Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,
Задачи:
формировать навык планирования высказывания,
развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев),
развивать память, воображение, общую и мелкую моторику, мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи:
воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом
.
ОБОРУДОВАНИЕ
Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, геометрические фигуры
Ход занятия
Игра «Почемучка»
Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?
Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.
Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?
Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».
Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит собака молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?
Дети отвечают.
Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.
Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина
Лиса и Журавль
Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и поговорки?
Дети отвечают.
Работа над сказкой
Беседа по содержанию сказки.
Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?
Дети. Журавля.
Логопед. Что Лиса готовила на обед?
Дети. Кашу.
Логопед. Как Лиса угощала Журавля?
Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.
Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля?
Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?
Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.
Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?
Дети. Окрошку.
Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?
Дети отвечают.
Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?
Дети. Чтоб Лиса не достала.
Логопед. Как пришла Лиса домой?
Дети. Не солоно хлебавши.
Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?
Дети. Отвечать злом на зло — плохо.
Составление плана
Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.
1. Лиса приглашает Журавля.
2. В гостях у Лисы.
3. Журавль приглашает Лису.
4. В гостях у Журавля.
5. Дружба врозь.
Игра с мячом «Скажи иначе»
Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.
Логопед.
Позвала Лиса Журавля в гости.
Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.
Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.
Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.
Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».
Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.
Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.
Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом ест.
Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.
Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончилась.
Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
Динамическая пауза
«Журавль»
Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)
Облетел он сто земель.
На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг
Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.
По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий
Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.
(П. Воронько)
Лиса
У лисицы острый нос, Дети показывают руками,
У нее пушистый хвост.
какой нос у лисы плавным
движением.
Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.
Шубу пышную поглаживает:
— Я — охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее
Деткам в норку отнесу.
(И. Лопухина)
Игра «Составь фигуру»
Из геометрических фигур дети составляют фигуру журавля и лисы.
Зрительные упражнения
Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля — слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.
Повторное чтение сказки
Дети читают и пересказывают сказку.
Игра «Чья сказка интереснее?»
Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимооценкой.
Игра-фантазия «Сочинялка»
Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.
Итог занятия.
Наталья Губина
Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)
Интеграция областей
:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель
: обеспечить развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты
Задачи
:
Обучающие
:
Обеспечить узнавание жанра художественного произведения
Развивающие
:
Обеспечить развитие умения пересказывать текст
, используя слова и речевые обороты из текста
Активизировать употребление глаголов из текста сказки
Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных
Воспитательные
:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Способствовать формированию умения понимать смысл пословиц
Технологии
: здоровьесберегающие, игровые.
Предварительная работа
: чтение русских народных сказок
, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам
, заучивание пословиц.
Материал
: серия иллюстраций к русской народной сказке
«Лиса и Журавль
»
, маски для драматизации, аудиозапись для физкультминутки
I. Вводная часть
1. Воспитатель
: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Ловких попрыгушек (Журавль
)
За деревьями, за кустами
Махнуло хвостом, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса
)
II .Основная часть
Слушайте внимательно.
Рассказывание сказки
Дети, что мы сейчас послушали?
К какому литературному жанру относится это произведение?
Как вы догадались, что это сказка
?
О чем говорится в этой сказке
?
Какой вам представляется Лиса в этой сказке
?
Каким представлен Журавль
?
Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)
В сказке
очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?
«званый пир»
— пригласили, позвали на пир;
«потчует»
— угощает;
«стряпала»
— приготовила пищу;
«не обессудь»
— не обижайся;
«не скупись»
— не жадничай
Как бы вы назвали сказку
? (дети перечисляют названия
)
Эта сказка называется
«Лиса и Журавль
»
.
Послушайте сказку еще раз
. Запоминайте внимательно последовательность сказки
. После моего рассказа
, вы сами попробуете рассказать эту сказку
.
Повторное чтение сказки
— Пересказывать мы будем по ролям
. Какие роли есть в этой сказке
?
Как настоящие артисты будем стараться пересказывать
точно по тексту и выразительно
Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?
Пересказ сказки по ролям
А сейчас немного отдохнем
Физкультминутка
Шёл журавль на охоту
,
Искал лягушку на болоте.
Ноги длинные поднимал,
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам,
Нет её ни тут, ни там.
Оглянулся, повернулся,
А затем домой вернулся.
Лексико-грамматическая работа
Что делала лиса в сказке
? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)
— Лиса была хитрая
, а журавль еще …
(хитрее)
Кувшин был высокий, а журавль еще …
(выше)
Нос у журавля был длинный
, а дорога еще … (длиннее)
У этой сказки
есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки
?
Правильно, ребята, недаром говорят
: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой»
, все должны жить дружно.
Скороговорка
:
Ждал журавль журавля
На болоте два часа.
Жарко солнышко светило,
Журавлю тоскливо было
.
Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.
Произнесем шёпотом. Произнесем громко.
Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.
У меня есть иллюстрации к этой сказке
. (Закрепить на доске)
. Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)
Составление книги из иллюстраций
Что вам больше всего понравилось?
С какой сказкой
мы сегодня познакомились?
О чем эта сказка
?
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Повторение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» в форме пересказа»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия по развитию.
Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «ЛИСА И ВОЛК» ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.
Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Поддерживать интерес к.
Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развить.
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: — Способствовать эмоциональному.
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Провела Матвеева Т. В. Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
Непосредственно образовательная деятельность
Выполнила:
Ляпина Марина Анатольевна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»
Холмск, 2016 г.
Коммуникация (развитие речи), художественное творчество (рисование)
Пересказ сказки «Лиса и журавль»
Цели:
Образовательные.
Связная речь.
Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:
— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!
— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!
— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!
— Не солоно хлебавши!
Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Словарь и грамматика.
Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста:
подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула;
пополнить словарь детей за счет слов:
стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума.
ЗКР.
Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.
Развивающие.
Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
Оборудование.
Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные силуэты тарелки и кувшина, гуашь, кисти.
Планируемые результаты.
Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
Организованная деятельность:
1. Организационный момент:
(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?
Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками?
(ответы детей: эти сказки придумал русский народ)
Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.
Вот мы с вами на сказочной полянке.
(
Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)
2. Работа по обогащению словаря:
уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).
А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.
Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир.
На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит,
званый пир?
(ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)
Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она
стряпает
(показ картинки).
Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать?
(ответы – готовить еду)
А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите –
потчевать.
Как вы понимаете – потчевать?
(ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)
На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка?
(ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)
Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей —
называли кум и кума – крестные отец (мать)
Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.
Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Любит он лягушек,
Квакушек-попрыгушек.
Живёт на болоте, всегда готов к охоте.
(Журавль)
(показать иллюстрации
Лисы
, Журавля)
Хотите узнать, какая история с ними случилась?
(тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.
3. Чтение сказки (1)
Сказка называется «Лиса и журавль»
Вопросы:
Как называется сказка, которую я рассказала?
Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)
Как Лиса приглашала Журавля?
(выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)
Что приготовила Лиса и как угощала Журавля?
(Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)
Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось?
(Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)
Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля?
(Кушай голубчик, сама стряпала)
Какими словами поблагодарил Журавль Лису?
Что приготовил Журавль на обед?
Почему Лиса не могла есть окрошку?
(Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)
Как извинялись герои сказки друг перед другом?
Почему Лису взяла досада?
(Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)
Составление плана.
Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке
.
Лиса приглашает журавля.
В гостях у Лисы.
журавль приглашает лису.
В гостях у Журавля.
Дружба врозь.
Динамическая пауза «Журавль»
Жура-жура-журавель —
дети машут руками («летят»)
Облетел он сто земель.
На своих на длинных ножках —
дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.
Он прошел по всем дорожкам.
По болотцу он похаживает,
Куцым хвостиком помахивает —
показывают, какой короткий хвост у журавля.
4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций
А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Совместный пересказ
А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.
Рассказывание по ролям детьми.
(Анализ пересказов детей)
Чем закончилась дружба Лисы и Журавля?
(Лиса и Журавль поссорились)
Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу?
(как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)
У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети раскрашивают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю.
(Организуется выставка детских работ — «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)
5. Рефлексия.
Чему вас научила эта сказка?
Что понравилось вам сегодня?
Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!
Главные герои:
журавль и лиса.
Краткое содержание:
Подружились как-то лиса и журавль. Решили ходить друг к другу в гости. Позвала сначала лиса журавля к себе. Сварила манную кашу и размазала ее по тарелке, но так как у журавля длинный нос, то он не смог есть кашу с тарелки. Лиса же съела всю кашу и сказала, что у нее больше ничего нет. На следующий день уже журавль пригласил лису к себе в гости — приготовил окрошку и налил в кувшин с узким горлышком. Вот только голова у лисы никак не могла пролезть в кувшин и лиса осталась голодной, а журавль спокойно съел всю окрошку. Вот с тех пор лиса и журавль перестали дружить.
Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.
Сказка Лиса и Журавль читать
Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Журавль
Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
$
учреждение общеразвивающего вида
детский сад № 29 «Солнышко»
Конспект урока «Лиса и журавль»
Авторская разработка воспитателя
$Наон Карины Валерьевны
Туапсе 2014 год
Программные задачи
1.Продолжать прививать детям любовь к устному народному творчеству. Учить употреблять в речи все вид$ы предложений, поддерживая беседу, отвечая на вопросы. Передавать характер героев выразительными средствами речи русского народного фольклора, узнавать сказочных героев, отгадывать отрывки сказок. Упражнять детей в использовании однокоренных слов: в$олк-волчок-волчище и т. д.
Словарная работа
Активизация слов:
куманёк, плутовка, хитрая, потч$евать, лубяная избушка, завиток, роспись, примакивание.
2.Развивать интерес к изобразительной деятельности, побуждать детей к процессу творчества, к самовыражению и идивидуальности. Продолжать учить выполнению росписи «завиток» кончиком кисти, примакивание в виде цветка. Правильно распределять узор: цветок в середине, завитки по краям работы. Использовать зелёную, красную, жёлтую гуашь.
3.Продолжать развивать творческую организацию детей. Двигаться под музыку и выполнять различные движения в соответствии характером героя. Побуждать детей к самостоятельному творческому п$роцессу, поддерживая инициативу детей.
Предшествующая работа
Чтение и пересказ русских народных и других сказок. Просмотр кукольных театров, фланелег$раф, декоративная роспись «завиток», тесто-пластика на картонных формах, слушание русской народной музыки, загадывание загадок, д/и «Кто сказал…», «Из какой сказки герой?».
Материал к занятию
Декорация к сказке «Лиса и журавль», настольный театр «Кот, петух и лиса». Музыкальная запись русской народной музыки. Костюмы, солёное тесто, гуашь, (зелёный, красный, оранжевый цвета), мокрые тряпочки с водой, дощечки, кувшинчики и тарелочки из картона, кисти для рисования по количеству детей.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках, звучит музыка, входит сказочница в русском народном наряде под русскую народную музыку, выполн$яя танцевальные движения. Останавливается перед детьми.
Сказочница: Здравствуйте, добры — молодцы, да красные девицы, чьи вы будите, где я оказалась?
$ Дети: Вы попали в детский сад.
Сказочница: А что это такое, что вы там делаете?
Дети: Лепим, рисуем, поём, играем, занимаемся, а вы кто?
Сказочница: А, я — сказочница. Живу в далёкой сказочной стране, хожу по белу $свету, собираю разные сказки — грустные и весёлые, а потом таким детям как вы их рассказываю. А вы знаете сказки, любите их?
Дети: Да!
Сказочница: А какие сказки вы знаете?
Дети перечисляют названия сказок: «Три медведя», «Маша и медведь» и др. Сказочница: Молодцы, много сказок знаете. А кто герои этих сказок?
Дети: Маша, медведь, лиса, люди, животные, волшебные предметы.
$Сказочница: Правильно, сказок очень много, а кто их сочиняет?
Дети: Люди, писатели.
Сказочница: А почему сказки называют народными?
Дети: Потому, что их сочинил народ.
Сказочница: Да, ребята, народ. А сейчас я загадаю вам загадки, внимательно слушайте: «На сметане мешен, на окошке стужен, к$руглый бок, румяный бок, получился…(Колобок)»; «Возле речки на опушке, трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без утайки, кто герои этой сказки («Три медведя»)?»; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах, на раздутых парусах». Правильно, А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане». В какой сказке большие, белые птицы унесли маленького мальчика к Бабе-Яге … («Гуси-лебеди»)? Царь, три сына,…болото,…лягушка…(«Царевна-лягушка»). «Злая мачеха, две дочки, Дед Мороз…(«Морозко»)». Какие вы внимательные, отгадали. А хотите попасть в сказочный лес? Для того, чтобы в него п$опасть вам нужно превратиться в сказочных героев, а в каких подскажет музыка.
Звучит музыка, дети двигаются в соответствии с музыкой. Лиса, волк, заяц, медведь, девочки-Алёнушки, а мальчики-Иванушки.
Сказочница: Как славно у вас получилось, красиво двигались, как настоящие персонажи. Теперь п$оспешим в сказочный лес.
Снова звучит музыка. Сказочница и дети под музыку оказываются на поляне. На сказочном, деревянном столе стоит настольный театр.
Сказочница: Какая чудесная полянка, а что здесь стоит, вы знаете? Кто догадался?
Дети: Настольный театр.
Сказочница: Правильно. А из какой сказки герои?
$Дети: «Маша и медведь».
Сказочница: Напомните мне, как Маша попала к медведю?
Дети: Заблудилась в лесу.$
Сказочница: Я вам предлагаю показать эту сказку. Кто-то из вас будет Маша и медведь. Нам ребята покажут конец сказки, где Маша красивым голосом приговаривает: «Не садись на пенек, не ешь пирожок…», будем смотреть.
Отр$ывок начинается с того момента, где Маша печёт пирожки.
Сказочница: Замечательные герои получились, голоса у всех правильно звучали. Ребята, посмотрите, а это что за сказка и герои другие. Вы догадались? Правильно, «Кот, петух и лиса». Что в этой сказке происходило? Правильно, лиса петуха унесла. А почему?
Дети: Лиса хитрая была.
Сказочница: Да, ребята хитрая, обещала зёрнышек и обманула петушка и унесла его «…за тёмные леса, за высокие горы…». Сейчас мы с вами п$осмотрим этот отрывок из сказки.
Трое детей располагаются за ширмой, показывают фрагмент из сказки. Продолжает звучать музыка, дети видят избушку, чуть дальше деревянный стол, а на нем маска журавля. У домика разложены атрибуты к сказке.
Сказочница: Вот мы с вами попали на другую полянку. Отгадайте эту сказку? Конечно, это «Лиса и журавль». Теперь нас ждет самое интересное. Рассаживайтесь, удобнее$ на пенёчках и смотрите (двое детей наряжаются в героев сказки).
Сказочница начинает рассказывать сказку, Начинается драматизация сказки.
Сказочница: Да, ребята, не получилась дружба у лисы с журавлём, почему?
Дети: Потому, что лиса перехитрила журавля, а журавль за это её наказал, и осталась лиса голодной.
Сказочница: Правильно, но знаете нужно помирить их, как мы это сделаем, хотите узнать? По пути к вам я увид$ела красивые работы, и мне сказали, что сделали их вы (показываю детские работы). Мы с вами нанесём роспись в виде цветов, и когда они будут готовы, то подарим лисе и журавлю. (Дети соглашаются). Вот так я расписала свою работу (показываю кувшинчик и тарелочку). Какие вы видите узоры?
Дети: Завитки, цветы.
Сказочница: Эта посуда отличается от той, которой пользовались персонажи сказки. Она меньше и выполнена на картоне. Теперь мы с вами можем пройти в сказочную м$астерскую. Здесь есть много того, что вам понадобиться для работы: кисти и краски. На кувшинчиках и тарелочках в середине нанесёте узор в виде цветка путём примакивания — всем ворсом, а слева, справа, снизу и сверху-завитки кончиком кисти. Работы должны быть яркие и красочные. А сейчас приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей под спокойную музыку.
$Дети заканчивают работу. Сказочница рассматривает вместе с детьми получившиеся тарелочки и кувшинчики.$
Сказочница: Очень красиво получилось, вы все постарались. Подарите их героям сказки, не жалко расставаться с такой красотой?
Дети: Нет!
Сказочница: Какие вы добрые, отзывчивые, а главное дружные. Лисе и журавлю нужно брать с вас пример. Вы мне очень понравились, нам с вами пора возвращаться (з$вучит музыка, и дети проходят по залу). Вот и пришли, а мне пора возвращаться в сказочный лес, я обязательно к вам приду ещё раз. До свидания. (Уходит).
Занятие окончено
Список использованной литературы
1. Гербова В.В. «Заняти$я по развитию речи 4-5 лет», / Москва – Просвещение, 1987г.
2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе», Москва, «Просвещение», 1987г.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада», — М.: Просвещение, 1985г.
4. Артемова Л.В. «Театрализованные занятия дошкольников», М.: «Просвещение», 1991г.
5. Махнева М.Д. «Театрализованные заня$тия в детском саду», Пособие для работников дошкольных учреждений, г. Москва, Творческий центр, 2001г.
6. Хрестоматия по детской литературе,/ Под редакцией В$. Кубаревой, М.: «Просвещение», 1988г.
Используемый материал
«Музыка в детском саду», М.: Музыка, 1989г.
Басня. Лиса и Журавль
Алексей Болонин 2
Когда- то, средь былых времён,
Журавль с Лисой был дружен.
Вот как- то раз был приглашён
Журавль Лисой на ужин.
Лиса сварила манной каши.
Размазала её по чаше.
Журавль клюёт её, клюёт,
А каша в рот никак нейдёт.
Лиса же ловко язычком
Всю чашу облизала,
И каши вмиг не стало.
Голодным наш Журавль ушёл,
Лисе сказав спасибо.
В ответ к себе позвал за стол —
На ужин пригласил он.
Лиса пришла, скорей уселась.
Ей кушать очень уж хотелось.
Журавль поставил ей ухи
В кувшинчик, а не в миску.
Лиса так, сяк, крути’т круги…
Еда вкусна и близко,
Но не достанет языком…
Журавль же клювом ловко,
Залез в кувшин. Всё съел легко.
Назло Лисе-плутовке.
С тех пор не дружатся они.
О чём же эта басня?
Коль дружбу хочешь сохранить,
Оставь лукавство! Ясно?!
Лиса и Журавль
Анатолий Пархоменко 2
Утомившись на охоте,
Шла Лиса через поля
И в низинке на болоте
Повстречала Журавля.
Говорит ему Лисица:
«Здравствуй, милый куманёк!
Чтобы крепче подружиться,
Заходи на огонёк.
Свежей рыбкой, овощами
Угостить тебя хочу».
И Журавль ей обещает:
«Завтра в полдень прилечу».
Он на званый пир собрался,
Ничего не пил, не ел,
В небо синее поднялся
И к Лисичке полетел.
У ворот Лиса гуляет,
Журавля к обеду ждёт,
Дверь в избушку отворяет,
Вместе с ним к столу идёт.
Смотрит гость, понять не может,
Где же кумушкин обед?
На столе не то что ложек,
И тарелок даже нет.
«Где же с яствами посуда,
Что сулила мне Лиса?»
Перед ним одно лишь блюдо
С жидкой кашей из овса.
А хозяйка рядом вьётся,
Приглашает гостя сесть.
«Видно Лисонька смеётся.
Как же клювом кашу есть?»
Что душа полна обиды,
Знать Лисе он не даёт.
Сел Журавль с унылым видом,
Острым клювом в блюдо бьёт.
Стук да стук, а толку мало.
Стук да стук, а проку нет.
Ни крупинки не попало
Гостю в клюв за весь обед.
Пригорюнился несчастный.
А хозяйка — Журавлю:
«Кушай, сокол! Кушай, ясный!
Я тебе ещё сварю».
Между тем подсела ближе
К Журавлю Лиса-кума.
Кашу в блюде лижет, лижет.
Так и съела всю сама.
Встал Журавль, пригладил перья:
«Ну, спасибо за обед!
Очень вкусно! А теперь я
Жду тебя в моей избе.
Приходи, кума, на ужин
Сразу, как спадёт жара.
Угощу тебя не хуже.
А сейчас мне в путь пора».
Ночь прошла. В мечтах о пище
Завершался жаркий день.
Воздух стал под вечер чище
И длинней от солнца тень.
К Журавлю пришла Лисица.
Он в избу её ведёт:
«Проходи, душа-сестрица!
Угощенье тебя ждёт».
На столе кувшин из глины
С узким горлышком стоит,
Ароматом своим дивным
Он к себе Лису манит.
Кум-Журавль мясной окрошки
Ей на ужин накрошил.
Но Лисе не съесть ни крошки,
Не проходит нос в кувшин.
Гостья с ним и так, и этак,
Лижет, нюхает его.
Хочет лакомство отведать,
Не выходит ничего.
Да…Кувшин не то, что блюдо.
Взор Лисички потускнел.
А хозяин длинным клювом
Всю окрошку сам и съел.
Как же кумушке не злиться?
Потеряла время зря.
И голодная Лисица
Прочь пошла от Журавля.
Ни Журавлик, ни Лисица
Не хотят с тех пор дружить…
Никогда так не случится,
Если дружбой дорожить.
—
Сколько б в жизни ты ни прожил,
Помни этой сказки суть:
Чтобы друг твой был хорошим,
Сам хорошим другом будь.
Лиса и Журавль
Андрей Саратов
Изобретательств явив чудеса
угощались взаимно Журавль и Лиса.
лицемерия умильного выказав толщи,
желудок гостя оставили тощим.
Сказка для любимой. Лиса и Журавль
Владимир Мазурин
(по мотивам русской сказки «Лиса и Журавль»)
Как-то раз Лиса решила
Подружиться с Журавлём.
И его улыбкой милой
Подарила как рублём.
Всё спланировала мудро
И сказала: — Куманёк,
Не забудьте завтра утром
Заглянуть на огонёк!
Утром гость пришёл послушно,
И хозяйка, зная честь,
Приняла его радушно,
Пригласив к столу поесть.
И не то, чтобы схитрила,
Не нарочно, не со зла
Кашу манную сварила
И в тарелки разлила.
Языком, как турбодувом,
Вмиг слизала свой обед.
А Журавль в тарелку клювом
Постучал — а толку нет.
Взглядом рыжая лукавым
Поглядела на него:
— Извини, коль не по нраву!
Больше нету ничего.
Молвил гость ей не сердито,
Сердце вежливо скрепя:
— Жду с ответным я визитом
Завтра, кумушка, тебя!
Вот лиса принарядилась
И причёску навела,
В час условленный явилась
И присела у стола.
Ничего с утра не ела,
Чтоб в гостях поесть сполна.
А Журавль окрошку сделал
И разлил в два кувшина.
Гостья лезет вон из кожи,
Морду в горлышко суёт,
Но еды достать не может.
А Журавль себе клюёт!
Был обед без манной каши.
Хитрость ей не удалась,
И, не солоно хлебавши,
Прочь плутовка подалась.
Этой выходкой коварной
Был отрыт войны топор.
С тех времён у этой пары
Дружбы нету до сих пор!
…Хоть финал у сказки грустный,
Спи спокойно, mon amour!
Утром будет кофе вкусный
И пирожное к нему!
Лиса и Журавль
Геннадий Прилепа
(По мотивам русской народной сказки «Лиса и Журавль»).
Весна вершила свой полёт
И чувства тайные кружились.
Не помню, но в какой-то год
Журавль с Лисою подружились.
Они жить вместе не могли —
Лису пугал камыш шуршаньем,
У каждой кочки стерегли
В тиши болотные созданья.
Журавль не находил у крон
В лесу себе питья питанья.
И был он часто удручён,
И приходил порой в отчаянье.
И как-то позвала Лиса:
Приди, мой куманёк желанный!
Её и голос и краса
Приятней были каши манной.
Журавль стучал тарелке в дно,
Но в клюв ничто не попадало.
Понятно было лишь одно-
Хозяйка кашу всю слизала.
Потом заметила лукаво:
Не обессудь меня мой милый.
Журавль же, рассуждая здраво —
Ответил ей: «Я не спесивый».
И вот зовёт Журавль Лису,
А на столе кувшин с окрошкой.
Такого кушанья в лесу
Не ведали зверьё и мошка.
Лиса вертелась так и сяк,
Лизнёт, понюхает, посмотрит.
Не лезет голова никак
В кувшин,
И лишь слюну проглотит.
Журавль клевал, клевал и съел
Окрошку смачно и неспешно.
Довольный на камыш присел,
Не обессудь — сказал неслышно.
Досада тут взяла Лису,
Ушла не солоно хлебала,
Увидев кума, за версту
В кусты проворно убегала.
Весна вновь волновала свет,
И птицы по небу кружили.
Прошло с тех пор уж много лет,
Журавль с Лисою не дружили.
Сказка. Лиса и журавль
Лариса Чайка Белоцерковец
Лиса с журавлем подружились,
И вместе потом покумились.
Позвала журавля лиска в дом:
— Приходи, куманёк, вечерком:
Поболтаем с тобой, поедим,
Встречей нашей себя ублажим.
Я тебя, куманёк, угощу,
Манну кашку тебе я сварю.
Вот идёт журавель на сей пир,
Разодетый, с букетом, красив.
Пригласила лиса его в дом,
Сели вместе за столик вдвоём.
— Вот, покушай, голубчик ты мой.
Этот ужин совсем не простой:
На тарелке тебе манна кашка,
Маслом сливочным сдобрена даже.
Клювом кум по тарелке стучал
Да в свой рот ничего не поймал.
Кашку манну лисичка слизала,
Журавлю ничего не досталось.
— Не суди за любезный мой вечер
Тебя, кум, больше потчевать нечем.
И сказал ей журавль шепотком,
Чтоб её не обидеть словцом:
— Да, спасибо, кума, и на том,
Приходи ты ко мне вечерком.
На другой день приходит лиса,
Разоделась, ну прямо краса.
Приготовил журавль ей окрошку
Да поставил кувшин рядом с ложкой.
Патрикеевна есть от души
Не смогла — слишком узкий кувшин.
А журавль всё клюёт да клюёт —
Всю окрошку и съел без забот.
Да с задором лисе говорит,
Подкрепив этим свой аппетит:
— Угощать мне ведь, кумушка, нечем,
Вот и кончился дружеский вечер.
Да лису и взяла вот досада,
Ведь хотелось покушать как надо.
А ушла не солоно хлебавши,
Да с обидой домой побежавши.
Да с тех пор у них дружба и врозь.
Не надейся нигде на авось,
Не живи, как лиса, без хлопот,
Чтоб задаром наполнить свой рот!
Вот и сказочке нашей конец,
А кто слушал её — молодец!
Лиса и Журавль. Басня
Луиза Мэйн
Лиса влюбилась в журавля.
Его на ужин пригласила.
А чтобы время шло не зря,
Его попотчевать решила.
Журавль ,давно уж ожидал,
От рыжей дивы приглашенье.
И потому решился он,
попробовать преподношенье.
Клюв журавля — не клюв орла.
Лисица это не учла.
Размазав кашу по тарелке.
Она любимому дала.
Журавль , был интелегент.
Лисе пытался угодить.
И целый вечер он старался,
С тарелки кашу подцепить.
Был тщетным, журавлиный труд.
Уже совсем, сгорели свечи.
Ни капли каши, Он не смог,
попробовать, за этот вечер.
Журавль ушёл.
Лиса, как ни пыталась,
Его уж больше, не смогла зазвать,
Увы! Она совсем одна осталась.
Пришлось, другого милого искать.
Мораль сей басни такова!
Порою, в нашей жизни клуши,
Влюбившись по уши в орла,
Ему дают не мясо, суши.
Забыв, что он другого класса,
Предпочитает есть, лишь мясо!
Лиса и журавль
Николай Ледаков
По одноимённой народной сказке
На берегу у озера лесного
Лисица подружилась с журавлём,
Решила угостить дружка родного
И приглашает на гулянье в дом.
Лисичка наварила каши манной,
Размазав по тарелке с плоским дном:
— За стол присаживайся, гость желанный,
Уйдёшь, сегодня, с полным животом!
Журавль хлоп-хлоп, стучит, но всё напрасно.
Лисица съела кашу всю сама:
— Не обессудь ты, голубок мой ясный! —
— Теперь, жду в гости я тебя, кума! —
Окрошку, приготовив для лисицы,
Журавль налил в изогнутый кувшин:
— Ты угощайся, милая сестрица,
И стул поближе к кушанью придвинь!
Лисичка вертится вокруг кувшина,
Оттуда ничего не достаёт.
Нос лисий не пролазит в горловину,
А куманёк набил едой живот.
Взяла лисицу-кумушку досада:
У кума думала наесться впрок.
И поделом лисе, так ей и надо,
Коль сам не щедр, не разевай роток.
Сказка в стихах Лиса и Журавль
Оксана Сергеева 6
В Е Д У Щ И Й:
Отродясь ни зверь, ни птица
Не слыхали о таком,
Чтобы хитрая лисица
Подружилась с журавлём!
Верно — нет ли здесь подвоха?
Да уж так тому и быть,
Вот задумала плутовка
Кума в гости пригласить…
Л И С А:
Приходи, дружочек милый,
Ты ко мне на огонёк,
Манной каши наварила —
Не побрезгуй, куманёк!
В Е Д У Щ И Й:
Но зовут лисицу нашу
Все плутовкою не зря:
Глянь, размазала всю кашу
По тарелке журавля!
Л И С А:
Проходи, дружок любезный,
Поудобнее садись,
Кашка манная полезна,
Угощайся, не стыдись!
В Е Д У Щ И Й:
Как журавль ни старался,
Сколько носом не стучал,
Так голодным и остался,
Каши клювом не достал.
Только рыжая плутовка
Ухмыляется тайком,
Потихоньку кашу ловко
Всю слизала языком.
Л И С А:
Больше потчевать мне нечем,
Ты уж, кум, не обессудь.
Ну, прощай, до скорой встречи,
Забегай же как-нибудь!
Ж У Р А В Л Ь :
Что ж, спасибо и на этом,
Драгоценная кума,
Ты ко мне после обеда
Завтра приходи сама.
В Е Д У Щ И Й:
Ждёт журавль лисицу в гости,
Сам окрошки накрошил
И налил её в высокий
С узким горлышком кувшин.
Ж У Р А В Л Ь:
Ну, кума, располагайся,
Угощу, чем Бог послал.
Будь как дома, не стесняйся,
Целый день тебя я ждал!
Ты садись сюда, к окошку,
Ешь, покуда хватит сил,
Вот, отведай-ка окрошку,
Вроде не пересолил!
В Е Д У Щ И Й:
Рыжая кума к кувшину
Так и этак подойдёт,
А журавль носом длинным
Только, знай себе, клюёт.
Отойдёт лиса и снова
То заглянет, то лизнёт,
Да вот толку никакого —
Голова в кувшин нейдёт.
Думала плутовка наша,
Что насытится с лихвой,
Но несолоно хлебавши
Ей пришлось идти домой.
А журавль свою окрошку
Чисто выклевал до дна:
Ж У Р А В Л Ь:
Больше в доме нет ни крошки,
Не прогневайся, кума!
В Е Д У Щ И Й:
И пошла у них с лисою
С той поры и дружба врозь.
Не скупитесь хлебом-солью,
Если к вам заглянет гость!
Лиса и журавль
Эльвира Алексеева
С журавлем лисица подружилась,
Даже на крестинах покумилась,
И задумала лисичка журавля
Пригласить на ужин дружбы для.
«Приходи, журавль, кум сердечный,
Я живу, ты знаешь, недалече.
Угощу тебя я, сударь, знатно,
Будет нам сидеть с тобой занятно».
«Хорошо, кума», — Журавль отвечал,
Головой своей солидно покачал.
Вот пришел, они за стол садятся,
И лиса давай себе стараться:
Блюдца мелкие для каши подала,
Кашу манную на блюдца налила.
«Ты покушай, я сама варила» —
Так лисица гостю говорила.
Хлопает журавль в тарелку носом,
Толку — чуть, и ужин под вопросом.
Лисонька тарелку облизала,
Журавлю же ничего не перепало.
Каша съедена, лиса на стол кивает:
«Больше нечем угостить тебя». «Бывает» —
Ей журавль в ответ. «Ко мне теперь
Приходи». И закрывает дверь.
На другой день, приодевшись ладно,
К журавлю лиса пришла нарядной.
Ей журавль окрошку предложил,
С узким горлышком в кувшин ее налил.
Сам клюет окрошку длинным носом,
А лиса в кувшин глядит с вопросом.
Так и эдак лисонька вертелась,
Очень кушать лисоньке хотелось.
Но у журавля задержки не в чести:
«Больше нечем угостить тебя, прости».
И взяла лису тогда досада,
Думала наесться до упада,
Но не тут-то было, вот дела!
С той поры и дружба их прошла.
2 просмотров