Эпиграф к сочинению это что

Тема урока: подготовка к написанию сочинения рассуждения в формате огэ задание 9.3.тип урока: урок развития речи.технология: технология критического мышления и

Тема
урока
: «Подготовка к написанию сочинения
рассуждения в формате ОГЭ (задание 9.3)».

Тип
урока
: урок развития речи.

Технология:
технология критического мышления и продуктивного чтения.

Цели
урока
: выявление умения учащихся понимать
основную мысль прочитанного текста, давать толкование понятия,  выражать свою
точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников
навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки
к ОГЭ по русскому языку.

образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи;
повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения-рассуждения,
способах толкования слова, правилах написания аргументов, обучение умению
самостоятельно создавать собственное высказывание.

развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной
активности, формирование умения проводить анализ исходного текста и на этой
основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.

воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие,
отзывчивость; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование
умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы
обучения:
проблемно-поисковый, анализ информации.

Организационные
формы:
беседа,  работа в парах, индивидуальная
работа.

Оборудование:
видеоролик «Пальто», презентация, раздаточный материал (текст Ю.Я. Яковлева);
записи на доске (тема урока, эпиграф);  кластер для работы с понятием
милосердие,  памятка «План сочинения ОГЭ по русскому языку».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие
учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и
внутренней готовности. З

Приветствие
учителя и гостей урока.

Личностные:
управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать
рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Проверка
домашнего задания

Выяснение
степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков
в знаниях и их причины. (Дома учащиеся должны были повторить теоретические
сведения по теме «Сложноподчинённое предложение» (СПП)).

На доске
высказывание персидского поэта и мыслителя Саади – СПП с пропущенными знаками
препинания. Один ученик выходит к доске для выполнения пунктуационного и
синтаксического анализ предложения.

Один
учащийся работает у доски, выполняет пунктуационный и синтаксический анализ
СПП, остальные работают самостоятельно в тетрадях.

Познавательные:
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, обобщать.

Коммуникативные:
формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять
контроль.

Личностные:
способность к самооценке.

Актуализация
знаний (с целью подготовки к сочинению)

1)Сообщение
ученикам, что анализируемое на предыдущем этапе урока высказывание Саади –
это эпиграф к уроку. (Слайд 1)

Тот, кто
не желает поднять упавшего пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадёт,
никто не протянет ему руку.

Саади.

— В чём
смысл данного высказывания?

2) Показ
видеоролика «Пальто» (режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=jkrir6UiOgo&t=7s)

— Какой
теме посвящён данный видеоролик.

Помощь
учащимся в подходе к понятию милосердие.

Отвечают
на вопрос учителя, анализируют высказывание, делают выводы.

Смотрят
видеоролик, рассуждают о том, какой теме он посвящен.

Коммуникативные: уметь
оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:
анализ
с целью выделения признаков

Личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию;

Формулировка
темы и целей урока

Опрос
учащихся для выхода к формулировке темы и целей урока.

— На
каких уроках мы говорим о таких понятиях как милосердие, сострадание, дружба,
любовь и т.д.? Во время выполнения какого вида работы?


Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Каковы
цели урока? (Анализ  текста, формулировка  тезиса и комментарий к нему ;
подбор аргументов ; написание сочинения- рассуждения в соответствии с его
структурой)

Отвечают
на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в
тетради.

Познавательные: умение
анализировать, выстраивать последовательность, делать выводы, уметь находить
ответы на вопросы, используя свои знания.

Регулятивные:
формулирование
темы урока, цели.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с другими участниками.

Личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости
подготовки к ОГЭ

Первичное
закрепление


Назовите типы речи.


Назовите структуру (композицию) сочинения – рассуждения.


Знакомство с заданием (из сборника ОГЭ).

(Слайд
2)

(Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие?», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного
текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен
составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком).

— Какая
информация должна содержаться в каждой части сочинения? Из чего состоит
тезис?


Составьте памятку «План сочинения – рассуждения»

Пример
памятки (слайд 3):

1.
Вступление  (определение предложенного в задании слова) +  комментарий
определения.

2.
Первый пример – аргумент из текста  +  комментарий.

3.
Второй пример —  аргумент из жизненного опыта + комментарий. 

4.
Вывод.

Отвечают
на вопросы. Составляют памятку «План сочинения-рассуждения» (работа в парах).

Познавательные:
анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, уметь
находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные:
соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные:
умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Выявление
места и причины затруднения. Работа с кластером


Давайте соберем материал к сочинению, поразмышляем над понятием милосердие.
Составим кластер (дети получают листы — заготовки, оформленные на формате
А4)  Работа идёт в парах.


Запишите ассоциации к слову милосердие.


Подберите синонимы и антонимы к слову милосердие.


Найдите лексическое значение слова


Разберите слово по составу


Составьте словосочетания со словом милосердия.

— Может
кто-то сможет перевести слово милосердие на коми язык?  

(Слайд
4)

— К кому
мы обычно проявляем милосердие?

— Зачем
нужно проявлять милосердие?

Работают
со словарями (толковым, словарём антонимов, синонимов), находят синонимы и
антонимы к слову, выясняют лексическое значение, составляют словосочетание со
словом милосердие, оформляют кластер.

Отвечают
на вопросы.

Познавательные: уметь
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словари , свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь
оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь
работать по коллективно составленному плану

Построение
проекта выхода из затруднения.


Давайте сформулируем и запишем определение слова милосердие. Прочитайте
записанное.

(Пример:
милосердие – это нравственное качество, которое проявляется в сопереживании
чужой боли, сочувствии, желании  бескорыстно помочь другому).

— Теперь
нужно прокомментировать определение,  показать  важность, актуальность
этического понятия.

(Пример:
милосердный человек не останется равнодушным к участи забытых стариков,
беззащитных сирот, больных людей, бездомных животных).

Формулируют
определение, записывают  в тетрадь.

Формулируют
комментарий к определению понятия.

Познавательные: знание
определения изученного  термина, умение анализировать, строить рассуждения,
делать выводы.

Коммуникативные:  умение
оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: уметь
вносить необходимые коррективы в работу.

Творческое
применение и добывание знаний в новой ситуации.

1) Обратимся к тексту Яковлева Юрия Яковлевича – советского
писателя и сценариста, автора книг для подростков и юношества. (Слайд 5)

— Кто знаком с творчеством данного автора?

— Какую
проблему поднимает в тексте Ю. Яковлев?

— Определите
стиль данного текста.

— Какой
тип речи использован в тексте?

— Какова
основная мысль текста? Запишем. (Нельзя быть равнодушным к чужой беде, нужно участвовать
в жизни тех, кому необходима помощь)

2)  Каков
следующий этап написания сочинения? (аргументы из текста).

Обратимся
к тексту Ю. Яковлева и сформулируем аргумент.

3) Второй
аргумент приведем из литературы, окружающей жизни, истории. Какие произведения
литературы о проявлении милосердия вам известны?

-Какие
примеры можете привести из жизни или истории?

4) Заключительным
элементом сочинения является вывод.

-Какие
речевые клише мы можем использовать при формулировке вывода?

( Итак,
в заключение скажем, зачем нужно милосердие?  Оно   делает человека
счастливее, помогает выжить, развивает духовно, укрепляет веру в себя и
окружающих. Наша жизнь была бы безрадостной, если бы рядом не было тех, кто
способен думать не только о себе).

Выразительно
читают текст. Отвечают на вопросы. Записывают основную мысль текста.

 Формулируют
аргументы по тексту, приводят примеры проявления милосердия из жизненного
опыта.

Формулируют
заключение сочинения.

Коммуникативные: умение
строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле,
осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной
практике.

Познавательные: знание
определения изученного  термина, умение работать с текстом, анализировать,
выстраивать последовательность, систематизировать, строить рассуждения,
делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Регулятивные: умение работать
по коллективно составленному плану

Личностные: стремление
к речевому самосовершенствованию.

Информация
о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Ребята, молодцы. Мы составили с вами текст сочинения. Дома вам осталось
только написать его, пользуясь материалами, которые мы подобрали на уроке.

Записывают
домашнее задание. Задают вопросы, если таковые возникают.

Рефлексия
(подведение итогов занятия)

1)Оценивание
учащихся.

2)
Ребята, скажите, пожалуйста, был ли наш сегодняшний урок продуктивным и
интересным?

(слайд 6)

Продолжите
фразы:

Сегодня
я узнал(а) (научился (ась)…..

Мне было
непросто…

У меня
получилось…

Хотелось
бы…

— Закончить
урок я бы хотела строчками из стихотворения Андрея Дементьева (слайд 7):

Пока мы
боль чужую  чувствуем,

Пока
живет в нас сострадание,

Пока
мечтаем мы и буйствуем,

Есть
нашей жизни оправдание.

1978 г.

Подводят
итоги урока, путём завершения оборванных предложений.

Познавательные:
выявление

допущенных
ошибок и обоснование

способов 
их исправления.

Личностные: умение
провести

самооценку

Коммуникативные:

вступать
в диалог, с достаточной

полнотой
и точностью выражать свои

мысли.

ЭПИГРАФЫ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»: РАБОТА С ПОНЯТИЕМ

«ИНТЕРТЕКСТ»

IX КЛАСС

Аннотация. В статье рассматривается методика
выявления в ходе анализа художественного произведения его связей с текстами
других авторов — ин- тертекста, его роли в произведении, что способствует
углублённому пости- жению его смысла, активизации познавательной деятельности
учащихся. Ключевые слова: художественное произведение, интертекстуальность,
эпиграф, анализ и интерпретация произведения.

Abstract. The article examines the methodology for text
analysis and its connec- tions with the texts of other authors (intertext),
which contributes to an in-depth understanding of the book meaning and
activates students’ cognitive activity. Keywords: artistic work, intertextuality,
epigraph, analysis and interpretation of the work.

Интертекстуальность — это текстовая ка-
тегория, отражающая соотнесённость одного текста с другими, диалогическое
взаимодей- ствие текстов в процессе их функционирова- ния, обеспечивающее
приращение смысла произведения.

Основы понятийной базы интертексту- альности
художественного произведения были заложены в трудах В.В.Виноградова,
Ю.Н.Тынянова, В.М.Жирмунского, Б.М.Эй- хенбаума, М.М.Бахтина, Б.М.Гаспарова и
других учёных.

В отечественном литературоведении межтекстовые
связи художественного про- изведения традиционно рассматриваются в русле идей
Бахтина как литературные влия- ния, заимствования, подражания и пароди-
рования. По мнению литературоведа, худо- жественное произведение — диалог и
одно- временно реплика в большом диалоге эпохи. По мнению Гаспарова, в процессе
ис- следования интертекстуальных элементов происходит слияние смыслов, в
результате которого «каждый отдельный компонент всту- пает в такие связи,
поворачивается такими сторонами, обнаруживает такие потенциаль- ные значения
смысловых ассоциаций, кото- рых он не имел вне и до этого процесса» (6,

Ю.М.Игнатьев. Илл. к роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин». 1999

279). Чем интенсивнее ассоциативные связи,

тем глубже постигается художественное про-
изведение в его эстетическом и смысловом единстве, текст обретает связанность,
а мно- гие казавшиеся изолированными компонен- ты и детали текста оказываются
взаимосвя- занными и дополняющими друг друга. «Чужое слово» в тексте, писала
И.В.Арнольд, — это

«линза», через которую можно увидеть «оп-
тическое поле» произведения (1, 9).

К числу авторских приёмов, устанавли- вающих
связь с другими произведениями, относится эпиграф. Эпиграф к художествен- ному
произведению или к его отдельным гла- вам содержит в сжатой форме основную
мысль, смысл последующего изложения; кро- ме того, представляя собой цитату из
другого текста, то есть «чужое» слово, он является

«проводником» интертекстуальности. Он ни-
когда не бывает случайным: это «сильная»,

продуманная автором позиция текста, «пус-

ковой» момент на пути к осознанию идейного
содержания произведения.

Учащиеся часто проходят мимо эпигра- фов, не
задумываясь над их смыслом, а порой даже не читая их. Задача учителя — прививая
культуру чтения ученикам, показать значение эпиграфа в тексте, его роль в
постижении ав- торского замысла.

Работа с эпиграфами может проводиться в два
этапа. Первый — это попытка перед чтением произведения объяснить учащимся смысл
эпиграфа и составить на этом основа- нии некоторое предположение о последую-
щем содержании произведения. Второй — это возвращение к эпиграфу после чтения и
осмысление взаимосвязи между ним и со- держанием произведения.

Рассмотрим работу с эпиграфами на при- мере
романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Эпиграфы в «Евгении Онегине» предваряют

и весь роман, и каждую главу в отдельности.
Они помогают не только глубже понять смысл произведения, но и осознать
интертексту- альные связи и тем самым расширяют и углубляют представление о
художественном мире произведения. Поэт перепоручает ци- тате из другого текста
роль коммуникативно- го посредника.

Вопросу изучения эпиграфов в пушкин- ском
романе уделяли внимание многие авто- ры: С.Д.Кржижановский, В.В.Виноградов,
В.В.Набоков, Ю.М.Лотман, С.Г.Бочаров, Н.Л.Бродский, Г.П.Макогоненко и др.

В «Евгении Онегине» эпиграфы состав- ляют три
тематические группы.

К первой группе относятся эпиграфы, иг- рающие
композиционную роль: они указы- вают место действия, обозначают централь- ное
событие, определяют положение главы в

романе. Такими являются эпиграфы ко вто- рой,
шестой и восьмой главам.

Ко второй группе относятся эпиграфы, служащие
для характеристики героев. Это эпиграфы к первой, третьей, четвёртой и пя- той
главам, а также эпиграф ко всему роману. К третьей группе можно отнести эпигра-
фы, указывающие на жанровое своеобразие романа. Эту функцию выполняет эпиграф к

седьмой главе.

Эпиграф ко всему роману на француз- ском языке
представляет собой краткую ха- рактеристику Евгения Онегина: «Проникну- тый
тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая побуждает
признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных
поступках, — следствие чувства превосходства: быть мо- жет, мнимого. Из
частного письма».

Поставим перед учащимися вопрос о том, какие
черты главного героя обозначены в эпиграфе, и проследим в ходе анализа текста,
как они проявились в дальнейшем повествовании.

Эпиграфом к первой главе романа Пуш- кин взял
строки: «И жить торопится, и чув- ствовать спешит. Кн. Вяземский». Это стро- ки
из стихотворения П.А.Вяземского «Пер- вый снег», в котором поэт передаёт
радостное чувство молодых людей, летящих на тройке по первому снегу. Эта
строчка сразу заставляет читателя задуматься о ге- рое романа.

В предисловии к первому изданию пер- вой главы
романа Пушкин писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она заклю- чает в
себе описание светской жизни моло- дого человека в конце 1819 года», а в
наброс- ке плана полного издания «Евгения Онегина» первая глава названа
«Хандра».

Важно выяснить, есть ли здесь противо- речие,
и это решается постановкой проблем- ного вопроса: как соотносятся название гла-
вы и эпиграф к ней?

Вся последующая работа над первой гла- вой
романа, посвящённой преждевременной

«старости души» Онегина, в конечном итоге
приведёт к пониманию смысла и значения данного эпиграфа и постижению типичного
для указанного времени поведения героя. В процессе анализа текста можно
предложить учащимся следующие вопросы и задание:

—        Что автор пишет о воспитании и обра-
зовании Онегина?

—        Что можно сказать об образе его
жизни?

—        Какие периоды жизни Онегина проти-
вопоставлены друг другу? Что между ними общего?

—        Объясните, чем обусловлена его

«хандра».

—        Как автор относится к герою в этой
главе?

—        Как эпиграф к первой главе соотно-
сится с её содержанием?

—        Только ли к Онегину относятся слова
эпиграфа?

Вторую главу Пушкин назвал «Поэт». Это
название переключает внимание читателя сразу же на другого героя — Ленского.
Эпи- граф: «О rus!.. Hor. О Русь!» В переводе с ла- тыни «О rus. Hor.» означает
«О деревня!.. Го- раций», и это указывает на то, что действие происходит в
деревне. Древнеримский поэт Гораций в своих произведениях воспевал де- ревню
как место, где царит гармония между человеком и природой. «Двойной эпиграф, —
отмечает Ю.М.Лотман, — создаёт каламбур- ное противоречие между традицией
услов- но-литературного образа и представлением о реальной русской деревне.
Одновременно задаётся типичное для всех последующих глав отношение к
литературной традиции: цитатой, реминисценцией или иным путём в сознании
читателя оживляется некоторое ожидание, которое в дальнейшем не реали- зуется,
демонстративно сталкиваясь с вне- литературными законами действительности» (8,
с. 587).

С помощью каламбура, построенного на сочетании
русского и латинского слов, оди- наковых по звучанию, но разных по значению,
Пушкин показывает, что истинная Россия на- ходится не в Петербурге и не в
Москве, а в деревне, где живёт «русская душой» Татьяна и поэт-романтик Ленский.
Деревня изобра- жается сразу после Петербурга как резкий контраст городу.

В процессе работы над текстом этой гла- вы учащимся
предлагаются следующие во- просы и задание:

—        Расскажите о деревенской жизни Оне-
гина: избавился ли он там от хандры?

—        Что представляют собой местные по-
мещики? Какие художественные приёмы ис- пользует автор, изображая
провинциальное дворянство?

—        Чем Владимир Ленский отличается от
других помещиков?

—        Охарактеризуйте семейство Лариных, их
привычки, уклад жизни. Почему наряду с симпатией в авторских отступлениях
звучат иронические нотки?

—        Чем выделялась Татьяна из своего
окружения?

—        Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Эпиграф к третьей главе — «Elle etait fille,
elle etait amoureuse. Malfilatre» — в переводе с французского означает: «Она
была девуш- ка, она была влюблена. Мальфилатр». (Стро- ка из песни II поэмы
«Нарцисс, или Остров Венеры» сочинения Жака Шарля Луи Клен- шана де
Мальфилатра.) Третья глава в пуш- кинском плане называется «Барышня». Обо-
значенные ниже вопросы и задание помогут учащимся разобраться в характере и
поступ- ках героини и понять сущность сложных от- ношений с Онегиным:

—        Почему Онегин привлёк внимание
Татьяны?

—        Отметьте общие черты Татьяны и Оне-
гина; в чём состоит различие в характерах героев?

—        Найдите в письме Татьяны Лариной
слова и выражения, которые не заимствова- ны из романов, а стали искренним
выраже- нием её души.

Письмо Татьяны Пушкин представляет как
подлинный документ, написанный по- французски. Обилие цитат и реминисценций из
французской литературы, о которых рас- скажет учитель, не умаляет искренности
ге- роини, свидетельствует о её начитанности. Учащиеся знакомятся с письмом
Татьяны, размышляя о том, как выразилась в нём лич- ность героини. Возвращаясь
к эпиграфу, от- метим, что, обращаясь к Мальфилатру, Пуш- кин намекает на его
поэму и древнегреческий миф о Нарциссе, который не ответил на лю- бовь нимфы Дафны.

Четвёртая глава называется в пушкинском плане
«Деревня», хотя о деревне поэт расска- зывает уже со второй главы. Но каждый
раз он помещает в центр повествования одного из героев: во второй главе это
Ленский, в третьей — Татьяна, а в четвёртой снова, как и в первой, — Онегин.
Эпиграф к этой главе гла-

Ю.М.Игнатьев. Илл. к роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин». 1999

сит: «Нравственность — в природе вещей. Не-

ккер». Цитата, взятая Пушкиным из книги ма-
дам де Сталь о французской революции, при- надлежит отцу писательницы, одному
из круп- нейших французских финансистов, политиче- скому деятелю, умному и
образованному человеку, французскому просветителю, другу Вольтера. Эпиграф
указывает на размышле- ния Пушкина о нравственных качествах героев. Предложим
учащимся ответить на во-

просы:

—        Что означают понятия «нравствен-
ность» и «мораль»?

—        Как вы понимаете значение фразы,
вынесенной в эпиграф?

Возможны разные толкования эпиграфа: может
быть, эпиграф о нравственности про- никнут иронией, а может, Пушкин вполне
серь- езён. Нравственные проблемы волнуют автора на протяжении всего романа.
Однако отра- жающий их эпиграф предваряет именно эту главу. В нём утверждается,
что нравствен- ность — основа мира. Нравственность регули- рует поведение людей
во всех областях жизни. Мораль — понятие, являющееся синонимом нравственности.
Однако наряду с отождеств- лением понятий нравственности и морали су-

Ю.М.Игнатьев. Илл. к роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин». 1999

ществует точка зрения, что мораль регулирует
поведение людей строго фиксированными нормами, а нравственность — это область
практических поступков, обычаев, нравов.

Заметим, что Бродский так перевёл эпи- граф:
«Нравоучение в природе вещей». В та- ком переводе нравственность как основа
мира заменяется нравоучением. Онегин свой ответ на признание Татьяны в любви
называет исповедью: «Примите исповедь мою: Себя на суд вам отдаю…» Татьяна в
ответ на объ- яснение Онегина говорит: «Урок ваш выслу- шала я… Как только
вспомню взгляд холод- ный / И эту проповедь…»

О причинах отказа Онегина Татьяне раз- мышляют
многие поколения читателей пуш- кинского романа. Что помешало герою быть
счастливым? Боязнь серьёзного чувства, страданий любви или благородство,
нежела- ние обманывать, вселять ложную надежду искренней невинной девушке? Его
исповедь вызывает много вопросов. Они обращают нас к сущности эпиграфа.

Пятая глава открывается эпиграфом: «О, не знай
сих страшных снов / Ты, моя Светла- на! Жуковский». И вновь речь в ней пойдёт о
Татьяне, которая гадала ночью так же, как и героиня баллады Жуковского. Перед
читате- лем откроются новые стороны её характера, её души. Работаем с текстом
главы.

—        Каким предстаёт Онегин во сне Тать-
яны? Какие неожиданные, не раскрытые ра- нее его черты здесь проявились?

—        Как сюжет сна Татьяны перекликается с
реальными событиями жизни?

Онегин занимает центральное место в сновидении
девушки. Во сне возникают ска- зочные чудовища, фольклорные образы. И это
объяснимо: Татьяна с детства любила

«страшные рассказы зимою, в темноте но- чей»,
она воспринимает мир через народную стихию. Сон Татьяны оказался вещим — ско-
ро будет убит Ленский.

Шестая глава открывается словами:

«Там, где дни облачны и кратки, родится пле-
мя, которому умирать не больно. Петрарка». Эпиграф предваряет гибель Ленского.
Речь пойдёт о дуэли. В начале работы над главой учитель поставит вопросы:

—        Какие события привели к дуэли?

—        Что побудило Онегина принять вызов
Ленского?

—        Почему дуэль Ленского с Онегиным
является кульминацией второй сюжетной ли- нии романа?

—        Как связан эпиграф к шестой главе ро-
мана с авторским отношением к гибели Лен- ского?

Онегин не может подняться над предрас- судками
тех, кого презирает, он убивает юного поэта-романтика, верившего в искренность
и чистоту человеческих отношений («он верил, что душа родная соединиться с ним
должна»). Пушкин грустит о напрасной, бессмысленной гибели поэта, раскрывает
жестокость дуэли.

В пушкинском плане седьмая глава на- зывается
«Москва». Три эпиграфа предва- ряют её: «Москва, России дочь любима, / Где
равную тебе сыскать? Дмитриев»; «Как не любить родной Москвы? Баратынский»;
«Го- ненье на Москву! что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.
Грибоедов».

Предложим учащимся выяснить, зачем Пушкину
оказались необходимы три эпигра- фа, открывающие главу. Как соотносятся эти
эпиграфы с образом Москвы?

Смысл тройного эпиграфа заключён в
противоречии его составных частей: одиче- ский стиль, лёгкая ирония и резкая
сатира; изображение историко-символической роли Москвы для России, бытовая
зарисовка Москвы и описание московской жизни, отра- жающей отрицательные
стороны русской действительности. Интересен и диапазон ци- тат: от образца
официальной поэзии до за- прещённой цензурою комедии.

В седьмой главе Пушкин рисует две Моск- вы:
красивую, величественную, историческую и барскую, которую так мастерски описал
и высмеял Грибоедов в своей комедии. Пуш- кинское описание московского барства
очень похоже на грибоедовскую картину; поэт лишь напоминает читателю о том, что
всё в барской Москве осталось по-прежнему.

Восьмая глава — глава расставаний, и эпиграф:
«Прощай, и если навсегда, то на- всегда прощай. Байрон» — несёт эту грустную
ноту. Он определяет композиционное место главы в романе — развязку действия с
от- крытым финалом. Расстанутся, так и не об- ретя друг друга, Онегин и
Татьяна, расста- нутся с героями читатели, расстанется с ге- роями и читателем
автор. Толкование эпиграфа вызвало полемику. Н.Л.Бродский писал: «Эпиграф может
быть понят трояко. Поэт говорит “прости” Онегину и Татьяне; Татьяна посылает
прощальный привет Оне- гину… Онегин шлёт прощальный привет лю- бимой». (3, с.
276). По мнению других иссле- дователей, слова о прощании относятся толь- ко к
героям. Ю.М.Лотман говорит о том, что здесь автор прощается с читателем своего
романа, с героями и романом в целом.

В восьмой главе перед нами опять пе-
тербургский свет, в котором вновь появляет- ся Онегин.

— Что же произошло с героем?

—        Почему возвращение Онегина из путе-
шествия Пушкин сравнивает с появлением в Москве Чацкого?

—        Как изменилось отношение Онегина к
свету, к Татьяне?

Онегин, как и Чацкий, возвращается после
путешествия в светское общество, из которого он уехал несколько лет назад, и
осознаёт, что не сможет жить по-прежнему. Литературная ассоциация с Чацким
помогает нам постичь глубину переломного момента в жизни героя. За время
путешествия герой много повидал,

перед ним открылся громадный мир России. Каким
Онегин вернулся из путешествия? Для нас важно замечание поэта: «Знаком он вам?
— И да и нет». Онегин, в чём-то оставшись прежним, уже не тот. Главное изменение
— это его отношение к Татьяне.

Пушкин много размышляет в этой главе о жизни,
человеческой сущности, человече- ских взаимоотношениях. За сюжетом скры- вается
сложная духовная внутренняя жизнь героев во время разлуки, в которой ещё
предстоит разобраться читателю.

—        Как изменилась Татьяна за время пу-
тешествия Онегина?

—        Прочитайте письмо Онегина к Татьяне.
Как вы думаете, искренен ли герой в своих чувствах?

—        Сопоставьте письмо Онегина с пись-
мом Татьяны: чем похожи письма, а что их от- личает?

—        Как характеризует Татьяну Ларину её
объяснение с Онегиным?

Решение оборвать сюжетное развитие романа было
для Пушкина сознательным и принципиальным. Л.С.Выготский отмечает:

«Пушкин обрывает как будто на случайном месте,
но эта внешняя и совершенно неожи- данная для читателя случайность ещё более
подчёркивает художественную завершён- ность романа. На этом кончено всё» (5, с.
134). Все попытки исследователей и ком- ментаторов «дописать» его за автора
проти- воречат поэтике пушкинского произведения. По словам Белинского, «есть
романы, кото- рых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в
самой действительности бывают события без развязки…».

Завершая разговор, отметим, что эпи-

графы романа Пушкина являются компози- ционным
элементом, позволившим создать энциклопедически точный образ эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

1.         Арнольд И.В. Читательское
восприятие интертекстуальности и герменевтика // Интертекстуальные связи в
художествен- ном тексте: Межвуз. сб. науч. трудов. — СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И.Герцена, 1993.

2.         Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очер-
ки. — М.: Наука, 1974.

3.         Бродский Н.Л. Комментарии к роману
А.С.Пушкина «Евгений Онегин». —

М.: Мир, 1932.

4.         Виноградов В.В. Стиль Пушкина. —
М.: Гослитиздат, 1941.

5.         Выготский Л.С. Психология
искусства. — М.: Педагогика, 1987.

6.         Гаспаров Б.М. Литературные
лейтмоти- вы. Очерки русской литературы XX века. — М.: Наука, 1994.

7.         Кржижановский С.Д. Искусство
эпигра- фа: Пушкин // Лит. учеба. — 1989. — № 3. — С. 102—112.

8.         Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Ев-
гений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя. — СПб.: Искусство, 1995.

9.         Макогоненко Г.П. Роман Пушкина
«Евге- ний Онегин». — М.: Худож. лит., 1963.

10.       Набоков В.В. Комментарий к «Евгению
Онегину» Александра Пушкина. —

М.: НПК «Интелвак», 1999.

11.       Фесенко Э.Я. Теория литературы:
учебн. пособ. [Для вузов]. — [Изд. 3-е, доп. и испр.]. — М.: Академический
проект, Фонд

«Мир», 2008.

На чтение 26 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.

Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.

Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.

Эпиграф — это…

Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».

Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.

Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.

Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.

Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.

Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.

Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.

Функции эпиграфа

Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?

Ответов может быть несколько:

  1. придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
  2. подготовить читателя к разговору на определённую тему;
  3. выразить личное отношение к описываемой проблеме;
  4. настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
  5. вписать свой труд в общекультурный контекст;
  6. обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).

Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.

Как подобрать эпиграф к сочинению

Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:

  1. Не выбирайте слишком объёмные фрагменты, даже если цитируемый текст вам очень нравится. Сосредоточьтесь на одном (максимум двух) предложениях прозы или одной строфе (от 2 до 4 строк) стихотворения.
  2. В качестве эпиграфа идеально подойдут краткие изречения: авторские афоризмы, пословицы, поговорки. В них мысль сведена к минимальному количеству знаков, лаконично (это как?) и ёмко сформулирована, предельно понятна.
  3. Будут уместны цитаты из произведений, о которых вы будете говорить в основной части сочинения, подбирая литературные аргументы.

    К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:

  4. Лучше цитировать общеизвестных авторов и мыслителей. Если вы берёте в качестве эпиграфа четверостишие своей гениальной подруги или афоризм современного писателя-фантаста, которого читают только подростки, будьте готовы дать проверяющим развёрнутый комментарий об источнике цитирования.

Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.

Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.

«>

Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.

ТолкованиеПереводэпиграф</dt>эпи́граф</dt> (греч. epigraph? – надпись), 1) в античной Греции надпись на памятнике. 2) В европейской литературе помещённое после заглавия произведения и предпосланное тексту или его структурно выделенной части (главе, тому) краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения (А. А. Блок, «Сольвейг»: «Сольвейг прибегает на лыжах»), подчёркивает его основную идею (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду»), выделяет важные обстоятельства сюжетного действия (М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»). Чаще всего эпиграфом оказывается точно или неточно цитируемое чужое изречение (фрагмент произведения автора-предшественника, крылатая фраза), однако им может служить и собственное авторское высказывание (такова стихотворная миниатюра, предпосланная А. С. Пушкиным тексту «Пиковой дамы»). Эпиграфы отличаются афористичностью, лаконизмом.</dd>

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

</dl>Эпиграф</dt>ЭПИГРАФ — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Так, например, эпиграфом к «Ревизору» Гоголь взял пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», эпиграфом к «Анне Карениной» является: «Мне отмщение и Аз воздам» и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п. (в этих случаях самый характер сгущения событий выдает отношение автора), — или же это отношение выражено им в восклицании, прямой оценке события и т. п., как в приведенных примерах. В этом последнем случае эпиграф носит характер как бы замаскированного лирического отступления. Такие «оценочные» эпиграфы могут иметь порой комедийный характер, — это бывает тогда, когда «оценка» известного явления автором не соответствует тому значению, которое это явление имеет для самих действующих в произведении лиц. Так, например, эпиграф из малороссийской комедии: «Цур тоби, пек тоби, сатаниньске навождение», — взятый Гоголем для десятой главы «Сорочинской ярмарки», — носит несомненно юмористический характер: он выдает явно насмешливое отношение автора к описываемому в этой главе, между тем, как «Страшная чертовская свитка», о которой в ней рассказывается, подлинно испугала героя главы — Черевика.</dd>

Я. Зунделович.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

</dl></dl>Синонимы:

Смотреть что такое «эпиграф» в других словарях:

  • ЭПИГРАФ — (греч.; этим. см. пред. слово). 1) текст какого нибудь писателя, выставляемый в начале книги, отдела, главы. 2) надпись на книге, памятнике, здании и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПИГРАФ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Эпиграф —     ЭПИГРАФ фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Так, например,… …   Словарь литературных терминов

  • эпиграф — а, м. épigraphe f. нем. Epigraph &LT;гр. epigraphe надпись. 1. У древних греков надпись на памятнике. БАС 1. У нас его &LT;александрийский стих&GT; недавно стали гнать.. Он годен, говорят, для эпиграфа Да можно им порою украшать Гробницы или… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭПИГРАФ — (эпиграф устар.), эпиграфа, муж. (греч. epigraphe надпись). 1. У древних греков надпись на надгробном памятнике. 2. Короткий текст (обычно цитата откуда нибудь, пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его… …   Толковый словарь Ушакова

  • эпиграф — и устарелое эпиграф. В литературном языке XVIII начала XIX века вариант эпиграф был употребителен. Например, у А. Пушкина: «Он знал довольно по латыни, Чтоб эпиграфы разбирать» (Евгений Онегин) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ЭПИГРАФ — (от греческого epigraphe надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет… …   Современная энциклопедия

  • ЭПИГРАФ — (от греч. epigraphe надпись) ..1) в античности надпись на памятнике, здании2)] Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет… …   Большой Энциклопедический словарь

  • эпиграф — изречение, цитата, надпись, мотто Словарь русских синонимов. эпиграф сущ., кол во синонимов: 4 • изречение (26) • …   Словарь синонимов

  • Эпиграф — (греч. epigraphe – надпись) 1) в античности надпись на памятнике, здании; 2) цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею… …   Энциклопедия культурологии

  • Эпиграф — (от греческого epigraphe надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭПИГРАФ — ЭПИГРАФ, а, м. Изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее. Э. к роману. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Перепады. Война, война — судьбы истоки, Александр Кравцов. Книга рассказов и очерков А. М. Кравцова охватывает жизнь и судьбы русской и советской интеллигенции с начала до конца XX века. Ее герои — юристы, врачи, ученые, артистыи писатели, лица… Подробнее  Купить за 220 руб
  • Эпиграф к судьбе. Вторая книга стихов, Ива Афонская. «Эпиграф к судьбе» – вторая книга стихов поэтессы, где собраны стихи 1988—1990 годов в жанрах философской и гражданской лирики… Подробнее  Купить за 200 рубэлектронная книга
  • Синтетическое счастье. Сборник стихов, Анна Дубок. Хитросплетению чувств и желаний, вечности и судьбы посвящается: «Вяжите прочные узлы Из мудрости и вдохновений, Оставьте темноту сомнений И разногласий кандалы». От автора Глава 1. Эпиграф За… Подробнее  Купить за 196 рубаудиокнига

Другие книги по запросу «эпиграф» >>

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.1155.jpg

Что означает слово «эпиграф»?Что такое эпиграф и в чём его смысл?Примеры использования эпиграфа в литературеКак написать эпиграф в сочинении?

Что означает слово «эпиграф»?

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Что такое эпиграф и в чём его смысл?

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.1156.jpg

Эпиграф используется авторами в следующих целях

— Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

— Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

— Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

— Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования эпиграфа в литературе

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

— в лирических произведениях;

— в художественной прозе;

— в романах в стихах;

— в статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей. Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф в сочинении?

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила написания эпиграфов

— Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

— Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

— Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

— Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

— Эпиграф в кавычки не заключается.

— В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

— Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

— При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право при написании эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов. При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Дорогие выпускники, посетители моего сайта! Совсем скоро вы будете писать сочинение по литературе, это ваш первый экзамен! Хочу дать вам некоторые рекомендации по написанию, думаю, они помогут вам на экзамене.

Как написать экзаменационное сочинение по литературе

  • Любая работа начинается с изучения того,  каковы требования к ней. В данном случае это критерии. Внимательно изучите их, пишите сочинение с их учётом.
  • Объём сочиненияне менее 250 слов. Ни в коем случае не пишите меньше, иначе работа просто не будет зачтена. Но и слишком много тоже не пишите — можете допустить лишние ошибки, отойти от темы. Самый оптимальный объём— 400-500 слов. Заранее посмотрите, сколько слов умещается на листе А4, чтобы примерно знать, каким должен быть ваш объём внешне.
  • Вам было предложено 5 направлений тем. Это, ребята, НЕ ТЕМЫ, а лишь, НАПРАВЛЕНИЯ. Какими будут темы, вы не знаете. На то это и экзамен, что сами темы прозвучат лишь на нём.
  • Давайте на примере одной из тем разберём, как же надо писать сочинение, что учитывать при его написании.

Рекомендации по написанию сочинения

Какими могут быть темы.

  • Тема, сформулированная на основе данного направления. Пример: «Взаимоотношения человека и общества – одна из проблем художественной литературы»

Может быть дана цитата по теме.

  • « Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям».(У.Шекспир)

1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.

Давайте вдумаемся в эти темы.

  • В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении это обязательно надо будет отметить.
  • Во второй — слова «литература» нет вообще. Это более общая тема. Поэтому аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.

2.Вступление. Основные требования:

  • Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её проблема, основная мысль
  • Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в сочинении
  • Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих мыслей, постепенно переходя к теме.

Примеры

Вступление к теме №1.

Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна из них- взаимоотношения человека и общества ( переход к частному). Человек может находиться по самым различным причинам в конфликте с окружающими либо быть частью общества, единым с ним, совместно с другими перенося и радости, и горести. От того, как складываются эти отношения, какое место человек занимает в обществе, во многом зависит его душевное состояние. Рассмотрим на примерах,  как авторы освещают эту проблему, какое место определяют  для себя в обществе их герои(ставим вопросы, которые определят круг ваших рассуждений)

Вступление к теме № 2

Человек живёт в обществе. Именно в нём он становится личностью. Здесь формируется его характер, определяются те нравственные ценности, которые будут важны на протяжении всей жизни( общее). Проблема взаимоотношения человека и общества  всегда интересовала  писателей, они отражали её в своих произведениях. (переход к частному). Каково место человека среди людей? Живёт ли он с ними, совместно перенося все радости и тяготы, либо же  отгораживается от людей, обособляясь , уединяясь или , наоборот, возвышаясь над ними? (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы находят свои пути. Какие и почему? Рассмотрим это на примерах .

  1. Основная часть. Рекомендации
  • В основной части должно быть не менее одного аргумента. Напишите два. Это позволит глубже раскрыть тему, поможет привести противоположные примеры. Больше тоже лучше не писать, так как вы можете допустить  больше ошибок.
  • Все пять направлений тем предполагают два похода к проблеме. Поэтому приводите два разных примера. В нашем случае один— о конфликте человека с обществом, другой— о единстве с ним.
  • Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Лишь очень кратко напишите, в чём суть того или иного поведения человека, а дальше- анализируйте его поступки.
  • Важным является ещё одно. Помните,  ваша задача — это не анализ произведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки — это тоже самый худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»

Приведу примеры аргументов оп каждой из двух разбираемых тем. Кстати, аргументы могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.

Аргумент № 1 по теме 1.

В пьесе А.Н.Островского  «Гроза» автор поднимает  много проблем — философских, социальных, нравственных. Одна из них – взаимоотношения людей в семье, да и в обществе в целом .Он показывает, что старшее и младшее поколение находятся в  непонимании друг друга. Кабаниха и Дикой стремятся подчинить своей воле окружающих, так как имеют богатство, а значит, как они считают, власть над окружающими. Грубо, жестко относится к людям Дикой, внешне благочестиво ведёт себя на людях Кабаниха, хотя это всего длишь маска, не случайно один из героев  называет её «ханжой». А как же молодёжь ведёт себя по отношению к ним? По-разному. Одни стремятся угодить во всём, чтобы получить заветное наследство ( Борис), другие учатся обманывать, изворачиваться (Варвара), третьи попадают  в зависимость , живя по установленным для них законам( Тихон). Катерина же, главная  героиня пьесы, пытается жить по законам справедливости, взаимопонимания, любви, но в данном обществе просто не существует данных понятий, поэтому так трагичен её конец. Принесли ли счастье героям такие их взаимоотношения? Конечно, нет. Погибает Катерина, теряет навсегда любовь Борис, неизвестно, как сложится судьба Варвары; Тихон, хоть и обвиняет мать в гибели жены, вряд ли в дальнейшем будет  противоречить; да и Кабаниха с Диким постоянно живут в тревоге за будущее, видя, как меняется жизнь. Конфликтные отношения среди людей – это не тот путь, по которому они должны идти в жизни . Именно к такому выходу приходят читатели пьесы.

Аргумент №1  по теме 2.

Как трудно бывает порой оставаться верным себе, своим идеалам и принципам, если все вокруг живут совершенно  по другим законам. Что делать человеку в такой ситуации? В пьесе А.Н.Островского«Гроза» героиня у Кабановых  пытается жить так,  как это было в её родительском доме, где царили любовь, взаимопонимание, уважение. Однако все  попытки Катерины приводили лишь к разочарованию. Нет этого в данном доме: Кабаниха диктует всем свои законы, Варвара обманывает и изворачивается, Тихон, любя свою жену, не может защитить её, находясь в полном подчинении матери. Катерина пытается  жить по их законам,  тайно встречается  с Борисом, однако обман противен её натуре, она не может так жить, поэтому так трагичен конец героини. Она осталась верной своим принципам.

Да, следование нравственным законам не всегда вызывает подобную ответную реакцию в обществе, что может привести к тяжёлым последствиям. Но оставаться сам собой необходимо. Для  порядочного человека это очень важно. Такие люди просто не могут подчиняться несправедливым законам общества, даже если  это приводит  к их гибели.

Аргумент № 2 по теме 1.

Тема взаимоотношения  человека и общества — центральная в военной литературе. Авторы показывают, что  от того, как поведёт себя в трудные годы испытаний каждый конкретный человек, зависит исход страшной войны. В романе «Они сражались за Родину»  М.Шолохов подчёркивает мысль о единстве советского народа, совместно победившего врага. Да, каждый  солдат — это отдельная судьба, целая жизнь, прожитая до войны. Читатель переживает вместе с солдатом Николаем Стрельцовым, что от него до войны ушла жена , оставив ему двух детишек; сложно складывались отношения с женой и у Ивана Звягинцева, так как та, «начитавшись романов», требовала от него «высоких чувств». Сколько судеб показал автор! Всех этих людей, бывших агрономов, шахтёров, рабочих , объединила война. В данный монет, когда враг угрожает стране, народу, близким, все они имеют одну цель — победить врага. Многие погибли, но было сохранено полковое знамя, а значит, полк будет пополняться новыми бойцами и продолжать сражаться за Родину. Только единство народа спасло нашу страну от фашистов, привело к долгожданной победе! Исторические уроки нужно хорошо усваивать, чтобы понять, как важно быть неотъемлемой частью страны, житье её заботами, проблемами, делать всё  для процветания Родины

Аргумент № 2 по теме 2

Война – это всегда серьёзное испытание и для страны, и для каждого отдельного человека. Как остаться самим собой в трудные годы, как не перейти черту , за которой – предательство? Верность нравственным идеалам объединяет героев романа М.Шолохова «Они сражались заРодину». Перед читателями проходят нелёгкие довоенные судьбы этих героев: у Николая Стрельцова ушла жена, оставив его с двумя детишками;  сложно складывались отношения с женой и у Ивана Звягинцева, так как та, «начитавшись романов», требовала от него «высоких чувств», а домашние дела часто были в запустении. Все герои очень разные: одни в перерывах между боями скромно сидят в стороне, думая о своём , другие, как весельчак Пётр Лопахин, любят пошутить, посмеяться. Но всех их объединяет верность Родине, желание защитить  её от врага, даже если это будет сделано ценой жизни. Верные себе,  они верны и людям, окружающим их. Многие из героев погибли, но было сохранено полковое знамя, а значит, полк будет пополняться новыми бойцами и продолжать сражаться за Родину. Только единство народа спасло нашу страну от фашистов, привело к долгожданной победе! Исторические уроки нужно хорошо усваивать, чтобы понять, как важно быть неотъемлемой частью страны, житье её заботами, проблемами, делать всё  для процветания родин

3. Заключение. Рекомендации

  • В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по проблеме.
  • Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « От частного к общему».
  • Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно  ваша позиция.
Заключение № 1

Таким образом, проблема взаимоотношений человек и общества достаточно широко освещена в художественной литературе. Авторы  пытаются показать, как важно жить  в гармонии с людьми, будь то семья, близкие, или окружение в обществе, уметь находить верные решения при  создании конфликтных ситуаций, а в годы испытаний для страны быть с народом, вместе преодолевая трудности( это частное) . Каждый человек должен учиться жить в обществе по законам морали, тогда и конфликтов будет значительно меньше( это общее). Я уверена, что такое  возможно, нужно только стремиться к самосовершенствованию и любить людей и свою страну (а это – «я»)

Заключение № 2

Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: быть верным себе, своим идеалам и принципам или не соблюдать их, плыть по течению, что, в сущности, может привести к негативным последствиям. Авторы литературных произведений показывают, как важно не отступать от принципов, основанных на законах морали. Тогда и отношения человека с обществом будет менее конфликтным и принесёт положительные результаты всем ( это частное). От правильно  построенных отношений с людьми, от верности себе, которая приведёт к верности другим,  зависит то, какой будет жизнь человека( это общее).Я уверен, что  только самосовершенствование, стремление работать над собой, размышления  и анализ слов и  поступков приведёт к гармоничным отношениям с людьми( это «я»).

Рекомендации по учёту критериев

1.Соответстиве теме

Сочинение должно соответствовать теме. Это аксиома. Если этого нет, неверно тема понята, искажена, то ставится «незачёт»

2.Аргументация. Привлечение литературного материала

Необходимо привести как минимум один пример   из художественной литературы (отечественной или зарубежной). Приводите те произведения, которые вы читали, иначе можете исказить смысл. Нельзя лишь пересказывать текст. Ошибкой будет и вторая позиция, когда ученик лишь упоминает произведения, но совершенно не комментирует их, не подтверждает ими свои мысли.

  1. Композиция

Композиция — это структура, построение сочинения. Части сочинения должны чётко следовать одна за другой, необходимо красиво соединять их. Никаких  «перескакиваний» с одной мысли на другую. Всё должно быть чётко, продуманно.

  1. Качество речи

Качество речи — это отсутствие речевых ошибок, правильно построенные предложений, точность мыслей, богатство лексики, отсутствие речевых штампов. Избегайте разговорных слов и выражений.

  1. Грамотность.

Чтобы получить «незачёт» по данному критерию, надо очень «постараться». Ведь допустить 5 ошибок на каждые 100 слов, согласитесь, это ужасно. Проверяйте, вспоминайте правила, не спешите. На экзамене будет дана возможность пользоваться орфографическим словарём — пользуйтесь! В общем, проверяйте работу, что я ещё могу сказать.

Таковы мои рекомендации.

Желаю вам, ребята, хорошо подготовиться к экзамену и получить заветный « зачёт»!

Вера Александровна

Эпи́граф (отдр.-греч.ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе произведения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. Эпиграфы широко используются во всех жанрах литературы и кинематографа, также применяются в либретто и печатных изданиях музыкальных произведений.

В зависимости от литературных и общественных настроений, эпиграфы входили в моду, становились манерой, выходили из употребления, потом воскресали. Так, в первой половине XIX века ими зачастую пользовались для выражения начитанности и умения применить чужую мысль в новом смысле.

Остроумное изречение, которое используется в качестве эпиграфа, называется «мотто» (итал. motto — шутка, острота, словцо).

Среди наиболее известных эпиграфов Энциклопедия Брокгауза и Ефрона перечисляет следующие:

  • к «Духу законов» Монтескьё: «Prolem sine matre creatam»
  • к «Естественной истории» Бюффона — «Naturam amplectimur omnem»
  • эпиграфы-девизы Руссо («Vitam impendere vero») и Бернардена де Сен-Пьера («Miseris succurrere disco»)
  • ко второй главе «Евгения Онегина» — «О, rus. О, Русь»
  • к «Ревизору» Гоголя — «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»
  • к «Анне Карениной» Льва Толстого — «Мне отомщение и Аз воздам»
  • к «Фаусту» Тургенева — «Entbehren sollst du, sollst entbehren»
  • к «Братьям Карамазовым» Достоевского: «Истинно, истинно говорю вам: если зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода»
  • к газете «Колокол» Герцена: «Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango».

Иногда встречаются автоэпиграфы — цитаты, принадлежащие основному автору сочинения.

Литература

  • Горнфельд А. Г.Эпиграф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гришунин А. Л.Эпиграф // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1975. — Т. 8. — Стлб. 915—916.
  • Петров В. О. Эпиграф как смысловая константа инструментального опуса // Израиль XXI: музыкальный журнал. № 3 (45), май 2014. / Ред. — М. Райс. / Электронный ресурс: https://web.archive.org/web/20140815042600/http://www.21israel-music.com/Epigraf.htm
  • Эпиграф // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 468. — 509 с. — 300 000 экз.
14px-Wikipedia_interwiki_section_gear_icon.svg.pngВёрстка
Полоса
  • Гранка
  • Вподвёрстку
  • Врезка
  • Втяжка
  • Трекинг
  • Вывод
  • Выворотка
  • Выноска
  • Ин-кварто
  • Ин-октаво
  • Ин-фолио
  • Интерлиньяж
  • Заголовок
  • Колонтитул
  • Колонцифра
  • Колофон
  • Красная строка
  • Норма
  • Неполная полоса
  • Отбивка
  • Выключка
  • Пагинация
  • Перевёрстка
  • Пробельная строка
  • Разворот
  • Сигнатура
  • Спускание полос
  • Спуск
  • Средник
  • Цитата
  • Экстензо
  • Эпиграф
  • Модульная вёрстка
  • Акциденция
Таблицаи иллюстрация
См. также
издательство
типография
типографика
шрифт
набор
печатание

modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 декабря 2020 в 15:19. Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ehpigraf-chto-ehto-takoe.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5629/эпиграф
  • http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-epigraf-v-literature-primery-ispolzovaniya/
  • http://literatura-ege.ru/литература-термины-и-понятия-эпиграф/
  • https://wiki2.org/ru/эпиграф

  • Эпиграф к сочинению чацкий и молчалин
  • Эпиграфы для итогового сочинения 2022
  • Эпиграф к сочинению отцы и дети конфликт поколений
  • Эпиграф к сочинению преступление и наказание
  • Эпиграф к сочинению по обломову