Автор На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано
Картина В. Васнецова «Спящая царевна»
«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».
История создания
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].
Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».
Сюжет
У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
ПожаловатьсяСодержание:
История создания
Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.
Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.
Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:
- борьба добра со злом;
- благородные поступки;
- любовь.
В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.
Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.
Основные действующие герои
В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:
- принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
- принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
- царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
- добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
- старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
- старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.
Краткое содержание
Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.
На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.
В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.
Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.
Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.
Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
- https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.
Александр Сергеевич Пушкин
Страница 70
Размышляем о прочитанном
1. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?
В доме Пушкиных всегда царили покой и счастье. Также к ним часто заходили поэты, художники, писатели, так что это несомненно оказало влияние на юного Александра. Также, не стоит забывать его няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Также свою роль сыграл дядя по отцу, Василий Львович, известный поэт круга Карамзина.
2. Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно, и ресурсы Интернета
Пушкин умён и грамотен. Он родился в Москве 1799 года (сейчас в 2018 году ему 219 лет). У него была сестра Оленька. У него был отец, который писал стихи, а также дядя которого звали Василий Львович. От отца и дяди у Пушкина очень рано начало развиваться воображение. И уже в семь лет Александр Пушкин начал писать стихи. А к одиннадцати лет Александр уже прочитал все книги в библиотеке отца.
3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит», «следы невиданных зверей», «лес и дол видений полны», «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных», «королевич мимоходом пленяет грозно-го царя», «царь Кащей над златом чахнет»? Расскажите об этом.
Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем косматого сгорбленного старика, покрытого корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог. «Следы невиданных зверей» огромные, отчетливо отпечатанные в земле, похожие на копыта и птичьи следы одновременно. В вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и на животных. Через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ. Королевич такой сильный, что может мимоходом, то есть легко, без напряжения, взять в плен грозного царя. Царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности.
4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы, когда читаете пролог к «Руслану и Людмиле» — «У лукоморья дуб зелёный…»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?
Когда мы читаем пролог к поэме «Руслан и Людмила», мы вспоминаем народные сказки, в которых герои встречают Бабу-ягу в избушке без окон, без дверей, или ее родственника Кащея Бессмертного; сказку про Ивана-царевича и серого волка. В пролог Пушкин вводит персонажей из собственных литературных произведений: «Сказки о царе Салтане» и поэмы «Руслан и Людмила».
Фонохрестоматия
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Пролог
1. Вы прослушали вступление-пролог к поэме А. С. Пушкина «Рус-лан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением, увертюрой ко всему сказочному творчеству великого поэта. А. С. Пушкин воссоздаёт широкую панораму художественного пространства мира сказки, где рядом лес, и дол, и морские волны, и высокие горы. В этом пространстве мы одновременно видим и Бабу Ягу в ступе, и Кощея Бессмертного, и сказочных витязей-богатырей, и царевну, которую непременно освободит Иван-царевич при помощи верного Серого Волка
2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли его интонация? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.
3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Страница 89
Размышляем о прочитанном
Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях
Страница 112
1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до победного конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования.
В сказке Пушкина мы же и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется, по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне, сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер, за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названную. Но потом, нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.
2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
Герой в этой сказке мне больше всего понравился сама царевна она красивая нежная добрая хозяйственная и красивая. Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства потому, что она злая тёмная и мстительная. Ведьма отличается ото всех героев этой сказке.
3. Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне…» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» ближе к народной, потому что Жуковский использует фразеологические обороты, а Пушкин — народные слова и выражения. В описании главной героини Пушкин использует народную лексику, а Жуковский-книжную.
4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
В этих строках видно, что царица всё время с утра до ночи проводит в ожидании своего царя.
5. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла…»?
Эти строки показывают нам душевное состояние царицы. Долгое ожидание ребенка, мужа сказалось на её самочувствии не самым лучшим образом. И когда оба её желания выполняются после стольких мучений, сердце не выдерживает и останавливается. Но умирает она счастливой, что и старается показать Пушкин словами «восхищенья не снесла.
6. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.
Новая жена царя была совсем не похожа на первую царицу — ту, что умерла. Первая царица очень любила мужа, терпеливо ждала его из военного похода. Вторая царица хотя и была красавицей, но характер у нее был плохой. Она была эгоисткой, любила только себя и никого больше. А еще она была злой и жестокой — велела убить падчерицу только потому, что девушка стала красивее нее.
А. С. Пушкин пишет о ней так:
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.»
7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
Симпатии читателей вызывает царевна. Стихотворные строчки о ней начинаются с союза «но», так как Пушкин противопоставляет молодую царевну королеве, ее мачехе.
8. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая красивая. Пушкин называет по-разному героиню сказки, чтобы подчеркнуть, что в некоторые моменты она ведет себя как царица, в другие просто как баба, в третьи именно как злая мачеха. Царица относится к молодой царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белее. Она ведет себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха.
В полной мере выражает причины недоброго отношения к царевне словосочетание «злая мачеха».
9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
Богатыри относятся к царевне как к сестре. Они её уважают, не заставляют что-то делать. А у богатырей черты характера такие: смелые, добрые, щедрые и т.д.
У Царевны такие: добрая, трудолюбивая, любит животных, вежливая, тихая, преданная.
10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклору. В этих обращениях проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
11. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
Один из самых напряженных и эмоциональных моментов сказки Пушкина «О спящей царевне» оказывается ее разговор с Чернавкой, который царевна начала в глухом лесу, догадавшись, что сюда завели ее не просто так.
Поняв, что ее хотят оставить на съедение диким зверям, молодая царевна взмолилась — она ласково обращается к Чернавке и просит не губить ее, пообещав ей, что когда она станет царицей, то не забудет ее услуги отблагодарит ее.
Чернавка, на самом деле вовсе не злая, она подчиняется царице, потому что та царица и ей полагается подчиняться. Ее приказов нельзя ослушаться, но Чернавка все-таки решает помочь царевне и просто отпускает ее.
12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И молва трезвонить стала: И трубит уже молва:
Дочка царская пропала! Дочка царская жива!
Музыкальность тона строк создают глаголы трезвонить и трубить, которые озвучивают происходящие события. Пушкин отожествляет молву с колоколом и трубой. В колокола звонили, если случалась беда или для собирая народ, для важного события. Трезвонить — это звонить во все колокола, знак тревоги или распускать слухи, что и делала молва.
Трубить — это подавать сигнал, оповещать о победе или разносить слухи.
Олицетворяя молву с многоголосой толпой, Пушкин использует звуковую экспрессию, когда в первом случае звучит сигнал опасности, а во втором -сигнал победы.
Автор музыкально передал настроение тревоги и радости, одушевив молву через звуковые глаголы.
Будьте внимательны к слову
Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, и те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился…
В народных сказках встречаются: простился, в путь-дорогу снарядился, ждёт-пождёт милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелешенько, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить.
В авторских сказках встречаются: восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, трезвонить, трубит, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва.
Литература и другие виды искусства
1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?
В мире музыкального искусства существует несколько произведений по сказкам великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. В 1842 году состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», созданная по одноименной поэме Пушкина. В 1900 году состоялась премьера оперы «Сказка о царе Салтане», написанная композитором Н. А. Римским-Корсаковым к празднованию 100-летнего юбилея А. С. Пушкина. Затем, в 1906 году Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Золотой Петушок», так же, по одноименному произведению великого русского писателя. Мне кажется, что создание музыкальных произведений по сказкам, дает возможность более полно погрузиться в прекрасный и интересный мир, созданный Пушкиным, увидеть, глазами автора постановки, живых героев сказки и места, созданные богатым воображением автора.
3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Музыкальная мелодия подходящая к сказке о Мертвой царевне не может быть какой- то одной, так как ее текст очень разнообразен и в нем происходит много действий.
Если разбираться подробно, то вот что выходит:
В первых строках, там где идет рассказ о первой царице музыка должно быть тихой и довольно грустной.
Те строки где рассказ переходит на красавицу царевну музыка становится нежной, мелодичной и плавной, девушка представляется нам лебедем.
Строки о мачехе должны подчеркиваться резкой и агрессивной мелодией, переходящей в более медленную, ну а места где появятся богатыри и Елисей будут подчеркиваться веселой и четкой, даже можно сказать бравурной мелодией.
4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?
По сюжетам Пушкина снято огромное количество фильмов, мультфильмов, написано несколько опер, и сказку «О мертвой царевне» конечно не забыли в этом отношении.
Так в 1951 году вышел мультфильм с одноименным названием, который снял режиссер Иванов-Вано.
В 1978 году на экраны вышел фильм «Осенние колокола» по мотивам этой сказки режиссера Гориккера.
В 1990 году появилась опера В. Плешака с тем же названием, что и сказка Пушкина.
В 1982 году был выпущен и диафильм по этой сказке по иллюстрациям художника Мешкова.
Если бы мне пришлось поставить спектакль по сказке «О мертвой царевне», я бы в его основу положила эпизоды со встречей молодой царевны и семи богатырей и с отравленным яблоком, как ключевые в этой сказке. ну и конечно эпизод пробуждения царевны нельзя оставить без внимания.
Проверьте себя
Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку
«Сказка о золотом петушке» заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Фонохрестоматия
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
1. Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?
В свое время эти два поэта устроили что-то на подобии литературного поединка. Они брали какую-либо народную сказку (в данном случае — про царевну, которая уколола пальчик веретеном и спала до той поры, пока её не поцеловал принц) и переделывали её в поэму. Так и родились два похожих произведения.
2. Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.
В речи царевны мы слышим наивную веру в доброту людей, в речи нищенки проскальзывает скрытая злость и ненависть.
3. Прочитайте вслух описание яблока («…Оно соку спелого полно…»). Постарайтесь передать чувства царевны, которой так понравилось яблоко, что она «не стерпела» и надкусила его.
Царевна увидела круглое, большое, красное, наливное, а главное необычной красоты яблоко.
4. Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?
Мы слышим нотки беспокойство, и жажды получить помощь, дабы спасти любимую
5. Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?
Торжественная фоновая музыка создает ощущение праздника, счастливого финала.
Класс
5
Предмет
Литература
УМК
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с.
Тема урока
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
Тип урока
Урок чтения и изучения произведения
Цели урока
- Воспитывающие:
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
- воспитывать любовь к русской литературе;
- воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
- Обучающие:
- организовать деятельность обучающихся по активизации знаний по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;
- познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна».
- Развивающие:
- формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческое мышление обучающихся;
- расширять словарный запас обучающихся за счёт разнообразия слов;
- побуждать обучающихся к овладению приёмами выразительного чтения;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты
- Личностные:
- знание культуры своего народа;
- готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- развитие морального сознания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Народов России и мира.
- Предметные:
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
- воспитывать любовь к русской литературе;
- воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
- Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самооценки;
- умение создавать обобщения, классифицировать;
- умение организовывать учебное сотрудничество.
Методы и формы обучения
Информационная технология; технология проблемного обучения; анализ языкового материала, словесный метод, наглядный метод, вопросно-ответная форма работы, самоконтроль.
Оборудование
— Мультимедиа;
— Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с.
Основные понятия
Сказка
I. Организационный этап
III. Усвоение новых знаний.
IV. Аналитическая работа со сказкой.
V. Рефлексия учебной деятельности.
VI. Задавание домашнего задания.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I. Организационный этап
Цель этапа:
Проверить готовность обучающихся, их настроя на работу.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Обучающиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.
Регулятивные: самоконтроль;
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Проблемный вопрос.
2. Постановка темы и целей урока.
Цель этапа:
заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию сказки В.А. Жуковского, сформулировать тему урока, определить цели.
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. (Слайд 1) Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.
-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки (Слайд 2):
Мы внимательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
—Наш урок я хочу начать словами одного текста (Слайд 3):.
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он с согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
— Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения (Слайд 4).
Отвечают на вопросы.
Выполняют разминку.
— Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского.
Познавательные:
– самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
– постановка и решение проблем;
– построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные:
– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.
III. Усвоение новых знаний.
1. Работа с портретом.
2. Работа над биографией поэта.
Цель этапа: восприятие и осмысление биографии В.А. Жуковского.
— Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал (Слайд 5):
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».
— Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?
— А что вы знаете об этом писателе?
-Откройте учебник на странице 70. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями).
1 абзац. — В каком году родился В.А. Жуковский?
— Кто были его родители?
-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).
3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?
4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
Физкультурная минутка
— (Слайд 6)А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Слушают учителя, делают записи в тетрадях.
— Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый.
Формулируют вместе с учителем вопросы. В процессе работы над биографией автора они находят ответы на эти вопросы.
Возможные вопросы:
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
— Когда вы научились читать?
— Какие книги вы читали?
— А в детстве вы сочиняли сказки?
— Как вы придумали сказку о спящей царевне?
Читают статью учебника по абзацам. Совместно с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют физкультминутку.
Познавательные:
– построение логической цепи рассуждения;
– построение речевого высказывания в устной форме;
– извлечение необходимой информации из текстов, произведений живописи.
Личностные:
– уважительное отношение к родному языку;
– формулировать и аргументировать собственное мнение;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
IV. Аналитическая работа со сказкой.
Цель этапа: организовать работу с текстом, определить жанровое своеобразие, историю создания сказки «Спящая царевна».
-Ребята, а что такое состязание?
— (Слайд 7)А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— (Слайд 8)Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».
-Прежде чем приступить к прочтению, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.
-Что такое сказка? (Слайд 9)
-Какие виды сказок вы знаете?
-Каковы художественные особенности народных сказок?
— Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?
— (Слайд 10)Приступим к чтению сказки.
Чтение начинает учитель, позже продолжают ученики.
— Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
— Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и самые интересные, пожалуй, – волшебные сказки.
— Назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь.
— Сказка это основной жанр литературы интересный не только детям, но и взрослым и популярный во все времена.
Читают сказку.
Познавательные:
— выявлять сущность, особенности объектов;
— на основе анализа объектов делать выводы;
— находить ответы на вопросы в цитатах и высказываниях.
Коммуникативные:
— умение слушать и понимать других;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
— выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
— оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
V. Рефлексия учебной деятельности.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.
На партах у детей лежат листы, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.
— А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке (Слайд 11).
Мы внимательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, оценивают деятельность на уроке.
Познавательные:
–построение логической цепи рассуждения;
– постановка и решение проблем;
Коммуникативные:
– сотрудничество с учителем и сверстниками;
– уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
VI. Задавание домашнего задания.
-(Слайд 12)Дочитать сказку «Спящая царевна».
— Выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово.
Записывают домашнее задание.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.