Эпидситуация как правильно пишется

не с существительными: правила правописания :: syl.ru частица не выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. и от того,

«Не» с существительными: правила правописания :: SYL.ru

Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом – слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными – один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…

Раздельное написание

Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 0

  • Это не грусть была в его глазах…
  • Еще не вечер.
  • Не мама пришла за ней сегодня в сад.

Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.

Слитное написание

Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:

  • Существительное без «не» не употребляется — небылица, невежда, негодяй.
  • Существительное с «не» можно легко заменить синонимом без частицы, и смысл не потеряется — недруг (враг), небытие (смерть), неволя (рабство), неправда (ложь). На закате жизни его постигла тяжкая неволя. Недруги постарались.
  • Существительное является термином: неметалл, нестроевик (Среди этих химических элементов есть и неметалл).
  • Существительное обозначает лицо и в некоторой степени указывает на качество: неспециалист, непрофессионал (Когда за дело берется непрофессионал, впору кричать «караул»).

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 1

Сложные ситуации

В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:

  • Это была не воля обещанная, а настоящее рабство. (Есть противопоставление, выраженное союзом «а»).
  • Он мне не друг, извольте! (О вражде речь не идет, но и о дружбе – тоже).
  • Вы же все помните, не правда ли?! (Словом «ложь» заменить «не правда» невозможно).
  • Совсем не бытие святых беспокоило его сейчас. (Есть «усилитель» отрицания «совсем», на месте которого могут быть «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «абсолютно» и т. д.).

«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.

www.syl.ru

Правописание «не» с существительными слитно и раздельно: примеры написания, таблица

Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Правила написания частицы «не» с существительными

Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, — правописание «не» с существительными. Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.


Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей — отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:

Не казнь страшна — страшна твоя немилость. (А.С.Пушкин)

Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы. Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.

В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка.

В таблице показаны НЕ с существительными примеры.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
невежда, небылица, нелепость Не правда, а ложь. Не друг, а враг.
неправда (ложь), несчастье (горе) Писатель значительно вырос, не правда ли?
недоработка, недосмотр, недочёт Это был не дворец.
незнание предмета не освобождает от зачёта. далеко не, вовсе не, отнюдь не
Твоя неудача меня огорчила. Это не развлечение, это урок.

Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.

Это интересно: «зарубить на носу» — значение фразеологизма.

«Не» пишется слитно

  1. Если не используется без НЕ (примеры: небылица, невежа, ненастье, неряха, невольник, нехватка, неурядица, нелепица, незнайка, невидаль, негодяй, недуг, невидимка, незабудка, непоседа, несмышлёныш, неудачник, неваляшка, неполадки).
  2. Если слово с частицей НЕ заменяется синонимом без НЕ без утраты значения. Примеры: несчастье — горе; неприятель — враг.
  3. Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.

  4. Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления. Примеры таких словообразований: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи. Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул». Неврач не разберётся в истории болезни. Нематематик не решит эту задачу.

Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье — беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека — не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.

Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.

  1. Если перед существительным с НЕ стоит определение или предлог. Уволить за невыход на работу. Все знают о его невоспитанности. Во всём виновато моё невезение.
  2. Существительное является термином. Пример: неметалл. Среди химических элементов есть неметаллы.

«Не» с существительными пишется раздельно

  1. В вопросительном предложении, если отрицание подчёркнуто. Писатель за последнее время значительно вырос, не правда ли? (нельзя заменить: ложь ли…). Если в вопросительном предложении отрицание не подчёркивается, то НЕ пишется слитно. Пример: Разве это неправда? (разве это ложь?)
  2. Усиление отрицания. Если есть словосочетания «далеко не», «абсолютно не», «ничуть не», «вовсе не»… Вовсе не скромность заставила его замолчать. Он далеко не дурак. Рассказывать об этом вовсе не интересно.
  3. Если является отрицанием. Это был не медведь. (Медведь? нет, не медведь, другое животное).
  4. В конструкциях с противопоставлением без союза А. Не подарок дорог, дорого внимание. Это не развлечение, это урок.
  5. С отрицательными словами «нисколько не», «ничему не», «никак не», «никогда не», «никого не», «никому не», «никуда не» и тому подобное. Никакой он мне не приятель.

Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.

Все эти условия несложно запомнить и правильно употреблять на письме.

obrazovanie.guru

«Не» с существительными: примеры и правило

Курс морфологии изучается на протяжении всей школьной программы. Запомнить все тонкости иногда не представляется возможным. В данной статье мы вспомним о том, как нужно писать «не» с существительными. Примеры и правила рассмотрим подробно.

Особенности частицы

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 2

Без этой важной служебной части речи нам трудно было бы отказать кому-то или придать отрицательный оттенок слову. С самого детства родители объясняют правила поведения своему ребенку, используя «не»: не трогай, не беги, не делай. С ее помощью можно выразить не только отрицание. Если использовать ее в вопросительных предложениях с восклицательной интонацией, то она вполне может выражать утверждение. Например: «И кто только не бывал в Москве?!»

Кроме того, данная частица помогает выразить полноту действия: «Никак не насмотрюсь на вас!»

Зачастую в разговорной речи мы используем ее, чтобы выразить оттенок безразличия: «Переживай не переживай, а легче от этого не станет».

Эта отрицательная частица может придавать утвердительную интонацию. Например: «Вы еще спрашиваете, нужно ли выполнять это задание?! Как не нужно, конечно, нужно!»

«Не» с существительными слитно: примеры

В некоторых случаях данная частица может «превращаться» в приставку. В таком случае она будет писаться вместе с тем словом, с которым употребляется. Рассмотрим случаи, когда это происходит.

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 3

  • Если слово с «не» можно заменить близким по значению, то есть синонимом. Рассмотрим пример: «Мы сразу поняли, что мальчишка говорил неправду». В данном случае слово стоит писать вместе с «не». Это объясняется тем, что к нему можно подобрать синоним: неправда – ложь.

Данному правилу подчиняются не только «не» с существительными. Примеры прилагательных и наречий доказывают, что они пишутся с данной частицей по тому же принципу: некрасивый – уродливый, небыстро – медленно.

  • В случае, когда слово не существует без «не», мы тоже должны написать его слитно. Слово «неряха» мы все знаем и понимаем. Попытаемся убрать из него приставку и совсем не поймем смысла. Это объясняется тем, что некоторые исторические изменения в языке наложили на него свой отпечаток. Раньше существовало такое слово: «ряха». Оно означало опрятно одетого человека. Однако со временем эта форма исчезла, а его антоним остался. Именно по этой причине мы будем писать слово «неряха» слитно.

«Не» с существительными раздельно: примеры

Для того чтобы определить, как верно писать слово с данной частицей, необходимо не просто знать правило, но и вникать в смысл контекста. Только тогда возможно отличить, когда слитно, а когда отдельно употребляют «не» с существительными. Примеры слов приведем далее.

Рассмотрим случаи раздельного написания этой частицы:

  • В предложении есть противопоставление, которое обычно подчеркивается союзом «а»: «Не счастье, а беда случилась с ним». Как видно из данного предложения, слово «счастье» противопоставлено слову «беда». Это достигнуто благодаря противительному союзу «а». Между собой эти слова являются антонимами, что является обязательным условием для раздельного написания «не». Не стоит путать противопоставление с обычным описанием. Пример: «На улице бушевала непогода, а к вечеру все стихло». Противительный союз «а» в данном случае не дает нам права писать слово «непогода» раздельно. Никакого антонима к слову «погода» в предложении нет, здесь дано лишь описание дня.
  • Трудности вызывают случаи, когда явного противопоставления нет, а лишь подразумевается. В таком случае мы не сможем писать «не» с существительными слитно. Примеры: «К сожалению, я не доктор, поэтому вряд ли помогу вам».

Как видим, никакого союза, указывающего на противительность, в предложении нет. Однако мы понимаем, что здесь явное отрицание: человек не является врачом. Можем мысленно дополнить это предложение, тогда станет понятно, что слово пишется раздельно: «Я не доктор (а пожарный, инженер, учитель), поэтому вряд ли помогу вам».

Таким образом, делаем вывод, что противопоставление может не быть явным, а лишь подразумеваться.

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 4

Упражнения

Для того чтобы отработать написание «не» с существительными, можно выполнить задания на данную тему.

  1. Раскройте скобки: хитрый (не)друг; рассказывать (не)былицы; встретить (не)вежду; сказать (не)истину, а ложь; сегодня (не) суббота.
  2. Составьте словосочетания со словами так, чтобы каждое из слов писалось как слитно, так и раздельно с частицей «не»: погода, счастье, приятель.
  3. Выпишите только те слова, которые не употребляются без частицы «не»: (Не)грамотность, (не)брежность, (не)доверие, (не)везение, (не)здоровье, (не)вольник, (не)нависть.

Итог

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 5

В данной статье мы рассмотрели все случаи правописания «не» с существительными. Примеры, приведенные в ней, помогут вам лучше понять и запомнить это правило. Главное, на что стоит обратить внимание, — это контекст, в рамках которого употребляется слово. Только в этом случае вам будет легко разобраться, когда слитно, а когда раздельно употребляется существительное с отрицательной частицей «не».

fb.ru

Правила написания не с существительными, примеры

Правописание НЕ с именами существительными у многих вызывает трудности. В этом случае важно не столько знание правил, сколько «чувство языка». Рассмотрим, как определить верный вариант, на нескольких примерах.

Значение частицы и приставки НЕ

Чтобы соблюсти правописание НЕ, надо решить, является ли это слово частицей или приставкой. Приставку пишут со словом слитно, а частицу – раздельно.

Слитное написание НЕ

Существительные пишем вместе с не в следующих случаях:

  • Если данное слово без НЕ теряет смысл, например: недоучка, нежность, ненависть.
  • Когда, прибавляя к слову НЕ, мы получаем его антоним. При этом понятие с НЕ можно заменить словом, близким по значению. Например: неволя (плен), недоверие (настороженность).
  • Если не- является частью приставки недо-: недолет, недоделка, недосол.
  • Если слово с НЕ характеризует группу людей, при этом образованное понятие имеет несколько пренебрежительный, уничижительный оттенок. Например: По дороге нам встретились нерусские. Нет ничего хуже, чем переделывать после непрофессионала. Если слово не обозначает людей, то НЕ будет писаться отдельно: Нужно вымыть все: тарелки и не тарелки, кружки и не кружки.
  • Когда при существительном с НЕ есть зависимое прилагательное и/или связано с местоимением: Ученые доказали абсолютную невозможность данного явления. Ваши невыплаты оставили рабочих без зарплаты.
  • Когда не- идет после предлога: Строители не закрыли смету из-за неплатежей.
  • Если слово является термином: нестяжатели, неорганика.

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 6ne s sucshestvitelnymi pishetsya 7Слова, которые не употребляются без НЕ

Раздельное написание НЕ

НЕ употребляется отдельно в следующих случаях:

  • В словосочетании или предложении есть явное или скрытое противопоставление: не умом живи, а сердцем. Она испытала не радость, а лишь досаду.
  • В вопросительно-восклицательном предложении, когда ставится акцент на противопоставлении: неужели не победитель взойдет на этот пьедестал?!
  • Со словами нисколько, ничуть, совсем, совершенно и похожих: он чувствовал отнюдь не восхищение.
  • С именами собственными.
  • В случае прямого отрицания: это не параллелепипед.

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 8ne s sucshestvitelnymi pishetsya 9Общие случаи употребления НЕ

Спорные ситуации

Иногда НЕ можно написать и слитно, и раздельно. В этих случаях нужно отталкиваться от контекста, в котором употреблено стоящее с ним существительное. Разберем несколько примеров.

  1. Он испытывал к ней не любовь, а ненависть. НЕ употреблено отдельно, так как имеется противопоставление.
  2. Это не удача, это результат кропотливой работы. В предложении ощущается противопоставление, поэтому НЕ пишем отдельно.
  3. Не правда ли, этот конь хорош? Конструкцию «не правда» нельзя заменить синонимом, и дополнительно, предложение является вопросительно-восклицательным по интонации, поэтому НЕ ставим отдельно.
  4. Он абсолютно не профессионал. В предложении употреблено слово «абсолютно», поэтому НЕ пишем раздельно.

Примеры определения правильного написания НЕ

Примеры определения верного написания НЕ с именами существительными:

  1. Мы выехали в самую непогоду. Непогода – одно слово, так как его можно заменить синонимом без не (буря).
  2. За окном бушует ненастье. Слово написано слитно, так как без НЕ теряет смысл.
  3. Не слова важны, а их смысл. Есть противопоставление, поэтому НЕ пишется отдельно.

ne s sucshestvitelnymi pishetsya 10ne s sucshestvitelnymi pishetsya 11Последовательность определения верного написания

В русском языке НЕ бывает как приставкой (тогда пишется с существительным слитно), так и частицей (тогда пишется раздельно). При определении верной формы важно полагаться не только на правила, но и на свои ощущения. Если выбранный вариант «режет глаз», лучше заменить его на противоположный.

kakpishem.ru

Правописание частицы «не» с именами существительными

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала;
    формировать навыки правописания “не” с именами
    существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и
    обобщать, выделять главное и создавать алгоритм
    для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к
    родному языку.

Ход урока

I.  Орг. момент:

Цитата:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и
победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно
открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит
испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите,
вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок,
воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта,
раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое
слово является ключевым? Правильно. И это не
случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым
вершинам орфографии. Итак, вперед к
Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета
флажок, при помощи которого будут фиксироваться
достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

— 1-ой ступенью нашего восхождения будет
зрительный диктант.

“Нет ничего такого в нашей жизни, что не
п
ередать бы русским словом: звучание
музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные
    орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не
    употребляются. Запишите их, объясняя устно
    лексическое значение:

    Неистовствовать — проявлять ярость
    Негодовать — возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

— Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

— Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего
орфографического путешествия.

— Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами
существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

 — Проверим свои наблюдения, прочитав § 38.
Дополните наши выводы. Работая в группах,
составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с
именами существительными”.

— Презентация алгоритмов.

3.

Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению
словосочетанием.

Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти
    существительные с “НЕ” следует писать
    раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред
      дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит,
    настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?



    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица
    “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не
    употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки,
    ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и
    запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный
    разговор. Ожили герои стихотворения Маршака
    “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят:
    “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски
    уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть,
    ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем
    ошиблись герои? Составьте словарную статью:

    Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода
    задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не)
    годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду;
    завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по
    результатам выполненных заданий. Физминутка —
    эстафета :

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд — в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы
    узнаете, решив несколько грамматических задач.
    Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по
      лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный
      состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после
      твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым
      чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они
    играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой
    орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте
    изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье — тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить — (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не
    друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе.

    Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к
    решению тестов: в парах устная работа с
    алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение
    теста
    :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали
      разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая-
      застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
    4. Мне сегодня (не)здоровится.
    5. (Не)нависть – плохой советчик.
      А1 А2 А3 А4
    1        
    2        
    3        
    4        
    5        

    V. Подведение итогов. Выставление и
    комментирование оценок.

    Домашнее задание: § 38, упр №217 или
    сочинить грамматическую сказку “Правописание
    “НЕ” с именами существительными.

    Приложение

    urok.1sept.ru

    когда пишется слитно а когда раздельно – правило правописания и примеры

    Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами.

    Особенности значения

    ne s sucshestvitelnymi pishetsya 12Частица не несет особую смысловую нагрузку в русском языке. Порой ее неправильная трактовка может привести к казусным ситуациям и исказить смысл фразы. Парадоксальная русская речь допускает возможность использования не даже для построения утвердительных предложений: «А не поехать ли нам на речку в субботу?».

    Слитное написание не с существительными

    Когда частица преобразуется в приставку, необходимо писать не со словом вместе.

    Важно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

    Среди всех возможных вариантов следует запомнить и применять такие правила:

    1. Не с именами существительными пишется вместе, если без частицы они теряют смысл: небылица, невежда, негодяй, невзгода.
    2. Слитное написание будет и в случае, если слово с отрицательной частицей можно легко заменить на синонимичное, но без не. При этом сохраняется первоначальный смысл: несчастье-горе, недруг-враг и так далее. К наречиям и прилагательным такое правило тоже применяется.
    3. Пишется не с существительными слитно в словах, выражающих качественный оттенок или обозначающих каких-либо лиц (нерусский, неспециалист, неязыковед) и в словах-терминах (металлы – неметаллы).
    4. Пишется не с существительными слитно и в составе приставки недо-. Даже в том случае, если такое слово без не существует (недоделка — доделка, недосмотр — досмотр).

    Раздельное написание не с существительными

    ne s sucshestvitelnymi pishetsya 13Для того чтобы избежать ряда самых распространенных ошибок в правописании не, необходимо использовать правила вдумчиво. К словам, вырванным из контекста, применяются другие правила, нежели в целом предложении.

    Правила раздельного написания не с существительными:

    • В случае, если в предложении есть противопоставление слов-антонимов при помощи союза «а». Например: «Это было не счастьем для нее, а простым житейским благополучием».
    • В простом описании с противоположными по значению словами, которые не являются антонимами: «Непогода нарушила все утренние планы, но к вечеру все стало тихо».
    • Когда не является отрицательной частицей, и других вариантов не предполагается: «Это не куртка. Это не дом».

    Краткая сводная таблица поможет запомнить, как пишется не в самых распространенных случаях.

    Интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие

    Пишется слитно Пишется раздельно
    Когда слово без «не» не употребляется: незабудка В предложении наблюдается явное противопоставление с союзом аНе друг он мне, а враг
    Когда слово можно заменить близким по смыслу синонимом: несчастье — горе Когда не является частицей отрицания: Это не утюг

    Спорные ситуации

    Любое слово в русской письменной речи нужно рассматривать с разных позиций. Иногда спорные ситуации заставляют задуматься о том, как использовать частицу не: в качестве приставки или отдельного слова. По правилам может казаться, что частицу необходимо писать слитно со словом. Но уже при написании становится ясно, что результат «режет глаз».

    Важно! Прежде всего необходимо учитывать смысловую нагрузку не в предложении. При несовершенном знании всех строгих правил написания, логика в таком случае поможет принять правильное решение.

    ne s sucshestvitelnymi pishetsya 14Примеры раздельного написания не с существительными:

    • Подчеркнутое логическое противопоставление: «Ваше самочувствие стало лучше в последнее время, не правда ли?» Если на отрицании в предложении не ставится акцент, то частица не пишется слитно: «Разве это несчастье?» (альтернатива: «Разве это горе?»)
    • Наличие скрытого противопоставления предполагает раздельное написание существительного с частицей: «К сожалению, я не специалист, поэтому вряд ли смогу помочь вам в этом вопросе».
    • Усиление отрицания: устойчивые выражения русского языка «вовсе не», «ничуть не», «абсолютно не», «нисколько не» предполагают раздельное написание. К примеру: «Далеко не скромность делала ее привлекательной».

    Полезное видео

    Подведем итоги

    В целом, частица не с существительными пишется по общему правилу написания с остальными частями речи. На примере наречий и прилагательных можно увидеть следующее: некрасивый — уродец, небыстро — медленно. Это яркий пример случаев, когда слово с не можно заменить на близкое по смыслу, но без приставки.

    Одновременно с этим противопоставление с союзом а также справедливо и для прилагательных: «Не глубокая, а очень мелкая речка текла вдоль домиков».

    Вконтакте

    Одноклассники

    Facebook

    Мой мир

    Twitter

    znaniya.guru

    Не с существительными | LAMPA

    Слитно Раздельно
    Если слово без не не употребляется

    Примеры: неразбериха, неудачник


    Если слово начинается с приставки недо— со значением неполноты, недостаточности

    Примеры: недосмотр (хотя и существует слово досмотр), недоделка (хотя и существует слово доделка)


    Если слово может быть заменено синонимом без не-.

    Пример: Он всегда жалуется на то, что с ним случилось очередное несчастье.
    Слово несчастье можно заменить синонимами горе, беда.

    Если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом а

    Пример: Это не счастье, а просто благополучие.

    Если частица не и существительное образуют новое, противоположное по значению слово, даже если его невозможно заменить синонимом без не-.

    Пример: Незнание английского помешало ему разобраться в инструкции к навигатору.
    Хотя у слова незнание нет синонима без не-, оно обозначает понятие «отсутствие знания».

    Если частица не имеет значение отрицания.

    Пример: Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он не врач.

    Если существительное с не употребляется с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед не-.

    Примеры: Иногда увлеченный непрофессионал может выполнить работу лучше, чем скучающий эксперт. Меня огорчает твоя неудача.

    Если не употребляется в сочетаниях вовсе не, далеко не, отнюдь не, совсем не (в значении отнюдь не), еще не, больше не.

    Пример: Он далеко не дурак. Этот закономерный результат вовсе не удача.

    lampa.io

    No related posts.

    Участница нашего блога задала нам очень интересный “Что значит по эпидемическим показаниям?” Вопрос был адресован к статье о новых санитарных правилах СП 2.1.3678-20, где мы разбирали требования к гостиницам.

    Мне, специалисту изучавшему эпидемиологию, как один из основных предметов, было не сложно объяснить на пальцах, что имеется ввиду. Анализируя санитарное законодательство (санпины) и требования других нормативных документов стало понятно – если не знаешь где искать, просто так информацию не найти, особенно рядовому специалисту. И на просторах интернета ни одной полезной статьи на эту тему я не нашла.

    Попробуем внести чуть больше ясности в понятия “по эпидемическим показаниям” / “по эпидемиологическим показаниям” / “по эпид. показаниям” – это все синонимы, имеющие одинаковое значение.

    Где мы встречаем понятие “по эпидемическим показаниям”?

    Рассмотрим несколько нормативных документов, в которых фигурируют данные фразы. Формулировка может фигурировать в названии документа или непосредственно в объеме текста.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям“;

    Санитарные правила СП 2.1.3678-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг”.
    п. 7.21. Камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы / наматрасники / подушки / одеяла) проводится по эпидемиологическим показаниям.

    Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям

    Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 “Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
    4.3. Территориальные органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти в соответствии с предоставленной компетенцией организуют мероприятия по… обеспечению обсервации лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, по эпидемическим показаниям;
    5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).

    Проанализировав ряд документов, в которых встречается интересующая нас формулировка, можно сделать вывод:

    Действия, проводимые по эпидемическим показаниям направлены на профилактику распространения инфекционных заболеваний (опасных или социально значимых).

    Какие мероприятия проводятся по эпидемиологическим показаниям?

    Мероприятия проводятся в отношении звеньев эпидемического процесса:
    – источника инфекции (человек / животное)
    – восприимчивый организм (люди, контактировавшие с больным)
    – механизм передачи (способ распространения инфекции)
    * общую информацию о эпидемическом процессе я рассказывала в этой статье.

    Теперь к примерам:

    Противоэпидемические мероприятия в отношении источника инфекции.
    Заболевшего ветрянкой ребенка изолируют из организованного коллектива (школа / детский сад), чтобы не допустить возникновения вспышки ветряной оспы в учреждении.

    Противоэпидемические мероприятия в отношении восприимчивого организма.
    Детям и взрослым (не привитым ранее), контактировавшим с ребенком заболевшим корью, проводят экстренную иммунизацию или введение иммуноглобулина, для профилактики заболевания.

    Противоэпидемические мероприятия направленные на разрыв механизма передачи.
    Проведение дезинфекции (текущей / заключительной), на объекте где имеется риск распространения инфекционного заболевания или факторов, способствующих ему.

    Федеральным законом №52 от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” определено: “…инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих это – инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия)”.

    Кто определяет условия и мероприятия, проводимые по эпидемическим показаниям?

    В некоторых документах есть четкие определения, что в данной конкретной ситуации понимается под эпидемическими показаниями:

    СП 3.1.3597-20 пункт 5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).

    В данном случае проживание в общежитии является эпидемическими показаниями для госпитализации больного, изоляции его от остальных

    В связи с накоплением числа лиц с нарушенным графиком прививок за время приостановки плановой вакцинации, при ее возобновлении следует руководствоваться принципами нагоняющей вакцинации:

    – При невозможности осуществить одновременное введение, интервал между прививками составляет 1 месяц, исключением является вакцинация по эпидемическим (экстренным) показаниям.

    Письмо Федерального МБА от 20 августа 2020 г. N 32-024/634 “О направлении рекомендаций по догоняющей иммунизации”

    Инспектором Роспотребнадзора, врачом – эпидемиологом может быть выдано предписание о проведении дополнительных профилактических мероприятий по месту работы (учебы) или проживания по эпид. показаниям, например в очаге инфекционного заболевания.

    Главные государственные санитарные врачи могут издавать руководящий документ (Постановление, Предписание) в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки конкретного региона, ввести определенные требования в отношении некоторых категорий граждан или организаций.

    Я, Главный государственный санитарный врач по городу Москве, Андреева Е.Е., проанализировав заболеваемость бактериальной дизентерией и вирусным гепатитом А (ВГА) населения города Москвы, а также эффективность мероприятий по профилактике данных инфекций, отмечаю, что эпидемиологическая ситуация по дизентерии в городе в 2014 году в сравнении с предыдущим 2013 годом ухудшилась…

    Постановление Главного государственного санитарного врача Москвы от 31 марта 2015 г. N 2 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан против дизентерии Зонне и вирусного гепатита A по эпидемическим показаниям”

    Санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.

    Практические советы.

    • Если мероприятия по эпид. показаниям четко не определены в основном профильном СанПиНе, значит в обычной жизни они не требуются.
    • В большинстве случаев необходимость мер, реализуемых по эпид. показаниям связаны с возникновением инфекционного заболевания и профилактикой его распространения.
    • Как только появляется инфекционное заболевание (вы узнали от сотрудника, от посетителя, из СМИ и т.п.) – ищем профильный СанПиН по этому заболеванию и изучаем раздел “работа в очаге” / “профилактика” и т.п.
    • Если выдалась возможность пообщаться с представителями РПН – задайте интересующие вас вопросы. Можно направить письмо – запрос о разъяснении конкретного требования нормативного документа.
    • Ну и если так случилось, что ваша организация оказалась вовлечена в эпидемический очаг, вы должны проинформировать об этом РПН, а они в свою очередь в Предписании укажут необходимый перечень мероприятий.

    Мы в социальных сетях Вконтакте, FB и Инстаграм, присоединяйтесь!

    Разбор частей речи

    Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

    1. Самостоятельные части речи:

    • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
    • глаголы:
      • причастия;
      • деепричастия;
    • прилагательные;
    • числительные;
    • местоимения;
    • наречия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    План морфологического разбора существительного

    Пример:

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
      • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
      • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
      • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
      • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
      • признак рода (только в единственном числе);
      • число (согласуется с существительным);
      • падеж (согласуется с существительным);
    • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

    План морфологического разбора прилагательного

    Пример предложения:

    Полная луна взошла над городом.

    Полная (какая?) – имя прилагательное;

    • начальная форма – полный;
    • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
    • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
    • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

    Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

    Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

    Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
    • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
    • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
    • синтаксическая роль: часть сказуемого.

    Стройная (какая?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — стройный;
    • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
    • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

    Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — тоненький;
    • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
    • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
    • синтаксическая роль: часть сказуемого.

    Голубые (какие?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — голубой;
    • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
    • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
    • синтаксическая роль: определение.

    Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — изумительный;
    • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
    • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
    • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

    Морфологические признаки глагола

    Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

    Морфологические формы глаголов:

    • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
    • спрягаемые (личные и безличные) формы;
    • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

    Морфологический разбор глагола

    • начальная форма — инфинитив;
    • постоянные морфологические признаки глагола:
      • переходность:
        • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
        • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
      • возвратность:
        • возвратные (есть -ся, -сь);
        • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • вид:
        • несовершенный (что делать?);
        • совершенный (что сделать?);
      • спряжение:
        • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
        • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
        • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
    • непостоянные морфологические признаки глагола:
      • наклонение:
        • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
        • условное: что делал бы? что сделал бы?;
        • повелительное: делай!;
      • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
      • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
      • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
      • число;
    • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
      • сказуемым: Быть сегодня празднику;
      • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
      • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
      • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
      • обстоятельством: Я вышел пройтись.

    Морфологический разбор глагола пример

    Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

    Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

    Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — послать;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

    Какая тишина, прислушайтесь.

    Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

    • начальная форма — прислушаться;
    • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

    — Его нужно предостеречь.

    — Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

    — Что за правила?

    — Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

    Предостеречь (что сделать?) — глагол;

    • начальная форма — предостеречь;
    • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
    • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

    Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — знать;
    • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Нарушать (что делать?) — слово глагол;

    • начальная форма — нарушать;
    • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
    • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

    Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — подождать;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Вошел (что сделал?) — глагол;

    • начальная форма — войти;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Эпидемический процесс — непрерывное взаимодействие на видовом и популяционном уровнях неоднородных по эволюционно-сопряженным признакам отношения друг к другу возбудителя-паразита и организма человека в необходимых и достаточных социальных и природных условиях, проявляющееся манифестными и бессимптомными формами инфекции, распределяющимися среди населения по территории, времени и группам риска заражения и (или) заболевания.

    До XIX века понятия «эпидемический процесс» не существовало. Одно из первых представлений об эпидемии сформулировал Ozanam (1835). Развивали идеи эпидемиологии и понятия «эпидемический процесс» А. Лаверан (A. Laveran)(1877), П. И. Лукин (1836), И. И. Равич (1873), Larousse (1863), A. Gottstein (1897), Д. К. Заболотный (1927), К. Сталибрасс (1930). Впервые понятие «эпидемический процесс» ввел Л. В. Громашевский (1941). Уточнил содержание понятия «эпидемический процесс» В. Д. Беляков (1976). Позднее В. Д. Беляков выдвигает положение о саморегуляции эпидемического процесса (1987). Б. Л. Черкасский (1985) публикует серию работ об эпидемическом процессе как экосистеме.

    Учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

    • причина и условия (факторы) эпидемического процесса;
    • механизм развития эпидемического процесса;
    • проявления эпидемического процесса.

    В первом разделе вскрывается сущность эпидемического процесса, то есть внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс. В клинической медицине, где на организменном уровне изучается патологический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией.

    Во втором разделе учения об эпидемическом процессе излагается механизм его развития. Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс. На организменном уровне изучения патологического процесса аналогичный раздел в клинической медицине называется патогенезом.

    В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса, то есть систематизируются материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинической медицины, изучающий признаки патологического процесса, называется семиотикой.

    Причина и условия (факторы) эпидемического процесса[править | править код]

    Эпидемический процесс протекает непрерывно во времени и пространстве. При этом биологические факторы (взаимодействие гено- и фенотипически неоднородных по своим признакам популяций паразита и хозяина) формируют причины развития эпидемического процесса, а социальные и природные факторы — регулируют условия развития эпидемического процесса. Эпидемический процесс существует только при одновременном наличии причины и условий.

    Биологический фактор[править | править код]

    Биологический фактор — паразитарная система «паразит-хозяин», в которой обе взаимодействующие стороны проявляют определённые свойства (паразит — паразитизм и патогенность, хозяин — восприимчивость).

    Социальные факторы[править | править код]

    Социальные факторы — это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

    К социальным факторам относятся:

    • социальное развитие;
    • социальная активность населения;
    • санитарное благоустройство населенных пунктов.

    Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются: повышение качества жизни и питания, а как следствие — улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могу послужить: повышение количества лиц, употребляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения — распространение ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита; ухудшение состояния экологии — снижение иммунитета.

    Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества.

    Уровень санитарного благоустройства населенных пунктов оказывает непосредственное влияние на интенсивность развития эпидемического процесса. Сюда относятся состояние систем водоснабжения, водоотведения, сбора и удаления твердых и пищевых отходов и т. д.

    Природные факторы[править | править код]

    Природные факторы — это совокупность природных условий, способствующих или препятствующих проявлению эпидемического процесса.

    К природным факторам относятся:

    • биотические элементы;
    • абиотические элементы.

    Биотические элементы — это компоненты живой природы. Примером регулирующего влияния биотических элементов при зоонозах является изменение интенсивности течения эпидемического процесса при изменении численности грызунов (интенсивности эпизоотического процесса) при природно-очаговых инфекциях. При трансмиссивных зоонозах численность и миграции членистоногих переносчиков оказывает регулирующее влияние на интенсивность протекания эпидемического процесса.

    Абиотические элементы — это климат и ландшафтно-географические условия. Например, чем ближе к экватору, тем выше разнообразие нозологических форм инфекционных болезней.

    Механизм развития эпидемического процесса[править | править код]

    В соответствии с первым законом Л. В. Громашевского, эпидемический процесс развивается по триаде:

    • источник возбудителя инфекции;
    • механизм передачи возбудителя инфекции;
    • восприимчивый организм.

    Источник возбудителя инфекции[править | править код]

    Источник возбудителя инфекции — зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей.

    Резервуар источника возбудителя инфекции — совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов — домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов — абиотические объекты окружающей среды.

    Механизм передачи возбудителя инфекции[править | править код]

    Механизм передачи возбудителя инфекции — способ перемещения паразита из больного организма в здоровый, обеспечивающий его существование как биологического вида.

    Второй закон Л. В. Громашевского гласит: механизм передачи возбудителя инфекции зависит от основной эпидемической локализации возбудителя (варианты эпидемической локализации возбудителя: кровь, фекалии, слизь, чешуйки кожи).

    Эволюционно сформировавшиеся системы соответствия основной локализации возбудителя в организме и механизма передачи

    Локализация в организме Механизм передачи
    Наружные покровы (кожа, некоторые открытые слизистые оболочки — конъюнктива, наружные отделы половых органов) Контактный (прямой и непрямой контакт)
    Дыхательные пути Аэрогенный
    Желудочно-кишечный тракт Фекально-оральный
    Кровеносная система (кровь, эндотелий кровеносных сосудов) Трансмиссивный (векторный) — за счет эктопаразитов-членистоногих

    Путь передачи — определённая совокупность и последовательность факторов передачи, с помощью которых реализуется механизм передачи.

    Аэрозольный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

    • воздушно-капельный (менингококковая инфекция, ОРВИ; время существования — минуты)
    • воздушно-пылевой (скарлатина, туберкулез; время существования — сутки, недели, месяцы)

    Фекально-оральный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

    • водный (фактор передачи — вода)
    • пищевой (фактор передачи — пища)
    • контактно-бытовой (фактор передачи — предметы быта)

    Контактный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

    • прямой (син. непосредственный; источник — человек; пример — половые инфекции)
    • непрямой (син. опосредованный; источник — предмет — человек; пример — микозы)

    Трансмиссивный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

    • естественный (контаминационный — возбудитель выделяется с фекалиями переносчика; инокуляционный — возбудитель вводится со слюной)
    • искусственный (связанный с медицинскими манипуляциями: инъекционный, ассоциированный с операцией, ассоциированный с диагностической манипуляцией, трансфузионный, трансплантационный)

    Фактор передачи — объект окружающей среды, с помощью которого возбудитель перемещается из больного организма в здоровый. К факторам передачи относятся: воздух, вода, пища, почва, предметы быта, переносчики (членистоногие).

    Факторы передачи подразделяются на:

    • начальные,
    • промежуточные
    • конечные.

    Кроме того, факторы передачи можно условно разделить на основные и дополнительные.

    Фазы перемещения паразита:

    • выделение из зараженного организма,
    • пребывание в окружающей среде,
    • внедрение в восприимчивый организм.

    Восприимчивый организм[править | править код]

    Восприимчивость — способность хозяина болеть заболеваниями, вызываемыми возбудителями, что проявляется патологическими и ответными защитными специфическими (иммунитет) и неспецифическими (резистентность) реакциями.

    Восприимчивость подразделяется на:

    • видовую;
    • индивидуальную (генотипическую и фенотипическую).

    Иммунитет — специфическая реакция организма на внедрение чужеродного биологического агента.

    Резистентность — комплекс неспецифических защитных реакций организма.

    Проявления эпидемического процесса[править | править код]

    Эпидемический процесс проявляется заражением хозяина возбудителем с последующим заболеванием хозяина или скрытым носительством паразита хозяином, а на популяционно-видовом уровне — спорадической заболеваемостью, наличием природного или эпидемического (эпизоотического, эпифитотического) очага инфекции, вспышкой, эпидемией (эпизоотией, эпифитоотией) или пандемией (панзоотией, панфитотией).

    Проявления эпидемического процесса по интенсивности[править | править код]

    Спорадическая заболеваемость — заболеваемость, характерная для данного сезона года, данного коллектива, данной территории (единичные случаи заболеваний, эпидемически не связанные между собой).

    Эпидемическая заболеваемость — обратная спорадической: нехарактерное, временное повышение уровня инфекционной заболеваемости (групповая эпидемически связанная между собой заболеваемость). Принцип разделения эпидемической заболеваемости на эпидемическую вспышку, эпидемию и пандемию — территориальные и временные параметры.

    Эпидемическая вспышка — кратковременное повышение заболеваемости в пределах одного коллектива, длящаяся в течение 1-2 инкубационных периодов.

    Эпидемия — повышение уровня заболеваемости до региона (области) и охватывающая, как правило, один сезон года.

    Пандемия — повышение уровня заболеваемости, длящееся несколько лет и десятилетий и охватывающее континенты.

    Проявления эпидемического процесса по неравномерности[править | править код]

    Неравномерность проявлений эпидемического процесса по территории.

    см. также: эпидемический очаг

    В основе деления неравномерности проявлений эпидемического процесса по территории лежит ареал резервуара инфекции:

    • глобальный ареал (человек — резервуар антропонозов);
    • региональный ареал (природно-очаговые зоонозы).

    Неравномерность проявлений эпидемического процесса по времени.

    • цикличность: причина — процесс саморегуляции паразитарной системы паразит-хозяин (фазность перестройки) в многолетней динамике;
    • сезонность (действие факторов в годовой динамике);
    • нерегулярные подъёмы заболеваемости.

    Неравномерность проявлений эпидемического процесса по группам населения.

    Признаки, по которым население подразделяются на группы, классифицируются на формальные и эпидемически значимые. Распределение населения по формальным признакам:

    • возрастные группы;
    • профессиональные группы;
    • по месту проживания: городские и сельские жители;
    • неорганизованное население и организованные коллективы.

    Распределение населения по эпидемически значимым признакам осуществляется на основе логических умозаключений эпидемиолога и может включать различные признаки: привитость и непривитость и т. д.

    Социально-экологическая концепция эпидемического процесса[править | править код]

    Социально-экологическая концепция, созданная Б. Л. Черкасским (1990), с позиций системного подхода вскрывает иерархическую структуру системы эпидемического процесса и выявляет функциональные взаимосвязи между явлениями, свойственными разным уровням его структуры.

    Согласно этой концепции, эпидемический процесс представляет собой сложную многоуровневую целостную систему, обеспечивающую существование, воспроизведение и распространение паразитических видов микроорганизмов в человеческом обществе.

    В структуре собственно эпидемического процесса были выделены два уровня:

    • соцэкосистемный (высший);
    • экосистемный (низший), который входит в состав соцэкосистемного в качестве его подсистемы.

    Соцэкосистемный уровень (так же, как и эпидемический процесс в целом) — биосоциальное (социально-экологическое) явление, экосистемный — биоэкологическое.

    Экосистемный уровень — это эпидемиологическая экосистема, то есть паразитарная система (взаимодействие популяций паразита и его биологических хозяев) в сочетании с окружающей её природной экологической средой.

    На экосистемном уровне реализуется принцип саморегуляции на основе положительных и отрицательных обратных связей, свойственный всем живым системам. Одним из механизмов саморегуляции паразитарных систем является реализуемый в них общебиологический принцип гетерогенности (неоднородности) структуры составляющих их популяции паразита, переносчиков и биологических хозяев. Составным звеном механизма саморегуляции паразитарных систем является и механизм передачи паразитов, обеспечивающий взаимодействие их популяций с популяциями биологических хозяев внутри паразитарной системы и взаимодействие этой паразитарной системы с абиотическими и биотическими объектами окружающей среды (вода, почва и др.) в пределах эпидемиологической экосистемы.

    Паразитарная система дискретна, то есть состоит из отдельных особей в популяции хозяина, в организме каждого из которых развивается инфекционный процесс в виде клинически выраженных заболеваний или носительства. Инфекционный процесс является причиной формирования источника возбудителя инфекции. Реализация же того или иного механизма передачи превращает происходящее на организменном уровне взаимодействие паразита и хозяина в межпопуляционное взаимодействие экосистемного уровня, поэтому паразитарная система эпидемического процесса включает в себя иерархию множества инфекционных процессов. Без учёта роли механизма передачи понятие «взаимодействие популяций паразита и хозяина» становится умозрительной абстракцией.

    Иерархия инфекционного процесса также имеет многоуровневый характер, включая в себя ряд соподчиненных уровней:

    • организменный (собственно инфекционный процесс, взаимодействующими подсистемами которого являются организменная субпопуляция паразита и система биологического равновесия макроорганизма),
    • тканево-органный (взаимодействие локальной субпопуляции паразита и специфической организации отдельных органов и тканей макроорганизма),
    • клеточный (система: особь паразита — клетка организма хозяина),
    • субклеточный, или молекулярный (взаимодействие генетических аппаратов и биологических молекул паразита и хозяина).

    В структуре эпидемического процесса высшим является соцэкосистемный уровень, в состав которого эпидемиологическая экосистема входит в качестве внутренней подсистемы. Второй внутренней подсистемой здесь является социальная организация человеческого общества. Причиной возникновения и существования эпидемического процесса является взаимодействие этих двух его составных подсистем. При этом социальная подсистема служит регулятором процессов в эко-системе.

    См. также[править | править код]

    • Вирулентность
    • Вирусная нагрузка
    • Индекс репродукции
    • Инфицирующая доза
    • Контагиозность
    • Патогенность

    Литература[править | править код]

    1. Беляков В. Д., Яфаев Р. Х. Эпидемиология: Учебник.-М.: Медицина, 1989.-416 с.:ил.-(Учеб. лит. для студ. мед. ин-тов).
    2. Беляков В. Д., Голубев Д. Б., Каминский Г. Д., Тец В. В. Саморегуляция паразитарных систем: (молекулярно-генетические механизмы).-Л.: Медицина, 1987.-240 с., ил.
    3. Бургасов П. Н., Сумароков А. А. Эпидемический процесс // Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1986. — Т. 28 : Экономо — Ящур. — 544 с. : ил.
    4. Зуева Л. П., Яфаев Р. Х. Эпидемиология: Учебник.-СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2005.-752 с.: ил.
    5. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней: В 2 т. Т. I / В. М. Болотовский, А. М. Зарицкий, А. И. Кондрусев и др. Под ред. В. И. Покровского.-М.:Медицина, 1993.-464 с.: ил.
    6. Черкасский Б. Л. Эпидемиологический диагноз.-Л.:Медицина, 1990.-208 с.:ил.-(Б-ка практич. врача).
    7. Черкасский Б. Л. Системный подход в эпидемиологии.-:Медицина, 1988 с.:ил.
    8. Черкасский Б. Л. Руководство по общей эпидемиологии.-:Медицина, 2001 с.:ил.

    Ссылки[править | править код]

    • Эпидемиолог.ру
    • Громашевский Лев Васильевич — статья из Большой советской энциклопедии. 
    • Лаверан (Laveran) Шарль Луи Альфонс — статья из Большой советской энциклопедии. 

  • Эпидобстановка как пишется правильно
  • Эпидемобстановка как правильно пишется
  • Эпиграфы к сочинению о любви
  • Эпиграф о любви для сочинения
  • Эпидемиус рассказ все части