Элективный курс сочинения разных жанров 10 класс

20.12.2014 учитель русского языка и литературы элективный курс сочинения разных жанров рассчитан на учащихся 10-го класса 17ч. данный курс является

20.12.2014

Лариса Николаевна Асташкина

учитель русского языка и литературы

Элективный курс «Сочинения разных жанров» рассчитан на учащихся 10-го класса (17ч). Данный курс является предметно-ориентированным и представляется особенно актуальным, так как на государственном экзамене по русскому языку в части «С» учащиеся должны написать сочинение, к которому предъявляются особые требования. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Оценить



2037

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34

«Рекомендовано»

Председатель МО

МОБУ СОШ №34

_______ /Колмыкова Г.Г./

Протокол №_______

от «____»________201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МОБУ СОШ №34

______/Анпилогова Т.А./

«____»________201__г.

«Утверждаю»

Директор

МОБУ СОШ № 34

__________ /Чумак И.В./

Приказ № ____

от«____»________201__г.

ПРОГРАММА

факультативного курса

«Сочинения разных жанров»

10 класс

срок реализации – I ч., IIч.

Составитель:

Асташкина Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2014-2015г.г

1.Пояснительная записка

Элективный курс «Сочинения разных жанров» рассчитан на учащихся 10-го класса (17ч). Данный курс является предметно-ориентированным и представляется особенно актуальным, так как на государственном экзамене по русскому языку в части «С» учащиеся должны написать сочинение, к которому предъявляются особые требования. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Цель

данной программы:

-помочь обучающимся обобщить знания по литературе,

-завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,

-совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,

-помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Программа рассчитана на 17 часов. Данная программа может быть рекомендована для 10 классов любого профиля.

2. ТРЕБОВАНИЯ К  УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Обучающиеся должны:

— понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

— знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

— уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

— хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

— воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его  формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

— уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

— самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

3. Содержание программы

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.

8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.

9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.

10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.

11. Сочинение-анализ стихотворения.

12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Виды деятельности обучающихся

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы

2

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений

3

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

Составление таблиц терминов, анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, анализ сочинений, составление плана сочинения, подбор фактического материала

4

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

Запись лекции учителя, подбор тем сочинений, анализ тем сочинений

5

Своеобразие жанров сочинений

Создание коллективного плана сочинеия любого жанра, анализ сочинений, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра

6

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

7

Сочинение-рассуждение.

Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение

8

Сочинение-характеристика.

Устное сочинение по плану, анализ планов, составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству писателя, двух писателей

9

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

10

Анализ эпизода в школьном сочинении.

Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения, анализ эпизодов по плану, создание сочинения —  анализ эпизода

11

Анализ сочинения в школьном сочинении

Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений

12

Редактирование и рецензирование сочинений.

Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий

13

Защита обучающимися сочинений разных жанров

14

Резервные уроки

Итого

16 ч

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

1.

2.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Работа над текстом художественного произведения

при подготовке к сочинению (2ч.)

5.09

12.09

3.

4.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало).

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению

Литературоведческие термины

19.09

26.09

5.

6-7

Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 час).

3.10

10.10

17.10

8.

Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др.

24.10

9.

Выбор темы сочинения.

7.11

Выбор эпиграфа к сочинению.

Цитирование. Использование цитат в сочинении.

10.

Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы.

24.10

Рассуждение-доказательство.

Рассуждение-опровержение.

11.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ(начало).

7.11

12

Вступительная часть сочинения.

14.11

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало).

13.

Заключительная часть сочинения.

21.11

14.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (начало).

28.11

15.

Структура сочинения-рассуждения.

5.12

16.

Тезис, доказательства, аргументы.

12.12

17.

Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений.

19.12

Г. М. Вялкова

Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2005.

1. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П.,2003.

2. Козловская Н. В. Искусство написания сочинений, С.-П.., 2000.

3.Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1998.

4. Материалы по ЕГЭ.

Интернетресурсы

Газета «Русский язык и сайт дляучителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http//www.philolog/ru/dahl/

Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://www.mapryal.org

Мир слова русского

http://www/rusword.org

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook

Российскоеобщество преподавателей русскогоязыкаи литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

Литература

1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.

2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.

3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.

4. Материалы подготовки к ЕГЭ

Технические средства обучения

Компьютер

Экран

Проектор

Система ВКС

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/88406-programma-fakultativnogo-kursa-sochinenija-ra

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» составлена на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М.Вялковой.-Волгоград: Учитель, 2009

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.

Ожидаемый результат: развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений, формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.

Формы обучения: урок-практикум, урок-лекция.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

п/п

Тема

Планируемый результат освоения материала

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста.Уметь выделить основные признаки текста.

1

2

Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Иметь представление о составлении текста, о соединении частей в единое целое, о соответствии составленного текста тому или иному стилю.

1

3-4

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Уметь анализировать художественный текст при подготовке к сочинению.

2

5-6

Отбор материала, систематизация фактического материала

Уметь отбирать и систематизировать материал при планировании будущего текста.

2

7-8

Планирование будущего текста.

2

9

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

Знать основные теоретико-литературные понятия.Уметь определить их роль.

1

10

Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины

Уметь составлять таблицы терминов (литературоведческих, обществоведческих)

1

11

Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины.

1

12-13

Составление плана сочинения, подбор фактического материала

Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал

2

14

Классификация сочинений по проблематике

Уметь представить классификацию по разным критериям.

1

15

Классификация сочинений по тематике и жанрам.

1

16

Своеобразие жанров сочинений.

Иметь понятие о жанрах сочинения

1

17

литературно-критическая статья

1

18

Рецензия

1

19

Эссе, очерк

1

20

Дневник, путешествие

1

21

Сочинение-характеристика

1

22

Литературный портрет

1

23

План сочинения любого жанра.

Уметь создавать коллективный план сочинения любого жанра.

1

24

Зависимость структуры сочинения от его типа

Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра.

1

25

Выбор темы сочинения

Уметь выбирать тему сочинения, обосновывать ее.

1

26

Выбор эпиграфа

Уметь анализировать эпиграфы в художественных произведениях. Подбирать эпиграф при написании сочинения.

1

27

Составление планов простых и сложных

Уметь составлять простой и сложный план.

1

28

Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра

Уметь писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения.

1

29

Сочинение-рассуждение.

Иметь понятие о сочинении-рассуждении.

1

30

Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением.

Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план.

1

31

Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении

Уметь подбирать аргументы и фактический материал.

1

32

Тема сочинения как доказательство или опровержение

Уметь разрабатывать темы сочинения как доказательство или опровержение

1

33

Сочинение-рассуждение

Уметь писать сочинение-рассуждение.

1

34

Итоговое занятие

Умение писать сочинения различных жанров

1

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:

— понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

— знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

— уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

— хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

— воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

— уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

— самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Литература для учителя

1. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997

2. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997

3. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000

4. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002

5. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003

Литература для учащихся:

1.Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.

2.Сенина Н.А.,Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки-Ростов н/Д: Легион, 2010

hello_html_m3c1ea735.jpg

Пояснительная записка.

Цель элективного учебного предмета – подготовка учащихся к сочинению по литературе.

К задачам данного курса относится:

1) Повторение и систематизация теоретических сведений о тексте;

2) Актуализация знаний, необходимых для успешного написания сочинения-рассуждения или эссе с опорой на лирическое или эпическое произведение;

3) Отработка практических навыков по созданию собственного развёрнутого высказывания на литературном материале в форме сочинения-рассуждения и сочинения-эссе.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010 г №1439), Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа

Программа составлена на основе программы факультативного курса Т.А. Ладыженской и Т.А.Зепаловой «Теория и практика сочинений разных жанров»: Просвещение» 2008, основе рабочей программы учителя Савко Л.Н. «Сочинение по литературе:

теория и практика» МБОУ«Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа», программы элективного курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров»

Толкачёвой Н.Н.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы

Министерством образования принято решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание ЕГЭ: вводится в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам.

Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них прежний интерес к литературе как к предмету.

Чтение и сочинение – это две грани одного процесса: именно письменная работа по литературе позволяет проявить собственное творческое начало, соприкоснуться с произведениями великих писателей, потому что именно на этапе написания сочинения происходит глубинное осмысление, анализ и синтез усвоенного материала, что приводит к высокому уровню развития коммуникативной компетенции. Письменно высказываясь, ученик мобилизует все свои интеллектуальные резервы, что способствует дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию.

«Сочинение требует от учащегося развёрнутого высказывания, даёт возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить своё отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения обращением к произведению, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (Выдержки из Положения по написанию сочинения.)

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Курс рассчитан на 34 учебных часа в 10 классе. На основе систематизированных теоретических сведений будут проводиться практические занятия по анализу художественных произведений и подготовке к сочинению-рассуждению с опорой на них.

Вид программы – модифицированная

Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная (лекции, практические занятия)

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

  • самостоятельная работа;

  • работа в группах, парах;

  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Применяемые технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

  • развивает способность работать над разнообразной информацией;

  • учится корректно выражать своё мнение по различным проблемам;

  • развивает способность аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Система форм контроля уровня достижений учащихся:

1) промежуточный контроль – сочинение-рассуждение по одной из предложенных тем;

2) итоговый контроль – сочинение-эссе.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства учетом стиля и типа речи. Умение и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • формировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Содержание рабочей программы

Введение (5 ч)

Что такое школьное сочинение и зачем его писать?

Школьное сочинение – творческая работа. Вступительная беседа о значимости школьного сочинения для формирования личности человека.

Общие требования к сочинению на литературном материале

Традиционные требования к сочинению на основе произведения литературы. Критерии оценки экзаменационного сочинения (на материале интернет-сайта)

Что мы знаем о тексте

Школьное сочинение – это текст. Повторение основных сведений о тексте, полученных в ходе обучения. Признаки текста: смысловая цельность, структурная связность, членимость. Типы и стили речи.

Тема – идея – план

Формулировка темы сочинения: утверждение, вопрос, цитата или нейтральная. Определение идеи сочинения по предложенной формулировке. Композиция сочинения. Составление плана.

Составляем план сочинения

Практическая работа по составлению плана предстоящего сочинения.

Сочинения разных жанров (5 ч)

Отзыв и рецензия. Отзыв как разновидность ученического сочинения.

Описание. Путевые заметки. Очерк. Портретный очерк.

Рассуждение. Сравнительная характеристика. Рассуждение проблемного характера. Статья в газету.

Рассказ. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ.

Фельетон. Устный рассказ.

Лирический текст (6 ч)

Основные типы тем сочинений по лирике

«Сквозная» тема, тема по лирике одного автора, анализ одного лирического произведения. Примеры формулировок тем сочинения. Содержание, особенности раскрытия каждого типа тем. Возможные ошибки и недочёты.

Сочинение – анализ стихотворения

Смысл слов, используемых в комментарии к теме: восприятие, истолкование, оценка. Отбор и систематизация необходимого материала; литературоведческие понятия и термины, смысл и возможности применения некоторых из них. Работа с таблицей (понятие – смысл – использование в сочинении).

Планы, схемы, алгоритмы разбора стихотворения

Анализ художественного своеобразия поэтического произведения рассмотрение истории создания, тематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции. Совместная работа по составлению системы опорных вопросов для анализа стихотворения.

Образцы анализа поэтического текста

Образцы сочинений – анализов поэтического текста. Чтение, коллективное обсуждение примеров.

Анализ лирического произведения

Сочинение – анализ поэтического текста. Создание самостоятельного связного высказывания по предложенному тексту. Письменная работа. Промежуточный контроль.

Эпическое произведение (1 ч)

Типология сочинений на основе эпического произведения

Типы сочинений на основе эпического произведения. Повторение.

Литературный герой (6 ч)

Характеристика литературного героя

Коллективная работа по составлению плана характеристики литературного персонажа (на основе повторения). Чтение и обсуждение примеров сочинений данного типа. Возможные варианты вступления и заключения.

Характер литературного героя

Промежуточный контроль. Сочинение – характеристика одного героя эпического произведения. Самостоятельная работа.

Типы литературных героев

Основные типы литературных героев: романтический герой, «маленький» человек, «лишний» человек, герой-чудик, тургеневская девушка. Отличительные черты каждого типа характера (на основе повторения).

Герой как тип

Промежуточный контроль. Сочинение, требующее характеристики героя с точки зрения его отнесения к тому или иному литературному типу. Например, «Мцыри-романтический герой».

Сравнительная характеристика

Сочинение – сравнительная характеристика персонажей одного произведения или разных произведений. Герои-двойники и герои-антиподы.

Сравниваем героев одного произведения

Сопоставление последовательное и параллельное. Цель сравнения. Основания для сравнения героев. Анализ примеров сравнительных характеристик. Возможные вступления и заключения сочинения. Практикум.

Сравниваем героев разных произведений

Цель сравнения. Основания для сравнения героев. Анализ примеров сравнительных характеристик. Возможные вступления и заключения сочинения. Практикум.

Групповая характеристика

Групповая характеристика как тип сочинения. Особенности, примеры, план.

Составляем групповую характеристику

Практическая коллективная работа. Составляем групповую характеристику по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ эпизода (2 ч)

Как анализировать эпизод

Понятие эпизода (повторение). Значение эпизода в раскрытии общего замысла эпического произведения. Составление плана анализа эпизода. Анализ примеров сочинений данного типа. Возможные вступления и заключения.

Сочинение-анализ эпизода

Промежуточный контроль. Сочинение – анализ эпизода. Самостоятельная письменная работа.

Как оценить мастерство писателя, поэта (2 ч)

Где проявляется мастерство писателя, поэта: пейзаж, портрет, характер героя, художественная деталь, сюжет и др. Беседа. Примеры сочинений, содержащих оценку мастерства писателя или поэта. Чтение, обсуждение.

Анализ мастерства писателя в изображении героя

Средства создания характера героя эпического произведения. План анализа мастерства писателя в изображении героя (на примере романа «Герой нашего времени»).

Сочинение — анализ мастерства

Практическая письменная работа. Сочинение.

Вечные темы в литературе (1 ч)

Какие темы в литературе считают вечными. Вечные темы в творчестве писателя, поэта. Обзорное повторение. Сопоставительный анализ на примере темы родины в творчестве разных поэтов. Устная коллективная работа.

Эпические и лирические жанры (6 ч)

Повторение и обобщение признаков разных эпических и лирических жанров. Игра «Что чему принадлежит?» (предложенные жанровые признаки соотнести с конкретными жанрами). Доказательство жанровой принадлежности текста художественного произведения.

Сочинение-анализ жанровых особенностей

Практическая самостоятельная работа. «Элегия. Особенности жанра (на примере одного произведения русского поэта)».

Эссе как жанр

Эссе как жанр литературного произведения. Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой. Эссе и стихотворения в прозе. Эссе разных авторов на одну и ту же тему.

Литературно-критическое эссе

Анализ литературно-критических эссе. «Мой поэт» (1959) С. П. Залыгин, «Слово о Пушкине» Фазиль Искандер. Приём ассоциации при создании эссе. Анализ ученических сочинений в жанре эссе.

Сочинение в жанре эссе

Итоговая письменная работа в жанре эссе.

Литература и средства обучения

  1. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.

  2. Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичева Е. С. Экзамен по литературе: От выпускного до вступительного. – М.: Просвещение, 1997.

  3. Драбкина С. В., Субботин Д. И. От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: (учебное пособие). – М.: Интеллект-Центр, 2014.

  4. Есин А. Б. Как самостоятельно подготовиться к экзамену по литературе. – М.: Русское слово, 1996.

  5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Самара. ООО «Офорт» 2012

  6. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах/ Т. А. Калганова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

  7. Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе// Русский язык в школе. 2001. №2.

  8. Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе. 9 -11 кл./Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – М.: Дрофа, 2003.

  9. Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егорова Г.Т. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С), М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  10. Мамай О.М. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С. М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  11. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.

  12. Нарушевич А.Г.Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе: учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону: Легион, 2014

  13. Огай О.Н.Как написать сочинение. Единый государственный экзамен по русскому языку: Учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.

  14. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.

  15. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д : Легион, 2011.

  16. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов н/Д : Легион, 2011.

  17. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курсы интенсивной подготовки.. Ростов н/Д : Легион, 2011

  18. Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова). – М., 1990 .

Для учащихся

  1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. – СПб.: Паритет, 2000

  2. Бунаковская З.П. Лучшие сочинения: проза XIX в. — Ростов-на-Дону «Феникс», 2003

  3. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образовательных организаций. — М.: Просвещение, 2015

  4. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990

  5. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков: Астрель, Москва, 2008

  6. Сигов В.К.Итоговая аттестация: Выпускное сочинение. – М.:Дрофа, 2015 .

Ресурсы Интернета:

  1. Официальный портал ЕГЭ

  2. Сайт ФИПИ

  3. Видеотьютер по русскому языку

  4. 5 — ЕГЭ. ру

  5. Капканы ЕГЭ и ГИА

  6. Сайт Захарьиной Е.А.

  7. А вы готовы к ЕГЭ?

  8. Готовимся к ЕГЭ

  9. Подготовка к ЕГЭ/ГИА

  10. Сайт Перовой И.Н.

  11. Ярус

  12. ГМО «Русский язык и литература»

  13. ИнтернетУрок

  14. Школа «Хочу знать!»

  15. Сайт Солнечный

  16. Учительский портал

  17. Учитель&ученик

  18. Педсовет

  19. Архив учебных программ и презентаций

  20. Педсовет.ORG

  21. Издательство «Экзамен»

  22. Капканы-егэ.рф

  23. uchimcauchitca.blogspot.ru

Календарно-тематический план

Номер п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности, формы работы

план

факт

1

Введение (5 ч)

1.Что такое школьное сочинение и зачем его писать?

1

Беседа

2

2.Общие требования к сочинению на литературном материале

1

Лекция с элементами беседы

3

3.Что мы знаем о тексте

1

Повторение и обобщение

4

4.Тема – идея – план

1

Анализ исходной темы, формулировка идеи сочинения

5

5.Составляем план сочинения

1

Практикум

6

Сочинения разных жанров (5 ч)

1.Отзыв и рецензия. Отзыв как разновидность ученического сочинения.

1

Лекция с элементами беседы Практикум

7

2.Описание. Путевые заметки. Очерк. Портретный очерк.

1

Лекция с элементами беседы Практикум

8

3. Рассуждение. Сравнительная характеристика. Рассуждение проблемного характера. Статья в газету.

1

Лекция с элементами беседы Практикум

9-10

4-5.Рассказ. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ.

Фельетон. Устный рассказ.

2

Лекция с элементами беседы Практикум

11

Лирический текст (6 ч)

1.Основные типы тем сочинений по лирике

1

Работа с таблицей

12

2.Сочинение – анализ стихотворения

1

Работа с таблицей

13

3.Планы, схемы, алгоритмы разбора стихотворения

1

Лекция с элементами беседы

14

4.Образцы анализа поэтического текста

1

Анализ примеров сочинений, коллективная работа

15 — 16

5-6.Анализ лирического произведения

2

Промежуточный контроль, индивидуальная работа

17

Эпическое произведение(1ч)

1.Типология сочинений на основе эпического произведения

1

Лекция с элементами беседы

18

Литературный герой (6 ч)

1.Характеристика литературного героя

1

Повторение, составление плана характеристики

19

2.Характер литературного героя

1

Индивидуальная работа, сочинение, промежуточный контроль

20

3.Типы литературных героев

1

Повторение и обобщение

21

4.Герой как тип

1

Промежуточный контроль, сочинение, индивидуальная работа

22

5.Сравниваем героев одного произведения. Сравниваем героев разных произведений

1

Практикум, беседа

23

6.Групповая характеристика

Составляем групповую характеристику

1

Повторение и обобщение Практикум, беседа

24

Анализ эпизода (2 ч)

1.Как анализировать эпизод

1

Коллективная работа, беседа, повторение, составление плана

25

2.Сочинение-анализ эпизода

1

Сочинение, индивидуальная работа, промежуточный контроль

26

Как оценить мастерство писателя, поэта (2 ч)

1.Анализ мастерства писателя в изображении героя

1

Беседа Коллективная работа

27

2.Сочинение — анализ мастерства

1

Индивидуальная работа, практикум

28

Вечные темы в литературе (1 ч)

1.Какие темы в литературе считают вечными.

1

Обзор, повторение

29

Эпические и лирические жанры (6 ч)

1.Жанровая принадлежность текста

1

Повторение, обобщение, коллективная работа

30

2.Сочинение-анализ жанровых особенностей

1

Практикум, индивидуальная работа

31

3.Эссе как жанр

1

Лекция, сопоставительный анализ, беседа

32

4.Литературно-критическое эссе

1

Лекция, анализ примеров эссе

33-34

5-6.Сочинение в жанре эссе

2

Итоговый контроль

Элективный курс по русскому языку

«Обучение сочинениям разных жанров»

10 класс

Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на 35 часов. В основе
содержания предлагаемой программы лежит реализация
компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенции.

Сочинение — один из видов работы по развитию
речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.
Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает
обязательное расширение учебного материала, более глубокое
осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна
отразиться авторская индивидуальность, т.к. эта форма работы
требует своего отношения к теме, выражение собственных мыслей и
чувств. Данная работа сопутствует анализу художественного текста,
его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и
учащихся.

Судя по контрольно-измерительным материалам, при
проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому
языку для написания сочинения-рассуждения выпускникам предлагают в
основном тексты публицистического стиля. В связи с этим я особо
обращаю внимание при подготовке учащихся этому виду работы на
специфику текстов данного стиля, поскольку учащимся необходимо
осмыслить не только содержание, но и языковые особенности
предложенного текста. Речевая структура публицистического стиля
ориентирована на выражение социально значимых идей, активной
гражданской позиции. Важнейшей функцией публицистического стиля
является воздействующая функция. Публицист не только сообщает о
каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической
жизни, но и даёт им интерпретацию, облекая текст в
эмоционально-экспрессивную стилистическую форму. Таким образом,
учащиеся при написании сочинения должны чётко представить себе тот
языковой арсенал, который обычно используется авторами
публицистических текстов.

Любое сочинение пишется в определённом жанре. До
сегодняшнего времени школьное сочинение представляло собой аналогия
литературно-критической статьи. Сегодня же учащиеся должны овладеть
не только умениями и навыками писать сочинение в жанре
литературно-критической статьи, но и такими жанрами, как эссе,
дневник, реклама, эпистолярный жанр. Обучать сочинениям разных
жанров — это значит помочь овладеть учащимся литературным
материалом посредством всё более сложных видов сочинения.

Работа над такими сочинениями развивает
творчество и самостоятельность школьников, воспитывает грамотного
читателя и чуткость к языку художественного произведения.

Содержательной основой занятий по данному курсу
является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по
русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности,
культуры их речи, обогащением речи художественно-выразительными
средствами. Лингводидактическая и психологическая подготовка к
успешной сдаче ЕГЭ — одна из актуальнейших задач представляемого
курса.

В зависимости от жанрового своеобразия каждого
из изучаемых в школе эпических и драматических произведений, их
место в историко-литературном курсе, педагогических условий
меняются конкретные, частные цели и задачи сочинений, но общая
направленность письменных работ остаётся неизменной: нравственное
воспитание личности (обогащение внутреннего мира, формирование
духовных потребностей), эстетическое развитие учеников
(воссоздающее воображение, эмоциональная отзывчивость, полноценное
восприятие художественного текста), забота о качестве сочинений
(содержательность, самостоятельность оценок, суждений школьников,
совершенствование их речевых навыков, стиля).

Новизна программы состоит в реализации
интерактивного и комплексного подходов к усвоению различных жанров,
методов и способов написания художественных и публицистических
работ, в применении их в школьных сочинениях, что, безусловно,
необходимо для успешного выполнения задания уровня «С» ЕГЭ по
русскому языку

В.А.Сухомлинский писал: «Творчеству надо учить.
Ребёнок лишь тогда составит сочинение, когда он услышит описание
природы от учителя… Сначала дети повторяли мои собственные
сочинения, постепенно они переходили к самостоятельному описанию
взволновавших их картин природы — начинался индивидуальный процесс
детского творчества».

Цели :

  • формирование умения анализировать и
    характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
    точки зрения смыслового содержания и структуры, а также
    требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
    осуществлять информационную переработку текста, передавая его
    содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы,
    таблицы и т.п.

  • уметь создавать и редактировать собственные
    тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований
    к построению связного текста.

  • развитие и совершенствование способности к
    речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных
    умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
    совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным
    понятиям и терминами как инструментом анализа в их связи с
    конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к
    минимуму различие требований к школьному и вступительному
    сочинениям;

  • обобщение и систематизация знаний по темам: «Орфограммы»,
    «Словообразование», «Лексика», «Речеведение»,

  • привитие умения и навыков применять полученные знания на
    практике, ознакомиться с содержанием и типами заданий ЕГЭ по
    русскому языку части В, С;

  • развитие умения логически излагать свои
    мысли, используя литературный язык; умения аргументировать,
    доказывать; умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения
    применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие
    речемыслительных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание любви к русскому языку,
    воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков
    контроля и самоконтроля, активизация познавательной
    деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества
    в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся
    морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Задачи:

  • дать ученику возможность реализовать свой
    интерес к изучаемому предмету;

  • поддержать мотивацию ученика;

  • развивать внимание, самоконтроль,
    воспитывать аккуратность;

  • развивать творческие способности личности;

  • активизировать речевую деятельность;

  • формировать и совершенствовать навыки устной
    и письменной публицистической речи учащихся;

  • производить лингвокультурологический
    комплексный анализ художественного текста с опорой на значения
    ключевых понятий русской культуры;

  • развивать умение работать над заданиями уровня «С» ЕГЭ по
    русскому языку;

  • повторить все виды орфограмм;

  • совершенствовать навыки правописания.

Формы работы в работе с данным содержанием:

  • работа с текстами произведений;

  • составление литературоведческого словаря;

  • собирание материалов по разным жанрам
    сочинений;

  • собирание материалов по орфограммам для
    закрепления орфографического навыка;

  • обзорные лекции, семинары, собеседовании;

  • уроки-практикумы;

  • коммуникативно-дидактические игры;

  • презентации.

Самостоятельная деятельность ученика в работе
данного курса:

  • поиск информации по имеющимся источникам;

  • подбор текстов к практическим работам;

  • повторение орфограмм по всему курсу «Русский
    язык»;

  • чтение дополнительной литературы,
    расширяющий кругозор учащихся

В процессе работы по изучению данного курса
учащиеся должны овладеть:

  • умением работать с научно-популярными,
    справочными, публицистическим материалами;

элементами исследовательских работ, умением
выведения алгоритмов при написании сочинений публицистических
жанров;

  • умением анализировать информацию,
    необходимую для написания публицистических работ;

  • умением в устной и письменной форме излагать
    свои мысли.

  • умением реализовать возможности
    сочинения-рассуждения, эффективно применять стилистически
    верные речевые клише в творческой работе.

Завершение курса:

  • итоговая работа в форме сочинения или
    исследовательской работы.

Ожидаемые результаты:

  • повышения знаний и умений по русскому языку;

  • победы в конкурсных сочинениях, в
    научно-практических конференциях республиканского уровня;

  • положительные результаты при сдачи единого
    государственного экзамена по русскому языку.

Элективная система образования обеспечивает:

  • высокую и осознанную мотивацию к учению;

  • высокую результативность образования;

  • высокое качество приобретаемых знаний,
    умений и навыков;

  • формирование целеустремлённости для
    продолжения образования в вузах;

  • более полное развитие личности учащихся;

  • возможность способным детям реализовать свой
    умственный, творческий потенциал.

Содержание программы

Блок I

1.Сочинение как текст.

  • Основные признаки текста.

  • Первоначальная работа с текстом.

  • Смысловые и грамматические связи между
    предложениями в тексте.

2.Основные понятия, необходимые для написания
сочинения. Основные литературоведческие термины.

3.Стили и типы речи.

  • Основные особенности.

  • Назначение каждого из стилей и типов.

  • Сфера использования.

4.Выбор темы сочинения.

  • Структура сочинения.

  • Изобразительно-выразительные, синтаксические
    средства языка.

  • Знаки препинания при цитатах.

Блок II

5.Жанры публицистического стиля.

  • Путевой и портретный очерк.

  • Подготовка к сочинению публицистического характера

6.Публицистический стиль.

  • Его особенности.

  • Средства эмоциональной выразительности в публицистической
    речи.

  • Подготовка к сочинению в публицистическом жанре «Мой край
    родной, тебе моё сердце…».

7.Жанры публицистического стиля: эссе.

  • Подготовка к сочинению в жанре эссе «Моя планета —
    человеческий дом»

8.Художественный стиль речи.

  • Общая характеристика стиля.

  • Использование изобразительно- выразительных средств.

Блок II

9.Язык художественной литературы.

  • Источники богатства и выразительности русской речи.

  • Анализ художественного текста.

  • Анализ художественно-языковой формы произведения русской
    литературы XX века.

10.Основные виды тропов.

  • Использование мастерами художественного слова.

    • Анализ стихотворного текста.

11.Сочинение в жанре повествования о событиях, описанных в
художественном произведении от имени одного из персонажей.
Редактирование и рецензирование сочинений.

12.Практическая работа.

  • Проба пера.

  • Представление работ.

  • Редактирование

Тематический план

3)показать первоначальную работу при выполнении задания ЕГЭ (С);
обобщить сведения о смысловых и грамматических связях предложений.

Лекция с элементами беседы.

Справочники, схемы, таблицы. Инструкция по проведению
экзаменационной работы.

Составление плана, опорной таблицы.

3

2

Основные понятия, необходимые для написания сочинения. Основные
литературоведческие термины.

1)ввести понятие об основных литературоведческих понятиях;

2) формировать умения: определять тему; проблему; идею;
композицию текста.

3) 3)развивать речь учащихся.

Работа в группе; аналитический метод.

Энциклопедия, схемы, таблицы.

Запись лекции учителя, обобщение знания об основных
литературоведческих понятиях.

3

3

Стили и типы речи, их основные особенности: назначение каждого
из стилей и типов, сфера использования.

1)обобщить знания по теме «Типы и стили речи», полученные в 5-9
классах;

2) формирование навыков культуры речи;

2) разбор задания ЕГЭ, связанные с определением лексического
значения слов и ор­фографией, определением стиля и типа текста.

Проблемный метод с элементами критического мышления;

ролевая игра: «Тесты: составление и решение»

Готовые тестовые задания по экзамену (2012-2013 уч.год); схема:
«Типы и стили речи». Сборник текстов.

Запись лекций учителя, актуализация знаний учащихся о стилях и
типах речи и сфере их использования.

3

4

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

Изобразительно-выразительные, синтаксические средства языка.
Знаки препинания при цитатах.

1)познакомить с принципами выбора темы и жанра сочинения;

2) развить способность логического мышления; 3)познакомить с
основными требованиями к структуре сочинения и знаками препинания
при цитатах.

Метод моделирования;

работа с понятиями.

Работа с программой «Фраза»; сборник текстов.

Практикум по выбору темы сочинения. Его обоснование, подбор
эпиграфа, составление планов

(простых, сложных, написание вступлений и заключений в
зависимости от жанра).

3

5

Жанры публицистического стиля: путевой и портретный очерк.
Подготовка к сочинению публицистического характера.

1)познакомить с особенностями портретного и пу­тевого очерков
как жанров публицистического стиля,

2) закре­пить навыки составления текста по данному началу;

3)разо­брать задание части С ЕГЭ (написание
сочинения-рассуж­дения по публицистическому тексту).

Дискуссионный метод.

Сборник текстов публицистического характера; Интернет — ресурсы.

Отбор и систематизация фактического материала по данному жанру.

3

6

Публицистический стиль, его особенности, средства эмоциональной
выразительности в публицистической речи. Подготовка к сочинению в
художественно-публицистическом жанре

«Мой край родной, тебе моё сердце…».

1)обобщить и систематизировать знания по темам «Орфограммы»,
«Словообразование», «Лексика», «Речеведение», ознакомиться с
содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку части В, С;

2)развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык; умения аргументировать, доказывать; умения
задавать уточняющие вопросы;

3) формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация
познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков
сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся
морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

Эвристическая беседа с элементами исследователь-

ского анализа.

Компьютер, доска магнитная, таблицы орфограмм, алгоритм работы с
программой «Фраза», индивидуальные карточки, раздаточный материал с
текстом К.Бальмонта «Тоска по Родине».

Отбор и систематизация фактического материала по данному жанру.
Разбор задания ЕГЭ, связанные с использованием в текстах разных
стилей средствами эмоциональной выразительности.

3

7

Жанры публицистического стиля: эссе. Подготовка к сочинению в
жанре эссе «Моя планета — человеческий дом»

1)научить подбирать материал к работе над текстом сочинения
данного жанра, показать учащимся художественное своеобразие эссе
как жанра публицистического стиля;

2)развивать творческие способности, логику и речь учащихся;

3)привлечь внимание учащихся к проблеме экологии
нашей планеты, пробудить чувство ответственности за сохранение
природной среды .

Эвристическая беседа с элементами исследователь-

ского анализа.

Справочники, схемы, таблицы, компьютер, доска магнитная.

Сочинение по плану, подбор цитат и аргументов для доказательства
утверждений.

3

8

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля:
образность, широкое использование изобразительно- выразительных
средств.

1)познакомить с особенностями художественного стиля.

2)закрепить умения анализировать изобразительно-выразительные
средства в текстах различных стилей (на материале заданий ЕГЭ);

3)разобрать орфографиче­ские задания ЕГЭ .

Проблемный метод с элементами критического мышления.

Готовые тестовые задания по экзамену (2012-2013 уч. год);
энциклопедия, схемы, таблицы.

Умение анализировать изобразительно-выразительные средства в
текстах различных стилей на материале заданий ЕГЭ.

3

9

Язык художественной литературы. Источники богатства и
выразитель-ности русской речи.

Анализ художественного текста.

Анализ художественно-языковой формы произведения

Русской литературы XX века. Индивидуальный стиль писателя.

1)дать представление об эстетической функции языка и о языке как
материале художественной литературы;

2 )разобрать задания ЕГЭ, связанные с умением конструиро­вать
текст , и навыками написания гласных в суффиксах глаголов .

Эвристическая беседа с элементами исследователь-

ского анализа.

Сборник текстов художественного характера;

Интернет — ресурсы; схемы, таблицы.

Умение анализировать художественные тексты.

3

10

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного
слова. Анализ стихотворного текста.

1)систематизировать сведения об основных видах тропов и их
использовании художественных текстах (на материале заданий В8 ЕГЭ);

2)закрепить навык лингвистического анализа художественного
прозаического текста;

3) познакомить с языковыми особенностями стиля

И. Бабеля (А. Платонова).

Проблемный метод с элементами критического мышления;

ролевая игра: «Тесты: составление и решение».

Компьютер, доска магнитная, таблицы орфограмм, алгоритм работы с
программой «Фраза», индивидуальные карточки, раздаточный материал с
текстом.

Работа с понятиями, схематирование, составление таблицы.

3

11

Сочинение в жанре повествования о событиях, описанных в
художественном произведении

от имени одного из персонажей.

Редактирование и рецензирование сочинений.

1)научить подбирать материал к работе над текстом сочинения
данно­го жанра;

2)развивать творческие способности, логику и речь учащихся;

3)способствовать воспитанию творческой личности.

Эвристическая беседа с элементами литературоведческого анализа.

Сборник текстов художественного характера.

Исследовательский метод, ролевая игра, редактирование элементов
работ, редактирование конечного результата.

3

12

Защита учащимися сочинений разных жанров.

Анализ ошибок, правка готовых сочинений. Написание рецензий

3

ВСЕГО:

35

Используемый учебно-методический материал:

1.Капинос В.И., Пучкова Л.И «Русский язык. Учебно- тренировочные
материалы для подготовки учащихся».-М: Интеллект-центр, 2010.

2.Львова С.И., Цыбулько И.П. «ЕГЭ. Русский язык 2012».-М.:
Просвещение, 2012.

3.Пичугова Ю.С., Фоминых Б.И. «Сборник задач и упражнений по
русскому языку».-М.: Просвещение, 1991.

4.РозентальД.Э. «Справочник по правописанию и литературной
правке».-М.: Рольф:Айрис- пресс,2000

5.Ширяева Е.Н, Касаткина Л.Л. «Сборник упражнений по русскому
языку».-М.: Просвещение, 1994.

6.Цыбулько И.П. «ЕГЭ. Русский язык 2012-2013».-М.: Просвещение,
2012.

7.Кудинова Т.А. «Трудности ЕГЭ по русскому языку».- Ростов -на
Дону,2004.

8.Кадырко Р.П. «Диктанты по русскому языку». — Минск: Юнипресс,
2006.

9.Степанченко И.И. «По-русски без ошибок».-Киев,1999.

10.Сухотинская В.А. «Репетитор. Русская орфография и
пунктуация».-М.: Высшая школа, 1992.

11.Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. — М.:
Издательство «Экзамен», 2011.

12.Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания
разных лет.

13.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.
Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. —
Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

14.Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к
ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. — 15.Учебное пособие. —
Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

16.Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

Интернет- источники

  1. www.ruscenter.ru — РОФ «Центр
    развития русского языка»

  2. www.1september.ru — Электронные
    версии газеты «Русский язык»

  3. www.slovesnikk.ru — Сайт о русской
    словесности

  4. center.fio.ru — Мастерская «В помощь
    учителю. Русский язык»

  5. Культура письменной речи
    www.gramma.ru</</p>

  • Элегантный как пишется правильно
  • Элвин шварц страшные истории для рассказов в темноте
  • Элджерон из рассказа киза 4 буквы
  • Электробензоинструмент как правильно пишется
  • Элегия жуковского море сочинение