Эпоха сочинения семь слов спасителя на кресте барокко или классицизм

Автор андрей измаилов на чтение 13 мин. просмотров 21 опубликовано 24.07.2021 главнаяколлекция otherreferatsмузыкадуховная музыка христианской традиции теория музыкального жанра. вокальная

На чтение 13 мин. Просмотров 21 Опубликовано

ГлавнаяКоллекция “Otherreferats”МузыкаДуховная музыка христианской традиции

Теория музыкального жанра. Вокальная часть и тексты древних псалмов, духовные песни, гимны, хоралы, хоровые концерты а’капелла, кантаты и оратории. Развитие жанров духовной музыки в творчестве знаменитых светских композиторов на примере И.С. Баха.

Рубрика Музыка
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.08.2010
Размер файла 61,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Сообщение о духовной музыке кратко поможет Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в искусстве. Также из статьи Вы узнаете, на какие жанры поделена духовная музыка и ознакомитесь с основными произведениями.

«Духовная музыка» доклад

Как Вы уже поняли из самого названия, духовная музыка не является предметом светских развлечений. Она связана с религиозной стороной народов, проживаемых на Земле. Духовная музыка имеет религиозное содержание текстов и предназначена для церковного или храмового богослужения.

Представления о ней в разных религиозных традициях различаются:

  • В христианстве духовная музыка поделена на католическую, православную, протестантскую. Самые распространенные жанры духовной музыки — псалм, хорал, гимн, секвенция, месса и страсти. В православии особое место отведено Всенощной службе.
  • В иудейских верованиях духовная музыка играет важную роль. В церковный ритуал она была введена еще в период правления царя Давида – в каждом храме был оркестр и хор. На сегодняшний день развивается синагогальная музыка с молитвенным жанром.
  • В исламе она зародилась в Индии в XIII веке в процессе слияния индийской музыки и персидской поэзией. Называется она кавалли, и восхваляет святых, пророка Мохаммеда и Аллаха.

Жанры духовной музыки

В начале возникновения духовной музыки, писать ее могли только служители церкви. Наиболее распространенными были сочинения папы Григория I, монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже сочинять духовную музыку могли светские композиторы. После Реформации были популярны гимны, хоралы, Страсти. Написаны они были преимущественно Мартином Лютером. К слову, Страсти появились в XVII веке и основывались на событиях Страстной недели, главах Евангелия, сюжетах из Ветхого Завета. Например, такие произведения духовной музыки — «Семь слов Христа на кресте» (Генрих Шютц), «Семь слов Спасителя на кресте» (Йозеф Гайдн), «Рождественская история» (Генрих Шютц), «Рождественская оратория» (Бах), «Израиль в Египте» (Гендель). После эпохи Возрождения стали создаваться реквиемы и мессы. Остановимся более конкретно на каждом жанре.

  1. Псалмы – это небольшие музыкальные произведения, которые основанные на текстах Псалтыря. Считаются самым древним жанром духовной музыки. С XVI века их используют в качестве погребальной молитвы. В XIX — ХХ веках переработанные или оригинальные псалмы писали Мендельсон, Бах, Гендель, Шуберт, Регер, Пендерецкий, Янченко. Самые известные псалмы И. Ф. Стравинского под названием «Симфония псалмов».
  2. Мессы — это вокально-инструментальные или вокальные произведения, которые представляют собой собрание католической литургии. Первая авторская месса была написана Гийомом де Машо в середине XIV века— Messe de Notre Dame. В начале XIX века месса отделилась от богослужения и стала частью концертной практики. Авторами таких произведений были Бетховен, Бах, Шуберт, Моцарт. В ХХ веке интерес к ней стал угасать.
  3. Реквиемы — это изначально заупокойные католические мессы. Самое раннее сочинение — латинский канонический текст, Реквием Дюфаи. До наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся текст это «a capella» Йоханнеса Окегема (XV век). Со второй половины XVIII века реквиемы стали частью не только духовной музыки. Известные авторы Моцарт, Верди, Берлиоз, Форе, Керубини, Брамс, Бриттен, Зеленка и Бибер.
  4. Страсти — это вокально-драматические произведения, которые посвящаются Страстной недели и изначально основывались на текстах Евангелие. Самые ранние произведения принадлежат Орландо Лассо и Якобу Обрехту (XV—XVI века). Данный жанр духовной музыки был популярен вплоть до середины XVIII века. После композиторы забыли о нем до ХХ века. Возрождению Страстей поспособствовал Хуго Дистлера, написав Хоральные страсти».
  5. Stabat Mater – это католические песнопения на латинском тексте Якопоне да Тоди.

Надеемся, что доклад про духовную музыку помог Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в области искусства. А свой рассказ о духовной музыке Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

Значение и сила духовного пения«Благо петь Богу нашему, ибо это сладостно — хвала подобающая» Псал. 146:1Сколько духовного наслаждения доставляет верующим вдохновенное пение! Но ограничивать духовную музыку лишь удовлетворением эстетических потребностей — значит не использовать всех ее богатств. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы духовные песнопения содействовали назиданию, научению и вразумлению (Ефес. 5:19; Кол. 3:16).Духовное и светское пениеДуховное пение способствует распространению духовных истин и их запоминанию. Им верующие прославляют Господа Бога, выражают свои чувства и назидаются. Поэтому музыка должна быть глубоко духовной по содержанию, по своей мелодике, напевам и по своему исполнению.Так называемое обиходное пение православной церкви отличается простыми и вместе с тем красивыми и содержательными мелодиями, которые соответствуют тексту, взятому большей частью из Священного Писания: «Отче наш», «Благослови, душа моя, Господа», «Хвалите имя Господне» и другие. Исполняемые, как правило, тихо, сосредоточенно, они вызывают в душе чувство глубокого благоговения перед Господом.На заре евангельско-баптистского движения в нашей стране верующие пели гимны православной церкви: «Отче наш», «Верую», «Под Твою милость», «Воскресение Христово видевши» и другие.Но вскоре запас церковных песнопений перестал удовлетворять возросшие нужды богослужений наших церквей. Этот недостаток восполнили хоралы – сохранившиеся на Западе древнехристианские и народные напевы, музыкально обработанные многими композиторами. Хоральные мелодии и тексты к ним (в переводе) и были использованы в первых сборниках нашего братства. Из них нужно отметить: «Сборник духовных песен», изданный в Константинополе в 1870 году; «Радостные песни Сиона» и «Любимые стихи» (Санкт-Петербург, 1882 год); «Голос веры» Н.И. Воронина (Тифлис, 1882 год). Помещенные в них песнопения пользуются популярностью и в наше время, ибо охватывают многие стороны нашей духовной жизни; мы к ним привыкли, и они прочно вошли в наш церковно-музыкальный «обиход».В сборниках Аврахова (1892 год) и И.С. Проханова («Гусли», 1902 год), кроме переводных песнопений, помещены и оригинальные, в том числе некоторых русских поэтов: М.Ломоносова, Г.Державина, И.Никитина, Я.Полонского, А.Плещеева. Мелодии к этим стихам подбирались из иностранных сборников.Дальнейшее совершенствование духовной музыки привело к появлению переводных и оригинальных песнопений, главным образом для хорового исполнения, среди которых значительное количество находится на высоком музыкальном уровне.Но вместе с этим музыкально-техническим прогрессом стала теряться специфичность духовной музыки, ее отличие от светской. Многие композиторы писали и светскую и духовную музыку; если их произведения исполнять без текста, то трудно, даже почти невозможно отличить, что в них является духовным и что светским. Но так как настоятельно необходимо, чтобы в составлении, исполнении и восприятии наших песнопений было только духовное содержание, то нужно определить и указать его признаки.Самым простым, наглядным признаком духовного пения является текст. Но этот признак не достаточен, потому что в некоторых песнопениях мелодия не соответствует тексту и даже противоречит ему.Более надежный признак – мелодия и гармония с элементами церковно-хорального характера с традиционными специфическими его оборотами. Однако понимание этого признака не общедоступно и во многом спорно.Одним из действенных критериев духовного пения является интонация. О характере чувств и настроений человека можно судить по его словам и по интонации, с которой он выражает ту или иную мысль. Одни и те же слова произносятся часто с различной интонацией. Таким образом, интонация сама по себе может передать настроение человека и даже мысли. Интонация в речи – это повышение или понижение голоса, изменение его громкости и длительности отдельных звуков. Но если в речи интонация – сопутствующий фактор, то в музыке – главный, ведущий. Все, что есть в речевой интонации, музыка развила, образовав свой язык, посредством которого она может сказать все необходимое.На протяжении длительной человеческой истории музыка вырабатывала те интонации, которые у значительного числа людей вызывали примерно одни и те же чувства. Сейчас почти каждый, услышав медленные нисходящие звуки, как-то взгрустнет, вспомнив что-то печальное; наоборот, ободрится, захваченный бодрым маршевым ритмом, восходящими аккордами. В этом-то и заключается понимание музыки, что слушатель умеет проникаться чувствами почти теми же, что и композитор; он научился понимать интонации.Духовная музыка, в отличие от светской, родилась как отражение духовного содержания (общение с Богом, восхваление и благодарение Его святого имени). Отраженные чувства оформились в совершенно определенные интонации (особые мелодические обороты, ритм, темп, характер, способ исполнения, состав инструментов). Поэтому отличие духовной музыки от светской – есть прежде всего интонационное отличие.Нам нужны истинно духовные гимны с духовным текстом и с соответствующей духовной музыкой; такие гимны, которые оказывали бы благотворное воздействие на душу слушателей, вызывая чувство благоговения и преклонения перед Творцом.К сожалению, много песен, неизвестно откуда попавших в наш обширный репертуар, а также составленных нашими композиторами, имеют светский характер, несмотря на духовный текст. Это засоряет наш певческий репертуар недуховными мелодиями.Не следует также исполнять мелодии светских песен, заменяя в них текст на духовный.Общее пениеОбщее пение занимает важное место в нашей певческой практике. Оно дает возможность не только проповедникам и хористам, но и каждому из присутствующих быть участником богослужений.Пение – это не пауза между проповедями и молитвами, когда можно ослабить внимание и отвлечься; это продолжение богослужения, дополнение и закрепление проповедей. Отсюда вытекает главное требование к гимнам – они должны подбираться в соответствии с темами проповедей.Заключительное песнопение должно подводить итог всему богослужению. В этом случае оно своей цельностью оставит полезный, долгий след в сердцах присутствующих.Очень важно, чтобы пресвитер хорошо знал содержание исполняемых в церкви песнопений.Для того, чтобы по возможности полнее охватить многочисленность и разнообразие тематики проповедей, нужно заботиться о расширении репертуара общего пения путем разучивания новых содержательных и по тексту и по музыке песен, а также передаваемых из хора. При этом нужно строго следить, чтобы песнопение не искажалось, а исполнялось правильно и выразительно, как в хоре.Общее пение должно быть мощным, но не крикливым; петь нужно сдержанно, особенно при исполнении молитвенных песнопений.Хорошее общее пение – благозвучное пение. Очень хорошо, когда хор ведет за собой все собрание, когда регент энергично руководит им.И, самое главное, хорошее общее пение – это вдохновенное пение. Замечательно, когда пресвитер подает в этом отношении пример стаду», как это делал некогда «сладкий» певец нашего братства, пресвитер В.П. Степанов. Он своим пением воодушевлял верующих, и общее пение достигало исключительной силы воздействия, вызывало большой молитвенный подъем и глубокое восприятие Слова Божьего.Пение во время хлебопреломленияХлебопреломлепие – это священный акт воспоминания смерти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. И, как одно из двух главных церковных установлений (крещение и хлебопреломление), оно требует особого к себе отношения, а именно: особой сосредоточенности, особого молитвенного состояния, тишины и благоговения. Пение во время хлебопреломления должно быть высоко духовным, простым, сердечным и благоговейным.«Концертные выступления» хора таят в себе опасность отвлечь внимание регента, хористов и слушателей от основной темы богослужения и нарушить благоговение во время совершения хлебопреломления.Чтобы хористы могли спокойно, молитвенно «рассуждать о Теле Господнем», совершая эту заповедь, пресвитер обыкновенно продолжает общее пение до тех пор, пока все хористы – члены церкви примут в ней участие.Вместе с проповедью и хоровыми песнопениями общее пение под продуманным руководством пресвитера может и должно создать впечатляющую картину страданий Иисуса Христа в соответствующей последовательности событий: молитва в Гефсимании, суд над Спасителем, распятие и смерть Его. Песнопение призвано вызывать глубокое чувство благодарности Господу за Его вечную любовь, Его жертву и святую кровь.Пение во время погребенияХотя мы, верующие, не скорбим об умерших, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4:12), но, тем не менее, мы не можем не испытывать естественной скорби в связи с разлукой с нашими родственниками как верующими, так и неверующими.К сожалению, в погребальных песнопениях порой бывает мало тихой грусти о разлуке с дорогими нашему сердцу людьми, недостаточно в них сосредоточенности и раздумья о великом факте смерти и ее значении. Поэтому нужно соблюдать большую осторожность в выборе песен и в их исполнении; бодрые напевы, как, например, «В час, когда труба Господня над землею прозвучит», не совсем подходят к такому моменту и могут сделать наше песнопение несовместимым с чувством уважения и памяти умершего, и с душевным состоянием его родных и друзей. Но зато как соответствуют такому состоянию православные песнопения, как, например: «Со святыми упокой», «Вечная память» и другие.У нас также имеются погребальные песнопения, которые своим текстом и музыкой могут произвести должное впечатление, но не всегда находится должное сочувствие к скорбящим родственникам и друзьям умершего, которое придало бы трогательность нашему пению, чтобы они (родственники) и поплакали, тем самым облегчив свое горе, и утешились милосердием Небесного Отца. Нужно, чтобы они сохранили о нас добрую память и благодарность за участие в их скорбях.Песнопения во время совершения других церковных установленийГимнов, предназначенных для совершения крещения, рукоположения и бракосочетания имеется у нас в достаточном количестве. Регенту и пресвитерам нужно только позаботиться о том, чтобы они были хорошо выучены и исполнялись церковью с должной выразительностью, с внутренним духовным чувством. Это относится и к гимнам на разные случаи христианской жизни (приветственным, прощальным и семейным).Николай ВЫСОЦКИЙПроповедник и композитор евангельско-баптистского братства (1898-1988)

Гость 5/2011

Ответы (1) Знаете ответ? Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Сообщение на тему: Сюжеты и образы духовной музыки Опорные слова: 1) церковные песнопения 2) знаменный распев …» по предмету ? Музыка, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по музыке Ув. 4 в тональности до диез минор это фа диез си диез? Ответы (1) Актеры мюзикла кошки Ответы (1) Скажите название музыки с строками i can feel it i can … Ответы (1) Что не сочинял Шопен? опера этюд прелюдия Ответы (1) Лирические образы в русской музыке и поэзии? в крации Ответы (1) Ответы (1) Знаешь ответ? Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сообщение на тему: Сюжеты и образы духовной музыки Опорные слова: 1) церковные песнопения 2) знаменный распев …» по предмету ? Музыка, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по музыке Духовная музыка в нашем городе? Ответы (1) Что характерно для симфонических произведений Гайдана, Моцарта и Бетховена (особенности) ? Гайдн. Симфония номер 45. 4 часть; Моцарт. Симфония номер 40. 4 часть; Бетховен. Симфония номер 5. 4 часть. Ответы (1) Какой смысл песни “Матушка, что во поле пыльно”? Ответы (1) Написать про одного человека который исполняет свои идеи в Итальянской опере Ответы (1) Большой коллектив музыкантов играющих на различных инструментов Ответы (1)

Опубликовано: 06.01.2022

Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn). Родился 31 марта 1732 — умер 31 мая 1809 года. Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699-1763).

Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой и некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана.

В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль (опера) «Новый Хромой бес» (поставленная в 1752, Вена и другие города Австрии — не сохранилась до наших дней), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга, около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В период с 1754 года по 1756 Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году композитор получил должность капельмейстера (музыкального руководителя) при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Это был крайне несчастливый брак, а законы того времени не позволили им разойтись. Оба завели себе любовников.

После расформирования музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцин (1761), Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази — главы крайне богатой семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки.

В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна — был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям.

Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна — достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне».

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Таким образом, годы службы (1761-1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80 — 90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-86) симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», (1772)) и опер композитора. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

В 1790 году умер князь Николай Эстерхази, а его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791-1792 и 1794-1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии (12 Лондонских (1791-1792, 1794-1795) симфоний), расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf), где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем — теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет oпус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Самые известные оперы Гайдна:

«Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
«Истинное постоянство»
«Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
«Асмодей, или Новый хромой бес»
«Аптекарь»
«Ацис и Галатея», 1762 г.
«Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
«Армида», 1783 г.
«Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
«Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
«Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
«Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
«Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
«Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata)
«Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд».

Наиболее известные мессы Гайдна:

малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
большая органная месса Es-dur (1766 г.)
месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.).

Ф. Й. Гайдн — один из представителей эпохи Просвещения. Творческая биография Йозефа Гайдна наполнена множеством сочинений различных жанров, не потерявших актуальность и в наши дни. Великий австрийский композитор написал более 900 произведений.

В этой статье будет описана кратко биография Гайдна. Также представлены некоторые сочинения композитора, ведь его перу принадлежит большое количество крупных произведений — это квартеты, сонаты, симфонии. В творческой биографии Гайдна отдельное место занимает симфонизм. Именно он является его основоположником.

Гайдн с пером

Биография Й. Гайдна

Композитор родился в Австрии 31 марта 1732 года, в деревушке Рорау. Отец, Матиас, был каретным мастером. Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, родители композитора серьезно занимались музыкой, любили петь и играть на музыкальных инструментах. Его предки были крестьянами и ремесленниками. Мать композитора была кухаркой.

В возрасте 5 лет у мальчика был замечен интерес к музыке. Композитор отличался хорошей памятью, великолепным слухом и чувством ритма. Вскоре его забрал к себе в город дядя. Известным фактом в биографии Гайдна считается то, что его способности заметил директор капеллы святого Стефана Георг фон Рейттер.

Детские годы

Благодаря своему звонкому голосу, с самого раннего возраста будущий композитор пел в церкви. Сначала в небольшом городе Гайнбург, а затем, с 6 лет, в соборе Святого Стефана в Вене. Это было одним из самых важных событий в биографии Гайдна, так как получить музыкальное образование он мог только таким образом.

По мере взросления, у композитора начал ломаться голос, из-за чего ему пришлось покинуть церковный хор. Последующие годы биографии Гайдна — это период трудоемкой работы в различных местах, для того, чтобы заработать на дальнейшую жизнь. Некоторое время Гайдн брал «уроки» у Николы Порпора. Занятия влетали в копеечку, поэтому маленький мальчик находился за занавеской и слушал их там.

Полноценное образование композитору получить так и не удалось. Однако Йозеф занимался самообразованием и изучал труды И. Маттезона, И. Фукса и других композиторов.

50-е годы

Этот период очень значим для творчества композитора. В это время он пишет свои первые сочинения, которые принесли ему известность. Одним из таких является опера «Асмодей». Она была популярна и ставилась во многих европейских городах. К сожалению, ноты этого сочинения не сохранились.

Кроме оперы, в этот период композитор сочиняет квартеты, серенады и самое главное, свою первую симфонию Ре мажор. Кроме этого, Йозеф продолжал заниматься саморазвитием, работать органистом и давать уроки.

Вскоре ему удалось получить должность капельмейстера у графа Карла фон Морцина. У него был маленький оркестр, для которого Гайдн писал сочинения, а те их исполняли.

60-е годы

Гайдн у Эстрехази

В этот период у композитора происходят перемены в личной жизни. Он женится на Марии-Анне Келлер в 1760 году. Однако брак не приносит счастья композитору. Супруге не нравится то, чем занимается Франц Йозеф. Кроме этого, композитор тоскует о детях, которым не было места в их семье. Гайдн хотел развода, но в то время он был под запретом.

В 1761 году композитор переходит работать к князю Павлу Антону Эстерхази, так как граф Морцин разоряется. Гайдн работает там капельмейстером на протяжении 5 лет. После смерти в 1766 году главного дирижера Грегора Вернера, Франца повышают в должности, и уже он становится главным дирижером, продолжая писать музыку и ставить оперы. Новыми произведениями в эти годы стали симфонии «Вечер», «Полдень», «Утро», а так же различные квартеты и оперы.

С 1779 года композитор имеет право продавать свои написанные сочинения и писать по заказу. До этого все написанное принадлежало семье князя.

Гайдн дирижирует

Расцвет творчества

Расцвет творчества композитора связан с работой у Эстерхази. За почти 30 лет работы Гайдн написал большое количество произведений. Среди них квартеты, Пражские симфонии, мессы и оратории. В 1772 году была написана «Прощальная» симфония, которая получила известность. Также композитор активно общался с Моцартом, что повлияло на развитие в его музыке симфонизма.

В этот период симфонии композитора исполняются в Париже. Появляются новые произведения, такие как «6 Парижских симфоний», «Детская симфония».

Гайдн сочиняет концерт

В 1791 году Гайдн отправляется на пенсию, так как капелла в которой он работал, была распущена сыном Эстерхази. Творчество известного композитора этим не заканчивается. Его приглашает в Лондон скрипач П. Соломон. Там у него все складывается благополучно. Публика принимает Гайдна и начинает относиться к его музыке более серьезно. Здесь он пишет «6 Лондонских симфоний» и знаменитую на весь мир оперу «Орфей и Эвридика».

В 1792 году Гайдн был отозван из Лондона. Он стал заниматься в Бонне с Л. Бетховеным, но особого успеха от занятий не последовало. Спустя 2 года Франц снова возвращается в Лондон. В Оксфорде он получает звание доктора музыки. Здесь он сочиняет еще «6 Лондонских симфоний», «Оксфордские симфонии», мессы, песни, квартеты, трио, сонаты.

Композитор активно посещает Лондонские музыкальные фестивали и слушает оратории Генделя.

Заключительный этап жизни и творчества Ф. Й. Гайдна

Завершающим этапом в творчестве стали две оратории, «Времена года» и «Сотворение мира». Они считаются образцом классицизма в музыке.

Здоровье композитора в последние годы жизни резко ухудшилось. Это связано с революцией во Франции. Сложившаяся ситуация очень беспокоила Гайдна. Войну с Наполеоном он считал сильнейшей катастрофой. Когда армия Наполеона прошла в Вену, композитор скончался. Это произошло в 1809 году. На похоронах композитора звучал «Реквием» В. А. Моцарта.

портрет Йозефа

Заключение

Франц Йозеф Гайдн оставил огромное творческое наследие. Им было написано более 100 симфоний, более 50 сонат, 24 оперы, 36 концертов и свыше 250 камерных произведений.

Композитора похоронили в Вене. Через некоторое время останки перенесли в Эйзенштадт.

43322

Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Автор мелодий, на основе которых впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии.

Мир классической музыки настолько сложен, что его невозможно охватить с одного взгляда. Он условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.

Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, даже Моцарт звал его «папаша Гайдн». Еще говорят, что он «отец симфонии». Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, писали, но только Гайдн довел ее до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.

Детство

Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Франц (хотя он сам себя никогда не называл этим именем) рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, послушать игру на арфе хозяина дома.

Франц Йозеф Гайдн

Маленький Йозеф больше всех унаследовал отцовские способности к музыке. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма, охотно подпевал папе. Вскоре он самостоятельно научился играть на скрипке, а немного погодя пел в церковном хоре.

Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал ректором школы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.

Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Рейтер, известный композитор из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчишку с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.

Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Сложностей оказалось немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому.

Франц Йозеф Гайдн

Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры, известного композитора. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.

Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.

Творчество

Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.

Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея за столичной суетой.

Франц Йозеф Гайдн

Договор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.

Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.

Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.

Франц Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн был не только талантливым и популярным композитором, он умел дружить по-настоящему. Именно такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не соперничали между собой, не завидовали, а радовались успехам друг друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. Впоследствии благодарный ученик посвятил своему учителю два произведения. А Гайдн в свою очередь видел в Моцарте величайшего композитора-современника.

Привычный образ жизни композитора поменялся после достижения им 50-летнего возраста. Он обрел долгожданную свободу от обязательств князю Эстергази, хотя наследники и продолжали считать его придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.

В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.

Личная жизнь

Благодаря популярности, приобретенной Гайдном в Вене, его взял к себе на работу граф Морцин. Для его капеллы композитор написал пять своих первых симфоний. Йозеф отработал у графа чуть меньше двух лет, но этого хватило, чтобы улучшить свое материальное состояние и устроить личную жизнь.

Гайдну было 28, когда он влюбился в младшую дочь придворного парикмахера, но девушка, неожиданно для всех, приняла монашеский постриг. Йозефа поразило это решение любимой до глубины души, он в порыве то ли злости, то ли разочарования, решил сделать предложение руки и сердца ее родной сестре – Марии Келлер, хоть она и была старше его на четыре года.

Франц Йозеф Гайдн

Семейная жизнь не принесла счастья композитору. Супруга музыканта отличалась сварливостью и расточительностью. Мало того, она не признавала в муже гениального композитора, не дорожила его творчеством. Бывало такое, что рукопись Гайдна она использовала как бумагу для выпечки. Но, несмотря на отсутствие взаимопонимания и детей, супруги прожили в браке сорок лет.

Из Йозефа так и не получился любящий муж и отец, поэтому все эти годы он посвятил делу всей своей жизни – симфониям. Гайдн стал автором сотен музыкальных произведений, театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.

И все же в жизни музыкального гения случилась поздняя любовь, которую он встретил именно в том театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, сумевшей очаровать пожилого композитора. Йозеф страстно влюбился в девушку, приложил массу усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально для нее писал упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.

Но и эти отношения не сделали Гайдна счастливыми. Надменность и корыстолюбие девушки было видно, что называется, невооруженным взглядом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце жизни, когда Йозеф составлял последний вариант своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.

Смерть

Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года».

Сердце великого композитора остановилось 31 мая 1809 года в Вене, которую на то время оккупировали наполеоновские войска. По приказу самого Наполеона, которому доложили о смерти величайшего из композиторов, возле его дома был выставлен почетный караул. Хоронили Йозефа Гайдна 1 июня.

2424 6

42323 12

424234

В 1820 году по приказу князя Эстергази останки Гайдна должны были перезахоронить на территории церкви Эйзенштадта. Интересно то, что когда вскрыли гроб, то вместо черепа увидели лишь парик композитора. Оказалось, сам череп был похищен с целью изучения особенностей его строения и для предотвращения его разрушения. И только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки воссоединили.

Избранные произведения

  • «Асмодей, или Новый хромой бес»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Мечта маркизы»
  • «La canterina»
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир»
  • «Армида»
  • «Времена года»
  • «Прощальная симфония»
  • 52 сонаты

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Содержание

Биография

Юность

Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]

Служба у Эстергази

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

Снова свободный музыкант

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года».(1801)

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер [4] .

Список сочинений

Камерная музыка

  • 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
  • 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
  • 7 дуэтов для скрипки и альта
  • 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
  • 21 трио для 2 скрипок и виолончели
  • 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
  • 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

  • четыре концерта для скрипки с оркестром
  • два концерта для виолончели с оркестром
  • два концерта для валторны с оркестром
  • 11 концертов для фортепиано с оркестром
  • 6 органных концертов
  • 5 концертов для двухколёсных лир
  • 4 концерта для баритона с оркестром
  • концерт для контрабаса с оркестром
  • концерт для флейты с оркестром
  • концерт для трубы с оркестром
  • 13 дивертисментов с клавиром

Вокальные произведения

Всего 24 оперы, в том числе:

14 ораторий, в том числе:

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
  • ораториальный гимн Stabat Mater

Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

Произведения для фортепиано

  • Фантазии, вариации
  • 52 сонаты для фортепиано

Память

  • В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.

В художественной литературе

    «Консуэло» опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.

В нумизматике и филателии

    Монета и почтовая марка

20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна

Йозеф Гайдн / Joseph Haydn

Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус.
А. Серов

Творческий путь Й. Гайдна — великого австрийского композитора, старшего современника В. А. Моцарта и Л. Бетховена — продолжался около пятидесяти лет, перешел за исторический рубеж XVIII-XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы — от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века. Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни.

Сын каретного мастера, Гайдн обнаружил редкие музыкальные способности. В шестилетнем возрасте он переезжает в Хайнбург, поет в церковном хоре, обучается игре на скрипке и клавесине, а с 1740 г. живет в Вене, где служит певчим в капелле собора Св. Стефана (кафедральном соборе Вены). Однако в капелле ценили только голос мальчика — редкой чистоты дискант, поручали ему исполнение сольных партий; а пробудившиеся в детские годы композиторские наклонности остались незамеченными. Когда же голос начал ломаться, Гайдн был вынужден оставить капеллу. Первые годы самостоятельной жизни в Вене складывались особенно тяжело — он бедствовал, голодал, скитался без постоянного пристанища; лишь изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле. Однако вопреки превратностям судьбы Гайдн сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее, и серьезность профессиональных устремлений — он изучает клавирное творчество Ф. Э. Баха, самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, берет уроки композиции у Н. Порпоры — известного итальянского оперного композитора и педагога.

В 1759 г. Гайдн получил место капельмейстера у графа И. Морцина. Для его придворной капеллы были написаны первые инструментальные произведения (симфонии, квартеты, клавирные сонаты). Когда в 1761 г. Морцин распустил капеллу, Гайдн заключил контракт с П. Эстергази, богатейшим венгерским магнатом, покровителем искусств. В обязанности вице-капельмейстера, а через 5 лет княжеского обер-капельмейстера, входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. (Гайдн жил в имениях Эстергази — Эйзенштадт и Эстергаз, временами наезжая в Вену.)

Однако многие преимущества и, прежде всего, возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все произведения композитора, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайдна принять предложение Эстергази. Почти 30 лет оставался Гайдн на придворной службе. В унизительном положении княжеского слуги он сохранил достоинство, внутреннюю независимость и стремление к непрерывному творческому совершенствованию. Живя вдали от света, почти не соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время службы у Эстергази величайшим мастером европейского масштаба. Произведения Гайдна с успехом исполнялись в крупнейших музыкальных столицах.

Так, в середине 1780-х гг. французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских». С течением времени композитов все более тяготился своим зависимым положением, острее ощущал одиночество.

Драматическими, тревожными настроениями окрашены минорные симфонии — «Траурная», «Страдание», «Прощальная». Множество поводов для различных толкований — автобиографических, юмористических, лирико-философских — дал финал «Прощальной» — на протяжении этого бесконечно длящегося Adagio музыканты один за другим покидают оркестр, пока на сцене не остаются два скрипача, доигрывающие мелодию, тихую и нежную.

Однако гармоничный и ясный взгляд на мир всегда доминирует и в музыке Гайдна, и в его ощущении жизни. Источники радости Гайдн находил повсюду — в природе, в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми. Так, знакомство с Моцартом, приехавшим в Вену в 1781 г., переросло в настоящую дружбу. Эти отношения, основанные на глубоком внутреннем родстве, понимании и взаимном уважении, благотворно сказались на творческом развитии обоих композиторов.

В 1790 г. А. Эстергази, наследник умершего князя П. Эстергази, распустил капеллу. Гайдн, полностью освободившийся от службы и сохранивший лишь звание капельмейстера, стал получать согласно завещанию старого князя пожизненную пенсию. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту — выехать за пределы Австрии. В 1790-х гг. Гайдн совершил две гастрольные поездки в Лондон (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг. появились 3 последние симфонии Моцарта) и остались вершинными явлениями в истории симфонической музыки. Лондонские симфонии исполнялись в необычных и чрезвычайно привлекательных для композитора условиях. Привыкший к более замкнутой атмосфере придворного салона, Гайдн впервые выступил в публичных концертах, ощутил реакцию типичной демократической аудитории. В его распоряжении были большие оркестры, по составу близкие современным симфоническим. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфооде ему был присужден титул доктора музыки. Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Г. Ф. Генделя были созданы 2 светские оратории — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Последние годы жизни Гайдна прошли в Вене и ее предместье Гумпендорф. Композитор был по-прежнему жизнелюбив, общителен, объективен и доброжелателен в отношении к людям, по-прежнему много трудился. Гайдн ушел из жизни в тревожное время, в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого».

Йозеф Гайдн (Joseph Haydn)

Гайдн оставил огромное творческое наследие — около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени (симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и т. п.). Крупные циклические формы (104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора, определяют его историческое место. Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты».

Симфония в творчестве Гайдна прошла большой путь: от ранних образцов, близких жанрам бытовой и камерной музыки (серенада, дивертисмент, квартет), к «Парижским» и «Лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра (соотношение и порядок следования частей цикла — сонатное Allegro, медленная часть, менуэт, быстрый финал), характерные типы тематизма и приемы развития и т. д. Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни — серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические — приведены к единству и равновесию. Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка — жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности. Законченные, идеально уравновешенные и логически выстроенные формы частей симфонического цикла (сонатная, вариационная, рондо и др.) включают элементы импровизационности, замечательные отклонения и неожиданности обостряют интерес к самому процессу развития мысли, всегда увлекательному, наполненному событиями. Излюбленные гайдновские «сюрпризы» и «розыгрыши» помогали восприятию самого серьезного жанра инструментальной музыки, рождали у слушателей конкретные ассоциации, закрепившиеся в названиях симфоний («Медведь», «Курица», «Часы», «Охота», «Школьный учитель» и т. п.). Формируя типичные закономерности жанра, Гайдн раскрывает и богатство возможностей их проявления, намечая разные пути эволюции симфонии в XIX-XX вв. В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные). Также стабилизируется состав квартета, в котором все инструменты (две скрипки, альт, виолончель) становятся полноправными участниками ансамбля. Большой интерес представляют клавирные сонаты Гайдна, в которых фантазия композитора, поистине неистощимая, каждый раз открывает новые варианты построения цикла, оригинальные способы оформления и развития материала. Последние сонаты, написанные в 1790-х гг,. явно ориентированы на выразительные возможности нового инструмента — фортепиано.

Всю жизнь искусство было для Гайдна главной опорой и постоянным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья, Он надеялся, что таковым оно останется и для будущих слушателей. «В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».

Оперное наследие Гайдна обширно (24 оперы). И, хотя в своем оперном творчестве композитор не достигает моцартовских вершин, ряд сочинений этого жанра весьма значительны и не утратили своей актуальности. Из них наиболее известны «Армида» (1784), «Душа философа, или Орфей и Эвридика» (1791, поставлена в 1951, Флоренция); комические оперы «Певица» (1767, Эстергаза, возобновлена в 1939), «Аптекарь» (1768); «Обманутая неверность» (1773, Эстергаза), «Лунный мир» (1777), «Вознагражденная верность» (1780, Эстергаза), героико-комическая опера «Роланд-паладин» (1782, Эстергаза). Некоторые из этих опер после довольно длительного периода забвения были с огромным успехом поставлены в наше время (например, «Лунный мир» в 1959 в Гааге, «Вознагражденная верность» в 1979 на Глайндборнском фестивале). Подлинным энтузиастом творчества Гайдна является американский дирижер Дорати, записавший 8 опер композитора с камерным оркестром Лозанны. Среди них «Армида» (солисты Норман, К. X. Аншё, Н. Берроуз, Рэми, Philips).

Читайте также:

      

  • В каких профессиях женщины лучше мужчин
  •   

  • Диспетчер самолетов профессия что сдавать
  •   

  • Как называется профессия костоправ
  •   

  • Может ли начальник гаража совмещать должность водителя
  •   

  • Что такое атлас новых профессий

  • Эпостасия как правильно пишется
  • Эпл на английском языке как пишется слово
  • Эпические фольклорные произведения былины легенды сказки исторические песни
  • Эпитеты олицетворения метафоры сравнения в сказке о царе салтане
  • Эпическая сказка о забытом герое