Эпитеты из русских народных сказок 4 класс

Раздел: русский язык: прошлое и настоящее. урок 10 тема: русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за

Раздел: «Русский язык: прошлое и настоящее».

Урок 10

Тема: Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Цель: научить распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты м сравнения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать слова с национально-культурным компонентом значением, обращать внимание на мелодичность народной звучащей речи, наблюдать особенности употребления сказочных образов в произведениях устного народного творчества; учащиеся получат возможность формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН (урок решения учебной задачи).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

  • Проверка домашнего задания.

  • Фронтальный опрос.
    — Какие черты характеризуют и лебёдушку, и девушку в русских народных песнях и сказках (Нежность, красота, плавность движений, белый цвет лица, верность и т.д.)

Какие черты характеризуют сокола и юношу? (Смелость, гордость, сила, гордый нрав, сила воли, зоркий взор и д.р.)

— Как вы считаете, какие качества ценили русские люди в старину в юношах и девушках? (У юношей – смелость, гордость; у девушек – женственность, верность.)

3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

— Какие деревья растут в нашей местности?
— Кто из вас был в лесу? Какие деревья там видели?
— А вы знаете, что у нас в Крыму есть огромный дуб? Суворовский дуб в Белогорске просто поражает своими размерами! Из нижней части ствола выходят четыре широкие ветви, формирующих могучую крону, диаметр которой более 30 метров. Окружность ствола около 12 метров, а его высота – 18. Считается, что дереву около 800 лет. Четыре могучих ветви часто также именуются «Четыре брата». По историческим преданиям сидя именно под этим деревом генерал-поручик Суворов Александр Васильевич в 1777 году принимал представителя турецкого султана. Эти переговоры были своеобразной отправной точкой и коренным образом изменили историю Крыма.

— Кто знает, как называется лиственный лес, с преобладанием дуба? (Дубрава).

— Кроме дуба в дубраве произрастают липа, ясень, вяз, клен, граб и др. Для дубравы характерен густой подлесок (бересклет, лещина) и травяной покров, представленный дубравными видами: копытень, медуница, ясменник, сныть, зеленчук и др..

Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это…( дуб)

(Ж. Синючкова)

Могучий, сильный, вековой

дуб в лесу стоит большой

листья тихо шелестят

желуди под ним лежат

шепчет дивная дубрава

вон березки те, что справа

гнутся ветки их в поклоне

только  дуб тот непреклонен.

(Н. Субботина)

Упр. 14 с.85 (учеб.)
— Прочитайте и отгадайте загадки в учебнике.

— Предположите, чему будет посвящён наш урок?

— Сегодня на уроке мы узнаем об образах дуба и берёзы в русском народном творчестве.

4. Работа по теме урока.

  • Работа с учебником.
    Упр. 10 с. 82-83

Прочитайте. Что объединяет все эти тексты? (В них встречается слово «дуб»).

Чем они отличаются? (Разные жанры).
— Найдите среди них загадку, пословицу, песню, потешку.

Какие непривычные формы слов для современного русского языка встретились в произведениях?

Рубрика «Интересный вопрос» с. 83. (Работа в парах)
— Обсудите ответ на этот вопрос с соседом по парте.
— К какому мнению вы пришли? (Дуб – символ мудрости.)

Упр. 11 с. 83-84

Рассмотрите таблицу, прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное).

Распределите имена прилагательные на группы. (Сила, размер и возраст дуба.)

— Какие слова не вошли не в одну группу?

Упр. 12 с. 84.

— Послушайте текст. Какой заголовок хотите предложить для этого текста?

— Выполните письменное задание к тексту.

Физкультминутка «Деревья».

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за парты)

5. Продолжение работы по теме.

  • Работа с учебником.

Упр. 15 с. 85-86. Работа с толковым словарём.

— Прочитайте произведения. Сравните берёзу из текста В.В. Бианки с берёзой из стихотворения С. Есенина. В чём сходство? (Описание красоты берёзы)

-В чём отличие? (Авторы описывают берёзу в разное время года).

Чтение информации из толкового словаря на с. 86 учеб.

Что такое затон?

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.86 учеб.)

— Прочитайте статью. Почему берёзу так назвали.

Упр. 16 с. 87.

— Выпишите имена прилагательные, с помощью которых берёзку можно описать как человека.

6. Рефлексия.

— Перед вами картинки с изображение дуба и берёзы. (Картинки на магнитной доске или экране). У вас на карточках слова. Зелёным цветом подчеркните слова, которые характеризуют берёзу как человека, а коричневым – дуб.

Кривобокая, могучий, сильный, задумчивая, печальная, древний, богатырский, дуплистый, сонная, белолицая, грозный, молчаливый, хрупкая, темный, мудрый, ласковая, нежная, суровый, скромная, пугливая, крепкий, юная, величественный.

7. Итог урока

— С какими словами познакомились сегодня?

-Что нового узнали?

8. Домашнее задание.

Упр. 17. с. 87. ( на выбор).

Круг чтения по теме урока.

1.И.В Карнаухова «Белая лебедушка» Волшебные сказки.

2.Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»

3. С.А Есенин «Белая береза»

94827161

Работа над изобразительными средствами языка фольклорных произведений существенно отличается от общепринятой словарной работы тем, что мы имеем здесь дело с переносным значением слов, возникающим благодаря сказочному контексту.

Эпитет в широком значении понимают как определение, как один из приёмов поэтического стиля; в узком смысле – это слово или несколько слов, данных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность. Как отмечалось в теоретической главе, широкое распространение в произведениях народного творчества, в частности в сказках, получили так называемые константные, или постоянные, эпитеты, то есть когда изображение определённых явлений обычно сопровождается устойчивыми, отнесёнными к этим явлениям, эпитетам: добрый конь, красна девица, синее море, белые руки.

Язык сказки насыщен эпитетами как постоянными, так и изобразительными (то есть теми, которые выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента). Это даёт возможность учителю, анализируя один текст, работать сразу с двумя видами эпитетов.

Работа над эпитетом развивает умение выявлять, определять и осознавать главное в изображаемых характерах, предметах или явлениях, то есть опознавать их «доминирующее содержание». Например, если речь пойдёт о лесах, они обязательно будут «дремучими», если о друге – он будет «добрым» и т.д.

Работу над эпитетами в сказке можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе необходимо учить детей находить эпитеты в тексте.

В сказке представлены эпитеты, характеризующие персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий.

1. Эпитеты, характеризующие действующих лиц волшебной сказки, обозначают возраст, внешние данные, физические качества персонажа, его сословную принадлежность.

Традиционно в сказке выделяется общее свойство (молодость, старость, красота), которые не конкретизируется и, как правило, имеет значение для развития действия.
На этапе анализа волшебной сказки предлагаем следующие задания:

Найдите в тексте сказки определения к словам:

  • Елена — … (Прекрасная);
  • девица — … (красная);
  • жена — … (молодая);
  • сын — … (младший, средний, старший);
  • брат — … (младший, средний, старший);
  • дети – (милые);
  • девочка – (красивая, ленивая);
  • крестьяне – (простые);
  • дочь – (царская).

Как вы понимаете значение сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена и т.д.? В каких эпизодах сказки встречаются сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена? Зачитайте понравившиеся эпизоды сказки. Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки? Какие из них определяют внешнюю красоту, рассудительность, смекалку и т.д.? Какие эпитеты, характеризующие действующих лиц сказки, являются общефольклорными?

В бытовой сказке особую роль играют эпитеты, определяющие моральные качества персонажей, социально-экономическое положение и профессию. Количество эпитетов, обозначающих внешние данные, физические качества, возраст персонажей, невелико.

На этапе анализа бытовой сказки предлагаем следующие задания:

Найдите в тексте сказки определения к словам:

  • крестьянин – (бедный, богатый);
  • старик – (скупой);
  • человек – (дорожный, служивый, добрый) и т.д.

Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки? Назови эпитеты, которые относятся к отрицательным персонажам сказки.

(Сердитая барыня, скупой, прижимистый старик и т.д.).

Зачитай эпизоды сказки, где встречаются данные сочетания слов. Какие моральные качества осуждаются в сказке?

(«В усадьбе была барыня – и до того была сердитая, никому житья не было»; «В деревне был сапожник и до того сердит, дак страсть!»).

Какая разговорная лексика встретилась в прочитанных отрывках?

(Названные эпитеты даны в речи сказочника с разговорными усилительными оборотами – и до того…, да такой…, куда ты…, куда…, такой, что… и т.д.).

Какие эпитеты имеют иронический оттенок? Какие качества героя обозначают данные эпитеты?

(Сюда относятся эпитеты, обозначающие хитрость, догадливость, смекалку персонажа: «Жил бедный да продувной мужичок прозванию жучок»; «Жил-был Фомка-шут, умел шутить шутки хитрые»).

Зачитай эпизоды сказки, где встречается противопоставление.

(«Жил-был мужичок, была у него молодая женка; он был старый, и жена его не любила»; «У него было три сына – два умных, а третий дурак»; «Был муж да жена. Жена-то умная, а муж-то не совсем»). Какие качества противопоставляются в прочитанных отрывках? (Противопоставляется ум и глупость братьев, мужа и жены, молодость жены и старость мужа).

Какие эпитеты характерны только для бытовой сказки? (Наиболее редкими, характерными только для бытовой сказки являются эпитеты — прозвища персонажей или предметов: «Наум-взбрело на ум, Арина-работать больно ленива, Тихон с того свету спихан, дуб дубовист, дедушка речист, свинья пестра моей жены сестра»). Какие люди высмеиваются в сказке? Над чем тебя заставила задуматься эта сказка?

2. Эпитет подчеркивает функциональную значимость пространства сказки.

Например, некоторое царство, некоторое государство входит в формулу сказочного зачина «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею». Зачин в целом обособляет сказочное пространство от реального пространства сказочника и слушателей. Эпитет несет основную смысловую нагрузку – показывает условность, неопределенность действия сказки.

На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Найди зачины в тех сказках, которые ты прочитал.

(«Жили-были старик и старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурочком звали»).

Найди концовки в тех сказках, которые ты прочитал.

(«Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле», «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать», «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Определи, где зачины сказки:

«Стали они жить-поживать и добра наживать…», «За тридевять земель, в тридесятом царстве…», «Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди», «Жили-были…», «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

Назови формулы продолжения в сказке («долго ли, коротко ли», «много ли, мало ли времени прошло»). Как ты понимаешь данные выражения? Как данные выражения характеризуют путь героя? Составьте предложения с данными выражениями. Сравните их с текстом сказки, подчеркивая ее образность.

Замените выражение тридевять земель, тридесятое царство синонимичным (близким по значению).

(Тридевять земель, тридесятое царство синонимично некоторому царству: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, не в нашем государстве, жил старик со старухою»; «В некотором царстве, не в нашем государстве, за тридевять земель, жил король»).

Что обозначает тридесятое царство?

(Тридесятое царство обозначает место нахождения диковинок или суженой: «За тридевять земель, в тридесятом царстве есть остров, на том острове ходит олень золотые рога»; «Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель, в тридесятом государстве сидит в башне Василиса Кирбитьевна»).

Как сочетание чистое поле характеризует путь героя?

(а) В чистом поле герой ищет, вызывает, достает себе богатырского коня, пасет чудесных лошадей;

б) чистое поле является местом сражения и встречи действующих лиц сказки).

Найди в тексте сказки сочетания дремучий, темный лес. Что происходит с героем в дремучем, темном лесу?

(Герой или героиня попадают в дремучий или темный лес, где находят чудесного помощника, который одаривает его волшебными предметами или добрым советом: «Иван-царевич шел, шел и очутился в дремучем лесу; стоит в лесу избушка, в избушке живет баба-яга»; «Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка»).

Где находится избушка бабы-Яги?

(Избушка бабы-Яги находится в лесу).

Какая избушка представлена в сказке?

(Избушка на курьих ножках представлена в сказке. Избушка бабы-Яги помимо постоянного эпитета на курьих ножках может получать дополнительные определения, что усиливает впечатление таинственного и чудесного: «Стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих ножках, когда надо – повертывается»; «видит избушку возле дремучего леса – на курьих ножках стоит»).

Назови сказки, в которых баба-Яга является помощницей героя или противника.

3. В сказке обширную группу представляют эпитеты, характеризующие волшебные предметы.

Волшебные предметы включают объекты поисков героя (трудные задачи) и чудесные средства, с помощью которых персонаж выполняет трудные задачи. На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Что нужно добыть герою?

(В объекты поисков героя входят: свинка золотая щетинка, конь золотогривый, олень золоторогий (золотохвостый), олень золотые рога, коза золотые рога, уточка золотые перышки, жар-птица, птица-говорунья, кот-баюн).

Кто отправляет на поиски персонажа?

(Желание иметь диковинки является чаще всего прихотью царя). Как характеризует героя умение достать диковинки? (сюжеты «Свинка золотая щетинка», «Иван-царевич и серый волк»). Какой эпитет чаще всего характеризует чудесные предметы? (В объектах поисков героя чудесное обычно заключено лишь в их внешнем виде – необычайной красоте и определяется через признак золотой).

Зачитай эпизоды сказки, в которых чудесные предметы служат предметами обмена.

(В сказке «Иван-царевич и серый волк» жар-птица обменивается на золотогривого коня, конь – на Елену Прекрасную; в сказке «Финист ясный сокол» чудесные предметы: серебряное донце и золотое веретенце, серебряное блюдо и золотое яичко, золотое пялечко и иголочку девушка обменивает на своего суженого Финиста ясного сокола).

Назови персонажи, которые добывает герой. Зачитай эпизоды сказки.

(Елена Прекрасная в сказке «Иван-царевич и серый волк»; Настасья золотая коса – мать царевичей, которую похитил Вихрь; Финист ясный сокол; чудесные дети в сказках о царе Салтане и Безручке).

Перескажи, как герой добывает чудесные предметы или персонажей сказки. Кто помогает герою добыть диковинки или персонажей сказки?

(Добрый конь является помощником герою). Какие из эпитетов, характеризующих коня героя, являются общефольклорными?

Какие волшебные средства помогают герою?

(скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, летучий корабль, молодильные яблоки, живая и мертвая вода и т.д.).

Какие эпитеты характеризуют волшебные средства? Зачитай эпизоды сказки.

На втором этапе учитель знакомит учеников с постоянными эпитетами. Здесь полезно сравнить эпитеты русских народных сказок и авторских литературных произведений (как сказок, так и других жанров).

При работе с русской народной сказкой могут возникнуть трудности: сказки богаты постоянными эпитетами, которые не сразу воспринимаются как изобразительные средства. В этом случае можно провести следующую работу.

Задание 1. Сопоставление словосочетаний, разбитых на две группы: в 1-ой – словосочетания со «сказочными» эпитетами, во 2-ой – синонимичные словосочетания, например:

  • добрый молодец — хороший молодец
  • красна девица — красивая девица
  • горы высокие — горы большие
  • леса дремучие — леса страшные

После того, как задание выполнено, учащимся можно задать вопросы:

Как вы определили, что именно эти эпитеты являются «сказочными?

(Часто встречали в сказках и именно в таком сочетании).

Почему в сказках эпитеты выступают в устойчивых сочетаниях?

(Они подчёркивают самое главное качество в изображаемом, а это связано в свою очередь со сказочным содержанием).

Задание 2.

Цель: отработать умение самостоятельно находить постоянные эпитеты среди других эпитетов (лирических и изобразительных).

Учащимся раздаются карточки, на которых записаны постоянные, лирические и изобразительные эпитеты. Задача детей – найти и подчеркнуть «сказочные» эпитеты.

Найдите и подчеркните «сказочные» эпитеты: стройная берёза, ясный сокол, кудрявые рощи, ясная лазурь, честной купец, сонные озёра, искристый снег, молочные реки, печальная луна, чистое поле.

Это упражнение подготавливает учащихся к выполнению более сложного задания — находить постоянные эпитеты в тексте сказки.

Задание 3.

Цель: отработать умение находить постоянные эпитеты в тексте сказки.

Ученики читают сказку, затем даётся задание найти и подчеркнуть их карандашом. На завершающем этапе работы проводится небольшая обобщающая беседа.

Нужны ли в сказках эпитеты? Для чего?

(Они помогают лучше увидеть «сказочную» картину и представить героев, их характер (добрый молодец — помогает слабым и побеждает зло).

Изменилась бы сказка, если бы из неё убрали все эпитеты, или нет?

(Да).

Она стала бы лучше или хуже?

(Хуже).

Почему?

(Она потеряла бы свою сказочность и стала похожа на фантастический рассказ, написанный «сухим» языком).

Таким образом, на данном этапе работы учащиеся знакомятся с постоянными эпитетами сказки, учатся отличать их от простых определений и других эпитетов (лирических и изобразительных), а также находить их в тексте сказки.

Третий этап направлен на то, чтобы сформировать у учащихся умение свободно оперировать постоянными эпитетами. С этой целью учащимся предлагаются различные задания.

Задание 1. Нужно подобрать к каждому эпитету несколько таких синонимов, которые не нарушали бы сказочный стиль.

Например:

  • Красная девица – красавица писаная, распрекрасная, пригожая.

Задание 2. Это задание представляет собой лингвистический эксперимент. Нужно вставить словосочетания с «перепутанными» эпитетами в отрывки из сказок.

Предлагаются следующие словосочетания:

  • честной молодец – добрый купец
  • ясное поле – чистый месяц
  • ключевые слёзы – горькая вода
  • уста шёлковые – трава сахарная.

Данная работа подводит учеников к выводу, что постоянные эпитеты потому и называются постоянными, что они как бы раз и навсегда прикрепляются к тем сказочным образам, которые характеризуют, и не меняются, переходя из сказки в сказку. А потому, сочиняя сказки, учащиеся должны использовать уже готовые, известные нам образцы эпитетов, сочетающихся с характеризуемым образом как устойчивые сращения.

Задание 3. Учащимся предлагаются отрывки из известных им сказок. Дети должны самостоятельно вставить «сказочные» эпитеты и сравнить полученный текст с данным.

Пришла она в его царство и в … поле, в … раздолье, на … лугах раскинула шатёр…. От шатра дорогу устелила сукнами ….
И вот слышит – кони всхрапнули раз, другой и третий. Тут … молодец бултых в котёл с молоком, вынырнул, да из первого котла прямо в котёл с кипятком кинулся, а потом в … воде окунулся и вышел из третьего котла таким … да красивым, что нельзя описать, только в сказке рассказать.

Представленные задания необходимо планировать на этапе анализа сказки, подчиняя работу над изобразительными средствами выявлению основной темы сказки, уяснению жанровой природы традиционного текста.

Сравнение – одно из древних изобразительных средств языка, встречающееся в самых ранних памятниках художественной речи. Оно может быть определено следующим образом.

Сравнение – в художественной речи сближение, соотнесение двух явлений, основанное на чертах сходства между ними и имеющее задачей образно пояснить одно из них с помощью другого. Простейшая форма сравнения образуется чаще всего при помощи сравнительных оборотов и слов: как, точно, словно и др. Весьма распространёнными являются сравнения, образованные при помощи творительного падежа: Вылетел Кощей бессмертный в окно страшным вихрем.

По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Прямые сравнения – это сопоставление изображаемого явления с каким-либо другим, похожим на него, даётся в прямой утвердительной форме. Отрицательные сравнения внешне построены по принципу отделения одного явления от другого, однако внутренне, так же, как и другие сравнения, сближают их, поясняют одно другим, например: «Не звезда блестит далече в чистом поле, то курится огонёчек малёшенек».

Язык сказки содержит и прямые, и отрицательные сравнения, что позволяет учителю, анализируя один текст, работать сразу с двумя видами сравнений, в отличие от других произведений, изучаемых в начальных классах и содержащих лишь прямые сравнения (кроме былин, но они изучаются только в 4 классе).

Таким образом, изучая язык сказки, учащиеся знакомятся со сравнением как одним из видов тропов, что подготавливает их к работе над ними в более сложных произведениях в старших классах.

Для работы со сравнениями в текстах сказок можно предложить следующие задания.

Задание 1. В отрывках из русских народных сказок необходимо найти и подчеркнуть сравнения.

Дочка любимая тоненькая, как тростиночка, волосики будто паутиночки осенние на солнышке светятся, а глаза, как вода Ильмен-озера, тихие да светлые.

Не кукушка во сыром бору кукует, то плачет от горя Алёнушка.

Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на океан-море и стали на середине, на самой пучине, — а сами стоят, как столбы, а её на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.

Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась – сделалась словно копна сена… Опять лягушка дулась, дулась – сделалась ещё больше, словно стог сена.

Задание 2. На учебной таблице написано несколько предложений с пропущенными сравнениями, к каждому предложению даётся несколько вариантов сравнений и задание.

Заговорила Алёнушка, словно … .
(Ручей заиграл, птаха заплакала, колокольчик зазвенел)

Подставьте такое сравнение, чтобы голос Алёнушки был:

а) звонким,
б) весёлым,
в) печальным.

Иван-царевич берёт с собою сонную Василису и пускается в путь дорогу, словно … . (Быстрый ветер, пудовый груз тянет, стрела из лука)
Подставьте такое сравнение, чтобы Иван-царевич: а) в тот же миг оказался на царском дворе, б) долго добирался до дома, в) в скором времени возвратился в своё царство.

Задание 3. Вставьте вместо точек эпитеты и сравнения.

  1. Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья … , а глаза, словно … .
  2. Вот так мастера добыл себе! Не мастер, а … !
  3. Осень пришла, стали ночи … да … . В самую полночь вдруг всё кругом осветилось, будто … .
  4. А на яблонях налились, созрели … яблоки, горят, переливаются, как … на солнышке.
  5. Будто … , налетел Иван на Гвидоново войско и увидел в … поле … богатыря иноземного.

Предложенная работа над эпитетами и сравнениями способствует, во-первых, формированию навыков и умений осмысленного отношения к слову; во-вторых, осознанному чтению (в процессе этой работы дети узнают значение непонятных им слов, что ведёт к лучшему пониманию прочитанного); в-третьих, расширению словарного запаса; в-четвёртых, выразительному чтению; в-пятых, развитию воссоздающего воображения, творческого мышления, памяти, что подготавливает их к самостоятельному написанию сказок.

После такой целенаправленной работы дети свободнее пользуются языковым материалом, более того, точно используют средства выразительности, легко подбирают характеристики сказочных героев в своих творческих работах, не нарушая сказочного стиля.

Как уже отмечалось в теоретической части, неотъемлемой составляющей языка устного народного творчества являются фольклорные формулы. Фольклорные формулы – это устойчивые словесные комплексы самого различного характера и объема, функционирующие в разных произведениях одного или нескольких жанров.

В сказках традиционно принято выделять инициальные формулы (зачины), медиальные (формулы продолжения) и финишные формулы (концовки).

Учащимся начальных классов можно предложить следующие задания в процессе анализа сказки:

Найдите зачины в тех сказках, которые вы прочитали.

(«Жили-были старик и старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурочком звали» (русская народная сказка).

Найдите концовки в тех сказках, которые вы прочитали.

(«Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле», «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать», «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» (русская народная сказка).

Определите, где зачины сказки:

«Стали они жить-поживать и добра наживать…», «За тридевять земель, в тридесятом царстве…», «Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди», «Жили-были…». «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…».

Назовите формулы продолжения в сказке

(«долго ли, коротко ли», «много ли, мало ли времени прошло»).

Как вы понимаете данные выражения? Как данные выражения характеризуют путь героя?

Замените выражение «тридевять земель», «тридесятое царство» синонимичным (близким по значению).

(«Тридевять земель, тридесятое царство» синонимично некоторому царству: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, не в нашем государстве, жил старик со старухою»; «В некотором царстве, не в нашем государстве, за тридевять земель, жил король»).

Что обозначает «тридесятое царство»?

(Тридесятое царство обозначает место нахождения диковинок или суженой: «За тридевять земель, в тридесятом царстве есть остров, на том острове ходит олень золотые рога»; «Баю-баю, Иван-царевич! Вырастешь большой, найдешь себе невесту: за тридевять земель»).

Эффективным средством выражения предельно большой степени признака, а также многократности, интенсивности действия служат формулы — тавтологические и синонимические сочетания. Парные тавтологические сочетания представляют собой повторение совершенно одинаковых слов в одинаковых формах. Многочисленны двучленные синонимические формулы, в которых дано повторение слов-синонимов; семантическая близость их абсолютна, и повторение служит исключительно целям усиления. Создают впечатление усиления и устойчивые формулы — сопоставления слов, антонимичных по своей семантике. Так, сложившиеся на протяжении многих лет устойчивые словесные формулы являются средством усиления экспрессии в тексте сказки.

На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Найдите и зачитайте предложения, в которых повторяются совершенно одинаковые слова.

(«Избушка, избушка, остойся, избушка, к лесу глазами, ко мне воротами»; «Говори, говори про Аннушку»; «Шли-шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает»; «Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает»).

Что выражают подобные повторы?

(Повторы широко употребляются в сказках и выражают предельную взволнованность, эмоциональность речи).

Чем обычно завершаются формулы тождества?

(Формулы обычно завершаются сообщением результата: «Шел, шел – до моря дошел»; «Шел, шел, устал до смерточки»).

Что выражают повторы, состоящие из трех и более членов перечисления?

(Подобные сложные конструкции повторов выражают длительность действия, протяженность его во времени или сказочное «время»: «Иванушка шел, шел, шел, шел по дороге»; «Петушок манил, манил, манил, выскочил опять в окошечко-то»).

Найдите и зачитайте предложения, которые повторяются в тексте сказки.

(«Сесть бы на пенек да съесть бы пирожок»; «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»). Как данные конструкции характеризуют путь героя? Сколько раз они повторяются в тексте сказки?

Найдите и зачитайте предложения, в которых употребляются близкие по значению слова.

(«Стали жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки»; «А ведьма так пристает, так упрашивает»; «Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу»). Как вы понимаете данные выражения?

Зачитайте предложения, в которых встречается число три. Что оно обозначает и характеризует в сказке?

(«А козленочек от радости три раза перевернулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой»; «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном»; «Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы»; «Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка»).

Представим фрагмент урока анализа волшебной сказки «Крошечка-Хаврошечка» /3 класс/.

Цель: выявить языковые особенности волшебной сказки, уточнить роль фольклорных формул в традиционном тексте.

  1. Назови все персонажи этой сказки. Какие из них необычные, волшебные? О чем здесь можно сказать: «Такого в жизни не бывает»? Можно ли назвать сказку «Крошечка-Хаврошечка» волшебной? Объясни свой ответ.
  2. Найди и прочитай, как жилось Хаврошечке у злых людей. («Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать»).
  3. Прочитай начало и конец сказки, найди созвучные слова. Какова их роль в сказке?
  4. Найди в сказке выражения, которые состоят из двух слов, близких по значению. («Как ни бились, ни метались», «занудили, заморили», «ткнуть да толкнуть есть кому», «жить-поживать»). Запомни их. В каких сказках ты встречал такие слова. Приведи примеры.
  5. У мачехи три дочери, она дает Хаврошечке три задания. Вспомни сказку «Гуси-лебеди». Что там повторяется три раза? Какова роль числа три в сказках? (Число три в фольклоре было пределом, дальше которого счет долгое время не выходил. Три обозначало «много», «много» обозначало то же, что «сильно», «очень», то есть через множество обозначалась интенсивность. Поэтому трудность попытки и победы, повышенный интерес к повествованию, восторг, вызванный им, выражается через повторения, ограниченные по указанным причинам через число три).

В изученных волшебных сказках мы встречали особые фольклорные формулы: зачины «жили-были…», концовки «стала она в добре поживать…», выражения, состоящие из двух слов, близких по значению «жить-поживать, девицы-красавицы». Эти элементы отличают сказку от других повествовательных жанров.

Подведём итог:

  1. На уроках литературного чтения в процессе чтения русских народных сказок особо следует выделить упражнения, связанные с работой над изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями, а также фольклорными формулами. Целью этих упражнений является воспитание путем наблюдений внимания к поэтическому языку, понимание роли ярких образных выражений в традиционном тексте.
  2. В процессе анализа сказочного текста эффективными упражнениями являются: выделение эпитетов, характеризующих персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий; восстановление в тексте пропущенных изобразительно-выразительных средств; замена устойчивых сочетаний синонимичными.
  3. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка сказок должна способствовать уяснению системы образов, выявлению причинно-следственных связей, пониманию жанровой природы сказочного текста.

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Русский язык | Филологический аспект №3 (35) Март, 2018

УДК 398.2

Дата публикации 27.03.2018

Егорова Ольга Арсеновна
кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования эпитетов в русских народных сказках. Целью исследования является изучение значения и роли эпитетов в сказках, определение их функций и сферы применения, а также анализ специфических языковых особенностей эпитетов. Проведенное исследование показывает, что эпитеты в русских народных сказках создают яркие зрительные образы путем описания места действия, выделения отличительных особенностей и качеств персонажей, а также волшебных помощников и чудесных предметов. Эпитеты выполняют важную функцию языкового искусства фольклора, которое заключается в том, чтобы придать словам значимость, чтобы слова и созданные ими образы запоминались и оказывали сильное эмоциональное воздействие на человека.
Ключевые слова: фольклор, русские народные сказки, эпитеты, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы, место действия

On the question of the genre specificity of the functioning of epithets in Russian folk tales

Egorova Olga Arsenovna
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow, egorovaolga29@mail.ru

Abstract: In the article, features of functioning of epithets in Russian folk tales are considered. The aim of the study is to study the meaning and role of epithets in fairy tales, to determine their functions and scope, to analyze specific linguistic features of epithets. The conducted research shows that epithets in Russian folk tales create bright visual images by describing the place of action, highlighting the distinctive features and qualities of characters, as well as magical helpers and wonderful objects. Epithets carry an important function of the linguistic art of folklore. Epithets main aim is to enhance the meaning and the power of the words and images behind them producing strong emotional impact on the person.
Keywords: folklore, Russian folk tales, epithets, fairy-tale heroes, magical helpers, magic objects, the scene of action

Одним из характерных художественных средств сказок, как и других фольклорных жанров, являются постоянные эпитеты, которые играют в устной народной традиции важную роль [1], [2], [3], [4], [5]. Среди постоянных эпитетов можно выделить эпитеты общефольклорные и эпитеты, характерные для отдельного жанра (в нашем случае — народной сказки). Общими признаками для тех и других являются: повторяемость, т.е. способность образовывать с определяемым словом устойчивое сочетание (общефольклорных эпитетов в различных жанрах, внутрижанровых — в пределах другого жанра) и тождественность значения эпитета при повторении. Эти признаки отличают постоянные (традиционные) эпитеты от нетрадиционных (новых) эпитетов.

Проанализируем значение и роль эпитетов в русских народных сказках, а также установим сферу их применения – персонажи, образы, явления и предметы, которые они характеризуют.

1) Эпитеты, определяющие внешность сказочных героев, относительно немногочисленны, так как внешность сказочных персонажей, как не раз отмечалось исследователями сказки, характеризуется, в первую очередь, неопределенностью. “Эпические, повествовательные жанры не знают искусства портрета. Рассказчику все равно, как выглядит баба, или солдат, или старуха, о которых повествует сказка. Царевна должна быть красавицей, но рассказчик отказывается описывать ее” [3, с.90].

Это утверждение справедливо и для русских народных сказок. Наиболыпей частотностью отличаются эпитеты, определяющие женские образы. Так красная (девица) — эпитет универсальный, он относится ко многим женским персонажам сказки. Эпитет красная входит также в состав традиционной рифмованной формулы, которая подчеркивает красоту волос девушки. В сказках длинные густые волосы являются одним из главных атрибутов внешней привлекательности героини: красная краса – длинная коса.

Эпитет прекрасная также используется сказочниками при описании женской внешности. Прекрасную царевну спасает из плена Иван-царевич, похищает Змей Горыныч, на ней женятся положительные герои.

Показателем традиционности данного эпитета является его использование в именах собственных сказочных героинь: Елена Прекрасная, Марья Маревна, прекрасная королевна.

К этой группе могут быть отнесены и эпитеты, входящие в состав сложного имени собственного, характеризующие некоторых сказочных персонажей: Настасья золотая коса, Василиса золотая коса. Здесь необходимо сказать о том, что “золотые волосы царевны — черта, распространенная по всему миру” [4, с.83], в русских сказках обычно используется в составе имени собственного героини, или предикативно: царевна золотые кудри.

Мужские персонажи практически не характеризуются эпитетами, которые непосредственно указывают на внешнюю красоту героя. “Внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет себе его прекрасным. Это идеализированный герой…” [5, с.209]. В сказках акцентируются такие его свойства, как удаль, сила, сметливость и бесстрашие.

2) Следующую группу составляют эпитеты, определяющие положительные качества и свойства персонажей, наиболее универсальными из которых являются — добрый или удалый, употребляемые обычно со словом молодец. Добрым молодцем называются Иван-царевич и Иван-дурак, их братья, спутники, царские зятья и др. В русских волшебно-героических сказках наравне с выражением добрый молодец используется и словосочетание сильно-могучий богатырь.

В героине сказки выделяют такие качества, как рассудительность, мудрость, находчивость, что находит выражение в эпитетах мудрая, премудрая, хитрая. Следует сказать, что в русских сказках ум, сообразительность, чудодейственные свойства воплощены чаще и ярче в женских образах. Это и Василиса Прекрасная, Марфа-царевна, царевна-лягушка, царевна, разрешающая загадки.

3) Противники героя описываются эпитетами, которые подчеркивают их необычные и сверхъестественные свойства. Это многоголовые змеи, огнедышащие драконы, различные фантастические существа: Лихо одноглазое, двенадцатиглавый змей, чудо-юдо шестиголовое, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Огненный царь.

Эпитеты данной тематической группы выполняют в основном изобразительную функцию. Но это изображение служит одновремен­но и характеристикой. Эпитеты показывают внешнюю чудовищность противников героя, их резкое отличие от нормальных людей, противопоставленность положительному герою, а вместе с тем и значение победы, одержанной над ними.

По отношению к отрицательным персонажам женского пола (мачехе, ведьме, Бабе-Яге) традиционны эпитеты злая и не­навистная: злая мачеха, злая нянюшка, мачеха ненавистная.

4) Эпитеты, которые характеризуют место действия сказочных событий, часто используются в традиционных начальных формулах. Основные функции зачина заинтересовать читателя, увлечь его волшебным повествованием, перенести в фантастический сказочный мир. Эпитеты же в данном случае несут основную смысловую нагрузку — показывают условность, неопределенность ме­ста действия сказки:

За тридевять земель, в тридесятом царстве, не в нашем государстве, жил старик со старухою.

В поисках счастья герой путешествует за тридевять земель, там он попадает в  подземное или подводное царст­во. В этих царствах есть темные леса, заповедные луга, огненные реки. Каждое из мест, где останавливается герой, ознаменовано тем или иным событием, важным для определения его судьбы, и характеризуется постоянными эпитетами. В чистом поле герой пасет чудесных лошадей, в чистом поле герои сказок встречаются и сражаются.

Герой или героиня сказок неизменно попадают в лес, кото­рый всегда определяется как дремучий/темный/густой, где находят чудесного помощника.

5) Следующую группу составляют эпитеты, характеризую­щие волшебных помощников и волшебные предметы.

К этой группе следует отнести, в первую очередь, определе­ния чудесного коня — верного друга и помощника героя. Волшебный конь может преодолевать в один миг огромные пространства, он говорит человеческим голосом и обладает даром предвидения.  При этом эпитеты могут передавать и масть коня — сивый, рыжий, вороной. Устойчивая масть чудесного коня породила имя — Сивко-бурки, а волшебные свойства — такие определения, как вещий воронко, вещий каурка, конь-летун, крылатый конь.

Чудесного коня характеризует эпитет богатырский. При описании чудесного коня часто используется антитеза эпитетов, которая делает акцент на его необычайных свойствах: Иван-царевич ищет себе коня, и ему указывают на паршивого жере­бенка, который в скором времени превращается в богатырского коня.

Чудесные предметы в сказках выполняют те же функции, что и волшебные помощники, причем количество их в сказках весьма значительно. “Нет такого предмета, который при известных обстоятельствах не смог бы играть роль волшебного Тут и орудия (дубины, топоры, палочки), и разное оружие (мечи, ружья, стрелы), и средства передвижения (лодочки, коляски), и музыкальные инструменты (дудочки, скрипки), и одежда (рубашки, шапки, сапоги, пояса), и украшения (колечки) и предметы домашнего обихода (огниво, веник, ковер, скатерть) и т.д.” [5, с. 215].

Наиболее частотными эпитетами, которые характеризуют эти волшебные предметы, являются: чудесный, волшебный, золотой, серебряный, хрустальный: чудесная рубашка, чудесиая/волшебная дудочка, волшебное кольцо, волшебное зеркальце, золотое блюдечко, золотая рыбка, хрустальный дворец, золотая гора.

Перечислим ряд чудесных предметов, которые являются объектами поисков героя: свинка золотая щетинка; конь (кобыла) золотогривый, олень золоторогий (золотохвостый), коза золотые рога, уточка золотые перышки, жар-птица, птица-говорунья, кот-баюн, золотые яблоки, молодильные яблоки.

Функциональность сказочных эпитетов ярко проявляется при характеристике волшебных средств, с помощью которых герой достигает своей цели – добывает диковинки, женится на царевне и благополучно возвращается в свое царство. Такими традиционными волшебными средствами выступают: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, сапоги-самоходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, меч-кладенец, меч-саморуб, гусли-самогуды, летучий корабль.

Отметим, что форма многих эпитетов, определяющих чудесные средства и предметы, в русских сказках специфична. Поэтические определения могут быть выражены как простым эпитетом (одним словом), так и сложным (свинка золотая щетинка). Эпитеты, характеризующие чудесные предметы, как правило, имеют вид приложения.

Из приведенных примеров ясно, что эпитеты в этих сочетаниях несут на себе основное смысловое значение, они выделяют предметы среди подобных, внешне сходных, обозначая свойства, скрытые в самих предметах, в отличие от диковинок, где эпитеты отмечают внешние особенности чудесных предметов и животных.

Эпитеты данной группы обладают большей степенью изобразительности, чем эпитеты, определяющие героев сказки. И это находит свое объяснение: герой в волшебных сказках представляет народные этические идеалы, которые утверждают, что достоинства человека не во внешней красоте, не в богатырской и чудодейственной силе, а в его внутренних качествах.

В сказках о животных нередко встречаются лишь единичные определения-эпитеты. Таковы, например, сказки: “Битый небитого везет’, “Ледяная и лубяная хата”, “Лисица и дятел”. Это обстоятельство объясняется тем, что в подобных сказках функция эпитета-определения сводится к указанию на постоянный, типичный признак предмета — это, по существу, логическое определение. Есть также сказки, в которых можно не встретить ни одного эпитета-определения. Это, например, сказки о животных: “Лисица-повитуха”, “Волк у проруби”, “О лисе, бегущей от собак” и многие другие.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что эпитеты в русских народных сказках создают яркие зрительные образы путем живописного описания места действия, выделения отличительных особенностей и качеств персонажей, волшебных помощников и чудесных предметов. Эпитеты также служат важным средством типизации сказочных образов. Эпитеты соответствуют одной из важнейших функций языкового искусства фольклора, которое заключается в том, чтобы придать словам значимость, чтобы слова и созданные ими образы запоминались и оказывали сильное эмоциональное воздействие на человека.


Список литературы

1. Егорова О.А. Эпитеты как образные средства характеристики персонажей английских сказок и англо-шотландских баллад//Международный научно-практический журнал «Филологический аспект». — Нижний Новгород, 2018, № 1. — с. 35-42.
2. Егорова О.А. К вопросу о национальном своеобразии начальных формул сказок Британских островов//Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, № 4 (70), 2017. — с. 86-90.
3. Пропп В.Я. Фольклор и действительность (Избранные статьи). — М, 1976. — 325 с.
4. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: Наука, 1969. — 168 с.
5. Пропп В.Я. Русская сказка. -Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 335 с.

← Предыдущая статьяТрансформация значений повседневных понятий в общественном молодежном дискурсе

Следующая статья →Концепт «Родина» как лингвокультурологическая сопоставительная модель Великобритании и России

В сказках Александра Сергеевича Пушкина применяется огромное количество самых разнообразных эпитетов. Они придают истории яркость, а также сближают их с русскими народными произведениями.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

  • белешенька земля
  • гость желанный
  • тяжелешенько вздохнула
  • ломлива
  • тихомолком расцветая
  • румяней и белее
  • черноброва
  • мать брюхатая
  • черной зависти
  • глушь лесную
  • светлой горнице
  • с лежанкой изразцовой
  • красная девица
  • зеленого вина
  • люблю сердечно
  • пес проклятый
  • наливное, молодое, золотое … яблочко
  • жалко смотрит,
  • грозно воет
  • свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
  • алым губкам
  • белы руки
  • тиха, недвижна стала
  • мертвою царевной
  • горести душевной
  • тиха, свежа лежала
  • пустую гору
  • поклон земной
  • доброй вести
  • красну солнцу
  • теплою весной
  • круглолицый, светлоокий (про месяц)
  • месяц ясный
  • ветер могуч
  • ветер буйный
  • речкой тихоструйной
  • во тьме печальной
  • изумленными глазами
  • беседуя приятно

Сказка о царе Салтане

  • крещеный мир
  • тихонько заскрыпела
  • красная девица
  • пир честной
  • царицей молодой
  • честные гости
  • кровать слоновой кости
  • Государевой жене
  • добра коня
  • неведому зверюшку
  • царева возвращенья
  • законного решенья
  • Допьяна поят
  • суму пустую
  • гонец хмельной
  • Тайно бросить
  • царску волю
  • злую долю
  • синем небе
  • синем море
  • горькая вдовица
  • волна гульлива и вольна
  • морские камни
  • широком поле
  • Дуб зеленый
  • добрый ужин
  • тугой лук
  • снурок шелковый
  • лук дубовый
  • Тонку тросточку
  • Стрелкой легкой
  • дело лихо
  • Клёв кровавый
  • Гибель близкую
  • могучий избавитель
  • частыми зубцами
  • белыми стенами
  • святых монастырей
  • Оглушительный трезвон
  • Хор церковный
  • колымагах золотых
  • Пышный двор
  • Княжей шапкой
  • раздутых парусах
  • знакомом острову
  • Город новый златоглавый
  • крепкою заставой
  • Чорнобурыми лисами
  • славного Салтана
  • душой печальной
  • бег дальный
  • текучих вод
  • Лебедь белая
  • князь прекрасный
  • день ненастный
  • желанная страна
  • грустной думой
  • остров крутой, не привальный, не жилой
  • пустой равниной
  • дубок единый
  • Чудный остров
  • Подмигнув лукаво
  • орешки не простые
  • скорлупки золотые
  • чистый изумруд
  • Распроклятая мошка
  • Чудо чудное
  • двор широкий
  • елкою высокой
  • честном народе
  • хрустальный дом
  • донскими жеребцами
  • путь далек
  • Усмехнувшись исподтиха
  • Море вздуется бурливо
  • шумном беге
  • красавцы удалые
  • Великаны молодые
  • молвить справедливо
  • Гости умные
  • витязи морские
  • братья родные
  • Славный город
  • вод морских
  • Тяжек воздух
  • сама-то величава
  • Старой бабушки
  • Пораздумай путем
  • душою страстной
  • царевною прекрасной
  • вздохнув глубоко
  • белой груди
  • милой матушке
  • Дочь послушную
  • иконой чудотворной
  • главою покорной
  • лазоревой дали
  • Матушка родная
  • княгиня молодая
  • Незнакомой стороне
  • веселый пир

Сказка о попе и о работнике его Балде

  • Толоконный лоб
  • рано поднялся
  • Служителя не слишком дорогого
  • служить славно, усердно, исправно
  • вареную полбу
  • русский авось
  • поповом доме
  • думает частенько
  • срок близенько
  • Ум догадлив, повадлив
  • Верный работник
  • оброк полный
  • проклятое племя
  • положенного срока
  • великая помеха
  • голодный котенок
  • меньшего брата
  • ближний лесок
  • бесенок молоденек, слабенек
  • берегу морскому
  • братец любимый, родимый
  • поглядывает боком
  • Балдову победу
  • сивая кобыла
  • Бедненький бес
  • Глупый бес
  • Бедный поп
  • приговаривал с укоризной

Сказка о рыбаке и рыбке

  • синего моря
  • ветхой землянке
  • травой морскою
  • непростою рыбкой, золотою
  • Голосом человечьим
  • Дорогой откуп
  • ласковое слово
  • великое чудо
  • По-нашему говорила
  • пуще старуха бранится
  • кирпичною, беленою трубою
  • дубовыми, тесовыми вороты
  • черной крестьянкой
  • столбовою дворянкой
  • Не спокойно синее море
  • Высокий терем
  • собольей душегрейке
  • Парчовая кичка
  • золотые перстни
  • красные сапожки
  • усердные слуги
  • вольною царицей
  • целое царство
  • поведут поневоле
  • сидит она царицей
  • царские палаты
  • заморские вины
  • пряником печатным
  • грозная стража
  • грозная царица
  • взашеи затолкали
  • старый невежа
  • владычицей морскою
  • черная буря
  • сердитые волны
  • проклятою бабой
  • глубокое море

Сказка о золотом петушке

  • тридевятом царстве
  • тридесятом государстве
  • славный царь
  • был грозен он
  • Наносил обиды смело
  • ратных дел
  • старого царя
  • Страшный вред
  • Многочисленную рать
  • лихие гости
  • Золотого петушка
  • верный сторож
  • всё мирно
  • сидеть смирно
  • силы бранной
  • беды незваной
  • высокой спицы
  • Страшным шумом
  • Им невмочь
  • надгробного кургана
  • высоких гор
  • шелковый шатер
  • безмолвии чудесном
  • ущелье тесном
  • Рать побитая
  • страшная картина
  • протоптанной траве
  • кровавой мураве
  • тяжким стоном
  • Всяким яством
  • парчовую кровать
  • Покорясь безусловно
  • силой ратной
  • девицей молодой
  • сарачинской шапке белой
  • Весь поседелый
  • Старый друг
  • чин боярский
  • конюшни царской
  • Усмехнулся умильно
  • легкий звон
  • Добрым молодцам

«У лукоморья…»

  • дуб зеленый
  • Златая цепь
  • кот ученый
  • неведомых дорожках
  • невиданных зверей
  • курьих ножках
  • брег песчаный и пустой
  • видений полны
  • витязей прекрасных
  • вод ясных
  • дядька морской
  • грозного царя
  • верно служит
  • русский дух

Сказка о медведихе

  • весенней теплою порою
  • утренней белой зорюшки
  • лесу дремучего
  • бурая медведиха
  • милыми детушками
  • белой березою
  • малых детушек
  • глупых медвежатушек
  • он догадлив
  • сыру землю
  • медвежия шуба
  • медведя чернобурого
  • брюхо белое
  • Вдовца печального, горемычного
  • Веселой игры
  • большому боярину
  • звери большие
  • зверишки меньшие
  • зубы закусливые
  • глаза завистливые
  • торговый гость
  • жирный хвост
  • Зайка беленький, серенький

  • Эпитеты в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс к слову солнце
  • Эпитеты в сказке заря заряница 4 класс постоянные эпитеты
  • Эпитеты в рассказе капитанская дочка
  • Эпитеты в сказке колобок
  • Эпитеты в сказке конек горбунок