Эпопея роман повесть сонет рассказ все это жанры эпоса

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: эпос род литературы 2 слайд описание слайда: жанры:основные виды произведений

ЭПОС –род литературы

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ЭПОС –род литературы

    Описание слайда:

    ЭПОС –род литературы

  • 2 слайд

    Жанры:основные виды произведений – загадка, былина, сказ, сказка, поговорка,

    Описание слайда:

    Жанры:
    основные виды произведений – загадка, былина, сказ, сказка, поговорка, анекдот, рассказ, миф, повесть очерк, роман, эпопея и другие.

  • 3 слайд

    Происхождение(греч. epos — слово, повествование), то же, что эпопея, а также

    Описание слайда:

    Происхождение
    (греч. epos — слово, повествование),
    то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины).

  • 4 слайд

    Род литературы актуален во все временаРод литературный (наряду с лирикой и др

    Описание слайда:

    Род литературы актуален во все времена
    Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность).

  • 5 слайд

    ИсторияВозникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До

    Описание слайда:

    История
    Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман.

  • 6 слайд

    Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализ

    Описание слайда:

    Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

  • 7 слайд

    Сюжет и фабула влияют на восприятие текста

    Описание слайда:

    Сюжет и фабула влияют на восприятие текста

  • 8 слайд

    Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной

    Описание слайда:

    Героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

  • 9 слайд

    Особенность В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии,

    Описание слайда:

    Особенность
    В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии, от события к событию. Эпический герой целостен, не мучим сомнениями и колебаниями, олицетворяет какое-то особое качество, характер, проявляемый в поступках и понятных речах. Это объясняется тем, что он знает и принимает свою судьбу, смело идёт ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях и выборе линии поведения, поэтому ему остаётся лишь доблестно, лучшим образом исполнить своё предназначение

  • 10 слайд

    Читайте классику!

    Описание слайда:

    Читайте классику!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Драма – самый сложный род литературы ?

  • Рецензия в литературе и русском языке

  • Притча: анализируем термин для школьников

  • Статья на тему: «УГРОЖАЕТ ЛИ ИНТЕРНЕТ ЯЗЫКУ?»

  • Презентация по литературе «Футуризм»

  • Презентация по литературе «Акмеизм»(11 класс)

  • Тест по литературе по теме: «А.А.Блок. Поэма «Двенадцать» (11 класс)

  • Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Аркадия Гайдара

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456668 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

4.Êàê èçâåñòíî, âñå ëèòåðàòóðíûå ïðîèçâåäåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà èçîáðàæàåìîãî îòíîñÿòñÿ ê îäíîìó èç òð¸õ ÐÎÄΠ: ýïîñó, ëèðèêå èëè äðàìå. Ëèòåðàòóðíûé ðîä — ýòî îáîáù¸ííîå íàçâàíèå ãðóïïû ïðîèçâåäåíèé â çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà îòîáðàæåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè. 

ÝÏÎÑ  (îò ãðå÷. «ïîâåñòâîâàíèå»;-) — ýòî îáîáù¸ííîå íàçâàíèå ïðîèçâåäåíèé, èçîáðàæàþùèõ âíåøíèå ïî îòíîøåíèþ ê àâòîðó ñîáûòèÿ.

ËÈÐÈÊÀ (îò ãðå÷. «èñïîëíÿåìîå ïîä ëèðó»;-) — ýòî îáîáù¸ííîå íàçâàíèå ïðîèçâåäåíèé, â êîòîðûõ íåò ñþæåòà, à èçîáðàæàþòñÿ ÷óâñòâà, ìûñëè, ïåðåæèâàíèÿ àâòîðà èëè åãî ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ.

ÄÐÀÌÀ (îò ãðå÷. «äåéñòâèå»;-) — îáîáù¸ííîå íàçâàíèå ïðîèçâåäåíèé, ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ ïîñòàíîâêè íà ñöåíå; â äðàìå ïðåîáëàäàþò äèàëîãè ïåðñîíàæåé, àâòîðñêîå íà÷àëî ñâåäåíî ê ìèíèìóìó.

Ðàçíîâèäíîñòè ýïè÷åñêèõ, ëèðè÷åñêèõ è äðàìàòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé íàçûâàþò âèäàìè ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé.

Âèä è æàíð — ïîíÿòèÿ â ëèòåðàòóðîâåäåíèè î÷åíü áëèçêèå.

Æàíðàìè íàçûâàþò âàðèàöèè âèäà ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Íàïðèìåð, æàíðîâîé ðàçíîâèäíîñòüþ ïîâåñòè ìîæåò áûòü ôàíòàñòè÷åñêàÿ èëè èñòîðè÷åñêàÿ ïîâåñòü, à æàíðîâîé ðàçíîâèäíîñòüþ êîìåäèè — âîäåâèëü è ò.ä. Ñòðîãî ãîâîðÿ, ëèòåðàòóðíûé æàíð — ýòî èñòîðè÷åñêè ñëîæèâøèéñÿ òèï õóäîæåñòâåííîãî ïðîèçâåäåíèÿ, ñîäåðæàùèé îïðåäåë¸ííûå, ñâîéñòâåííûå äàííîé ãðóïïå ïðîèçâåäåíèé ñòðóêòóðíûå ÷åðòû  è ýñòåòè÷åñêîå êà÷åñòâî.

ÂÈÄÛ (ÆÀÍÐÛ) ÝÏÈ×ÅÑÊÈÕ ÏÐÎÈÇÂÅÄÅÍÈÉ:

ýïîïåÿ, ðîìàí, ïîâåñòü, ðàññêàç, ñêàçêà, áàñíÿ, ëåãåíäà.

ÝÏÎÏÅß – êðóïíîå õóäîæåñòâåííîå ïðîèçâåäåíèå, ïîâåñòâóþùåå î çíà÷èòåëüíûõ èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèÿõ.  äðåâíîñòè – ïîâåñòâîâàòåëüíàÿ ïîýìà ãåðîè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ.  ëèòåðàòóðå 19-20 âåêîâ ïîÿâëÿåòñÿ æàíð ðîìàí-ýïîïåÿ – ýòî ïðîèçâåäåíèå, â êîòîðîì ñòàíîâëåíèå õàðàêòåðîâ ãëàâíûõ ãåðîåâ ïðîèñõîäèò â õîäå èõ ó÷àñòèÿ â èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèÿõ.
ÐÎÌÀÍ – áîëüøîå ïîâåñòâîâàòåëüíîå õóäîæåñòâåííîå ïðîèçâåäåíèå ñî ñëîæíûì ñþæåòîì, â öåíòðå êîòîðîãî – ñóäüáà ëè÷íîñòè.
ÏÎÂÅÑÒÜ – õóäîæåñòâåííîå ïðîèçâåäåíèå, çàíèìàþùåå ñåðåäèííîå ïîëîæåíèå ìåæäó ðîìàíîì è ðàññêàçîì ïî îáúåìó è ñëîæíîñòè ñþæåòà.  äðåâíîñòè ïîâåñòüþ íàçûâàëè âñÿêîå ïîâåñòâîâàòåëüíîå ïðîèçâåäåíèå.
ÐÀÑÑÊÀÇ – õóäîæåñòâåííîå ïðîèçâåäåíèå íåáîëüøîãî ðàçìåðà, â îñíîâå êîòîðîãî – ýïèçîä, ñëó÷àé èç æèçíè ãåðîÿ.
ÑÊÀÇÊÀ – ïðîèçâåäåíèå î âûìûøëåííûõ ñîáûòèÿõ è ãåðîÿõ, îáû÷íî ñ ó÷àñòèåì âîëøåáíûõ, ôàíòàñòè÷åñêèõ ñèë.
ÁÀÑÍß (îò «áàÿòü» — ðàññêàçûâàòü) – ýòî ïîâåñòâîâàòåëüíîå ïðîèçâåäåíèå â ñòèõîòâîðíîé ôîðìå, íåáîëüøîãî ðàçìåðà, íðàâîó÷èòåëüíîãî èëè ñàòèðè÷åñêîãî õàðàêòåðà.

ÂÈÄÛ (ÆÀÍÐÛ) ËÈÐÈ×ÅÑÊÈÕ ÏÐÎÈÇÂÅÄÅÍÈÉ:

îäà, ãèìí, ïåñíÿ, ýëåãèÿ, ñîíåò, ýïèãðàììà, ïîñëàíèå.

ÎÄÀ (ñ ãðå÷. «ïåñíü») – õîðîâàÿ, òîðæåñòâåííàÿ ïåñíÿ.
ÃÈÌÍ (ñ ãðå÷. «õâàëà») – òîðæåñòâåííàÿ ïåñíÿ íà ñòèõè ïðîãðàììíîãî õàðàêòåðà.
ÝÏÈÃÐÀÌÌÀ (ñ ãðå÷. «íàäïèñü») – êîðîòêîå ñàòèðè÷åñêîå ñòèõîòâîðåíèå íàñìåøëèâîãî õàðàêòåðà, âîçíèêøåå â 3 âåêå äî í. ý.
ÝËÅÃÈß – æàíð ëèðèêè, ïîñâÿùåííûé ïå÷àëüíûì ðàçäóìüÿì èëè ëèðè÷åñêîå ñòèõîòâîðåíèå, ïðîíèêíóòîå ãðóñòüþ. Áåëèíñêèé íàçâàë ýëåãèåé «ïåñíþ ãðóñòíîãî ñîäåðæàíèÿ». Ñëîâî «ýëåãèÿ» ïåðåâîäèòñÿ êàê «òðîñòíèêîâàÿ ôëåéòà» èëè «æàëîáíàÿ ïåñíÿ». Ýëåãèÿ âîçíèêëà â Äðåâíåé Ãðåöèè â 7 âåêå äî í. ý.
ÏÎÑËÀÍÈÅ – ñòèõîòâîðíîå ïèñüìî, îáðàùåíèå ê êîíêðåòíîìó ëèöó, ïðîñüáà, ïîæåëàíèå, ïðèçíàíèå.
ÑÎÍÅÒ (îò ïðîâàíñàëüñêîãî sonette – «ïåñåíêà») – ñòèõîòâîðåíèå èç 14 ñòðîê, îáëàäàþùåå îïðåäåëåííîé ñèñòåìîé ðèôìîâêè è ñòðîãèìè ñòèëèñòè÷åñêèìè çàêîíàìè. Ñîíåò çàðîäèëñÿ â Èòàëèè â 13 âåêå (ñîçäàòåëü – ïîýò ßêîïî äà Ëåíòèíè), â Àíãëèè ïîÿâèëñÿ â ïåðâîé ïîëîâèíå 16 âåêà (Ã. Ñàððè), à â Ðîññèè – â 18 âåêå. Îñíîâíûå âèäû ñîíåòà – èòàëüÿíñêèé (èç 2-õ êàòðåíîâ è 2-õ òåðöåòîâ) è àíãëèéñêèé (èç 3-õ êàòðåíîâ è çàêëþ÷èòåëüíîãî äâóñòèøèÿ).

 ËÈÐÎÝÏÈ×ÅÑÊÈÅ ÂÈÄÛ (ÆÀÍÐÛ):

ïîýìà, áàëëàäà.

ÏÎÝÌÀ (ñ ãðå÷. poieio – «äåëàþ, òâîðþ») – êðóïíîå ñòèõîòâîðíîå ïðîèçâåäåíèå ñ ïîâåñòâîâàòåëüíûì èëè ëèðè÷åñêèì ñþæåòîì îáû÷íî íà èñòîðè÷åñêóþ èëè ëåãåíäàðíóþ òåìó.
ÁÀËËÀÄÀ – ñþæåòíàÿ ïåñíÿ äðàìàòè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ, ðàññêàç â ñòèõàõ.

ÂÈÄÛ (ÆÀÍÐÛ) ÄÐÀÌÀÒÈ×ÅÑÊÈÕ ÏÐÎÈÇÂÅÄÅÍÈÉ:

òðàãåäèÿ, êîìåäèÿ, äðàìà (â óçêîì ñìûñëå).

ÒÐÀÃÅÄÈß (ñ ãðå÷. tragos ode – «êîçëèíàÿ ïåñíÿ») – äðàìàòè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå, èçîáðàæàþùåå íàïðÿæåííóþ áîðüáó ñèëüíûõ õàðàêòåðîâ è ñòðàñòåé, êîòîðîå îáû÷íî çàêàí÷èâàåòñÿ ãèáåëüþ ãåðîÿ.
ÊÎÌÅÄÈß (ñ ãðå÷. komos ode – «âåñåëàÿ ïåñíÿ») – äðàìàòè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå ñ âåñåëûì, ñìåøíûì ñþæåòîì, îáû÷íî âûñìåèâàþùåå îáùåñòâåííûå èëè áûòîâûå ïîðîêè.
ÄÐÀÌÀ («äåéñòâèå») – ýòî ëèòåðàòóðíîå ïðîèçâåäåíèå â ôîðìå äèàëîãà ñ ñåðüåçíûì ñþæåòîì, èçîáðàæàþùåå ëè÷íîñòü â åå äðàìàòè÷åñêèõ îòíîøåíèÿõ ñ îáùåñòâîì. Ðàçíîâèäíîñòÿìè äðàìû ìîãóò áûòü òðàãèêîìåäèÿ èëè ìåëîäðàìà.
ÂÎÄÅÂÈËÜ – æàíðîâàÿ ðàçíîâèäíîñòü êîìåäèè, ýòî ë¸ãêàÿ êîìåäèÿ ñ ïåíèåì êóïëåòîâ è òàíöàìè.
ÔÀÐÑ – æàíðîâàÿ ðàçíîâèäíîñòü êîìåäèè, ýòî òåàòðàëüíàÿ ïüåñà ë¸ãêîãî, èãðèâîãî õàðàêòåðà ñ âíåøíèìè êîìè÷åñêèìè ýôôåêòàìè, ðàññ÷èòàííàÿ íà ãðóáûé âêóñ.

Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом иногда понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При таком подходе к основным видам лирики относят стихотворение, поэму, песню; эпоса – эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу, очерк; драмы – трагедию, комедию, драму, а под жанром понимают те содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Например, такой вид, как роман, подразделяется на следующие жанры: психологический, социально-бытовой, исторический, сатирический, утопический, роман-путешествие и т.д. Но чаще термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью.

В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений, и не случайно М.М. Бахтин образно определил жанр как память искусства и утверждал, что «в жанрах (литературных и речевых) на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира» (Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика словесного творчества. – М., 1979, с.332).

Вместе с тем на протяжении многовекового существования литературные жанры претерпели немало изменений. Такие из них, как эпопея, диатриба, эпиталама, мистерия остались в прошлом. Другие, возникнув в античности (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, роман) или в эпоху Возрождения (новелла), изменили с течением времени свое жанровое содержание и продолжают «жить» в обновленном виде в литературе Нового времени. Такая жанровая модификация, как антиутопия, возникла в прошлом веке и продолжает существовать в современной литературе.

В рамках каждого рода литературы выделяется ряд жанров.

Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, и повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). Некоторые формы прозы относятся к лиро-эпическим жанрам.

Эпос изначально существовал в виде героических эпопей(«Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде», «Манас», «Калевала»), воссоздающих историческую память народа о былых исторических подвигах и странствиях по миру.

Предметом эпопеи, крупнейшего жанра эпоса, является особое субстанциальное событие, имеющее значение для всего народа, главные герои эпопеи воплощали идеальное представление народа о себе самом.

По мере усложнения личностного сознания эпический герой выделялся из родового или национального коллектива, не подчиняясь року и долгу, как это было у Ахиллеса («Илиада») или Зигфрида («Песть о Нибелунгах»). Герой становился творцом собственной личности, а время действия конкретизировалось в датировке события. Соответственно возникает и развивается новый вид эпоса, пришедший на смену эпопее, – роман.


Термин, обозначающий этот жанр, происходит от французского «roman» (первоначально он означал: «произведение на романском языке»). Роман – крупный эпический жанр, показывающий судьбы и внутренний мир героев в их многосторонних связях с внешним миром – обществом, средой. Роман воссоздает все это целостно в многосюжетном, многогеройном, подчас многоголосом (полифоническом) повествовании, в котором органично сочетаются различные стилевые пласты.

Жанр романа прошел долгий путь становления и развития и далеко не сразу стал полным и законченным выражением искусства эпической прозы. Однако с момента своего зарождения в античности и до настоящего времени роман является наиболее энциклопедическим литературным жанром. На основе принципов построения образа главного героя выделяют основные типы (или жанровые разновидности) романа: роман странствований, роман испытания, роман биографический (автобиографический), роман воспитания и т.п.

К средним эпическим жанрам относятся житие и повесть.

Житие, агиография (греч. hagios – святой, grapho – пишу) – один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Жанровые признаки жития используются и в светской литературе Нового времени: произведении А.Н. Радищева «Житие Федора Ушакова», романах «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского и «Соборяне» Н.С. Лескова, повестях «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Жизнь Василия Фивейского» Л.Н. Андреева, «Мастер и Маргарита» М А Булгакова и т.п.

640 1

Повесть занимает промежуточное положение между романом и рассказом или новеллой. В большинстве европейских литератур ее не выделяют, употребляя термин «повесть» в значении «повествование». А в русском искусстве слова повесть – традиционный жанр.

«Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме…» – писал В.Г. Белинский. И в самом деле, порой повесть приближается к роману. В таких случаях она эпически полно обрисовывает и характер героя, и состояние среды, и взаимоотношения между личностью и обществом («Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя). Тем не менее граница между крупным и средним эпическими жанрами существует, и она обусловлена особенностями художественного осмысления действительности.

В отличие от романа повесть избирает меньший по объему жизненный материал, но воссоздает его более подробно, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем. Эти ведущие особенности жанра охарактеризовал В.Г. Белинский: «Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки…» (Белинский В.Г. О русской повести и повестях Н.В. Гоголя. Полн. собр. соч. Т.1 – М., 1953, с. 271 – 272).

В повести и рассказе сильнее, чем в романе или новелле, выражен субъективный элемент – отношение автора к изображаемым явлениям, человеческим типам. Повесть, как и рассказ, сохраняет связь со стихией устного повествования, стремится в буквальном смысле слова «поведать» о тех или иных событиях. Именно таковы «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Первая любовь» И.С Тургенева и др. Но в целом у повести больше возможностей, чем у рассказа: она отражает и развитие характера героя, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества.

К малым эпическим жанрам относятся: новеллы, рассказы, сказки, басни, апологи, притчи, очерки, эссе.

Наиболее распространенными среди них являются новеллы и рассказы.

В отличие от романа и повести предмет новеллыи рассказа это какая-то одна сторона действительности и рожденное ею противоречие

Новелла (итал. novella – новость) – это то, что произошло недавно, что передают из уст в уста. Первоначально фабльо во Франции и шванки в Германии, послужившие прообразом новеллы, распространялись устно, в новелле же обычно присутствуют рассказчики. В основе новеллы лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и т.п. Сюжет в новелле, как правило, острый, действие развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны. Преобладает устный тип повествования. Наибольшее развитие новелла получила в литературах Западной Европы. В некоторых произведениях русских писателей присутствуют черты новеллы (новеллистичны, например, пушкинские «Повести Белкина», «Легкое дыхание» И.А Бунина), но в русской литературе все же больше распространен рассказ.

Есть мнение, что в поле зрения авторов рассказа – один эпизод из жизни человека, один конфликт. Но, как и в романе и повести, в рассказе подчас показывается изменение характера героя на протяжении длительного времени («Ионыч» А.П. Чехова). Но внимание прозаиков в таком случае направлено не на процесс, а на узловые моменты эволюции. В рассказе может воссоздаться и вся человеческая жизнь или несколько ее этапов («Легкое дыхание» и «Чаша жизни» И.А. Бунина, «Коновалов» и «Мальва» М. Горького, «Матренин двор» А.И. Солженицына), но при этом жизнь героя берется под определенным углом зрения. Такие произведения называют рассказами романного типа.

Итак, рассказ – малый эпический жанр с интенсивной организацией художественного времени и пространства, ограниченным количеством персонажей, концентрированностью художественных средств изображения, ориентированных на решение одного конфликта, емкой художественной деталью.

В литературоведении выделяют множество разновидностей рассказа, основанных на жанрово-родовом принципе (лирический, драматический, эпический), тематике (охотничий, исторический, производственный и т. п.), проблематике (социально-бытовой, нравственно-психологический), характере художественного обобщения (сатирический, фантастический и др.).

Лирика как род литературы подразделяется на целый ряд жанров: элегия (греч. elegeia – жалобная песня), ода (греч. ōdé – песня), эпиграмма (греч. epigramma – надпись на доспехах воина, статуях, культовых предметах жреца и домашней утвари), эпитафия (греч. epitaphios – надгробный), сонет (итал. sonetto, от прованс. Sonet – песенка), стансы, мадригал, эпиталама,послание и др.Все жанры лирики имеют давнюю историю, и возникновение новых жанров практически невозможно. Эксперимент с жанровыми формами происходит путем их контаминации, взаимопроникновения, а на сегодняшнем этапе заметно ослабление жанровых границ и преобладание внежанровой лирики.

Г.В.Ф. Гегель утверждал, что каждый вид драматической поэзии «берет свой тип, противоположный другому или же опосредствующий эту противоположность, из тех различий, в которых выявляются цель, характеры, а также конфликт и результат всего действия. Главные стороны, вырастающие из этих различий и получающие многообразное историческое развитие, суть трагическое и комическое» (Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 3 – М., 1971, с.573). Следовательно, деление драмы на виды (жанры) связано с пафосом: трагическим – в трагедии, юмористическим, сатирическим – в комедии, драматическим – в драме.

В каждом виде драмы, по Гегелю, свой, особый характер драматического противоречия и развязки действия. В трагедии в характерах героев, их действиях и конфликтах, в которых они участвуют, утверждается субстанциальная сторона жизни; в комедии – субъективный произвол, глупость, а также превратность судьбы; драма представляет собой промежуточный, средний вид между двумя первыми видами.

Трагедия (греч. tragōdia – козлиная песнь) – «драматургический жанр, основанный трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии (Литературный энциклопедический словарь. Под. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987, с. 441). «Сущность трагедии, – писал В.Г. Белинский, – заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с непреоборимым препятствием. С идеей трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки (…) Если кровь и трупы, кинжал и яд не суть всегдашние ее атрибуты, тем не менее ее окончание всегда – разрушение драгоценнейших надежд сердца, потеря блаженства целой жизни» (Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч. в 13-им тт. Т.5 – М., 1954, с.53). Виды трагической ситуации – непреодолимые внешние обстоятельства, а также вина или ошибка героя.

Трагедия как жанр прошла, начиная с периода античности, длительный путь развития. Особую популярность она приобрела в эпоху Возрождения и в период классицизма (XVII – XVIII века).

Комедия (греч. kōmōdia, от komos – шествие, ōdé – песня) – пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Основной ее конфликт – изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их юмористическое или сатирическое отрицание; конфликт комедии основан на комической борьбе. Комедия – зеркало, отражающее пороки людей.

Подобно трагедии, комедия тоже зародилась в Древней Греции и получила дальнейшее развитие в европейской литературе.

В отличие от трагедии, не имеющей строгой жанровой типологии, внутри комедийного жанра выделяют несколько разновидностей: комедию интриги, комедию характеров, комедию масок (dell´arte), комедию «плаща и шпаги», высокую комедию.

Промежуточный между трагедией и комедией («средний») вид драматической поэзии возникает в европейской литературе во второй половине XVIII века, а в XIX – XX столетиях получает широкое распространение.

Драма – пьеса с преимущественно драматическим типом содержания. Специфику содержания выявил Г.В.Ф. Гегель, указавший, что в драме «вопреки различиям и конфликтам между интересами, страстями и характерами, благодаря действиям людей все же может быть достигнута гармоническая внутри себя действительности», так как сами индивиды развитием действия подводятся к тому, чтобы отказаться от борьбы и прийти к взаимному примирению их целей и характеров» (Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт.Т.3 – М., 1971, с.583). В.Г. Белинский конкретизировал жанровую сущность драмы через сопоставление ее с трагедией и комедией: «От комедии она существенно разнится тем, что представляет не отрицательную, а положительную сторону жизни; а от трагедии она существенно разнится тем, что, даже и выражая торжество нравственного закона, делает это не через трагическое столкновение (…) и, следовательно, лишена трагического величия и не досягает до высших мировых сфер духа» (Белинский В.Г. «Горе от ума». Полн. собр. соч. в 13-им тт. – М., 1954, с.451). Герой драмы не обладает масштабностью и величием личности героя трагедии, в поле зрения автора драмы – менее значительные проблемы, нежели те вопросы бытия, которые ставят в трагедии. В отличие от трагедий, драма редко бывает стихотворной, для нее редко избирается высокий стиль. В отличие от комедий, стиль драмы лишен комизма.

Порой драма становится излишне слезливой, ее конфликт изрядно преувеличивается, нередко является надуманным. Так, в конце XVIII столетия возникает мелодрама (греч. melos – песня, drama – действие) – остроконфликтная моралистическая пьеса, насыщенная аффектированными эмоциями, рассчитанная на яркую театральность. Сверхзадача мелодрамы – построение «правильного» мира, и именно она обусловливает обязательные для произведений этого жанра счастливые финалы. Финал мелодрамы, демонстрирующий моральный закон мелодраматического мира, всегда состоит из двух элементов: торжество добродетели и посрамление злодейства. В связи с этим мелодрама становится любимицей демократической публики, о чем свидетельствует, в частности, ее новая жизнь в качестве множества телесериалов последних лет.

4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ : эпосу, лирике или драме. Литературный род — это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности. 

ЭПОС  (от греч. «повествование»;-) — это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. «исполняемое под лиру»;-) — это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. «действие»;-) — обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр — понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии — водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр — это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты  и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» — рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

 ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Эпические жанры литературы

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

  • крупные;
  • средние;
  • малые.

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

Жан в литературе -Роман

  1. Эпопея. В произведении описывается жизнь народа или социальной группы. Сюжетная линия характеризуется ключевыми историческими событиями, которые кардинально меняют судьбу главных героев. Автор рассказывает о частных жизненных историях, умело сцепляет эпизоды со сценами из жизни персонажей, тщательно прорисовывает их характеры и мышление. На такое способны только настоящие мастера, поэтому в жанре эпопеи существует мало выдающихся работ. Известным примером эпоса в произведениях крупной формы является «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. Роман. Жанр рассматривает конкретный период или жизнь определённой личности. Роман отличается продолжительным описанием множества значимых событий, несколькими сюжетными линиями и различными группами героев, которые могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. В произведениях раскрываются важные для общества проблемы. Романы отличаются по структуре, проблематике и эпохе. Среди известных произведений следует выделить труды «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова.

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина, «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

Рассказы Пушкина

Литературный жанр- Очерк

  1. Рассказ. Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
  2. Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
  3. Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Примеры фольклора

Литературные сказки

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

Трубадуры поют баллады

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Эпический жанр – это что такое? Дело в том, что однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Это связано с тем, что данный жанр вмещает в себя несколько разновидностей. Давайте же разберемся в том, что это – эпический жанр, и какие направления он содержит? А также в том, что связывает эпос и лирику.

Что такое литературный жанр?

Представляется, что в начале повествования о жанрах эпических произведений будет целесообразным разобраться в понятии литературного жанра как такового. Слово «жанр» происходит от французского genre, взятого из латинского, где есть слово genus, оба они означают «вид, род».

Что касается литературного жанра, то им являются такие группы произведений литературы, которые складываются исторически и объединены совокупностью ряда свойств. Такие свойства носят характер как содержательных, так и формальных. Этим они отличаются от литературных форм, которые выделяются только на основании формальных признаков. Часто жанр путают с видом литературы, что является неправильным.

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению вопроса о том, что это – эпический жанр.

В чем состоит суть понятия?

Эпос (так еще называют рассматриваемый нами жанр) – это такой род литературы (так же, как драма и лирика), повествующий о событиях, которые предположительно происходили в прошлом. А повествователь вспоминает о них. Характерной чертой эпоса является охват бытия в таких различных аспектах, как:

  • Пластическая объемность.
  • Протяженность во времени и пространстве.
  • Сюжетность, или насыщенность событиями.

Аристотель о характере эпоса

Философ Аристотель

Древнегреческий философ 4 века до н. э. Аристотель в своем произведении «Поэтика» писал, что эпический жанр – это (в отличие от драматических и лирических произведений) беспристрастность и объективность автора в момент повествования. Согласно Аристотелю, особенностями эпоса являются следующие:

  1. Широкий охват действительности, под которым подразумевается изображение и частной жизни отдельных персонажей, и явлений, происходящих в общественной жизни.
  2. Раскрываемость характеров людей в процессе протекания сюжета.
  3. Объективность в повествовании, при которой отношение автора к своим героям и миру, изображаемому в произведении, происходит посредством подбора художественных деталей.

Разновидности эпоса

Гомер - автор quotИлиадыquot

Как уже было сказано выше, существует несколько видов эпических жанров, которые можно объединить по признаку их объема. Это крупные, средние и малые. В каждый из этих типов входят следующие разновидности:

  • К крупным относят эпопею, роман, эпическую поэму (поэму-эпопею).
  • К средним принадлежит такой вид, как повесть.
  • Среди малых называют рассказ, новеллу и очерк.

Несколько подробнее о разновидностях произведений, которые относятся к эпическим жанрам, будет рассказано ниже.

Что еще нужно отметить? Существуют также фольклорные, народно-эпические жанры, такие как былина, сказка и историческая песня.

В чем еще заключается значение эпоса?

Толстой - автор романов

Особенности этого жанра состоят еще и в следующем:

  • Произведение, относящееся к эпическому, не ограничено в своем объеме. Как говорил В. Е. Хализев, который был советским и российским литературоведом, эпос относится к такому роду литературы, который вмещает в себя не только короткие рассказы, но также и произведения, рассчитанные на длительное чтение или слушание – эпопеи, романы.
  • В эпическом жанре большая роль принадлежит образу рассказчика (повествователя). Он, рассказывая о самих происходящих событиях, о действующих лицах, в то же время отграничивает от происходящего себя. Но при этом в самом повествовании воспроизводится, запечатлевается не только то, о чем рассказывается, но и склад ума рассказчика, его манера изложения.
  • В эпическом жанре существует возможность использования практически любых художественных средств, известных в литературе. Присущая ему повествовательная форма дает возможность глубочайшего проникновения во внутренний мир отдельного человека.

Две крупные формы

Достоевский писал романы

Ведущим жанром эпической литературы до 18 века была эпическая поэма. Источником ее сюжета является народное предание, образы которого обобщены и идеализированы. В речи отражается относительно единое народное сознание, а форма, как правило, стихотворная. Примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В 18-19 веках на смену ей, как ведущему жанру, приходит роман. Сюжеты романов в основном черпаются из современной действительности, а образы становятся более индивидуализированными. В речи героев отражается многоязычность общественного сознания, которое резко дифференцировано. Форма романа является прозаической. Примерами могут служить романы, написанные Львом Толстым и Федором Достоевским.

Объединение в циклы

quotСага о Форсайтахquot

Эпические произведения стремятся к возможно более полному отображению жизненных реалий, поэтому они тяготеют к тому, чтобы объединяться в циклы. Иллюстрацией такой тенденции является роман-эпопея Джона Голсуорси под названием «Сага о Форсайтах».

Он представляет собой монументальную серию разноплановых произведений, описывающих жизнь состоятельной семьи Форсайт. В 1932 году за присущее Голсуорси искусство повествования, в котором вершиной является «Сага о Форсайтах», писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Эпопея – значит «повествование»

Эпопея (от древнегреческого ἔπος – «слово, повествование» и ποιέω – «творю») – это обширное повествование, которое изложено либо в стихах, либо в прозе, и посвящено выдающимся историческим событиям, имеющим национальный масштаб. В общем смысле эпопеей называют сложную, продолжительную историю, включающую ряд событий крупного масштаба.

Предшественниками эпопеи были былевые песни, имевшие наполовину лирический, наполовину повествовательный характер. Они были вызваны подвигами племени или клана, приурочены к героям, вокруг которых сгруппированы. Подобные песни складывались в масштабные поэтические единицы, называемые эпопеями.

В эпопеях, относящихся к героико-романическим, их главные герои целенаправленно и активно участвуют в значимых исторических событиях, в процессе чего осуществляется становление их личности, как, например, в романе А. Н. Толстого «Петр I». Выделяют также и эпопеи «нравоописательные», которые повествуют о состоянии общества в комическом ключе, как, например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле или «Мертвые души» Гоголя.

Эпический и лирический жанры

Роман в стихах quotЕвгений Онегинquot

Два жанра связаны между собой и в некоторых случаях могут составлять некий симбиоз. Чтобы разобраться в этом, дадим определение лирике. Это слово происходит от греческого λυρικός, что значит «исполняемый под звучание лиры».

Этот род литературы, называемый еще и лирической поэзией, воспроизводит личное чувство человека, его отношение к чему-либо или же настроение самого автора. Произведения в этом жанре характеризуются эмоциональностью, задушевностью, взволнованностью.

Но существует и промежуточный вариант между стихами и эпическим жанром – это лиро-эпика. В подобных произведениях имеется две стороны. Одна из них – это наблюдение и оценка читателем со стороны сюжетного повествования, представленного в форме стихов. А вторая, которая, впрочем, тесно связана с первой, это получение им определенной лирической (эмоциональной) оценки повествователя. Таким образом, для лиро-эпики характерны как эпические, так и лирические принципы в отображении окружающей действительности.

К лиро-эпическим относятся такие жанры, как:

  • Роман в стихах.
  • Поэма.
  • Баллада.
  • Стансы.

Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь. Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.
Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос — это…

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

— крупные (эпопея, роман-эпопея, сага);

— средние (роман, повесть);

— малые (новелла, эссе, рассказ, очерк, этюд).

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

  • Изложение событий от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
  • Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
  • Большая протяжённость во времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
  • Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в деревне, маленьком городе, столице, заграницей).
  • В отличие от лирики, эпос настроен на объективную, а не субъективную картину. Он стремится показать героев с разных сторон, но не допускает передачи от первого лица, прямой авторской речи.
  • Эпос работает с несколькими сюжетными линиями одновременно.

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Жанры эпоса

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

  • — «Война и мир» Л.Н.Толстого;
  • — «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Заключение

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Задания для 10 класса.

Задание 1

Проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной?..» какую роль играет в лирической медитации (размышлении) поэта образ леса?

* * *

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспомнила наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю,—

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих…

1957

*) Окарина — духовой музыкальный инструмент, род флейты.

Задание 2.

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

А)

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Б)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…

(По Ю. Лотману)

В)

Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.

В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…

(по Т. Орнатской)

Задание 3.

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а)  Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.

б)  Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в)  Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.

г)  Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д)  Эпиграмма — это вступеление к большому литературному произведению.

е)  Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж)  В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з)  В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и)  В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:

Словом — всем пришли на память
Золотые сердца годы,
Золотые грезы счастья,
Золотые дни свободы…

А. Майков

к)  Выделенные слова образуют анафору.

л)  Выделенные слова являются эпитетами.

м)  Выделенные слова имеют метафорическое значение.

4.Какие строки из комедии «Горе от ума» стали крылатыми выражениями? Вспомните и запишите пять крылатых выражений из этого произведения.

5..Кто из русских поэтов переводил 30-ю оду Горация «К Мельпомене»? Как назывались эти стихотворения?

6.Установите жанровое соответствие:

        1. И.С. Тургенев «Ася»                              а) баллада

        2. А.С. Пушкин «Дубровский»                         б) рассказ

        3. «Повесть временных лет»                                 в) поэма

        4. А. П. Чехов «Дама с собачкой»                     г) роман

        5. В. А. Жуковский «Людмила»       д) повесть

6. Н.А. Некрасов «Русские женщины» е) комедия

7. А.Н. Островский «Таланты и поклонники» ж) летопись

7. Каким был герб и девиз Царскосельского Лицея?  Дайте развернутый ответ. Объясните, почему вы так думаете.

—  Сова, сидящая на лире;

—  двуглавый орёл, держащий в лапах свиток;

—  древнегреческий философ Аристотель, протягивающий книгу.

 8. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.

а) «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поется, там и счастливится». – «А как неравно напоешь себе горе?» – Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко».

б) – А дом этот давно стоит?

— Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.

— Кто он был, твой дед?

— Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть.

в) — И-и в воскресение Лазаря веруете?

— Ве-верую. Зачем вам все это?

— Буквально веруете?

— Буквально.

— Вот как-с… так, полюбопытствовал. Извините-с.

г) — Все скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…

— Но почему вы думаете, что он оставит что-нибудь нам?

— Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!

— Ну, это еще недостаточная причина, маменька!

— Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

д) – Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.

— А чьею же?

— По родительскому обещанию.

— И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?

— Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.

9.В античном стихосложении это явление было правилом. В системах стихосложения, использующих рифму, — исключением. Однако это исключение можно найти в произведениях почти всех русских поэтов. Назовите явление и приведите примеры произведений, в которых оно используется.

10Напишите литературоведческую статью «Эпиграмма». Не забудьте привести примеры.

Ответы к олимпиаде для 10 класса

Задание 1.

Ответ оценивается по прилагаемым критериям.

 Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения, ее философского характера. Н. Заболоцкий размышляет о природе любви и искусства.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию темы и образного ряда природы в стихотворении. Лесная чаща — это мир, с которым поэт разговаривает на языке искусства. Это мир естественный, живущий по вечным, высшим законам природы. Мир откликается на голос человека, а человек должен слышать голос мира. Голос мира — это любовь как высший природный закон. Человек откликается на него своей любовью, выражаемой на высшем языке — языке искусства.

– Отметить характерные поэтические средства стихотворения. Вопросно-ответная форма стихотворения характерна для философской лирики. Мысль Заболоцкого разворачивается в форме трехчастной композиции. Повтор начального стиха (рефрен) сопоставляет три строфы стихотворения и заставляет услышать в них три взгляда на тему, выстроенные в порядке философского углубления (которое допустимо определить как градацию):

– природа говорит с человеком своей красотой,

– природа говорит с человеком устами любимых людей,

– природа говорит с человеком словами высшего закона любви.

Выразительность текста определятся многочисленными метафорами, олицетворениями, сопоставляющими природу, духовную жизнь человека и искусство: щегол как окарина; стих как птица, вылетающая из рук; малиновка как друг; дуб шепчет и т.д.

Количество баллов — 20.

Задание 2.

Количество баллов – 3

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Ответ: а) А.С. Грибоедов; б) А.С. Пушкин; в) Ф.М. Достоевский.

Задание 3.

а) нет

д) нет

и) да

б) нет

е) да

к) да

в) да

ж) нет

л) да

г) да

з) нет

м) да

Количество баллов – 6, по 0.5 балла за правильный ответ.

Задание 4.

1.Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь. 2.Счастливые часов не наблюдают.

3.Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!4. Свежо предание, а верится с трудом.5. Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.

Максимальный балл – 5, 1 балл за правильный ответ.

Задание 5.

1) М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…», 2) Г.Р. Державин «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…», 3) А.Х. Востоков «Крепче меди себе создал я памятник…», 4) А.С. Пушкин «Памятник», 5) В.Я. Брюсов «Памятник я воздвиг…».

Максимальный балл – 5

Задание 6.

И.С. Тургенев «Ася» — повесть (1-д), А.С. Пушкин «Дубровский» — роман (2-г), «Повесть временных лет» — летопись (3-ж), А. П. Чехов «Дама с собачкой» — рассказ (4-б), В. А. Жуковский «Людмила» — баллада (5-а), Н.А. Некрасов «Русские женщины» — поэма (6-в), А.Н. Островский «Таланты и поклонники» — комедия (7-е).

Максимальный балл – 7, 1 балл за правильный ответ.

Задание 7.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к поэзии. Над всем этим был начертан девиз: «Для Общей Пользы».

Максимальный балл – 3.

Сова, сидящая на Лире – 1 б., пояснение – 2 б.

Задание 8.

Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.

а) М.Ю. Лермонтов «Тамань»;

б) И.С. Тургенев «Отцы и дети»;

в) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

г) Л.Н. Толстой «Война и мир»;

д) Н.С. Лесков «Очарованный странник».

Максимальный балл – 5, по одному за каждый правильный ответ.

Задание 9.

 Белый стих (А.С. Пушкин — «Вновь я посетил…», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»; А.К. Толстой — драматическая трилогия; В.А. Жуковский — «Замок на берегу моря»; М.Ю. Лермонтов — «Слышу ли голос твой»).

Максимальный балл – 6, по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Задание 10.

Максимальный балл – 10.

Всего баллов — 70

  • Эраст злодей или жертва обстоятельств сочинение рассуждение
  • Эрлинг холланд на английском как пишется
  • Эпц лесная сказка битца официальный сайт
  • Эпическое клише в сказках примеры
  • Эпитеты метафоры сравнения в рассказе бежин луг