Эпитет к слову девица в сказках

Определение эпитетаэпитет это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. может использоваться с положительным или отрицательным оттенком,

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.

Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется только то слово, которое помогает автору выразить его отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

  • бессмертное знамя;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

На какие вопросы отвечает эпитет?

Чаще всего эпитет отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? как? и производные от них. Исходя из вопросов, сразу становится понятным, что эпитеты чаще всего являются прилагательными. (Но далеко не всегда, речь об этом пойдет дальше.)

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Прилагательные в качестве эпитетов

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

Дерерво

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные. Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

Также, как и деепричастия, и деепричастные обороты . Пример:

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.

Эпитеты помогают создать яркий образ.

Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:

Эпитет —  весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.

3 функции эпитетов:

  1. акцентировать какое-либо свойство,
  2. создать яркий эмоционально окрашенный образ,
  3. усилить художественную выразительность.

Виды эпитетов

Эпитеты бывают общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально-авторские, постоянные. Рассмотрим их по отдельности.

Общеязыковые эпитеты

Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.

Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.

Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.

Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:

  • непонятный язык и птичий язык;
  • крупный снег и тихий снег;
  • большая любовь и мученическая любовь;
  • полная тишина и гробовая тишина;
  • быстрая речь и пламенная речь.

Народно-поэтические эпитеты

Эпитеты, которые пришли из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкóвые ресницы, для батюшки-царя, лук дубовый, клёв кровавый, грусть-тоска.

Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честныегости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые, скорлупки золотые).

Индивидуально-авторский

Редко встречающаяся смысловая ассоциация. В основном они не воспроизводятся, но обладают окказиональным характером, почти как архаизмы.

Примеры: шоколадное настроение, ромашковый смех, каменный гром, тучка золотая, утес великан, в пустыне чахлой.

Подобные сочетания  не вписываются в рамки общелитературных норм, но создается эффект одушевления, усиливается выразительность.

Постоянный

Когда приемы употреблены в устойчивых фразах, например: тридевятое царство, добрый молодец. При написании художественной литературы авторы пользуются:

  • оценочными эпитетами (невыносимая жара, утраченные чувства);
  • описательными (уставшее сердце);
  • эмоциональными (унылая осень, грустная пора).

Благодаря эпитетам художественная фраза становится выразительнее.

Как найти эпитеты в тексте?

Попробуем разобраться, что такое эпитеты в русском языке и как их распознать в письменном изложении? Они размещены сразу после определяемого слова.

Чтобы добиться глубины в рассказе и усилить конкретику звучания, авторы располагают эпитеты в вертикальном положении, то есть отрывают друг от друга. Известные русские поэты, при написании стихотворений, размещали их в конце строки. При чтении таких творений читатель ощущал таинственность.
Чтобы идентифицировать их в художественном произведении нужно помнить, что они выступают разной частью речи. Их используют в качестве прилагательного: золотой смех бубенчиков, загадочные звуки скрипки.

Также можно встретить в виде наречия, например: горячо молился. Нередко имеют вид существительного (вечер непослушания); числительного (третьи руки).
Для лаконичности высказывания можно использовать в качестве причастий и отглагольных прилагательных (что если я, задумчивый, ты можешь ли вернуться?), деепричастий.

Отличия эпитета от сравнения и метафоры

Если кратко, то сравнение сопоставляет одно явление, понятие либо предмет с другим: «дверь заскрипела как зверь».

Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:

«То не чудо сверкает над нами… то бессмертное Ленина знамя…» (Н. Тихонов).

Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:

  • «оскалился по-волчьи» — сравнение;
  • «волчий оскал рта» — эпитет.

Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:

  1. Метафора характеризует слово либо выражение в переносном значении. Кроме того, она придает им большую выразительность. Эпитет же обозначает какую-то важную черту в описываемом им предмете или явлении.
  2. Эпитет может быть несколькими частями речи. В любом случае он находится в рамках одного предложения с определяемым словом. Метафора же – только существительное, и конструкция, в которой она состоит, уже более сложная.
  3. Эпитет – художественный прием, отражающий характеристику предмета или явления и его оценку автором. Метафора отличается тем, что выражает признак, характеризующий только авторскую оценку. Ее роль – в выделении общих черт предмета с каким-либо другим по его свойствам, сравнение и преподнесение в более эффектном варианте.

Примеры:

  • «тяжелый характер» (эпитет);
  • «костер рябины красной» (метафора).

Примеры эпитетов

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • кристально-чистая совесть;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Примеры из литературы

  • «В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня» (Н. Атаров);
  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула» (Ф. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. Тургенев).

Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.

«В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами».
М. Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше «вечерний луч» и «жёлтые листы» также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.

«И тигр суровый
C диким прыжком
Взлетел, опасный,
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно…».
М. Лермонтов «Перчатка»

«Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой».
М. Лермонтов «Ветка Палестины»

«Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!».
А. Пушкин «Евгений Онегин»

«По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И рёвом скрыпок заглушен
Ревнивый шёпот модных жён».
А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи».
А. Блок «Летний вечер»

В кино

Диалоги кинофильмов нередко содержат предложения с эпитетами, служат хорошими примерами всех их видов. Народно-поэтические и общеязыковые окрашивают речь героев, но ими она не ограничивается, поскольку сценарист может добавить авторские ради создания, к примеру, комического эффекта.

“Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах…”.

“Достучаться до небес”, реплика главного героя.

“Его разум был острее, чем у остальных, и он был способен видеть всех обитателей города со стороны”.

“Догвилль”, озвучивает закадровый голос.

“Но не для того пришла наша сборная института, чтобы отмечаться, а для того, чтобы выяснить, кто же этот «Таинственный Математический Волшебник»».

“Умница Уилл Хантинг”, фраза принадлежит герою.

Использование эпитетов — распространенный прием. Знания о функции описания, которую они выполняют, помогут при анализе литературных произведений, а обогащение собственной устной речи сделает выступления ярче.

В стихотворениях

“И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль”.

Александр Блок, “Незнакомка”

“Я видел, как два колоска воскового цвета,

мёртвые, хоронили гряду вулканов”.

Федерико Гарсия Лорка, “Маленькая бесконечная поэма”

“Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф”.

Николай Гумилев, “Жираф”

“Августовские любовники проходят с цветами,

невидимые зовы парадных их влекут”.

Иосиф Бродский, “Августовские любовники”

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

Значение эпитетов

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Источники

  • https://skysmart.ru/articles/russian/epitet
  • https://sochinenie-rus.ru/chto-takoe-epitet-primery-epitetov-klassifikaczii-epitetov/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpitet-chto-ehto-takoe-primery-ehpitetov-literatury.html
  • https://RusskijYazyk.ru/epitet
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/epitet/
  • https://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/chto_takoe_epitet
  • https://nauka.club/literatura/epitet.html

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Аттестация.
Конспект урока  русского родного языка.

( УМК
Учебное пособие  «Русский родной язык» для 4 класса, под редакцией О.М.
Александровой  и  др., Просвещение, 2021)

Дата: 07. 10. 2021

Класс: 4 – А

Учитель: Муслимова В.Ф.

Тема
урока: «Красна сказка складом, а песня – ладом».

     Цели:

·       
дать
представление о русских традиционных эпитетах;

·       
провести
наблюдение за использованием их в произведениях фольклора и художественной
литературы.

Планируемые результаты:

·       
обучающиеся
познакомятся с понятием «традиционные эпитеты», используя возможность работы с
Толковым словарем;

·       
обучающиеся
научатся находить в фольклорных произведениях традиционные эпитеты и объяснять
их роль в тексте;

·       
принимать
и сохранять учебные задачи;

·       
извлекать
необходимую информацию из текстов различных жанров;

·       
соотносить
результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Оборудование:
интерактивная
доска, презентация, карточки для проверки знаний.

                                                     
Ход урока

I.  Организационный
момент

 —
Здравствуйте, ребята!

 — Поприветствуйте
друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и продуктивную работу!

  — Желаю вам
успеха!

II.  Актуализация
знаний и мотивация

— Вспомните,
ребята, какой теме был посвящен наш прошлый урок?

(«Вся семья
вместе, так и душа на месте»)

На доске
выставка сочинений учащихся 4 класса на тему: «Моя семья».

— Ребята, кто
желает представить свои сочинения на эту тему нашему вниманию?

(Несколько
учеников читают свои сочинения, класс оценивает их работу, опираясь на
«Критерии оценивания сочинений» — слайд №1)

1.    
Построение текста: вводная часть, основная,
заключение.

2.    
Использование слов, называющих родных людей.

3.    
Смог ли автор сочинения выразить своё отношение к ним.

4.    
Какие средства выразительности он для этого
использовал?

5.    
Удалось ли автору раскрыть тему сочинения?

III.  Самоопределение к
деятельности

 (Учитель читает
отрывок из сказки «Марья Моревна».)

Беседа

·       
Назовите
героев
сказки.                                                                   (Марья
Моревна, Иван- Царевич, Кощей Бессмертный)

·       
Какими
еще словами  в сказке называют Марью Моревну? (Прекрасная королевна)

·       
Какое
прозвище есть в русских народных сказках у Кощея?     (Кощей Бессмертный)

·       
Как
называют или обращаются в сказках к молодцам?            (Добрый молодец)

                                            
На слайде №2:

Прекрасная
королевна

Кощей
Бессмертный

Добрый
молодец

·       
Как
вы думаете, ребята, для чего народ употреблял эти эпитеты в сказках?                                                                                                  
 (Эти слова показывают характер героев, их внешность, поступки)

·       
Прочитайте
пословицу на слайде №3                                                                (Красна
сказка складом, а песня – ладом.)

·       
Как
вы понимаете эту пословицу?                                                                        (Хороша
та сказка, которая складно, интересно рассказана, в которой все понятно, в
которой интересный сюжет, красивые речевые обороты , эпитеты.  Песня же,  хороша
своей мелодией…)

·       
Найдите
и прочитайте на с.4 в начале раздела понятия, с которыми нам предстоит сегодня
познакомиться.                                             (Традиционные
эпитеты)

·       
Как
вы объясните значение слова «Эпитет», «Традиционный»?  У вас на партах лежат
Толковые словари. Найдите значения этих слов.
Прочитайте.                                                                                            
(Дети находят в Толковых словарях объяснения этих слов, зачитывают)

III.          
Постановка
учебной задачи  (слайд №
4)

— Ребята,
предположите тему нашего сегодняшнего урока.

(Мы будем
знакомиться с народными сказками, с ролью Традиционных эпитетов в них.)

— Верно,
какие цели на урок мы с вами поставим?

(Мы
узнаем, какие традиционные эпитеты употребляются в русских народных сказках? Понаблюдаем,
за тем, в чем состоит их роль)

IV.   Открытие
нового знания

Фронтальная
работа:

упр. 1 (с. 20-21)

— Что обозначает
условный знак рядом с упражнением?                                      (Учимся
наблюдать и делать выводы)

— Прочитайте
задание. Понаблюдаем над употреблением таких эпитетов.

(Ученики
читают текст «цепочкой».)

— Как вы понимаете
прочитанный текст?

1-й абзац:

— Какие
традиционные образы знакомы нам по русским народным сказкам?

(Молодец,
девица, сокол)

— Какие постоянные
эпитеты используются в художественных произведениях?

(Добрый
молодец, красна девица, ясный сокол)

— Используя  слова
из текста, дайте определение понятию «эпитеты».

(Эпитеты –
это определения, которые придают образам яркость, выразительность
)

— Запишите эти
слова в тетрадь.

2-й абзац:

— Какую информацию
о герое дают эпитеты?


внешности, характере, добрый он или злодей)

— Назовите 
эпитеты, характеризующие отрицательных героев.

( Кощей
Бессмертный, Баба Яга – костяная нога, лихо одноглазое)

— Прочитайте
задание после текста. Ответьте на вопрос предложением из текста.

— Рассмотрите
репродукции картин. Узнали вы эти картины?

(Их авторами
являются В.М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке», И.Я. Билибин «Баба Яга»)

— Какие
традиционные сказочные эпитеты вы подберете к каждой картине?

— Сделайте  вывод:
для чего используются в устном народном творчестве и литературных сказках
традиционные эпитеты?

Работа в
парах. Коллективная проверка.

Упр. 2
(с.21)

— Какие образы
сопровождают эти эпитеты?

 (Лютый Змей,
горючие слёзы, буйный ветер, богатырский меч, тугой лук, чистая водица, белокаменные
палаты, несметные богатства)

— Прочитайте  Интересный
вопрос
на с.22.

— Подберите к
слову «добрый» в каждом словосочетании синонимы, объясняющие значение слова.

(Добрый
человек – великодушный; доброе имя – славное; добрый знакомый – давний,
хороший; доброе здоровье – крепкое.)


Как вы объясните выражения с этим словом?


добрый путь – счастливого пути; в добрый час – желаю удачи; будьте добры –
прошу вас.)

V.  
Физкультминутка   (слайд № 5)

VI.   Первичное
закрепление во внешней речи. (слайд №6)

Самостоятельная работа:  

Упр.
3 (с. 22)

Работа
в группах:

Упр.
4 (с.22)

Коллективная
работа:

Упр.
6 (с. 23-24)

Выборочное
чтение «цепочкой». Фронтальная проверка.

Работа
по карточкам:


Самостоятельно составьте и запишите словосочетания. Вставьте традиционные
эпитеты к данным словам.

молодец

девица

Кощей

яблочко

лук

богатства

леса

Самопроверка
по образцу:

(Добрый,
красна, бессмертный, наливное, тугой, несметные, дремучие)

VII.   Рефлексия
деятельности

( слайд №7)

— С каким понятием
вы познакомились на уроке?

— Какие
традиционные эпитеты вы знаете?

— Какое задание
было для вас самым интересным?


Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».

VIII.  
Домашнее задание

Выполнить
упр. 5 (с.22)

  • Эпиграфы к сочинению про осень
  • Энную сумму денег как пишется
  • Эпиграф к сказкам пушкина
  • Эпиграф в сочинении оформление
  • Энциклопедия сказок для детей