Эпиграф к сочинению о литературе

В тебе величье моего народа, его души бескрайние поля, задумчивая русская природа, достойная красавица моя! вс. рождественский все мы дети

В тебе величье моего народа,

Его души бескрайние поля,

Задумчивая русская природа,

Достойная красавица моя! (Вс. Рождественский)

Все мы дети природы,

Лежим в колыбели вселенной. (Се Бинсинь)

Вся энергия художника должна быть обращена на две силы: чело­век и природа. (А. П. Чехов)

И разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую. (Н. Рубцов)

И сам я был не Детище природы,

Но мысль ее! Но зыбкий ум ее! (Н. А. Заболоцкий)

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты. (Б. А. Ахмадуллина)

Люди, которые не любят природы, — не любят и жизни, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания. (Л. Н. Андреев)

Нам кажется, что мы умней природы. Самообман, не более того. (Н. Доризо)

Не то, что мните вы, природа… (Ф. И. Тютчев)

Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. (Н. Г. Гарин-Михайловский)

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым че­ловеком тот, кто жесток с животными. (А. Шопенгауэр)

Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая. (Б. Паскаль)

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый культ природы. (В. Федоров)

Эпиграфы и цитаты к теме о человеке и обществе

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, которое оправдание они найдут для нас? А. Азимов.
Человек смертный, но это полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем суть. Г. Булгаков.
Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. В. Гюго.
Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. Ф. Достоевский.
Человек должен быть доступным для страстей, но контролировать их. Жан Поль.
Люди не ангелы, вытканные из самого света, но и не скот, который следует гнать в стойло. В. Короленко.
Сознательная любовь к своему народу не уживается с ненавистью к другим. Д. Лихачев.
Народ, который не хочет кормить свою армию, в скором времени будет вынужден кормить чужую. Наполеон Бонапарт.

Размеры – самый ненадежный критерий величия человека и страны. Дж. Неру.
Лицо – дверь души. Латинское выражение.
Нам отказано в длинной жизни; оставим след, который докажет, что мы жили!
Плиний Старший.
Люди – хозяева своей судьбы. В. Шекспир.
Несчастная та страна, которая нуждается в героях. Б. Брехт.
Национализм – детская болезнь, корь человечества. А. Эйнштейн.
Можно ли любить человечество и не любить одного человека? Я. Отченашек.
Человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, так как хочу быть человеком.
Ф. Достоевский.
Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на пространстве он могла бы проявить все свои свойства своего свободного духа. А. Чехов.
Государство – это печь, которая пылает на одних дровах – на человеческих! Ч. Айтматов.
Человек как роман: до последней страницы не знаешь, чем закончится. Иначе не следовало бы и читать. Е. Замятой.
Человек воспитывается для свободы. Гегель.
Равенство – это единая и крепкая основа для общественного устройства, для порядка, законности, добрых обычаев и отбора на высокие должности людей, которые в самом деле для них пригодны. Б. Шоу.
То, чему сегодня учится в классе одно поколение, станет нормой жизни следующего. А. Линкольн.
Те государства способные стать большими, в которых большие малых людей. О. Довженко.

Мир не согреешь, мир не оденешь, мир не накормишь, но не отпускай голодной ребенка. Народная мудрость.
Отношение к детям – мера духовного достоинства человека. Я. Бричь.
Государство создается ради того, чтобы жить счастливо. Аристотель.
Давайте меньше говорить об обязанностях детей, а больше об их правах.
Ж. – Ж. Руссо.
Достоинство государств и в конце концов зависит от достоинства личностей, которые его создают. Дж. Минь.
Рабство уничтожает человека еще до того, как он начинает любить свои кандалы.
Л. Вовенарг.
Нет человека, который бы не любил свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – лишь для себя. Ж. Верн.
Я не согласен с тем, что вы говорите, тем не менее буду до последней капли крови защищать ваше право высказывать свою мысль. Вольтер.
Законы созданы для того, чтобы сильный не был всемогущим. Латинская пословица.
Высшим моральным законом для человека есть любовь к человечеству. Г. Фергюссон.
В сиянии недосягаемого зенита

Суть твоей высшей красоты, Музыкант окружающего мира, Вечности и Минуты голоса! Муратов.

История просится в сны потомков. Я. Костенко.
Каждая эпоха порождает своего героя. Корейское поверие.
Каждый человек смертен, и человечество в целом бессмертно. Лпулей.
Человечество не может остановиться, Оно взяло весьма большой разгон, движение для него – не высочайший закон жизни. Г. Загребельний.
От обычного взгляда скрытое приоткрывается лишь чудакам. Прочитай золотые манускрипты, посмотри в глаза возрастам. Л. Костенко.
Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Г. Миттель.
Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие составляют мир этот и необходимо одно для другого. Г. Сковорода.
Если не знать прошлого, невозможно понять истинный смысл современного и цель будущего. Максим Горький.
В озоновую дырку посмотрел ангел: – Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко.
Духовный Чернобыль давно уже начался, а мы еще только его боимся. Л. Костенко.
Люби природу не как символ
Души своей, Любы природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский.
Сколько у природы немудрено-мудрых букв! Столько у человека неумения прочитать…
Г. Тинина.
Лишь природа делает большое даром. О. Герцен.
Поколение отходит, и поколение приходит, а земля вековечно стоит! Старый Завет
Природа – вечный образец искусства, а виднейший и самый благородный предмет в природе – человек. В. Белинский.
Природа не терпит пустоты. Латинское поверье
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – рабочий. Тургенев.
Сколько лет земле – и миллиард, и миллион, но какая она до сих пор еще красивая!
Л. Костенко.
– Чего волнуются народы
– И люди замышляют зло?
– Кто им сказал: “Венцам природы”?
– Разве для них ее чело?
Л. Костенко.

epigrafy dlya sochinenij 1epigrafy dlya sochinenij 2epigrafy dlya sochinenij 3epigrafy dlya sochinenij 4epigrafy dlya sochinenij 5

Что такое эпиграф в литературе? Примеры использования.

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.
epigrafy dlya sochinenij 7
Что означает слово «эпиграф»?
Что такое эпиграф и в чём его смысл?
Примеры использования эпиграфа в литературе
Как написать эпиграф в сочинении?

Что означает слово «эпиграф»?

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Что такое эпиграф и в чём его смысл?

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.
epigrafy dlya sochinenij 8
Эпиграф используется авторами в следующих целях

— Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

— Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

— Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

— Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования эпиграфа в литературе

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

— в лирических произведениях;

— в художественной прозе;

— в романах в стихах;

— в статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.
epigrafy dlya sochinenij 9
Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф в сочинении?

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила написания эпиграфов

— Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

— Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

— Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

— Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

— Эпиграф в кавычки не заключается.

— В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

— Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

— При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право при написании эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов.
epigrafy dlya sochinenij 10
При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Эпиграфы к сочинениям по литературе

Эпиграфы к сочинениям на разные темы:

Лермонтов:

Уважение имеет границы, а любовь — никаких. Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять. Хуже смерти ничего не случается — а смерти не минешь. Язык и золото — вот наш кинжал и яд. Радости забываются, а печали — никогда.

Стыдить лжеца, шутить над дураком И спорить с женщиной — все то же, Что черпать воду решетом: От сих троих избавь нас, Боже!..

Луначарскому принадлежит определение, что «Лермонтов — эхо декабрьских настроений». «Ослепительным метеором промелькнул гений Лермонтова на сумрачном небе 30-х годов».

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Природа — творец всех творцов.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. Александр Суворов

Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это освященный долг, когда защищают родину. Мопассан Г.

«Когда взрываются бомбы, в этом нет ничего личного» Чак Паланик

Убивают только лучших.

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. Державин Г. Р

Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были. А.Камю

Семья начинается с детей. Герцен А. И.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.

На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники.

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. Александр Сергеевич Пушкин

В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. /А.П. Чехов/

Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители. /Д.Б. Шоу/

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. /Л.Н. Толстой

Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. /Ф.М. Достоевский/

Истинный друг познается в несчастье. /Эзоп/

Друг мне тот, кому все могу говорить. /В.Г. Белинский

Счастье, как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. /М.А. Булгаков/

Счастье есть удовольствие без раскаяния. /Л.Н. Толстой/

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы. /О. Уайльд/

.пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. /Л.Н.Толстой/

Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. /Гёте/

На чтение 26 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.

Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.

Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.

Эпиграф — это…

Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».

Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.

Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.

Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.

Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.

Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.

Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.

Функции эпиграфа

Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?

Ответов может быть несколько:

  1. придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
  2. подготовить читателя к разговору на определённую тему;
  3. выразить личное отношение к описываемой проблеме;
  4. настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
  5. вписать свой труд в общекультурный контекст;
  6. обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).

Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.

Как подобрать эпиграф к сочинению

Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:

  1. Не выбирайте слишком объёмные фрагменты, даже если цитируемый текст вам очень нравится. Сосредоточьтесь на одном (максимум двух) предложениях прозы или одной строфе (от 2 до 4 строк) стихотворения.
  2. В качестве эпиграфа идеально подойдут краткие изречения: авторские афоризмы, пословицы, поговорки. В них мысль сведена к минимальному количеству знаков, лаконично (это как?) и ёмко сформулирована, предельно понятна.
  3. Будут уместны цитаты из произведений, о которых вы будете говорить в основной части сочинения, подбирая литературные аргументы.

    К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:

  4. Лучше цитировать общеизвестных авторов и мыслителей. Если вы берёте в качестве эпиграфа четверостишие своей гениальной подруги или афоризм современного писателя-фантаста, которого читают только подростки, будьте готовы дать проверяющим развёрнутый комментарий об источнике цитирования.

Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.

Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.

«>

Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.

ТолкованиеПереводэпиграф</dt>эпи́граф</dt> (греч. epigraph? – надпись), 1) в античной Греции надпись на памятнике. 2) В европейской литературе помещённое после заглавия произведения и предпосланное тексту или его структурно выделенной части (главе, тому) краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения (А. А. Блок, «Сольвейг»: «Сольвейг прибегает на лыжах»), подчёркивает его основную идею (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду»), выделяет важные обстоятельства сюжетного действия (М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»). Чаще всего эпиграфом оказывается точно или неточно цитируемое чужое изречение (фрагмент произведения автора-предшественника, крылатая фраза), однако им может служить и собственное авторское высказывание (такова стихотворная миниатюра, предпосланная А. С. Пушкиным тексту «Пиковой дамы»). Эпиграфы отличаются афористичностью, лаконизмом.</dd>

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

</dl>Эпиграф</dt>ЭПИГРАФ — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Так, например, эпиграфом к «Ревизору» Гоголь взял пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», эпиграфом к «Анне Карениной» является: «Мне отмщение и Аз воздам» и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п. (в этих случаях самый характер сгущения событий выдает отношение автора), — или же это отношение выражено им в восклицании, прямой оценке события и т. п., как в приведенных примерах. В этом последнем случае эпиграф носит характер как бы замаскированного лирического отступления. Такие «оценочные» эпиграфы могут иметь порой комедийный характер, — это бывает тогда, когда «оценка» известного явления автором не соответствует тому значению, которое это явление имеет для самих действующих в произведении лиц. Так, например, эпиграф из малороссийской комедии: «Цур тоби, пек тоби, сатаниньске навождение», — взятый Гоголем для десятой главы «Сорочинской ярмарки», — носит несомненно юмористический характер: он выдает явно насмешливое отношение автора к описываемому в этой главе, между тем, как «Страшная чертовская свитка», о которой в ней рассказывается, подлинно испугала героя главы — Черевика.</dd>

Я. Зунделович.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

</dl></dl>Синонимы:

Смотреть что такое «эпиграф» в других словарях:

  • ЭПИГРАФ — (греч.; этим. см. пред. слово). 1) текст какого нибудь писателя, выставляемый в начале книги, отдела, главы. 2) надпись на книге, памятнике, здании и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПИГРАФ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Эпиграф —     ЭПИГРАФ фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Так, например,… …   Словарь литературных терминов

  • эпиграф — а, м. épigraphe f. нем. Epigraph &LT;гр. epigraphe надпись. 1. У древних греков надпись на памятнике. БАС 1. У нас его &LT;александрийский стих&GT; недавно стали гнать.. Он годен, говорят, для эпиграфа Да можно им порою украшать Гробницы или… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭПИГРАФ — (эпиграф устар.), эпиграфа, муж. (греч. epigraphe надпись). 1. У древних греков надпись на надгробном памятнике. 2. Короткий текст (обычно цитата откуда нибудь, пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его… …   Толковый словарь Ушакова

  • эпиграф — и устарелое эпиграф. В литературном языке XVIII начала XIX века вариант эпиграф был употребителен. Например, у А. Пушкина: «Он знал довольно по латыни, Чтоб эпиграфы разбирать» (Евгений Онегин) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ЭПИГРАФ — (от греческого epigraphe надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет… …   Современная энциклопедия

  • ЭПИГРАФ — (от греч. epigraphe надпись) ..1) в античности надпись на памятнике, здании2)] Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет… …   Большой Энциклопедический словарь

  • эпиграф — изречение, цитата, надпись, мотто Словарь русских синонимов. эпиграф сущ., кол во синонимов: 4 • изречение (26) • …   Словарь синонимов

  • Эпиграф — (греч. epigraphe – надпись) 1) в античности надпись на памятнике, здании; 2) цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею… …   Энциклопедия культурологии

  • Эпиграф — (от греческого epigraphe надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭПИГРАФ — ЭПИГРАФ, а, м. Изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее. Э. к роману. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Перепады. Война, война — судьбы истоки, Александр Кравцов. Книга рассказов и очерков А. М. Кравцова охватывает жизнь и судьбы русской и советской интеллигенции с начала до конца XX века. Ее герои — юристы, врачи, ученые, артистыи писатели, лица… Подробнее  Купить за 220 руб
  • Эпиграф к судьбе. Вторая книга стихов, Ива Афонская. «Эпиграф к судьбе» – вторая книга стихов поэтессы, где собраны стихи 1988—1990 годов в жанрах философской и гражданской лирики… Подробнее  Купить за 200 рубэлектронная книга
  • Синтетическое счастье. Сборник стихов, Анна Дубок. Хитросплетению чувств и желаний, вечности и судьбы посвящается: «Вяжите прочные узлы Из мудрости и вдохновений, Оставьте темноту сомнений И разногласий кандалы». От автора Глава 1. Эпиграф За… Подробнее  Купить за 196 рубаудиокнига

Другие книги по запросу «эпиграф» >>

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.1155.jpg

Что означает слово «эпиграф»?Что такое эпиграф и в чём его смысл?Примеры использования эпиграфа в литературеКак написать эпиграф в сочинении?

Что означает слово «эпиграф»?

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Что такое эпиграф и в чём его смысл?

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.1156.jpg

Эпиграф используется авторами в следующих целях

— Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

— Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

— Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

— Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования эпиграфа в литературе

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

— в лирических произведениях;

— в художественной прозе;

— в романах в стихах;

— в статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей. Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф в сочинении?

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила написания эпиграфов

— Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

— Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

— Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

— Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

— Эпиграф в кавычки не заключается.

— В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

— Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

— При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право при написании эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов. При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Дорогие выпускники, посетители моего сайта! Совсем скоро вы будете писать сочинение по литературе, это ваш первый экзамен! Хочу дать вам некоторые рекомендации по написанию, думаю, они помогут вам на экзамене.

Как написать экзаменационное сочинение по литературе

  • Любая работа начинается с изучения того,  каковы требования к ней. В данном случае это критерии. Внимательно изучите их, пишите сочинение с их учётом.
  • Объём сочиненияне менее 250 слов. Ни в коем случае не пишите меньше, иначе работа просто не будет зачтена. Но и слишком много тоже не пишите — можете допустить лишние ошибки, отойти от темы. Самый оптимальный объём— 400-500 слов. Заранее посмотрите, сколько слов умещается на листе А4, чтобы примерно знать, каким должен быть ваш объём внешне.
  • Вам было предложено 5 направлений тем. Это, ребята, НЕ ТЕМЫ, а лишь, НАПРАВЛЕНИЯ. Какими будут темы, вы не знаете. На то это и экзамен, что сами темы прозвучат лишь на нём.
  • Давайте на примере одной из тем разберём, как же надо писать сочинение, что учитывать при его написании.

Рекомендации по написанию сочинения

Какими могут быть темы.

  • Тема, сформулированная на основе данного направления. Пример: «Взаимоотношения человека и общества – одна из проблем художественной литературы»

Может быть дана цитата по теме.

  • « Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям».(У.Шекспир)

1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.

Давайте вдумаемся в эти темы.

  • В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении это обязательно надо будет отметить.
  • Во второй — слова «литература» нет вообще. Это более общая тема. Поэтому аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.

2.Вступление. Основные требования:

  • Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её проблема, основная мысль
  • Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в сочинении
  • Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих мыслей, постепенно переходя к теме.

Примеры

Вступление к теме №1.

Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна из них- взаимоотношения человека и общества ( переход к частному). Человек может находиться по самым различным причинам в конфликте с окружающими либо быть частью общества, единым с ним, совместно с другими перенося и радости, и горести. От того, как складываются эти отношения, какое место человек занимает в обществе, во многом зависит его душевное состояние. Рассмотрим на примерах,  как авторы освещают эту проблему, какое место определяют  для себя в обществе их герои(ставим вопросы, которые определят круг ваших рассуждений)

Вступление к теме № 2

Человек живёт в обществе. Именно в нём он становится личностью. Здесь формируется его характер, определяются те нравственные ценности, которые будут важны на протяжении всей жизни( общее). Проблема взаимоотношения человека и общества  всегда интересовала  писателей, они отражали её в своих произведениях. (переход к частному). Каково место человека среди людей? Живёт ли он с ними, совместно перенося все радости и тяготы, либо же  отгораживается от людей, обособляясь , уединяясь или , наоборот, возвышаясь над ними? (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы находят свои пути. Какие и почему? Рассмотрим это на примерах .

  1. Основная часть. Рекомендации
  • В основной части должно быть не менее одного аргумента. Напишите два. Это позволит глубже раскрыть тему, поможет привести противоположные примеры. Больше тоже лучше не писать, так как вы можете допустить  больше ошибок.
  • Все пять направлений тем предполагают два похода к проблеме. Поэтому приводите два разных примера. В нашем случае один— о конфликте человека с обществом, другой— о единстве с ним.
  • Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Лишь очень кратко напишите, в чём суть того или иного поведения человека, а дальше- анализируйте его поступки.
  • Важным является ещё одно. Помните,  ваша задача — это не анализ произведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки — это тоже самый худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»

Приведу примеры аргументов оп каждой из двух разбираемых тем. Кстати, аргументы могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.

Аргумент № 1 по теме 1.

В пьесе А.Н.Островского  «Гроза» автор поднимает  много проблем — философских, социальных, нравственных. Одна из них – взаимоотношения людей в семье, да и в обществе в целом .Он показывает, что старшее и младшее поколение находятся в  непонимании друг друга. Кабаниха и Дикой стремятся подчинить своей воле окружающих, так как имеют богатство, а значит, как они считают, власть над окружающими. Грубо, жестко относится к людям Дикой, внешне благочестиво ведёт себя на людях Кабаниха, хотя это всего длишь маска, не случайно один из героев  называет её «ханжой». А как же молодёжь ведёт себя по отношению к ним? По-разному. Одни стремятся угодить во всём, чтобы получить заветное наследство ( Борис), другие учатся обманывать, изворачиваться (Варвара), третьи попадают  в зависимость , живя по установленным для них законам( Тихон). Катерина же, главная  героиня пьесы, пытается жить по законам справедливости, взаимопонимания, любви, но в данном обществе просто не существует данных понятий, поэтому так трагичен её конец. Принесли ли счастье героям такие их взаимоотношения? Конечно, нет. Погибает Катерина, теряет навсегда любовь Борис, неизвестно, как сложится судьба Варвары; Тихон, хоть и обвиняет мать в гибели жены, вряд ли в дальнейшем будет  противоречить; да и Кабаниха с Диким постоянно живут в тревоге за будущее, видя, как меняется жизнь. Конфликтные отношения среди людей – это не тот путь, по которому они должны идти в жизни . Именно к такому выходу приходят читатели пьесы.

Аргумент №1  по теме 2.

Как трудно бывает порой оставаться верным себе, своим идеалам и принципам, если все вокруг живут совершенно  по другим законам. Что делать человеку в такой ситуации? В пьесе А.Н.Островского«Гроза» героиня у Кабановых  пытается жить так,  как это было в её родительском доме, где царили любовь, взаимопонимание, уважение. Однако все  попытки Катерины приводили лишь к разочарованию. Нет этого в данном доме: Кабаниха диктует всем свои законы, Варвара обманывает и изворачивается, Тихон, любя свою жену, не может защитить её, находясь в полном подчинении матери. Катерина пытается  жить по их законам,  тайно встречается  с Борисом, однако обман противен её натуре, она не может так жить, поэтому так трагичен конец героини. Она осталась верной своим принципам.

Да, следование нравственным законам не всегда вызывает подобную ответную реакцию в обществе, что может привести к тяжёлым последствиям. Но оставаться сам собой необходимо. Для  порядочного человека это очень важно. Такие люди просто не могут подчиняться несправедливым законам общества, даже если  это приводит  к их гибели.

Аргумент № 2 по теме 1.

Тема взаимоотношения  человека и общества — центральная в военной литературе. Авторы показывают, что  от того, как поведёт себя в трудные годы испытаний каждый конкретный человек, зависит исход страшной войны. В романе «Они сражались за Родину»  М.Шолохов подчёркивает мысль о единстве советского народа, совместно победившего врага. Да, каждый  солдат — это отдельная судьба, целая жизнь, прожитая до войны. Читатель переживает вместе с солдатом Николаем Стрельцовым, что от него до войны ушла жена , оставив ему двух детишек; сложно складывались отношения с женой и у Ивана Звягинцева, так как та, «начитавшись романов», требовала от него «высоких чувств». Сколько судеб показал автор! Всех этих людей, бывших агрономов, шахтёров, рабочих , объединила война. В данный монет, когда враг угрожает стране, народу, близким, все они имеют одну цель — победить врага. Многие погибли, но было сохранено полковое знамя, а значит, полк будет пополняться новыми бойцами и продолжать сражаться за Родину. Только единство народа спасло нашу страну от фашистов, привело к долгожданной победе! Исторические уроки нужно хорошо усваивать, чтобы понять, как важно быть неотъемлемой частью страны, житье её заботами, проблемами, делать всё  для процветания Родины

Аргумент № 2 по теме 2

Война – это всегда серьёзное испытание и для страны, и для каждого отдельного человека. Как остаться самим собой в трудные годы, как не перейти черту , за которой – предательство? Верность нравственным идеалам объединяет героев романа М.Шолохова «Они сражались заРодину». Перед читателями проходят нелёгкие довоенные судьбы этих героев: у Николая Стрельцова ушла жена, оставив его с двумя детишками;  сложно складывались отношения с женой и у Ивана Звягинцева, так как та, «начитавшись романов», требовала от него «высоких чувств», а домашние дела часто были в запустении. Все герои очень разные: одни в перерывах между боями скромно сидят в стороне, думая о своём , другие, как весельчак Пётр Лопахин, любят пошутить, посмеяться. Но всех их объединяет верность Родине, желание защитить  её от врага, даже если это будет сделано ценой жизни. Верные себе,  они верны и людям, окружающим их. Многие из героев погибли, но было сохранено полковое знамя, а значит, полк будет пополняться новыми бойцами и продолжать сражаться за Родину. Только единство народа спасло нашу страну от фашистов, привело к долгожданной победе! Исторические уроки нужно хорошо усваивать, чтобы понять, как важно быть неотъемлемой частью страны, житье её заботами, проблемами, делать всё  для процветания родин

3. Заключение. Рекомендации

  • В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по проблеме.
  • Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « От частного к общему».
  • Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно  ваша позиция.
Заключение № 1

Таким образом, проблема взаимоотношений человек и общества достаточно широко освещена в художественной литературе. Авторы  пытаются показать, как важно жить  в гармонии с людьми, будь то семья, близкие, или окружение в обществе, уметь находить верные решения при  создании конфликтных ситуаций, а в годы испытаний для страны быть с народом, вместе преодолевая трудности( это частное) . Каждый человек должен учиться жить в обществе по законам морали, тогда и конфликтов будет значительно меньше( это общее). Я уверена, что такое  возможно, нужно только стремиться к самосовершенствованию и любить людей и свою страну (а это – «я»)

Заключение № 2

Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: быть верным себе, своим идеалам и принципам или не соблюдать их, плыть по течению, что, в сущности, может привести к негативным последствиям. Авторы литературных произведений показывают, как важно не отступать от принципов, основанных на законах морали. Тогда и отношения человека с обществом будет менее конфликтным и принесёт положительные результаты всем ( это частное). От правильно  построенных отношений с людьми, от верности себе, которая приведёт к верности другим,  зависит то, какой будет жизнь человека( это общее).Я уверен, что  только самосовершенствование, стремление работать над собой, размышления  и анализ слов и  поступков приведёт к гармоничным отношениям с людьми( это «я»).

Рекомендации по учёту критериев

1.Соответстиве теме

Сочинение должно соответствовать теме. Это аксиома. Если этого нет, неверно тема понята, искажена, то ставится «незачёт»

2.Аргументация. Привлечение литературного материала

Необходимо привести как минимум один пример   из художественной литературы (отечественной или зарубежной). Приводите те произведения, которые вы читали, иначе можете исказить смысл. Нельзя лишь пересказывать текст. Ошибкой будет и вторая позиция, когда ученик лишь упоминает произведения, но совершенно не комментирует их, не подтверждает ими свои мысли.

  1. Композиция

Композиция — это структура, построение сочинения. Части сочинения должны чётко следовать одна за другой, необходимо красиво соединять их. Никаких  «перескакиваний» с одной мысли на другую. Всё должно быть чётко, продуманно.

  1. Качество речи

Качество речи — это отсутствие речевых ошибок, правильно построенные предложений, точность мыслей, богатство лексики, отсутствие речевых штампов. Избегайте разговорных слов и выражений.

  1. Грамотность.

Чтобы получить «незачёт» по данному критерию, надо очень «постараться». Ведь допустить 5 ошибок на каждые 100 слов, согласитесь, это ужасно. Проверяйте, вспоминайте правила, не спешите. На экзамене будет дана возможность пользоваться орфографическим словарём — пользуйтесь! В общем, проверяйте работу, что я ещё могу сказать.

Таковы мои рекомендации.

Желаю вам, ребята, хорошо подготовиться к экзамену и получить заветный « зачёт»!

Вера Александровна

Эпи́граф (отдр.-греч.ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграфы широко используются во всех жанрах литературы и кинематографа, также применяются в либретто и печатных изданиях музыкальных произведений.

В зависимости от литературных и общественных настроений, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. Так, в первой половине XIX века ими зачастую пользовались для выражения начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.

Остроумное изречение, которое используется в качестве эпиграфа, называется «мотто» (итал. motto — шутка, острота, словцо).

Среди наиболее известных эпиграфов Энциклопедия Брокгауза и Ефрона перечисляет следующие:

  • к «Духу законов» Монтескьё: «Prolem sine matre creatam»
  • к «Естественной истории» Бюффона — «Naturam amplectimur omnem»
  • эпиграфы-девизы Руссо («Vitam impendere vero») и Бернардена де Сен-Пьера («Miseris succurrere disco»)
  • ко второй главе «Евгения Онегина» — «О, rus. О, Русь»
  • к «Ревизору» Гоголя — «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»
  • к «Анне Карениной» Льва Толстого — «Мне отомщение и Аз воздам»
  • к «Фаусту» Тургенева — «Entbehren sollst du, sollst entbehren»
  • к «Братьям Карамазовым» Достоевского: «Истинно, истинно говорю вам: если зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода»
  • к газете «Колокол» Герцена: «Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango».

Иногда встречаются автоэпиграфы — цитаты, принадлежащие основному автору сочинения.

Литература

  • Горнфельд А. Г.Эпиграф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гришунин А. Л.Эпиграф // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1975. — Т. 8. — Стлб. 915—916.
  • Петров В. О. Эпиграф как смысловая константа инструментального опуса // Израиль XXI: музыкальный журнал. № 3 (45), май 2014. / Ред. — М. Райс. / Электронный ресурс: https://web.archive.org/web/20140815042600/http://www.21israel-music.com/Epigraf.htm
  • Эпиграф // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 468. — 509 с. — 300 000 экз.
14px-Wikipedia_interwiki_section_gear_icon.svg.pngВёрстка
Полоса
  • Гранка
  • Вподвёрстку
  • Врезка
  • Втяжка
  • Трекинг
  • Вывод
  • Выворотка
  • Выноска
  • Ин-кварто
  • Ин-октаво
  • Ин-фолио
  • Интерлиньяж
  • Заголовок
  • Колонтитул
  • Колонцифра
  • Колофон
  • Красная строка
  • Норма
  • Неполная полоса
  • Отбивка
  • Выключка
  • Пагинация
  • Перевёрстка
  • Пробельная строка
  • Разворот
  • Сигнатура
  • Спускание полос
  • Спуск
  • Средник
  • Цитата
  • Экстензо
  • Эпиграф
  • Модульная вёрстка
  • Акциденция
Таблицаи иллюстрация
См. также
издательство
типография
типографика
шрифт
набор
печатание

modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 декабря 2020 в 15:19. Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpigraf-chto-ehto-takoe.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5629/эпиграф
  • http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-epigraf-v-literature-primery-ispolzovaniya/
  • http://literatura-ege.ru/литература-термины-и-понятия-эпиграф/
  • https://wiki2.org/ru/эпиграф

Учащиеся 8-х классов продолжают отрабатывать навык написания сочинения-рассуждения на литературную тему. Считаем, что не лишним будет в этом деле включить ребят в беседу, где бы они порассуждали, поспорили, сделали вывод. Обратим внимание, что все истолкования должны касаться темы, где подводим итоги, делаем выводы, приводим цитаты. Говорим об образности языка, меткости суждений писателя по тому или иному вопросу. Приводим факты из современной жизни, доказывая актуальность произведения в наши дни. После того, как тема хорошо выяснена, дети неплохо справляются с поставленными целями.

Научить детей самостоятельно мыслить, не пользоваться чужими трудами, не бояться творчества – задача для учителя, которую можно решить простым, известным всем методом, предложенным на уроке.

Цель урока:

  • Отработать умение построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера;
  • Отработать навыки по составлению плана сочинения;
  • Совершенствовать навыки подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.

Оборудование: мультимедийная доска, диапроектор, тексты произведения

Ход урока

1. Объявление темы.

2. Повторение: рассуждение как один из типов речи; сложный план к сочинению; оформление цитат.

3. Работа по выяснению главной мысли сочинения. Обсуждаются вопросы, которые были вынесены в домашнее задание.

— Над чем решил посмеяться Н.В.Гоголь?

— Каков смысл эпиграфа комедии?

Комментируя ответы учеников, учитель сообщит о том, что чиновничество стало истинным бедствием для России. И чиновники сояли, как темный лес, над безгласным народом… Н.В.Гоголь, заметив движущие силы современного ему общества, изобразил в комедии все сословия, кроме духовенства, и на вершине этой пирамиды – правящее чиновничество.

— Какое впечатление произвела комедия на читателя? Как об этом сказал сам драматург?

— Давайте прочитаем отзывы критиков о комедии и попробуем объяснить причины ликования одних и возмущение других. (высвечиваем на мультимедийном экране, частично – у детей на раздаточном материале):

Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого курса патологической анатомии русского чиновника. С усмешкой на губах он проникает в самые сокровенные изгибы этой нечистой и злобной души. (А.Герцен)

Гоголь действительно сделал важное дело. Впечатление, произведенное его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах существующего порядка вещей. (А.Никитенко)

Автор выдумал какую – то Россию и в ней какой – то город, в который свалил он все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь… (Вигель – в письме к Загоскину)

Не комедия, а карикатура в разговорах…действие ее не новое и притом несбыточно и невероятно; в ней сначала до конца нет ни одного благородного, возвышенного движения, не только мысли. (Н.Греч)

— Как вы понимаете смысл слов, которые, по воспоминаниям современников, произнес Николай I после просмотра премьеры комедии: «Всем досталось, а больше всего мне».

— Таким образом, уездный городишко, изображенный писателем, — это сколок общества того времени. Показанная в миниатюре сама Россия.

Работа по отбору материала для сочинения

— Ребята, ответьте на вопросы, ответы на которые и помогут вам собрать материал для сочинения.

Аналитическая беседа

— Где и когда происходят события, изображенные в комедии? (Обращаем внимание учащихся на то, что время событий устанавливаем по описаниям судьи, избранного по воле дворянства на эту должность и пятнадцать лет занимающего ее, — следовательно, это 30-е годы 19 века).

— Каким вы представляете уездный город по репликам действующих лиц?

— Кому принадлежит власть в городе? – Какова деятельность? (Следует подчеркнуть, что драматург создавал не столько отдельные фигуры людей, сколько «отдельную корпорацию воров и грабителей». Не случайно потому кольцевое обрамление комедии – массовые сцены, в которых показана вся группа правителей города, обеспокоенных приездом ревизора.

— Почему большое значение в комедии отведено мотиву взятки?

— Как живется горожанам? (В центре внимания положение купечества (4 действие), эпизодические фигуры из народной среды. Это и образы арестантов, не получивших пищи, и забитых солдат, у которых «сверху мундир, а внутри ничего нет», бедных больных, которые «выздоравливают, как мухи». Бесправный народ представлен и в образе слесарши, мужа которой незаконно отдали в солдаты, и высеченной унтер – офицерши. фигуры мещанок, выдвинутых на передний план, предполагают за собой целую группу людей. И, действительно, вслед за появлением слесарши в окно высовывается рука с просьбами, а затем «дверь отворяется и выставляется какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородою, разбитою губою и перевязанной щекою; за ней в перспективе появляется несколько других №»

— Как вы думаете, изменит ли приезд настоящего ревизора порядки в городе?

Примерный план сочинения (составляем с учащимися)

I. Беспощадный смех великого русского писателя.

II. Сатирическое изображение Н.В.Гоголем порядков уездного города30 – годов 19 века в комедии «Ревизор»

1. Система образов в пьесе.

2. Место и время действия.

3. Ограниченность и низменность интересов правителей города.

4. «Дела в большом запущении».

5. Должностные злоупотребления чиновников.

6. Роль мотивов взятки в комедии.

7. Жертвы из социальных низов.

III. Отсутствие в сюжете комедии смягчающих обстоятельств в адрес правящего чиновничества. Обобщающее значение картин жизни провинциального города, нарисованнных Гоголем.

— Учащиеся работают самостоятельно: на черновиках пишут сочинение.

— По желанию обсуждаем 1-3 написанных текста.

— Приводим ориентировочный текст – вступление.

В литературу 19 века Н.В.Гоголь вошел как писатель-сатирик, автор многих бессмертных произведений. В их числе и комедия «Ревизор», представление которой состоялось в 1836 году.

Говоря об идейном замысле комедии, Гоголь писал: «В «Ревизоре я решил собрать в одну кучу… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем».

Какие же это несправедливости? Действие происходит в небольшом уездном городе, от которого хоть три дня скачи, ни до какого государства не доскачешь». В городе правят чиновники во главе с городничим. В их руках вся власть. От их воли зависят судьбы социальных низов.

— Далее даем детям рекомендации о последовательном, логичном изложении мыслей, о включении цитат, как подтверждение фактов, суждений.

— Напоминаем о том, что проверять сочинение необходимо 3-4 раза.

— Выставление оценок.

— Рефлексия: Был ли урок полезным в плане познания нового ?

— На что особенно вы будете обращать внимание при написании сочинения-рассуждения на литературную тему?

Домашнее задание:

1. Дописать сочинение

2. Подготовиться к изучению творчества И.С.Тургенева.

Цель урока – подготовить учащихся к написанию  сочинения по литературе

( в формате итогового сочинения ИС) в рамках тематического направления «Добро и зло».

Задачи урока:

Образовательные

-формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие

-систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;

— развивать умение  создавать собственные тексты-рассуждение, работать с ассоциативными рядами, умение подбирать синонимы и выделять ключевые слова;

— снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;

-развитие  внимательности и собранности.

Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний и умений.

План урока

1.Организационный  момент, введение в тему.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4.Обобщение и систематизация знаний.

5.Работа по теме урока (применение знаний и умений)

6.Практическая работа и её контроль. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия.

8. Анализ и итог урока.

9.Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф нашего урока: 
Добро и зло творить всегда 
Во власти всех людей. 
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней.

  1. Организационный момент.

Добрый день уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята, садитесь. Ребята, сегодня урок литературы будет посвящен подготовке к итоговому сочинению по одному из направлений. Урок предлагаю начать с притчи.

Ведение в тему урока

Добро и Зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее Я»-сказало Зло

« Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги , мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою не гроша

Для всех людей важна душа

Я вилы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что еще сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далеких пор

Не оставляют этот спор .

Учитель: О чем эта притча? (ответы детей)

Учитель : Какова её тема?

Основная мысль? (ответы детей)

Учитель :  Кто  определил направление ИС , по которому мы будем сегодня работать на уроке? (ответы детей)

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Какие цели поставим перед собой на уроке?

Сочинение – это творческая работа, нам предстоит написать сочинение- рассуждение на одну из предложенных тем.

— Что для нас будет самым важным в сочинении?

1.Понять тему.

2.Сформулировать идею.

3.Продумать аргументы.

Именно эти моменты будут в центре нашего внимания.

3.Актуализация знаний.

Учитель : Как вы уже правильно определили, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях направления  «Добро и зло» ИС. Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?

  Добро и зло! Это особые слова.  Эти понятия очень условные, это, прежде всего, ориентир на общечеловеческие ценности. Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность.

 Учитель : Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Учитель : Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории, всей жизни. Мы живем с вами на планете Земля, где  существует добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. Мне бы хотелось, чтобы на нашем  уроке каждый для себя выработал уникальный критерий добра и зла.

 Вспомним  комментарий  с сайта ФИПИ к  данному тематическому направлению  ИС 2019-2020уч.г. (на слайде зачитываем)

Выход на определение (понятие детьми этих определений).

Учитель : Что такое добро, что входит в это понятие?

— Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом «добро»?

-Какие синонимы можете привести к этому слову?

— Какие глагольные сочетания и выражения можно использовать со словом «добро» при написании ИС?

Учитель : Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

— Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом «зло»?

-Какие синонимы можете привести к этому слову?

— Какие глагольные сочетания и выражения можно использовать со словом «зло»  при написании ИС?

Учитель : Заглянем в книгу мудрости — в толковый словарь С.И.Ожегова.

« Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду»

«Зло- нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

4. Обобщение и систематизация знаний.  

-А сейчас мы с вами рассмотрим примеры литературных  произведений по данному направлению. Из разъяснений ФИПИ к критерию№2 мы знаем, что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании ИС — рассуждения. Это могут  быть художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика и другие источники отечественной  или мировой литературы.

5.Работа по теме урока (применение знаний и умений)

— Рассмотрим некоторые разделы этого направления. Какие качества, чувства помогают совершать добрые дела. Вспомним  фрагменты из произведения

М. Горького «Старуха Изергиль» -Легенда о Данко.

Слайд читаем.

-Какой микровывод мы можем сделать по данному аргументу при написании сочинения.?  За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасённых соплеменников. Смелость и бессстрашие, великодушие, отзывчивость, готовность пожертвовать собой ради людей, помогают нам совершать добрые поступки.

Вот такие   пословицы приходит на ум, вспоминая подвиг Данко.

 «Добро не лихо: бродит по миру тихо» или

Умирают люди, а хорошее дело никогда!

Ребята, а сейчас я предлагаю вам просмотреть фрагмент фильма. Вы должны узнать художественное произведение, назвать его и указать автора. Подумайте какой вывод можно сделать из данного произведения.

Просмотр «Судьбы человека».  

Вывод: война открывает лучшие качества  человека, это произведение показывает нам, что и на войне, во время кровопролития есть люди, которые совершают  добро.  Этот эпизод даёт возможность показать, что если у человека в душе есть добро, то ничего не сможет превратить его сердце в камень. Именно поэтому Андрей Соколов не позволил бедствовать сироте Ване, приютил его, проявил заботу к нему , как  к собственному сыну.

Просмотрим ещё один фрагмент «Уроки французского».  

Какое это произведение? Валентин Распутин.

Вывод: сострадание, бескорыстие, забота не дают нам пройти равнодушно мимо чужого горя.

Прочитаем отрывок  из произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Какой вывод мы можем сделать? Любовь построенная на эгоизме одного из партнёров несёт зло.

Прочитаем отрывок из произведения М.Горького «Старуха Изергиль» Легенда о Ларре. Эта легенда нам показывает насколько человек бывает высокомерным, эгоистичным, гордым. Это всё несёт зло самому человеку.

На ум приходит пословица «Делая зло, на добро не надейся».

6.Практическая работа и её контроль. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ребята, а сейчас мы с вами переходим к практической части нашего урока. Я предлагаю вам 2 темы ИС по направлению «Добро и зло». Вы выбираете, обдумываете, выделяете ключевые слова и т.д. План работы над ИС вы хорошо знаете. Попробуем написать к ИС вступление и 1 аргумент.

Кто какую тему выбрал? Какие ключевые слова выделили? О чём будете писать, какой тезис доказывать?

Напишите вступление к вашему сочинению и сделайте переход к аргументации. 5-6 мин.

Помните, что вступление важная часть композиции сочинения.

Зачитываем.

Распишите один аргумент и сделайте переход ко второму. 8-10 мин.

Помните, что  каждый аргумент строится по схеме: тезис- доказательство- микровывод.

Зачитываем. Обсуждаем.

7. Рефлексия.

— Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

-Как вы думаете, мы цели достигли?

-Какие трудности вы испытывали на уроке, на каком этапе?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке? (выставляют оценки)

-Оцените своё эмоциональное состояние  на уроке: спокойное рабочее, безразличное, тревожное?

8. Анализ и итог урока.

Да, мне тоже понравилось, как вы работали на уроке, все старались. Молодцы!

Просмотр притчи. Всё в ваших руках, творите добро. Оно слагается  из многого. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем мире. Помните, что добрый человек выше и  духовно чище всех остальных.

 Я желаю вам удачи на экзамене и , чтобы каждый из вас получил доброе слово «зачёт»   при оценивании ИС.

9.Домашнее задание.

Дома вы продолжите написание сочинения, допишите второй аргумент и заключение. Сдать сочинение в пятницу.

  • Эпиграф к сочинению описание человека
  • Эпиграф к сочинению евгений онегин
  • Эпиграф к сочинению господин из сан франциско
  • Эпиграф к сочинению горе от ума чацкий
  • Эпиграф к сочинению дубровский