Счастливая,
счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о
ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником
лучших наслаждений.
Л.Н. Толстой. «Детство»
— Прочитай эпиграф. Какие эпитеты
употребляет Толстой, говоря о детстве? Почему? Почему писатель обращается
именно к детству?
(Толстой написал свою повесть
«Детство», наверное, потому, что относится к воспитанию души неравнодушно,
переживает за людей, у которых она не воспитана. А ещё потому, наверное, что он
считает, что самые важные моменты в жизни бывают в детстве.
Толстой написал свою повесть «Детство»,
наверное, потому, что хочет нам сказать, что человеку не надо пропускать ни
одной минуты жизни без того, чтобы не открыть для себя что-то новое.
Толстой назвал свою повесть просто
«Детство», а не «Детство Николеньки», например, так как хотел обобщить:
показать, что во всяком детстве есть общее с детством других людей.)
— Что значит
автобиография? (Автобиографическая повесть —
литературный жанр, в основе которого лежит описание собственной жизни;
повествование в автобиографической повести, как правило, ведётся от первого
лица и сосредоточено на психологических переживаниях, мыслях и чувствах
автора.)
Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича
Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется
десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи,
пансионы и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили
на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель
вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в
окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты
детства.
Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев
Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери:
она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря
ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него
будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у
дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он
старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие
всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало».
Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий
идеал женщины-матери.
Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в
атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его
гувернёрами и дворовыми людьми.
Именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые
использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души»
(постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии). Описывая
состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который
свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали,
от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные
изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать
Толстой в своих знаменитых произведениях.
— Как вы думаете, кому
принадлежат слова, вынесенные в эпиграф нашего урока, — автору или Николеньке?
Почему вы так решили? Какие чувства передают эти слова?
— Подумай над вопросом: “Какую
цель поставил перед собой автор, создав автобиографическую повесть?”
Лев Толстой в начале пути
Из
статьи А.В. Чичерина
“Когда я писал «Детство», то
мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю
прелесть и поэзию детства” — эти слова, сказанные Л.Н. Толстым через пятьдесят
шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем
именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору.
«Детство» — первое произведение
двадцатичетырёхлетнего юнкера, ведущего военную, походную жизнь, участвующего
в сражениях, — в поэтическом отношении необыкновенно совершенно.
Читая это произведение, вы не заметите, что
оно — итог долгой, трудной, терпеливой работы. В дневниках того времени Толстой
особенно внушает себе самому, что терпение и упорство в труде — свойства,
которые он должен каждодневно в себе развивать и укоренять, что без этого он
ничего не достигнет. И он создаёт одну за другой четыре редакции своего
произведения, перепахивая каждую строку, перестраивая, коренным образом меняя
сюжет, смысл и наполнение образов…
Сохранены или вновь введены только ясные,
выразительные детали. Читатель видит мать героя, когда она разливает чай:
“…Одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого
вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она
не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли”. При всём её спокойствии,
уравновешенности, постоянной заботе о других, о хозяйственных мелочах для блага
детей и мужа, при всём этом вода, текущая через верх чайника на поднос,
выражает её тайное смятение и предчувствие последствий предстоящей разлуки.
Или ещё деталь: пальцы приказчика Якова, в
яростном движении которых опровергалось всё то, что говорил отец и что Яков
безмолвно и почтительно выслушивал.
Или — “чёрная круглая табакерка” и другие
предметы вокруг Карла Иваныча, которые лежат так чинно, они доказывают, что
совесть его чиста…
В «Детстве» всё взято в движении, всё, что
есть, тотчас перестанет быть.
Последний день в деревне. Последние
занятия с Карлом Иванычем. Охота перед самым отъездом. Расставание с матерью
навсегда. Образ отца в его отношении к приказчику, к Грише, в споре с матерью
во время обеда, во время охоты. И в Москве: динамичное название глав —
«Собираются гости», «До мазурки», «Мазурка», «После мазурки», «В постели». Но
за лёгкой музыкой танца слышится иная музыка, в детской влюблённости таятся иного
рода мотивы: “…Когда я лежу и думаю о ней, Бог знает, отчего делается грустно
и ужасно хочется плакать”. И вдруг эти тайные мелодии нарастают могучим ударом:
«Письмо», «Что ожидало нас в деревне», «Горе». И самая грустная, самая
захватывающая песня «Последние грустные воспоминания», — прощание с детством.
Около сотни страниц, двадцать восемь глав, в каждой — пронизанный быстрым
движением и в то же время весьма устойчивый быт.
— Каковы главные художественные особенности повести
«Детство»? (Главное для автора — показать «диалектику души», а сюжет имеет
второстепенное значение. В образе рассказчика сочетаются особенности восприятия
мальчика-рассказчика и оценки взрослого человека — автора-повествователя.)
Беседа по главе «Maman»
— С каких событий начинается глава
«Maman»?
— О чём в ней рассказывается?
— Какой мы видим мать Николеньки?
Прочитайте.
— Как мать Николеньки относится к
Карлу Ивановичу?
— О какой черте её характера это
говорит?
— Мать Николеньки сразу заметила, что
он плакал. О чём это говорит?
— Выбери портретные описания и проанализируй
их. (От чьего имени дано описание? Какими способами описывается внутреннее
состояние человека? Какова роль художественных деталей?)
— Что важнее для писателя: события или описание
состояний, чувств, душевных движений?
— Каково отношение мальчика к матери и как оно
проявляется в его поведении?
— Какой вывод о красоте человеческих лиц делает
Толстой?
Беседа по главе «Что за человек был мой
отец?».
— Прочитайте отрывок, в котором нарисован
портрет отца Николеньки.
— Как относится отец мальчика к людям?
— Любили ли его окружающие?
— Удалось ли ему сделать карьеру?
— Что отец Николеньки любил в жизни?
— Для чего он жил? Прочитайте.
— Одинаково ли относится Николенька к
матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.
— Прочитайте выразительно фрагмент главы со слов «Он
умел взять верх в отношениях с всяким» до слов «…что не видел в том
необходимости». Проанализируйте повествование об отце. (Важны ли для
рассказчика события, происходившие с его отцом, и их динамика? Свой ответ
обоснуйте. Как характеризуют отца его поступки? Какова авторская оценка отца?
Выберите цитаты, которые показывают положительные и отрицательные черты отца в
восприятии сына? Проследите, как показано влияние жизненных обстоятельств на
характер отца, его отношение к жизни. Какую роль играет в этом фрагменте
художественное время?)
— Кто даёт оценки отцу: одиннадцатилетний мальчик или
взрослый человек, вспоминающий своё детство.
— Почему в рассказе об отце повествование трудно
отделить от описаний.
Вывод
— Какое влияние оказали на Николеньку его
родители?
Тема
— детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»
Проблема —
становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?
Идея —
нужно любить своих родителей, близких.
Беседа по главе «Детство»
— Как вспоминает о своём детстве Николенька?
— Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и
любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»
— О чем молится маленький Николенька?
— Какие моменты детства ему дороги?
— Что запомнилось рассказчику из
детства: события или чувства? Почему?
— Как можно охарактеризовать его
отношение к матери? Способны ли современные дети на такую глубину чувств?
Обоснуйте свою позицию.
— Прочитай выразительно первый и три
последних абзаца главы. Почему в них много вопросительных предложений?
— Охарактеризуйте художественное время
главы. Как меняется возраст рассказчика?
Домашнее задание. Эссе (100-150 слов)
на тему «Способны ли современные дети на такую глубину чувств, как у Николеньки
Иртеньева?»
Автор:
Guru
·
«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.
История создания
Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.
Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.
Жанр и направление
Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.
Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.
Суть
В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.
Главные герои
Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.
- Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
- Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
- Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
- Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
- Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
Темы
- Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
- Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
- Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
- Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
- Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
- Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
- Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
- Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
- Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
Главная мысль
В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.
Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
Вывод: чему учит?
Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.
Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.
Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.
Автор: Камилла Шарапова
Читайте также:
«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.
История создания
Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.
Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.
Жанр и направление
Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.
Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.
Суть
В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.
Главные герои
Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.
- Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
- Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
- Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
- Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
- Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
Темы
- Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
- Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
- Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
- Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
- Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
- Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
- Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
- Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
- Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
Главная мысль
В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.
Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
Вывод: чему учит?
Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.
Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.
Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.
Автор: Камилла Шарапова
Анализ произведений
Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)
Поделиться
Толстой – мастер
психологизма, романов. Чехов же – мастер краткости. Чехов не шел путями
Толстого. Он предпочитал краткость и объективность. Можно сказать, что он
перевернул стиль Толстого. Замечено, что если у Толстого любое явление и
человек — это сцепление характерных деталей и подробностей, то у Чехова —
деталь не является частью целого, а сама становится носителем целого.
Мировоззрение самого Чехова было сложным и
противоречивым единством, и оно определяло содержание и направление всех
компонентов творческого процесса писателя (наблюдение, отбор фактов жизни, их
осмысление и типизация, работа подсознательной сферы по заданию разума и
прочее). Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы
заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ
жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных
изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до
вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного
физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически
полный отказ от собственности.
Субъективация
же это характерный для Чехова конца 80-х годов ХIX века прием насыщения слова
повествователя эмоциями и мотивациями персонажа с помощью «пульсирующих
изменений» дистанции между повествователем и персонажем. С ее использованием
повествование Чехова достигает особого эффекта: сам того не замечая, читатель
испытывает воздействие автора, который включает его мысли и воображение в самую
суть проблемной ситуации.
Существуют
различные версии о том, что послужило поводом к написанию рассказа «Каштанка».
По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на
истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его
книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от
писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева. Произведение
«Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему
творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П.
Чехова как таковых рассказов не существовало. «Каштанка» относится к
направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе,
то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все
чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного. Рассказ «Филипок» Л.Толстого предназначен для
чтения младшими школьниками, он несёт в себе обучающий и воспитательный посыл.
В произведении дети учащиеся могут узнать себя и свои стремления.
История создания –
рассказ был предназначен для изучения в сельских школах и входил в сборники
чтения.
Жанр – быль или рассказ, направление – реализм, назначение (для
чего) – учебная литература. Основная идея – если человек поставил себе цель учиться, его ничто
не остановит. Тема – учиться
можно начинать в любом возрасте. Проблема –
важно заметить в ребенке познавательную активность и поддержать ее, а не
сдерживать, как это делала мама Филиппка.
Композиция – рассказ описывает один день из жизни
крестьянского мальчика, который стал поворотным в его судьбе.
Изобразительные- выразительные средства в
произведениях.
«Каштанка» А.П. Чехова:
Эпитеты: Озябшую лапу; рыжая собака; в резиновых
калошах; пушистый снег.
Метафоры: Лисье ухо; опьянела от еды; зеленело в
глазах; очень умный гусь.
Сравнения: Жизнь потекла как по маслу;
пошатывался, как пьяный; большого странного дома, похожего на опрокинутый
супник; парик с пробором и с двумя вихрами, похожими на рога.
Олицетворения: Жизнь потекла; сани
остановились.
«Филипок» Л.Н.Толстого:
Эпитеты:
сердитыми глазами, страшный сон, чистенький человечек, тайные мысли, дрожащим
голосом, задушевную мысль, пунктуальный Фока, по мрачной и свирепой наружности,
блестяще-желтое поле
Фразеологизмы:
изо всех сил (брыкал ногами), удержаться от смеха, не смыкая глаз, рука об
руку,
Метафоры: слезы
воображения, вопрос этот решен был в нашу пользу, Воображение мое ушло далеко
вперед действительности,
Олицетворения:
сколько ни ходили тучи, пальцы прыгали, одни тучки побледнели, подлиннели и
бежали на горизонт; зрачок этого глаза прыгал беспрестанно, паутины носились в
воздухе, легкий ветерок, пробегая по листве деревьев…
Гиперболы:
помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели; Он был такого
большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было
нагнуть голову, но и согнуться всем телом.; тысячи различных цветов и теней, которые
разливало палящее солнце…
Сравнения: Около
задних ног его лошади пестрым, волнующимся клубком бежали сомкнутые гончие. Две
борзые собаки, напряженно загнув хвост серпом…; пот катился с меня градом; Я
наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге.
Ведя повествование от третьего лица, автор может
комментировать как внутренние процессы, так и внешнее поведение: «Особенно мучителен был
следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его
Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его
обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее
скулила Каштанка». Как уже говорилось выше, данная форма повествования
дает писателю возможность наиболее свободно обращаться с течением
художественного времени. « не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец
гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причем гусь должен был прыгать
через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и
махать лапками. Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от
восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем».
«Нейтральность» повествования «от третьего лица»
в рассказе компенсируется активным включением в текст прямой речи, причем речи
не только «человеческой»: «Но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил
ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его
был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий,
пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не
разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и
проворчала:
— Ррррр… » А в I главе
мы находим возможные мысли «очеловеченной» Каштанки: «Когда стало совсем темно,
Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала
горько плакать. <…> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала
бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» А в 6-й главе
собака, принявшая кличку Тетка, практически «заговорила»: «Она даже не понюхала лапки, а
пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:
— Ску-ску-ску…»
Особой повествовательной формой является несобственно-прямая
речь. Ее тоже можно встретить в данном рассказе. Она слита с авторской в одно
целое: автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а
говорит или думает за него, при этом остается в позиции «вненаходимости», в
отличие от героя, который одновременно выступает субъектом, объектом и
предметом речи: «Когда
думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как
она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной
между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы
теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин
нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило».
Понаблюдав за изменением формы повествования в «Каштанке»,
можно увидеть, что в монологической речи собаки несобственно-прямая речь
появляется чаще остальных. Она помогает Чехову стереть границу разделения между
голосом автора и голосом героя.
Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр —
рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно
хотел учиться.
Писатель затронул
темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для
читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную
мысль.
Образная система рассказа
строится на том, что какие-то герои препятствуют Филипку, а какие-то помогают.
·
Мама не пускает, бабушка
присматривает за мальчишкой, но обе слишком переживают за ребенка: «Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила
его дома».
·
Учитель кажется строгим и
сердитым поначалу, но потом показывает себя как добрый понимающий
наставник: «Он
посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его
по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик».
·
Также помощником можно считать
мужика, который помог малышу, отогнав собак.
В этом поучительном рассказе очень важны символы, которые
переносно показывают важность поступка Филипка.
Главные символы в
рассказе:
·
Дорога в школу
Она олицетворяет то, что к цели всегда ведет некий путь, что цель именно
достигается, а не получается из ниоткуда. Трудная дорога придает ценность
занятиям в школе.
·
Препятствия на пути
Филиппка много препятствий: отсутствие шапки, злобные собаки, расстояние,
запрет мамы, побег без спроса, пока бабушка спит, растерянность, неуверенность,
боязнь, что учитель прогонит.
Все они показывают, что путь к желаемому результату может быть не
таким уж простым.
Также в рассказе можно увидеть психологизм – выражение внутреннего
состояния героев.
Например, вот как автор описывает переживания мальчика:
На Филипка нашел страх:
что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.
или
Филипок так напугался,
что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и
рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло.
Главный конфликт – между запретом мамы и целью ребенка. Мальчик
нарушает правила (ему по возрасту пока учиться нельзя), но получает желаемое. В
итоге оказывается, что юный возраст – не помеха учебе.
Финал рассказа открытый, читатель знает только, что «с тех пор Филипок стал ходить
с ребятами в школу», но тем самым писатель подчеркивает, что с этого
момента у мальчика стало все хорошо. Впереди героя ждет хорошее будущее.
В сюжеты
произведений «Каштанка» А.П. Чехова и «Филипок» Л.Н. Толстого положены истории,
которые могли бы на самом деле произойти в реальной жизни. Авторы используют
одинаковые художественные приёмы (сравнения, эпитеты, метафоры), чтобы донести
до читателя главную мысль.
Урок
литературы в 8 классе
Социально-нравственные
проблемы в рассказе Л.Толстого «После бала».
Дидактическая цель урока: формирование целостного видения мира искусства как отражения
человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и
междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и
коммуникативной компетенций.
Задачи:
1.
обобщение единичных знаний в
систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о
единстве социальной и нравственной справедливости, ответственности человека за
все, что совершается в жизни, неучастие во зле;
2.
развитие умений осуществлять
логические операции (сопоставлять, анализировать, сравнивать);
3.
развитие речевых и
коммуникативных умений;
4.
развитие умения совместной
деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач
коллектива.
Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности
учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные
методы и приемы обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация
учителя, разработанные карточки-задания для групп, словарь урока, высказывания
Л.Н.Толстого о смысле жизни, Ф. Шопен. Мазурка ХХ, репродукция картины В.
Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»)
Ожидаемые результаты:
Личностные:
— развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование толерантности как нормы
осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
-умение строить логическое рассуждение,
включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;
— умение работать в группе — владение
навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое
мнение.
— умение видеть культурологические связи.
Предметные:
-понимание литературы как особого способа
познания жизни;
-воспитание квалифицированного читателя,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных
высказываниях в жанре рассуждения аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
— формирование потребности в диалоге с
текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского
восприятия.
Ход
урока
1. Этап –
мобилизующий Включение
учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).
-Добрый день, ребята. Я рада
приветствовать вас на уроке. В начале урока мне хотелось задать вам необычный
вопрос: какое у вас сейчас душевное состояние?
— У меня тоже в душе волнение и радость от
встречи с вами.
— Что влияет на душевное состояния
человека?
(Примерные ответы: ситуация, в которую
попадает человек. Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства,
порой совершенно противоположные).
— А какие чувства у вас возникли после
прочтения рассказа Л.Толстого «После бала»? Всё ли было понятно? Возникли ли
какие вопросы?
Рассказ начинается словами: Вот вы
говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что
всё дело в среде… А я думаю, что всё дело в случае. Л. Толстой
-Какие слова можно отнести к категории
нравственности? Нравственности. Что значит нравственность? (добро,
справедливость, всё хорошее, что есть в человеке )Звучат ли эти проблемы в
рассказе?
Что означает среда? Общество. А звучат ли
в рассказе общественные проблемы?
О каких проблемах рассказа мы будем
говорить? Сформулируйте тему урока.
Какова цель урока?
1. Выявить
социально-нравственные проблемы рассказа.
Как будем
достигать цель?
1. Исследовать
текст
2. Провести
наблюдения над языковыми средствами
3. Выявить
социально-нравственные проблемы
Актуализация знаний. Словарь
урока.
Создавая художественное
произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и
чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей
силой воздействовали на читателя.
Художественное
произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.
Каждая часть, каждый
эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует
раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.
Попробуем это доказать
знанием теории литературы. .Составим словарь урока.
Я называю понятие , вы
находите определение этого понятия, и на планшете записываете цифру.
Композиция.
Антитеза.
Рассказ.
Художественная деталь.
Рассказ в рассказе.
1. Малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое
произведение, отличительный особенностью которого является небольшое
количество действующих лиц, ограничение художественного пространства , наличие
емких деталей, выразительной концовка, иногда — присутствие рассказчика.
2. Построение художественного
произведения.
3. Резкое риторическое противопоставление образов, состояний
или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством.
4. Значимый, выделенный элемент художественного образа,
выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и
идейно-эмоциональную нагрузку.
5. Это художественный прием, когда герой произведения начинает
рассказывать что-то, и его рассказ заключён в рамку, что помогает осознать,
подчеркнуть идею автора.
Мы повторили понятия, а теперь вставьте
пропущенные слова в текст.
Повествование ведется от лица …,
вспоминающего ….
Рассказ заключен в «……», такой прием
называется ……
Это событие произошло в один день, а
точнее ночь, и включает два эпизода:………….. и ……………..
Какая из частей называется как рассказ,
почему?
Чтение под музыку описание бала и описание
эпизода после бала. Какой приём использует Толстой в описании бала и после
бала. А можем ли мы выдвинуть гипотезу, для чего автор использует приём
антитезы? Донести идею.
Сегодня мы будем в роли
исследователей. Работая с текстом произведения, попытаемся понять, что же хотел
до нас донести автор?
1 ряд (Описание бала и
после бала)
бал | После |
музыка | Музыка |
цвет | цвет |
Буфет | татарин |
зала | солдаты |
Варенька | |
эпитеты | эпитеты |
Какой приём |
Бархатные платья,
брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым
поясом, атласные башмачки, море шампанского.
Что-то черное, страшное
приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не
поверил, чтобы это было тело человека.
Звуки, характер музыки
Бал был чудесный;
музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.
Доносилась какая-то
другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.
2 ряд (полковник)
бал | После бала |
лицо | Лицо |
одежда | одежда |
фигура | фигура |
перчатка | Перчатка |
отец | Военный |
Какой приём |
Описание полковника
Высокий, статный,
красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка,
выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.
Статная фигура
двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника,
кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник,
уверенный в своей правоте
3 ряд (Иван Васильевич)
бал | После бала |
Психлолгическое | Психлолгическое |
Чувство | Чувство |
Психологическое состояние рассказчика
1)Я был не только весел
и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное
существо, не знающее зла, способное на одно добро;
2)Я не только
любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;
3)Я обнимал в то время
весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное
чувство(к отцу ее);
4)Бесконечно счастлив.
На сердце была почти
физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз
останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом,
который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и
увидел опять все и вскочил.
Какой приём использует
автор в своём рассказе? Почему?
Какая часть главная в
рассказе? Почему?
Изменился ли полковник?
Нет. Что указывает на это? Художественная деталь. Полковник верит в
необходимость расправы.
Как меняется И.В.? Как
изменилась жизнь героя? Почему он отказывается от службы?Он делает свой
нравственный выбор: не участвовать во всеобщем зле. Иван Васильевич, чтобы
сохранить душу, делает свой выбор.
Не участие во зле – нравственный выбор героя
Так решается нравственная
проблема рассказа.
А социальная?
Дополните недостающее
соответствие в таблице
«По закону» (принятому
в обществе)
Полковник
Иван Васильевич
Социальное
(общественное)
Нравственное
(общечеловеческое)
(По закону
нравственному, божескому)
Полковник
убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую
перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому
молодому человеку…» А если придет случай, ударить (этой рукой провинившегося
солдата.)
-В чем проявляется
контраст?
Сформулируйте
художественную идею произведения.
В основе рассказа идея
единства нравственной и социальной справедливости. Неучастия во зле.
Ответственность человека за все, что случается в мире
40-е годы 19в,время
Николая1 (события, изображённые в рассказе)
1900-е
годы (современная автору эпоха)
Начало 21 века –
современная читателю эпоха
Актуален ли рассказ сегодня? Чем?
Какими нравственными качествами должен
обладать писатель, создавший такой рассказ?Восстановите высказывание Толстого,
выберите нужное.
« Смысл жизни в
служении( людям, себе).
Жить для одного себя(можно, нельзя).
Это духовная(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в
увеличении в себе (любви и добра, ненависти и зла)»
Поискам добра,
служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Ещё в зале
старого яснополянского дома, когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и
самую памятную игру, которая приучала творить добро. Эту игру придумал старший
брат Николенька. Однажды, вспоминал Л.Н.Толстой, он «объявил нам, что у него
есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются
счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не
будет сердиться, и все будут любить друг друга… эта тайна была, как он нам
говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю
оврага…»
Всю свою жизнь Л.Н. Толстой шёл по пути
самопознания, анализировал свои поступки, описывал переживания своей внутренней
жизни. Ему удавалось хорошо знать людей и удивительно ярко и точно их
описывать.
Подведения итогов
урока на рефлексивной основе.
Работа с
высказываниями Л.Н. Толстого
У Вас на столах цитаты — слова великого
Толстого (Приложение 7)
Выберите ту, которая соответствует вашему
душевному состоянию, возникшему сегодня на уроке.
Высказывания Л.Н.
Толстого о смысле жизни
« Смысл жизни в служении людям. Жить для одного себя нельзя. Это духовная смерть.
Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе любви, и добра»
«Для того чтобы
выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе»
«Чтобы быть счастливым,
нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от
обстоятельств, а от себя»
«Стыд перед людьми –
хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».
«Нет величия там, где
нет простоты, добра и правды»
«Есть только одно важное для всех дело
в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает
помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно»
«Зло только внутри нас, то есть там,
откуда его можно вынуть»
«Прошлой ночью я подумал во сне, что
кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и
совершенствуется. Главная задача — внести вклад в то движение, подчиниться ему
и сотрудничать с ним»
«Я уверен, что смысл жизни для каждого
из нас — просто расти в любви».
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
5.Выставление оценок
6.Домашнее задание:
1.подготовить сообщение о Л. Толстом.
2.Прав ли Иван Васильевич, выбирая позицию
уйти от зла, не участвовать в нём? (5-10 предложений)
Высказывания
Л.Н. Толстого о смысле жизни
1.«
Смысл жизни в служении людям.
Жить для одного себя нельзя.
Это духовная смерть. Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в
себе любви, и добра»
2.«Для
того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому
себе»
3.«Чтобы
быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно
зависит не от обстоятельств, а от себя»
4.«Стыд
перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».
«Нет
величия там, где нет простоты, добра и правды»
5.«Есть только одно
важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле
человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает
радостно»
6.«Зло только внутри
нас, то есть там, откуда его можно вынуть»
7.«Прошлой ночью я
подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир
движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в то движение,
подчиниться ему и сотрудничать с ним»
8.«Я уверен, что смысл
жизни для каждого из нас — просто расти в любви».
9.«Чтобы
поверить в добро, надо начать делать его».
Высказывания
Л.Н. Толстого о смысле жизни
1.«
Смысл жизни в служении людям.
Жить для одного себя нельзя.
Это духовная смерть. Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в
себе любви, и добра»
2.«Для
того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому
себе»
3.«Чтобы
быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно
зависит не от обстоятельств, а от себя»
4.«Стыд
перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».
«Нет
величия там, где нет простоты, добра и правды»
5.«Есть только одно
важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле
человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает
радостно»
6.«Зло только внутри
нас, то есть там, откуда его можно вынуть»
7.«Прошлой ночью я
подумал во сне, что кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир
движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в то движение,
подчиниться ему и сотрудничать с ним»
8.«Я уверен, что смысл
жизни для каждого из нас — просто расти в любви».
9.«Чтобы
поверить в добро, надо начать делать его».
3 ряд
(Иван Васильевич)
Бал | |
Психлолгическое состояние | |
Чувство |
3 ряд (Иван Васильевич)
После бала | |
Психлолгическое состояние | |
Чувство |
3 ряд
(Иван Васильевич)
Бал | |
Психлолгическое состояние | |
Чувство |
3 ряд (Иван Васильевич)
После бала | |
Психлолгическое состояние | |
Чувство |
2 ряд (полковник)
бал | После бала |
лицо | лицо |
одежда | одежда |
фигура | фигура |
перчатка | перчатка |
отец | |
Какой приём использует |
2 ряд (полковник)
бал | После бала |
лицо | Лицо |
одежда | одежда |
фигура | фигура |
перчатка | Перчатка |
отец | |
Какой приём использует |
2 ряд (полковник)
бал | После бала |
лицо | лицо |
одежда | одежда |
фигура | фигура |
перчатка | Перчатка |
отец | |
Какой приём использует |
2 ряд (полковник)
бал | После бала |
лицо | лицо |
одежда | одежда |
фигура | фигура |
перчатка | Перчатка |
отец | |
Какой приём использует |
1 ряд (Описание бала и
после бала)
бал | После |
музыка | музыка |
цвет | цвет |
Буфет | татарин |
зала | солдаты |
Варенька | |
эпитеты | эпитеты |
Какой приём использует |
1 ряд (Описание бала и
после бала)
бал | После |
музыка | музыка |
цвет | цвет |
Буфет | татарин |
зала | солдаты |
Варенька | |
эпитеты | эпитеты |
Какой приём использует |
1 ряд (Описание бала и
после бала)
бал | После |
музыка | музыка |
цвет | цвет |
Буфет | татарин |
зала | солдаты |
Варенька | |
эпитеты | эпитеты |
Какой приём использует |
1 ряд (Описание бала и
после бала)
бал | После |
музыка | музыка |
цвет | цвет |
Буфет | татарин |
зала | солдаты |
Варенька | |
эпитеты | эпитеты |
Какой приём использует |