Эпитеты в донских рассказах

Слайд 1м.а.шолохов донские рассказыслайд 2и там и здесь между рядами звучит один и тот же глас: кто не за нас

Слайд 1

М.А.Шолохов «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»

Слайд 2

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин

Слайд 3

Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Слайд 4

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»

Слайд 5

Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

Слайд 6

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.

Слайд 7

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?

Слайд 8

Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия

Слайд 9

И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!

Слайд 10

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? — Атаман (пейзаж плодородной земли) — Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

Слайд 11

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

Слайд 12

Объясните смысл названия рассказа. Родинка — … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Слайд 13

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают — … Степь глазами излапывает — … Ставни тоскуют — … Сумерки измазали хатенку — … Лучистые морщины — … Куга, курень, нехай — …

Слайд 14

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом

Слайд 15

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

Слайд 16

Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).

2021 09 21 4Михаил Александрович Шолохов (1905 — 1984 гг.) – русский писатель, Лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР по литературе, дважды Герой Социалистического Труда, автор книг «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Наука ненависти», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Родился Шолохов в 1905 году, в хуторе Кружилин станицы Вешенской (ныне Шолоховский район Ростовской области), что на берегах реки, которую народ издавна называет «наш батюшка тихий Дон». Родной стороне, истории донского края и его людям он посвятил свое творчество, до конца оставаясь верным этой теме. Профессиональная деятельность Михаила Александровича началась в 1926 году с выходом в свет первого сборника «Донские рассказы». Ему тогда было всего 21 год и это было только начало.

В сборник 1926 года вошло девятнадцать рассказов, во втором издании их было уже двадцать семь. Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходивших на Дону в 20-е годы прошлого столетия, но и трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы Первой мировой войны, последующей за ней революцией и Гражданской войной. Гражданская война предстает в «Донских рассказах» как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. Прямо через казачий двор проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Шолохов осуждает насилие. Это осуждение перерастает в общечеловеческое осуждение отце–сыно-братоубийства.2021 09 21 5

Трагедия казачьей семьи — основа сюжета рассказа «Родинка». Главные герои — командир красного эскадрона молодой парень Николка и его отец старый казачий атаман, принявший сторону белых. Старый казак убивает в бою молодого, и по родинке узнает в нем своего сына. Родинка -это не только примета, по которой атаман узнает сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.

«Продкомиссар» — рассказ, который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Армия и «центр» нуждаются в зерне, и никто не церемонится с теми, кто укрывает драгоценное зерно, выращенное тяжким трудом. Всем этим занимались продовольственные комиссары. Один из них — двадцатилетний Игнашка Бодягин. В родной станице, для нужд армии, он должен изъять у людей хлеб. За отказ – расстрел. Игнашка одобряет расстрел отца-кулака, но и сам погибает в перестрелке с восставшими против поборов казаками.

«Нахаленок» — один из самых известных ранних рассказов писателя. В суровые годы совершил свой героический поступок семилетний мальчуган Мишка Коршунов — Нахаленок. Отец для Мишки – идеал, он хочет быть похожим на него и мечтает попасть в Красную Армию. Мишка взрослеет на протяжении этого небольшого рассказа и бесстрашно делает дело, которое относится к взрослым политическим играм. Он, семилетний ребенок, по просьбе деда, скачет в ночи на лошади, чтобы предупредить красноармейцев, что в станице орудует банда и просить о помощи. В рассказе четко виден классово-социальный конфликт тех лет.

В центре сюжета рассказе «Шибалково семя» – трагедия маленького человека, декорацией к которой послужила гражданская война. Обман, предательство, убийство – все это довелось пережить главному герою. Красноармеец Шибалок пытается уговорить директора детского дома принять его маленького сына, с которым он «горюшка хлебнул выше горла». Женщина не соглашается – все детские дома переполнены, и детей попросту нечем кормить. Солдат для того, чтобы хоть как-то разжалобить женщину, начал рассказывает историю своего ребенка, которому идет только « другой год, а матери не имеет».

Главный герой рассказа «Алешкино сердце» – подросток четырнадцати лет. Его семья голодает. От недоедания умирает его мать и сестра. Подросток пытается выжить и идет в наемные работники, но ничего и тут не получает, кроме побоев. Погибает Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

В основе сюжета рассказа «Коловерть», – история казачьей семьи. Петр Пахомыч и два его сына, Григорий и Игнат, поддерживают сторону большевиков. Для них, простых казаков-хлеборобов, земля была превыше всего. Третий сын Михаил выражает идеи белогвардейцев и когда отец и братья уходят к большевикам, он первым поспешил донести об их уходе. Идеологическая «коловерть» затягивала его все дальше, и Михаил отдает приказ о расстреле отца и брата.

2021 09 21 6В рассказе «Пастух» происходит конфликт, которому автор придает характер столкновения двух мировоззрений: старого — происходящего из прежнего крестьянского мира (председатель колхоза) и нового (крестьянский парень Гриша) – стремящегося строить новый мир. Несмотря на смерть главного героя, Шолохов рисует в конце рассказа его сестру, идущую по грязи, вероятно, чтобы уйти из деревни в новую жизнь.

Новелла «Чужая кровь» повествует об одиноких стариках в лице деда Гаврилы и его жены, не дождавшихся с войны единственного сына Петра. В рассказе «Батраки» говорится о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина в поисках лучшей доли. «Лазоревая степь» показывает нам, что иногда честь и вера в идеалы для человека оказываются сильнее страха смерти.

В рассказе Михаила Шолохова «Обида», крестьянин Степан мстит, но не столько за свою обиду и голод, упавший на его семью, сколько за «обманутую», вспаханную, но так и не засеянную им землю. Это поле ощущается им как место преступления. Такова была неразрывная, почти родственная связь крестьянина с его землей.

Рассказ «Жеребенок» показывает нам, что во время войны в людях все равно остается человечность. Спасая маленького жеребенка, они умеют сострадать и быть милосердными.

В сборник «Донские повести», также, входят рассказы: «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Смертный враг». Знакомы читателям и такие произведения, как «Галоши», «Червоточина», «Чужая кровь», «О Колчаке, крапиве и прочем», «Путь – дороженька».

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Михаила Александровича Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Именно на их почве позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Жизнь в рассказах Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, их человеческая природа. Автор понимает, то, во что верили на протяжении многих столетий казаки, у них отняли. Он не может равнодушно принять эту информацию. Шолохов пытается ее осмыслить и правильно донести до читателей. Автор постоянно напоминает нам, что нельзя забывать свою историю, надо помнить ее уроки, никогда не ставить жизнь человека выше любой идей и в любых ситуациях оставаться человеком. Поэтому шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

  1. Главная
  2. Издательство МЦИТО
  3. Конференции
  4. Архив
  5. ТПИ-1, г. Тобольск

237 609b778f7ad50

Статус: Завершен
Сроки проведения: 22 октября 2021 года — 22 октября 2021 года

  • Информация
  • Участники

Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Западной Сибири 28

  • ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЛЕКСИКА В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЛОВАРЯХ И. И. ГИГАНОВА

  • К ПРОИСХОЖДЕНИЮ ОТЭТНОНИМИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ РОДОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БАШКИР

  • ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ В БАШКИРСКОМ И КАЗАХСКОМ ЯЗЫКАХ

  • «ЦИРКУМПОЛЯРНЫЕ» ЛИТЕРАТУРЫ РОССИИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

  • ЛЕКСИКА ГОВОРЕНИЯ В СТАРОЖИЛЬЧЕСКИХ РУССКИХ ГОВОРАХ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  • МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДРЕВНЕТЮРКСКИХ ДАСТАНОВ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСКОГО И КАЗАХСКОГО ВАРИАНТОВ)

  • ДИАЛЕКТИЗМЫ В «ДОНСКИХ РАССКАЗАХ» М. ШОЛОХОВА

  • К ИЗУЧЕНИЮ ОБРЯДОВЫХ ДИАЛЕКТНЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСТОЧНОГО ДИАЛЕКТА ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА)

  • ЯЗЫКОВАЯ ШКОЛА ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

  • ОБМЕННЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ БАШКОРТОСТАНА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

  • ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА СТРАНИЦАХ ЮРГИНСКОЙ ГАЗЕТЫ «ПРИЗЫВ»

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – ФИТОНИМОМ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ И ДИАЛЕКТЕ СИБИРСКИХ ТАТАР

  • ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ В КОНСТРУКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • ЧУДЕСА СИБИРСКОЙ ЗЕМЛИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Н.С.УСТИНОВА «МЕДВЕЖИЙ БОР»)

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ И КЛАССИЧЕСКИХ АНТИУТОПИЙ

  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ДИАЛЕКТНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  • ДИАЛЕКТНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКИХ ГОВОРОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ФРАЗООБРАЗОВАНИЕ И СЕМАНТИКА

  • ОБРАЗ «ИНОГО НАРОДА» В МИФОЛОГИИ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

  • ОБРАЗЫ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА

  • СОХРАНЕНИЕ ЯЗЫКОВ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА

  • СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭПИТЕТА В КАЛМЫЦКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ «ДЖАНГАР»

  • ОБРАЗЫ ПЕРСИДСКОЙ ПОЭЗИИ В СБОРНИКЕ «ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ» С.А.ЕСЕНИНА

  • ПРОБЛЕМА ГЕНИАЛЬНОСТИ В РОМАНАХ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА

  • АРХЕТИП ТЕНИ В ОБРАЗЕ ДОРИАНА ГРЕЯ ПО К.Г. ЮНГУ

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР К. ЭРЕНДЖЕНОВА

  • ЦВЕТОВЫЕ ЭПИТЕТЫ В ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ

  • РОЛЬ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА

  • ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

Современная языковая политика в Тюменской области (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Омской области, Новосибирской области, Томской области, Алтайском крае, Кемеровской области, Республике Алтай 4

  • ДИНАМИКА ЭТНОЯЗЫКОВЫХ ПРОЦЕССОВ У СИБИРСКИХ ТАТАР В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛЕ XXI ВВ. (ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСЕЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

  • ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА С КОМПОНЕНТОМ- НАИМЕНОВАНИЕМ ОДЕЖДЫ: СЕМАНТИКА И УПОТРЕБЛЕНИЕ

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

  • СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ И КНР

Миграционные процессы и демографическая ситуация на территории Западной Сибири в историческом аспекте и в оценке современной ситуации 8

  • СМАГУЛ САДВОКАСОВ О МИГРАЦИИ КУЛЬТУР В РАМКАХ ЭТНОПРОСТРАНСТВА «ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ – КАЗАХСТАН»

  • О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕНЕОНИМИИ ЕВРАЗИИ (НА ПРИМЕРЕ РОДА КАТАГАН)

  • ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ СИБИРСКИХ ИНОВЕРЦЕВ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ТОБОЛЬСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБРАЗА ПЕТРА I В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

  • КОРЕЙЦЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-60-Е ГГ. XX ВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

  • ВЛИЯНИЕ СТИХИЙНОЙ УРБАНИЗАЦИИ НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО УРАЛА)

  • ЭТЮДЫ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МИСТИЧЕСКОГО СЕКТАНТСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII-XIX ВВ.

  • КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Проблема взаимовлияния, взаимопроникновения и взаимодействия языков самодийских, славянских, тюркских и финно-угорских народов, проживающих на территории Западной Сибири 4

  • СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО АКТА ОБРАЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

  • УЧИТЕЛЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТОБОЛЬСКА КОНЦА XVIII–НАЧАЛА XIX ВВ.

  • СЕМАНТИКА СЛОВА «НОЖ» В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ РУССКОГО НАРОДА

  • СПОСОБЫ ОТРАЖЕНИЯ НЕРЕАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ С БЫТОВЫМ И ПИЩЕВЫМ КОМПОНЕНТАМИ

Язык, культура и уклад жизни коренных малочисленных народов Западной Сибири в условиях урбанизации 5

  • НАИМЕНОВАНИЯ ОДЕЖДЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НЕНЕЦКОГО НАРОДА

  • О НЕКОТОРЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

  • СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАЛМЫКИИ И «ТОДО БИЧИГ» (ЯСНОЕ ПИСЬМО)

  • Символика кур ‘пояс’ в алтайской традиционной культуре

  • ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ В ПЕРЕВОДЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОЙ, РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ ВЕРСИЙ «ГАРРИ ПОТТЕР И ДАРЫ СМЕРТИ») (на материале английской, русской и китайской версий «Гарри Поттер и Дары Смерти»)

Проблема сохранения этнокультурного наследия и народных говоров малочисленных коренных народов Западной Сибири 5

  • РОЛЬ ДИАЛЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РУССКО-ТАТАРСКИХ И ТАТАРСКО-РУССКИХ СЛОВАРЕЙ XIX ВЕКА

  • ИЗ ОПЫТА СОСТАВЛЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО СБОРНИКА И. Ш. КАДЫРОВА «ПЕСНИ СИБИРСКИХ ТАТАР»

  • БАШКИРО-КАЗАХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОРОДСКУЮ ЭТНИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ

  • ПСЕВДОНИМЫ: КТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД МАСКОЙ?

  • ТУРИЗМ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ СИБИРСКИХ БУХАРЦЕВ

Изучение народных говоров с применением возможностей современных IT-технологий 4

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IT- ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

  • КРЕЩЕНЫЕ ТАТАРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

  • СУБСТАНТИВЫ АСПЕКТУАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ РЕЗУЛЬТАТА И ПОВТОРА В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

  • МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ IT-ПЛАТФОРМА «ЭТНОПРОСТРАНСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ» КАК ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ РЕСУРС

Актуальные проблемы преподавания языков коренных народов Западной Сибири в школе и вузе 1

  • РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Методика преподавания в образовательных учреждениях 14

  • ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1983-2019)

  • ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • АНАЛИЗ КУЛИНАРНЫХ РЕЦЕПТОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ)

  • ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРАМАТУРГИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

  • МОТИВЫ ДОМА И САДА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА

  • ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

  • КЛЮЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  • РОМАН «ДЖЕЙН ЭЙР» ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ

  • ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ЦИФРОВУЮ И КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭПОХУ

  • ФОРМИРОВАНИЕ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – НОСИТЕЛЕЙ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ

  • СЕМАНТИЧЕСКАЯ И ВАЛЕНТНАЯ МОТИВИРОВАННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Для чего нужны эпитеты?

1 ответ

Эпитеты ‒ образное определение предмета изображения, выделяющее в нем одно из свойств. Эпитет, благодаря структуре и функции в тексте, придает выражению новое значение, способен создать новый, яркий образ.

Эпитет используют для:

  • Выразительности речи, придания ей образности;
  • Обогащения содержания высказывания;
  • Выделения, подчеркивания значимых качеств предмета;
  • Оценки предмета или явления;
  • Определения авторского отношения к описываемому.

Оценка: 4.1 ( 24 голоса)

  • 1. Что такое эпитеты в литературе (4 класс)
  • 2. Как найти эпитеты в тексте?
  • 3. Эпитет — определение для 5 класса
  • 4. Что значит эпитет?
  • 5. Для чего используют инверсию?
  • 6. Для чего автор использует эпитеты?
  • 7. Эпитеты, 3 класс

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. lazyimgКира Венжега 536
  2. 2. lazyimgАврора Геровская 518
  3. 3. lazyimgКот Паранойи 223
  4. 4. lazyimgНадя Боровая 150
  5. 5. lazyimgAlina 143
  6. 6. lazyimgВиктория Мирославская 143
  7. 7. lazyimgЕсения Журина 139
  8. 8. lazyimg127
  9. 9. lazyimgИгорь Проскуренко 120
  10. 10. lazyimgDavid Eritsyan 108
  1. 1. lazyimgИгорь Проскуренко 25,551
  2. 2. lazyimgКристина Волосочева 19,120
  3. 3. lazyimgEkaterina 18,721
  4. 4. lazyimgЮлия Бронникова 18,580
  5. 5. lazyimgDarth Vader 17,856
  6. 6. lazyimgАлина Сайбель 16,787
  7. 7. lazyimgМария Николаевна 15,775
  8. 8. lazyimgЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. lazyimgAC DC 15,393
  10. 10. lazyimgLiza 15,165

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Эпитет

60d58afef0213204308702

О чем эта статья:

Каникулы со смыслом в Skysmart для детей 4-17 лет

4 класс, 5 класс, 6 класс

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется только то слово, которое помогает автору выразить его отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

  • бессмертное знамя;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

Виды эпитетов

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.

По сфере употребления

Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.

Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.

Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.

Свойства народно-поэтических эпитетов:

Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).

Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).

Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.

По характеру обозначения признака

По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.

Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:

  • лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
  • жуткая история и жуткая боль;
  • гробовая доска и гробовая тишина;
  • могучий боец и могучая гора;
  • пламенный столб и пламенная речь.

По степени устойчивости связи с определяемым словом

Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.

Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.

По структуре

По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

С простыми эпитетами все понятно: они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.

Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:

  • солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
  • огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
  • мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
  • чернобровая красавица — красавица с черными бровями.

К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице. » используется сложный эпитет черный-черный.

Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов в литературе:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.

Примеры эпитетов в русской литературе:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой.

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Эпитет и метафора

И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.

Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..

Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.

Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
  • место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
  • функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
  • принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:

  • каменный стол — каменное лицо;
  • золотая медаль — золотой век;
  • спортивный снаряд — спортивная осанка;
  • столетняя война — столетний дом.

Для чего используют и что такое эпитет художественной литературе

Наша речь была бы бедна без слов, которые описывают признаки предметов, о которых мы рассказываем собеседнику. Передать, как говорящий относится к тому или иному явлению, какую он дает ему оценку, помогают эпитеты.

Рассмотрим, что такое эпитет в литературе, дадим определение этому термину, разберем на примере, для чего он нужен, отметим важность его употребления в том или ином случае.

Значение

img17 1Слово имеет древнегреческие корни, его значение понятно из перевода – «приложенное». Функция эпитета – подчеркивать слово, стоящее рядом с ним.

Он придает словосочетанию выразительность. Это может быть прилагательное (красивый забор), наречие (быстро бежать), а также существительное, числительное (третий номер), глагол, деепричастие.

В стихотворении используют эпитеты, чтобы подчеркивать образность, эмоциональную окраску, видение автора, скрытый или явный смысл.

Эпитет часто употребляют и в поэзии, и в прозе. Его структура и текстовая функциональность придают слову краски, новый смысл, эмоциональность. Роль слова описывается специалистами по-разному. У них нет единого видения. Хотя это один из древнейших терминов стилистики.

Некоторые причисляют его к фигурам и тропам, считая самостоятельной единицей. Другие утверждают, что он должны использоваться только в поэзии, но не в прозе.

Важно! Раньше использовался термин «украшающий эпитет», но он не совсем точно характеризовал это явление.

Простой эпитет – это выражение без переносного смысла. А высокий термин можно отнести к метафоре.

Переоценить значение данного слова сложно, так как без его использования стихотворения были бы блеклыми и невыразительными.

Определяющие слова позволяют не только подчеркнуть свойство предмета, но и эмоционально окрасить отношение автора к этому предмету. Тогда читатель тоже ощущает те эмоции, которые хотел передать автор текста.

003

Такие приемы помогают выделить главную мысль или подчеркнуть достоинства. Некоторые выражения настолько пришлись людям по вкусу, что их стали использовать в речи. Это говорит о том, что писатель справился со своей задачей: его произведение не только запомнили, но оно еще и пошло в народ.

Это интересно! Как определяется и что такое аллегория в художественной литературе

Иногда только с помощью этих определений автор может использовать свою индивидуальность и придумать уникальное определение. Оно может быть плодом внутреннего мира автора, его отношением к ситуации.

Нужно уметь читать между строк, многие писатели с помощью таких слов пытаются донести до читателей свои сокровенные мысли.

Использование в литературе

С помощью приема выделяют значимую черту в том, что хотел сказать автор. Им может быть слово или словосочетание. В стихотворении могут использоваться два вида:

  • изобразительные;
  • лирические.

Первый вариант используется, когда нужно подчеркнуть слово, но избежать при этом оценки. Примеры: красный закат, желтое солнце, голубое небо. То есть это скорее констатация факта. Второй вариант – это отношение автора к тому, что он описывает (расшумелая осина, прекраснейшее действие).

002

С эпитетами, которые правильно подобраны, писатель или поэт больше привлекает внимание к тем словам, которые он хочет подчеркнуть или выделить. Поэтому важно находить выражения, которые придадут выразительности произведению.

Автор должен знать, что такое эпитет в литературе и поэзии и как его использовать.

Это интересно! Что такое метонимия в литературе: примеры и способы определения

Правильно подобранное определение может придать речи утонченность, глубину и усиленное выражение свойств. Чаще всего в роли таких слов выступают прилагательные. Они располагаются за определяемым словом.

Александр Блок использовал в своих произведениях усиления, располагая их удаленно друг от друга. Этот прием окрашивал их звучание. Располагались они в конце строки стихотворения.

004

Зная, что такое эпитет в литературе, писатель с легкостью может использовать его для усиления семантического эффекта, а также создавать авторские определения. Это скорее исключение, чем правило, но они присутствуют в творчестве В. Маяковского, например.

С их помощью он придает выражению экспрессию, используя при этом не одно слово, а несколько. Прочитав такое сочетание слов, человек задумается над мыслью автора и оценит, насколько сложно и широко можно смотреть на обыденные вещи.

Перечитав несколько раз выражения, легко найти подтекст и завуалированное послание, которое хотел донести автор до читателя.

Постоянные эпитеты

Многие задаются вопросом о том, что такое постоянные, устоявшиеся эпитеты. Это красивое определение, которое связано со словом и образует с ним неразрывную, устойчивую связь.

По сути, это закрепившиеся в языке словосочетания, которые пришли в литературу из народного фольклора. Чаще всего ими являются прилагательные.

012 1

Много примеров этих устойчивых словосочетаний легко найти в сказках, былинах. Как правило, это высшее качество в описываемом предмете. Они органично вписываются в смысл произведений.

Постоянные эпитеты описывают идеализированный мир произведения, его совершенство. Они используются и в песнях для лирической оценки.

Это интересно! Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе

Их применение происходит систематически, они незаметно приживаются в речи. Например:

  • красна девица;
  • сахарные уста;
  • ясно солнышко;
  • зайка серенький;
  • золотая осень;
  • белы рученьки;
  • трескучий мороз;
  • чисто поле.

Их используют настолько часто, что они теряют первоначальный смысл. Но основное их применение было в народном творчестве.

12850878 22c917b2cc384bec8dcbfb324faf74fd 800

Лингвистический термин «средство выразительности» – это определенное сочетание нескольких слов, которые образуют одно целое.

Данный термин художественно описывает слова. Он:

  • определяет особенности и качества;
  • создает впечатление;
  • выражает эмоциональность автора;
  • передает настроение;
  • описывает образ;
  • оценивает и характеризует.

Это интересно! Где применяется и что это такое синекдоха: конкретные примеры

Типы эпитетов

Различают следующие виды:

  1. Устойчивые или поэтические. Чаще всего они находят свое применение в народном фольклоре, а также в стихотворениях.
  2. Образные или описательные.
  3. Лирические, эмоционально окрашенные.
  4. Двойные, тройные.
  5. Метафорические.
  6. Метаномические.

img user file 590768d4be6b8 3 14

Важно! Эпитеты – это основные кирпичики, которые использует автор, чтобы создать художественный мир произведения. С их помощью можно окунуться в атмосферу стихотворения, стать свидетелем эпохи.

Полезное видео

Подведем итоги

Когда автор наделяет самые простые слова необычными особенностями, он подчеркивает яркость и выразительность той истории, которую хочет рассказать. Этот прием придает объем слову и выражению, происходит процесс эмоциональной оценки.

Каждый автор должен знать, что такое эпитет в литературе, потому что без него повествование будет блеклым и невыразительным.

С помощью красочных определений, мир, который создает писатель или поэт, становится живым и осязаемым. Прочитав такое произведение, человек на основе образных слов легко представляет мир и описываемую атмосферу.

Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.

chto takoe epitet

Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:

  1. — что это такое
  2. — какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
  3. — на какие виды они подразделяются
  4. — и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.

Что такое эпитет — примеры и определение

Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

epitet opredelenie

chto takoe epitet

Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:

В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.

Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

opredelenie epiteta

Именно эпитеты делают каждый из образов более полным:

  1. вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
  2. весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
  3. друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
  4. любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.

И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность. Но самое главное – это делать предложение более красивым.

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

epitet prilagatelnoe

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

derevo s epitetami

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные. Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские

Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:

  1. украшающие (их еще называют общеязыковыми);
  2. постоянные (народно-поэтические);
  3. авторские (индивидуальные).

Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:

ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

kakoe byvaet utro

К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):

ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.

Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же ассоциируются с фольклором – со сказками (что это такое?) или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.

И наконец, есть авторские эпитеты – те, которые принадлежат перу конкретного писателя или поэта. И до него не встречались в литературе. Вот вам примеры:

МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

epiteti v literature

Также с помощью эпитетов авторы могут выразить свое отношение к тому или иному действию или предмету. Например, «сердце – холодная железка» (Маяковский) или «тусклый и бессмысленный свет» (Блок).

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

epitet znachenia

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Эпитеты делают текс ярче, только если их немного и они использованы метко и уместно. В противном случае рассказ просто будет перенасыщен лишними украшениями, за которыми часто невозможно рассмотреть смысл.

Что такое эпитет в русском языке и литературе

chto takoe epitet prostymi slovami

Эпитет – это один из самых ярких выразительных средств в русской литературе, который мы используем ежедневно.

Причем, это не только школьная программа, где учеников «мучают» правилами и попытками запомнить, что же это за страшное слово, это в первую очередь слова, без которых наша жизнь станет скудной и не интересной.

Прежде чем продолжить, обязательно прочитайте, что такое Вендор, Эмпатия и Алгоритм.

Определение эпитета

Далее будет подробно рассказано о том, что такое эпитет и приведены примеры их использования как в русской литературе, так и в современной речи.

Прежде всего, хочется привести такие примеры, которые используются как в русской классической литературе, так и в творчестве современных авторов.

Без примеров нельзя полностью понять, что же это за слово.

Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.
Я смотрю широкими глазами.
В Персии такие же точно куры,
Как у нас в соломенной Рязани.
(С.А. Есенин)

…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые бусы янтарных, слезных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. (Дина Рубина)

epi zn 1

Без использования эпитетов приведенные тексты, как и многие другие, показались бы сухими и неинтересными. Если выразить мысль более кратко, то эпитетом можно назвать определение при данном слове, благодаря которому слово приобретает выразительность и усиливает красоту произношения и восприятия.

Поэтому нам всем стоит окончательно разобраться как в понятии эпитета, так и во всех сложностях на пути к тому, что же можно назвать им и как отличить его от других выразительных средств.

Отличие эпитетов от метафор

Порой грань между определениями «метафора» и «эпитет» является очень тонкой и практически неразличимой. Но, тем не менее, разница между этими понятиями есть.

Метафора чаще всего характеризует слова в переносном смысле. Она также придает словам выразительность. Оба этих понятия входят в более широкую группу и называются тропами.

Далее приведены несколько советов, которые помогут разобраться в этой проблеме:

  • Эпитеты – это понятия, которые обозначают какую-то определенную, важную черту в том явлении, которое они описывают.
  • Метафора же представляет собой слова, используемые исключительно в переносном смысле, которые основаны на сходстве определенных признаков предметов;

epi zn 2

Эпитеты могут выражаться только определенными частями речи:

  • прилагательными (чаще всего), например, печальные глаза;
  • существительными, которые используются в качестве приложений, например красавица-весна;
  • наречиями, которые представляют собой образные определения действий (молчаливо застыли сосны);
  • деепричастиями, если они приближаются к значениями образных определений действий (весна пришла, радуя и освещая всех солнцем).

Тот предмет, которому дается описание или определение всегда находится в том же предложении, что и эпитет.

Метафора может быть выражена существительными, и как правило, она представляет собой более сложную конструкцию.

  • Эпитет всегда выражает определенную безусловную характеристику предмета либо предполагает собой оценку предмета автором.
  • Метафора же выражает признак, который всегда характеризует оценку предмета автором. Она всегда выделяют сходство данного предмета с каким-то другим по его признакам, сравнивая его и преподнося в более ярком варианте.

Эпитет может впитывать в себя свойства других тропов, в том числе, и метафор. В таком случае выделяют более тонкие подвиды эпитетов, в частности, метафорические. Например, золотая осень.

Отличить эпитет от фразеологизма гораздо проще.

epi zn 3

Фразеологизм – это всегда устойчивое словосочетание, которое устоялось на протяжении значительного промежутка времени.

Виды эпитетов

Часто пред нами встает еще одна проблема, как отличить эпитеты друг от друга. Ведь их выделяется сразу несколько видов. При этом на экзамене или просто в жизни каждому из нас хочется получить хорошую оценку и уважение окружающих.

Отличить эпитеты друг от друга по составу слова не слишком сложно, главное, запомнить, какие они бывают.

  • Простые, Слитные и Составные.

Простые выражены одним словом, чаще всего прилагательным.

Слитные имеют два и более корней, которые воспринимаются, как одно целою по отношению к определяемому слову.

Составные , которые имеют два и более слова.

Эпитеты могут быть авторскими, это такие слова, которые мы не можем услышать в реальной жизни, чаще всего они предстают перед нами в стихах поэтов-классиков, но и в прозе это явление тоже довольно распространено.

epi zn 4

Существует еще одна классификация эпитетов по некоторым другим признакам:

  • Общеязыковой. Это такие определения предметов, которые образованный человек использует в своей жизни довольно часто. Например, если попробовать подобрать эпитеты к слову «дерево», то можно насчитать их очень и очень много;
  • Народно-поэтический. Это уже устоявшиеся фразы, которые сложно применить в каком-то другом контексте, нежели в уже привычном. Они все пришли из народного фольклора, у них есть специфика — переносить свойство одного предмета на другой. Например, синяя река, черный омут;
  • Индивидуально-авторский. Это те эпитеты, которые практически невозможно встретить в повседневной жизни, но они прекрасно выглядят на страницах литературных произведений, особенно это касается художественных произведений. Например, вечер сине-хмурый.
  • Это эпитеты, которые входят в состав устойчивых выражений . Они также практически не используются в повседневной речи. Пример, молочная река, кисельные берега.

Как видите ничего сложного.

Использование эпитетов в литературе

Невозможно представить ни одно литературное произведение без применения этого выразительного средства.

Они помогают составить более подробное мнение о том объекте, о котором нам хочет рассказать автор. Однако как недостаток, так и избыток эпитетов могут стать для автора «медвежьей услугой».

Цели, которые преследуют эпитеты в художественной литературе:

  • Уделение внимания тому или иному признаку данного объекта;
  • Пояснение и более полное раскрытие признака определяемого предмета;
  • Использование для создания комического образа. Может быть основано, в том числе, на оксюмороне;
  • Выражение индивидуального мнения автора;
  • Наделение неживого предмета признаками живых существ, чтобы придать ему некоторые человеческие свойства, тем самым усилив его важность;
  • Создание необходимой атмосферы (для книг ужасов, любовных романов это очень важно);
  • Желание сделать так, чтобы читатель имел возможность сформировать именно свое мнение о том или ином объекте, предмете или персонаже.

Какую роль играют эпитеты в русском языке и литературе?

Для русского языка и литературы эпитеты играют значительную роль. Сложно представить нашу жизнь без употребления этих терминов. Речь была бы скучна и однообразна.

Они усиливают образность, яркость, художественность и литературность нашей речи. Ни одно признание в любви не может быть полноценным без применения эпитетов, восхваляющих вторую половину.

Эпитеты помогают выделить характерные черты, явления, помогают определить наше отношение к данным вещам. Для литературы – это одно из самых важных средств, с помощью которого автор может сказать нам, что он думает о том или ином предмете или событии, что чувствует по отношению к нему.

epi zn 5

Данная тема не слишком сложная для понимания, которую можно изучить и понять. Причем, это не просто ненужные нам знания, которые на следующий день выветрятся из головы, но то, что прочно закрепится там и останется на всю жизнь.

Конечно же, какие-то знания, возможно придется и освежать, но знать, что обозначают все эти понятия, обязательно. Это важно, как при сдаче экзаменов, так и в обычной жизни.

Образование — то, без чего очень сложно прожить в современном мире. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы быть как можно образованнее.

  • Эпитет к слову свет в русских сказках
  • Эпитет лютый в сказках былинах
  • Эпитет к слову рассказ
  • Эпитет к слову лебедь в сказках
  • Эпитет к слову вода в русских народных сказках