Эпоха ренессанса как пишется

Содержание: введение ренессанс - это переходный период от средневековья к новой эре. это революция, прежде всего, в системе ценностей, в

Реферат на тему: Этапы философии эпохи Возрождения. Основные идеи и представители

Содержание:

Введение

Ренессанс — это переходный период от Средневековья к Новой Эре.

Это революция, прежде всего, в системе ценностей, в оценке всего сущего и по отношению к нему. Возникает убеждение, что человек — высшая ценность. Этот взгляд на человека определил важнейшую черту культуры Возрождения — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В этот период произошел переход от феодализма к капитализму в социально-экономическом смысле. А это, в свою очередь, важное историческое событие.     Также, говоря об исторических условиях возникновения Возрождения, следует сказать, что изменения были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), который имел место во всех сферах культурной и общественной жизни. Независимость по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, сначала этот процесс происходит очень медленно и в разных странах Европы протекает по-разному.  

В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что изучение Возрождения особенно актуально в наше время, поскольку Возрождение было переходным, поэтому в нем часто переплеталось старое и новое. С одной стороны, в литературе и изобразительном искусстве стали развиваться демократические явления. С другой стороны, представители феодальной аристократии и католической церкви восприняли новые ренессансные формы культуры, адаптировали их под свои интересы (при этом сами испытали на себе их влияние).  

В эпоху Возрождения философы переключили внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретения, политику. Они постепенно освободились от влияния религии, провозгласив свободу мысли одной из величайших ценностей. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. В центре внимания находится человек и его проблемы. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что все вращается вокруг него, что всем управляет не Бог, а Человек). На этой основе возродилась древняя традиция гуманизма. Гуманизм изначально был против любой формы непроизвольной зависимости человека от кого-либо еще. С него началось движение к осознанию самих людей.        

Предпосылки возникновения философии Возрождения

Эпоха интеллектуального и художественного расцвета, начавшаяся в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав существенное влияние на европейскую культуру. Термин Возрождение, означающий возврат к ценностям древнего мира, появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в произведениях Вазари, посвященных творчеству известных художников, скульпторов и архитекторов Джомрджо. 

Чтобы понять эпоху Возрождения, необходимо сначала дать краткий обзор ситуации в Европе и, в частности, Италии в начале XIV века.

В отличие от XIII века, который был веком формирования значительных философских и богословских систем (работы Фомы Аквинского, Альберта Великого, Бонавентура, Р. Бэкона), XIV и начало XV веков отмечены их упадком и упадком. В политической сфере наблюдается заметное усиление национальных государств. Между церковью и светскими правителями разворачивается ожесточенная борьба за политическую власть. В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям, как в естественных, так и в гуманитарных (экономических) науках. Выдающуюся роль в области культуры, науки и философии играют университеты, которые формируются в разных городах Европы, в то время как старые университеты теряют монопольное общеевропейское значение.     

13-14 вв. ознаменовались новыми направлениями в философии. Характерен рост критического духа философии, который проявляется в новых взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри схоластики возникают противоречия между томистами и августинцами, что лишает католическую идею единства и делает ее уязвимой.   

В этот период в Европе стал очевиден кризис католицизма. Этот кризис вызван разными объективными причинами. Одним из них был рост зажиточного купеческого сословия и рост знаний среди мирян. Оба эти процесса начались в Италии, которая до середины XVI века опережала в этом отношении другие страны Запада. В XIV веке города Северной Италии по богатству намного превосходили все города Севера; и прослойка ученых-непрофессионалов, особенно в области юридических и медицинских наук, становилась здесь все более и более многочисленной. Города Северной Италии прониклись духом независимости. Такие же явления, хотя и в меньшей степени, существовали повсюду. Фландрия процветала; Расцветали и ганзейские города. В Англии торговля шерстью была очень прибыльной. Папство, которое стало очень секуляризованным, представляло себя в первую очередь как финансовый департамент, присваивающий доходы, которые большинство стран хотели сохранить. Папы больше не пользовались и не заслуживали морального авторитета, который им давала власть. Бонифаций VIII делал такие резкие заявления, которых никогда не делал ни один из предыдущих пап. В 1300 году он также учредил юбилейный год, в течение которого всем католикам, посещающим Рим и совершающим определенные церемонии во время своего пребывания в нем, дается полное отпущение грехов. Дату первого юбилея — 1300 год, можно условно принять за начальную веху заката папства. С середины XIV века. и до начала следующего католицизма переживал Великий раскол, когда папский престол занимали одновременно два папы, а какое-то время даже три. Все это значительно подорвало авторитет церкви.                    

Эпоха Возрождения отмечена развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и обращения к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к современности — открытие Америки, создание новой астрономической системы Коперника — изменили взгляды людей на мир, наложив глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.  

Было бы неправильно полагать, что средневековье вообще не знало древности или полностью ее отвергало. Уже было сказано, какое большое влияние на средневековую философию оказал сначала платонизм, а затем аристотелизм. В средние века в Западной Европе читали Вергилия, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но в то же время была сильная разница в отношении к античности в средние века и в эпоху Возрождения. Средние века относились к античности как к авторитету, Ренессанс — как к идеалу. К авторитету относятся серьезно, за ней следят без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с постоянным ощущением дистанции между ним и реальностью.       

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения Ренессанса является его ориентация на искусство: если Средние века можно назвать религиозной эпохой, то Ренессанс — это прежде всего художественно-эстетическая эпоха. И если в античности в центре внимания была естественная и космическая жизнь, в средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания находится человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическая философия.

Эпоха Возрождения для наиболее развитых европейских стран была временем зарождения капиталистических отношений, возникновения национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Поэтому одной из причин возникновения Возрождения является экономическая причина, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается в Италии, где были такие города-государства, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди, чтобы оправдать и обосновать свою деятельность, требовали нового мировоззрения, отличного от того, которое давалось схоластическими построениями атомистов и более поздних номиналистов, оторванных от жизненной практики, или аскетических трактатов католических священников, монахов и т. отцы ранней церкви. Требовалась иная, более активная и ориентированная на земные цели философия, которая не упускала из виду.    

Очевидно, помимо чисто экономических причин, которые несомненно действительно существовали, были и другие причины, иначе будет сложно объяснить, почему Возрождение возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западных, а не восточных христиан. деноминация.

Не последнюю роль в возникновении эпохи Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая существовала в Западной Европе. Неслучайно Италия была центром начального Возрождения. 

Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни послужила значительным толчком для появления вольнодумных философов эпохи Возрождения.    

Знаменитое авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап породили в умах людей сомнения в справедливости существующих нравственных устоев и даже отход к свободе мысли и отрицание католических и христианских идеалов в целом. Когда папы выступали за власть, и этот спор произошел с нарушением не только норм христианской морали, но и границ того, что разрешено юриспруденцией. породили в сознании людей сомнения в справедливости существующих нравственных устоев и даже отход к свободе мысли и отрицание католических и христианских идеалов в целом.  

С другой стороны, католическое мировоззрение во многом способствовало отходу от схоластической философии. Как известно, именно в католицизме философия получила большее развитие, чем в византийском или русском православии. Поэтому мировоззрение западного католика было более рациональным, более направленным на решение онтологических и особенно эпистемологических вопросов. При таком подходе концепция Бога часто отделялась от человека, и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического знания, допускающим всевозможные сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позже они превратились в беспорядочное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение как бы подготовило явление, названное Ренессансом.       

Основные черты философии Возрождения

Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне первых буржуазных революций, имеющий оригинальную ценность. Его элементы начинают проявляться в поздней фазе феодализма и связаны с начавшимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится до первых буржуазных революций.  

Ф. Энгельс подчеркивал, что Возрождение в его европейской форме основано на общем распаде феодализма и возникновении городов, оценивал его как величайшее прогрессивное потрясение всего человечества, испытанное до того времени.

В развитых странах Европы уже на рубеже XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит повышение производительности труда. Город представлял ту силу, благодаря которой феодализм достиг высот экономической зрелости, но вместе с тем в росте городов проявились черты, выходящие за рамки феодального строя. С поступательным экономическим развитием городов связан процесс быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, и впоследствии возникают зародыши (местные, ограниченные, нестабильные) капиталистических производственных отношений. Однако производители поначалу были скорее исключением, чем правилом. По сути, Возрождение — это период преодоления прежнего длительного застоя производительных сил.     

В феодальной Европе были большие различия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Возрождение возникает не сразу во всех странах, а в первую очередь в наиболее развитых. Его колыбель — Италия — почти весь первый период своего развития Ренессанс был итальянским явлением, и только во второй период он приобретает европейский характер. 

Основные носители идеологии Возрождения — городская верхушка, ремесленники, буржуазия, монашеская и церковная интеллигенция — находились в острой политической конфронтации со средними и низшими слоями городского населения, презирали бедняков (плебеев), бедняков. В то время классовые противоречия между буржуазией и феодальной знатью еще не назрели; напротив, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали буржуазным слоям, положение и образ жизни которых казались привлекательными. 

Идеология Возрождения имеет как бы двоякую направленность: с одной стороны, антифеодальную, с другой — антиплебейскую. Буржуазные вожди стремились стабилизировать и расширить товарно-денежные отношения с помощью реформ государственного аппарата и церкви. Термин ренессанс правильно употреблен именно в определении этого класса. Основное содержание и даже главная особенность этого исторического процесса отражается не в дословном переводе этого термина (французский ренессанс — возрождение, т.е. возрождение, новый расцвет античной культуры, науки и философии), а в антифеодальном содержании этого процесса., направление против церкви, дворянства и всех феодальных порядков.    

Для мышления, идеологии и культуры эпохи Возрождения решающей тенденцией, характеризующей революцию, является переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Этот процесс диалектичен, противоречив, сложен, проводится везде, но в различных модификациях, вариантах, формах. 

Эпоха Возрождения охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия больше не занимает доминирующего монолитного положения. Эта революция происходит прежде всего в религиозных кругах; Ни в философии, ни в искусстве, ни в литературе традиционный образ мышления, существовавший веками, не искоренен сразу.        

В борьбе со средневековым теократизмом гуманистические, антропоцентрические мотивы выходят на первый план в культуре Возрождения. Презрение к земной природе сменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Осознание человечества предполагает развитие достижений духовного богатства прошлого, поэтому гуманизм Возрождения поощряет интерес к античному культурному наследию, к овладению многогранным богатством античной философии, Платона и Аристотеля, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и т. д. открываются снова и снова.. Возрождение — это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо надиндивидуального представления об истине самой личности дается возможность и право решать, что истинно, а что нет. Древние философы считаются союзниками, а не высшим авторитетом. Ученые и философы действуют уже не как представители закрытых школ, а как отдельные исследователи. Это соответствовало новым формам философского объяснения, индивидуальному стилю литературной обработки. В ответ на изощренность и сложность схоластов возникло повсеместное желание более ясного изложения. Вопреки старому схематизму и априорным домыслам больше учитывается реальность, внимание сосредоточено на вопросах, имеющих практическое значение и пользу.          

Однако было бы неправильно идеализировать гуманизм Возрождения и игнорировать его внутренние противоречия, которые, в конце концов, соответствуют его исторической обусловленности XIII-XV вв. Эти границы явно проявляются в элитарности, в аристократических тенденциях. Таким образом, гуманистические представления о морали были предназначены для высших социальных кругов и классов, имевших возможность получить образование. Люди, провозгласившие гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (знание латыни и литературы было важным признаком Возрождения). Нельзя забывать, что гуманизм Возрождения с самого начала резко противоречил аверроизму (в некоторых произведениях выражается идея, что итальянский гуманизм — католическая реакция на ученый аверроизм), потому что гуманисты, прежде всего, подчеркивали субъективное, активное, практическая сторона познания.     

Поворот к антропоцентризму нельзя понимать здесь упрощенно, как мгновенно победоносное действие или как своего рода прозрачно чистое выражение материалистических взглядов. Суть в том, что гуманизм Возрождения проявился в революционных идеях, нацеленных на внутреннюю, земную божественность человека, в отрицании внешней институциональной истины Бога, в привлечении человека к жизнедеятельности, в утверждении веры человека в себя. Но это новое, несомненно прогрессивное, исторически обусловленное могло проявиться только в той или иной форме, определяемой рамками религии.        

Часто обсуждается проблема соотношения эпохи Возрождения и Реформации. Иногда упрощенно утверждают, что между ними существует противостояние, заключающееся в том, что Возрождение — это интернациональный, европейский феномен, а Реформация — только национальное (немецкое) явление. Однако важно, чтобы Возрождение и Реформация имели общую антифеодальную ориентацию; они основаны на антифеодальном движении, которое носили городские слои общества в разлагающемся феодальном обществе. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования общества путем распространения светского образования, то Реформация остается в рамках средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый, упрощенный путь к Богу. Идеи Возрождения могли активизировать только верхние буржуазные слои (по сути, не существовало гуманистической версии, выражающей интересы среднего и нижнего слоев); Напротив, идеи изменения церкви и ее учений — как основное содержание Реформации — смогли мобилизовать средние и нижние слои общества, более привязанные к религиозным идеям в силу условий их существования.      

Гуманизм и проблема индивидуальности. В средневековом обществе корпоративные и классовые связи между людьми были очень сильными, поэтому даже выдающиеся люди действовали, как правило, как представители корпорации, системы, которую они возглавляли, как главы феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, наоборот, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все больше представляет не тот или иной союз, а себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новое социальное положение: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В отличие от сознания средневекового человека, считавшего себя полностью обязанным традиции — даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ внес в нее значительный вклад, — индивид Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе.               

Именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся личностей, обладающих ярким темпераментом, разносторонним образованием, которые выделялись среди остальных своей волей, целеустремленностью и огромной энергией. Универсальность — идеал мужчины эпохи Возрождения. 

Теория архитектуры, живопись и скульптура, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — это круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, мастерской и т. д. и достиг мастерства в этой области, мастер эпохи Возрождения, освобожденный от корпорации и вынужденный сам защищать свою честь и свои интересы, видит высшую ценность в полноте своих знаний. и навыки.   

Однако здесь необходимо учесть еще один момент. Теперь мы хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин — как в средние века, так и в любую другую эпоху — для того, чтобы правильно управлять своим хозяйством, и его знания применимы не только к сельскому хозяйству, но и к сельскому хозяйству. массы. другие направления: ведь он сам строит дом, приводит в порядок простую технику, разводит скот, плуги, шьет, ткает и т.д. и т.п. Но все эти знания и умения не становятся для крестьянина самоцелью, так как действительно, для ремесленника и потому не становится предметом особого размышления, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т. д. — способствует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквальным религиозным поклонением: их теперь почитают как героев в древности, а в средние века — как святых.        

Эта атмосфера особенно характерна для так называемых гуманистических кругов. Эти кружки возникли раньше в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их чертой было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой науки.  

Человек как творец самого себя. Давайте теперь посмотрим, чем ренессансное понимание человека отличается от античного и средневекового. Обратимся к рассуждениям одного из итальянских гуманистов Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) в его знаменитой Речи о человеческом достоинстве. Сотворив человека и поместив его в центр мира, Бог, по словам этого философа, обратился к нему со следующими словами: Мы не даем тебе, о Адам, ни определенного места, ни нашего собственного образа, ни особая обязанность, чтобы и у места, и у вас был человек и обязанность по вашей доброй воле, в соответствии с вашей волей и вашим решением. Образ других творений определяется в рамках установленных нами законов. Вы, не ограниченные любые пределы, определят ваш имидж вашим решением, в чью власть я вам отдаю.                  

Это вовсе не древнее представление о человеке. В древности человек был естественным существом в том смысле, что его границы были определены природой и только от него зависели, следовал он природе или отклонялся от нее. Отсюда интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Согласно Сократу, знания необходимы для нравственного действия; человек должен знать, в чем заключается добро, и, зная это, обязательно пойдет за добром. Образно говоря, древний человек признает свою хозяйку в природе, а не в себе как правителе природы.     

В Пико мы слышим отголоски учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который должен сам решать свою судьбу, определять свое место в мире. Человек здесь не просто естественное существо, он творец самого себя, и это отличает его от других природных существ. Он властелин всей природы. Этот библейский мотив сейчас существенно трансформирован: в эпоху Возрождения вера в греховность человека и растление человеческой природы, характерная для средневековья, постепенно ослабевает, и в результате человеку больше не нужна божественная благодать для своего спасения. Когда человек осознает себя творцом своей жизни и судьбы, он также оказывается безграничным властителем над природой.     

Апофеоз искусства и культ художника-творца. Такой власти, такой своей власти над всем существующим, в том числе и над собой, человек не чувствовал ни в древности, ни в средние века. Ему не нужна сейчас благодать Божья, без которой в силу своей греховности он, как считалось в средние века, не мог справиться с недостатками собственной поврежденной природы. Он сам творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Возрождения.            

Любая деятельность — будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта — воспринимается сейчас иначе, чем в древности и в средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (единственным исключением была государственная деятельность). Это и понятно: созерцание (по-гречески — теория) знакомит человека с вечным, т.е. с самой сущностью природы, а деятельность погружает его в преходящий, суетный мир мнений. В средние века отношение к деятельности несколько изменилось. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление грехов (в поте лица вы будете есть хлеб свой) и больше не считает труд, в том числе физический, рабским трудом. Однако высшей формой деятельности здесь признается то, что ведет к спасению души, и это во многом сродни созерцанию: это молитва, литургический ритуал и чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает некий сакральный (сакральный) характер. С его помощью человек не только удовлетворяет свои чисто земные потребности, он творит новый мир, творит красоту, творит самое высокое в мире — себя.         

И не случайно именно в эпоху Возрождения грань, существовавшая ранее между наукой (как осознанием бытия), практической технической деятельностью, называемой искусством, и художественной фантазией впервые стерлась. Инженер и художник теперь не просто ремесленник, техник, каким он был в древности и средневековье, а творец. Отныне художник имитирует не просто творения Бога, а само божественное творчество. В творении Бога, то есть в естественных вещах, он стремится увидеть закон их построения.     

Понятно, что такое понимание человека очень далеко от древнего, хотя гуманисты понимают, что они возрождают античность. Водораздел между Ренессансом и античностью было проведено христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом заменил прежнюю — языческую — укорененность человека в космосе. Человеческая личность (внутренний человек) приобрела небывалую ценность. Но вся эта ценность личности в средние века основывалась на союзе человека с Богом, то есть она не была автономной: сам по себе, в изоляции от Бога, человек не имел ценности.     

В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не столько в космосе, из которого он, казалось, вырос за это время, сколько в себе самом, в своей глубокой душе и в своем теле, которая теперь открылась ему в новом свете. через которую отныне он иначе видит телесность вообще. Парадоксально, но именно средневековая доктрина воскрешения человека во плоти привела к той реабилитации человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для эпохи Возрождения. 

Антропоцентризм связан с культом красоты, характерным для эпохи Возрождения, и неслучайно живопись, на которой в первую очередь изображено красивое человеческое лицо и человеческое тело, становится доминирующим видом искусства в эту эпоху. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля восприятие эпохи Возрождения получает высшее выражение. 

Антропоцентризм и проблема личности. В эпоху Возрождения ценность личности возросла как никогда раньше. Ни в древности, ни в средние века не было такого горячего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений. Прежде всего в эту эпоху ставится неповторимость и неповторимость каждого человека. Изысканный художественный вкус способен повсюду распознать и подчеркнуть эту оригинальность; оригинальность и непохожесть становятся важнейшим признаком великой личности.             

Поэтому часто можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения впервые было сформировано понятие личности как таковой. И действительно, если мы отождествляем понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне законным. Однако на самом деле следует различать понятия личности и индивидуальности. Индивидуальность — это эстетическая категория, а личность — морально-этическая категория. Если рассматривать человека с точки зрения того, чем и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы со стороны, глазами художника; в этом случае мы применяем только один критерий к действиям человека — критерий оригинальности. Что касается личности, то в ней главное другое: умение различать добро и зло и действовать в соответствии с этим различием. Наряду с этим появляется второе по важности определение личности — способность нести ответственность за свои действия. И обогащение индивидуальности не всегда совпадает с развитием и углублением личности: эстетические и морально-этические аспекты развития могут существенно отличаться друг от друга. Итак, богатое развитие индивидуальности в XIV-XVI вв. часто сопровождается крайностями индивидуализма; внутренняя ценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.            

Пантеизм как специфическая особенность естественной философии Возрождения. В эпоху Возрождения философия снова обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу 15 — началу 16 вв. поскольку пересматривается средневековое отношение к природе как к зависимой сфере. На первый взгляд, это возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, а также в трактовке человека философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика выражается прежде всего в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого пантеизм означает все-бог. Христианский Бог здесь теряет свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, и последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, не столь характерные для нее в древности. Натурфилософы Возрождения, например, известный немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в структуре и функциях живые существа — растения, животные, люди, ангелы и демоны, но также и неодушевленные элементы. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, структурой минералов и движениями небесных тел, с другой. Всю природу, согласно Парацельсу, следует понимать в терминах трех алхимических элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Подобно тому, как в человеке все функции тела отвечают за душу, точно так же в каждой части природы существует определенный животный принцип — архей, и поэтому для того, чтобы овладеть силами природы, он необходимо осмыслить этот архей; войдите в своего рода магический контакт с ним и научитесь управлять им.                           

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя у него есть точки соприкосновения с древней идеей природы как целостного и даже одушевленного космоса, он значительно отличается от этой идеи своим активным духом, желанием управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы эпохи Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая казалась им слишком рационалистической и приземленной, поскольку она почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленным миром. существа и неодушевленные элементы — огонь, воздух, вода и земля. Неоплатонизм был гораздо ближе к ренессансному образу мышления, тем более что он относился к XIII-XIV векам. воспринимался как антитеза аристотелизму поздней схоластике. Натурфилософия заимствовала у неоплатоников представление о мировой душе, которое в средние века отвергалось как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставится на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этой концепции натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа была представлена ​​как жизненная сила, имманентная самой природе, благодаря которой природа обретает независимость и больше не нуждается в потустороннем начале.       

Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

Одним из типичных представителей философии Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческим и ренессансным трактовками жизни.              

Николай Кузанский, как и большинство философов своего времени, руководствовался традициями неоплатонизма. Однако в то же время он переосмыслил учение неоплатоников, начав с центральной концепции единого для них. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, одно характеризуется как противоположность другому, не-одно. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, которые противопоставляли одно многому, предел бесконечному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что нет ничего противоположного одному. И из этого он делает характерный вывод: Одно есть все — формула, которая звучит пантеистически и прямо предвосхищает пантеизм.            

Эта формула неприемлема для христианского теизма, который принципиально отличает творение (все) от Творца (одного); но, что не менее важно, он также отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со всем. Здесь появляется новый подход к проблемам онтологии, возрожденный. Из утверждения, что у одного нет противоположности, Николай Кузанский заключает, что одно тождественно бесконечному, бесконечному. Бесконечное — это нечто большее, чем не может быть ничего. Поэтому он характеризуется как максимум, а единичный — как минимум. Таким образом, Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей (correidentia oppositorum) — максимума и минимума. Чтобы прояснить этот принцип, он обращается к математике, указывая на то, что по мере увеличения радиуса круга до бесконечности круг превращается в бесконечную линию. При такой максимальной окружности диаметр становится идентичным окружности, причем не только диаметр, но и центр совпадает с окружностью, а значит, точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) — это одно и то же. Аналогичная ситуация и с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то две другие также будут бесконечными. Таким образом, доказано, что бесконечная прямая — это треугольник, окружность и шар.           

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом в философии Николай Kuzansky, что делает его одним из основателей современной европейской диалектики. У Платона, одного из величайших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и бесконечного. Напротив, для Николая Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которая есть, по сути, сочетание противоположностей — единого и безграничного. 

Отождествление единого с бесконечным, проведенное, хотя и не всегда последовательно, впоследствии повлекло за собой перестройку принципов не только античной философии и средневекового богословия, но также античной и средневековой науки — математики и астрономии.

Роль, которую греки играли неделимого (единица), вводящего меру, предел как в бытии в целом, так и во всякого рода бытиях, играет бесконечность в Николае Кузанском — теперь ему доверено функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, тогда парадокс оказывается синонимом точного знания. И, собственно, это то, что следует из допущений, принятых мыслителем:.. если одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа однопролетных отрезков, а другая состояла из бесконечного числа двупролетных отрезков, то они тем не менее обязательно будет равным, так как бесконечность не может быть больше бесконечности. Как вы можете видеть, перед лицом бесконечности все конечные различия исчезают, и два становится равным единице, трем и любому другому числу.    

В геометрии, как показывает Николай Кузанский, ситуация такая же, как и в арифметике. Различие между рациональными и иррациональными отношениями, на котором основывалась геометрия греков, он объявляет значимым только для низших умственных способностей — разума, но не разума. По его мнению, вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, является продуктом деятельности разума; Разум просто выражает свой основной принцип в форме запрета противоречия, т. е. запрета на соединение противоположностей. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с той лишь разницей, что Зенон видел в парадоксах оружие для уничтожения ложного знания, а Николай Кузанский — средство создания истины. Правда, само это знание носит особый характер — мудрое незнание.       

Тезис о бесконечности как мере вводит преобразования в астрономию. Если в области арифметики и геометрии бесконечность как мера превращает знание конечных отношений в приблизительное, то в астрономии эта новая мера также вводит принцип относительности. И на самом деле: поскольку точное определение размера и формы Вселенной может быть дано только через ее обращение к бесконечности, то центр и круг не могут быть различимы в ней. Рассуждения Николая Кузанского помогают понять связь между философской категорией единого и космологической концепцией древних о наличии центра мира, а значит, и о его конечности. Осуществляемое им отождествление Единого с Бесконечным разрушает картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но также Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признаком конечности тела является способность различать центр и периферию, начало и конец. По словам Николая Кузанского, центр и окружность космоса — это Бог, и поэтому, хотя мир не бесконечен, его нельзя мыслить как конечный, так как у него нет границ, между которыми он был бы замкнут.        

Заключение

Философия Возрождения — особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся установлением новой, специфической формы философствования, основанной на принципиально иных традициях, независимых от философской схоластики. Идеологическими источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, отчасти арабские и византийские мыслители. Научные открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своего рода научной революции в XVI веке, произошедшей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия, способствовали созданию естествознания. идеи, характерные для эпохи Возрождения. Главным результатом научного прогресса считается переход от созерцательной к активной позиции познающего ума, математизация науки, открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии Возрождения также базировалось на идеологии гуманизма — мировоззрения, выдвигавшего идеал деятельности человека как творца своего земного существования, способного постичь и обратить к себе все богатства окружающего мира. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые появился как целостная система взглядов, самостоятельное течение общественной мысли, вызвавшее революцию в моральном и идеологическом направлении идей.      

Ренессансный гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии и схоластики за право не быть слугой теологии, за новый стиль и видимость самого философствования, возрождение свободного диалога, спора в движении к истине. Гуманисты обратились к первоисточникам как древних христианских, так и языческих традиций. Христианство представляется им универсальной этической нормой, которая продолжается и совершенствуется, но не отвергает достижений древней культуры.  

Эпоха Возрождения была временем первых действий зарождающейся буржуазии против экономических и политических рамок феодализма, которые пробудили интерес к пониманию социально-политической практики. В гражданском гуманизме доминировали идеи патриотизма, служения государству и общественной деятельности; Было подчеркнуто, что именно участие в общественной жизни дает человеку возможность полностью раскрыть свои способности. В этот период появились такие крайние политические теории, как концепция абсолютной власти Н. Макиавелли и Дж. Бодена и первые социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.    

Философия Возрождения стала чрезвычайно важным этапом в формировании философии Нового времени, заложив основы для последующей еще более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека. Предложенная схема устройства Вселенной все еще была в значительной степени наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической концепцией мира Новой Эры. Философия Возрождения была отмечена переходным характером, но многие ее новаторские идеи были развиты всей философской и естественнонаучной традицией последующих веков.  

Список литературы

  1. Вечканов В.Е., Лучков Н.А. Философия: Учебник. пособие. — 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФА-М, 2012.С. 136.      
  2. Огородников В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. — СПб.: Питер, 2012. С. 352.   
  3. Ильенков, Е. Философия и культура / Е. Ильенков. — М.: Политиздат, 2012. С. 381. 
  4. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: Учебник. пособие для аспирантов и соискателей. — М.: ИНФРА-М, 2012.С. 333.   
  5. Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях: Учебное пособие. пособие. — СПб.: Питер, 2016. С. 256.   
  6. Рычков, А.К. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. — М.: ВЛАДОС, 2006.С. 346.    
  7. Кармине, А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармине, Г.Г. Бернацкий. — СПб.: Питер, 2006. С. 340.    
  8. Философия: Учебник / Под. изд. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разин А.В. — М.: Академический проект; 2007.С. 567       
  9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — 3-е изд. — М.: Проспект, 2008. Спиркин А.Г. Философия. — М., Гардарики, 2008. С. 456.     
  10. Горфункель А.Х. Философия Возрождения. — М.: Либроком, 2008. С. 157.  
  11. Майоров Г.Г. Становление средневековой философии. Латинская патристика. — М.: УРСС, 2008. С. 267.   

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вариант 1

Каждый правильный ответ – 0,5 б

1.Какие части речи имеют лексическое значение: а) простые; б) сложные,

в) самостоятельные, г) служебные

2.Выберите из перечисленных частей речи самостоятельную: а) предлог, б) глагол,

в) частица, г) союз

3. Выберите из перечисленных частей речи междометие: а) загар, счастье, б) сыграть, загореть, в) красный, добрый, г) привет, алло

4.Выберите из перечисленных собственных имён то, которое пишется в кавычках:

а) стадион Динамо, б) эпоха Возрождения,

в) пудель Атос, г) Данила Галицкий

5.Выберите одушевлённое существительное:

а) народ, б) труп, в) валет, г) тополь

6. Выберите существительное женского рода:

а) степь, б) путь, в) галчонок, г) досуг

7.Выберите существительное мужского рода:

а) живопись, б) насыпь, в) полынь, г) тополь

8. Выберите существительное общего рода:

а) Сибирь, б) коллега, в) собака, г) летопись

9. Выберите существительное, которое употребляется только в единственном числе:

а) дрожжи, б) предложение, в) процент,

г) человечество

10. Выберите существительное, которое употребляется только во множественном числе: а) библиотеки, б) вьюги, в) заморозки, г) цитаты

11. Выберите существительное первого склонения: а) дядя, б) стул, б) тепло, в) темя

12. Выберите существительное второго склонения: а) время, б) мяч, в) яблоня, г) лень

13. Выберите существительное третьего склонения: а) камыш, б) нож, в) приятель,

г) пустошь

14. Выберите разносклоняемое существительное в Р. п.: а) лодочки, б) наряда, в) отчёта,

г) времени

15.Выберите правильный вариант написания существительного в предложении Следить за сортировкой ча.. :  а) чаю, б) чая, в) чаёв,

г) чайников.

16. Выберите несклоняемое существительное:

а) племя, б) семя, в) Борнео, г) зерно.

17.Укажите род несклоняемого существительного кофе: а) средний, б) женский, в) мужской, г) общий

18.Укажите способ словообразования существительного кирпичик: а) префиксальный,

б) суффиксальный, в) префиксально-суффиксальный, г) сложение основ или слов

19.Укажите способ словообразования существительного пододеяльник:
а) префиксальный, б) сложение основ или слов, в) префиксально-суффиксальный,

г) суффиксальный

20.Укажите способ написания существительного в словосочетании ожидание (не)настья: а) раздельно, б) слитно,

в) через дефис

21. Укажите способ написания существительного в словосочетании это (не)воля, а рабство: а) раздельно, б) слитно,

в) через дефис

22.Укажите существительное, род которого не совпадает в русском и украинском языке:

а) пальто, б) шапка, в) степь, г) рояль

23.Укажите синтаксическую роль выделенного существительного в предложении Киев – столица Украины: а) сказуемое, б) подлежащее, в) дополнение, г) определение

24.Укажите падеж выделенного существительного в предложении Сверкает трава, покрытая росой: а) Р.п., б) П.п., в) Д.п., г) Т.п.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вариант 2

Каждый правильный ответ – 0,5 б

1.Какие части речи не отвечают на вопросы:

а) самостоятельные, б) служебные,

в) сложные, г) простые

2.Выберите из перечисленных частей речи служебную: а) числительное, б) наречие,

в) предлог, г) местоимение

3. Выберите из перечисленных групп слов звукоподражания: а) светить, бежать,

б) большой, зелёный, в) бух, тик-так, г) чувство, берег 

4.Выберите из перечисленных собственных имён то, которое пишется без кавычек:

а) День Независимости, б) кафе Сказка,

в) газета Публика, г) автомобиль Волга

5.Выберите неодушевлённое существительное:

а) утопленник, б) туз, в) кукла, г) толпа

6. Выберите существительное женского рода:

а) тигрёнок, б) полынь, в) плёс, г) пшено

7.Выберите существительное мужского рода:

а) запись, б) корь, в) шампунь, г) мозоль

8. Выберите существительное общего рода:

а) подпись, б) врач, в) хитрюга, г) директор

9. Выберите существительное, которое употребляется только в единственном числе:

а) консервы, б) удивление, в) алфавит,

г) шёпот

10. Выберите существительное, которое употребляется только во множественном числе: а) кусачки, б) портфели, в) инструменты,

г) шорохи

11. Выберите существительное первого склонения: а) овощ, б) аллея, б) сторож,

в) стремя

12. Выберите существительное второго склонения: а) платёж, б) речь, в) земля, г) знамя

13. Выберите существительное третьего склонения: а) смерч, б) гроза, в) полночь,

г) деревня

14. Выберите разносклоняемое существительное в Т. п.: а) стременами, б) беседками,

в) подругами, г) звёздами

15.Выберите правильный вариант написания существительного в предложении Купи пять литров бензин..:  а) бензинов, б) бензина,

в) бензину, г) бензиновых

16. Выберите несклоняемое существительное:

а) вымя, б) жасмин, в) пламя, г) Живаго

17.Укажите род несклоняемого существительного кенгуру: а) женский,

б) общий, в) мужской, г) средний

18.Укажите способ словообразования существительного креслице: а) суффиксальный,

б) префиксально-суффиксальный, в) сложение основ или слов, г) префиксальный

19.Укажите способ словообразования существительного неприятель:
а) суффиксальный, б) сложение основ или слов,

в) префиксальный, г) префиксально-суффиксальный

20.Укажите способ написания существительного в словосочетании его (не)счастье, а горе: а) слитно, б) через дефис,

в) раздельно

21. Укажите способ написания существительного в словосочетании устать с (не)привычки: а) через дефис, б) раздельно,

в) слитно

22.Укажите существительное, число которого не совпадает в русском и украинском языке:

а) ножницы, б) сапоги, в) очки, г) чернила

23.Укажите синтаксическую роль выделенного существительного в предложении Ходит зима по горам, по долам: а) сказуемое,

б) подлежащее, в) дополнение, г) определение

24.Укажите падеж выделенного существительного в предложении В жару все рады дождю: а) Р.п., б) П.п., в) Д.п., г) Т.п.

Известный омский художник, перешагнувший 50-летний рубеж, рассказал о своей уникальной школе портрета и о том, как быть абсолютно счастливым.

Эпоха ренессанса как пишется

Художника Анатолия Мовляна знают далеко за пределами Омска и России. Пять лет назад он стал лауреатом Всемирного конкурса портретистов под эгидой Общества портретистов Америки (Portrait Society of America, Washington DC 2016). Портреты его кисти, на которых политики, бизнесмены, ученые, деятели культуры и самые обычные люди, можно увидеть в России, США, странах Латинской Америки, Европы и Азии.

А первый серьезный успех пришел в 2007 году, когда он стал лауреатом Премии Союза художников России на конкурсе, посвященном 250-летию Академии художеств России. Признанный в мире портретист является членом Союза художников России, членом-корреспондентом Международной академии культуры и искусства.

Уникальная школа классической живописи Анатолия Мовляна успешно работает в Омске и Екатеринбурге и насчитывает уже сотни выпускников.

Недавно мастер отметил свое 50-летие, это стало поводом поговорить о промежуточных итогах. Анатолий Мовлян рассказал о своем учебном заведении, о том, как оставаться омичом, бывая в городе наездами, о том, каким он видит Омск и почему себя ощущает абсолютно счастливым человеком.

Школа портрета Анатолия Мовляна работает по единой авторской программе в двух городах: Омске – с 2008-го и Екатеринбурге – с 2015 года. В Омске пишутся программы, отрабатываются методики, именно здесь находится интеллектуальная база. Школа продолжает развиваться, совершенствоваться, идет работа над новыми продуктами.

Эпоха ренессанса как пишется

Эпоха ренессанса как пишется

– Анатолий, когда вы почувствовали, что пора передавать свои знания?

– В 2007 году я стал лауреатом Всероссийского конкурса, посвященного 250-летию Академии художеств России, попал в пятерку лучших живописцев страны среди выпускников академии. Это очень вдохновило, стало признанием моей системы самообразования, и я понял, что могу создать свою программу и передавать ее ученикам.

На каком-то этапе творчества я понял, что для художника рисование – это еще не все. Каждый художник копит огромный багаж знаний, и, когда он уже в нем не помещается, появляется желание им делиться. Появляется какая-то «животная» потребность преподавать. У меня было именно так. Я самоучка, у меня нет диплома об образовании, однако академические знания я получил в своей школе. Создавая ее, штудируя мировой опыт, совершенствовался технически сам и продолжаю это делать.

– С чего вы начинали как художник?

– Как-то увидел картину Владимира Маковского «Дьячок», захотел рисовать на таком же уровне. В 18 лет подсмотрел, как работает профессиональный художник, увидел основные принципы и последовательность ведения работы в живописи. Начал этим зарабатывать. Копировал картины Омского музея изобразительных искусств, дома была очень хорошая книга репродукций. Сдавал свои работы в комиссионку, их также покупали знакомые, и даже очередь была.

Эпоха ренессанса как пишется

Как-то, спустя несколько лет, увидел картину «Сцена в кабачке» Франческо Винеа и понял, что мне не достичь такого уровня никогда. Не хватало образования. Лет 8 не рисовал.

Начались 90-е, надо было кормить семью. Где только не работал. Был и санитаром, и на пилораме трудился, и на рынке, даже коптил рыбу в маленьком шахтерском городке.

Вот тогда попалась книга преподавателя Императорской Академии художеств Дмитрия Киплика, где очень глубоко описывается техника старых мастеров. Именно этих знаний не хватало.

Понял, что надо действовать, как старые художники, эволюционировать, как они, начиная с техники эпохи раннего Возрождения. По сути, занялся научной работой и параллельно самообучался.

Вернулся в Омск, и уже после успешной для себя выставки в Москве, вплотную занялся школой.

– Вы работаете вместе с супругой, как распределяются обязанности в вашем семейном бизнесе?

– Когда вернулся из Москвы в 2007 году, то загорелся идеей открыть школу мечты. На тот момент я был одинок и встретил девушку своей мечты. Ольга все мои наработки удерживает, чтобы я мог двигаться дальше, административные функции на ней. Ольга – генеральный директор школы, так что это я у нее получаю зарплату.

Эпоха ренессанса как пишется

Мы друг друга дополняем, у нас полное взаимопонимание, стабильность. Помогает то, что жена – профессиональный психолог, есть полный контакт с учениками и их родителями, конфликтов не бывает, нет текучки. И атмосфера в школе очень хорошая.

– Базовый курс школы всего три года, этого достаточно?

– Формат школы классический, основные принципы и методики не противоречат методикам ни Императорской Академии художеств, ни советской до 60-х годов. Двадцатилетнюю академическую программу я жестко сжал до 3 лет, при этом сохранив эффективность длительного обучения.

В нашу школу люди приходят за знаниями. Выбираешь удобное для себя время обучения, учишься 3 года вместо 20 лет и получаешь все и сразу.

Эпоха ренессанса как пишется

Эпоха ренессанса как пишется

Общаюсь с ведущими художниками мира и знаю, что, как и на каком уровне преподают во всех самых авторитетных художественных учебных заведениях. Мы равняемся только на результативные технологии.

В моей программе большинство академических дисциплин: живопись, рисунок, скульптура, история искусств, натюрморт, пейзаж, портрет, пленэр. Для выпускников учредил мастерские натюрморта, пейзажа и портрета. Это курс, после которого выпускники выходят в мир сформированными профессиональными художниками.

– У вас учатся дети и взрослые, причем в одних и тех же классах, вы принимаете в свою школу всех без экзаменов. Неужели любого человека можно научить живописи?

– В школе учатся как дети с 11–12 лет, так и взрослые, включая людей, уже имеющих среднее или высшее художественное образование. Они учатся в одних группах, программа одинакова для всех. И поверьте, взрослым, даже педагогам, есть чему поучиться у детей. Потому что дети не зашоренные, в отличие от взрослых.

У нас полная демократия, нет деления на просто учеников и гениев. Наличие или отсутствие таланта сильно преувеличено. А для тех, кто говорит, что у него нет таланта – просто отговорка, чтобы ничего не делать. На самом деле талант – это сила духа. А она, в свою очередь, формирует интеллект. Чем выше сила духа – тем ты талантливее.

Эпоха ренессанса как пишется

– В какой момент вы поняли, что вашу школу признали коллеги-художники?

– У школы был успех с первого года. Мы сделали выставку в Доме художника, и многие говорили, что невозможно прийти человеку с улицы и создавать такие академические рисунки. Даже были предположения, что я рисую за учеников. На самом деле, в моей школе педагогам запрещено даже прикасаться кистью к работам учеников.

Считаю, что рисовать за ученика – преступление со стороны педагога.

– Зачем к вам приходят взрослые люди, уже имеющие профессию, в том числе художники с дипломом?

– Диплом об образовании в наше время ничего не значит, это, скорее, дань уважения родителям. Важно что-то уметь делать. Сейчас или ты делаешь и зарабатываешь, или нет.

Да, у нас учатся люди самых разных профессий, в том числе творческих. Это дизайнеры, фотографы, тату-мастера, те, кто занимается анимацией, декоративно-прикладным искусством. После нашего универсального курса ты можешь работать в любой сфере медиаиндустрии, иди хоть свою школу открывай. Люди это понимают и с удовольствием у нас учатся.

– Какой возраст ваших самых старших учеников?

– Несколько учеников пришли к нам в возрасте старше 70 лет. И они проходят весь курс обучения до конца.

Эпоха ренессанса как пишется

– Вы отслеживаете дальнейшую судьбу своих выпускников?

– Конечно, у нас есть свой закрытый «клуб». С первого выпуска сказал ученикам, что они могут пожизненно с нами бывать на пленэрах. Сейчас членов «клуба» несколько сотен, поэтому мы ездим на пленэр несколькими группами.

– Куда именно?

– Были во многих красивых местах, в том числе на Алтае, в Питере, Калининграде, Екатеринбурге, Вышнем Волочке, выезжали за границу, в Прагу. Иногда собирается большая компания, до 100 человек, мы не запрещаем брать с собой родственников. Учебный процесс на природе организован интенсивно, но перемешан с экскурсиями.

– Как переживали пандемию?

– Бесплатно вел мастер-классы на протяжении нескольких месяцев. Проводил вебинары, работали по редактированию материалов. Что интересно, многие результаты оказались даже выше, чем в офлайн.

– Какие еще перспективы у школы?

– Скоро начнет работать онлайн-школа. Это ново, свежо и крайне необходимо. Думаю, успеем все подготовить к 1 сентября.

– Как вы считаете, компьютер может заменить человека с кистью и мольбертом, художник же входит в список умирающих профессий, ваши выпускники не останутся не у дел в результате цифровизации?

– Все это исчезнет, когда мы сможем любить компьютер искренней любовью, как ребенка, или жениться на нем.

Когда компьютерные технологии начали активно развиваться и входить в повседневную жизнь, была эйфория, что можно не учиться, к примеру, рисовать. Дизайнеры активно воровали логотипы и шрифты. Но это быстро прошло. Люди снова стали учиться делать все своими руками.

Сейчас началась эпоха возрождения, художественное академическое образование снова очень востребовано.

– Насколько в России развит галерейный бизнес?

– Своим ученикам я всегда рассказываю, как выглядит мир художника, многие вещи ненужные можно обойти, делюсь своим опытом, показываю наиболее короткий путь на арт-рынок. Правда, этот рынок очень сложно формируется, его нет на самом деле. Галереи есть, а рынка нет. Нет цивилизованных отношений.

И здесь нужно перенимать зарубежный опыт, потому что там он очень большой, они находятся уже в будущем.

Тем не менее я не знаю ни одного художника, который умел бы писать грамотно красивые картины и жил бы плохо. Хороший художник – человек не бедный. Сегодня в России можно зарабатывать деньги. Да, их никто не принесет на блюдечке, надо потрудиться. Но любое занятие, которое ты выводишь выше уровня своего подъезда, района, сразу же начинает приносить тебе деньги. Другое дело, это то, что нужно честно признаться себе, на каком уровне находится твой продукт. Развивай то, что у тебя получается лучше, и тебя найдут.

Эпоха ренессанса как пишется

– Последние годы вы уже больше времени проводите в Екатеринбурге, в Омске бываете наездами, при этом не перестаете считать себя омичом?

– Я патриот своего города, омич. И где бы я ни жил, с гордостью об этом говорю.

Каждый раз, возвращаясь в Омск, вижу изменения в настроении людей, много общаюсь с предпринимателями, которые активно занимаются строительством нового города, не боятся вкладывать деньги. Омск преображается, это видно.

– Анатолий, недавно вы отметили свой юбилей, это такой момент для подведения промежуточных итогов, чем вы гордитесь?

– Горжусь своими детьми, их у меня трое, своей семьей, своей школой портрета. Горжусь русскими людьми. Я патриот своей  Родины с ее богатой культурой. У меня была и есть возможность жить в тех же США или Европе, но я этим не пользуюсь.

Я, как творческий человек, глубоко завишу от русского менталитета. Здесь моя семья, ученики, любимое дело, я абсолютно счастливый человек.

Беседовала Ольга Ложникова.

Иллюстрации с официального сайта и архива Анатолия Мовляна.

Ищешь, что значит слово эпоха? Пытаешься разобраться, что такое эпоха? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «эпоха» в словарях русского языка

Эпоха это:

I ж.

1.Продолжительный промежуток времени, имеющий какие-либо характерные черты, особенности.

2.Временной период, связанный с деятельностью какого-либо выдающегося деятеля. II ж.Подразделение геологического периода; период ( в геологии ) . III ж.Момент, с которого начинается исчисление движения какого-либо небесного тела ( в астрономии ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

Эпоха

( гр. epoche)
1) период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий какие-л. характерные особенности;
2) геол. время, в течение которого образовались горные породы, составляющие геологический отдел; часть геологического периода;
3) в астрономии — известный момент, с которого начинается счет времени при наблюдениях разного рода периодических явлений ( напр. , э. равноденствий) или. для которого дано положение какого-л, светила (э. наблюдения).

Новый словарь иностранных слов

Эпоха

1. ж. Длительный промежуток времени, выделяемый по каким-л. характерным особенностям и характеризующийся выдающимися событиями или явлениями.

2. ж. Подразделение геологического периода (в геологии).

3. ж. Момент, с которого начинается исчисление движения какого-л. небесного тела (в астрономии).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Эпоха

жен. , греч. историческое. историческое, важное событие, происшествие, от которого считают новый исторический период; рубеж, раздел; а период: срок, пора, отдел. | астрах. средняя гелиоцентричная долгота планеты в данное время.

Словарь Даля

Эпоха

[гр. epoche]

1. период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий какие-л. характерные особенности;

2. геол. время, в течение которого образовались горные породы, составляющие геологический отдел; часть геологического периода;

3. в астрономии — известный момент, с которого начинается счет времени при наблюдениях разного рода периодических явлений (напр., э. равноденствий) или. для которого дано положение какого-л, светила (э. наблюдения).

Словарь иностранных выражений

Эпоха

длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям Геологические эпохи. Э. феодализма. Героические эпохи русской истории. Э. социализма. Э. в чей-н. жизни (перен. : важный, значительный период).

Словарь русского языка Ожегова

Эпоха

(в геологии) , единица относительной геохронологической шкалы, соответствующая времени образования отложений геологического отдела. — (от греч. epoche, букв. — остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие-либо характерные особенности.

Современный толковый словарь, БСЭ

Эпоха

эпоха

1. ж. Длительный промежуток времени, выделяемый по каким-л. характерным особенностям и характеризующийся выдающимися событиями или явлениями.

2. ж. Подразделение геологического периода (в геологии).

3. ж. Момент, с которого начинается исчисление движения какого-л. небесного тела (в астрономии).

Толковый словарь Ефремовой

Эпоха

эпохи, ж. (греч. epoche – остановка).

1. Промежуток времени, выделяемый по тому или иному характерному явлению, событию и т. п. (книжн.)….Мы живем теперь в эпоху войн и революций… Сталин. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Сталин. Мы завершили в основном целую эпоху строительной работы, чтобы вступить в новую эпоху, в эпоху постепенного перехода от социализма к коммунизму. Молотов (Вступительная речь на XVIII съезде ВКП(б)). Эпоха феодализма. Эпоха капитализма. Эпоха великих открытий. Теория Эйнштейна сделала (или составила) эпоху в истории физики. С именем Пушкина связана целая эпоха в истории русской литературы.

2. Подразделение геологического периода (геол.). Верхняя эпоха мелового периода мезозойской эры.

3. Момент, с к-рого начинают исчислять движение светила (астр.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

Эпоха

(от греч. epoche, буквально — остановка), продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Эпоха

русский ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1864-65 М. М. и Ф. М. Достоевскими взамен их же журнала ‘Время’ . В ‘Э.’ публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и др. Журнал проводил идеи почвенничества , близкие программе славянофилов. Полемизировал с ‘Современником’ и ‘Русским словом’.Лит.: Нечаева В. С., Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских ‘Эпоха’. 1864-1865, М.,

1975.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Эпоха

эпоха, -и

Полный орфографический словарь русского языка

Эпоха

промежуток времени, выделяемый по тому или иному характерному явлению, событию и т. п. подразделение геологического периода; промежуток времени в течение которого отложился или образовался слой пород, образующих соответствующий геологический отдел; момент, с которого начинают исчислять движение светила

Викисловарь

Где и как употребляется слово «эпоха»?

Кроме значения слова «эпоха» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «эпоха».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «эпоха» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «эпоха»

И потом, не хочется начинать новую эпоху истории целой страны с крови.

Одно и то же слово могло обозначать в разные исторические эпохи совсем разные понятия.

Именно поэтому басни обретают необычную сюжетную гибкость и являются перед читателем каждый раз со свежим, неожиданным подчас содержанием и смыслом, в разные эпохи обретая новое рождение.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «эпоха»

Синонимы к слову «эпоха»:

  • времена
  • эра
  • период
  • геологическая эпоха

Гиперонимы к слову «эпоха»:

  • промежуток
  • время

Гипонимы к слову «эпоха»:

  • античность
  • новое время
  • ренессанс

Разбор слова «эпоха»

  • Эпоха возрождения как пишется с большой или с маленькой буквы
  • Эпоха сочинения семь слов спасителя на кресте барокко или классицизм
  • Эпостасия как правильно пишется
  • Эпл на английском языке как пишется слово
  • Эпические фольклорные произведения былины легенды сказки исторические песни