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе: мужицкий грех все же больше, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю своих крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные.

Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет твердо знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью народному. Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. Гриша идет по своему краю и поет песню о Руси:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Гриша поет, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, которые отправились на поиски по настоящему счастливого человека.

Другие персонажи

Ермил Гирин — первый, кого путешествующие крестьяне стали проверять на соответствие статуса счастливого человека, честный бурмистр, очень уважаемый крестьянами.

Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, в деревне именно ее называли счастливым человеком.

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Старец дожил до ста лет.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, от которого его же семья скрывает, что крепостное право уже отменено.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, которой некогда управлял Утятин.

Гриша Добросклонов — обучающийся в семинарии, сын дьяка, грезил, когда же будет освобождение русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.

Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».

Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.

По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.

Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.

Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.

«Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дал, да нечего…»

Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.

«Что взял? башка упрямая!»

Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.

Похожие записи: