Эпизоды в сказках как правило повторяются

Тема: а.с. пушкин сказка о царе салтане особенности волшебной сказки. герои литературной сказки. цель: 1 а показать элементы анализа

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

Волшебные сказки, их особенности; сказочные образы.

Русские народные сказки о животных. Особенности этого жанра, примеры произведений.

Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии.

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка.

Маленьких детей, как правило, привлека­ет мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают челове­ческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По суще­ству, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не жи­вотных.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персо­нажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наде­лен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью ха­рактера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно глав­ная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и доб­рым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они все­гда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказ­ки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по при­сутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. В этих сказках есть мораль. Композиция линейная (1 сюжетная линия) Завязка, кульминация, развязка. Много действий, юмора, эмоций, песенок.

Есть среди сказок о животных и довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъя­ренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется ма­лышам ужасным, но по существу он ведь — носитель справедли­вого возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому ра­зобраться в сложной ситуации.

Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии.


Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка.

· Особенности жанра сказки

· Не важно кто герой, важно какой он.

· Зачастую у героев прямолинейный характер (положительные и отрицательные) Лиса – хитрая, волк злой или недалекий – сказка учит оценивать главные качества.

· Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.

· Линейная композиция (троекратные повторы)

· Песенки, прибаутки повторяются, включаются в сказку.

· Язык сказки лаконичный, выразительный, ритмичный

· Мир сказки: все крупно (нет мелких деталей, прорисовок), все запоминается сразу и надолго.

· Чаще всего цвета яркие, полутонов нет (кафтан красный, палаты белокаменные)

· Сказочный герой человек идеальный (добрый, отзывчивый, ему верят)

640 1

· В сказке создается особый мир, в котором все необыкновенно (даже название), присутствую волшебные предметы, превращения, говорящие животные. Ребенку интересно все это – развивает воображение.

· Борьба темных и светлых сил. Опасность представляется наиболее страшной, когда есть нечисть – Баба-Яга, Змей-Горыныч.

· Действия зачастую происходят в семье

· Этические мотивировки: несправедливость – источник страдания и злоключений

· Нет непоправимых ситуаций

· Сказка учит оценивать поступки и дела людей

· Композиция линейная

· Герои остаются верны своим характерам (не меняются до конца сказки)

· Наличие путешествия

· Наличие запрета (что будет после нарушения запрета, ошибки)

· В трудные минуты приходят помощники, но изначально проверяют героя

· Среди персонажей могут быть дети

· Есть сказочные устойчивые формулы (жили-были, в некотором царстве, скоро сказка сказывается), а также присказки, эпитеты, гиперболы.

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»..1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями». Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, «барских и купеческих детей за пояс заткнули». В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. «Молодецким посвистом» и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: «Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные». Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. «Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится».3

А другой брат «день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий». Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.

В городе он видит печаль великую. «Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются»4. Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: «Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось – из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…»5. Поединок Ивана со змеем описан лаконично.

Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: «Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток».6

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент7. Водовоз выступает как «спаситель» царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: «Стали молодые жить-поживать, да добра наживать».

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату – Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем – красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет – платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван – крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику – волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, «облапил ее богатырскими ногами», а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

Литературное чтение

Тема. Г. В. Марчук «Доброе сердце»

Цель: развитие
интереса к творчеству Г. В. Марчука и его произведению «Доброе сердце»,
приобщение учащихся к литературе как к искусству.

   Задачи:  1. Планируется, что к концу урока, учащиеся
будут знать о жизни и творчестве автора, уметь определять главную мысль
произведения, составлять его план, характеристику героев произведения.

         2. Создавать условия
для развития памяти, мышления, внимания, творческих способностей учащихся,
совершенствовать навык беглого, осознанного, выразительного чтения.

 3. Содействовать
воспитанию доброты, чуткости, любви к матери, к братьям нашим меньшим, навыков
само- и взаимоконтроля. 

Оборудование: портрет
Г. В. Марчука, сердечки со стихотворением, карта Страны Доброты, пьедестал
позора, рисунки героев произведения, пословица, карточки самооценки,
магнитофон, диск с песней.

Ход урока

I.
Организационный момент:

Прозвенел звонок и смолк,

Значит, начался урок.

Все за парту дружно сели.

Друг на дружку посмотрели.

Мы зря время не теряем –

Литературу изучаем,

Рассуждаем и читаем,

На вопросы отвечаем.

II. Проверка домашнего задания:

— Дома вы должны были разобрать по буквам слова «Щенок
Чинк», найти и прочитать эпизоды, в которых описывается Чинк и черты его
характера.

Щ – щетинистый

Е –  естественный

Н –  наивный, неугомонный, неспокойный

О –  ответственный

К –  кроткий

Ч –  честный

И – искренний

Н – неопытный, настойчивый, неусидчивый

К – коварный

Дети читают отрывки, затем 1 ученик даёт
характеристику щенку по плану.  (Выставление отметок)

III.
Вступительное слово учителя:

На доске фраза «Доброта сердечная»

— Прочитайте фразу. Как вы думаете, о каких качествах
мы будем говорить сегодня на уроке?

— А чтобы узнать произведение, которое мы будем
читать, нам понадобятся знания из русского языка. Какими частями речи являются
слова из фразы?

— Образуйте из существительного прилагательное, а из
прилагательного – существительное, и вы прочтёте название произведения.

— Да, это произведение называется «Доброе сердце».

— У вас на партах лежат сердечки. Переверните их и
прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц:

Ах, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой.

Обожаемые сказки

Слаще ягоды любой.

Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит.

Сказка умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт.

— О чём говорится в этом стихотворении?

— Как вы думаете, для чего мы читали это
стихотворение? Поможет ли оно нам определить жанр произведения, которое будем
сегодня изучать?

— Да, сегодня мы будем читать сказку «Доброе сердце».
А написал её белорусский писатель Георгий Васильевич Марчук.

IV.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя:

— Родился будущий писатель в 1947 году в г.
Давид-Городок Брестской области в семье сапожника. В 1973 году окончил
Белорусский театрально-художественный институт, а спустя два года – Высшие
курсы режиссёров и сценаристов.

Пишет Г. В. Марчук на белорусском и на русском языках.
Но его произведения переведены на болгарский, казахский, македонский,
украинский, финский языки. За сорок лет литературного творчества создал 8
романов, 50 пьес, написал книгу новелл «Хаос» и многое другое. Все произведения
писателя глубоко психологичны, остросюжетны, наполнены правдой жизни и философией.
Г. В. Марчук известен в литературе также и как драматург и сценарист. 11 лет
работал на киностудии «Беларусьфильм, 2 года – в Министерстве культуры РБ, с
1997 года работает директором издательства «
Мастацкая літаратура». Живёт в Минске.

V. Изучение
нового материала:

— Одним из главных героев сказки является ворона
(рисунок на доске). Давайте предположим, каким персонажем (добрым или злым)
является ворона в сказке. Почему вы так думаете?

(На доске выписывается опорное слово.
Например: злая.)

Чтение сказки учащимися по методу «Чтение с
остановками»
(текст делится на части, после прочтения каждой части
делается прогноз дальнейшего содержания каждой части).

(По ходу чтения подчёркиваются в тексте слова,
которые характеризуют ворону.)

Вопросы:

— Какие чувства у вас возникли в процессе слушания?

— Какой оказалась ворона?

— Многие люди, к сожалению, относятся к вороне с
предубеждением, считают их непривлекательными, даже вредными. Если совершить экскурсию
в прошлое,
то в народных поверьях, балладах и песнях у восточных славян
ворона считалась демоническим персонажем, зловещей птицей, связанной с бедой.
Считалось, что крик вороны предвещал несчастье. В сказках ворона является
раненому как знак скорой смерти. Существовали поверья, что черти и колдуны могут
принимать облик чёрного ворона.

Но на самом деле ворон можно сравнить с лебедями, так
как  они такие же верные. Живут вороны парами, которые сохраняются на
протяжении многих лет. Гнездятся очень рано, уже в марте. Воронята покидают
гнездо примерно в месячном возрасте, но и после этого родители ещё долго
опекают их и обучают разыскивать корм. Ворона – очень заботливая мать. Известны
случаи, когда она отбивала своего птенца не только у животных, но и у человека.

Эта птица ещё особенна тем, что её можно дрессировать.
Она устраивает самые забавные и весёлые проделки, непрестанно выдумывает что-то
новое. Она может научиться говорить, лаять, как собака, смеяться, как человек,
ворковать, как голубь.  

— Поменялось ли у вас мнение о вороне?

На доске пословица: «Дурная слава, что смола,
пристанет – не отлепишь»
.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Подходит ли она к нашей героине? Почему?

— Перечитайте сказку самостоятельно в парах (по 1
абзацу), обращая внимание на описание всех персонажей сказки.  После чтения оцените
своего товарища. Обращайте внимание на правильность чтения, соблюдение пауз на
знаках препинания.                                  

VI.
Физкультминутка.

 Дети выполняют движения под музыку «Если добрый ты»
из мультфильма «Кот Леопольд»

VII. Работа
с текстом:

— Что произошло с воронёнком? Прочитайте.

— Почему он всех боялся?

— Какие ещё герои встречаются в сказке?

На доске рисунки некоторых персонажей сказки .

— Оставьте на доске героев из нашей сказки, которые
подходят под описание, остальных уберите. (Остаются: кот, собака, дядя, мальчик
с рогаткой, мальчуганы.)

— Что объединяет всех этих героев? (Все они вредили
воронёнку. Они жестокие.)

Что
это
?

— Правильно, это пьедестал почёта. У нас это будет
пьедестал позора.

— Поставьте всех героев на пьедестал позора. Кого вы
считаете самым жестоким, поставьте на 1 ступеньку и т. д.:

1 – дядя

2 – мальчик и два мальчугана

3 – собака и кот

— Почему самым жестоким вы выбрали дядю? (Он взрослый,
сам отвечает за свои поступки.) Как называет автор злого человека в сказке?
(Лиходей)

— Какие смягчающие обстоятельства есть у мальчиков?
(Они ещё дети, могут вырасти другими, если им встретятся добрые люди.)

Почему
животные на 3 месте
? (У них –
природный инстинкт)

— Что бы вы сказали таким людям, если бы встретились с
ними?

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо»:

Если бьёт дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: «Не трожь

Тех, кто меньше ростом!-

Этом мальчик так хорош,

 Загляденье просто…

— Если бы вы были художником, какую бы краску
использовали, чтобы нарисовать жестокость?

— Что можно нарисовать красной краской? Любовь –
можно?

— Есть ли любовь в сказке? Где?

— Я бы изобразила любовь так.. (рисунок разъярённой
вороны). Как вы думаете, почему?

— Материнская любовь очень сильна. Мать всегда
оберегает, защищает своего ребёнка, отдаёт ему всё лучшее, прощает ему обиды.

… Всё она расскажет,

Всё она умеет.

Иногда ругает,

Хоть в душе жалеет…

— Вспомните, какое произведение о матерях мы изучали?
В нём матери отдали своим сыновьям всё, что имели сами. (И. Панькин «Легенда о
матерях»)

Учитель читает: «…Она (мать-ворона) принесла ему в
своём клюве воды и строго приказала всю ночь сидеть в кусте, а сама уселась на
ветку дерева и всю ночь не сомкнула глаз, сторожила воронёнка…»

— Где же здесь любовь? Почему мать-ворона не осталась
сидеть с воронёнком?

— В каких строчках произведения чувствуется
материнская любовь?

— Прочитайте диалог старого ворона и воронёнка.
Оцените действия воронёнка. Что можно сказать о нём?

— Что мама-ворона сказала птенцу? Зачитайте. Согласны
ли вы с ней. Почему?

— Хорошо ли быть добрым? Подтвердите свой ответ
примерами из жизни.

Оцените сами свою работу над
произведением. Учитывайте, знали ли вы ответы на все вопросы, были ли верны
ваши ответы, были ли вы активны.

VIII.
Работа в группах:

1 группа. Найти в тексте самый напряжённый на ваш взгляд момент
и прочитать его выразительно.

2 группа. Представить себя режиссёром. Составить план-сценарий
текста, используя слова непосредственно из данного текста.

3 группа. Проинсценировать разговор старого ворона, воронёнка и
его матери.

4 группа. Дать характеристику маме-вороне по плану.

Презентация групп.

Учитель рассказывает своё продолжение сказки: «…
Летели они долго-долго и попали в Страну Доброты, где увидели необычайно
красивый город, который стоял у подножия гор. Увидели там красивую речку,
которая впадала в море.»

 — Но чего не хватает в этом городе? (Названий)

— Давайте придумаем название городу, горам, реке и
морю. (Дети работают в группах по рисункам).  Звучит музыка. 

(Лидер группы оценивает себя и своих
товарищей.) Учитывается правильность выполнения задания и активность в общем
деле.)

IХ.
Подведение итогов урока:

— Какое произведение мы изучали на уроке? Кто его
автор?

— Что запомнили об авторе?

— Какова главная мысль произведения? (Доброта,
материнская любовь)

Х. Рефлексия:

— Вспомните случай, который доказывает, что вас ваши
мамы сильно любят. Если это так, покивайте утвердительно головой. Если такой
случай не вспомнили, покивайте отрицательно.

Х. Домашнее задание:

— признаться маме в своей любви;

— прочитать сказку и рассказать её родителям. 

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1-4 серии подряд в FullHD. Содержание, смотреть онлайн на START

Год: 2021, Россия

Жанр: комедия

Режиссер: Данила Иванов

Продюсер: Алексан Хачатурян, Данила Иванов, Карен Григорьянц

Количество серий: 4 серии

В ролях: Артем Карокозян, Артем Калайджян, Александр Сошкин

На 19 ноября 2021 года определена дата выхода нового сезона сериала «Непосредственно Каха. Сказки». Сериал выходит эксклюзивно на кинотеатре «START» по пятницам по одной серии в неделю. В новом сезоне отснято 4 серии. Главные роли исполнили Артём Калайджян, Артём Карокозян и Данила Иванов. Также в сериале можно увидеть Кристину Бойцову, Тамару Тураву, Лиану Ваноян и Вартана Даниеляна.

window.yaContextCb.push ( ()=>{

Ya.adfoxCode.create ({

ownerId: 282719,

containerId: ‘adfox_155005730628153992’,

params: {

pp: ‘g’,

ps: ‘ddlt’,

p2: ‘ggsy’

}

});

});

Описание сериала «Непосредственно Каха. Сказки»: в чем суть истории?

Серго испытал на себе новую вакцину и оказался в больнице. Его навещают разные люди. Все они рассказывают мужчине сказки, разделенные на эпизоды. У каждой истории в изложении Кахи или Пушкина своя особая стилистика.

Сюжет сериала «Непосредственно Каха. Сказки»: о чем проект?

Сочинские великовозрастные балбесы Каха и Серго вновь влипли в историю: Серго, опробовав на себе новую вакцину, попал в больницу. Чтобы как-то скоротать время, пострадавший просит своих приятелей рассказывать ему сказки, конечно же, в их фирменном стиле. И можете не сомневаться — Каха мастер придумывать сказки, от которых кто угодно пойдет на поправку. Добродушные и наивные словно дети, эти двое продолжают оставаться любимцами публики — это ли не повод присмотреться к ним повнимательнее?

Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на START — 19 ноября 2021. Можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.

1-я серия (выход 19 ноября 2021), смотреть онлайн

Серго попал в историю, точнее, в больницу. Друзья рассказывают ему сказки, и первая — о золотой рыбке и трёх желаниях, одно глупее другого.

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1-4 серии подряд в FullHD. Содержание, смотреть онлайн на START

Для просмотра нажмите на спиннер.

2-я серия (выход 26 ноября 2021), онлайн просмотр

Серго попадает в больницу, после того как испытал на себе новую вакцину. Все, кто навещает героя, должны рассказать ему сказку. Каждая серия — это новая сказка, которую его друзья Пушкин и Каха рассказывают Серго в стиле веб-сериала «Непосредственно Каха».

Сериал "Непосредственно Каха. Сказки без смазки" 2021г: все 1-4 серии подряд в FullHD. Содержание, смотреть онлайн на START

Для просмотра нажмите на спиннер.

Остальные серии

  • 3-я серия (выход 3 декабря 2021)
  • 4-я серия (выход 10 декабря 2021)

Читайте также: Сериал «Полярный» 2 сезон (2021): все 1-5, 6, 7, 8, 9 серии в HD1080. Описание, смотреть онлайн

Источник 2datyvyhoda.ru

Эпизоды в сказках как правило повторяются

Читайте также


Год: 2021, РоссияЖанр: реалити шоуКанал: НТВВедущие: Тимур Радригез, Тимур …


27.11.2021, 10:24

202

просмотрa

Подробнее


Год производства сериала: 2019 (1 сезон)Страна: РФЖанр: мелодрама, драмаРежиссер: Юлия КрасноваПремьера


19.07.2021, 13:00

19 923

просмотрa

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: комедияРежиссер: Данила ИвановПродюсер:


24.11.2021, 17:45

1 672

просмотрa

Подробнее


Год: 2021, РоссияЖанр: комедияРежиссер: Данила ИвановПродюсер: Алексан Хачатурян, Данила Иванов,…


24.11.2021, 21:29

3 900

просмотров

Подробнее


Год: 2018-2021, РоссияЖанр: комедияРежиссер: Дмитрий


18.09.2021, 11:00

41 853

просмотрa

Подробнее


Год производства: 2021 (2 сезон)Страна: РоссияЖанр: драма, криминал, спортРежиссер: Артем Аксененко,…


25.11.2021, 22:54

78

просмотров

Подробнее


24.11.2021, 17:54

38

просмотров

Подробнее


Год: 2020 (2 сезона), РоссияЖанр: игра, реальное ТВРежиссер: Дмитрий ВасильевПродюсер: Вячеслав Муругов,…


23.11.2021, 20:18

4 202

просмотрa

Подробнее


Год: 2021 (22 сезон), РоссияЖанр: реальное ТВРежиссер: Фёдор Торстенсен, Ольга Шмид, Олег ЧаурсПродюсер:…


27.11.2021, 10:18

2 246

просмотров

Подробнее


Год: 2018 (1 сезон), РоссияЖанр: драма, комедияРежиссер: Нурбек ЭгенПродюсер: Александр Цекало,…


23.11.2021, 21:09

1 213

просмотров

Подробнее


Как большинство садоводов начинают и заканчивают садово-огородный сезон? Правильно: перекопкой …


26.11.2021, 17:09

14

просмотров

Подробнее


Год: 2019-2021 (2 сезона), РоссияЖанр: комедияРежиссер: Михаил Старчак, Константин СтатскийПродюсер:…


23.11.2021, 20:19

280

просмотров

Подробнее


Вартан Георгиевич Саркисов родился в 1971 году, 12 апреля. Место рождения — город Калининград,


14.10.2021, 15:26

33

просмотрa

Подробнее


Данные по распространению коронавируса — это свежая статистика заболевших


12.10.2021, 09:36

193

просмотрa

Подробнее

Изучим информацию о сомнамбулизме: причины, которые вызывают нарушение сна у детей и взрослых. Как надо себя вести? И какие существуют эффективные средства для решения проблемы?

Как проявляется ночной лунатизм

Основные особенности сомнамбулизма

Термин «сомнамбулизм» происходит от латинского и является результатом соединения слов «somnus» – сон, и «ambulare» – ходить. Это расстройство очень часто встречается у детей, но также может появится у взрослого, что включает в себя проведение акты подвижности во время сна: от простых движений до подъема с кровати и хождения.

Технически, этот тип расстройства попадает в группу парасомний, то есть явлений, которые происходят во время ночного сна, без влияния на процессы, связанные со сном.

Основные виды расстройств сна

Как и другие парасомнии, лунатизм является следствием активации нервной системы, что приводит к изменениям в деятельности опорно-двигательного аппарата. Как правило, эпизоды лунатизма отмечаются в стадии медленных волн REM сна, то есть в первой трети ночи. Продолжительность может составлять от нескольких минут до получаса, но, как правило, не превышает 15 минут.

Другими особенности приступа лунатизма являются открытые глаза, сложности с пробуждением лунатика и состоянии замешательства в утренние часы, когда человек не может вспомнить ничего, из того что произошло.

Необходимо обратить пристальное внимание на, так называемый, «сознательный лунатизм», потому что это может быть проявлением расстройств другого рода, и, в частности, надо исключить эпилептические проявления.

Не стоит путать лунатизм с ещё одним похожим явлением – сомнилоквия, то есть говорение вслух во сне. Это весьма распространенное явление, часто присутствует вместе с другими парасомниями, но может быть также изолированным симптомом.

Наиболее распространенные нарушения сна

В дополнение к типичному сомнамбулизму, существуют и другие расстройства сна. Среди них, в частности, мы можем вспомнить: бруксизм (скрежетание зубами), сомнилоквия (говорение во сне), ночные кошмары (внезапное пробуждение с проявлениями террора, криком, плачем, обильным потоотделением, тахикардией), ночное недержание мочи, непроизвольные движения головы и гипнотический шок.

Распространенность лунатизма

В зависимости от исследований и численности населения, считается заболеваемость лунатизмом колеблется между 1% и 15%, и, по всей видимости, заболевание не имеет половых предпочтений.

Однако, сомнамбулизм – это, в первую очередь, болезнь детей. Считается, что каждый ребёнок имел, как минимум, один эпизод лунатизма, даже случайного (при этом у 6% случаи ночного хождения периодически повторяются).

Такое явление, как лунатизм, может возникнуть в любом возрасте, но, как правило, отмечается между 4 и 8 годами жизни, когда возникает первый эпизод.

Что делают лунатики во сне

Как правило, выполняемые лунатиками во сне действия включают: сидение на кровати, подъем, открывание двери, но могут иметь место и более сложные действия, например, мытьё рук, хождение к кровати родителей или в комнату братьев, одевание и раздевание, выключение и включение свет, и даже приготовление пищи.

В научной литературе были описаны случаи агрессивного поведения, когда лунатики совершали преступления.

Это в любом случае, «агрессивный лунатизм» встречается очень редко, гораздо больший риск несёт сам лунатик, совершая угрожающие его безопасности действия, например, выход на балкон, выход из дома, действия с острыми предметами и, наконец, страх и неадекватная реакция, если кто-то попытается его разбудить.

Причины лунатизма у детей и взрослых

Одна из самых распространенных причин связана с генетическими факторами, в частности, был обнаружен локус, то есть участок, ДНК, расположенный на хромосоме 20, ответственный за наследование этого расстройства.

Возможные причины лунатизма во время сна

Вероятность столкнуться с проблемой лунатизма резко повышается, если случаи сомнамбулизма были среди членов вашей семьи. Например, если один из родителей лунатик, то вероятность наследования 45%, если оба – то 60%.

В развитие лунатизма также могут также внести свой вклад эмоциональный стресс, травмы или какая-либо форма психологического дискомфорта. Это, в первую очередь, относится к детям.

Лунатизм у взрослых может также быть связан, например, со злоупотребления алкоголем или наркотиками, недостатком сна из-за бессонницы, что часто встречается у пожилых людей, страдающих от деменции, болезни Паркинсона и при гиперфункции щитовидной железы, поскольку гормоны щитовидной железы играют важную роль в регуляции ритма сна и бодрствования.

Также спровоцировать заболевания могут инфекции и лихорадка, синдром обструктивного апноэ, которые увеличивают фазу глубокого сна (во время который происходят эпизоды лунатизма).

Другими предрасполагающими факторами являются использование некоторых лекарств, применяемых для лечения психиатрических состояний, такие как лития карбонат, дезипрамин гидрохлорид, перфеназином, оланзапин и кветиапин, нейролептики, используемые для лечения шизофрении.

Как распознать лунатизм

Чтобы подтвердить сомнамбулизм, следует сосредоточить внимание на каждой детали характеристик эпизодов лунатизма, описанных как пациентом, так и присутствующими рядом людьми.

О сомнамбулистическом расстройстве, на самом деле, говорят, когда имеют место повторяющиеся и рецидивирующие эпизоды, для которых характерны широко открытые глаза, спутанность сознания и дезориентация в момент после принудительно пробуждения, амнезия, негативное влияние на качество жизни, в частности, на социальные отношения и трудовую деятельность, и невозможность связать расстройство сна с другой патологией или использование лекарств.

Врач-невропатолог, который занимает лечение расстройств сна, может, кроме того, назначить некоторые исследования, такие как полисомнография, во время которой регистрируют такие физиологические параметры, как частота пульса, дыхание, движения тела, и электроэнцефалограмма (запись электрической активности мозга), что полезно для исключения случаев эпилепсии.

Средства используемые против лунатизма

Лунатизм – это доброкачественное расстройство, которые разрешается, как правило, самостоятельно. Главное – это обеспечение безопасности больного и тех, кто находится рядом: например, следует попытаться мягко уложить лунатика обратно в кровать, но будить его, чтобы не вызвать этап дезориентации, также следует запирать двери на ключ и убрать все опасные предметы.

Важно строго соблюдать режим сна и бодрствования, чтобы обеспечить организм достаточным и спокойным временем для отдыха. Регулярно отходить ко сну и не сокращать время сна.

В некоторых случаях помощь могут принести анксиолитики, такие как диазепам или клоназепам, которые сокращают фазу глубокого сна, и полезны в случаях частых (1-2 в неделю) эпизодов, апноэ в ночное время, эмоциональных проблем, при психотерапии и поведенческой терапии.

Любую терапию, однако, следует начинать и проводить под контролем врача!

  • Эпизоды сказки о рыбаке и рыбке 2 класс по порядку
  • Эпитет в сказках пушкина
  • Эпитет в сказке спящая царевна жуковский
  • Эпизод из сказки лягушка путешественница
  • Эпизод из сказки о мертвой царевне и семи богатырях нарисовать рисунок