Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:
- прилагательным (кислое лицо),
- наречием (горячо любить),
- существительным (веселья шум),
- числительным (вторая жизнь).
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Еще примеры эпитетов в русском языке:
- бессмертное знамя;
- мрачный день;
- черепаший темп;
- горькая досада;
- кудрявый дым;
- легкомысленная молодость;
- волчья тоска;
- звонкий поцелуй.
Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»
С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.
Виды эпитетов
Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.
По сфере употребления
Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.
Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.
Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.
Свойства народно-поэтических эпитетов:
-
Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);
-
Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);
-
Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).
Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).
Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
По характеру обозначения признака
По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.
Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.
Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».
Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:
- лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
- жуткая история и жуткая боль;
- гробовая доска и гробовая тишина;
- могучий боец и могучая гора;
- пламенный столб и пламенная речь.
По степени устойчивости связи с определяемым словом
Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.
Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.
По структуре
По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.
С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.
Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:
- солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
- огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
- мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
- чернобровая красавица — красавица с черными бровями.
К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице…» используется сложный эпитет черный-черный.
Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.
Примеры эпитетов из литературы
Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.
Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:
- подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
- пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
- вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
- одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
- создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
- сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.
Примеры эпитетов в русской литературе:
- «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Л. Пастернак);
- «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Г. Паустовский);
- «Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула» (Ф. М. Достоевский);
- «Кругом трава так весело цвела» (И. С. Тургенев).
А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(С. А. Есенин)
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан.
(Н. С. Гумилев)
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
(М. Ю. Лермонтов)
Эпитет и метафора
И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.
Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..
Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.
Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.
Интересный факт!
Метафора, как и эпитет, имеет греческое происхождение и означает «перенос». Автор термина — Аристотель, который связывал его с пониманием искусства.
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:
- предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
- место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
- функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
- принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
- принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
- время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
- численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:
- каменный стол — каменное лицо;
- золотая медаль — золотой век;
- спортивный снаряд — спортивная осанка;
- столетняя война — столетний дом.
Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)
Задание
№ 1:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
№ 1. «Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».
— царевну.
№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…».
— кусочек.
№ 3. «Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?)
пострелять…».
— уток.
№ 4. «Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим
ласковой (..?)».
— сестрою.
№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».
— Елисей.
№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), /
У семи богатырей / Та, что всё ж тебя милей».
— дубравы.
№ 7. «Раз царевна молодая, / Милых братьев поджидая, / (..?),
сидя под окном».
— Пряла.
№ 8. «“Ради скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй
за обед…”».
— яблочко.
№ 9. «И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?)
стала».
— недвижна.
№ 10. «“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я
царевны не видало…».
— солнце.
№ 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».
— рожок.
№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».
— туч.
№ 13. «В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)».
— хрустальный.
№ 14. «И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?)
сном».
— вечным.
№ 15. «В путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: /
Дочка царская жива!».
— трубит.
№ 16. «Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В
двери прямо побежала…».
— зеркальце.
№ 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».
— пира.
Задание
№ 2: по цитате определите, о
каком герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:
№ 1. «До зари в лесу блуждая,
/ Между тем всё шла да шла / И на терем набрела».
— Царевна.
№ 2. «На него она взглянула,
/ Тяжелёшенько вздохнула, / Восхищенья не снесла / И к обедне умерла».
— 1-я царица.
№ 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно».
— 2-я царица – мачеха царевны.
№ 4. «Тихомолком расцветая, /
Между тем росла, росла, / Поднялась — и расцвела…».
— Царевна.
№
5. «Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…».
— 1-я царица.
№ 6. «…в лес пошла / И в
такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась».
—
Чернавка.
№ 7. «Белолица, черноброва, /
Нраву кроткого такого…».
— Царевна.
№ 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…».
— 2-я царица – мачеха царевны.
№ 9. «Помолясь усердно богу, /
Отправляется в дорогу / За красавицей душой…».
— Королевич Елисей.
№ 10. «Засветила богу свечку,
/ Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько улеглась».
— Царевна.
№ 11. «Отвели они
девицу / Вверх, во светлую светлицу…».
— Семь братьев богатырей.
№
12. «Не убила, не связала, / Отпустила и
сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».
— Чернавка.
№ 13. «Выезжают погулять, /
Серых уток пострелять…».
— Семь братьев богатырей.
№
14. «В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…».
— Царевна.
№ 15. «Высока, стройна, бела,
/ И умом и всем взяла; / Но зато горда, ломлива…».
— 2-я царица – мачеха царевны.
№ 16. «Ходит по двору, клюкой
/ Отгоняя пса…».
— Нищая черница.
№ 17. «Возвращалися толпой / С
молодецкого разбоя…».
— Семь братьев богатырей.
№
18. «Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён».
— Королевич Елисей.
№ 19. «…сидела / Перед
зеркальцем своим / И беседовала с ним…».
— 2-я царица – мачеха царевны.
№ 20. «…очутилась / В светлой
горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».
— Царевна.
Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)
Задание №
1: впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
№
1. «Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».
№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…». № 3.
«Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?) пострелять…». №
4. «Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим ласковой (..?)».
№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».
№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), / У семи
богатырей / Та, что всё ж тебя милей». № 7. «Раз царевна молодая, /
Милых братьев поджидая, / (..?), сидя под окном». № 8. «“Ради
скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй за обед…”». № 9.
«И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?) стала». №
10. «“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я царевны не
видало…». № 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».
№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…». №
13. «В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)». № 14.
«И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?) сном». № 15. «В
путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: / Дочка царская жива!». №
16. «Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В двери прямо
побежала…». № 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».
Задание № 2: по цитате определите, о каком
герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:
№ 1. «До зари в лесу блуждая, / Между тем всё шла да шла / И на
терем набрела». № 2. «На него она взглянула, / Тяжелёшенько вздохнула, /
Восхищенья не снесла / И к обедне умерла». № 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно». № 4. «Тихомолком расцветая, / Между тем росла,
росла, / Поднялась — и расцвела…». № 5. «Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…». № 6. «…в лес пошла / И в такую даль
свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась». № 7. «Белолица,
черноброва, / Нраву кроткого такого…». № 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…». № 9. «Помолясь усердно
богу, / Отправляется в дорогу / За красавицей душой…». № 10. «Засветила
богу свечку, / Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько
улеглась». № 11. «Отвели они девицу / Вверх, во светлую
светлицу…». № 12. «Не
убила, не связала, / Отпустила и сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”». №
13. «Выезжают погулять, / Серых уток пострелять…». № 14. «В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…». № 15. «Высока, стройна, бела, / И умом и всем взяла; / Но
зато горда, ломлива…». № 16. «Ходит по двору, клюкой / Отгоняя пса…». №
17. «Возвращалися толпой / С молодецкого разбоя…». № 18. «Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён». № 19. «…сидела / Перед зеркальцем своим / И беседовала с ним…». № 20.
«…очутилась / В светлой горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».
Страница 129
Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
1*. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне…», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.
Стихотворная речь отличается от прозаической четким ритмом и рифмой.
Возьмем отрывок из сказки «Царевна-лягушка»:
«Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в баярском тереме, другой на купеческрм дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы».
Мы видим, что в этом отрывке ударения располагаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и. т. д.
Рассмотрим отрывок из «Сказки о мертвой царевне. . . «:
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
В этом отрывке основные ударные слоги располагаются ритмично: каждая группа состоит из двух безударных, одного ударного и одного безударного. Строки рифмуются попарно: первая со второй, третья с четвертой. В народной сказке рифмы нет.
2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…».
Ритм в литературе предполагает повторение схожих слов, таким образом создавая определенное настроение и атмосферу. «Сказка о мертвой царевне» в общих чертах держит ритм на рифмовке сразу двух строк («И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица. . . «). Ритм может отличаться по количеству ударных и безударных слогов, по длине этих слогов и т. д. Ритм создает напевность и мелодичность произведения. Из этой сказки пример ритма, который создает впечатление очередности событий и быстрой смены событий: «А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит. Им она не прекословит». Тут же ритм меняется за счет более длинных строк, что говорит о смене настроения и действий: «Старший молвил ей: «Девица, знаешь: всем ты нам сестрица, всех нас семеро, тебя все мы любим, за себя».
Страница 130
Рифма
Вопросы и задания
Найдите рифмы в первых четырёх строках стихотворения «Няне» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие строки в отрывках рифмуются?
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Простился- снарядился, окна — одна, суровых-сосновых
моя- меня
дряхлая моя-давно ты ждешь меня
Страница 131
Эпитет
Вопросы и задания
1. Подберите к прилагательным «высокий», «глубокий», «хрустальный», «пустой» такие существительные, чтобы эти прилагательные стали художественными определениями, то есть эпитетами.
Высокий стиль, глубокий звук, хрустальный звон, пустой звук
2. В сказке Пушкина найдите три-четыре примера употребления эпитетов. Определите их художественную роль в тексте.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина мне показались наиболее интересными следующие авторские эпитеты:
1. поэт употребляет эпитет «ломлива» при описании характера царицы, что означает «капризная», «упрямая», «жеманная»;
2. так же при описании внешности царицы поэт использует эпитет «бела», который указывает на белизну кожи, что считалось признаком красоты и аристократизма. Но в сочетании «всех белее» он приобретает дополнительный оттенок: не совершившая преступления, не замаравшая свою честь неблаговидным поступком;
3. «мерзкое стекло» — так царица называет зеркало, которое обмануло её ожидания.
3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.
Царица (мачеха):
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. «
Эпитеты:
-правда молодица-значит молодая, статная, видная дама;
-высока, стройна, бела-высокая, стройная и с красивым лицом;
-умом и всем взяла-умная, всем хороша;
-горда, ломлива-гордая, капризная, упрямая;
-своенравна и ревнива-любит делать всё по-своему, ревнивая, внимание должно уделяться только ей.
-добродушна, весела-только с зеркальцем,
-гордо глядясь-гордилась своей красотой.
Царевна:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. «
Эпитеты:
-царевна молодая-юная девушка;
-тихомолком расцвела-потихоньку выросла красавица;
-белолица, черноброва-красивое лицо, в яркими чертами;
-нраву кроткого-с тихим , спокойным характером, послушная;
-ласковой сестрою-богатырям она, как сестра, заботливая и ласковая.
Страница 133
Литературные сказки
Вопросы и задания
1. Сказки каких авторов вы читали?
Сказки-поэмы: «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина.
Сказка-повесть: «Черная курица, или подземные жители» Погорельского.
Сказка-рассказ: «Медной горы Хозяйка» Бажова.
2. Назовите особенности литературной сказки, отличающие её от фольклорной.
В отличие от народной, у литературной сказки есть конкретный автор, текст литературной сказки постоянный и не имеет вариантов, в литературной сказке отражаются взгляды автора, даются оценки персонажей, проявляются авторские отношения к изображаемому, ей свойственен психологизм, то есть в ней раскрываются чувства героев, их индивидуальные черты и характер.
Для вас, любознательные
Страница 137
Вопросы и задания
1. Прочитайте сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
2. Поразмышляйте над тем, чем похожи сказки немецкого и русского писателей. Как их главные герои спасают своих любимцев? Как совершают своё путешествие в сказочный мир? Какой образ в сцене охоты подземных жителей в «волшебной повести» Погорельского отсылает к сказке Гофмана?
3. Что имеет в виду крёстный Дроссельмейер, когда говорит: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам»?
4. Каким предстаёт Алёша в начале сказки? Какие качества характера он проявляет в путешествии к подземным жителям? Как меняется герой с получением волшебного подарка — конопляного семечка? Найдите соответствующие строки в тексте.
5. Как и за что Алёша был наказан? Объясните фразу Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Какой фольклорный жанр напоминает этот афоризм? Как это выражение связано с общей идеей «волшебной повести» А. Погорельского?
Страница 140
Руслан и Людмила (Отрывок)
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте отрывка слова, свидетельствующие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила».
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
В этом отрывке автор упоминает героев всем известных русских сказок (царевну и серого волка, Бабу Ягу, Кащея) , а в заключении говорит про Русь, при этом последняя фраза «и там я был, и мед я пил» часто используется в концовках русских сказок.
2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои.
Русалка — «Русалочка», Кощей — «Кощей Бессмертный», Тридцать витязей — «Сказка о царе Салтане», Баба Яга -«Марья Моревна», Царевна — «Царевна — лягушка», Леший — «Чародейная сила», Волк — «Красная шапочка».
3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.
Песнь заводит, леший бродит, избушка на курьих ножках, царевна тужит, верно служит, ступа с Бабою-ягой, Кощей над златом чахнет, русский дух, мёд я пил.
4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит.
У слова «дол» два значения. Первое значение — то же, что долина, то есть поле между лесами, впадина промеж гор или вдоль русла реки. Второе — желобок на кинжале для стока крови.
Слово «тужит» теперь малупотребительно, только в поэзии. Означает оно- горюет, тоскует.
Со словом «дядька» сложнее. Оно всегда означало «брат матери или отца, а также муж сестры матери или отца» Но в 18-19 веках у него было также значение «крепостной или вольнонаёмный воспитатель барских детей». Позже оно стало означать «пожилой, но ещё не старый человек».
5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:
а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;
б) брег, побережье, берег, прибрежный.
злато — золото
берег — край земли около воды
череда — пора, время
позолота — тонкий слои золота чего-нибудь
позлащенный — тоже самое позолоченный
золотить — покрывать позолотой
золотой — цвет золота
брег — берег
побережье — полоса земли вдоль морского берега
прибрежный — расположение возле берега
6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова?
Старославянские слова придают тексту особую торжественность, высокое, приподнятое звучание, создают национальный колорит Древней Руси.
7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один, самый яркий, эпитет, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.
Зеленый, златая, неведомых, невиданных, ясных, морской, грозного, бурый. Автор использовал эти эпитеты для того, чтобы предать этому отрывку как в этих сказках все сказочно.
8. Выучите наизусть начало поэмы «Руслан и Людмила».
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает
царице дочь:
а) в Пасху; б)
в Сочельник; в) в Рождество.
№ 2. В какое
время дня «издалече, наконец, воротился царь-отец»?
а) рано
утром; б) в обед; в) вечером.
№ 3. Царь
женился на другой:
а) через
месяц; б) через неделю; в) через год.
№ 4. Царица
была добродушна и мила:
а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной.
№ 5. Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на
свете всех …»?
а) милее; б) стройнее; в) румяней.
№ 6. Кто это? «Белолица,
черноброва, нраву кроткого такого…»:
а) Чернавка;
б) царица; в) царевна.
№ 7. Царевна,
до зари в лесу блуждая, набрела:
а) на
медведя; б) на палаты; в) на терем.
№ 8. Кем стала
царевна семи богатырям?
а) матерью; б)
сестрицей; в) невестой.
№ 9. Где
братья похоронили молодую царевну?
а) в пустой горе; б) в лесу; в)
недалеко от дома.
№ 10. Что в
обмен на хлеб «нищая черница» бросила царевне?
а) пирожок; б)
яблочко; в) ягоды.
№ 11. Как звали собаку семи богатырей?
а) Орлик; б) Воронок; в) Соколко.
№ 12. Кем для
Елисея была царевна?
а) сестрой; б)
женой; в) невестой.
№ 13. Сколько теремов было в приданом у
молодой царевны?
а) три; б) сто сорок; в) сто.
№ 14. Кто
указал Елисею дорогу к невесте?
а) солнце; б)
месяц; в) ветер.
№ 15. К кому не
обращался Елисей в поисках царевны?
а) к солнцу;
б) к месяцу; в) к тучам.
№ 16. Из какого
материала был изготовлен гроб царевны?
а) из
хрусталя; б) из дуба; в) из сосны.
№ 17. Чем закончилась
сказка?
а) праздником;
б) свадьбой; в) народными гуляньями.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
б | а | в | а | б | в | в | б | а | б | в | в | б | в | в | а | б |
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Тест
по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ 1. Бог дает царице дочь: а)
в Пасху; б) в Сочельник; в) в Рождество. № 2. В какое время дня
«издалече, наконец, воротился царь-отец»? а) рано утром; б) в обед; в)
вечером. №
3. Царь
женился на другой: а) через месяц; б) через неделю; в)
через год. № 4. Царица была добродушна и мила: а) с
зеркальцем; б) с Чернавкой; в) с царевной. № 5. Какое слово отсутствовало
в обращении царицы к зеркальцу «Я ль на свете всех …»? а)
милее; б) стройнее; в) румяней. № 6. Кто это? «Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…»: а) Чернавка; б) царица; в)
царевна. № 7. Царевна, до зари в лесу блуждая, набрела: а)
на медведя; б) на палаты; в) на терем. № 8. Кем стала
царевна семи богатырям? а) матерью; б) сестрицей; в)
невестой. №
9. Где
братья похоронили молодую царевну? а) в пустой горе; б)
в лесу; в) недалеко от дома. № 10. Что в обмен на хлеб «нищая
черница» бросила царевне? а) пирожок; б) яблочко; в)
ягоды. №
11. Как
звали собаку семи богатырей? а) Орлик; б) Воронок; в)
Соколко.
№ 12. Кем для Елисея была
царевна? а) сестрой; б) женой; в) невестой. № 13. Сколько теремов было в
приданом у молодой царевны? а) три; б) сто сорок; в) сто. № 14. Кто указал Елисею дорогу к
невесте? а) солнце; б) месяц; в) ветер. №
15. К кому не обращался Елисей в поисках царевны? а) к
солнцу; б) к месяцу; в) к тучам. № 16. Из какого материала был изготовлен
гроб царевны? а) из хрусталя; б) из
дуба; в) из сосны. №
17. Чем
закончилась сказка? а) праздником; б) свадьбой; в)
народными гуляньями.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 1) (5 класс)
Вопросы о биографии А. С. Пушкина (конспект статьи из
учебника)
№
1. Когда родился А. С. Пушкин?
—
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года.
№
2. В каком городе прошло детство будущего поэта?
—
Детство будущего поэта прошло в Москве.
№
3. С литературой каких стран ознакомился А. С. Пушкин уже в раннем детстве?
—
Уже в раннем детстве А. С. Пушкин ознакомился с русской и французской
литературой.
№
4. Кто из родных А. С. Пушкина обладал литературным дарованием?
—
Литературным дарованием обладали Пушкин Василий Львович (дядя поэта), дальний
родственник Пушкин Александр Михайлович, сестра — Пушкина Ольга Сергеевна и
брат — Пушкин Лев Сергеевич.
№
5. В каком возрасте А. С. Пушкин начал создавать литературные произведения?
—
Литературные произведения (маленькие трагедии на французском языке) А. С.
Пушкин начал создавать на 8-м году жизни.
№
6. В каком возрасте А. С. Пушкин, по словам его брата, «знал наизусть всю
французскую литературу»?
—
А. С. Пушкин, по словам его брата Льва Сергеевича, «знал наизусть всю
французскую литературу» на 11-м году.
№
7. Кто ознакомил юного поэта с устным народным творчеством?
—
С устным народным творчеством юного поэта ознакомили бабушка Мария Алексеевна и
няня Арина Родионовна.
Задание
№ 1:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
№ 1. «Царь с царицею простился,/ В путь-дорогу (..?)».
— снарядился.
№ 2. «Вот в (..?) в самый, в ночь / Бог даёт царице дочь».
— сочельник.
№ 3. «Год прошёл, как сон (..?), / Царь женился на другой».
— пустой.
№ 4. «Но зато горда, ломлива, / (..?) и ревнива».
— Своенравна.
№ 5. «Свойство зеркальце имело: / (..?) оно умело».
— Говорить.
№ 6. «Я ль на свете всех милее, / Всех (..?) и белее».
— румяней.
№ 7. «И царица хохотать, / И плечами (..?)».
— пожимать.
№ 8. «Белолица, (..?), / Нраву кроткого такого».
— черноброва.
№ 9. «Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе (..?)».
— Чернавку.
№ 10. «Под сосной оставить там / На съедение (..?)».
— волкам.
№ 11. «Крепко связаны ей (..?); / Попадётся зверю в когти».
— локти.
№ 12. «Королевич (..?), / Помолясь усердно богу, / Отправляется
в дорогу».
— Елисей.
№ 13. «И царевна очутилась / В светлой горнице; кругом / (..?),
крытые ковром».
— Лавки.
№ 14. «Дом царевна обошла, / Всё порядком (..?)».
— убрала.
№ 15. «Входят семь богатырей, / Семь румяных (..?)».
— усачей.
№ 16. «Коль ты старый человек, / (..?) будешь нам навек».
— Дядей.
Задание № 2: разъясните
значение устаревших слов из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»,
используя «Материал для справок»:
(1) И´нда, (2) сочельник, (3)
молодица, (4) ломлива, (5) перст, (6) девичник, (7)
чернавка, (8) подбираясь, (9) под святыми, (10) пола´ти, (11)
светлица, (12) сорочи´н, (13) спе´шить, (14) перечить, (15)
рогатка, (16) черни´ца.
Материал для справок: (А) сбросить
с коня, сделать пешим; (Б) даже; (В) под иконами; (Г) монахиня;
(Д) палец; (Е) день накануне Рождества; (Ж) в старину
небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили
девушки; (З) служанка для «черной» работы; (И) молодая жена; (К)
недруг, враг; (Л) праздник в доме невесты (перед свадьбой), на который
собираются ее подруги, родственницы; (М) старинное орудие наказания; (Н)
подбирая, приподнимая длинное платье; (О) спорить, возражать; (П)
широкие нары для спанья, расположенные под потолком; (Р) упряма,
капризна.
Ключ:
№ | Устаревшее слово | Буква-соответствие | Лексическое значение устаревшего слова |
1 | И´нда | Б | даже |
2 | сочельник | Е | день |
3 | молодица | И | молодая |
4 | ломлива | Р | упряма, |
5 | перст | Д | палец |
6 | девичник | Л | праздник |
7 | чернавка | З | служанка |
8 | подбираясь | Н | подбирая, |
9 | под | В | под |
10 | полати | П | широкие |
11 | светлица | Ж | в |
12 | сорочи´н | К | недруг, |
13 | спе´шить | А | сбросить |
14 | перечить | О | спорить, |
15 | рогатка | М | старинное |
16 | черница | Г | монахиня |
Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 1) (5 класс)
Вопросы о биографии А. С. Пушкина (конспект статьи из
учебника)
№
1. Когда
родился А. С. Пушкин? № 2. В каком городе прошло детство будущего поэта?
№ 3. С литературой каких стран ознакомился А. С. Пушкин уже в раннем
детстве? № 4. Кто из родных А. С. Пушкина обладал литературным
дарованием? № 5. В каком возрасте А. С. Пушкин начал создавать
литературные произведения? № 6. В каком возрасте А. С. Пушкин, по словам
его брата, «знал наизусть всю французскую литературу»? № 7. Кто
ознакомил юного поэта с устным народным творчеством?
Задание №
1: впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:
№
1. «Царь с царицею простился,/ В путь-дорогу (..?)».
№ 2. «Вот в (..?) в самый, в ночь / Бог
даёт царице дочь». № 3. «Год прошёл, как сон (..?), / Царь
женился на другой». № 4. «Но зато горда, ломлива, / (..?) и
ревнива». № 5. «Свойство зеркальце имело: / (..?) оно умело». №
6. «Я ль на свете всех милее, / Всех (..?) и белее». № 7. «И
царица хохотать, / И плечами (..?)». № 8. «Белолица, (..?),
/ Нраву кроткого такого». № 9. «Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к
себе (..?)». № 10. «Под сосной оставить там / На съедение (..?)».
№ 11. «Крепко связаны ей (..?); / Попадётся зверю в когти». №
12. «Королевич (..?), / Помолясь усердно богу, / Отправляется в
дорогу». № 13. «И царевна очутилась / В светлой горнице; кругом / (..?),
крытые ковром». № 14. «Дом царевна обошла, / Всё порядком (..?)».
№ 15. «Входят семь богатырей, / Семь румяных (..?)». № 16.
«Коль ты старый человек, / (..?) будешь нам навек».
Задание
№ 2: разъясните
значение устаревших слов из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»,
используя «Материал для справок»:
(1) И´нда, (2)
сочельник, (3) молодица, (4) ломлива, (5) перст, (6)
девичник, (7) чернавка, (8) подбираясь, (9) под святыми, (10)
пола´ти, (11) светлица, (12) сорочи´н, (13) спе´шить, (14)
перечить, (15) рогатка, (16) черни´ца.
Материал для справок: (А) сбросить с коня,
сделать пешим; (Б) даже; (В) под иконами; (Г) монахиня; (Д)
палец; (Е) день накануне Рождества; (Ж) в старину небольшая
светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки; (З)
служанка для «черной» работы; (И) молодая жена; (К) недруг, враг;
(Л) праздник в доме невесты (перед свадьбой), на который собираются ее
подруги, родственницы; (М) старинное орудие наказания; (Н) подбирая,
приподнимая длинное платье; (О) спорить, возражать; (П) широкие
нары для спанья, расположенные под потолком; (Р) упряма, капризна.