Элементы народной сказки как один мужик двух генералов прокормил

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества салтыкова-щедрина. никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История создания

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция и конфликт

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д. 

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Темы

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях): 

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Чему учит?

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Средства выразительности

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

Элементы народной сказки как один мужик двух генералов прокормил

Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Критика

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы. 

Автор: Михаил Щепин

Конспект урока литературы в 7 классе.

ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил»

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные 1.Кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;углубить знания о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования; 2.На основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.

развивающие сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся.

воспитательные воспитать читателя с активной гражданской позицией.

ЭПИГРАФ УРОКА: Сказка – умное чудо.

А. Шаров

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портрет писателя, учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

ТЕХНОЛОГИИ УРОКА:

1. Групповая технология.

2. Информационно-коммуникационная технология.

3. Здоровьесберегающая технология – элементы.

4. Игровая – элементы.

5.Личностно-ориентированная.

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Опрос. Эвристическая беседа

Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет». В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?

— Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…

Саид.

— Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было про­фессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем за­помнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления?

— Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно от­личался от большинства чиновников.

Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком.

А что вы знаете о писателе?

БИБЛИОГРАФЫ. Презентация (Слайд 1-16)

Аналитическая беседа

— Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Он изобразил вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров.

А сейчас мы попробуем угадать сказки Салтыкова-Щедрина по картинкам:

Слайды

(Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)

— А о чём эти сказки, ребята?

— А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?

— Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке

— Правильно, а в каком веке живем мы с вами?

— А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?

— Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!

-Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?!

А кто вообще такой современник?

— Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…

— Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя. В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий избегать жесткой цензуры.

— Ребята! Что оно значит? Слайд 19-20

— Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.

— Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?

— Так вот, сказки Щедрина — это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой.

4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

— Ну, а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и высмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

Давайте вспомним основные принципы народной сказки.

Повествование (рассказ о событиях).

Элементы волшебства, чудес.

Необычные, сказочные герои.

Неконкретное место.

Добро побеждает зло.

В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом?

Сказочный зачин – жили да были;

Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

Устойчивые выражения: по щучьему велению, по моему хотению; долго ли коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать…

Чем же отличается сказка Салтыкова-Щедрина от традиционной-народной?

( Сказка литературная, т.е. у сказки есть автор).

Ребята,вы должны были дома выписать слова,которые совершенно не подходят к стилю сказки…

Словарная работа:

Служить – исполнять обязанности, работать.

Примите уверения — поверьте.

Упразднили – закрыли, отменили.

Тунеядец – человек, который живет за чужой счет.

Рандеву-

Фестиваль-

Каллиграфия-

Частный пристав-

Объясните их значения.

— В каком стиле используются такие слова? (Официально-деловой).

— Как вы думаете, ребята, для чего Салтыков-Щедрин использует именно эти слова? (Вводит их для комического эффекта).

5. Релаксация (Видеоролик)

Прежде чем перейти к с следующему этапу урока, немножко отдохнём. Закроем глаза, перенесемся отсюда на необитаемый остров и послушаем шум дождя и перенесемся на необитаемый остров.( 2мин музыка)

6.Инсценировка. Мальчики.

— Согласитесь, что сказка смешная. Кого высмеивает автор? (Генералов).

— Как изображены генералы? Слайды 3,4,5. Иллюстрация.

— Расскажите, чем они вас удивили или даже рассмешили?

1 Генералы не знают того, что известно каждому ребенку: что булки не

растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать…

2. Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу…

3. Смешно от их вида: они в ночных рубахах, спят под одним одеялом.

4. Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища

кругом растет, плывет и бегает.

— Где и как служили генералы?

— О чем говорит эпитет «какой-то»?

— И вот в руках у них газета «Московские ведомости». Для чего упоминается именно эта газета? ( освещала неактуальные вопросы и проблемы. В форме гиперболы, т.е. преувеличения, автор указывает читателю на газету, в которой говорится только о еде).

— Все мысли генералов о еде. Вспомним, кого они чаще всего упоминают в своих разговорах?

— А если говорить о месте действия. Где жили генералы? (Петербург).

Слайд 8.

— Какой выход находят генералы? (стр.269… «найти мужика»).

— О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов?

— К кому можно отнести слово тунеядец?

— Как мужик угодил генералам?

(Мультфильм).Отрывок (3мин) Анаилиз эпизода

Изменилось ли отношение генералов к мужику? ( Однако и о мужике не забыли…»).

— Таким образом, автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.

— Каким мы видим мужика в сказке? ( Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

— Какие чувства вызывает у вас мужик, когда плетет себе веревку?

— Почему так покорен мужик?

— Автор смеется над генералами и мужиком. Одинаков ли этот смех?

Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Над генералами смеется зло, издевается над их беспомощностью и над их самомнением.Салтыков показал, как быстро возникает у них звериный инстинкт.

— А как высмеивает Михаил Евграфович мужика? Высмеивает его по- другому. Писатель восхищается им, его трудолюбием, способностью выполнить самую трудную работу. В то же время автор недоумевает, как мужик может быть таким покорным и безропотным?

В этом мужике — вся Россия. Крестьянская Россия противоречива. Она сочетает в себе талант, трудолюбие и безмерную покорность. Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

Но генералы не забыли мужика — наградили его рюмкой водки да пятаком серебра.

Воспитательный момент:

Давайте составим сравнительную характеристику героев сказки:

Генералы ,глупы,ничтожны ,злы,невежественны, тунеядцы ,

трусливы, жадны, ,ленивы

Мужик трудолюбивый ,изобретательный ,сметливый ,ловкий ,

покорный ,находчивый ,терпеливый.

-Что же хотел автор нам донести , какие выводы мы должны для себя сделать?

-Ребята,а были другие писатели, поэты ,которые писали о тяжелой участи крестьян?

Вспоминается стихотворение Некрасова «Железная дорога», где строители-мужики награждены были за каторжный труд бочкой вина. Поэтому можно сказать, что смех писателя по отношению к мужику в сказке — горький, смех сквозь слезы.

принципиальный Михаил Евграфович часто заступался за бесправных крестьян: «Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа… Очень, слишком даже будет». Эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. И вице-губернатора Салтыкова прозвали «вице-Робеспьером». (Робеспьер — один из лидеров Великой Французской революции, которого в народе называли «неподкупным»).

-Может по урокам истории помните , когда было отменено крепостное право?

(1861г. 3марта Манифестом императора Александра 2)причиной были крестьянские волнения во время Крымской войны.

— Салтыков-Щедрин высмеивает всех героев сказки, используя при этом приемы сатиры: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм, эзопов язык (иносказание).

Вам нужно было найти в тексте и привести примеры из сказки.

Гипербола — булки растут на деревьях…

Гротеск — оказались на необитаемом острове, огромный мужик и маленькие генералы…

Ирония — покорность мужика.

Сарказм — речь генералов, их поведение.

Иносказание — сюжет сказки, поведение героев.

— Используя приемы сатиры, Салтыков-Щедрин высмеивает пороки человеческие, обличает паразитическую сущность генералов, безропотную покорность мужика. И, действительно, автор «грустит вместе с миром, вздыхает с ним». В этих словах слышим боль за всю Россию.

— Поэтому сказка Салтыкова Щедрина «Повесть о том, …»

отличается от народной сказки.

Пункт 3. Здесь обычные герои (генералы и мужик), совершенно не сказочные.

Пункт 4. Изображено конкретное место. Необитаемый остров, как и Петербург – место для чиновников, где они продолжают вести паразитический образ жизни.

Пункт 5. В сказке Салтыкова-Щедрина, как ни печально, зло побеждает добро.

— Таким образом, мы доказали ,что сказка Салтыкова-Щедрина отличается от народной.

— Почему автор обращается именно к этому жанру? (Цензура).

— Как вы думаете, ребята, так ли были наивны работники цензуры?

— Я зачитаю заключение одного из цензоров того времени: « Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже трех копеек, а, следовательно, для простого народа, более чем странно.

То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».

— Как вы думаете, почему Михаил Евграфович хотел издать некоторые свои сказки в брошюре, доступной многим?

(Сказки любят все, понятны многим).

-Построена же сказка на принципе антитезы. А что это такое?

(Антитеза — противопоставление явлений и понятий, контрастных образов)

— В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика)

6. Тестирование (закрепление)

— Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 6 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.

Взаимопроверка

8. Итог урока. Рефлексия.

Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?

— Салтыков-Щедрин всего написал 32 сказки. Появилось ли у вас желание прочесть некоторые из них?

Ранее на уроке мы ставили вопрос: «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете ?

В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?

( каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать и болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)

Как вы понимаете слова писателя: « Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»?

Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречия­ми и по сей день.

Д. Николаев в статье «Смех Щедрина» писал: « Вот уже более века ведутся споры вокруг этого поразительного явления мировой литературы. Как только Щедрина не обзывали! И «балагуром»! И «шутом»! Обвиняли в голом смехачестве, и в отсутствии убеждений И все же только после кончины писателя, уже в 20 столетии, начали по-настоящему сознавать, что за колоссальное явление – сатирический смех Щедрина».

Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство, честь, совесть – вот цель сатирика Щедрина.

Комментирование оценок.

9. Домашнее задание:

Александра Шарова: «Сказка – умное чудо». Слайд 10.

— Как вы можете объяснить эти слова?

Подумайте над эпиграфом и напишите небольшое рассуждение на тему «Почему сказка Салтыкова-Щедрина «Повесть…» остается «умным чудом» и в наше время».

1.Выучить определения терминов (ирония, гротеск, антитеза и др.) ; найти примеры приемов сатиры и выписать их из текста.

2. Подумайте над эпиграфом и напишите небольшое рассуждение на тему «Почему сказка Салтыкова-Щедрина «Повесть…» остается «умным чудом» и в наше время».

3Прочитать сказку «Дикий помещик»

Тесты (1вариант )

1.Как генералы оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.С помощью волшебника

4.Прилетели на ковре – самолете.

2.В чем мужик варил суп?

1.В котелке

2.В пригоршне

3.В кокосовой скорлупке

4.В кастрюле.

3.Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2. «Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4.Как мужики отыскали на острове мужика?

1.По следам, оставленным на песке

2.По звукам балалайки

3.По запаху мякинного хлеба

4.По его крикам.

5.Кем этот мужик работал в Петербурге?

1.Поваром

2.Кузнецом

3.Маляром

4.Извозчиком.

6.Чем генералы наградили мужика?

1.Бутылкой пива

2.Медалью

3.Плетьми

4.Рюмкой водки и пятаком

Тест (вариант 2)

1.В каком виде два генерала прибыли на остров?

1.В мундирах

2.В ночных рубашках

3.В шубах и валенках

4.Раздетые.

2.Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1.Все время спать

2.Научиться работать

3.Найти мужика

4.Поймать зверя.

3.Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1.Пуговицу

2.Орден

3.Тапочки

4.Платок.

4.Из чего мужик сделал силки для птиц?

1.Из собственных волос

2.Из собственной рубахи

3.Из собственных лаптей

4.Из лески.

5.На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1.На Подьяческой

2.На Фонтанке

3.На Литейной

4.На Невском.

6.Как генералы вернулись домой?

1.Заснули и проснулись дома

2.Так же как и попали на остров

3.Их спасли случайно

4.Мужик построил корабль.

Справочный материал

Салтыков-Щедрин – прежде всего сатирик. — Кто такой сатирик?

(Сатирик — обличитель отрицательных явлений действительности

Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.

Антитеза — противопоставление явлений и понятий, контрастных образов.

И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание.

Гротеск — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Гипербола – чрезмерное преувеличение явлений, фактов.

Эзопов язык ( по имени баснописца Эзопа) –тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа.

А кто вообще такой современник. (это тот, кто живёт в одно время с кем-то)

Сказка состоит из зачина ,присказки, концовки, в ней встречаются повторы, эпитеты, гиперболы.

(Зачин – жили да были;

Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

(Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

— Как мы можем обозначить момент появления мужика?

(Появление мужика — кульминационный момент.)

— И все же Салтыков-Щедрин высмеивает всех героев сказки, используя при этом приемы сатиры: гиперболу, гротеск, иронию, сарказм, эзопов язык (иносказание).

— У каждой группы есть задание. Приведите примеры из сказки.

Гипербола — булки растут на деревьях…

Гротеск — оказались на необитаемом острове, огромный мужик и маленькие генералы…

Ирония — покорность мужика.

Сарказм — речь генералов, их поведение.

Иносказание — сюжет сказки, поведение героев.

Словарная работа.

Служить – исполнять обязанности, работать.

Примите уверения — поверьте.

Упразднили – закрыли, отменили.

Тунеядец – человек, который живет за чужой счет.

Рандеву- Фестиваль- Каллиграфия- Частный пристав-

(Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.)

1. История создания произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году.

Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией.

Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

3. Название произведения и его смысл.

Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица в сказовой форме.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.

Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.

Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове.

Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове.

Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове.

Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

7. Система образов произведения.

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.

Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.

Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

8. Композиция произведения.

Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция.

Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка.

В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.

10. Отзыв о произведении.

Легкая для понимания сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» актуальна во все времена. Она и сейчас заставляет о многом задуматься.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»




  • Кого, если не Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина можно назвать мастером обхода цензуры? В своих произведениях он использовал такие образы, исключить которые не мог ни один цензурный кабинет. Казалось бы, как в детской сказке можно донести мысли о том, что крестьяне — фундамент всей жизни общества нашей страны? А автор смог сделать это в произведении «Как мужик двух генералов прокормил»! А как же он смог это сделать и в чем смысл этой сказки? Ниже вы найдете ответы на все вопросы.

    Почему произведение имеет такое название?

    Как вы уже успели заметить, Салтыков-Щедрин определяет жанр произведения, как сказку. Это свойственно автору, ведь так проще обойти жесткую цензуру. В детских произведениях не пишут про политику, именно этим правилом и пользовался Салтыков-Щедрин. Название «Как мужик двух генералов прокормил» используется как раз для этого. По конструкции оно напоминает название старорусских сказаний.

    Также это может быть некой отсылкой на то, что подобное явление (то, что на крестьянах держится все общество нашей страны) наблюдается испокон веков. Ведь если заменить парочку моментов из современной для автора эпохи, то произведение вполне может стать отличным образцом народного творчества древней Руси.

    Сочинения

    Салтыков-Щедрин писатель, которого привлекала такая форма написания произведений, как сказка. Он создал много замечательных работ и одну из них, мы изучили на уроке. Это была Повесть как один мужик двух генералов прокормил, что автор написал в 1869 году.

    Повесть как один мужик двух генералов прокормил сочинение

    Сегодняшний пересказ повести Салтыкова-Щедрина позволяет нам сделать анализ работы писателя. Изучив работу и план повести Как мужик двух генералов прокормил, можно сделать заключение о том, что это замечательное произведение, где автор ставит в противовес невежеству господствующих лиц и их беспомощную дельность к сметливости народа. Писатель в работе показывает паразитирующее господство высших слоев, которые беспощадно эксплуатировали простой народ.

    Если обратится к сюжетной линии, то мы видим, как два генерала по какому-то волшебству оказываются на необитаемом острове. Да не простой этот остров. Он полон всякого изобилия. Здесь куда ни посмотри, везде можно найти еду. Вот только генералы были настолько беспомощными, что даже яблоко с дерева не могли достать. Неизвестно что с ними было бы, если бы не повстречался им мужик. Вот его они и заставили работать. Тот их накормил, напоил, спать уложил. Позже и вовсе доставил обратно домой, где генералов ждала большая накопленная сумма денег. Но, все на что они были согласны, это в знак благодарности отправить мужику рюмку водки и пятак.

    Как видим, Салтыков-Щедрин показывает рабскую покорность крестьян. Ведь несмотря на то, что мужик был сильным, он покорился тунеядцам, а те хоть и беспомощные, однако сумели своей строгостью заставить простого человека на них покорно работать.

    Герои повести Салтыкова-Щедрина

    Героями повести являются непосредственно два генерала и мужик, который их прокормил. Если характеризовать генералов, то это были беспомощные существа, которые, попав на остров, не могли добыть себе даже еды. А между тем, на острове ее было полно, только нужно лишь немного проявить смекалку. Но нет, генералы только и могли, что работать в регистратуре и высказывать заученные фразы. Один из генералов глупый и ленивый, второй ко всему вышеперечисленному был еще и груб.

    Еще один герой произведения — мужик. Это человек, на все руки мастер. За все, что он берется, все получается. Единственный его минус в том, что он безвольный, поэтому, как только увидел людей высшего ранга, сразу стал прислуживать им. Даже плетет веревку, которой позже и будет связан.

    Смысл сказки как мужик двух генералов прокормил

    Смысл повести о генералах и мужике был в том, чтобы показать действительность того времени со всей ее ужасной реальностью под видом сказки, показывая свое отношение к проблемам. Автор поднимает важные проблемы и вопросы, при этом описанные проблемы не теряют своей актуальности и в наше время.

    Мультфильм по сказке Салтыкова-Щедрина

    Скрытый смысл произведения

    Давайте вкратце вспомним суть сказки. Два генерала, всю жизнь проработавших в регистратуре, попадают на необитаемый остров. Они не знают абсолютно ничего, кроме пары фраз, необходимых им на работе. Плакали генералы, но слезами горю не поможешь. Проголодались они. Но тут для них открылась страшная тайна — еда изначально имеет совершенно иной от уже готового блюда вид. Остров, к слову, полон различной растительной еды и дичи. Но не умеют и добывать еду генералы. Так и легли спать голодными.

    Где-то нашли они журнал «Московские ведомости», так и там писали про еду. Все больше и больше убеждались генералы в своем голоде. Дошло даже до драки, но из-за крови они остановились. Утром голод не прошел. Стали генералы думать о том, где и как им раздобыть пропитание. И тогда одному пришла умная мысль. «Нужно найти мужика», — с гордостью заявил тот.

    И вот они его нашли. Лентяй отдыхал под пальмой. Быстро взяли генералы его в оборот. Сразу же он приготовил им еды, раздобыл все, что только те желали. Мужик был умный, поэтому справился со всем. В конце произведения по требованию генералов он строит корабль и возвращает их в Санкт-Петербург. Дали тому водки чекушку и пятак серебра. Заканчивает сказку фраза: «Веселись, мужчина».

    Смысл произведения в том, чтобы показать несостоятельность «уважаемых» людей и простой, но одаренный, ум крестьянства. Генералы не смогли бы и 3 дней протянуть на острове, ведь всю жизнь они только получали блага. Крестьянин-мужчина показал себя настоящим мастером на все руки. Он смог и приготовить еду и построить корабль. Он сделал все, что от него требовалось. Однако награда для него была очень скромна — рюмка водки и пятак.

    Современная интеллигенция не ценит простого, рабочего мужика, хотя на таких все и держится. Именно к этой мысли и подводит нас Салтыков-Щедрин. Он в очередной раз показывает огромнейшую роль крестьян в жизни общества. Без них пропало бы все давно, ведь знать может только принимать балы и веселиться ночами напролет.

    Анализ «повесть о том как один мужик прокормил двух генералов»

    “Как один мужик двух генералов прокормил” – это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина. В этой статье представлен анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод и проблематика произведения. Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Шедрина Анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина Б. Я. Бухштаб: “Вот перед нами сказка о двух генералах и мужике. Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих верхов сметливости и дельности народа. Для того, чтобы ярче показать то и другое, Щедрин переносит двух генералов и “мужика” на необитаемый остров. Остров этот богат и рыбой, и птицей, и плодами, – но неумелые бездарные генералы чуть с голоду не умерли посреди этого изобилия. Генералы избегли голодной смерти только найдя на острове “мужика”. Конечно, и невежество генералов и умелость мужика тут чрезвычайно преувеличены. В действительности не было, конечно, таких генералов, которые не знали бы, что булки из муки делают. Не было, разумеется, и “мужиков”, которые могли бы в пригоршне суп варить. Это сказочные генералы и сказочный мужик. Но сказка давала Щедрину возможность запечатлеть основные качества всех классов его времени – в особенности показать пороки правящих классов – с исключительной цельностью, яркостью и остротой. В сказке о двух генералах он показал паразитизм господствующих классов, нещадно эксплуатирующих народ. Неумелые во всем генералы хорошо умеют заставлять работать на себя “мужика”. Но это удается им только вследствие забитости и приниженности народа. Обнаружив на острове мужика, генералы “накидываются” на него… И огромный “мужичина”, которого на необитаемом острове никто не может принудить, пугается “строгих генералов” и не только начинает как каторжный на них работать, но еще и веревку свивает, чтобы генералы могли на ночь привязать его к дереву. Работает он не только за страх, но и за совесть… В этой сказке Щедрин бичует не только “генералов”, но и “мужика” – за его рабскую покорность своим угнетателям.” (Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге “Сказки” Салтыкова-Щедрина, изд-во “ДЕТГИЗ”, 1946 г.) Я. Эльсберг: “….одна из самых замечательных щедринских сказок – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С первого взгляда может показаться, что действующие лица этой сказки поставлены автором в невероятное, фантастическое положение – они почему-то внезапно… оказываются на необитаемом острове. Но фантастика Щедрина была по самой сути своей глубоко реалистической. “Два генерала” воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники (“генералами” в царской России называли и высших гражданских чиновников) весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию. Щедрин заставляет “двух генералов” оказаться на необитаемом острове, для того чтобы обнажить их социальную сущность, более того – весь характер социальных отношений царской России. Самодержавно-крепостническое государство и классы, интересы которых оно защищает, и после крестьянской реформы (ведь мужик, избранный Щедриным, не крепостной!) угнетают и обирают крестьян – такой вывод великого сатирика. Щедринское сатирическое преувеличение и заострение обладает подлинно реалистическим содержанием. “Генералы” убеждены в том, что… народ должен отдавать им плоды своего труда, должен проливать ради них пот и кровь. Эта власть над мужиком, которой обладают “генералы”, убедительно иллюстрирует силу крепостнических пережитков во всем общественном строе пореформенной России. Рассказывая, что мужик дал себя связать веревкой, которую он сам же свил, Щедрин указывает тем самым на политическую темноту, несознательность народных масс того времени, покоряющихся своим эксплуататорам и собственными руками строящие те тюрьмы, куда царское правительство заключало крестьянских вожаков и русских интеллигентов. С болью и горечью видел Щедрин эти черты политической забитости и пассивности, но он был глубоко убежден в том, что народ сумеет подняться на революционную борьбу. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”, как и в других своих сказках, Щедрин углубляет мысли русских народных сказок. Глупость и жадность барина, ум и сметливость мужика – один из обычных мотивов русских народных сказок. В этот мотив Щедрин вложил новое политическое содержание. На примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” можно также уяснить себе сущность так называемой “эзоповской манеры” Щедрина. Цензура не позволяла сатирику прямо ставить в своем творчестве политические вопросы, обличать самодержавие, и Щедрин применял поэму эзоповскую, то есть иносказательную, манеру, берущую свое название от древнегреческого баснописца Эзопа. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь сказку о каких-то двух отставных чиновниках и одном мужике, на самом же деле в это произведение вложено огромное и обобщающее социальное содержание – вопрос о взаимоотношениях народа и господствующих классов. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь облеченный в сказочную форму бытовой эпизод, рисующий, как два генерала заставили одного мужика работать на себя, на самом же деле речь идет о всей политике угнетения и обирания крестьянства, проводимой царскими чиновниками и помещиками.” (вступительная статья Я. Эльсберга, “Рассказы, очерки, сказки”, М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во “Детгиз”, 1951 г.) Отрывок из книги “М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”: “Каким энергичным, предприимчивым, удачливым в своих трудовых начинаниях изображен мужик! Всякая работа спорится в его руках, из самых затруднительных положений умеет он найти выход. Но, увы! что ни сработает мужик – не ему на пользу это идет. Что он ни напечет, ни изжарит – все попадает в ненасытные утробы тунеядцев-генералов. И естественным выводом из “Повести” является мысль: как весело, привольно, сытно, счастливо мог бы жить мужик, если бы не необходимость обслуживать генералов, под которыми сатирик разумеет эксплуататорские классы в широком смысле этого слова. …только писатель, пламенно любящий свою родину и свой народ, глубоко уважающий его, мог создавать такие произведения, как “Повесть о мужике” или “Коняга”.” (“М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”, cост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.) А. С. Бушмин: “С горькой иронией изобразил Салтыков рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громаднейший мужичина, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно, кислое». Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен был генералам за то, что они «мужицким его трудом не гпушалися». Трудно себе представить более рельефное изображение силы и слабости русского крестьянства в эпоху самодержавия. Едва ли, например, можно было доходчивее, ярче, остроумнее передать идею о социальном антагонизме и о деспотической сущности самодержавия, чем это сделано в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». …веселое издевательство над дворянами-паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)…” (А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», “Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах”, том 16 (часть 1), 1974 г.) Это был анализ сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод, проблематика произведения.

    Новик Надежда Григорьевна,

    учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

    Конспект урока литературы по теме: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

    Цель урока: понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества, определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

    Задачи:

    образовательные:

    • познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии Салтыкова-Щедрина;

    • показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;

    • показать художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;

    • формировать навыки исследовательской работы с текстом;

    • актуализировать понятия сказка, сатира, рассмотрение понятий нравственность, порок, их отражение в сказке;

    определение нравственных пороков общества через анализ и взаимоотношения главных героев;

    • рассмотреть образы главных героев;

    развивающие:

    • развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

    • развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершен­ствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление;

    • закреплять и ввести термины: сатира, порок;

    • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

    • раскрывать творческий потенциал учащихся.

    • развивать внимание, связную речь

    воспитательные:

    • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    • формирование и воспитание духовно развитой личности;

    • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге

    Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, компьютер, карточки-задания, выставка книг, портрет писателя, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г

    Ход урока

    1.Психологический настрой

    — Добрый день!

    -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

     II. Реализация домашнего задания. 

    — Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)

    Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    1). Биография Михаила Евграфовича Салтыкова — Щедрина (статья учебника о биографии и творчестве стр. 289- 290). Показ презентации.

    Сообщения учащихся.

    Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.

    Детство писателя:

    Родился в январе 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.

    Учёба. Учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет).

    Весной 1845г. начинается его служба в канцелярии Военного министерства. Появляются первые повести «Противоречия», «Запутанное дело».

    Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки Щедрина – произведения иносказательные.

    Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

    Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.

    2). Викторина

    — Проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки. На слайде появятся вопросы и варианты ответов, ваша задача – найти верный ответ на вопрос (или работа по карточкам)

    • Как два генерала оказались на необитаемом острове?

    1.В результате кораблекрушения

    2.По щучьему велению, по моему хотению

    3.Прилетели на ковре-самолете.

    • В чем мужик варил суп?

    1. В котелке        

    2. В пригоршне

    3.В кастрюле

    • Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

    1. «Московскую правду»

    2.«Московские ведомости»

    3. «Вестник Москвы».

    • Как генералы отыскали на острове мужика?

    1. По следам, оставленным на песке

    2. По его храпу

    3. По запаху мякинного хлеба

    • Кем этот мужик работал в Петербурге?

    1. Поваром

    2. Кузнецом

    3. Маляром

    • В каком виде два генерала прибыли на остров?

    1. В мундирах

    2. В ночных рубашках

    3. В шубах и валенках

    • Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

    1. Пуговицу

    2. Орден

    3. Платок.

    • Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

    1. Научиться работать

    2. Всё время спать

    3. Найти мужика

    • На какой улице в Петербурге жили генералы?

    1. На Невском проспекте

    2.На Фонтанной

    3.На Подьяческой

    • Из чего мужик сделал силки для птиц?

    1. Из собственных волос

    2. Из собственной рубахи

    3. Из собственных лаптей

    • Как генералы вернулись домой?

    1. Заснули и проснулись дома

    2. Так же как и попали на остров

    3. Мужик построил корабль.

    • Как генералы мужика при себе удерживали?

    1. Цепью приковали

    2. Веревочкой привязали

    3. Смирительную рубашку надели.

    • Чем генералы наградили мужика?

    1. Дали много денег

    2. Медалью

    3.Рюмкой водки и пятаком

    3).Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

    1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре»

    2. «Стали искать, где север и где юг».

    3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

    4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал».

    5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».

    6. «И выстроил он корабль».

    7. «Генералы соскучились по прежней жизни».

    8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…»

    9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат»

    10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».

    Выполнение задания, самопроверка.

    Ответы: 2,4,5,9,10.

    III. Анализ произведения

    1. Словарная работа.

    &Работа со словарём:

    Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

    Каллиграфия, рандеву, частный пристав, фестиваль, столпотворение, действительный статский советник.

    2.Беседа по содержанию

    — Где начинается действие произведения?

    (В Петербурге, на улице Подьяческая).

    — Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

    — Почему так названа улица?

    (расположено много канцелярских учреждений).

    -Кто герои произведения? (Два генерала и мужик)

    — Почему местом действия выбран необитаемый остров?

    (Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров).

    3. Композиция сказки

    -Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

    — Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).

    — Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).

    — Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

    4. Особенности жанра «Повести…»
    Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?

     Сказкаповествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

    Задания:

    • Найдите в «Повести…» сказочные выражения. Определите их роль.

    • Запишем выражения на доске.

    1)Жили да были два генерала, и так как оба были легко­мысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Стр. 291

    1. Сказано — сделано. Пошел один генерал направо и ви­дит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды… стр.293

    1. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Стр.299

    1. Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало! Стр.300

    2. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке ска­зать. Стр.300

    3. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загреб­ли — того ни в сказке сказать, ни пером описать! Стр.300

    -Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
    писание петербургской жизни генералов: их  служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Причина, по которой произошло переме­щение генералов на остров:  «оба были легкомысленны»).

    Составить таблицу «Сказочное в «Повести…».

    Сказочное в «Повести…»

    1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.

    2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.

    3. Три раза плакали – сказочная цифра 3

    — Составить таблицу «Реальное в «Повести…»

    Реальное в «Повести…»

    Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

    5. Работа над образами главных героев

    -Продолжим работу по анализу произведения.

    -Работать будем по группам. ( Учащиеся получают групповые карточки — задания)

    — Теперь поговорим о главных героях произведения мужике и двух генералах.

    1 группаХарактеристика мужика

    — Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).

    — Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.

        («Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»).

    — Каким мы видим мужика в сказке? ( Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

    — Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется. Умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

    Автор показывает мужика сноровистым, ловким. Мужик способен на все: «полез сперва ‑ наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…»).

    -Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

            (В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен — он отдыхает от трудов. Мужик — редкий умелец, но он так привык к своему рабскому  положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

    Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать).

    -Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

             (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои права.)

    — Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

    (Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).

    -Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

    -Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к понятию, что такое нравственность? Порок?

    • Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)

    Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства

    -Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? в поступках?

             (Крестьянин свободен на острове. Но он остался рабом и даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать).

    2 группа — Характеристика генералов

    — Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).

    — Что мы знаем о петербургской жизни генералов? (втор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой ‑ то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию»).

     — В Петербурге они жили своим трудом? (Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь).

    — Какой была регистратура, в которой служили генералы?

    — Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

    (Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

    — Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове (нет людей)? (найти в тексте).

    Анализ эпизода. Выразительное чтение «На острове» 

    — Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?

    — Приспособлены ли они к жизни? (Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»).

    — О чем они думают? (Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

    — Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? (Попытка отвлечься чтением от чувства голода).

    — О чем пишут в газете? Найти в тексте. (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)

    — Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?

    — О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объяс­няют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?

    — Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?

    (Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов — глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).

    Эпизод с мужиком. 

    — Какой выход находят генералы? (Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы»).

    — О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого).

    — К кому можно отнести слово тунеядец?

    — Как мужик угодил генералам?

    — Изменилось ли отношение генералов к мужику? («Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…»).

    — Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?

    — Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?

    — Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)

    — Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов? (Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им).

    -Подведем итоги групповой работы.

    Выступления учащихся, заполнение таблицы в тетрадях.

    Генералы

    Мужик

    Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.

    Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.

    Автор сравнивает представителей «высшего сословия» и простого мужика. Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

    Дайте сравнительно – сопоставительную характеристику героям.

    Сравнительно – сопоставительная характеристика

    генералов и мужика

    Внешний облик

    В ночных рубашках, на шее по ордену

    Громаднейший мужчина

    Отношение к труду

    жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни

    Трудолюбивый, ловкий, находчивый

    Умственные способности

    «…ничего не понимали», слов никаких не знали

    Догадливый, умный

    Отношение к другим людям

    Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

    Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ

    Вывод:

    В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему «я», готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что «заработал»: «рюмку водки да пятак серебра».

    6. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

    — Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

     — Кто такой сатирик?

    Сатирикобличитель отрицательных явлений действительности.

    -Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.

    — Что такое сатира?

    Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

    — Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке?

    Карточки:

    Основными приёмами сатиры является:

    Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

    Гипербола – преувеличение.

    Фантастика

    Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

    Работа в группах:

    Аллегория (Генерал не может сорвать яблока с дерева)

    Гипербола (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают. Газета, в которой говорится только о еде).

    Фантастика (Заснули – попали на необитаемый остров).

    Гротеск (Сцена остервенения генералов). Чтение по ролям.

    Антитеза: мужику труженику противопоставлены ни к чему не приспособленные генералы.

    Ирония: автор горько смеётся над мужиком, который безропотно спасает генералов. Под деревом, брюхом к верху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

    — С какой целью Салтыков – Щедрин использует эти приёмы?

    (Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют. Они не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).

    — Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

    (Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом).

    ΙV. Подведение итогов.

    — Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?

    В этой сказке Салтыков – Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, не смотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.

           — Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
        (Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют работать на себя).

    М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.

    Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.

    V. Домашнее задание: составить подробный цитатный план сказки. Разобрать вопросы теста.

    Тест

     В чём заключается оригинальный способ приготовления ухи из налима? (Высечь налима, когда печень увеличиться кидать в уху) 

    Как генералы мужика при себе удерживали?

    Какие сведения из географии известны генералам?

     На какой улице в Петербурге жили два генерала?

    В каком городе служили генералы?

    Как называлась газета, которую они нашли на острове?

    В чём необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове?

    Как они наградили своего спасителя?

     Как два генерала оказались на необитаемом острове?

    Как генералы отыскали на острове мужика?

  • Элементы народной сказки спящая царевна
  • Электрощитовая как правильно пишется
  • Электронные сказки для детей
  • Электронном виде как пишется
  • Электронный документооборот как пишется