Эпиграф к сочинению о родине

Проблема проявления любви к родине и. п. цыбулько 2022. вариант 9. как проявляется любовь к родине? какое значение

Проблема проявления любви к Родине (И. П. Цыбулько – 2022. Вариант № 9.

Как проявляется любовь к Родине? Какое значение имеет для нас любовь к родной природе и к человеку, живущему на родной земле? Именно эти вопросы возникают при чтении текста К. Г. Паустовского.

Раскрывая проблему проявления любви к Родине, автор ведёт повествование от первого лица. Повествователь рассказывает об одинокой пожилой женщине Агафье Семёновне Ветровой, которую все звали бабка Ганя. Однажды она попросила рассказчика написать бумагу в сельсовет, где просила в случае смерти оставить домишко единственному внуку. Через три дня бабка Ганя действительно умерла, а внук приехал только на десятый день после похорон. Для рассказчика рязанская земля была особенно милой, потому что на ней жили бабка Ганя, дед Пахом, варивший настой из шиповника для долголетия, вчерашний деревенский мальчик, внук бабки Гани, который мечтал о хрустальном рояле. Из этого следует, что понятие Родины тесно связано с понятием «народ». Родина – это прежде всего простые люди, живущие на земле.
Кроме того, рассказчик с любовью описывает рязанскую природу. Он два дня ловил рыбу на глубокой тихой реке Прорве, затем из окна наблюдал, как густо валил первый снег. Ему приятно было смотреть на красные, оставшиеся с осени гроздья рябины, которые пылали среди снежных лесов. Эта простая и скромная русская природа и рождает в сердце любовь к Родине.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что чувство патриотизма появляется не сразу, оно опирается на любовь к родной природе и простому народу.

Авторская позиция заключается в следующем: любовь к Родине проявляется через любовь к родной природе и к человеку, живущему на родной земле.

Мне близка позиция автора. Действительно, скромные русские пейзажи, труженики села – всё это и является источником патриотизма.

В рассказе В. Шукшина «Дядя Ермолай» автор вспоминает своё детство, когда он с другом по поручению дяди Ермолая должен был караулить колхозное зерно. В грозовую ночь мальчики заблудились, а бригадиру сказали, что были на точке. Дядя Ермолай был возмущён нечестностью мальчиков. Спустя годы герой посетил могилу дяди Ермолая и думал о том, что этому простому честному труженику была открыта какая- то тайна, смысл жизни. Именно такие деревенские жители и представляют народ, составляют духовную основу нашей Родины, вызывая чувство любви к ней.

В заключение хочу подчеркнуть, что любовь к Родине рождается из чувства прекрасного, из восхищения родной природой и людьми, тесно связанными с природой и землёй, на которой они трудятся.


Текст


(1)Бабка Ганя была одинокая. (2)Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. (3)Каждую осень он приезжал в отпуск к бабке, привозил ей в подарок гранёные синие стаканы, а для украшения — маленькие, выдутые из стекла самовары, туфельки и цветы. (4)Все эти хитрые безделушки стояли в углу на поставце. (5)Бабка Ганя боялась к ним прикасаться.

(6)Кроме стеклянных игрушек, в избе у бабки Гани жил старый, беззубый рыжий пёс Жек. (7)Весь день он лежал под печкой и так сильно вздыхал, что с пола подымалась пыль.

(8)Однажды она попросила меня написать бумагу в сельский совет. (9)Диктовала сама.

— (Ю)Пиши, сердечный, сказала она. — «(11)Я, Агафья Семёновна Ветрова, жительница села Окоёмова, сообщаю сельскому совету, что в случае моей смерти домишко мой оставляю внуку Василию Ветрову, стекольному мастеру, а бесценные стеклянные вещи, сделанные для забавы, прошу забрать в школу для ребят. (12)Пусть видят, какие чудеса может человек совершить, ежели у него золотые руки. (13)Внук мой — такой мастер, что только землю и небо не сделает, а всё прочее может отлить из стекла красоты замечательной. (14)А потому сообщаю, что внук мой придумал сделать из тяжёлого стекла некоторую вещь —^называется она по-городскому рояль, а у нас в селе её сроду не видывали. (15)Поэтому прошу: помогите ему, чем можете.

(16) А собаку Жека пусть заберёт аптекарь Иван Егорыч: он к зверям ласковый.

(17) Остаюсь при сём, вдова Агафья Ветрова».

(18) Когда мы писали эту бумагу, Жек сидел у стола и вздыхал — чувствовал, должно быть, что решается его судьба.

(19) На следующее утро я со своим приятелем уехал на лодке на Прорву — глубокую тихую реку. (20)На берегах Прорвы мы провели два дня, ловили рыбу.

(21)На третий день из зарослей шиповника вышел дед Пахом. (22)Мы сели к костру пить чай. (23)3а чаем дед завёл трудный разговор о витаминах.

— (24)Одышка у меня, — сказал дед. — (25)Аптекарь советует тмины потреблять.

(26)Настой ‘из шиповника. (27)От него, говорит, происходит долголетняя жизнь.

(28)Сварю настой, буду сам пить и бабке Гане снесу: она у нас сплоховала.

(29) Мы тут же свернули палатку, собрались и вернулись в деревню.

(30) На крыльце Ганиной избы нас встретил Жек, и мы поняли, что что-то случилось.

— (31)Вечный спокой, — сказал дед и стащил с головы рваный картуз. —

(32)Не поспел я тмины ей приготовить. (ЗЗ)Душевная, хоть и строгая была старуха, бессребреница.

(34)Внук бабки Гани, Вася, приехал только на десятый день, когда Ганю уже схоронили. (35)Вася приходил каждый день к нам. (36)Это был тихий человек, похожий на мальчика, но с серыми строгими глазами, такими же, как у бабки Гани
(37)Говорил он мало, больше слушал и улыбался.

(38)Я долго не решался расспросить его о стеклянном рояле. (39)3аветная его мечта казалась неосуществимой.

(40)Но как-то в сумерках, когда за окнами густо валил первый снег, а в печах постреливали берёзовые дрова, я наконец спросил его об этом рояле.

— (41)У каждого мастера, — ответил Вася и застенчиво улыбнулся, — лежит на душе мечтанье сделать такую великолепную вещь, какую никто до него не делал.

(42)На то он и мастер!

(43)Вася помолчал.

— (44)Разное есть стекло, — сказал он. ^ (45)Есть грубое, бутылочное и оконное. (46)А есть тонкое, свинцовое стекло. (47)По-нашему оно называется флинтглас, а по-вашему — хрусталь. (48)У него блеск и звон очень чистые. (49)Он играет радугой, как алмаз. (50)Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль.

— (51)Прозрачный? — спросил я.

— (52)О6 этом-то и разговор, — ответил Вася. — (53)Вы внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что устройство в нём сложное. (54)Но, несмотря на то что рояль прозрачный, это устройство только чуть будет видно.

— (55)Почему?

(56)А потому, что блеск от полировки и хрустальная игра его затмят. (57)Это и нужно, потому что иной человек не может получать от музыки впечатления, ежели видит, как она происходит. (58)Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной. (59)Только вторые клавиши сделаю из чёрного хрусталя, а так весь рояль будет как снежный. (60)Светиться должен и звенеть. (61)У меня нет воображения рассказать вам, какой это должен быть звон.

(62)Вася уехал в начале зимы. (63)Дни стояли пасмурные, мягкие. (64)В сумерки мы выходили в сад. (65)На снег падали последние листья. (66)Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой, г- сверкающий, поющий так чисто, как поёт вода, позванивая по первому льду.

(67)Он даже снился мне иногда, этот рояль. (68)Он отражал пламя свечей, старинные портреты композиторов, тяжёлые золотые рамы, снег за окнами, серого кота, — он любил сидеть на крышке рояля, — и, наконец, чёрное платье молодой певицы и её опущенную руку. (69)Мне снился перекликающийся по залам, как эхо, голос хрустального рояля.

(70) Я просыпался и чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа, его песнях, его великих музыкантах и скромных стекольных мастерах.

(71) Всё гуще падал снег, засыпал могилу бабки Гани. (72)И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей нашей жизнью.

(73)И вся эта рязанская земля казалась мне теперь особенно милой. (74)3емля, где жили бабка Ганя и дед, где вчерашний деревенский мальчик мечтал о хрустальном рояле и где красные, оставшиеся с осени гроздья рябины пылали среди снежных лесов.(По К. Г. Паустовскому)

Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы дадим подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ.

Структура сочинения

В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. Для его выполнения используется бланк ответов № 2. В задании требуется сформулировать и  прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации, между которыми обязательно должна прослеживаться смысловая связь. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме, и затем выпускник сам формулирует и аргументирует свое отношение к авторской позиции.

Алгоритм написания сочинения выглядит так:

1. Проблема. Лучше сформулировать её в вопросе, например: «В чем заключается любовь к Родине?»

2. Комментарий. Он обычно занимает одно-три предложения, в которых нужно привести примеры:

  • первый пример с иллюстрацией из текста (размышления автора по проблеме, описания, истории, точки зрения) и обязательным пояснением (что автор хотел этим показать?);
  • второй пример с иллюстрацией из текста и обязательным пояснением.

3. Анализ смысловой связи между примерами из комментария. Они могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга.

4. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»)

5. Собственная позиция, согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции.

6. Заключение.

Максимальный первичный балл за сочинение — 25.

Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания необходимо только хорошо понимать текст: после нескольких попыток написания этот алгоритм быстро закрепляется в голове.

Какие темы могут встретиться в задании № 27

В сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от темы текста. Ниже мы перечислили основные и наиболее часто встречающиеся из них:

  • Война (подвиг и героизм (в т.ч. массовый), влияние на судьбу человека);
  • Природа (отношение к природе, красота и влияние на человеческую жизнь);
  • Память (тоска о прошлом, память об истории);
  • Русский язык (заимствования и жаргон, сленг, состояние родного языка и отношение к нему);
  • Литература (поэзия, значимость чтения и роль книг в период прогресса);
  • Культура, искусство, музыка (значение и влияние на жизнь человека);
  • История (исторические памятники, отношение к прошлому своей страны);
  • Положительные и отрицательные черты личности (доброта, сочувствие и  сострадание человечность; равнодушие и пороки, подлость, эгоизм);
  • Смысл жизни;
  • Нравственный выбор;
  • Опыт и цена ошибок;
  • Человек и общество;
  • Любовь (материнская и отцовская любовь, сила и несокрушимость чувств, влияние на человека) и т.д.

Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ

Прежде всего, следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы написать сочинение ЕГЭ без проблем, необходимо читать тексты прошлых лет из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.

Также важно помнить, что тексты различны по сложности. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику. Такими являются, например, тексты о войне. В тех же случаях, когда проблему в тексте определить трудно, стоит уделять большее время сюжетному анализу и повторному прочтению.

Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения

Конечно, лучше всего начинать готовиться к успешному выполнению задания № 27 в десятом классе, вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания.

Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до сдачи экзамена остался лишь год. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания: несмотря на объём материала в тестовой части, 27-е задание тоже достаточно требовательно к знаниям и тренировкам.

Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно 

В открытом доступе имеется большое количество текстов и даже готовых образцов сочинений. Безусловно, это значительно облегчает подготовку, но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.

Тяжелее всего — начать готовиться. Трудно найти в себе силы и мотивацию для  регулярного разбора текстов. С другой стороны, некоторые темы достаточно сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, правильностью и точностью оформления, грамотностью.

Разобраться с таким большим количеством информации, а также научиться правильно и грамотно писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы всегда помогают систематизировать знания и выстроить график подготовки, быстро проверяя работы и анализируя полученные результаты.

Советы по подготовке

Не забывайте про цитирование

Внимательно подходите к выбору примеров для комментария. Цитаты, взятые из текста, должны быть обязательно объяснены вами в связи с этими примерами. Этим вы доказываете, что для комментирования опирались на материал текста.

Больше читайте и смотрите

Речь здесь идет не только о текстах ЕГЭ: читайте небольшие рассказы, тематические истории, любимые и интересные книги. Смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Написать сочинение ЕГЭ помогут даже посты в социальных сетях. Используйте их, чтобы аргументировать свою позицию.

Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы

Если вы сомневаетесь в том, грамотно ли доносите мысль, то лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы.

В школе ученикам обязательно задают сочинение Родина. Как правило, пишут его в 9 и 11 классах. Назвать эту работу сложной, конечно же нельзя. Правда, иногда при ее выполнении все-таки возникают определенные затруднения. В такой ситуации на помощь придут образцы итоговых сочинений Что значит любить Родину и аргументы к ним.

Сочинение на тему Родина

Говоря о Родине, каждый из нас вспоминает то место, где появился на свет и рос. Именно там прошли наши ранние годы, молодость, все буквально пропитано нежными чувствами и яркими воспоминаниями. Это наша малая Родина. Тут хорошо знакомые улицы и места, люди, в конце концов. Все это остается в нашем сердце на всю жизнь. В сочинении на тему Родина хочу упомянуть, что с ней ассоциируются как первые достижения, так и разочарования, материнская поддержка и любовь. Естественно, что равнодушным она не может оставить никого. Она вызывает невероятно теплые, приятные чувства. Поэтому даже если волей судьбы мы оказываемся далеко от малой Родины, мы все равно о ней продолжаем помнить.

В итоговом сочинении Родина нельзя не сказать, что это и люди, которые нас окружают. Причем неважно, знакомы они нам или нет. Всех без исключения объединяет одно — Родина. Мы являемся частью одного народа. Нас объединяет культура и язык. Когда человек находится в другом государстве, скучает по Отчизне, несказанно радуется, когда встречает соотечественника и слышит такой родной и знакомый язык. Кажется, что повстречал давнего товарища.

Любовь к Родине, что значит любить Родину?

Что значит любить Родину, в сочинении сказать довольно сложно. Объяснению данное чувство попросту не поддается. Оно является неизмеримым. Любовь в данном случае весьма многогранна и даже многолика. Ее проявления заметны повсеместны. Это может быть любовь к тем местам, где ты родился и живешь, к окружающей природе, к какой-то конкретной улочке.

Личное счастье или благополучие Родины являются неразрывными. В сочинении я хочу сказать, что мы должны оберегать ее, изучать и уважать историю, придерживаться традиций, с уважением относиться к законам того общества, в котором проживаем. Язык, на котором мы говорим, должен вызывать гордость. Следует научиться видеть красоту родной природы и все эти навыки передавать следующим поколениям. Именно этими словами, я считаю, следует закончить сочинение рассуждение. Надеюсь, мне удалось объяснить, в чем проявляется любовь к Родине.

Родина сочинение рассуждение

Приступая к итоговому сочинению Родина скажу, что у каждого свое понимание данного слова. Правда, при этом оно ассоциируется именно с отчим домом. Это слово способно вызвать весьма разнообразные эмоции, но является чем-то невероятно близким, теплым и радостным.

Кто-то считает, что Родина ограничивается лишь семьей и теми людьми, которые его окружают. Для других это уже целый город, отдельное государство. Каждый из нас, по сути, способен переехать на постоянное место жительства в другое государство. Только вот Родину при этом все равно выбрать не удастся. Забыть, стереть из памяти то место, где ты появился на свет, прожил первые годы, сформировался как личность попросту невозможно. Естественно, что при этом все люди, хоть иногда, но хотят вернуться туда, где были прожиты столь важные жизненные моменты — на свою Родину.

В сочинении на тему любовь к Родине следует сказать, что это чувство следует прививать детям с самых ранних лет, чуть ли не с рождения. Ведь именно она играет в нашей жизни немалую роль, обладает особым значением. Вряд ли под этим понятием кроется лишь определенное государство. Речь идет о духовной привязанность к конкретному месту, где человек обретает спокойствие, чувствует максимальный комфорт.

Образы Родины для сочинения можно взять из многих литературных произведений. О ней сложено немало стихотворений и песен, рассказов и романов. При этом мнение каждого из нас о ней отличается. Скажу в сочинении, честно служить Родине – это явное проявление патриотизма. Немало людей в военное время отдавали за нее собственные жизни, защищая и оберегая родную землю.

Подводя итоги в сочинении скажу, что для всех нас Родина является святым. Невозможно найти человека, не испытывавшего теплых и нежных чувств к определенному уголку, где ему тепло и уютно. Именно он и называется Родиной.

Сочинение родина 9 — 11 класс

Про любовь к Родине сочинение мне будет написать несложно. Я считаю, что мы неразрывно с ней связаны в течение всей жизни. Люди берут на себя ответственность за собственную семью, трудовую деятельность и поступки. Правда, отвечать следует далеко не только лишь за то, что касается непосредственно нас самих. Есть и гораздо масштабнее ответственность, которая является для всех единой, общей. Исходя из этого стоит задуматься, должны ли люди брать ответственность за свою Родину. Я считаю, что каждый человек обязан выполнять собственный долг, чтобы улучшить жизнь в целом. Нельзя относиться с безразличием к своей Отчизне, отрекаться от нее, искать врагов в лице своих соотечественников. Следует быть единым целым, одним народом, делающем все для блага своей страны.

Яркие примеры проявления любви к родной земле можно найти в истории. Речь идет о военном времени. Тогда люди брали на себя ответственность не только за близких, но и незнакомых людей, за Родину как таковую. Сейчас же, когда у нас мирное небо над головой, немало людей покидают Отчизну, не чувствуют с ней неразрывной связи. Правда, как только возникают сложности, они вновь возвращаются на Родину. Ведь именно здесь все до боли знакомо, такое родное и милое сердцу, появляется душевное спокойствие, уверенность в собственных силах и возможностях. Этими словами, как по мне, нужно закончить итоговое сочинение любовь к Родине. Возможно, она неуловима, незаметна, но присутствует в сердце каждого человека.

Краткое сочинение Родина

Пишем краткое сочинение Родина.
Я считаю, что именно она является главной человеческой ценностью. Выбрать ее не представляется возможным. Тем не менее мы должны любить ее и охранять, чтобы потом передать по наследству следующим поколениям.

Нельзя считать, что под Родиной подразумевается исключительно страна, в которой человек был рожден. Это и достояние всего народа. К нему можно отнести язык, менталитет, культуру, устоявшиеся обычаи. Естественно, что в семьях, где чтят эти ценности, можно услышать народные, невероятно красивые песни. Там отмечают народные праздники и явно чувствуется дух народа. Такие люди постоянно познают собственное государство, знакомятся с различными достопримечательностями, изучая все уголки родной страны.

Правда, это вовсе не значит, что люди, живущие за рубежом, не любят собственную Родину. Нежные и теплые чувства к ней на протяжении всей жизни остаются в их сердцах. Тем более, что даже за границей, где диаспора представителей нашей Родины довольно большая, люди между собой начинают объединяться и поддерживают те традиции, которые для них являются родными.

Родину можно назвать самым главным даром, который нужно ценить. Мне очень радостно, что посчастливилось родиться именно в России. Мне хочется поддерживать те традиции, которые возникли еще у наших предков.

Сергей Александрович Есенин посвятил всю свою жизнь поэзии, особое место в которой занимают стихи о Родине, полный анализ которых помогает в этом убедиться, изучив краткие отрывки. Для поэта слово «Родина» не было пустым звуком, и значило очень многое. Это несложно понять, если углубиться в изучение стихотворений автора, которые он посвятил именно родной земле. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, при помощи которого вам будет легче разобраться в данной теме.

Краткая биография поэта

Великий поэт двадцатого столетия, Сергей Александрович Есенин, появился на свет в самой обычной семье крестьян. Родился он в селе Константиново Рязанской губернии. Будучи ребенком девяти лет, он поступает в земское училище, для дальнейшего обучения. Оно находилось в родной деревне поэта. В нем автор и проучился пять лет, после чего поступает в церковно-приходскую школу, где и продолжает свое обучение. В настоящее время в этой школе располагается музей имени Есенина.

Свое обучение в школе автор заканчивает в 1912 году. В это самое время семнадцатилетний юноша уезжает из родного села жить в Москву, где и находит свою первую работу. Через год юный поэт поступает в МГНУ, на историко-философский факультет. Уже через год после этого автор впервые публикуется в журнале «Мирок».

Что касается личной жизни, то здесь у Есенина все складывается не так уж и гладко. Он несколько раз вступал в брак, обзаводился потомством, но обрести идиллию и счастье в браке он так и не сумел. Каждая попытка поэта создать счастливую семью заканчивается разводом.

Единственное, что было у поэта неизменно – это его любовь к Родине. Об этом говорит вся та искренность, которую он вкладывает в свои произведения. Ведь неоднократно в его произведениях встречаются такие слова, как Родина, Россия.

Тема Родины в творчестве поэта

Сергей Александрович пишет произведения на различные темы, но самой важной из них является тема Родины. Он тихо признается ей в своей безграничной любви. Все строки произведений пронизаны искренностью, нежностью и любовью. Если углубиться в анализ его творчества, то и сам невольно начинаешь переосмысливать собственные жизненные ценности. Автор показывает Родину – как вторую мать, которую необходимо любить, уважать и беречь.

Поэт сумел добраться до самой вершины мировой поэзии, хоть и являлся выходцем из простого народа. Этому поспособствовала его неимоверная любовь к родной рязанской земле, которую он не боялся воспевать в своих творческих трудах. Благодаря этому, юный поэт сумел раскрыть весь свой потенциал, а так же показать свою гениальность.  Для него Родина была чем-то священным. Он не видел себя живущим за её пределами.

Тему Родины неоднократно поднимают и другие поэты в своем творчестве. Читатель может убедиться в этом, если углубится в изучение произведений русских поэтов и писателей. Но все они сопровождали описание своей родной земли огромным количеством эпитетов и метафор.

Сергей Есенин в первую очередь воспевает красоту родного края, людей, которые проживают в России. Так же автор не обходит стороной и те проблемы, с которыми приходилось сталкиваться его государству. Но в каждом из этих произведений видны истинные чувства поэта – он очень любит свое государство, родную землю. Он относится к ней с уважением, стараясь защитить от всех невзгод.

Не зря Есенин считается одним из самых известных поэтов, которые писали о России. Он считал, что главной мыслью его творчества выступает именно чувство Родины. Он был уверен в том, что не существует поэта без Родины.

Очень большое количество произведений автор посвящает своей родной деревне, за которой очень скучал. Одним из таких стихотворений является произведение «Край любимый!». С самых первых строк видно чувства автора, его безумную любовь и привязанность к родной деревне Константиново. Он так же показывает, насколько дорожит своим родным краем, восхищается и наслаждается им. Он без ума от красоты русской природы. Она вдохновляет его и придает силы.

Видно невооруженным взглядом и то, что автор полностью раскрывает свою душу, преклоняясь перед природой России. Он любит её любой. И готов отдать все ради одних только пейзажей родного и любимого края.

Так же чувства поэта очень хорошо раскрываются в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…». Здесь он рассказывает читателю обо всем том, что так ценит  родном государстве. Есенин настолько подробно описывает все тонкости и прелести природы, что читатель невольно переносится именно в то место, которое старается описать автор.  Он без стеснения признается в любви к русской земле, чем показывает свою искренность и открытость. Для него все кажется милым, родным и прекрасным. Сергей Александрович не упускает ни малейшей детали, подробно рассказывая о ней.

Так же автор поднимает тему быта русского народа, знакомит читателя с жизненными ценностями и устоями. Он переживает все те смутные времена, которые происходят в его родном краю, как нечто личное, родное. Его очень беспокоит будущее России. Автор мечтает, чтобы поскорее закончилась война, которая принесла достаточно боли и страданий его государству.

Если говорить о поэте Есенине как личности, то он был настоящим патриотом, который переживал о своей Родине, любил её и гордился каждой деталью. Он не старается приукрасить родной край. Зачем? Ведь для него он и так идеален, не требующий правок и доработок. Он любит каждую травинку, каждое деревцо, каждый ручей. Не часто можно встретить настолько искреннее стихотворения, каждая строчка которого пропитана любовью, гордостью и восхищением.

Есенин считает, что таким же патриотом должен быть каждый житель нашей огромной Родины. Так же он подчеркивает эту мысль в стихотворении «Запели тесаные дороги…». Автор не понимает, как возможно жить без любви к своему государству. В его произведении «Я снова здесь, в семье родной…», которое он написал о своей родной деревне, видно, насколько автор тоскует и скучает по родным местам, где прошло его детство. Ему довелось увидеть немало – он жил в Москве, а так же странствовал по миру, но так и не смог найти места, которое было бы так же прекрасно, как его родная деревня. Сергей Александрович очень скучает по тому времени, когда мог ежедневно наслаждаться красотами села.

Тема Родины действительно стала главной в творчестве поэта. Ей он посвятил огромную часть своих произведений, в каждое из которых вложил свою душу, любовь и восхищение родным краем. Произведения переполнены искренностью и эмоциональностью.

Нам очень повезло, что Сергей Александрович поднял данную тематику в своем творчестве, потому что, читая его произведения, мы невольно сами проникаемся патриотизмом, уважением и любовью к своей огромной, прекрасной и уникальной Родине!

Ход
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Организационный
момент .1 мин

Приветствие
учителя

Сообщение
темы урока: «Обобщающий урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Запись в
тетрадь

Целеполагание

Обобщение
материала

Проверка
домашнего задания

Работа в
группах

Работа в
микрогруппах (в парах) по рядам

Закрепление
материала

 Проблемный
вопрос для цикла уроков по данному произведению

Рефлексия

Подведение
итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин

Перед
нами стоит цель:

углубить
понимание идейно — художественного богатства романа;

— учить разгадывать
замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

А какую
цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Сейчас
вам предлагается обсудить в группе ваши записи в тетради

Блиц-опрос.

1.Имя
старшего сына Тараса Бульбы?

2. Имя младшего
сына…?

3. Где
учились дети главного героя?

4.отношение
к учебе Остапа

5.Отношение
к учебе Андрия

6. Как
наказывали Остапа в бурсе…

7…Кто из
сыновей закопал букварь?

8. Когда
впервые Андрий встретил паночку?

9. КАКИМИ
СЛОВАМИ ВСТРЕТИЛ ОТЕЦ СВОИХ СЫНОВЕЙ?

10. Назовите
причину предательства Андрия

11.Кто
убил Андрия?

12. Почему
Тарас убил своего сына?

13. Как
встретил смерть Остап?

14. Из-за
чего попал в плен Тарас?

15 Как
умер Тарас Бульба?

16. О
чем говорил Тарас Бульба в последние минуты жизни?

17. Какими
словами начинается речь Тараса Бульбы?

18.Каким
вам видится Тарас Бульба? (картина Репина «Запорожцы»)

 Работа
с карточками разной сложности

 Интересно
узнать, а что означает слово «Тарас»?

(См.ниже)

Просмотр
кинофильма.

Дайте
характеристику героям. Черты характера даны вразнобой .учащиеся должны
распределить их по героям

Какие
сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно
яркими?

(группа
художников, фрагменты фильма.)

Сформулируйте
основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Гоголь  в повести?

Изменилось
ли ваше отношение к героям повести? .

Выполнили
ли вы ваши задачи на уроке?

Оценки
за урок

Дом.задание:
написать сочинение ( Темы по выбору учащихся)

1. «Нет
уз святее товарищества….»

2. Тема
чести и предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Активно
участвовать в уроке понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…)

Обобщить
материал, подготовиться к сочинению

В левой
части конспекта учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели
на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с
эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или,
наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они
«споткнулись».

Остап

Андрий

В бурсе

Не хотел
учиться, но отец пригрозил не взять в Сечь и стал прилежным учеником

били
плеткой

Остап

Гуляя по
городу (упал в грязь)

Экий же
ты смешной

Любовь к
паночке

Тарас
Бульба

Потому
что Андрий стал предателем

Мужественно
переносил пытки, подбадривал товарищей, призвал отца

Потерял
свою люльку

Сожгли
поляки на берегу Днепра

Давал
советы казакам, руководил битвой

Нет уз
святее товарищества


повести он «был чрезвычайно тяжёл и грузен» — могуч и толст, лохматые брови,
пронзительные маленькие глаза, крепкие могучие руки)

Работа в
группах 

(Тарас
(греч.) tarasso – «беспокойный, неугомонный»). 

Итоги 
работы в группах

Характерные
черты героев:

Тарас
Бульба: смелость, храбрость, решительность, преданность, верность
,искренность, прямодушие

Андрий :
смелость,подлость, предательство, слабость духа, трусость ,хитрость,

Остап:
смелость, мужественность, честность, верность, патриотизм, решительность,
храбрость.

Основной
темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы
внутренней политики, столкновение  казаков с поляками.А поскольку это не
только историческая, но и семейная повесть, Гоголь поднимает проблемы,
связанные с темой человеческого счастья, истинного благородства

Высказывание
по модели:

Я
сегодня узнал…

 Составить
план:

1. Детство
и юность, среда, воспитавшая сыновей Тараса Бульбы

2.Проявление
характера при вступлении в самостоятельную жизнь.

3.В чем
истинный подвиг Тараса Бульбы?

4.История
любви Андрия к паночке .

5.Подвиг
Остапа

6.История
страны в повести

Слово учителя .

Перед нами стоит цель:
углубить понимание идейно — художественного богатства повести;

— разгадывать замысел
автора, хорошо ориентироваться в тексте;

А какую цель вы ставите
лично для себя на этот урок? Жизнь любого человека есть его деяния. По тому,
какие поступки и дела человек совершает в жизни, можно говорить о его доблести
и чести или, наоборот, о низости и бесчестии. По тому, какой след человек
оставляет после себя, можно судить, что суждено человеку после смерти – слава,
память или же забвение.

Тема нашего урока «Нет из нас никого,
равного ему в доблести». О ком эти слова? Кому  они принадлежат ?Как вы
думаете, о ком пойдёт речь на уроке? Кого мы назовём доблестным человеком
своего времени?

Так что же означает слово «доблесть»?

(возможные ответы- доблесть(высок.)-
мужество, отвага, самоотверженность в работе..)

Опираясь на тему, эпиграф, попробуем
обозначить цель нашего урока.

(формулируют дети)обобщить всё ранее
сказанное, увидеть героя с разных сторон и выделить лучшую черту личности,
которая и делает его «лучшим среди лучших». Главная идея подсказана эпиграфом
«Пусть же славится до конца века Русская земля!» Нетрудно догадаться, о каком
качестве пойдёт речь.

Зачитаем заключительные слова повести.

«Казаки живо плыли на узких двурульных
челнах и говорили про атамана», — такими словами заканчивается повесть Гоголя и
так же назвал свою иллюстрацию М.Г. Дерегус. (слайд на экране в музыкальном
сопровождении-музыка С.Старостина из мф «Князь Владимир»)

 – Вглядитесь в
неё. Каковы лица казаков? (суровы и скорбны)

– Почему такие?
(горько им, что не смогли спасти)

Попробуем услышать их разговор, но, чтобы
реплики не были голословны, сначала вспомним всё, что известно о Тарасе.
(вернёмся позже к заданию)…

Давайте вспомним некоторые эпизоды повести
и ответим на вопросы (вопросы в таблице)

 – Каким вам видится Тарас Бульба?
(картина Репина «Запорожцы»)

(в повести он «был чрезвычайно тяжёл и
грузен» — могуч и толст, лохматые брови, пронзительные маленькие глаза, крепкие
могучие руки)

 – Сравните своё представление с
иллюстрациями художников (набор иллюстраций разных художников: П.П.Соколова
(1867), А.Бубнова (1951-1954), А.Герасимова) Какой образ Тараса вам больше
нравится и почему?

 – Что нам известно о жизни Тараса и его
сыновей? Чем она была заполнена? Чему посвящена?

Связь имени героя с характером(этимология
имени)

Интересно узнать, а что означает слово
«Тарас»?

Тарас (греч.) tarasso – «беспокойный,
неугомонный. (ответ сообщают ученики, озадаченные заранее этим вопросом)

Работа в группах. Работа в микрогруппах по
рядам

Чтобы полнее и многограннее представить
образы героев , разобьемся на группы.

Задание для 1 группы. – Тарас – воин,
отец.

Что рассказывают казаки о воинской
доблести Тараса? Поделитесь впечатлениями о нём как о воине. Какие слова Тараса
вспоминаются им? Что восхищает в нём молодых? Хотели бы они быть похожими на
него? Вспомните, как Бульба попадает в плен, поделитесь впечатлениями об этом с
позиции бывалых и с позиции молодых казаков. Воспользуйтесь материалами 7, 9,
12 глав.

Что могли говорить о Тарасе как об отце
старые казаки, знавшие его смолоду? Как бы они оценивали его отцовское
воспитание? Что рассказывали о его переживаниях об Остапе? А что могли сказать
молодые? Что потрясло их воображение? Хотелось бы им быть сыновьями такого
отца. Воспользуйтесь материалами 1, 2, 7, 9, 11 глав.

Задание для 2 группы. – Образ
Андрия-предателя.

Что толкнуло Андрия на предательство?
Почему его любовь стала сильнее уз товарищества? Могли ли его близкие и
товарищи понять и простить его? А нужно ли было ему их прощение?

Задание для 3группы. – Остап.

Что могли бы говорить казаки о его
отношении к Отчизне, к вере? Какие моменты из жизни Остапа  стали бы
вспоминать? Чем бы гордились? Какие слова Остапа говорят о том, что он
испытывает сильную боль и просит поддержки у отца? Действительно ли он
достойный сын своего отца?

Как итог работы – обмен мнениями и
аргументами.

 Какие сцены, эпизоды повести запомнились
вам больше всего, представляются особенно яркими?

(иллюстрации, фрагменты фильма.)

Сформулируйте основную тему произведения.
Какие проблемы затрагивает Гоголь  в повести? Представьте образ Тараса Бульбы

Основной темой
повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней
политики, столкновение  казаков с поляками. А поскольку это не только
историческая, но и семейная повесть, Гоголь поднимает проблемы, связанные с
темой человеческого счастья, истинного благородства. Связь времён, поколений в
литературе. Во все времена ценились эти качества, а уж в военное время – тем
более…

Основная черта в
характере Тараса – это пламенная любовь к родине, глубокая ненависть к врагам и
поработителям. Самое дорогое для него – связь с народом, с казаками и борьба на
славу родины. Родине он отдаёт всё, что у него есть близкого: и мирную домашнюю
обстановку, подвергая себя опасностям и лишениям походной жизни, и родных
сыновей, и свою жизнь.

Будучи одним из числа
коренных старых полковников, созданных для бранной тревоги, Тарас всю свою
жизнь провёл вместе с товарищами — казаками. У него уже седые волосы, он много
пережил, много видел.

Любовью к родине
объясняется и то глубокое чувство товарищества, которое воодушевляло Тараса на
замечательные подвиги. Он считал, что «нет уз святее товарищества». Этим
чувством проникнута его речь к запорожцам перед боем. Этому чувству Тарас верен
до конца своей жизни. Помните: сжигаемый на костре, забывая о муках во имя
чести и победы товарищества, он заботится о судьбе казаков и указывает им путь
к спасению

Этими качествами
характера, то есть любовью к родине и чувством товарищества, определяется и
человеческая натура Тараса – натура страстная, увлекающая, не любящая
неподвижности и мирного бездействия жизни. Вот почему он не привязан к дому.
Вот почему его влечёт казацкая вольница. На жену он смотрит свысока, не дорожит
её советами и мнением, хотя материнское чувство её уважает. Перед отъездом в
Сечь, обращаясь к сыновьям, он говорит: «Подойдите, дети, к матери. Молитва
материнская и на воде, и на земле спасает».

В сыновьях своих
Тарас ценит главным образом воинов. При свидании с ними он стремится испытать
их силу, воинский дух. Бульба гордится бравыми сынами и торопится в Сечь, чтобы
показать их своим старым боевым товарищам. Он крепко любит сыновей, и эта
любовь связана с любовью к людям, к казакам, к родине.

Итоги урока. Рефлексия

— Что нового открыли для себя? Что
особенно поразило в образе Тараса Бульбы? Какое задание показалось самым
интересным? А какое – самым сложным?

Составить план:

1. Детство и юность, среда, воспитавшая
сыновей Тараса Бульбы

2.Проявление характера при вступлении в
самостоятельную жизнь.

3.В чем истинный подвиг Тараса Бульбы?

 4.История любви Андрия к паночке .

5.Подвиг Остапа

6.История страны в повести

Подведение итогов занятия, информация о
домашнем задании

Оценки за урок

Дом.задание: написать сочинение ( темы по
выбору учащихся)

1. «Нет уз святее товарищества….»

2. Тема чести и предательства в повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

7 класс, 13.12.2017,литература

Тема: «Обобщающий
урок по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Подготовка к сочинению».

Тип урока: урок
развивающего контроля (обобщающий урок).

Вид урока: обобщающее
— повторительный

Цели: на
примере образа Т. Бульбы показать силу и величие подвига во имя служения
Родине; развивать навыки работы над планом к сочинению, умение подбирать
необходимый языковой материал. Образовательные: изучение философских,
исторических, нравственных взглядов Пушкина в отношении к Пугачеву и народному
бунту;

Воспитательные: вызвать глубокие раздумья
школьников о вечных и неизменных нравственных идеалах, проблемах морали,
поведения человека в ходе истории.

Задачи: углубить
понимание идейно-художественного богатства повести, учить разгадывать замысел
автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Оборудование: слайдовая
презентация, отрывок из фильма «Тарас Бульба», музыка.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

В. А. Воронцов. Н. В. Гоголь: жизнь и
творчество. Издательство: учебная литература, 2004 год

Ж. Н. Критарова. Конспекты для уроков для
учителей литературы. 7 класс. Пособие для учителя. Гуманитарный издательский
центр «ВЛАДОС». Москва, 2001 г.

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Издательство: Азбука-классика, 2010 год.

С. Машинский. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
Издательство: Москва, 2008 год.

учебник Литература. 8 класс. Учеб.для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под редакцией В.Я.Коровиной;

http://www. Google. ru для поиска
изображений и дополнительной информации;

http://www. Yandex.ru для поиска
изображений и дополнительной информации;

http://ru.wikipedia.org данные
энциклопедии о повести «Тарас Бульба»;

http://lib.ru полный текст повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»

http://www.zavuch.info методическая
библиотека.

  • Эпиграф к сочинению о литературе
  • Эпиграф к сочинению про маму
  • Эпиграф к сочинению описание человека
  • Эпиграф к сочинению евгений онегин
  • Эпиграф к сочинению господин из сан франциско