Эпитет чужедальняя сторона что означает в русских народных сказках

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение проволоченская основная школа городского округа город выкса нижегородской области исследовательская работа герой сказок, пословиц, поговорок, загадок-

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проволоченская основная школа

городского округа город Выкса Нижегородской области

Исследовательская работа

«Герой сказок, пословиц, поговорок, загадок- Петушок
золотой гребешок»

image001

Проект выполнила:

Ученица 4-а класса

Левина Полина

Руководитель проекта:

Карпова Ольга Николаевна,

                                                                                     
учитель начальных классов

Р.п. Виля

2020 г.

Содержание

1.    
Введение…………………….………………………………………….2

2.    
Лексическое значение и этимология слова
………………………………3

3.    
Петух в русских сказках………………………………………………..5

4.    
Слово «петух» во фразеологических
оборотах………………………6

5.    
Пословицы и поговорки про петуха……………………………………8

6.    
Загадки про Петуха………………………………………..…………….9

7.    
Словарь эпитетов и выражений,
характеризующих петуха…………..10

8.    
Заключение……………………………………………………………….11

9.    
Литература………………………………………………………………..12

Введение

 
        Часто, бывая у бабушки в деревне на каникулах, я по утрам заслушивалась
пением петухов. На заре они поднимают такой несмолкаемый концерт, голоса их так
сливаются, что кажется, будто слышишь какую-то фантастическую музыку.  Бабушка
рассказывала мне, что раньше в деревне узнавали время по пению петухов.  В
первый раз петух начинает петь где-то, в первом часу ночи, это первые петухи;
вторые петухи поют во втором часу и, наконец, третьи – ближе к четырем часа
утра. Деревенские женщины вставали со вторыми петухами, чтобы замесить хлеб и
подоить коров. Есть даже поговорки: «Он встает с первыми петухами»,
«Третьи петухи пропели». А от папы я слышала историю о русском
полководце А.В. Суворове. Будто бы возил он с собою петуха даже в походах.
Суворов вскакивал со своей походной постели с первым криком петуха и будил свою
армию. А ещё в русском народе существует поверье, будто нечистая сила, которая
ночью разгуливает по земле, исчезает вместе с первым криком петуха.

Все
эти факты так заинтересовали меня, что захотелось узнать, почему именно с этой
домашней птицей связано столько поверий, обычаев, примет. Почему петух стал
героем произведений устного народного творчества?

Цель: изучить,
какие черты характера, внешности, повадки петуха используются в литературе, составить
словарь эпитетов и выражений о петухе.

Задачи:

1.    
Проанализировать сказки и мифы, в которых
встречается образ петуха.

2.    
Подобрать интересные факты о петухе и
символике, связанной с этой птицей у разных народов.

3.    
Выяснить, как петух представлен во
фразеологических оборотах.

4.    
Собрать пословицы, поговорки и загадки о
петухе.

Объект исследования:
образ петуха в литературе.

Предмет исследования
– устное народное творчество, сказки, фразеологизмы.

Методы исследования:
сравнения, анализ обобщение.

Исследовательская работа
относится к теоретическим исследованиям. Значимость и прикладная ценность
полученных результатов заключается в создании словарика эпитетов и выражений,
характеризующих петуха.

Лексическое
значение и этимология слова

Для определения
точного лексического значения слова «петух», я обратилась к словарям.

В толковом словаре
С. Ожегова дается такое определение:

Петух
-а, м. 1. Самец домашних кур и некоторых куриных. Ходить петухом (с гордым и
важным видом; разг. ирон.). Петухом налететь на кого-нибудь, (бойко и
задиристо; разг.). Индейский п. (индюк). П. куропатки. 2. перен. О задорном
человеке, забияке (разг.). * До петухов или с петухами (встать, подняться)
(разг.) — очень рано, с зарёй. Красного петуха пустить (разг.) — устроить
пожар, поджечь (во 2 знач.). Петуха пустить (дать) (разг.) — сорвавшись на
высокой ноте во время пения, издать пискливый звук. II уменьш. петушок, -шка,
м. Бежать петушком (быстро семеня сбоку или позади кого-нибудь.). II прил.
петуший, -ья, -ье (к 1 знач.) ы петушиный, -ая, -ое (к 1 знач.). Петуший
гребень. Петушиный бой (специально устраиваемое зрелище — бой двух петухов).
Петушиный голос (также перен.: крикливый, резкий). Петушиный задор (также
перен.: задиристое поведение)».

В
Толковом словаре Ушакова говорится:

«петух
-а, м. 1. Домашняя птица, Самец кур, с красным гребнем на голове и шпорами на
ногах. || Самец некоторых других птиц из породы куриных. Фазан-петух. 2. только
мн. Пение петухов, как признак определенного времени суток. Просидели всю ночь
до петухов (до самой зари). Вставать до петухов (раньше, чем пропоют утром
петухи). Ложиться с петухами (слишком поздно, к утру или, наоборот, рано
вечером). Первые, вторые петухи пропели. Провалялся он так до последних петухов
(Лесков), еще вторые петухи не пропели, и ночь еще стояла такая темная. (Тургенев)
3. перен. О задорном, заносчивом человеке; забияка (разг. фам.). Красный петух
(разг.). — пожар. Пустить петуха — 1) издать пискливые звуки, сорвавшись на
высокой ноте во время пения (муз. арго); 2) поджечь строение, устроить пожар.»

Сравнив
эти две статьи, было выяснено, что оба словаря говоря не только о прямом, но и
о переносном значении слова «петух».

Узнав
о лексическом значении слова, мне захотелось узнать: как пришло это слово в
нашу речь? Для этого был использован школьный этимологический словарь.

В
школьном этимологическом словаре дается следующее толкование: «ПЕТУХ. Искон.
Суф. производное (суф. -ухъ, ср. одноструктурные пастух, питух и др.) от пет
«петух», в диалектах еще известного, суф. образования (суф. -тъ) от
петь». 

Итак,
слово «петух» в русском языке происходит от глагола «петь».

Исстари
петуха почитали как солнечную птицу, «глашатая Солнца». Петух символизирует
Перуна у славян и Тора у германцев и связывается с огнём и молниями, отсюда
корни выражения «пустить красного петуха». Петух, особенно чёрного цвета,
необходимый элемент некоторых магических обрядов, в этом смысле петухам часто
не везло — приходилось играть неблагодарную роль жертвы. Петух является
символом Франции и города Риги. О петухе Плиний писал: «Природа создала его для
того, чтобы он побуждал людей на труд», о нём австралийские аборигены говорят,
как о «птице, которая смеётся». Петух давно и навечно вошёл в фольклор многих
народов мира.              

Петух — древнейший символ рассвета, пробуждения,
бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он
глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в
«Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина.

image002

Петух
— одна из древнейших эмблем. В основе мифологического образа этой птицы — его
связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале
дня. У восточных
славян и христианской
мифологии одна из наиважнейших функций петуха как предвестника —
часовая. Его спев означает начало нового часа, когда действуют тёмные 
бесовские силы. Своим пением петух разгоняет нечисть до следующей
ночи. Спев третьих петухов — знак ровной продолжительности полночи до
утренней зари — свидетельствует о завершении действия нечистых сил.

image003

Петуху
в мифологии коми были присущи черты волшебных превращений. Народ коми слагал
рассказы, согласно которым петух мог проваливаться в колодец (подземный мир) или контактировать с огнём (небесный мир) без ущерба для
себя.

Петух считался
одной из первых птиц, сотворённых, Еном – одним из главных богов народа коми.
Петух у многих народов связывался с началом нового дня, зарёй. У коми
зарождается трактовка этой птицы как начало новой жизни для девушки, вышедшей
замуж. Для свадебной и лирической поэзии на языках коми традиционно
используется выражение «утренний
петух отмечает время»
 в
значении скорого обряда бракосочетания.

Из-за строения
гребня у петуха появляется и ещё одна функция — предвестник огня.
Увиденный на крыше петух предвещает пожар этому дому. Коми-пермяки первым
запускали петуха в новый дом или дом, сменивший хозяина.

Золотой петушок - купить билеты на представление для детей в Новосибирске 2021 | KASSIR.RU

         С петухом коми
сравнивали драчливого человека. «Берестяной петух» — это словосочетание
употреблялось о вспыльчивом характере мужчины. Ему нельзя было есть мясо этой
птицы. Напротив, людям робким советовали есть его мясо.

Фигура петуха
часто служила указателем ветра — флюгером, украшая шпили средневековых зданий.

image005

Именно флюгером
был золотой петушок в сказке Пушкина:

«Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.»

image006

Итак,
у многих народов и в мифологии петушок – это символ нового дня, света, огня,
красоты и бдительности.

Петух в русских сказках

Петух всегда
имеет два образа. Первый – это слабый, легкомысленный и самоуверенный герой
сказки. Его непослушание и нарушение запретов, приводит к беде. Ярким примером
является сказка «Петушок – золотой гребешок», где его крадёт лисица, а друзья
идут вызволять:

«Запела лиса:

-Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его и понесла в
свою нору. Закричал петушок. Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли
у лисы петушка.»

image007

Второй
образ – мудрец, советник, помощник друзьям. Он бесстрашный и положительный герой.
Это прослеживается в таких народных сказках, как «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой
гребешок и чудо-меленка».

В
сказке «Заюшкина избушка» только петух
справляется с
самозванкой-лисой, захватившей домик зайчика, перед которой оказались бессильны
собаки, медведь и волк. И конечно, самая частая функция петуха в сказаниях –
это изгнание нечистой силы с помощью крика.

image008

В
сказке
«Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка»
наш герой обладает волшебной силой: «А петушок сидит в колодце, пьет воду, да и
…выпил всю воду», «Бросили петушка в печь… льет он из клювика воду и…залил весь
огонь в печи…». В заключение сказки он сильный и бесстрашный: «…а петушок покою
барину не дает: сел ему на голову и давай в темя клевать. Барин туда, барин
сюда, а петушок не отстает – прямо в голову клюет!»

image009

В
сказке «Лиса-исповедница» в одном из эпизодов петушок представлен как сторож:
«пришла лисица на боярский двор…петух лису увидел, крыльями замахал, запел на
весь двор, зашумел …сбежался народ – лиса едва ушла». В этой же сказке он
поступает очень доверчиво: «Сидит петух на дереве, а лисичка отлежалась, да и в
поле побежала, подошла к дереву и говорит: «Слезай, покайся, а я все грехи с
тебя сниму» …петух умилился и слетел, а лиса его сцапала». Но не тут- то было:
наш петушок, оказывается, может быть и хитрым. «Почуял петушок, что пришел ему
конец и решил взять лису хитростью, позвал ее с собой печь просвиры. Поверила лиса,
поослабила когти, да и выпустила петушка».

image010

Итак,
в русских народных сказках петушок представлен с одной стороны, как слабый,
легкомысленный, непослушный, чрезмерно доверчивый образ; с другой – помощник и
защитник слабых, хороший сторож, хитроумный и сообразительный, обладающий
волшебной силой образ.

Слово
«петух» во фразеологических оборотах

Народ создал многозначный образ
Петушка — своего любимца: в сказке он помощник бедных людей, защищающий их от
богатых, скептически настроенный к царям. В пословицах и прибаутках Петушок
разный — задорный, дерзкий, всегда готовый в бой. Его именем определили
состояние некоторых людей — петушиться… Петухом называют задорного драчуна.
Петух всегда с народом: по нему отсчитывают время («Встать до петухов», «С
петухами», «Первые петухи — полночь», «Вторые — до зари», «Третьи — заря»).

Среди
многих значений есть и такое — «пустить (посадить) красного петуха» — то есть
поджечь. Во время крестьянских восстаний «красный петух» усердно «работал» —
горели барские усадьбы. Образ этот откровенно символичен —  образ возмездия.

Вот
фразеологизмы, чаще всего используемые в современной речи:

1.    
Ходить петухом — (Иметь гордый и важный
вид).

2.    
Петухом налететь на кого-нибудь — (Вести
себя бойко и задиристо).

3.    
До петухов или с петухами встать,
подняться — (Проснуться, встать очень рано, с зарёй).

4.    
Красного петуха пустить – (Устроить поджог).

5.    
Петуха пустить (дать) – (Сорвавшись на
высокой ноте во время пения, издать пискливый звук).

6.    
Бежать петушком – (Быстро семенить сбоку
или позади кого-нибудь).

Пословицы
и поговорки про петуха

В
пословицах и поговорках русского народа петух встречается часто. В них
просматриваются черты, присущие человеческому характеру и поведению:
недальновидность, наивность, задиристость, высокомерие, внешний лоск.  Были
найдены самые распространенные пословицы.

1.     Петух
прокукарекал, а там хоть не рассветай. (Сделал свое дело, а за остальное не
несет ответственности)

2.     Кукушка
хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. (Так говорят, когда намекают на
неискренность чей-то похвалы)

3.     У
драчливого кочета (петуха) гребень всегда в крови. (Тому, кто напрашивается на
драку, всегда достается, драчуна сразу видно)

4.     Драчливый
петух голенаст живёт.

5.     На
грех мастера нет, а на беду и курица петухом поёт.

6.     Всяк
петух на своём пепелище хозяин. (Каждый имеет вес и значение в своем деле, в
привычном месте)

7.     Голодному
кочету (петуху) снится просо.

8.     Петушиным
гребнем головы не расчешешь. (Заниматься бесполезным занятием)

     9.
Попал как петух в ощип. (Попасть в неожиданную беду)

     10. Смирну
собаку и кочет бьёт.

   
11.
Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит. (Так
говорят об умелом человеке)

Загадки
про Петуха

Загадки
про петуха складывались с глубокой древности. В основном, загадка основывается
на красивой внешности этой птицы, на способности его поутру будить всех своим
громким голосом. За горделивую осанку и шпоры загадки приравнивают петушка к
особам княжеского, королевского рода. Напыщенность, спесь, красота, храбрость и
видимая строгость также отмечаются в загадках о петушке.

1. Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит,

А время знает.

2. Не княжеской породы,

А ходит в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Сам рано встаёт

И другим спать не даёт.

3. Начальничек не велик,

 Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает,

Время считает.

6. Не воин,

А со шпорами,

Не караульщик,

А кричит.          

7. Гребень имею —

Не пользуюсь им,

Шпоры имею —

Не езжу верхом.

А долго спать не велит.

Словарь
эпитетов и выражений, характеризующих петуха

Заглянув
в словарь эпитетов, было выяснено, что их очень много, они меткие и
выразительные.

«Боевой, бойкий,
бойцовский, важный, величавый, вздорный, горделивый, горластый, громкоголосый,
драчливый, жилистый, заботливый, задиристый, задорный, заливистый, заносчивый,
звонкоголосый, злобный, злой, злопамятный, кичливый, крикливый, наглый,
напористый, нахальный, неугомонный, ранний, резвый, сиплый, склочный,
суетливый, хозяйственный, бессонный.»

А
какие эпитеты и выражения, характеризующие качества петуха встречаются в
найденных сказках, пословицах, поговорках, фразеологических оборотах?

Получилась
следующая таблица:

Эпитет и выражения, характеризующие
петуха

источник

Значение выражения в сочетании со словом
«петух»

берестяной

мифология

вспыльчивый характер мужчины

бесстрашный

описание

ничего не боится

воин

загадка

сравнение

всадник

загадка

сравнение

глашатай Солнца

история слова

Прозвище петуха из-за кукареканья перед восходом
солнца

голенастый

пословица

птица с длинными ногами

гусар

загадка

сравнение

драчливый

пословица

часто дерётся

золотой

сказка

оттенок жёлтого цвета

караульщик

загадка

сравнение

король

загадка

сравнение

кочет

пословица

другое название петуха

красный петух

фразеологический оборот

огонь, пожар

легкомысленный

описание

несерьёзный, ветреный

масляна головушка

сказка

красивая

мудрец

описание

сравнение

начальничек

загадка

сравнение

небесный

китайское прозвище

название почитаемых петухов в Китае

помощник

описание

Петух в сказках помогает животным. Поэтому я и
назвала его этим эпитетом.

предвестник огня

мифология

т.к. петух – символ огня

самоуверенный

описание

всецело полагающийся на себя

слабый

описание

мало силы

советник

описание

дающий указания

сторож

загадка

сравнение

утренний

мифология

петух кукарекает рано утром, поэтому его прозвали
утренним

ходить петухом

фразеологический оборот

гордо, важно

Заключение

В
процессе исследования было выяснено, что петух — это удивительная русская птица,
обладающая положительными качествами, символизирующая добро, благополучнее,
порядок. Даже мифология, ассоциирует петуха с пожаром, солнцем и молнией.  Изучив
черты характера, внешность и повадки петуха, используемые в произведениях
устного народного творчества, можно сделать следующие выводы:

1.С
этой домашней птицей связано много обычаев, примет, поверий, т. к. петух с
глубокой древности живет рядом с человеком.

2.Петух
стал героем народных сказок, загадок и пословиц за свой весьма разносторонний
характер, за необычные поступки и, несомненно, красоту.

3. Многие животные и птицы в
фольклоре отличаются какой-то одной, ярко выраженной чертой характера, за
которую их любит народ и делает героями  сказок, загадок и пословиц. Например,
лиса – хитрая, волк – злой и глупый, медведь — добрый и доверчивый, ворона – сообразительная,
сорока – болтливая и т. д.) Петух же настолько разносторонен и универсален, что
можно только удивляться.

4. Именно для такого разностороннего
образа народ придумал и внес в русский язык столько эпитетов и выражений.

Практически
значимыми результатами исследования стало дополнение ряда синонимов к слову
петух и составление словарика синонимов и выражений, характеризующих петуха.

Литература

1.
С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка М. Оникс 2012

2.
Д.Н.Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка М.1995

3.
Н.М. Шанский Школьный этимологический словарь М.Дрофа 2004

4.
К.С.Горбачев Словарь эпитетов русского литературного языка М. Норинт 2004

5.
А.А. Афанаьев Народные русские сказки М. Гослитиздат 1958

6.
В.П.Аникин Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор М.
Учпедгиз 1957

Литературная сказка от народной отличается

  • Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
  • В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…

Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).

88Sky­Walke­r88 [327K]

6 лет назад

Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».

Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.

Koluc­hiy [12.3K]

6 лет назад

Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.

HotMi­lk [61.8K]

6 лет назад

Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.

Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.

Leath­er-Radis­h [64.8K]

6 лет назад

Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:

Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным

milon­ika [16.4K]

6 лет назад

Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.

Nety Nety [51.8K]

8 лет назад

У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».

У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!

Любоз­найка [5.6K]

7 лет назад

В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.

Стрым­брым [334K]

7 лет назад

Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.

Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».

lorik­01072 [2.5K]

8 лет назад

У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.

Elli5­1 [0]

более года назад

В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.

Знаете ответ?

Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда* очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник* в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

*инда очи — даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;…

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

  • Эпитеты в сказках пушкина художественные и народно поэтические примеры
  • Эпитет к слову батюшка в сказках
  • Эпитет в сказке о мертвой царевне и семи богатырях солнце месяц море ветер речка тьма
  • Эпизоды сказки спящая царевна жуковский
  • Эпитет к слову молодец в сказках