Эпитеты в рассказе родинка шолохова

Слайд 1м.а.шолохов донские рассказыслайд 2и там и здесь между рядами звучит один и тот же глас: кто не за нас

Слайд 1

М.А.Шолохов «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»

Слайд 2

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин

Слайд 3

Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Слайд 4

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»

Слайд 5

Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

Слайд 6

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.

Слайд 7

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?

Слайд 8

Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия

Слайд 9

И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!

Слайд 10

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? — Атаман (пейзаж плодородной земли) — Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

Слайд 11

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

Слайд 12

Объясните смысл названия рассказа. Родинка — … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Слайд 13

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают — … Степь глазами излапывает — … Ставни тоскуют — … Сумерки измазали хатенку — … Лучистые морщины — … Куга, курень, нехай — …

Слайд 14

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом

Слайд 15

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

Слайд 16

Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).

На чтение 17 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Год: 1924    Жанр: рассказ

Николка Кошевой командир эскадрона. Ему всего 18 лет, но он очень успешно ведет свое войско. Он много раз побеждал разные шайки бандитов. Его отец пропал, когда мальчику было 5 лет. Мать умерла очень рано. От отца у сына осталась только родинка на ноге. Во время очередной схватки с бандитами, Николка идет на бой с атаманом. Тот убивает молодого парня. Снимая сапоги Николки атаман замечает родинку и понимает, что убил сына. Не в состоянии перенести горе он стреляет себе в рот и падает рядом с сыном.

Главная мысль. Война никогда не приносит никому пользы. Все страдают от нее. Много семей и судеб разрушает война.

Читать краткое содержание Шолохов Родинка (Донские рассказы)

Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды. При этом его войско не имело никакого урона. Николка справляется со своим назначением очень хорошо. Ему удается водить эскадру и побеждать в любых схватках даже лучше зрелых командиров.

Николка со своим отрядом идет на схватку. Он нападает на атамана, стреляет в него, но атаман убивает его шашкой. Снимая сапоги с Николки атаман видит родинку и бьет себя по голове, рыдает и воет как зверь. Потом стреляет прямо в свой рот и падает рядом с сыном.

Донские рассказы

Оцените произведение: Голосов: 143

Читать краткое содержание Родинка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шолохов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Родинка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мама куда-то ушла Распутин

    В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

  • Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Толстого Детство

    Давно, когда ещё дедушка был молодой, в семье появилась юная краснощёкая Наташка. Из-за просьб её отца – кларнетиста Саввы, она стала прислужниц бабушки

  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь.

  • Краткое содержание Тёркин на том свете Твардовский

    Тёркин оказывается не, как хотели бы читатели, в конторе, на заводе, в ансамбле, а на том свете… Автор сетует, что везде от героя было б больше толка.

  • Краткое содержание Чехов Шуточка

    В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Продолжение после рекламы:

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи… Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням. Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Рекомендуем Вам читать онлайн краткое содержание рассказа “Родинка” по главам – первого опубликованного произведения М. А. Шолохова. В небольшом рассказе молодой писатель сумел показать всю жестокость и несправедливость Гражданской войны в России и ее последствий, когда с оружием в руках брат шел на брата, а отец на сына.

Содержание

Главные герои

Николай Кошевой – молодой (18 лет) красноармеец, командир эскадрона. Несмотря на молодость, опытный и авторитетный кавалерист.

Атаман банды – отец Николая, воюющий на протяжении последних семи лет. Полностью утративший жалость и милосердие “матерый волк”, непримиримый враг советской власти.

Лукич – старый мельник, сочувствующий большевикам.

Краткое содержание

Глава I

Восемнадцатилетний командир эскадрона Николай Кошевой заполняет анкету и, как обычно, смущается указывать свой возраст. Непрерывные бои закалили юношу и превратили его в крепкого мужчину. Он уже полгода командует эскадроном и сумел разгромить две банды.

Николай – потомственный казак. Он вспоминает, как отец впервые посадил его на коня в раннем детстве. С тех пор Кошевой не разлучается с лошадьми.

Отец Николая пропал на фронтах Первой мировой войны. Мать умерла, оставив сына полным сиротой. До пятнадцати лет мальчик зарабатывал на хлеб, нанимаясь в работники к богатым хозяевам. Когда через его станицу проходили красноармейцы, Николай увязался с ними. С тех пор он и воюет.

У Кошевого есть такая же, как и у отца, отличительная примета – крупная родинка на левой ноге. Иногда ему говорят, что она принесет счастье.

Глава II

Эскадрон расположен в хуторе на берегу Дона. Командир живет в хате, стоящей на высоком обрыве (яру). По ночам Николаю мешает спать непрерывный плеск волн. Он уже давно собирается переехать, но не может найти свободное время.

Однажды утром к Кошевому приезжает нарочный из станицы. Сразу же видно, что он привез чрезвычайное сообщение. Нарочный без остановки проскакал сорок верст и загнал лошадь. Она замертво падает перед хатой.

Николай вскрывает пакет. Его срочно призывает на помощь председатель станицы. Из соседнего округа перебралась и захватила совхоз опасная банда.

Кошевой мрачно собирается в путь. Молодой человек уже очень устал он бесконечных схваток и перестрелок. Он мечтает об учебе.

Глава III

Вот уже три дня эскадрон под командованием Николая Кошевого преследует банду. В нее входит около пятидесяти казаков, недовольных советской властью и вступивших с нею в непримиримую борьбу. Все члены банды – крепкие и опытные мужчины. Тем не менее, атаман не решается вступить в бой с красноармейским эскадроном.

Атаман не был в родных местах около семи лет. За эти годы он повидал многое. Казак участвовал в Первой мировой войне, попал в плен, а после освобождения воевал против большевиков в рядах Врангеля. После поражения и эвакуации из Крыма он попал в лагерь для русских беженцев в Турции, где испытал немало лишений. Наконец, изрядно побитой судьбой мужчина вернулся на родину, где возглавил небольшой отряд противников новой власти.

От такой безрадостной жизни атаман уже давно зачерствел душой и сердцем. Свою тоску он ежедневно заливает самогоном. Не отстают от главаря и остальные члены банды.

Глава IV

Бандиты приезжают на мельницу, где работает старик Лукич. Поначалу атаман говорит, что его отряд гоняется за опасной бандой. На его вопросы Лукич отвечает, что какие-то всадники вчера появлялись неподалеку, но кто они такие и куда направлялись, он не знает. Сейчас на мельнице никого нет.

Осмелевший главарь открывает правду: он и его подчиненные и есть неуловимая банда. Атаман требует от старика выдать лошадям зерно. Лукич говорит, что у него нет зерна.

Бандиты быстро находят на мельнице пшеницу и ячмень. Пьяный атаман угрожает старику расправой за сотрудничество с красными. Лукич умоляет простить его и уверяет, что не имеет с большевиками никаких отношений. В доказательство своих слов старика заставляют есть землю.

Глава V

Члены банды радостно кормят лошадей и решают остаться ночевать на мельнице. Как обычно, они устраивают гулянку в уверенности, что могут спать спокойно.

Когда бандиты хмелеют и утрачивают бдительность, Лукич незаметно покидает мельницу и бросается в хутор. По дороге его задерживают дозорные красноармейцы и доставляют прямо к Николаю Кошевому.

Старик сразу же узнает красного командира, который во главе эскадрона заезжал на мельницу. Он рассказывает о нападении бандитов и просит Николая помочь.

Кошевой приказывает немедленно седлать коней.

Глава VI

На рассвете эскадрон приближается к мельнице. Николай расставляет пулеметные тачанки и говорит бойцам, чтобы они начали стрелять сразу же после начала атаки. Это внесет панику в ряды бандитов, еще не отошедших от пьянки. По команде Кошевого эскадрон бросается в бой.

Нападение красноармейцев застает бандитов врасплох. Опытный атаман, отступая, еще пытается внести порядок, но вдруг замечает, что прямо на него скачет всадник. По одежде и болтающемуся на груди биноклю главарь понимает, что это – командир.

Атаман тщательно прицеливается и убивает под Николаем коня. Тот соскакивает с него и бежит, стреляя на бегу. Атаман спокойно ждет, пока у противника не кончатся патроны. Затем он срывается с места и на полном скаку наносит Николаю страшный удар шашкой.

Атаман подъезжает к трупу, забирает бинокль и начинает стаскивать с него сапоги. Сорвав второй, он замечает на ноге убитого большую родинку, такую же, как у него самого. Перевернув тело и взглянув в лицо, атаман понимает, что убил родного сына. Поцеловав на прощание руки убитого, он стреляет себе в рот…

О произведении

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Главные герои

Николка Кошевойкомандир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.

Атаман пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

Лукич старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет: «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному: в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ: срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных». Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается: ему жаль зерна, которое он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице: «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Конец.

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинки» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Родинка»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Шолохов</label>
    • <label>Василий Шукшин</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Хата где-то на Дону. За столом, среди патронов и объедков, корпит над анкетой красный командир эскадрона Николка Кошевой. Крепкий паренек, настоящий казак. А главное – боец и борец с бандами. Он выводит в анкете: «землероб, член РКСМ». И досадует, что надо вписать и свои несерьезные «18 лет».

Кошевой сирота: отец не вернулся с Первой мировой войны, мать тоже умерла. От них и от детства Николке на память – образ матери, любовь к лошадям, смелость да необычная родинка. С «голубиное яйцо», в районе щиколотки. У отца на ноге такая же. Как остался один, нанимался мальчик в работники. А в 15 лет вместе с красными пошел бить генерала Врангеля. Военком, знакомый его, говорит, что такая отметинка – точно на счастье.

Хочет Николка учиться, в город податься. Но по-прежнему неспокойно на Дону. Вот и в этот раз за ним примчался нарочный (гонец). Без отряда Николки никак: казаки, противники власти Советской, во главе с атаманом захватили Грушинский совхоз.

Около трех суток банда «по-волчьи» уносит ноги от погони. Люди в ней подобрались бывалые. Все пьяны самогоном, как и сам атаман. Только точит его изнутри боль-тоска. Целых семь годков он не видел родных мест. Сперва воевал, попал к немцам в плен, подался к белым в Крым, бежал в Турцию. Наконец, вернулся, сколотил банду против красных.

Атаман ведет людей к мельнице. Перед старым Лукичом прикидывается красным. А потом опустошает амбары с зерном, скармливает лошадям пшеницу с ячменем. А затем признается старому мельнику, что его люди – та банда и есть.

Лукич божится, землю ест, что он за белых, а сам по шумок спешит к хутору. По пути попадает к Николке на допрос. И выкладывает все начистоту: казаки на мельнице, все перепились, и зерно перепортили.

На рассвете Николка разворачивает пулеметы против бандитов. Атаман примечает безусого «щенка», командира. И подстреливает под ним лошадь. После ждет, пока у Николки кончатся патроны, а потом добивает парнишку шашкой.

По привычке стащив сапоги с мертвеца, вдруг увидел казак «повыше щиколотки» знакомую родинку. И впервые заглянул в лицо мальчишки. И обнял за плечи сыночка. Умолял хоть словечко сказать, руки целовал. А затем сунул в рот себе маузер и выстрелил. Вечером к месту прибыли конные, спугнув с трупа атамана стервятника.

Читательский дневник по рассказу «Родинка» Шолохова

Сюжет

Николке Кошевому, красному командиру, только 18 лет, а он уже гроза всех банд. Сирота, казак, с красными он с 15 лет. Отец его – без вести пропавший в Первую Мировую войну. Только памяти от него – кроме любви к лошадям – родинка на ноге с «голубиное яйцо» величиной. Думал Николка учиться, но опять просят его отряд ликвидировать банду казаков, несогласных с большевиками.

Мельник выдает местонахождение банды. Атаман ее многое повидал: и войну, и плен, и изгнание. А теперь вернулся на Дон. В перестрелке он убивает Николку. И берет себе его сапоги. Видит на ноге родинку, как у себя. Сознает, что сына убил. И кончает с собой, выстрелив себе в рот.

Отзыв

История учит тому, что братоубийственная война – всегда зло. Тема национальной трагедии, раскола народа, когда родственники по разные стороны баррикад. Тема детства и юности в годы революции, Гражданской войны. Пути красных и пути белых. Разрушение уклада жизни казаков в революцию. Встреча близких заканчивается гибелью: будущего для этой семьи больше нет.

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/sholohov/rodinka
  • https://briefly.ru/sholohov/rodinka/
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-rodinka-po-glavam-m-a-sholohov.html
  • https://obrazovaka.ru/books/sholohov/rodinka
  • https://kratko.rustih.ru/mihail-sholohov-rodinka/

 Человек приходит  в мир… Что его ждёт? Любовь или ненависть? Злоба? Вражда? Каким он станет: добрым или злым, милосердным или жестоким? От чего это зависит?

На эти вопросы нам предстоит ответить , обратившись к рассказу «Родинка». Перед нами стоит задача: проследить как три линии Человек, семья, история находят своё отражение в рассказе, как раскрывается  эпиграф  Война-распря, разрушающая творение любви.  

Итак, запишите тему урока, эпиграф.

 Время гражданской войны, пожалуй, самое сложное время. Почему? На этот вопрос ответит …, которая провела исследовательскую работу, и теперь тезисно об этом скажет.

Сообщение ученицы: Гражданская война-острое столкновение между социальными группами, политическими партиями, гражданами одного государства за власть. 20-30-е годы 20 века в изображении Шолохова — это время, необратимо расколовшее русский мир, это эпоха великого горя народного.Гражданская война принесла с собой много горя в семьи. Это война, расколовшая мир надвое, война, заставившая  одних переступить через жизнь и судьбу самых родных и близких людей, других – нежелание расстаться со «старой моралью». М. Шолохов, заставший войну на своей родине –Украине, лично на себе испытал весь кошмар происходящего. Всё его родное донское казачество, а ведь мы знаем, что  Шолохов-казак, захлебнулось в этой лавине человеческих страданий.

Итак, обратимся к 1-й линии – Человек. Каким же он показан в огне Гражданской войны? Меняется ли он, если да, то в лучшую или худшую сторону.

1 группа — о Николке

2 группа-об атамане

1 гр. Читает цитату о Николке, который в свои 18 лет выглядит стариком –старят его глаза «в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая».

-Ну а что его состарило в его 18 лет?

«Опять кровь, а я уже уморился так жить. Опостылело все…»

-Как вы думаете, для чего автор ставит многоточие после этих слов.

(Николка недоговорил, а следом и автор. Это боль души, это тоска, но и злоба, ненависть к врагам, которые не дают успокоиться и заняться мирной жизнью и учёбой)

2гр. Что узнали об атамане?

Вернувшись домой узнал, что жена умерла, а сын пропал, в станице новая советская власть.

-Почему его сравнили с волком?

Атаман кошевой не принял  Советскую власть. Он был вынужден «Волком уходить по родным полям»

-Почему у него зачерствела душа?

(Плен германский, потом Врангель, лагерь колючей проволокой, турецкая фелюга, камыши кубанские и банда. Полсотни казаков, недовольных Советской властью, таких же как Атаман ходили в эту банду.

 Выводы пишем в доске.  

Николке- 18 лет — старик

Атаман — зачерствела душа

Послушайте слова Аристотеля «Семья-самый первый вид человеческого общения.  Вы согласны с  Аристотелем?

 Давайте через рассказ рассмотрим линию семьи.

1 гр.Что же дала семья Николке?

Семья дала Николке любовь матери, отца, сажавшего его на коня, дала кратковременное счастье, радость в семье.

2гр. Что же дала семья атаману?

Был счастлив и атаман –у него была жена, сын, упорядоченная казацкая жизнь, служба царю и отечеству.

Но удаётся ли сохранить семью в этих жутких исторических условиях?

Дети должны через финал показать не воссоединение отца и сына, а убийство.

Что значит прощальный поцелуй отца?

(прощение и прощание атамана с жизнью, нельзя жить сыноубийце,от этого горит душа и мертвеет сердце).

 Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

 Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.  Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ -– всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной)

 Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения.

 Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)  

Выводы пишут  на доске.

Николке семья дала любовь матери, отца.

Атаману жену, сына, любовь, научила служить  отечеству.

И.п.-сидя, руки на поясе

1.-поворот головы направо

2-И.п.

3-Поворот головы налево

4-И.п

Повторить 4-5 раз. Темп медленный

А что же представляет  история

Предметом  нашего внимания сегодня  будет спор. Спорить можно по-разному.  Но нам бы хотелось  продемонстрировать  вам   пример цивилизованного спора.  По-английски это звучит дебаты. Я исполняю роль тьютора в сегодняшней игре. Я познакомлю вас с условиями игры и принципами работы судей.

 Итак, в  дебатах участвуют 2 команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Сегодня в дебатах участвует  команда «Утверждающая», которая будет утверждать тезис  и команда  «Отрицающая», которая будет этот тезис  опровергать.

             Выступление спикеров четко регламентировано. Показывать, что до конца выступления   30 секунд будет Таймкипер.  Эту роль в сегодняшней игре взял на себя ….

     Я предлагаю на сегодняшних дебатах обсудить тему

Почему в истории гражданской войны родные люди становятся врагами.

Кейс утверждения. . Спикер  № 1 

      Здравствуйте, уважаемая аудитория.  Меня зовут   …  

  Я считаю, что соперничество внутри государства, отсутствие согласия, непримиримая позиция обеих сторон по отношению к друг другу может привести к гибельному исходу, как показано в рассказе Родинка.

      Прежде мы должны определить почему две родные люди оказались в разных бандах.

Я…, являюсь вторым спикером, хочу на примере картины «Так хозяйничают большевики в казацких станихах», что сын и отец поневоле оказались в различных бандах. Этому виновата история, мир расколот на красных и белых. Многие казаки уходили в банды, так как были не довольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.

Большевики приняли массовый террор против казаков. Проводили конфискацию хлеба, скота. Проводили полное разоружение казаков с расстрелом каждого, у кого находили оружие. Расказачивание уничтожило         сильных, зажиточных сельских хозяев, обострило отношение в деревне. Политика большевиков толкнула многих казаков в белогвардейские армии, в эмиграцию, банды.

 Меня зовут … Я являюсь третьим спикером   команды «Оппозиция» и у меня есть дополнение.  На мой взгляд и у белых,и у красных были мотивы, среди них были люди «верные», а также «неверные»

Кейс  отрицания  Спикер № 1

  Здравствуйте, уважаемая аудитория.  Меня зовут ….  Я согласна обсудить события  периода  «гражданской войны», но категорически не согласна с темой выбранной командой утверждения. Поэтому во время дебатов считаю должным доказать, что отец и сын  они не были врагами.

Даже само название рассказа Родинка,согласно (Толковому словарю Ожегова) «родинка — это врождённое пятнышко на коже).

        Словарь приводит следующие  однокоренные слову к слову   «родинка»: Родинка, род, родня, родство, родина, народ.

        В этой связи   я  не согласна с утверждающей стороной   и считаем, что « гражданская война»,  не могла полностью разрушить общечеловеческие ценности.

         Я…. являюсь вторым спикером команды «отрицание». Я бы хотела задать вопрос …: «Вы считаете, что соперничество внутри государства, отсутствие согласия, непримиримая позиция обеих сторон по отношению к друг другу может привести к гибельному исходу», как можете объяснить конфликт в сегодняшней Украине.            

Я… являюсь третьим спикером команды «отрицание».  Я хочу  привести примеры из жизни…

Итог

Первый  спикер  утверждающей команды.

          Уважаемая аудитория,  завершая линию утверждения,  хочу акцентировать  ваше внимание на основных моментах наших дебатов.

           Итак, мы утверждали, что

          -Мы продолжаем утверждать, что обстановка была нестабильной, поэтому постоянно вспыхивали конфликты, которые могли мирным путём разрешить

                   Но сравнивая аргументы  обеих сторон, хочу сказать, что наши аргументы были  более убедительными, т.к.   доказывались на основе фактов и реальных событий. В то время как аргументы оппонентов   выглядели слабыми, т.к. основывались в основном на умозаключениях.

Второй   спикер   отрицающей   команды.

          Уважаемая аудитория,  завершая линию отрицания,  хочу акцентировать  ваше внимание на ключевом моменте наших дебатов.

          — На мой взгляд,  таким  моментом  наших дебатов, являлось обсуждение вопроса о…

          — Мы ясно дали понять нашим оппонентам, что несмотря на все аспекты, которые мы обозначили, самым главным является общчеловеческие ценности, таких как семья, Победителей и побеждённых в гражданской войне не бывает.

          -От любви и понимания личное счастье и благополучие каждого из нас, поскольку человек является членом не только своей семьи, коллектива, города, но и всей планеты.

Спасибо за внимание

К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием?

Какое задание было выполнить трудно? 

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями).

Прочитать рассказы  «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”.

Написать  эссе по проблеме Гражданской войны, продолжив мнение.

1.Трагедия гражданской войны учит нас…

2.Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда…

На чтение 23 мин. Опубликовано

Особое значение в творчестве известного писателя Михаила Шолохова играет цикл произведений «Донские рассказы». Частью сборника стала история, получившая название «Родинка», краткое содержание которой позволит читателю проникнуться темой гражданской войны, взаимоотношений родителей и детей, написать грамотное сочинение на уроке литературы или составить пересказ для читательского дневника.

Содержание

Основа сюжета, главные герои

Рассказ «Родинка» был написан автором в 1924 году. Писатель хотел поделиться с читателями размышлениями о гражданской войне, происходившей на Дону. Сюжетной основой стали трогательные отношения отца и сына, которые одновременно любили и ненавидели друг друга, так как стояли по разные стороны баррикад.

Во время прочтения можно познакомиться со следующими центральными и второстепенными персонажами:

  • Николка Кошевой — командующий красным эскадроном, восемнадцатилетний парень, известный своей отвагой. Имеет родинку на левой ноге.
  • Атаман — отец Николая, который пропал без вести во времена германской войны.
  • Лукич — старый мельник, наведший Красную Армию на банду.

Для знакомства с другими персонажами рекомендуется читать полностью по главам произведение Михаила Александровича Шолохова «Родинка». В описании дается более подробная характеристика казакам и красноармейцам. А также в рассказе появляется нарочный, военком, провожатый, хозяйка дома и другие герои.

Краткое содержание произведения

Стол забросан гильзами от патронов, уздечкой, кусками хлеба и бараньей косточкой. Рядом с ним сидит Николка — командир эскадрона. В своем восемнадцатилетнем возрасте он уже многого достиг, а сейчас заполняет анкету. Крепкий широкоплечий парень выглядит немного старше своих лет. Возраста Кошевому добавляет уставший взгляд, лучистые морщины у уголков глаз. Юноша уже успел ликвидировать две банды, провел несколько успешных боев, где зарекомендовал себя не хуже старых командиров.

В памяти молодого человека почти стерлись воспоминания о пропавшем отце-казаке. В голове иногда всплывали мысли о любви папы к лошадям, что передалось и сыну. Он исчез в период германской войны. Мама Николки умерла. Самостоятельный и одинокий, он был батраком, пока не стал красноармейцем.

Новое сражение с бандой

Живет Николай в доме, стоящем на яру над Доном. Поутру взводный приносит весть о новом приказе для командира — нужно отбиться от банды, занявшей Грушинский совхоз. Дело не требовало отлагательства. А Николка давно хотел забыть о сражениях, отправиться в город, чтобы отучиться. Но снова грядет бой, а приказы не оговариваются.

Почти три дня Кошевой во главе своего отряда преследует банду, которая насчитывает больше пятидесяти донских, кубанских казаков. Они бывалые представители народа, недовольного властью. Атаман, ведущий своих людей от погони, нервничает. Около семи лет ему не доводилось бывать в своих краях. Сначала его пленили немцы, после этого Врангель. Ему пришлось быть в заключении за тюремной проволокой.

Сейчас же его семья — это банда. Атаманова душа стала черствой, каменной, затачиваемой непонятной болью при виде родных земель.

Обман атамана и долгожданная встреча

Два наездника появляются во дворе старого мельника Лукича. Это атаман со своим соратником притворились красноармейцами, чтобы выведать информацию об обстановке. Казак открывает свою «личину» перед владельцем мельницы, просит того приготовить зерно для его лошадей. Он заверяет старика, что скоро устранит красных. Но мельник не хочет делиться нажитым зерном, за что может поплатиться жизнью, как пособник красноармейцев. На заре мужчина отправляется на хутор. Он рассказывает Николке, где находится банда.

Командир приказывает седлать коней. У мельницы начинается перестрелка. Николка сражается с атаманом, теряет лошадь. Он стреляет из маузера в главу банды, но тратит все патроны. Беззащитного молодого человека противник убивает шашкой. Он хочет обокрасть умершего, забрать бинокль, хромовые сапоги. Сняв обувь, атаман обнаруживает родинку на левой ноге убитого и узнает своего сына. В отчаянии мужчина выстреливает себе в рот.

Основные мысли

В своем произведении «Родинка» Михаил Шолохов продемонстрировал наиболее ужасающие события, которые могут происходить во время гражданской войны. Он хотел донести эти отголоски до современных читателей и поделиться с ними своими мыслями:

  • о кошмаре братоубийства;
  • о различии взглядов в одной семье;
  • об ожидании встречи после долгой разлуки;
  • об отсутствии проигравших и выигравших.

Анализ произведения, краткий пересказ донского рассказа окажется полезным при заполнении читательского дневника, написания эссе или сочинения на тему войны.

Дополнить содержание можно своими мыслями, касающимися трагедии, вошедшей в каждую семью, ставшей частью истории всего народа.


Смысл названия рассказа «Родинка» М.А. Шолохов

Символичное и трепетное заглавие «Родинка» говорит о нерушимой родственной связи. То, что связывает поколения друг с другом. Дети не выбирают своих родителей. Священные семейные узы — это то, что нужно беречь, несмотря ни на что.

Смысл названия книги «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель понял, что ни военные действия, ни поступки и слова окружающих не способны уничтожить любовь между детьми и родителями. Родственную связь, которая придаёт силы, не заменит никто и ничто.

Смысл произведения «Родинка» М.А. Шолохов

Война. Страдание людей. Боль и несправедливость поселились в сердцах каждого. Брат против брата. Хотя ещё совсем недавно они были одной семьёй, были опорой и поддержкой. Пришли непростые времена. Никто не знает, что будет дальше. Отец готов стрелять в сына. У него не дрогнет рука, он принял окончательное решение. Как люди смогли пережить все ужасы войны? Что придавало им сил? Именно эти моменты и нашли отражение в произведении М.А. Шолохова «Родинка». Писатель жёстко и открыто рассказывает о событиях того времени. Михаил Шолохов не хотел и не мог приукрасить то, что творилось в жизни людей.

Перед читателем стоит непростая задача: после ознакомления с произведением ему предстоит выбрать, сторону какого героя следует принять. Писатель намеренно не давал оценочных суждений относительно личностных качеств каждого персонажа. Разные, противоречивые главные герои. Связывает их то, что они очень скучают по родному краю. Война забрала у них все. Изредка они вспоминают свою прошлую жизнь. Смысл рассказа «Родинка» М.А. Шолохова заключается в том, чтобы читатель мог проникнуться атмосферой сложного и опасного времени. Мы должны понять, что кровная связь прочна и долговечна.

Персонажи устали. Они измотаны и мечтают лишь о том, чтобы поскорее вернуться домой. Самым запоминающимся событием рассказа «Родинка» является кровавая битва. Противостояние главных персонажей вызывает много вопросов. Это очень спорный момент. Каждый из них и не представляет, с кем ему пришлось сразиться. Николка сделал шаг вперёд. Он не отступит, не сдастся. Он самоотверженно бросился на своего предполагаемого врага. Однако атаман оказался быстрее. Он ловко вонзил в Николку свою шашку. Отец убил собственного сына.

В произведении «Родинка» описывается не только горе отдельно взятой семьи. Это трагедия страны. Жестокий бой красных и белых разрушил очередную ячейку общества. Но на этом не закончилось произведение. Раздался страшный крик. Атаман внимательно посмотрел на упавшего мужчину. В этот момент он заметил родимое пятно. Точно такое же, как у него. От его собственных рук погиб его сын, его мальчик. Как пережить невосполнимую утрату? Боль в сердце отца уже ничем не заглушить.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет – «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному – в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ – срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных». Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Читайте также:  Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фет Афанасий Афанасьевич

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается – ему жаль зерна, который он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице – «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» — полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Доблестный атаман

На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.

Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) — родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

Художественные детали в произведении

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Эти детали помогают автору в емкой форме обозначить, насколько велики были страдания человека, вырванного из мирного течения жизни и вынужденного вот уже более 7 лет заниматься тем, к чему не лежала душа.

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Короткий пересказ «Родинка» Шолохова

М. Шолохов «Родинка» краткое содержание:

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет».

По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз.

Нарочный скакал сорок вёрст без отдыха, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой.

«Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи… Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням.

Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Читайте также:  Напишите пожалуйста,сочинение!! Сочинение рассуждение по рассказу «»Кусака

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы.

Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь.

Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Это интересно: Рассказ «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Данное произведение входит в учебную программу литературы 9 класса. Вы можете прочитать краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, чтобы ознакомиться с самыми важными эпизодами рассказа.

Отношения между людьми

Картинами донского пейзажа, становящегося свидетелем кровавых убийств, начинает каждую из шести частей рассказа Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых уже было приведено, уходят еще глубже. Почему так потрясло это убийство атамана? Разве и раньше не делал он этого? Делал! Но убить сына – это другое. Отсюда Шолохов приходит к выводу: чтобы не было войны, чтобы люди снова жили в мире и согласии, они должны относиться друг к другу по-отечески, любить, как сыновей, как братьев.

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году, и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Особый подход

В этом краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохов написал не столько для того, чтобы показать ужасы гражданской войны, сколько для того, чтобы явить людям выход из нее. Вообще, Михаил Шолохов из всех писателей, раскрывавших в своем творчестве темы коллективизации, гражданской войны, раскулачивания, отличался своим особым подходом к оценке событий и поступков людей. Не делает героев только положительными или отрицательными Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание некоторых из произведений это подтверждает. Каждый со своей правдой, со своим жизненным взглядом. В первую очередь, писатель интересовался внутренним миром героя, а не тем, к Белому или Красному движению он тяготеет. Именно по этой причине мы не увидим оправдания самим автором «красных» или «белых» идей, жестокости и бесчеловечности. В этом весь Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание, конечно, не позволяет увидеть весь глубинный смысл книги. Оно лишь раскрывает сюжет.

20-е годы – страшное время в жизни народа, ведь шла борьба не против иноземного захватчика, а шла война брата с братом, отца с сыном. Что может быть ужаснее? В книге мы видим страшные картины, наполненные кровью и ненавистью. Но даже сквозь них просвечивает что-то доброе, вера в лучшее будущее для страны. Писатель ненавязчиво объясняет читателю, что нельзя ничем оправдать нечеловеческие пытки, казни тысяч людей.

На примере конкретных героев мы видим трагедии целого народа по книге «Донские рассказы». Шолохов («Родинка» – произведение, рассматриваемое нами) очень проникновенно, так, что сжимается сердце, передает историю атамана, убившего собственного сына и не пережившего этой трагедии. Сцена понимания атаманом совершенного им ужасна. Он стонет, как израненный зверь, он тормошит убитого, называя его родненьким сыном.

Встреча сына и отца

Как только начало светать, Лукич отправляется на хутор, где остановились красноармейцы. Он собирался пожаловаться на бандитов, которые забрали все его зерно. Также сообщает он Николке, что банда всё ещё находится на его мельнице, продолжая кутёж. Кошевой тут же отдаёт приказ седлать лошадей.

Читайте также:  Анализ басни «Стрекоза и муравей» для читательского дневника

На мельнице завязывается перестрелка. Атаман замечает, как на него скачет юный командир, размахивая шашкой. Он прицеливается и стреляет. Когда же раненая лошадь упала, Николка схватил маузер и сразу же рванулся опять к атаману. Тот выждал, пока у молодого командира закончится вся обойма и рубит его шашкой.

Затем атаман решает снять с мёртвого комиссара хромовые сапоги да забрать бинокль. Стягивая обувь, он увидел у Николки родинку, которая была чуть выше щиколотки. Она была очень знакома атаману, ведь он убил своего единственного сына. Поняв это, он из маузера выстрелил себе в рот.

«А зори здесь тихие» краткое содержание по главам повести Бориса Васильева

Анализ рассказа

Гражданская война принесла много боли и потерь семьям, где брат мог воевать против брата, а сын против отца. Врагами становились люди, которые совсем недавно были ещё родными и вместе делили один кусок хлеба. Война, страшная и ужасающая, предстаёт и в шолоховском цикле «Донские рассказы». Все произведения объединены не только общим местом действия, но и смертью близких людей, которые стояли по разным сторонам.

При анализе произведения можно заметить, что автор не даёт никаких комментариев, а просто описывает события, позволяя своему читателю разбираться самостоятельно в том, как к этому относиться. В рассказе «Родинка» писатель параллельно показывает жизнь молодого командира Николая Кошевого, которому только 18, но он уже устал от смерти и постоянных битв, а ведь ему хочется учиться. И тут же показана судьба атамана банды, который совершенно одинок и многое пережил и устал душой. Он мечтает стать за плуг, вернуться в семью, а вместо этого ему приходится воевать.

Находясь в родных краях, он постоянно чувствует какую-то непонятную боль в душе и невозможно её ничем забить и залить. Но при этом он же, знающий какой дорогой ценой достаётся зерно, останавливаясь на ночлег у мельника, забирает у него все зерновые запасы для своих лошадей, а затем и самого Лукича заставляет есть землю, чтобы доказать, что он не помогает красным.

Но всё-таки Лукич ночью от этой банды бывших белогвардейцев сбегает. Он отправляется к Кошевому, чтобы всё ему рассказать. И лишь после этого наступает кульминация шолоховского произведения, когда Николка вместе со своим отрядом настигает банду, но получается так, что он остаётся наедине с атаманом. Эта схватка чем-то напоминает дуэль, так как главарь банды — человек опытный и понимает, как нужно действовать в таком бою.

И первая пуля атамана не убивает Николку, а лишь только ранит лошадь. И тогда опытный главарь решает поступить по-хитрому. Он ждал сначала, когда красный командир расстреляет всю обойму и сам никаких ударов не наносил. А затем неожиданно, словно коршун, налетел на восемнадцатилетнего юношу и шашкой махнул. Достаточно было одного удара, чтобы Николка умер.

Мы подготовили для Вас несколько сообщений и докладов о Шолохове Михаиле. Узнайте его краткую биографию и о творческом наследии, которое он оставил после себя. Используйте наши примеры для написания своего реферата на урок в школе.

Сообщение 1

Михаил Шолохов (1905-1984) — русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Получил Нобелевскую премию 1965 года за вклад в мировую литературу (роман-эпопея о русском казачестве «Тихий Дон»). В 1941 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1960 — Ленинской премии, в 1967 и 1980 годах — Героем социалистического труда.

Будущий выдающийся писатель появился на свет в 1905 году (хутор Кружилин, Вешенская станица) в зажиточной семье, отец — приказчик коммерческого магазина и управляющий паровой мельницей, мать — казачка родом, была прислугой в панском имении Ясеневка, её насильно выдали замуж за казачьего станичного атамана Кузнецова. После расставания с ним, Анастасия Черняк стала жить с Александром Шолоховым, их сын Михаил родился вне брака и звался Кузнецовым (по фамилии её бывшего мужа), пока они официально не развелись, и она не вышла замуж за Александра Шолохова в 1912 году.

После того как глава семейства получил новую работу в другой станице, семья переехала на новое местожительство. Маленький Миша обучался грамоте приглашенным на дом местным учителем, в 1914 году он стал обучаться в подготовительном классе Московский мужской гимназии. 1915-1918 год — обучение в гимназии г. Богучары (Воронежская губерния). В 1920 году после пришествия к власти большевиков, Шолоховы переехали в станицу Каргинскую, где его отец стал заведовать заготконторой, а сын вести делопроизводство в станичном ревкоме. Закончив ростовские налоговые курсы, Шолохов становится продовольственным инспектором в станице Букановской, там, в составе продотрядов, он участвовал в продразверстке, попадал в плен к Махно. В сентябре 1922 года Михаил Шолохов был взят под стражу, против него было возбуждено уголовное дело и даже вынесен приговор суда — расстрел, который так и не был приведен в исполнение. Благодаря вмешательству отца, который внес за него крупный денежный залог и выправил ему метрические документы, по которым он стал несовершеннолетним, его отпустили уже в марте 1923 года, присудив ему год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправку в Болшево (Подмосковье).

Поехав в столицу, Шолохов пытается стать рабфаковцем, что ему не удается, так как у него отсутствует трудовой стаж и направление комсомольской организации. Будущий писатель подрабатывал разнорабочим, посещал различные литературные кружки и учебные занятия, преподавателями на которых были известные в то время личности как Александр Асеев, Осип Брик, Виктор Шкловский. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован фельетон «Испытание», авторства Шолохова, позже еще несколько произведений «Три», «Ревизор».

В том же году после приезда к родителям, жившим в станице Букановской, Шолохов решился сделать предложение Лидии Громославской. Но убежденный будущим тестем (бывшим станичным атаманом) «сделать из него человека», берет в жены не Лидию, а её старшую сестру — Марию, с которой у них в будущем родилось четверо детей (двое сыновей и двое дочерей).

В конце 1924 года газета «Молодой ленинец» опубликовала рассказ Шолохова «Родинка», вошедший в цикл донских рассказов («Пастух», «Жеребенок», «Семейный человек» и т.д.), позже объединенных в сборники «Донские рассказы» (1926 г), «Лазоревая степь» (1926 г), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г). Эти произведения не принесли автору особой популярности, однако ознаменовали пришествие в советскую русскую литературу нового писателя, способного заметить и отразить в яркой литературной форме важные веяния жизни того времени.

В послевоенное время Шолохов издает ряд публицистики «Слово о Родине», «Свет и Мрак», «Борьба продолжается» и т.д. В начале 60-х годов он постепенно отходит от литературной деятельности, возвращается из Москвы в станицу Вешенскую, ходит на охоту и рыбалку. Все полученные за свои литературные достижения премии он отдает на строительство школ в его родных местах. В последние годы жизни он тяжело болел и стоически переносил последствия двух инсультов, диабета, и, в конце концов, онкологического заболевания гортани — рака горла. Его земной путь окончился 21 февраля 1984 года, его останки были погребены в станице Вешенской, во дворе его дома.

Сообщение 2

Родился 24 мая 1905 г. на на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенский район Ростовской области) в крестьянской семье. Участвовал в Гражданской войне, служил в продотряде. В конце 1922 г. приехал в Москву. В 1923 г. в журналах и газетах стали появляться рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (оба 1926 г.). Главная тема этих произведений — гражданская война на Дону.

В 1925 г. Шолохов начал писать роман, принёсший ему мировую известность, — «Тихий Дон» (книги 1—4,1928—1940 гг.). В 1941 г. за это произведение он получил Сталинскую премию. Автору удалось создать масштабную картину битвы двух миров, ломки сложившихся отношений и становления новых. С 1932 по 1960 г.

Шолохов создаёт «Поднятую целину» — эпическое повествование о коренном переломе в жизни деревни, совершённом коллективизацией. Роман принёс автору Ленинскую премию (1960 г.). Во время Великой Отечественной войны в периодической печати и отдельными изданиями выходят очерки Шолохова «На Дону», «На юге», «Казаки».

Широкую известность получил рассказ «Наука ненависти» (1942 г.). В 1943—1944 гг. были напечатаны главы из неоконченного романа «Они сражались за Родину» о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Заметным явлением стал рассказ «Судьба человека» (1956—1957 гг.). В 1965 г. Шолохов был удостоен Нобелевской премии. Умер 21 февраля 1984 г. на родине, в станице Вёшенской. Связанные записи: Афоризмы и цитаты Михаила Шолохова.

  • Эпитет к слову конь в сказках
  • Эпитет к слову солнце в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Эпитеты в сказке снежная королева
  • Эпитет к слову поле в сказках
  • Эпитет к слову лес в сказках