Эпитеты в рассказе медный всадник

Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма медный всадник, - 1830. анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что

Некоторые почему-то считают, что год, когда была написана поэма «Медный всадник», — 1830. Анализ биографических сведений позволяет однозначно утверждать, что Пушкин создал ее в 1833 году. Это одно из самых совершенных и ярких произведений Александра Сергеевича. Автор в этой поэме убедительно показал всю противоречивость и сложность переломной эпохи отечественной истории. Нужно подчеркнуть, что поэма занимает особое место в творчестве Александра Сергеевича. Поэт в ней попытался решить актуальную во все времена проблему взаимоотношения государства и личности. Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма — произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией популярного в средневековье. Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока. Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Образ маленького человека в русской литературе

Маленький человек в отечественной литературе — одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести «Станционный смотритель». Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

Евгений — маленький человек

Рассмотрим теперь образ маленького человека в поэме «Медный всадник». Евгений, герой ее, является порождением так называемого петербургского периода отечественной истории. Его можно назвать маленьким человеком, поскольку смысл жизни Евгения состоит в обретении мещанского благополучия: семьи, хорошего места, дома. Кругом семейных забот ограничено существование этого героя. Для него характерна непричастность к своему прошлому, так как он не тоскует ни о забытой старине, не о почиющей родне. Эти черты Евгения для Пушкина неприемлемы. Именно благодаря им этот персонаж представляет собой образ маленького человека в поэме «Медный всадник». Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории. Однако образ маленького человека в поэме «Медный всадник» не статичен, он трансформируется по ходу повествования. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Взгляд Петра и Евгения

1090080

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении. Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи. Евгений же, представляющий образ маленького человека в поэме «Медный всадник», смотрит на дом своей любимой.

Главное отличие между Петром и Евгением

1090083

Можно выявить следующее главное отличие, сопоставляя бронзового Петра с этим героем. Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» характеризуется тем, что у этого персонажа есть сердце и душа, он обладает способностью чувствовать, умеет переживать за судьбу человека, которого он любит. Его можно назвать антиподом Петра, этого кумира на бронзовом коне. Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным. Именно он пробуждает в нас живое участие.

Наводнение в судьбе Евгения

1090082

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие — популярная Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина — память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении. Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города. Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт. Он грозит Петру, подойдя к нему: «Ужо тебе!» Проведем краткий анализ сцены бунта в поэме «Медный всадник», что позволит нам открыть новые черты в образе Евгения.

Протест

1090076

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно. Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием. Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих. Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя. За них ожившая статуя, «возгоря» гневом, наказывает этого «безумца бедного».

Безумие Евгения

1090075

Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец. Согласно Пушкину, безумие — неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти — самое настоящее безумие. Но оно «святое», так как молчаливое смирение несет гибель.

«Медный всадник» — поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.

Разделы:


Литература

Над морем город основался…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательные

  • обучить учащихся анализу лироэпического
    произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему
    “маленького человека” и как ее раскрывают в
    своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у школьников умение вести
    дискуссию, работать в группах, развивать навыки
    сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ,
    метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работе с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости,
    красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска, использование презентации (приложение).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово учителя,
исследование, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с учащимися: индивидуальное
сообщение, самостоятельная работа в группах,
элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово учителя: постановка
проблемных вопросов.

2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ
Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема
“маленького человека” в повести Ф.М.
Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н.
Некрасова.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы
дискуссии. Анализ основной части поэмы.
Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный
день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города:
сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по
лексике поэмы. Какова авторская позиция в
отношении к Петру I? Работа с критической
литературой, формирование собственной точки
зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

Ход урока

1-й слайд

1. Вступительное слово учителя.

Тема “маленького человека” неразрывно
связана с образом Петра Великого. Исторический
деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”,
“Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул
раскрыть тему “маленького человека” в
контексте исторических событий. Три эпохи
проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I,
эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и
эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана
показать другие следствия деятельности
“державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

  1. Кто виновен в трагедии Евгения?
  2. К чему привели петровские преобразования?

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на
берегу пустынных волн”, обратимся к образу
Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал,
    живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь
    “маленького человека” в большом городе?

2-й слайд

Ответы учащихся

Вывод.

Маленький чиновник, занимающий определенное
положение в обществе, все испытал на своем веку: и
унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь
налицо: не только просьба о милосердии к таким,
как Акакий Акакиевич, но и одновременно
выражение протеста против несправедливости, зла,
бездушия тех, кого Гоголь называет
“значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов.
Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный
всадник”.

Ответы учащихся.

  1. Каким мы видим Петербург в “Белых ночах”
    Достоевского?
  2. Как живут люди в столице России?
  3. Что общего и различного в изображении города в
    произведениях Гоголя и Достоевского?

4-й слайд

Можно ли сказать, что одиночество, уединение
героя “Белых ночей” — это неприятие окружающего
мира?

5-й слайд

Трагические картины большого города в поэзии
Н.А. Некрасова.

И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь
на лучших традициях русской литературы, вслед за
Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького
человека” в большом городе – столице Российской
империи.

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького
    человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды
    Пушкина, связанные с темой “маленького
    человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии
    лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в
    трагедиях маленьких людей виновен создатель
    города? Или существующий строй, который не
    способен ликвидировать социальную
    несправедливость?

Дискуссия учащихся.

7-й слайд

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

Анализ вступления.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть
    таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания.
Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало
лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части
3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его
стремления, размышления. Как меняется тон
повествования в рассказе о жизни и мечтах
Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение
): “Ужасный
день…”

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует
    поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии?
    (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические
    средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа.
Заполнение 2-й
части таблицы “Два лика города”.

Вывод.

В поэме постоянно возникает образ памятника,
поднимающийся над землей, над потоком, над
людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной
вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или
связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру
и порицание?

  • В каком значении использует автор слово
    “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные
взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина
(отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный
всадник”.

9-й слайд

Кто виновен в бедах Евгения?

“Две правды на весах истории — торжественная,
победная правда Петра I и скромная правда
Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность
и многоплановость пушкинского шедевра. Это
позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с
писателями и поэтами мира.

10-й слайд

Петербург сегодня.

Современность и актуальность произведения.

6. Итог урока.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей
жизни”.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен…».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба…

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» — медного всадника.

Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека. Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году в Болдине. К печати её не допустил Николай I.

В поэме рассказывается о бедном государственном служащем Евгении, жителе Петербурга. Он влюблён в Парашу, живущую на другом берегу реки. Казалось бы, ничто не тревожит их счастья, кроме временной разлуки, Евгений мечтает о семье и достатке, «И вдруг, как зверь остервенясь,/ На город кинулась» Нева.

Она уничтожила все запасы, затопила дома и убила многих людей, в том числе и Парашу. Евгений, узнав о смерти любимой, сошёл с ума. Целый год он скитался по городу и увидел памятник Петру I. Евгений обвинил «медного всадника» во всех своих бедах, и тут ему показалось, что этот величественный истукан погнался за ним. Прошло немного времени, и Евгений умер.

Трагедия «маленького человека» — одна из наиболее значимых и востребованных тем в русской литературе. Каждый писатель раскрывает эту тему по-своему, но цель произведения этой тематики — показать жизнь заурядных людей. Так поступил и Пушкин, описавший судьбу «маленького человека» Евгения. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В своей поэме он показал образ Евгения в сравнении с силами, имевшими огромное влияние, — стихия и государственная власть.

К теме петровских преобразований также обращались многие писатели. Александр Сергеевич относится к Петру I двояко: в начале поэмы от отзывается о нём, как о достойном правителе, прорубившем окно в Европу; но Петр I не знает жизни «маленького человека», поэтому совершает реформы на благо государства в целом. Петр I считал, что Санкт-Петербург сможет вывести Россию на новый уровень, но он забыл про «убогих чухонцев» — людей, не готовых к преобразованиям. Слово царя — закон. Мечты Петра I сбылись, несмотря на трудности строительства. Пушкин восхищён «младшей столицей».

И тут же Александр Сергеевич переносит в жизнь Евгения — «маленького человека» в большом городе. Мысли Петра I Пушкин описывает так: «Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта!» Как мы знаем, Петр I думал о Петербурге. Мысли Евгения выглядят мизерно: «О чём же думал он? о том,/ Что был он беден, что трудом/ Он должен был себе доставить/ И независимость и честь…» Он мечтает о достатке и счастливой семье: «Жениться? Мне? зачем же нет? Пройдёт, быть может, год-другой — /Местечко получу, Параше/ Препоручу семейство наше/ И воспитание ребят…» В этих помыслах нет ничего дурного, но от лица Евгения Пушкин выразил желания простого народа.

Я считаю, что Пушкин на примере сломанной из-за наводнения жизни Евгения хотел показать несостоявшиеся мечты «маленьких людей», в чьи жизни реформы ворвались, словно Нева в дом. Народ — в лице Евгения — грозит царю: «Ужо тебе!..», но всё-таки боится царя, даже «медного всадника».

Полезный материал

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».

%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%BC%D0%B5 %D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Многомудрый Литрекон любит рассказывать о людях, которые повлияли на эволюцию и сделали что-то стоящее. Он представляет итоговое сочинение на тему: Люди, изменившие мир. Аргументы он взял из книг «Старуха Изергиль», «Медный всадник», «12», «Железная дорога».

Вариант 1

(464 слова) Когда мы говорим о глобальных изменениях, то вспоминаем отдельных людей, с именами которых ассоциируется данное явление. Но мы забываем о том, что большие дела нельзя совершить в одиночку. Зачастую масштабные преобразования требуют усилий многих рук. Поэтому те, кто реально изменили мир, не всегда остаются в истории, в отличие от тех, кто просто ими руководил. Чтобы увидеть подлинных творцов будущего, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним произведение Н.А. Некрасова «Железная дорога». По сюжету мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу? Генерал, естественно, ответил: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька». Однако автор не был удовлетворен этим скупым ответом. Он описал строительство этих путей сообщения во всех подробностях. Конечно же, один Петр Андреевич не мог проложить железнодорожное полотно. Это сделали обычные крестьяне. Их заставил не таинственный граф, более того, граф их даже не видел. Они пошли на стройку под гнетом голода и нищеты. Никакие идеалы и общественные блага не вдохновляли их на самопожертвование. Просто им было нечего есть. Стройка проходила в условиях, далеких от безопасных. Многие люди сложили головы: «А по бокам-то всё косточки русские…» — замечает автор. А после окончания работ труженики не только не получили положенные им зарплаты, но еще и должны остались. Их обманули беспринципные подрядчики, которые все деньги и лавры присвоили себе. Но полученный результат они все-таки отметили и дали народу напиться вволю. Конечно, имен этих строителей никто не запомнил, но ведь именно они построили железную дорогу и изменили мир к лучшему. Формально все их заслуги приписали одному человеку, но он один ничего бы не сделал, поэтому это неправильно.

Безымянные вершители судеб мира встречаются нам в поэме А. Блока «12». Кто меняет государственное устройство в России? Кто свергает прошлый мир и строит новый? Формально это делают далекие вожди и политики, но кем бы они были, если бы народ не пошел за ними? Именно руками простых людей куется будущее. Двенадцать красноармейцев стали олицетворением народной стихии, разрушающей одряхлевшие устои. Они взяли оружие и изменили расстановку сил, патрулируя улицы и насаждая свои порядки. Именно Петруха, обычный парень, проливает кровь ради своей идеи, ради нового мира. Конечно, этим движением управляют его инициаторы… Или не управляют? Ведь суд вершат сами красноармейцы, им одним принадлежит сила, у них есть власть расправиться с реакционерами прямо сейчас, ни у кого не спрашивая. На их стороне историческая справедливость в лице «Исуса Христа». Он возглавляет их, но не руководит ими. Сами люди подстраивают мир под себя, большинство решает, что будет дальше. Имен этих людей никто не запомнит, но именно их выбор, их действия стали движущей силой преобразований.

Таким образом, многие люди, изменившие мир, как правило, не смотрят на нас со страниц учебников и портретов. История позабыла их, потому что их было слишком много, и каждый, тем не менее, что-то сделал, чтобы мир стал таким, какой он есть сейчас. Поэтому все мы в той или иной мере влияем на эволюцию и будущее человечества.

Вариант 2

(432 слова) Великие люди, изменившие мир — это лидеры, направляющие движение народных масс. Лавры реформатора по праву принадлежат тому, кто проявил инициативу и взял на себя ответственность за будущее людей. Таких людей описывали знаменитые писатели, подарившие нам материал для исследования.

Рассмотрим один из таких примеров. А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» изобразил царя-реформатора, который прославился своими масштабными преобразованиями, навсегда изменившими ход отечественной истории. Петр Первый «прорубил окно в Европу», чтобы «грозить шведу» и защищать границы Родины на стратегически важном пункте. Новая столица, которую он построил, применив инновационные разработки и знания европейских соседей, должна была укрепить международное положение России и стать связующим звеном между нею и государствами-партнерами. Император знал цену культурному и научному взаимообмену и придавал большое значение развитию всех сфер общественной жизни. Также новый город давал выход к морю, где должен был строиться флот. Петр Первый все предусмотрел и сумел воплотить: красивейшая столица затмила Москву и стала лучшим памятником его деяниям. Конечно, автор сделал акцент на наводнении, которое унесло за собой жизни многих людей, и эти жертвы — часть изменений, реализованных Петром. Но поэт начинает свое произведение с хвалы императору и его городу, а не с осуждения. Он признает, что решение Петра было обусловлено исторической необходимостью, а не капризом. Мы не можем ронять авторитет тех глобальных преобразований, которые инициировал этот великий человек.

Каждый лидер, меняющий мир и вкладывающий силы в общественное благо, неминуемо приносит в жертву свои насущные и обывательские интересы. Порой ставка растет, и человек приносит в жертву даже свою жизнь, чтобы после его смерти все остальные обрели благоденствие. Такой пример описал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Племя Данко, спасаясь от преследования, забрело в глухие дебри и не могло отыскать место, пригодное для оседлой жизни. Люди начали терять терпение и надежду, как вдруг юноша по имени Данко вызвался найти путь к освобождению из лесной глуши. Путники поверили ему и начали движение. Дорога была изматывающей, и постепенно соплеменники героя начали роптать и жаловаться на судьбу. Крайним оказался он — единственный человек, который взял на себя ответственность. Чтобы вновь воодушевить озлобленную паству, Данко вырвал сердце из груди и осветил им выход из чащи. Люди так обрадовались, что забыли о его смерти. Один предусмотрительный человек даже затоптал осколки сердца, а мало ли что? Однако слава о подвиге Данко надолго пережила его самого. Он спас свое племя и изменил мир, обогатив его спасенными людьми и всеми их достижениями.

Таким образом, великие люди, изменившие мир, являются лидерами, консолидирующими силы народа и направляющими их на развитие цивилизации. Без организаторов, зачастую жертвующих своими интересами ради общих, все остальные не смогли бы объединиться и сделать что-то великое, нужное для всех. Изменения воплощает в жизнь инициатива, исходящая от великого человека.

На сайте Литера Гуру вы познакомитесь с кратким пересказом поэмы Александра Пушкина «Медный всадник» и отзывом о произведении великого русского писателя-классика для читательского дневника.
Это прекрасная возможность вспомнить или узнать основные события поэмы, а также быстро и без лишних затруднений подготовиться к сочинениям всех видов и занятиям по изучению творчества знаменитого литератора.

Поэт в своем произведении начинает описывать красоту и величавость Петербурга. Он размышляет о том, как царь представлял себе будущий город, задумывал грандиозную застройку, находясь в болотистой местности.

Петр, стоя на берегу болота, думал о том, что именно из этого места Российская империя наберет свою морскую мощь и станет более грозной державой, назло всем другим государствам, тем самым прорубив окно в Европу. На протяжении столетия воздвигался град Петра, и наконец, предстал во всей красе – пред ним померкла Москва.

Потом Пушкин начинает повествовать об известном наводнении, которое произошло в 1824 году.
События разворачиваются в ноябре. В Петербурге стоит ненастная погода. Молодой человек по имени Евгений вернулся домой, и у него не получается заснуть. Он пришел от своей невесты Прасковьи, которая проживала с матерью в доме на Васильевском острове, а Евгений сам живет в Коломне, зарабатывая на жизнь службой. Он погружен в мысли о своем неблагополучном финансовом положении – живет бедно, и чтобы заработать – он должен трудиться. Долгим и упорным трудом ему придется накопить свой капитал, а потом жениться на девушке.

Вдруг он заметил, что непогода по-прежнему буйствует, уровень воды в реке поднимается, и она разливается. Евгений понимает, что он надолго отрезан от своей милой. Непогода громыхала всю ночь, а наутро река затопила город, после чего он всплыл, как тритон.
Половодье разрушило городские дома, снесло мосты – на затопленных улицах чего только не плавало, даже гробы. А Евгений спасся, забравшись на статую льва. Он не видел почти ничего, его взгляд был прикован к памятнику – Медному всаднику.

Река, устроив наводнение, стала возвращаться в свое русло. После того, как обнажилась мостовая, Евгений побежал к дому любимой. Однако его ждало горе – их дом снесло половодьем, она погибла вместе с матерью.

Город постепенно стал возвращаться к своей обыденной жизни, но Евгений не мог жить дальше нормально. Постепенно он сошел с ума, ему все чудился шум взбунтовавшейся Невы.
Он перестал работать и ушел из дому, он стал чураться света. Днями он бесцельно бродил по городу, а ночами спал на пристани.

В один день он проснулся из-за воспоминаний о пережитом на том месте, где спасся в те дни, когда бушевало наводнение. Он вновь увидел памятник и, посчитав, что Петр виноват в смерти его любимой, поскольку выстроил город назло природе, и погрозил ему кулаком. Сумасшедшему показалось, что памятник ожил, и всадник стал его преследовать. Евгений в ужасе убежал, и после этого мимо памятника проходил с опасением.

Евгения нашли уже мертвым в одном из домов, которые принесло на остров наводнением. Там же его и похоронили.

Отзыв о поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» для читательского дневника

Мне поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» понравилась. Она очень красиво сочинена, и в ней подняты острые темы, которые не теряют своей актуальности до сих пор. По сей день, мы размышляем над тем, что важнее – географические перспективы, которые нужны для политики государства, или же благополучие людей. Споры не утихают и в настоящее время, и прийти к однозначному выводу сложно.
Основная мысль произведения заключается в противоречиях, касающихся построенного города. Царь стремился защитить империю и укрепить морские границы страны, и кроме того, он хотел наладить отношения с Европой – ведь там имелось в достатке много технологий и новинок, которые были бы полезны для империи. Он грамотно рассуждал о политике, но место для города выбрал неудачное, поскольку река регулярно выходила из берегов, вызывая разрушения в городе. И для царя жизни погибших и оказавшихся без крова людей были ничтожно малой потерей по сравнению с защитой Отечества и с дальнейшим развитием страны.

Для него важнее было сохранить страну, а не несколько сот человек. Именно этот противоречивый выбор был положен в основу сюжета. Так: страна ли для человека, или же человек – для страны? Этот вопрос поднят поэмой.

В принципе, без страны не будет и ее народа. Император же сохранял суверенитет страны, чем обеспечивал безопасность народу. Однако мое мнение схоже с мнением поэта – политическим деятелям необходимо совмещать интересы народа с геополитическими желаниями. Ведь за это они и считаются привилегированными.

Поэма учит учитывать все обстоятельства в любой жизненной ситуации, при принятии любого решения. Так, постройка города стала шагом вперед в политике укрепления и развития государства, но сама стройка оказалась непродуманной – город был не защищен от наводнений, которые уносили жизни десятков и сотен жителей Петербурга, разрушая его. Становится понятно, что судьбы бедных людей никому не были нужны в то время, что неправильно и негуманно. Автор дает нам понять, что страна должна быть для людей, а не они для страны.

Медный всадник в театре и в кино

В 1982 году был снят телеспектакль «Медный всадник», в котором Сергей Герасимов читает поэму Александра Пушкина. Режиссер Наталья Бондарчук вспоминает: «Когда я сняла «Медного всадника», мне был 21 год, я второй раз заканчивала Институт кинематографии – уже режиссерский факультет. Играл Герасимов, из-за него я, в общем-то, эту вещь задумала. Потому что так, как он читал Пушкина, вот эта адекватность пушкинской мысли меня тогда заботила более всего. <…> Дело в том, что я слышала, как Смоктуновский читал, как Юрский, но так, как читал Герасимов «Медного всадника» с этой внутренней страстью, со слезами, в то же время с осмыслением того, что происходило тогда – Петр, царь, Пушкин. Там все было – и бедный Евгений (народ), который всегда и не гений, и не царь, но на нем судьба этого города, судьба медного всадника. Все слилось».

Эпитеты в рассказе медный всадник

Постер к к/ф «Медный всадник России»

В 2019 году вышел на экраны фильм Василия Ливанова «Медный всадник России». Что интересно, значительная часть съемок прошла в Москве – в Царицыно. Также снимали в Петербурге, Выборге и Гатчине.

Фильм посвящен истории создания памятника и тому, как, благодаря кропотливой работе и мучительным творческим поискам мастера Фальконе, монумент стал не просто произведением искусства, но одним из символов России.

На театральной сцене образ Медного всадника также обыгран неоднократно.

Эпитеты в рассказе медный всадник

Сцена из балета «Медный всадник», Мариинский театр. Источник фото

В современном репертуаре Мариинского театра особое место занимает балет «Медный всадник» – постановка Юрия Смекалова, потрясающие декорации, дополненные компьютерные графикой. Премьера состоялась в марте 2016 года.

Это не первое обращение Мариинки к знаменитому сюжету. В 1949 году на сцене Ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова первый балет «Медный всадник» поставил хореограф Ростислав Захаров. В послевоенные годы премьеру ждали с нетерпением, а на сам сюжет о зарождении Петербурга смотрели сквозь призму мечтаний о возвращении города-героя Ленинграда к мирной жизни.

Балет «Медный всадник» на музыку Рейнгольда Глиэра ставили и другие театры: Большой театр в Москве, театры оперы и балета во Львове, Саратове, Новосибирске, Казани.

Малый фестивальный симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Гимн Великому городу, Р. Глиэр

Сегодня «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» – официальный гимн Петербурга. Так же, как и сам памятник – один из самых узнаваемых силуэтов и настоящий символ великого города.

Поделиться статьей:

Медный всадник – памятник Петру I

«Медный всадник» – одна из визитных карточек Петербурга. Памятник царю-преобразователю Петру I находится в центре города на Сенатской площади, выходящей на Адмиралтейскую набережную. С двух сторон площадь окружают здания Сената и Синода и Адмиралтейство, с третьей за Александровским садом сверкает купол Исаакиевского собора.

Воспетый Пушкиным, а следом за ним чередой поэтов и прозаиков, «Медный всадник» занимает особое место среди достопримечательностей города на Неве. Вопреки названию скульптура отлита отнюдь не из меди, а из бронзы, она возвышается на гранитном постаменте высотой в 11 м, вес ее восемь тонн, высота 5 м.

Идея воздвигнуть памятник царю-реформатору в основанном им городе принадлежит Екатерине II. По совету парижских академиков Вольтера и Дидро в 1766 г. в Россию был приглашен главный скульптор фарфорового завода Этьен-Морис Фальконе. Перед ним была поставлена задача, создать памятник «с конской статуей колоссального размера».

Фальконе создал свой образ царя, разительно отличный от того, что хотели увидеть императрица и вельможи. Монумент поражает мощью и скрытой энергией. На краю скалы застыл вздыбленный конь с всадником в простом плаще и на звериной шкуре вместо роскошного седла. О славе победителя и полководца напоминает только лавровый венок и меч. Под копытом лошади змея, как символ преодоленных трудностей и злых сил.

Над моделью скульптор работал три года. Зарисовки конной статуи он делал с орловских рысаков из императорских конюшен. Голову всадника выполнила юная ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Модель из гипса была готова только через 12 лет в 1778 г.

За отливку никто из иностранных и русских литейщиков не хотел браться. В итоге Фальконе нашел Емельяна Хайлова, пушечных дел мастера. Вместе в течение трех лет они разрабатывали состав сплава для уникальной скульптуры, имеющей только три точки опоры.

Под постамент в Лахте был найден гранитный монолит весом около 1400 тонн. По преданию это было древнее капище, на котором совершался обряд жертвоприношения. Местные жители называли его «Гром-камень», так как считалось, что трещина в скале появилась от молнии.

Установили памятник в 1782 г., Фальконе к тому времени из-за разногласий с императрицей покинул страну.

Другие памятники Петру 1

В Петербурге насчитывается почти десяток изображений Петра I, в том числе памятник К. Растрелли у Инженерного замка, выполненный при жизни царя. Всех гостей города встречает на Московском вокзале бюст Петра, установленный на высоком постаменте.

А в аэропорту Пулково запечатлен самый необычный образ царя в виде нашего современника с чемоданом и смартфоном.

Над изображением российского реформатора трудились известные скульпторы: П. Клодт (Петровский парк Кронштадта), М. Антокольский (у Сампсониевского собора и в Петергофе), З. Церетели (у гостиницы «Прибалтийская»), М. Шемякин (в Петропавловской крепости).

Санкт-Петербург. Памятник Петру I (на Сенатской площади)

Фото 19.07.2011:

Фото 15.05.2015:

Памятник российскому императору Петру Великому «Медный всадник» был открыт в городе Санкт-Петербурге в 1782 году. Расположен в центре Сенатской площади. Автором памятника является скульптор Э.М. Фальконе.

Знаменитый памятник Петру I — «Медный всадник» (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

7 августа 1782 г. под гром оркестра и пушечную пальбу, при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади. Когда упали полотняные щиты окружавшей его ширмы, взорам открылся «бронзовый кумир», вознесшийся на коне на пьедестал-скалу. Голова императора, увенчанная венком из лавра, застыла в энергичном повороте. Сдвинутые брови придают облику реформатора некоторую суровость, пристальный взгляд как будто устремлен в будущее. Копыта царского скакуна попирают змею — побежденного неприятеля. С двух сторон на пьедестале — лаконичная надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Идея возведения памятника принадлежала императрице Екатерине II. Создавался громадный монумент в течение 16 лет. Для его исполнения в 1766 г. в Россию приехал известный французский скульптор Этьен Фальконе. Ваятель задумал создать образ не столько самодержавного властителя, сколько преобразователя, способствовавшего своими деяниями процветанию великой страны.

Фальконе изобразил восседающего на коне Петра в просторной рубахе, ниспадающем с плеч плаще. Это позволило эффектно передать движение, мощную энергию и силу всадника, остановившего на скаку разгоряченного коня.

Трудно давалась одна из основных частей скульптуры — голова Петра. Фальконе отверг несколько собственных вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с ваятелем. Используя гипсовый слепок лица первого российского императора, Колло добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремленность, волю Петра.

Фальконе глубоко проработал и скульптурное изображение царского скакуна.

Эпитеты в рассказе медный всадник

Пьедестал памятника создавался по проекту архитектора Ю.М. Фельтена из гигантского монолита. В двенадцати верстах от Петербурга у деревни Лахты нашли гранитный валун, называвшийся Гром-камень. По преданию, в него попала молния и он дал трещину. Современник писал: «Взирание на оной камень возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Действительно, передвинуть монолит размерами 12,8 м в длину, 8,2 м в ширину и 6,4 м в высоту казалось невозможным. Однако в сентябре 1768 г. начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Способ ее предложил военный инженер Ласкари. Землекопы отрыли котлованы вокруг углубившегося на 5 м в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Двенадцатью 30-метровыми рычагами Гром-камень подняли и установили на деревянную раму. Под раму с камнем подложили обитые медью деревянные желоба с бронзовыми шарами, на которых она и перемещалась. Тянули глыбу весом 1600 тонн с помощью канатов и двух вофотов, которые приводили в движение 32 человека. Во время движения на камне находились люди: два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах, 40 каменотесов продолжали обрабатывать скалу, несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном. Расстояние от Лахты до Финского залива (8 верст) преодолели за 4 месяца. 27 марта 1770 г. камень доставили к пристани. Здесь его погрузили на специально построенную баржу и отбуксировали ее в Петербург. Камень выгрузили на берег Невы у Сенатской площади и передвинули к месту, указанному Фальконе.

Решение небывалой по сложности задачи по доставке Гром-камня в столицу, смекалка, трудолюбие и изобретательность людей, осуществивших ее, вызвали восторг современников. В честь перевозки камня выбили памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно».

После обработки монолита приступили к установке скульптуры. Совершенный и мастерски исполненный памятник Петру I является одним из высших достижений монументальной скульптуры XVIII в. Фальконе удалось создать его своеобразным, не повторяющим образцы античности и Возрождения. Воспетый А. Пушкиным «Медный всадник» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ансамбля Сенатской площади.

|
|

История создания «Медного всадника»

«Медный всадник» создан по инициативе Екатерины II. А. М. Голицын доверился мастерам Дидро и Вольтеру, а они рекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Скульптор давно мечтал создать грандиозный памятник. Вначале он сделал восковой эскиз. После того как Екатерина II одобрила модель, в 1766 году он принялся за работу над гипсовым монументом. Над созданием головы трудилась ученица Фальконе Мари Ан Колло. Но скульптор посчитал ее работу несовершенной и внес небольшие изменения. Он сделал взгляд Петра более осмысленным и сильным. В результате императрице понравилась работа, и она назначила ученице пожизненную пенсию. Екатерина II хотела установить монумент в самом центре Сенатской площади. Но Фальконе поставил его ближе к Неве. «Медный всадник» был готов в 1782 году, и 18 августа по новому стилю состоялось его открытие. Оно было приурочено к 20-летию царствования Екатерины II и 100-летнему юбилею вступления на престол Петра.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»

Именно это произведение «солнца русской поэзии» дало памятнику то название, к которому мы привыкли – Медный всадник. Несмотря на то, что скульптура Петра выполнена из бронзы, Пушкин использовал другой эпитет. Более мрачный, тяжеловесный, он лучше соответствовал главной проблеме произведения – противопоставлению мощной государственной машины и человека внутри государства.

Эпитеты в рассказе медный всадник

Эскиз одной из иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Акварель, карандаш, 1928 г.

Через образ Медного всадника А. С. Пушкин в поэме раскрывает свое отношение к Петру I как к человеку и как к правителю, рассуждает о пути России, о том, каким средствами и жертвами правитель идет к своей цели, стремясь превратить страну в мощную успешную державу.

…Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Описание Медного всадника – чрезвычайно эмоционально, порой даже пафосно, идеально гармонирует с образом самого императора и величественного города.

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Эпитеты в рассказе медный всадник

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Графика, 1905 г.

Главный герой поэмы – Евгений, потерявший свою возлюбленную во время наводнения. Вне себя от горя герой бродит по Петербургу, «встречается» с памятником Петру Великому и вдруг понимает, что именно он – государь – виноват во всех бедах города, основав Петербург в месте мрачном, чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

История памятника

Монумент поставили по приказу Екатерины II. Императрица хотела обозначить себя как продолжательница реформ Петра I.

Автором первого памятника был Франческо Растрелли. К сожалению, статуя императрице не понравилась и её поставили в амбаре города. Потом в течение 12 лет над созданием памятника трудился Морис Фальконе. Однако и ему пришлось покинуть Россию, не найдя одобрения императрицы, до завершения своего создания.

Эпитеты в рассказе медный всадник

Императрица и её ближайшее окружение видели монумент другим. Государыня мечтала о статуе императора со скипетром в руке и в римской тунике. Но скульптор видел образ Петра другим.

Завершал работу над объектом Ю.М. Фельтен. Он же выполнял роль профессионала-архитектора, который был нужен, чтобы следить за установкой монумента.

«Гром-камень»

Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. В настоящее время на этом месте находится Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после извлечения камня.

Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «гром-камень» значительно потерял в объеме.

Галина Еремина

Памятники-символы Санкт-Петербурга

Памятники-символы Санкт-Петербурга однозначно можно назвать великими памятниками Северной столицы.

Александровская колонна

Одним из таких служит Александровская колонна на Дворцовой площади, опять-таки воспетый Пушкиным как Александрийский столп в Санкт-Петербурге.

Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.

Александровская колонна была воздвигнута в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана, автора и создателя Исаакиевского собора на одноимённой площади. Монумент ознаменовал собой победу России над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна является великим памятником, поскольку помимо победоносной концепции, по сей день это сооружение остаётся самой высокой колонной, выполненной из цельного камня.

Предлагаем всю информацию в аудиогиде об Александровской колонне и в публикации касательно Александрийского столпа в Санкт-Петербурге.

Другие великие памятники-символы Санкт-Петербурга — Зимний дворец, Арка Главного штаба и сама Дворцовая площадь, Исаакиевский собор и Невский проспект, Петропавловская крепость и шпиль Петропавловского собора, Атланты у входа в Новый Эрмитаж, Спас на Крови и канал Грибоедова, Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова, Дом компании Зингер, Здание Главного Адмиралтейства и кораблик-флюгер на его шпиле.

Современный великий памятник в Петербурге

Самый современный великий памятник и, к тому же, символ Санкт-Петербурга — это Лахта Центр, расположенный в Лахте, одном из исторических пригородных посёлков на западе Приморского района Санкт-Петербурга. Башня Лахта-центра, высотой 462 метра, — самый северный небоскрёб в мире и самый высокий в России и Европе.

В Европе по высоте уступает только сооружению — Останкинской телебашне, высота которой 540 метров. Лахта-центр в Санкт-Петербурге входит в Топ-5 самых экологичных небоскрёбов мира. В целом, сооружение представляет собой комплекс, состоящий из 5 объектов: башни, МФЗ (многофункционального здания), здание арки главного входа, здания КЗС (комплекс зданий и сооружений) и стилобата. Общая площадь объектов — 570 тысяч м².

  • Эпитеты в сказке лиса и журавль
  • Эпитеты в сказке о золотом петушке пушкина
  • Эпитеты в сказке золушка
  • Эпитет к слову тьма из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Эпитет образное необычное определение как пишется