Энергоинформационное поле сказки примеры

Арт-терапия в работе с детьмигод: 2007автор: киселева м.в.издательство: спб.: речьжанр: практическая психология. психотерапияisbn: 5-9268-0408-6язык: русскийформат: pdfкачество: распознанный текст без ошибок

Арт-терапия в работе с детьми

Год: 2007
Автор: Киселева М.В.
Издательство: СПб.: Речь
Жанр: Практическая психология. Психотерапия
ISBN: 5-9268-0408-6
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 160

Описание: В книге представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми, описаны принципы построения арт-терапевтической работы в лечебных и образовательных учреждениях, приведены упражнения различной тематики.

Книга будет полезна для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми, а также для родителей.

Оглавление

Введение
Глава 1. ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО
Глава 2. ИЗОТЕРАПИЯ
Общие представления об изотерапии
Художественные материалы
Психологическое влияние художественных материалов
Особенности восприятия продуктов творчества клиентов
в изотерапии
Основные этапы изотерапии
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим
процессом
Второй этап: процесс творческой деятельности
Третий этап: феноменологическое интуитивное познание
Четвертый этап: процедура «Что ты видишь?»
Техника медитативного рисунка — мандала
Техника направленной визуализации
Первый этап. Настройка на визуализацию
Второй этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия
Третий этап. Возвращение из путешествия
Четвертый этап. Обсуждение работы
Пример «путешествия»: «Куст роз»
Изотерапия с детьми
Рисование
Методика работы
Тексты инструкций к упражнениям
Пример из практики: «Удивительное решение»
Глава 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ
Общие представления о сказкотерапии
Функции сказок
Принципы психологического анализа сказок
Схема психологического анализа сказок
Энергоинформационное поле сказки
Основная тема
Сюжет сказки
Линия главного героя
Символическое поле сказки
Основные этапы психологического анализа сказок
Арт-терапия в работе с детьми
Сказкотерапия с детьми
Факторы эффективности сказкотерапии
Отсутствие дидактики
Отсутствие четких персонификаций
Образность языка. Метафоричность языка
Психологическая защищенность
Наличие тайны и волшебства
Коррекционные функции сказки
Возможности работы со сказкой
Особенности сказкотерапии с детьми
Основные приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок
2. Рассказывание сказок
3. Переписывание сказок
4. Постановка сказок с помощью кукол
5. Сочинение сказок
Пример из практики: «Невкусный колобок»
Глава 4. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления об игровой терапии
Характерные особенности игры
Игровая терапия с детьми
Основные задачи игровой терапии
Механизм психокоррекционного воздействия
Возможности игровой терапии
Гуманистическая игровая терапия
Организация пространства кабинета игровой терапии
Оборудование кабинета игровой терапии
Пример из практики: «Кораблик-трясучка»
ГЛАВА 5. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о песочной терапии
Механизм психокоррекционного воздействия
Основные задачи песочной терапии
Возможности песочной терапии
Оснащение кабинета песочной терапии
1. Подносы с песком
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
3. Технические устройства
Процесс песочной терапии
Основные вопросы психолога к клиенту
Ключевые характеристики песочных картин
1. Энергоинформационное поле песочной картины
2. Основная идея песочной картины
3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины
4. Конфликтное содержание песочных картин
5. Ресурсное содержание песочной картины
6. Символическое поле песочной картины
Семейная песочная терапия
Песочная терапия с детьми
Пример из практики: «Ожившее дерево»
Оглавление
Глава 6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Общие представления о музыкальной терапии
Использование музыкальной терапии
История возникновения музыкальной терапии
Механизмы воздействия музыки на человека
Музыка и телесные реакции
Кабинет для музыкотерапии
Терапевтические отношения
Музыкальное сопереживание и резонанс
Музыкальная терапия с детьми
Общие принципы работы
Упражнения
«Музыкальные каракули»
«Дирижер»
«Свободный танец»
«Спонтанное рисование под музыку»
Пример из практики: «Музыкальное общение»
Глава 7. ФОТОТЕРАПИЯ
Общие представления о фототерапии
Возможности фотографии (слайда)
Психологические функции фотографии
Фототерапия (слайд-терапия) с детьми
Пример из практики. Занятие со слайдами
Глава 8. АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Групповая работа: программа психолого-коррекционной работы
с семьей
Примерная тематика теоретических занятий в родительских
группах
Примерная тематика практических занятий в родительских группах
План практических занятий с детско-родительской группой 1
Индивидуальная форма арт-терапевтической работы с детьми
Работа с психосоматическими расстройствами
Пример из практики: «Лечебная мандала»
Работа со страхами
Пример из практики: «Страх ушел»
Глава 9. АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Подготовка к проведению занятий
Групповая работа. Формирование групп
Формы регистрации и обратной связи
Основные принципы арт-терапевтических упражнений
Упражнения
Тема 1. Я
«Автобиография»
«Прошлое/настоящее/будущее»
«Моя неделя, мой день, моя жизнь»
«Космический корабль (направленная визуализация)»
«Безопасные места (направленная визуализация)»
«Моя карта»
Арт-терапии в работе с детьми
«Исполнение мечты»
«Я хочу
«Любимая вещь»
«Мой сон»
«Я
«Воображаемый зверь»
«Что мне в себе нравится
«Мой портрет в лучах солнца»
Тема 2. Мои чувства
«Мое настроение»
«Чувства»
«Ларец счастья (визуализация)»
«Сундук того, что меня огорчает (визуализация)»
«Противоположные чувства»
«Издание буклетов в обложках с названиями»
Тема 3. Мое тело
«Что говорят газеты»
«Карта моего тела»
«Рисунки тела»
Тема 4. Я и общество
«Дружба»
«Портреты того, что внутри/снаружи»
«Преодоление»
«Я хочу/я могу сделать»
Тема 5. Я работаю в группе
«Опиши и нарисуй»
«Прекрасный сад»
«Фруктовый/овощной салат»
«Следуй за лидером»
«Поэтапный рисунок»
Приложение 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА
Белый цвет
Красный цвет
Оранжевый цвет
Желтый цвет
Зеленый цвет
Голубой цвет
Синий цвет
Фиолетовый цвет
Серый цвет
Коричневый цвет
Черный цвет
Приложение 2. АНКЕТА «ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК»
Литература

Скриншоты страниц

Стивен Аллан Спилберг появился на свет 18 декабря 1946 года в ортодоксальной еврейской семье. Его бабушка и дедушка по отцовской линии родились в Украине и иммигрировали в США в начале прошлого века.

Свой первый фильм будущий король блокбастеров снял в 12 лет. Это было крушение поезда с использованием игрушечных поездов, этакая деконструированная версия «Прибытия поезда». Через год уже получил первый приз – госпремию за короткометражку, где снял одноклассников. Спилберг не поступил в киношколу Университета Южной Калифорнии из-за плохих оценок, однако на киностудии ему поверили. Первой профессиональной работой Спилберга стала серия сериала «Сумеречная зона». Режиссеру было всего 22 года.

Феномен Спилберга заключается в его безукоризненном владении жанром: практически любую историю он умеет рассказывать захватывающе и ярко. «Челюсти» (1975) – образец хоррора, «Парк Юрского периода» (1993) поднял новую всемирную волну «динозавромании», цикл про Индиану Джонса – образец авантюрного блокбастера, «Инопланетянин» (1982) и «Близкие контакты третьей степени» (1977) – эталонная кинофантастика, «Список Шиндлера» (1993) моментально стал классикой драмы о Холокосте, а без «Спасти рядового Райана» (1998) не обойтись при разговоре о военной драме.

С суммарными 34 «Оскарами», миллиардным состоянием и колоссальным авторитетом Спилберга, безусловно, можно назвать некоронованным королем Голливуда.

В 1994 году режиссер создал фонд USC Shoah Foundation, который занимается сохранением свидетельств людей, переживших Холокост. Фонд также документирует истории людей, переживших другие массовые убийства XX века, в том числе в Камбодже и Руанде.

Вместе с супругой Кейт Кэпшоу Спилберг являются основателем «Фонда праведников», который распределил более 100 миллионов долларов в грантах различным еврейским организациям. В 2021 году режиссер получил ‟Еврейскую нобелевскую премию”.

Рассказываем о главных работах Спилберга для большого экрана.

«Шугарлендский экспресс» (1974)

Для своего режиссерского дебюта на большом экране Спилберг использовал подлинную историю супругов-преступников Дент.

Лу Джин Поплин (Голди Хоун) навещает своего мужа Кловиса (Уильям Атертон) с плохой вестью: их сына скоро отдадут приемным родителям. Хотя Кловису осталось сидеть четыре месяца, он соглашается сбежать, чтобы помочь вернуть ребенка. По пути они захватывают в заложники техасского патрульного Максвелла Слайда (Майкл Сакс). Вскоре за ними уже следует караван машин, а бедовые супруги вместе с заложником становятся настоящими поп-звездами.

Спилберг начинает фильм как комедию характеров, чему очень способствует удачный кастинг: простоватая и экспрессивная Лу, рыжий недотепа Кловис, рассудительный Слайд. Впрочем, вскоре комедия переходит в дорожный триллер, а затем и в драму, где нет однозначно правых и виноватых.

Мастерская драматургия принесла Спилбергу его первую весомую награду – приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.

«Инопланетянин» (1982)

Однажды осенью неподалеку от рядового калифорнийского городка приземляется инопланетный корабль. Группа исследователей-гуманоидов собирает образцы растений. Однако правительство не дремлет, посылая на место приземления отряд NASA. Инопланетяне спешно отбывают, забыв менее расторопного сотоварища, которому теперь надо и прятаться от спецслужб, и послать сигнал бедствия. Он обретает неожиданную помощь в лице земного подростка Эллиота (Генри Томас), установившего с пришельцем телепатическую и эмоциональную связь.

Обычно контакт с иной цивилизацией показывался во «взрослой» оптике и с соответствующими драматургическими поворотами. Спилберг же одним из первых передал ситуацию контакта через восприятие ребенка. Для этого он показал бо́льшую часть сцен на уровне глаз Эллиота, а чтобы достичь искренней реакции актеров-детей при расставании с пришельцем, снял фильм в хронологическом порядке.

В результате получилась добрая и веселая сказка, отдельные моменты которой – полет мальчика и пришельца на велосипеде на фоне Луны или массовое бегство лягушек из школы – стали хрестоматийными. «Инопланетянин» имел сенсационный успех, полтора десятка лет продержался на первой строчке среди самых кассовых фильмов американского проката, а киноакадемики присудили картине 4 «Оскара».

«Список Шиндлера» (1993)

В основу сценария Спилберг положил роман Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», повествующий о промышленнике и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев во время Холокоста. Слоганом фильма выбрана цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».

В визуальном воплощении Спилберг избрал единственно верный вариант: черно-белый. Цвет появляется на несколько минут в прологе, где показана религиозная иудейская церемония, и в документальном послесловии. Еще один впечатляющий акцент – красное платье на маленькой девочке в узловой сцене разгрома краковского гетто.

Спилберг придает протагонисту (Лиам Нисон) неоднозначность, которая делает эволюцию Шиндлера особенно интересной. Поначалу он преследует корыстные мотивы: работа еврейских рабочих обходится дешевле, а трудятся они лучше, чем поляки. Однако кровавая ликвидация гетто становится переломным событием, именно с этого момента герой посвящает все усилия и ресурсы спасению людей. Знаменитый список становится настоящим ковчегом посреди ада массового уничтожения, которое Спилберг показывает с ужасающей дотошностью. В эмоциональном финале настоящие спасенные вместе с сыгравшими их актерами кладут камешки на могилу Шиндлера.

«Список» практически сразу после премьеры получил признание как образец драмы о Холокосте, подкрепленное 7 «Оскарами» и многомиллионными прибылями в прокате.

«Спасти рядового Райана» (1998)

Первые 20 минут фильма доказывают умение Спилберга максимально эффектно начинать историю: высадка союзников на Омаха-бич в Нормандии в 1944 году – столь же кровавое, сколь и захватывающее зрелище. Весь сюжет подчинен довольно необычной цели: группе американских военнослужащих под командованием капитана Джона Миллера (Том Хэнкс) поручено доставить с фронта домой парашютиста Джеймса Райана (Мэтт Деймон), высадившегося в тылу противника. Его трое братьев уже погибли, и командование хочет уберечь семью от получения сразу четырех похоронок. Теряя бойцов, пройдя через опаснейшие испытания, отряд Миллера находит Джеймса, но остается с ним для защиты стратегически важного моста.

Реализм, размах батальных сцен, отборный актерский ансамбль позволяют Спилбергу вновь создать эталон жанра. Однако особенность этой фронтовой драмы в подчеркнуто гуманистическим посыле: здесь главное не выполнение приказа любой ценой, не пафос уничтожения врага, а спасение жизни простого солдата.

Фильм отмечен 5 «Оскарами».

«Линкольн» (2012)

Спилберг сосредотачивается на ключевом моменте президентства Авраама Линкольна (Дэниэл Дэй-Льюис): проведении запрещающей рабство поправки к Конституции США через Палату представителей и завершении таким образом Гражданской войны. Даже ближайшие советники главы государства не верят, что это возможно,– что уж говорить об оппозиции в обеих партиях.

Линкольн оказывается среди многих огней: с одной стороны, ему нужно закончить братоубийственную войну, с другой – не поддаться сторонникам рабства, с третьей – на него давят радикальные аболиционисты во главе с Таддеусом Стивенсом (Томи Ли Джонс), недовольные осторожностью президента.

Линкольн в исполнении Дэй-Льюиса доброжелателен, остроумен, говорит притчами и похож на уравновешенного восточного мудреца. Спилберг вписывает главного героя как своего рода центр равновесия в грандиозную картину исторических изменений. Битвы на поле брани, в залах заседаний, в политических кулуарах, столкновение сильных характеров, напряженный эпизод финального голосования – «Линкольн» являет собой образцовую историко-политическую драму.

Фильм получил два «Оскара» за лучшую мужскую роль (Дэниэл Дэй-Льюис) и за лучшую работу художника (Рик Картер, Джим Эриксон).

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь».

Задачи:

  • вспомнить изученные литературные произведения и их авторов (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; А.Н. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);

  • вспомнить значение слов «строфа», «рифма», уметь находить их в тексте;

  • понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;

  • развивать читательские и речевые умения учащихся;

  • знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности (олицетворение);

  • развивать и обогащать устную речь учащихся;

  • формировать умение работать в группах;

  • развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

Тип урока:

  • урок-обобщение.

Оборудование:

  • учебник;

  • компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и постановка цели.

— Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

(поэтическая тетрадь).

— С творчеством каких писателей мы познакомились?

— Какие произведения прочитали?

(Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»;

Алексей Николаевич. Плещеев «Дети и птичка»;

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»;

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»;

И.А. Бунин «Листопад»).

— Вы догадываетесь, что объединяет стихи этих поэтов?

— О чем все эти стихотворения? (о природе)

— Давайте подумаем, только ли о природе говорят эти стихи?

— Что даёт нам понять поэт через описание пейзажа? (передает настроение, чувства, мысли человека).

— Что такое пейзаж? (слайд 1)

Пейзаж  — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная (не тронутая рукой человека) человеком природа.

— Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

— Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?

Пейзажная лирика — это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

— Что такое лирика?

Лирика — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

— Сегодня мы вспомним и обобщим ваши знания по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь» и попробуем увидеть и почувствовать природу глазами поэтов. Для этого выполним задания.

ΙΙΙ.  Работа по разделу.

  1. Кто автор этих строчек?

— На слайде будет появляться отрывок из стихотворения, вы должны сказать из какого это произведения и кто автор этих строк. (слайд 2)

— Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

(Н.А. Некрасов «Школьник»).

— Объясните выражение, «невеселая дорога»? (Невеселая дорога — значит, на пути много трудностей. Оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту).

(слайд 3)

— Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(«Весна» Е.А. Баратынский)

(слайд 4)

— Что значит лазурию слепит? (Лазурит – это минерал, блеск и мерцание на свету всех небесных оттенков).

(слайд 5)

— Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым мгновеньем –

Лишь два крыла.

(«Бабочка» А.А. Фет)

(слайд 6)

— Что такое бархат? (Бархат – это шелковая ткань с коротким мягким ворсом на одной из сторон).

(слайд 7)

— В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями

Чуть заметен над лесом туман

Тёплый вечер прозрачно румян…

( И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»).

  1. Литературные исследователи.

Класс делится на три команды.  Один человек из каждой команды вытягивает карточку с заданием, заранее подготовленным учителем. Даётся время на подготовку. Затем каждая команда, по очереди, отвечает на свои вопросы.

Карточка 1.

Что такое олицетворение?

Прочитайте стихотворения И. А. Бунина «Листопад», И. С. Никитина «В синем небе…».

Выпишите из этих стихотворений олицетворение.

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.(слайд 8)

  • Лес стоит над светлою поляной.

Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

  • В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Вопросы всему классу:

— Зачем поэты используют олицетворение в стихотворениях?

— Что нам помогает почувствовать и понять, олицетворение?

— Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей.

 Олицетворение помогает нам понять, что самые разные явления имеют отношение к нам, людям, что все, нас окружающее, живет своей особой жизнью. Благодаря олицетворению мы не только видим живую картину, но и испытываем вместе с писателем радостное чувство родства и единения со всем миром.

Карточка 2.

Прочитайте стихотворения  

Н. А. Некрасова “В зимние сумерки…”, А. А. Фета “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко…. .

Приведите примеры рифм.

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.(слайд 9)

Карточка 3.

Что такое строфы?

Найдите и выпишите примеры таких стихотворений.

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в

каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.(слайд 10)

Примеры таких стихотворений. (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки…” (стр. 148), А. А. Фет “Весенний дождь” (стр. 141), Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко…” (стр. 139).

Вопросы всему классу:

— Как вы думаете, для чего поэт делит стихотворения на строфы? (Каждая строфа имеет свой смысл, придает отрезку завершенность).

  1. Игра «Акростих».

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.(слайд 11)

— Представим себя поэтами. Группы остаются те же.

На слайде по вертикали написано слово (природа). Каждая группа пишет свой акростих. Даётся время на подготовку. Затем каждая группа зачитывает свое стихотворение.

— Мы изучили стихотворения поэтов 19 века. Это была любимая игра в России в XIX в.

  1. Нарисовать картину. (слайд 12)

— Представим себя художниками. На слайде будут появляться строки, знакомого вам стихотворения Ивана Саввича Никитина «В синем небе плывут над полями…», а вы, по очереди, выходите к доске и рисуете по одному предмету. В результате у нас получится картина, которой мы закончим изучение раздела «Поэтическая тетрадь».

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

ΙV.  Итог урока.

  • Эндрю лэнг цветные сказки
  • Эмоционально окрашенные слова примеры из сказок
  • Эндрю как пишется по английски
  • Эмоционально положительный как пишется
  • Эмоционально устойчивая как правильно пишется