Эпитеты в рассказе песнь о вещем олеге

Автор на чтение 11 мин. просмотров 2 опубликовано 28.02.2021 год написания и публикации стихотворение написано в 1822 году, а

На чтение 11 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Основная тема знаменитого произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» — предопределённость человеческой жизни.

К моменту написания этой оригинальной, созданной на материале русских летописей баллады (март 1822 года) поэт находится в самом начале своего творческого пути и только начинает размышлять о «превратностях судеб».

Но он уже ощущает трагическую заданность основных событий, определяющих личную судьбу каждого из живущих.

Та же тема прозвучит в поэме «Цыганы», над которой Пушкин будет работать осенью 1824 года. Поэт завершит её словами: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет…».

Беззащитным перед всемогущей судьбой оказывается в балладе прославленный великими победами, воинской доблестью и мудрой предусмотрительностью князь Олег.

Летописец наделяет князя прозвищем Вещий, что на языке русичей означает «обладающий ясным умом».

Эпитет «вещий» также намекает на причастность к некой вести, небесному посланию, особому пути князя.

Быть может, и ему, избранному среди многих, открыто знание, не доступное простым смертным. Но волхву, которого Олег именует «кудесником», «любимцем богов», открыто больше. Он и предсказывает князю гибель.

На примере Олега мы видим, что обмануть судьбу нельзя, каким бы мудрым, великим и прекрасным ни был человек. «От судеб», действительно, «защиты нет».

Кроме того, в балладе «Песнь о вещем Олеге» Пушкиным впервые затронута тема поэтического избранничества.

Волхв, предсказавший князю верную смерть от коня, символизирует пророка, прорицателя, поэта – человека, которому открыт высший смысл бытия. Он противостоит земному владыке – князю Олегу.

В столкновении двух этих величественных фигур Пушкин видит противостояние общественно важных сил: государственной (управленческой) и духовной.

Олег с неодобрением отнёсся к предсказанию волхва, однако, поверил ему и «принял меры по предотвращению» предначертанного. Но обмануть судьбу не удалось.

Когда князь узнал о гибели любимого животного, он разгневался и начал хулить предсказателя, обвиняя его в обмане. Но тут и поджидала князя гибель.

Возможно, то была месть небес за то, что Олег посмел осуждать старика, возможно, — знак неумолимости судьбы, одинаково жестокой и к малым, и к великим мира сего.

Тема поэта и власти ещё не раз прозвучит в произведениях Пушкина.

Её итоговым аккордом станет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором Пушкин не без иронии скажет о собственном памятнике: «Вознёсся выше он главою непокорной // Александрийского столпа…».

Поэт в очередной раз подчеркнёт, что власть, данная поэту, значительнее, чем удел царя, ибо царь приходит на время, а дела поэта остаются в вечности.

Основная идея баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» состоит в том, что люди одинаково беззащитны перед волей небес. Уйти от судьбы не удастся даже самым великим, мудрым и прозорливым.

Прославленный князь Олег, повесивший свой легендарный щит на ворота Цареграда, думал, что сможет избежать нелепой гибели «от коня своего», узнав предсказание волхва.

Но судьба оказалась мудрее: предначертанное сбылось в самый неожиданный момент, когда Олег пришёл попрощаться со своим любимцем и наступил на его череп, в котором пряталась смертоносная змея.

Это поэтичное летописное предание не могло не вдохновить Пушкина, находящегося в Кишенёвской ссылке, на создание собственного оригинального произведения.

Именно тогда поэт начинает задумываться об особенностях путей жизни разных людей.

Высланный из Петербурга по обвинению в распространении вольнолюбивых стихов, имеющих умысел настроить народ против царя, Пушкин, вероятно, чувствует, что его протест, ссылка, весь этот резко завязавшийся, как бы мы сейчас сказали, «диалог с властью» — это уже Судьба.

В южной ссылке его посещают мысли о расплате за поэтический дар, за дерзость всенародно говорить правду.

В образе балладного кудесника, которого и сам князь Олег признаёт «любимцем богов», легко угадывается образ поэта вообще, пророка в своём отечестве, которому не избежать княжеского гнева.

Узнав о том, что любимый конь умер, Олег, обрекший себя на пожизненную разлуку, не на шутку рассердился: выходит, что волхв обманул его, что не стоило расставаться с любимым животным, чтобы избежать смерти. Но тут-то и настиг его неумолимый рок.

Олег погибает от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Змея как древний символ смерти и пророческого знания исполняет волю небес и словно мстит за то, что князь посмел бранить кудесника.

Выходит, что мистическая власть пророка больше, чем земное могущество князя. Первому открыто больше. Несмотря на величие Олега, уйти от судьбы ему не удаётся. Тайное же знание, данное волхву, оказывается правдой.

«Песнь о вещем Олеге» представляет собой одно из первых размышлений Пушкина о поэте и власти, о божественной справедливости и неспособности простых смертных постичь её законы.

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • http://hronika.su/tema-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/
  • http://hronika.su/ideya-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/

Верескун Инга
Геннадиевна
, учитель русского
языка и литературы ГБОУ средняя школа № 544 с углубленным изучением английского
языка Московского района Санкт-Петербурга

                              Конспект
урока литературы для 6 класса

Тема: «Песнь о вещем
Олеге»- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С.Пушкина».

Задачи урока:

— расширить и
углубить представления учащихся о жанре баллады;

— развивать навыки
выявления замысла поэта и способы его  воплощения в художественном
произведении;

— совершенствовать
монологическую речь учащихся;

— формировать интерес
к истории своей страны.

Оборудование урока:
компьютер, интерактивная доска

                                             
Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок посвящен балладе А.С.
Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Мы продолжим знакомство с балладой как жанром,
вспомним композиционные особенности баллады, определим основную тему и идею
произведения, проанализируем, с помощью каких средств выразительности

А.С.Пушкин подводит
нас к пониманию идеи, создаёт исторический и национальный колорит произведения.

 Сейчас прослушаем
сообщение учащегося
.

Творчество А.С.
Пушкина включает в себя множество произведений различных жанров. Многие из них
связаны с историческими событиями. К их числу принадлежит  баллада «Песнь о
вещем Олеге».  «Песнь…» основана на летописном предании. В «Повести временных
лет» есть легенда о смерти киевского князя Олега, жившего в 10 веке. Олег-
первый киевский князь из рода Рюрика, овладевший Киевом, в который перенёс
столицу из Новгорода, и подчинивший своей власти ряд славянских племён. Он
прославился как мудрый правитель и победитель «неразумных хазар».После похода в
907 году на столицу Византии, Царьград, в знак победы Олег прибил свой щит к
вратам Цареграда и получил прозвище Вещий-чародей.

     А.С. Пушкин,
прочитав эту легенду, был поражён судьбе князя Олега и поэтически воспроизвёл
её в своей знаменитой балладе «Песнь о вещем Олеге».

Учитель: Сейчас  обратимся  к самому произведению.

Выявите характерные
черты баллады как жанра.

Ученик: Во-первых, произведение обращено к
историческому прошлому:

                  Как
ныне сбирается вещий Олег

                  Отмстить
неразумным хазарам.

              
Во-вторых, ход событий таинственный, даже фантастический.

В- третьих, произведение
включает в себя диалог.

В- четвертых, баллада
имеет трагический конец

Учитель: Назовите темы, которые обозначены поэтом в
«Песне…»

Ученик: Поэт обращается к теме ратного подвига князя,
изображает великого воина. В балладе читаем:

                  Воителю
слава – отрада;

                  Победой
прославлено имя твоё:

                 Твой
щит на вратах Цареграда

                  И
волны, и суша покорны тебе;

                 
Завидует недруг столь дивной судьбе.

Также неразрывно с
этой темой связана и другая – верность человеческой памяти, речь идёт о боевом
друге князя- его любимом коне. Прощание с конём – один из самых драматичных
эпизодов баллады.

Третья тема: тема
верований древних славян.

И четвёртая тема
–тема рока, судьбы.

Учитель: Давайте обратимся к  толковому словарю В.И.
Даля и посмотрим толкование слова «судьба».

Судьба-участь,
жребий, рок, доля, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, 
пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть.

Учитель: Баллада относит нас в языческие времена. Олег
был язычником. А по языческим верованиям камни, травы, реки наделялись
человеческими свойствами, казались живыми. Все явления природы славяне
объясняли

действиями богов.
Наши предки верили, что существуют люди, способные угадывать волю богов, их
называли волхвами, или кудесниками. На основе прочитанного определения слова
«судьба»  и на основе услышанного о верованиях язычников давайте из всех
названных тем выделим ведущую.

Ученик: Вера славян в то, что существуют особые люди-
вестники богов

(«Правдив и свободен
их вещий язык

  И с волей небесною
дружен…»

приводит  нас 
пониманию того, что Олег не мог проигнорировать предсказание кудесника ( «Примешь
ты смерть от коня своего…»). Хотя он и пытался перехитрить судьбу, отправляя
коня на покой, все же судьба неотвратима. Предсказание свершилось. Таким
образом, тема судьбы, рока- основная тема баллады.

Учитель: А.С. Пушкин не только поэтически осмыслил  «предание
старины глубокой», донёс до нас историю жизни и смерти князя Олега, но и создал
яркие и запоминающиеся образы и характеры. Обратимся к главным героям,
попробуем выяснить, при помощи каких  художественных средств создаются эти
образы.

Учитель:Вам предстоит поработать с интерактивной
доской, распределить слова и выражения в соответствии с их принадлежностью
герою баллады, определить вид тропа.

Задание №1 ИД

Учитель: Сделайте вывод о том, как представлены образы
главных героев, выскажите свое впечатление о них, выскажите своё впечатление о
них.

С помощью каких
изобразительных средств А.С. Пушкин добился выразительности образов?

Ученик: Олег- разумный и справедливый владыка,
«могущий воитель», однако при встрече с кудесником он ведёт себя надменно, снисходительно
обращаясь к старцу, обещает вознаграждение.

Кудесник поражает
своим величием, непреклонностью. Описывая его, автор

Использует
старославянизмы, постоянные эпитеты: «вдохновенный», «грядущего вестник»,
«любимец богов».Кудесник осознаёт свою  задачу- передать предсказание. С
надменным князем говорит на равных. Из его же слов мы узнаем об избранности
Олега, о том, что у него «незримый хранитель», поэтому «под грозной бронёй он
не ведает ран».Ни «синего моря обманчивый вал», «ни пращ, ни стрела, ни лукавый
кинжал» не страшны князю.

Учитель: Сейчас мы нарисовали словесные образы
кудесника и князя Олега. Давайте обратимся к иллюстрации В.М. Васнецова
«Встреча Олега с кудесником». Как переданы характеры князя Олега и кудесника на
картине?

.М. Васнецов
подчёркивает гордость и властолюбие князя Олега очень важной деталью. Олег не
сошёл с коня, чтобы поздороваться с кудесником, с мудрым старцем. Тем не мене
автор не принижает достоинство кудесника. Он изображён с гордо поднятой
головой. Рука его устремлена вперёд, он словно показывает дальнейший путь Олегу
и его дружине. Кудесник полон чувства собственного достоинства. Иллюстрации
В.М. Васнецова помогают нам ярче представить образы князя Олега и кудесника.

Учитель: Исторические реалии Древней Руси переданы
очень точно благодаря лексике, использованной А.С.Пушкиным. Какую лексику
использует поэт в балладе? Почему баллада названа  словом «Песнь»?

Ученик: Всё произведение насыщено устаревшими словами,
историзмами, словами высокого стиля речи. Баллада названа «Песнь…».Этим
заглавием

А.С. Пушкин хотел
обратить внимание читателя на что-то важное, значимое.

Читаем в толковом
словаре: «песнь-произведение большого творческого подъёма».

Учитель:Сейчас вам
предстоит работа с заданием № 2 на ИД

Учитель:  задание
№ 3 также выполним на интерактивной доске.

Учитель: Обратимся к иллюстрации В.М. Васнецова «Князь
у костей коня»

Благодаря каким
деталям мы ощущаем неотвратимость судьбы князя Олега?

Ученик: Само место, где изображён князь Олег
производит зловещее впечатление. Князь стоит посреди степи, которая своими
бескрайними просторами подчёркивает слабость человека. Кости коня, изображенные
В.М.Васнецовым, усиливают трагизм картины. Мы словно ощущаем неотвратимость
судьбы, предсказанной Олегу.

Учитель: Сделаем вывод по уроку.

Ученик: Рассказывая о пророчестве, о великих волхвах
А.С. Пушкин отразил верования древних славян, передал исторический колорит Руси
эпохи язычества. Всё это оказалось возможным благодаря особой лексике

(архаизмам,
историзмам, словам высокого стиля), диалогам. Это дало нам возможность
погрузиться в древность.

Исследователь
творчества А.С.Пушкина Д.Благой писал: «Пушкин органически сочетал в своей
поэзии правду с красотой.» Эти слова мы можем

Полностью отнести и к
балладе «Песнь о вещем Олеге».

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
10

«Песнь
о вещем Олеге»: гибель князя.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 – понимать термины: кульминация, партитура, лиризм;

5.ПО 4-составлять простой план;

5.ПО
6 – давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ОС 4-оценивать
устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения
соответствия теме;

5.АИ 3 — выделять в  тексте  произведения элементы композиции
при поддержке учителя;

5.АИ 6-анализировать художественное пространство и оформлять
своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

5.АИ 8-анализировать изобразительные средства в художественном
тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм
);

5.АИ 9-писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-расставить иллюстрации к тексту в правильной
последовательности;

-найти ошибки в цитатах;

-прочитать выразительно текст и оценить свой ответ и ответ
другого учащегося по критериям;

-назвать элементы композиции и рассказать о кульминации.

-составить сюжетный план «Песни…»;

-составить синквейн
на
тему «Вещий Олег».

-написать хвалебное слово дружбе;

-представить свое размышление над озвученной проблемой,
используя формулу «ПОПС».

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка.

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-знают термины (кульминация, лиризм);

-выразительно читают текст;

-выполняют творческие задания (пишут синквейн, хвалебное
слово);

-оценивают учебную деятельность по критериям;

-размышляют, подбирая аргументы, доказывая собственную точку
зрения.

Языковые
цели

 Использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма  для
выражения своих идей в устной и письменной форме;

Ключевые слова и фразы:

Партитура, кульминация, лиризм

Привитие

ценностей

     Способствовать развитию культуры взаимоотношений
(уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через содержание
текстов

Межпредметные

связи

Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей»,
«Русским языком», «Изобразительным искусством»

ИКТ

Демонстрация
иллюстраций к балладе

Предварительные

знания

     На уроке учащиеся будут продолжать  совершенствовать
навыки чтения и анализа текста, навыки говорения через диалоговую речь

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты узнаешь, чем закончится баллада о князе Олеге;

научишься читать по партитуре и оценишь свое чтение; выполнишь
творческие задания; докажешь свое мнение в ходе заполнения «ПОПС»-формулы.

2. Психологический настрой

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего
соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

•          желаю (соприкасаются большими пальцами);

•          успеха (указательными);

•          большого (средними);

•          во всём (безымянными);

•          и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

image001

Середина урока

3. Изучение нового материала.

Формирование читательской грамотности

К. Прием «Внимательный читатель»

Задание: Прочитайте последний
отрывок из баллады, ответьте на вопросы по третьему отрывку. 

ФО «Тонкие вопросы»

-Что случилось с конем князя?

-Куда вместе со слугами отправился Олег?

-Как умер князь Олег?

-Кто вместе с дружиной вспоминает славные подвиги князя?

   Дескрипторы:

-правильно отвечает на вопросы по содержанию отрывка;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка баллады.

И. Игра «Лови ошибку»

Исправление цитат.

Задание: Найдите цитаты с ошибкой,
исправьте.

1. Пирует с дружиною вещий Олег при звоне веселом стакана. И
кудри их черны (БЕЛЫ)…

2. Вот едет могучий Олег со двора, с ним Игорь и старые гости…

3. «А где мой товарищ? – промолвил Олег, – скажите, где конь
мой любимый (РЕТИВЫЙ)?»

4. «Кудесник, ошибся ты(ТЫ ЛЖИВЫЙ), безумный старик!»

5. Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега…

   Дескрипторы:

— находит цитаты с ошибкой и исправляет их.

ФО «Сигналы рукой»

П.  Прием «Реставрация».

Задание: Рассмотрите иллюстрации к
«Песне…», пронумеруйте их. Расставьте пронумерованные иллюстрации в
композиционной последовательности. Озаглавьте каждую таким образом, чтобы в
итоге получился  план сюжета произведения.

Дескрипторы:

-расставляет иллюстрации в композиционной последовательности;

-составляет план  сюжета произведения.

ФО «Похвала»

Практикум выразительного чтения

К. Прием «Новый термин»

Задание: Познакомьтесь с новым
понятием партитура.

ПАРТИТУРА – это правильная постановка пауз, ударений в словах
и во всем тексте.

Расшифруйте партитуру (дан отрывок из произведения с условными
обозначениями).
Прослушай чтение одноклассника и оцени его по критериям.

Дескрипторы:

-ярко выражает эмоции;

воспроизводит
без ошибок;

-ярко
использует выразительные средства речи (мимику, интонацию).

ФО «Взаимооценивание по критериям»

Теория литературы

К., П.  Прием «Новый термин»

Задание: Вспомните определение
термина кульминация.

Выделите сюжетные элементы композиции «Песни…», опираясь на «напоминалку» 
с.73.

Дескрипторы:

-называет события из «Песни…», соответствующие сюжетным
элементам композиции;

-демонстрирует знание текста.

ФО «Светофор»

4. Закрепление

Г. Прием «Анализ эпизода»

Учащиеся будут читать  отрывок из баллады А.С. Пушкина  со
слов «Вот едет могучий Олег со двора» до слов «И битвы, где
вместе рубились они» и выполнять задание в группах.

   Литераторы – выпишите из текста эпитеты и сравнения. Какую роль играют
средства выразительности языка в балладе?

    Журналисты – подготовить репортаж с места событий, происходивших в
балладе или (составить вопросы для интервью и задать их актерам)

     Актеры – разыграйте сценку данного
эпизода. Постарайтесь распределить роли для всех членов группы. За кадром должны
звучать стихи.

Дескрипторы:

-находят в тексте эпитеты и сравнения;

-готовят репортаж с места событий (составляют вопросы
участникам событий);

-разыгрываю сценку эпизода  в соответствии с текстом.

ФО   «Две звезды, одно пожелание»

 И.
Прием «Погружение в тему»

Задание: Выпишите определение термина лиризм.

Найдите
отрывок из произведения А.С.Пушкина, в котором есть лирический пейзаж. Докажите
правильность своего выбора.

  
 Дескрипторы:

-понимает
значение термина лиризм;


находит отрывок с лирическим пейзажем;


аргументирует свой выбор.

ФО 
 «Сигналы рукой»

с.71

4 иллюстрации к балладе

Конец урока

5. Итог урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия. Синквейн на тему «Вещий Олег».

     Алгоритм
написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных,
характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола,
показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в
котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово,
обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и
ассоциации, связанные с понятием.

Домашнее задание
(дифференцированное)

«Творческое письмо»

1.                 
Написание текста в жанре «Хвалебное слово».

В «Песне» утверждается ценность дружбы. Князь Олег без оглядки
отправился на место захоронения любимого коня. Почему? Он верен дружбе. А что
можешь ты сказать о таком чувстве, как дружба? Напиши похвальное слово.

2.                 
Ответ на проблемный вопрос по формуле «ПОПС».

Человек не может уйти от своей судьбы

3.                 
ИДЗ – один или двое учеников
готовят сообщение о жизненном и творческом пути М. Ю. Лермонтова (если
уровень учащихся позволяет, то они могут подготовить и презентацию к своему
выступлению, или же презентацию готовит учитель).

Класс: 7.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Проверка домашнего задания

Мотивация к учебной деятельности

В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:

— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…

— поэмы — «Руслан и Людмила»…

— повести — «Повести Белкина»…

— романы — «Дубровский»…

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л: мотивация, смыслообразование;

П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Р: коррекция, волевая саморегуляция;

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин

Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III. Объявление темы и целей урока.

Беседа с классом

Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

— Когда стали появляться летописи?

— Чем сейчас интересны летописи?

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)

Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)

С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи

Сообщение подготовленного ученика. (Карта)

При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..

IV. Работа с текстом

Знакомство с «Песней…» (фонозапись)

Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.

— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)

— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)

— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)

«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.

img1

По вертикали:

1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене

Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»

Ответы:

1). Басня,

2) трагедия,

3) былина,

4) летопись,

5) рассказ,

6) ода,

7) драма, по горизонтали Баллада.

Учащиеся работают коллективно.

Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.

устанавливать причинно-следственные связи.

К: формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление. Работа со словом

Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

Задание 2. Найдите примеры в тексте.

Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)

Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения

Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.

К: формирование умения определять вид сказки

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы

VI. Самостоятельная работа по тексту

Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)

Список устаревших слов

Работа в группе: работа на соотнесение

К: Освоение способов совместной деятельности

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.

VII. Творческая работа

1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.

2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)

— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.

— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

Р: коррекция;

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы в группе.

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её

VIII. Домашнее задание

Отрывок из баллады выучить наизусть.

Урок литературы в 7 классе

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

Задачи:

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле или поле брани – поле битвы.
  • Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Отроки – здесь молодые слуги князя.
  • Перун – бог грома и молний у древних славян.
  • Попона – покрывало для лошади.
  • Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
  • Сеча – сражение.
  • Тризна – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Ход урока

Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1слайд 1)

I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4)

Ответы на вопросы учителя:

  1. Вспомните, кто такой вещий Олег?
  2. За что его назвали вещим?
  3. Сообщение ученика «Олег и его время»

Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

  1. Когда появились летописи?
  2. Как называется первая русская летопись?

II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6)

Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

IV. Анализ произведения

Вопросы для беседы с классом:

1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8)

Жанр стихотворения

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

У брега Днепра лежат благородные кости…

…смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

Запись в тетрадях учащихся (слайд 8):

Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

(Общее: рассказывают об одном историческом событии.

Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9)

Летопись

Баллада

Действие

«И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде»

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
Купайте, кормите отборным зерном…
И князю другого коня подвели…»

Характер

Волхва

–нет –

«И рече ему кудесник один…»

«Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному…»

Характер

Князя

–нет –

Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

«Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой»
«Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый безумный старик…»

3. Определите стихотворный размер.

Размер стихотворения.

Стихотворение состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой

4/3 – стопныйамфибрахий

4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10)

Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11)

Тема

Исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…
Древние обычаи и традиции:
На тризне уже недалёкой…
Покорный Перуну старик одному…

История гибели князя Олега
Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы.
Главная тема – тема судьбы.
Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

5. В чём заключается идея стихотворения?

Идея и идейно-эмоциональная оценка

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

…примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12)

Герои стихотворения

Князь по полю едет на верном коне, идёт вдохновенный кудесник, с дружиной своей, отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13)

На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

План

  1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
  2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
  3. «На холме у брега Днепра…»)

Определение основных элементов сюжета.

– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

– Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)

1 группа
Историки – 
Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…» 
Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»? 
Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

2 группа
Литературоведы –
Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…» 
Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

3 группа
Лингвисты 
Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

Выступление учащихся с результатами исследования.

VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19)

Художественно-изобразительные средства

– отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник

Эпитеты

– грядущие годы таятся во мгле…

Метафоры

– как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана…

Сравнения

–И волны, и суша покорны тебе;

Олицетворение

– с волей небесною

Инверсия

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
И холод, и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего

Градация

VII. Выводы урока (слайд 20)

«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

VIII. Домашнее задание (слайд 21)

  1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
  2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

  • Эпитет люди добрые в каких сказках
  • Эпитет чужедальняя сторона что означает в русских народных сказках
  • Эпитеты в сказках пушкина художественные и народно поэтические примеры
  • Эпитет к слову батюшка в сказках
  • Эпитет в сказке о мертвой царевне и семи богатырях солнце месяц море ветер речка тьма