Эпитеты из сказки зимняя дорога

Министерство образования республики дагестан гкоу рд сафаралинская сош гунибского района открытый урок по русскому языку в 4 классе тема урока:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГКОУ РД «САФАРАЛИНСКАЯ СОШ ГУНИБСКОГО РАЙОНА»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока: Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».

99767146 1

Урок подготовила

Учитель начальных классов

ГКОУ РД «САФАРАЛИНСКАЯ СОШ ГУНИБСКОГО РАЙОНА»

Абдулкадирова Щуайнат Алиевна

дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-2019 Г

Литературное чтение УМК: «Школа России», 4 класс

Тема урока: Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки» ; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; развитию навыка выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние поэта; развитие читательского интереса к произведениям Н.А. Некрасова, к детской литературе; развитию умения работать в парах.

Воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любви к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; воспитанию вдумчивого чтеца; воспитывать интерес к поэзии.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование таких нравственных качеств: настойчивости, трудолюбии, упорства, стремления к достижению цели, силы воли, любови к близким через содержание стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки»; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений «Школьник», «В зимние сумерки», анализировать изобразительно-выразительные средства, умения осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.

Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать, анализировать текст, выделять жанровые особенности стихотворения, анализировать изобразительно-выразительные средства; отвечать на вопросы; участвовать в обсуждении прочитанных стихотворений.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Актуализация умений и знаний.

1)Речевая разминка.

У: Начнем урок с разминки для дикции.

У: Сначала читаю я, потом вы.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

У: Сначала под хлопки медленно

— Немного быстрее

— А теперь читаем быстро

— Читаем скоро и быстро («цепочкой»)

2) Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина

У: Оценивание: обучающие выразительно читают. (спрашиваю 5-х человек). Анализирую выразительное чтение. (читал громко, внятно, без искажения слов, соблюдал паузы и логические ударения, умел соблюдать интонацию, придавать голосу нужные эмоциональные окраски, хорошая дикция, яркое, четкое произношение звуков…)

Анализ и оценка работы обучающихся

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного великого поэта, а чтобы узнать, кто это, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам. (Внесите ответы в таблицу и узнайте фамилию поэта)

Н — кто автор стих-я «В синем небе плывут над полями…» (Никитин)

Е — кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» (Есенин)

К — кто автор басен «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки» (Крылов)

Р – кто автор стихотворения «Чем пахнут ремесла?» ( Родари)

А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)

С– назовите имя поэта Михалкова(Сергей)

О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)

В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова «Мальчики» (Володя)

У: Составьте из первых букв фамилию автора

О: Некрасов

У: Кто может определить тему урока, поднимите руку?

О: Стихотворения Некрасова

У: Верно, темой сегодняшнего урока будет: «Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки».

У: Попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники»: начнем знакомиться, будем учиться…

У: Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с творчеством Николая Алексеевича Некрасова и с его краткой биографией.

IV. Открытие новых умений, знаний.

1)Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году. Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.

У: Поработаем в парах (на каждую парту раздаются биографические данные о Николае Алексеевиче Некрасове)

Прочитав их, вы сможете ответить на мои вопросы.

У: Где прошли детские и юношеские годы поэта?

О: Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.

У: Что узнали о родителях поэта?

О: Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей, и сама занималась их воспитанием.

У: Где учился Некрасов?

О: В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.

У: Как вы узнали, произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию своих стихотворений и обратился с такими словами:

«…Играйте же, дети!

Растите на воле!

На то вам и красное детство дано…»

У: Как вы думаете, что такое детство, с каким словом оно у вас ассоциируется?

О: Это такая пора, когда все можно, когда человек маленький. С словом игрушки

У: Во времена творчества Николая Алексеевича не все дети могли посещать школу, не было учебников и условий для учебы, люди жили впроголодь. Чтобы помочь родителям, уходили работать по найму и выполняли тяжёлую физическую работу.

У: О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов.

б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, обучающиеся читают про себя, вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, при помощи толкового словаря и учителянаходят правильное определение).

У: В стихотворении вам встретятся непонятные слова. Попытайтесь определить их значение.

котомка- сумка, носимая за плечами.

не робей- не бойся.

славных- знаменитых, хороших

разумен- понимающий, умный

не бездарна- талантлива, способна

поприще- старорусская путевая мера для измерения больших расстояний.

напыщенный- чрезмерно торжественный, искусственно приподнятый.

салазки- маленькие санки для катания с гор или перевозки грузов вручную.

ворчанье- невнятное выражение неудовольствия бормотанием.

2) Первичное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник», анализ первичного восприятия.

У: Открываем учебник на странице 147

У: И первое стихотворение, с которым мы познакомимся называется «Школьник» сейчас мы прослушаем аудиозапись, затем вы ответите на некоторые вопросы.

О: Слушают

У: Каким настроением проникнуто стихотворение?

О: Светлое, потому что мальчик надеется на лучшее

3) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов.

У: Обратимся к первой строфе. Каков пейзаж?

О: Небо, ельник и песок

У: Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его.

О: Эй, садись ко мне, дружок!

У: Можете ли вы сказать, к кому он обращается?

О: Мужчина обращается к своему пассажиру, мальчику

У: Какие чувства мужчина испытывает к мальчику?

О: Чувства сострадания, гордости.

У: Какое средство художественной выразительности использует автор в следующем словосочетании: «невеселая дорога»?

О: Метафора,

У: Что такое метафора?

О: Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

У: Какое средство художественной выразительности, которое присутствует в данной строфе вы можете мне назвать?

О: Эпитеты

У: Что такое эпитеты?

О: Эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

У: Назовите предложение, где употребляются эпитеты

О: Ноги босы, грязно тело

У: Есть ли еще какое-либо средство выразительности в указанной строфе?

О: Да, аллегория

У: Назовите предложение, где употреблена аллегория

О: Сон свершится наяву

У: Что такое аллегория?

О: Аллегория- это иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

У: От какого лица идет дальнейшее повествование?

О: От первого- «вижу я в котомке книжку»

У: Согласны ли вы с тем, что стихотворение представляет собой монолог?

О: Да

У: Проанализируем третью и четвертую строфы. Ребята, кого называли «дворовыми»

О: Дворня, принадлежащие дворянам.

У: О ком говорит нам автор, в этой строфе?

О: М.В. Ломоносов

У: Совершенно верно. В декабре 1730 года 19-летний Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился в Москву — учиться. Будущий академик прошагал пол-России: он шел три недели и преодолел 1168 километров. В Москве его принимают в «Спасские школы». Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Позже Ломоносов вспомнит свою «несказанную бедность» в этот период – он существует на три копейки в день. К прочим неприятностям добавляются еще и постоянные укоры отца. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.

У: За что автор любит Родину?

О: За то, что много умных, талантливых людей вышли из народа.

У: Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели?

О: Не легко, т.к. нужно проделать огромный путь

У: Прочитайте стихотворение про себя

4) Литературная игра.

У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме».

«Буриме» (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

У: Допустим, стихотворцу задают рифму » Кресло-тесто».

У: Что вам вспоминается при слове «кресло»?

У: А при слове «тесто»?

У: У меня получилось:

Отодвинула я кресло,

Замесила быстро тесто.

У: Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Каждая группа должна будет придумать стихотворение на выданную рифму. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько – лучше. Каждой группе я выдам свою рифму «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «роса – небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк – ветерок»;

У: Кто уже придумал стихотворение поднимите руки. Прочитайте, что у вас получилось.

V. Физминутка.

У: Ребята, а теперь мы с вами отдохнем и выполним небольшую разминку. Все встаем.

О: Дети встают.

У: Повторяйте за мной.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. — стоя, руки вдоль туловища.

1 — правую руку на пояс,

2 — левую руку на пояс,

3 — правую руку на плечо,

4 — левую руку на плечо,

5 — правую руку вверх,

6 — левую руку вверх,

7 — 8 — хлопки руками над головой,

1 — опустить левую руку на плечо,

2 — правую руку на плечо,

3 — левую руку на пояс,

4 — правую руку на пояс,

5 – правая рука на правое колено

6 – левую руку на левое колено

7 – 8 – хлопки по коленям

Повторить 4 — 6 раз.

У: Молодцы, садитесь.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

а) Первичное чтение стихотворения Н..А. Некрасова «В зимние сумерки», анализ первичного восприятия.

У: Откроем страницу 148, сейчас я прочитаю стихотворение «В зимние сумерки» Николая Алексеевича Некрасова

О: Слушают

У: Подберите эпитеты к настроению этого стихотворения

О: Радость, игривость, веселье, стремительность

У: Какие образы вы представляли, при слушании стихотворения?

О: Маленькая, жизнерадостная девочка Саша пошла со своей старенькой, спокойной няней кататься в снежную зиму на салазках.

б) Вторичное чтение стихотворения, анализ образов.

У: Обратимся к первой строфе. Как поэт описывает забавы Саши?

О: Вечерами Саша любила слушать нянины сказки, а с утра каталась на санках с ледяной горки

У: Какие средства выразительности можно выделить в первой строфе?

О: Сравнение

У: Что такое сравнение?

О: Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве.

У: В каком словосочетании употреблена аллегория?

О: Летела стрелой

У: Прочитаем вторую строфу. Найдите строку, в которой говорится о том, что няня беспокоилась о Саше

О: Няня кричит: «Не убейся, родная!»

У: Прочитаем третью строфу. Что делала Саша, когда санки переворачивались и она летела с горы?

О: Она не плакала, не унывала, смеялась и снова бежала в гору

У: Как няня относится к Саше?

О: Очень хорошо

У: Какими словами из текста можно это подтвердить?

О: Не до ворчанья и няне седой

Любят она её смех молодой

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Подведем итоги. Сейчас я вам раздам карточки, где вам потребуется оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось сегодня …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

У: С каким автором мы сегодня начали знакомиться?

О: С Николаем Алексеевичем Некрасовым

У: С какими стихотворениями этого автора вы познакомились?

О: «Школьник», «В зимние сумерки»

У: О чем говорится в стихотворении «Школьник»?

О: О молодом человеке, который захотел учиться, но для этого ему необходимо пройти большой путь, в много километров, чтобы достичь своей цели

У: О чем говорится в стихотворении «В зимние сумерки»?

О: О жизнерадостной девочке Саше, которая захотела покататься на санках

У: Какое стихотворение Вам понравилось больше? Почему?

О: «В зимние сумерки, потому что это очень интересное и жизнерадостное стихотворение, которое хочется читать снова и снова

У: Молодцы ребята!

VIII. Домашнее задание.

У: С. 147-149 наизусть по выбору.

На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Треки исполнителя

  • М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» Юрий Голышев04:45
  • Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Юрий Голышев01:03
  • А. К. Толстой «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Юрий Голышев10:19
  • В. Г. Распутин «Уроки французского». Часть 1 Юрий Голышев19:12
  • А. Т. Твардовский «Василий Тёркин. О награде» Юрий Голышев02:29
  • А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Юрий Голышев01:46
  • В. А. Жуковский «Кубок» Юрий Голышев11:02
  • А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Юрий Голышев07:50
  • А. П. Чехов «Человек в футляре» Юрий Голышев35:15
  • В. А. Жуковский «Лесной царь» Юрий Голышев02:20
  • А. С. Пушкин «Полтава» Юрий Голышев28:01
  • А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника» Юрий Голышев21:27
  • М. М. Зощенко «Золотые слова» Юрий Голышев14:23
  • А. С. Пушкин «Зимний вечер» Юрий Голышев02:06
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор» Юрий Голышев25:07

Послушайте стихотворение Бальмонта Снежинка


«Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста

Analiz-stihotvoreniya-Balymonta-Sneghinka-4.jpg

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.

Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.

Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.

Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.

Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:

Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм. сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.

Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.

Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:

Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску. проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».

Цвета. используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.

Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство. которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.

Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:

Темы соседних сочинений

← Семицветик↑ БальмонтСны →

Константин Бальмонт (1867-1942) К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905) – презентация

Analiz-stihotvoreniya-Balymonta-Sneghinka-2.jpg

9 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. 10 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. 11 Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) Низринуть – то же, что низвергнуть (сбросить сверху) 13 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено. 14 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено. 16 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено. 24 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы… Удивление, умиление, радость, любовь, любование, душевный трепет, изумление 27 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка 28 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка 29 Домашнее задание (на выбор) 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 30 Рефлексия Закончите одно из предложениий: 1.Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Мне не понравилось… 3. Мне бы хотелось… 3. Мне бы хотелось… 31 Продолжи составление кластера на предложенной основе. Зима Запахи Зимы Цвет Зимы Вкус Зимы Картины Зимы Звуки Зимы

Похожие презентации

Царственное слово Роль эпитета в поэзии. Секреты эпитета Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый.

Загрузка…

Описание Основная цель описания – дать информацию о ком-либо или о чем- либо Основной вопрос – каков предмет? Предмет описания – это то, о чем говорится.

Роль имен прилагательных в тексте Автор: Оксана Николаевна Постовалова, учитель русского языка и литературы МОУ «Пушкинская основная общеобразовательная.

Цели урока: Научить интерпретировать текст с точки зрения содержания, образных средств, формы Научить работе над словом, составляя кластер методом двойного.

Литературное чтение 2 класс Ассоциативный ряд Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга, пурга.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 Г. БЕРЕЗНИКИ 2009 г. КОКАРЕВА В.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

МОУ «Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск – Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Урок 3. 2.Спиши слова, расставляя ударение. ДЕФИС ДРАЛАСЬ ДРЕВКО СОЗЫВ ОПТОВЫЙ СЛИВОВЫЙ БЕЗДАРЬ СТАТУЯ ИСКОСА ЖДАЛА 1. Дай.

Стихи о зиме Выполнила: ученица 1 «в» класса Горбылёва Валерия.

Kosmina Kosmina Внеклассное занятие для детей 1-6 классов с мастер-классом по изготовлению снежинки из листа.

Analiz-stihotvoreniya-Balymonta-Sneghinka-3.jpg

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»

Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.

Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех !Отчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность. хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?

Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.

На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зиме.На доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою.»

Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем. включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты. композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.

Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…

Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:

Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!

Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»

-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?

Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)

-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)

Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение. Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо). Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.

-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.

Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.

Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.

Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.

Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.

-Вас ничего не удивляет? ( Светло – пушистая – такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).

-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)

-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)

-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет. Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!

Чтения второй и третий строф:

Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.

-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).

-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)

Не менее интересны следующие строфы:

Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается

Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

-Какие мысли кажутся вам странными?

-Как понимаете выражение «Светло качается»?

Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:

Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.

-О чем говорится в ней?

Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!

-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.

-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по стихотворению К.Бальмонта “Дрема”

Презентация создаёт зрительные образы стихотворения К.Бальмонта “Дрёма”, посвящённое теме Родины.

При изучении стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи.

Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени..”

Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ.

Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе.

Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе.

Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».

Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле.

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”, на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в.

20210413 vu tg sbscrb2

5 класс

Урок № 19.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Оборудование: аудиозапись романса А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», репродукции зимних пейзажей, клип романса «Зимняя дорога» на музыку Г.Свиридова.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».

3. Беседа по первичному восприятию.

— Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.

4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

Л.Л.Каменев (1833-1886) — русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.

Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.

А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».

5. Слово учителя.

На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.

В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.

6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).

7. Сообщение учащегося об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России — Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона». Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня — лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу «Кавказский пленник».

IV. Закрепление изученного.

1. Анализ содержания стихотворения.

— Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?

— Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?

— Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).

— Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).

— Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?

— Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

— Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.

— Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?

2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».

— Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?

— Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?

— С кем поэт сопоставляет состояние природы?

— Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?

— Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?

— Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).

3. Слово учителя.

Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.

— Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

— Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?

4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).

V. Подведение итогов урока.

— Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

— В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

V. Домашнее задание.

1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.

Эпитеты из сказки зимняя дорога

5 класс

Урок № 19.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

Цель:

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;

  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

Оборудование: аудиозапись романса А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», репродукции зимних пейзажей, клип романса «Зимняя дорога» на музыку Г.Свиридова.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».

3. Беседа по первичному восприятию.

— Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.

4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

Л.Л.Каменев (1833-1886) — русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.

Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.

А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».

5. Слово учителя.

На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.

В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.

6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).

7. Сообщение учащегося об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.

Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.

Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса.

Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России — Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона». Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.

Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.

Романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня — лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.

Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу «Кавказский пленник».

IV. Закрепление изученного.

1. Анализ содержания стихотворения.

— Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?

— Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?

— Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).

— Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).

— Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?

— Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

— Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.

— Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?

2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».

— Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?

— Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?

— С кем поэт сопоставляет состояние природы?

— Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?

— Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?

— Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).

3. Слово учителя.

Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.

— Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?

— Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?

4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).

V. Подведение итогов урока.

— Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).

— В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

V. Домашнее задание.

1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.

4

142833 59a7f2e1d7d61

-75%

Сохранить у себя:

Эпитеты из сказки зимняя дорога А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». (20.58 KB)

  • Эпитеты к слову вода в сказках
  • Эпитеты из сказки спящая красавица жуковского
  • Эпитеты к слову свет из русских народных сказок
  • Эпитеты в сказке сестрица аленушка и братец иванушка
  • Эпитеты из рассказа бедная лиза