Элегия жуковского море сочинение

Пушкин а. с. сочинение по произведению на тему: эволюция жанра элегии в творчестве а. с. пушкина творчеству пушкина свойственно редкое

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Эволюция жанра элегии в творчестве А. С. Пушкина

Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание в пределах одного произведения различных жанров. Такое взаимообогащение и взаимопроникновение жанров вело к расширению тематики и идейного смысла стихотворений, но при этом уничтожало строгую жанровую систему. Стихотворение становилось просто текстом, содержащим черты многих жанров, и потому его нельзя отнести строго ни к одному их них.
Элегия – один из наиболее распространенных среди романтиков жанров. Это стихотворение грустного содержания, состоящее из двух частей: описания природы и размышлений лирического героя. В творчестве Пушкина жанр элегии претерпевает также сложную эволюцию, хотя, несмотря на многообразие тем, для всех элегий характерной является погруженность лирического героя в себя, в мир своих переживаний и иллюзий, обращение к своим переживаниям и мечтам, как правило, недостижимым.
Эволюция жанра определяется эволюцией творческого метода поэта – воплощением в произведении характерных черт того или иного направления.
А. С. Пушкин в своем творчестве явился достойным продолжателем первых русских романтиков. Он не скрывал своих пристрастий и того факта, что вырос на этой литературе. Неоднократно он называл Жуковского — главу русского элегического романтизма — своим учителем. Особенно четко прослеживается влияние Жуковского на молодого поэта в начальный период творчества, в лицейские годы, в период становления жанра элегии в творчестве Пушкина.
В элегиях этого времени преобладает любовная тематика. Слезы, печаль, меланхолия, воспоминания — все это неразрывно связано с этим чувством:
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
(“Желание”, 1816)
Тем не менее любовь воспринимается как счастье, как чувство, делающее человека добрее, сострадательнее к горестям других. Однако в мире людей любовь обязательно связана с разлукой, муками и слезами:
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
(“Желание”, 1816)
Лирический герой покоряется судьбе, року, который отнимает любовь и который вновь толкает его в неволю любви:
Но я молчу; не слышен ропот мой.
(“Желание”, 1816)
В элегиях Пушкина появляются устойчивые выражения, образные клише, характерные для сентиментальной и романтической поэзии. Пушкин использует много абстрактных понятий, далеких от реальной действительности:
Уж нет ее! До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
(“Осеннее утро”, 1816)
Возникает и мотив надежды на исполнение желаний:
Когда ж вечернею порою
И мне откроется окно?
(“Окно”, 1816)
Обязательным мотивом становится и мотив разочарования:
Напрасный сердца крик!
.Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
(“Безверие”, 1817)
Во время южной ссылки элегия становится основным жанром в творчестве А. С. Пушкина. Возникают постоянные поэтические образы: море, волны, небо, звезды и т. д.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине.
(“Редеет облаков летучая гряда”, 1820)
Мотив разочарования и в эти годы пронизывает лирику Пушкина. Лирический герой разочаровывается в прошлом:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья.
(“Погасло дневное светило”, 1820)
Поэт ищет цель в жизни, смысл своего существования, но не находит его даже в самом себе:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
(“Я пережил свои желанья”, 1821)
В жанре элегии часто присутствует и образ дороги, воплощающий в себе мотив изгнанничества, бегства. Одиночество, отчужденность от мира людей — естественное состояние лирического героя романтических произведений. Оно связано с особенностями романтического мировоззрения. Изгнанничество – одна из граней одиночества, оно свойственно не только лирическому герою стихотворений, но подчас и самому автору.
1823 год является переломным в творчестве Пушкина: он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя свобода личности. Свобода стала главной целью его творчества; ее духом пронизаны все его стихи. Возможность “хоть одному творенью свободу даровать” – великое счастье, как заявляет поэт в стихотворении “Птичка” (1823). Но “дары свободы” ни к чему людям с несвободным сознанием (“Свободы сеятель пустынный”, 1823). Народ “без чести” обречен на “ярмо с гремушками да бич”.
Элегия “К морю” (1824) завершает романтический период творчества Пушкина. Море олицетворяется, поэт обращается к нему как к живому существу. Для Пушкина море – символ абсолютной свободы. Здесь мы уже видим, как элегия постепенно теряет свою жанровую замкнутость. В ней есть реалистические детали. В этом стихотворении мы встречаем сочетание таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, а содержание остается чисто элегическим.
В элегии нет двух конкретных частей: описания природы и размышления лирического героя взаимопроникают. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу, борьбу за выживание. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.
В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
Таким образом, в более позднем творчестве Пушкина утверждается синтетический жанр, в котором наряду с традиционными элегическими мотивами присутствуют элементы послания, появляется социальная и философская проблематика.
Примером может служить стихотворение “Деревня”, написанное еще в 1819 году. Это произведение уже не пассивного романтизма, оно наполнено пафосом гражданской лирики.
Композиционно элегия состоит из двух ярко выраженных частей. Однако части разделены не по предмету описания, а по построению и по пафосу. Первая часть — это идиллия, композиционное ядро которой составляет сентиментальный пейзаж. Здесь присутствует типично романтический мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставления духовно свободной жизни “на лоне счастья и забвенья” несвободе светских оков:
Я здесь, от суетных оков освобожденный.
Вторая часть – политический памфлет. Настроение резко меняется, стихотворение приобретает обличительный характер. Пушкин традиционный жанр элегии насыщает острой социальной тематикой. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни обусловлено жанровым контрастом (идиллия и памфлет). В финале поэт рассуждает о роли поэзии в обществе, о своем назначении.
Многие из стихотворений, которые Пушкин причислял к элегиям, получали подзаголовок “отрывок”. Этим поэт хотел подчеркнуть отступление от традиционной жанровой принадлежности, указать на открытость лирического замысла, фрагментарность и жанровую незавершенность стихотворения. Лирический фрагмент дает максимальную свободу, демонстрируя отказ автора от всякого жанра.
Таким образом, мы видим, что Пушкин быстро перерос своих учителей, он стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы.
http://www.school-essays.info/pushkin/raznoe116

Василий Андреевич Жуковский был известным русским поэтом. Он являлся одним из основоположников романтизма в отечественной поэзии. За свой творческий путь Жуковский создал красивейшие элегии, романсы, песни, послания, баллады, а также эпические произведения. Одним из главных произведений Жуковского является стихотворение «Море». Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения «Море» по плану.

История создания 

Свое знаменитое стихотворение Василий Жуковский создал в 1822 году, после длительного пребывания в Европе. Известно, что для зрелого периода творчества поэта характерен переход от направления сентиментализма к направлению романтизма. Именно это направление пользовалось большой популярностью в отечественной литературе начала девятнадцатого столетия. Признаки романтизма очень заметны в стихотворении Жуковского «Море». 

Личные переживания и эмоции поэта также тесно связаны с историей создания данного произведения. На момент написания стихотворения Жуковский питал сильные чувства к Марии Протасовой, однако ему не удалось создать с ней семью. Мать девушки была двоюродной сестрой поэта и не хотела, чтобы он женился на ее дочери.

Друг Жуковского А. Ф. Воейков в своем дневнике написал: 

Что я могу ожидать от глупца, который живёт в эфире, который погубил собственное счастье, исполняя волю Екатерины Афанасьевны, сошедшей с ума на слезах ложной чувствительности.

«Море» стало своеобразным ответом поэта в ответ на нападки коллег и друзей. Они с нетерпением ждали, что после зарубежного путешествия Василий Андреевич напишет что-то великое и поделится новые открытиями. Однако их ожидало длительное затишье. Его близкие друзья, Тургенев и Вяземский, считали, что поэту поездка на пользу не пошла. И он выпустил «Море», чтобы подтвердить высокое мнение о себе и доказать, что его творческая активность не иссякла.

Жанр, направление и размер

Не секрет, что поэт определил свое произведение как элегию. Действительно, стихотворению присущи черты этого жанра. Так, произведение «Море» носит созерцательный характер, при этом в его строках присутствуют грустные мотивы. 

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия. Автор не объединил строки рифмами, их созвучие основано лишь на ритме. 

Интересно, что творчество Жуковского современники не поняли. Мало кто понимал, в каком направлении творит поэт:

Согласно В. Афанасьеву, никто в окружении Жуковского не понимал ни его творческого метода, ни направления развития как художника.

Даже А.С. Пушкин в тот период отзывался о своем учителе так: 

Мне кажется, что слог Жуковского в последнее время ужасно возмужал, хотя утратил первоначальную прелесть. Уж он не напишет ни Светланы, ни Людмилы, ни прелестных элегий 1-й части Спящих Дев. Дай Бог, чтоб он начал создавать…

Композиция 

Композиция элегии «Море» довольно интересна. Так, стихотворение условно можно разделить на три части. 

  1. В первой части автор описывает беседу лирического героя с морем. При этом поэт искренне восхищается стихией, но у него возникает ощущение, будто за внешним спокойствием скрывается некая тайна. 
  2. Вторая часть представляет собой описание бури. Ей герой стихотворения даёт весьма необычное объяснение. По его мнению, это явление обусловлено тем, что из-за «тёмных туч» нарушается идиллия неба и моря. 
  3. В финальной части стихотворения Жуковский снова описывает спокойную стихию, что делает композицию произведения кольцевой. Теперь Жуковский прекрасно осознает, какую тайну скрывает пучина вод. 

Образы и символы

Безусловно, образ моря является главным в стихотворении. Автор наделил море «живыми» качествами: оно умеет дышать, ему присущи психологические качества человека. Море по-настоящему влюблённо в ясное небо. Стихия словно выражает счастье, когда небо отражается в её водах.

Однако такая идиллия длится недолго. Её могут нарушить чёрные тучи, которые скрывают небо от моря. Автор показывает, как водная стихия переживает разлуку с ясным небом. Она из всех сил сопротивляется туче, чтобы снова обрести спокойствие и умиротворение. Лирический герой смог догадаться, какую загадку скрывает море. Он начал чувствовать родство с водной стихией. Смело можно сказать, что лирический герой и море ощущают одну и ту же боль. 

Море отличается силой характера. Как только оно видит тучи, оно прогоняет их и делает все возможное, чтобы воссоединиться с небом:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Образ тучи означает не только разлуку, но и размолвку, которая часто настигает влюбленных.

Темы 

Тематика стихотворения «Море» представлена в списке:

  1. Основной темой, затронутой в стихотворении «Море», является тема любви. В этом заключается автобиографичность произведения. Поэту не удалось создать семейное счастье с Марией Протасовой. Без благословения матери влюблённые не стали венчаться, оставшись хорошими друзьями. Ведьма не удивительно, что поэту удалось создать психологичный образ моря, ведь свои собственные эмоции и переживания он перенес на него.
  2. Мотив борьбы тесно связан с этой темой. Кульминацию элегии составляет борьба водной стихии и туч. За любовь можно и нужно бороться.
  3. Беспокойство за любимого и вечная тревога — вот состояния, которые передал автор.
  4. Тема природы тоже затронута автором: свои чувства он выразил в колебании волн.

Проблема 

Центральное место в стихотворении Жуковского «Море» занимает проблема разлуки влюбленных. Герой счастлив, когда водная стихия находится в гармонии с небом. Однако он ощущает и беспокойство моря. Водная стихия, как и лирический герой, боится одиночества, трепещет за того, кто дорог сердцу. 

Влюбленные никогда не бывают полностью спокойны. К сожалению, их мучают тревоги, разлуки и другие поводы для грусти. Их сердце уязвимо, потому что открыто чувству. 

Основная идея 

В своем стихотворении Василий Жуковский выразил суть любви. Главная мысль элегии «Море» — это необходимость бороться за свои чувства, которая обусловлена простым выводом: ответом на вопрос «Чем дышит твоя напряженная грудь?» является только «любовь».

По мнению Жуковского, человек должен учиться у природы не только созерцанию, но и сопротивлению. Автор утверждает, что за свое счастье необходимо бороться. Так, в стихотворении водная стихия побеждает мглу. Читатель ощущает, насколько сильным было желание поэта преодолеть все преграды на пути к любви. Таков смысл стихотворения «Море».

Средства выразительности

Создавая свое стихотворение, Жуковский использовал различные тропы. Анализ элегии «Море» по плану дополнит этот перечень.

  1. Одним из главных средств выразительности являются эпитеты. Они передают спокойное существование стихии в первой части элегии («лазурное», «безмолвное». Эпитеты также передают противодействующую силу («враждебная мгла», «тёмные тучи»). 
  2. Важную роль в стихотворении играют олицетворения («ты дышишь» и так далее). 
  3. Автор также использовал в произведении речевые обороты, которые характерны для романтизма («сладостная жизнь»). 
  4. Благодаря многоточию Жуковский сумел оборвать повествование и вернуться к беседе со спокойным морем.
  5. Не будем забывать и о метафорах: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Автор: Виктория Комарова

9 февраля 1783 года родился поэт Василий Жуковский

Личное дело

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) родился в имении Мишенское в Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Бунина от турчанки Сальхи, попавшей в русский плен при штурме крепости Бендеры. Фамилию получил от своего восприемника при крещении Андрея Жуковского, обедневшего дворянина, который жил в доме Бунина и по его просьбе усыновил мальчика.

В 1797 году был принят в Благородный пансион при Московском университете. Он увлекается литературой и уже сам сочиняет стихи. Окончил пансион в 1800 году, получив серебряную медаль, его имя было помещено на мраморной доске в числе лучших выпускников. Стал служить в бухгалтерском столе Главной соляной конторы, одновременно занимаясь литературным творчеством. Зарабатывает также переводами с немецкого и французского пьес и романов. В 1801 году становится одним из основателей «Дружеского литературного общества».

Жуковский стремится заниматься только литературным трудом, служба в соляной конторе его тяготит. Но родные его против ухода со службы. Однако в 1802 году в результате конфликта с начальством Жуковский вовсе перестает являться в контору. Из-за этого он попадает под арест и ему даже угрожает суд, но все завершается просто отставкой «для определения к другим делам». Жуковский отправляется из Москвы в Мишенское.

Известность Василию Жуковскому принес перевод элегии Томаса Грея «Сельское кладбище», который Карамзин опубликовал в «Вестнике Европы». В Мишенском он по просьбе своей сводной сестры дает уроки ее дочерям Маше и Саше. Маша Протасова становится его музой. Влюбленные мечтают пожениться, но мать Маши запрещает это, считая недопустимым брак между родственниками. Жуковский много лет добивался возможности жениться на Маше, но безуспешно.

Он продолжает заниматься литературой, переводами, и в 1807 году по рекомендации Карамзина и Хераскова он становится редактором «Вестника Европы». Помимо стихов он пишет для журнала статьи, критические заметки, рецензии, переводы. Способствует публикации стихов Батюшкова, Вяземского, Давыдова и других поэтов, пишущих в новом в ту пору романтическом духе. На страницах «Вестница Европы» в 1808 году появляется этапное для Жуковского и русского романтизма стихотворение – баллада «Людмила», вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Готфрида Бюргера. Позже Жуковский начинает создавать и оригинальные баллады, среди которых более всего читателям запомнилась «Светлана».

После начала войны с Наполеоном в 1812 году Жуковский вступает в ополчение, получив чин поручика. В день Бородинской битвы его полк стоял в резерве, и Жуковский «слышал свист нескольких ядер и канонаду дьявольскую». В Тарутинском лагере он был прикомандирован к походной типографии при главной квартире армии, которая служила центром официальной пропаганды. Многие тексты листовок, выходивших в этой типографии, были стихотворениями Жуковского, например, «К старцу Кутузову» (позднее известно под названием «Вождю победителей»). Но наиболее популярной стала большая романтическая ода «Певец во стане русских воинов», первые варианты которой расходились по армии в рукописных копиях. Также Жуковский командирован в Орел, где ему был поручен надзор за размещением пяти тысяч раненых и армейскими закупками. Был награжден орденом Анны второй степени. С наступающей русской армией Жуковский дошел до Вильно. Там он тяжело заболел и остался в городе. После выздоровления произведен в штабс-капитаны и отправлен в бессрочный отпуск.

Жуковский возвращается к литературе. Он становится секретарем общества «Арзамас» и активно участвует в полемике арзамасцев с «Беседой любителей русского слова». В 1817 году вновь становится учителем – дает уроки русского языка будущей императрице Александре Федоровне; а в 1826 году Николай I приглашает Жуковского стать воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Жуковский составляет подробную программу образования будущего самодержца. Он был наставником Александра до 1841 года, сопровождал его в путешествиях по Европе и России.

В 1841 году он вышел в отставку в чине тайного советника с пожизненным пансионом. Он женился на дочери своего друга немецкого художника Гергарда Рейтерна. Венчание Жуковского и Елизаветы Рейтерн проходило дважды: в православной и лютеранской церквях. Супруги жили в Дюссельдорфе, затем во Франкфурте-на-Майне, в Баден-Бадене, в Страсбурге, в Базеле, в Берне, снова в Баден-Бадене. У них рождаются дочь Александра и сын Павел. Здоровье Жуковского постепенно ухудшается, особенно страдает зрение, он полностью ослеп на один глаз. 2 (24) апреля 1852 года Василий Жуковский умер в Баден-Бадене.

Элегия жуковского море сочинение

И.Ф. Реймерс. Портрет Василия Андреевича Жуковского. 1837

Чем знаменит

Крупнейший поэт русского романтизма, особенно известный своими балладами. Пушкин признавал Жуковского своим учителем. Среди переведенных им произведений наиболее известны «Орлеанская дева» Шиллера, «Шильонский узник» Байрона,  «Ундина» де Ламотт Фуке. Также Жуковскому принадлежат переводы поэм «Одиссея», «Наль и Дамаянти» (фрагмент «Махабхараты»), «Рустем и Зораб» (фрагмент «Шахнаме» Фирдоуси), эти переводы отмечены высокими художественными достоинствами, но следует помнить, что греческого, санскрита и персидского языков Жуковский не знал, при работе пользовался переводами этих произведений на европейские языки, а его перевод часто оказывается слишком вольным.

О чем надо знать

Куда меньшую известность Василий Жуковский имеет в качестве художника. Между тем художником он был профессиональным, обучался живописи и рисованию еще в Благородном пансионе, затем учился гравюре у профессора рисования Дерптского университета Карла Зенффа. Во время путешествий по Европе общался со многими известными художниками, в том числе Жаном Энгром, Каспаром Фридрихом, Бертелем Торвальдсеном, Иоганном Овербеком. Известно около двух тысяч графических и акварельных рисунков Жуковского. В основном они представляют собой пейзажи различных мест в Европе и в России, где Жуковский побывал. Их можно рассматривать как своеобразный дневник. Посещая Веймар, он рисует дом, где жил Гёте, путешествуя по берегам Женевского озера – Шильонский замок, особый цикл составляют рисунки, сделанные во время путешествия по России с цесаревичем Александром. Рисовал он также портреты, иллюстрации к своим произведениям. Много работал в технике офорта и литографии, были изданы альбомы гравюр по его рисункам «Шесть видов Павловска…», «Виды месторождения В. Жуковского, им самим же гравированные», «Путеводитель по саду и городу Павловску…», иллюстрации к элегии Грея «Сельское кладбище». Выступал Жуковский и в области художественной критики, открыв в «Вестнике Европы» раздел «Обозрение произведений искусства», где публиковались гравюры с картин зарубежных художников с комментариями Жуковского.

Прямая речь

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его.
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Василий Жуковский «Море. Элегия» (фрагмент)

Мой друг, хранитель ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу — в их чертах
Одну тебя воображаю.

Беру перо — им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной.
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить – одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать мечтаю;
Твой образ, забывая сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со мной во сне не расстаётся;
Проснусь — и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснётся.

Ах! мне ль разлуку знать с тобой?
Ты всюду спутник мой незримый;
Молчишь — мне взор понятен твой,
Для всех других неизъяснимый;
Я в сердце твой приемлю глас;
Я пью любовь в твоём дыханье…
Восторги, кто постигнет вас,
Тебя, души очарованье?

Тобой и для одной тебя
Живу и жизнью наслаждаюсь;
Тобою чувствую себя;
В тебе природе удивляюсь.
И с чем мне жребий мой сравнить?
Чего желать в столь сладкой доле?
Любовь мне жизнь — ах! я любить
Ещё стократ желал бы боле.
Василий Жуковский «Песня»

Оригинальные произведения Жуковского представляют собою великий факт и в истории нашей литературы, и в истории эстетического и нравственного развития нашего общества; их влияние на литературу и публику было безмерно велико и безмерно благодетельно. В них, еще в первый раз, русские стихи явились не только благозвучными и поэтическими по отделке, но и с содержанием. Они шли из сердца к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души… Они исполнены были тихой грусти, кроткой меланхолии, – а это элементы, без которых нет поэзии. Правда, в стихах Жуковского то, что бы должно оставаться только элементом, было, напротив, и альфою и омегою его поэзии; но таково было требование времени, таков был ход исторического развития нашей литературы: Жуковский, в этом случае, думая служить искусству, служил обществу, развивая его эстетическое и нравственное чувство и приготовляя его к приятию истинной поэзии. Державина тогда превозносили, но стихотворения его не были настольного книгою у молодого человека и не прятались под изголовье красавицы. Стихи Карамзина и Дмитриева удовлетворяли не всех, и ими восхищались только записные любители литературы, а прочие превозносили их более из приличия. От торжественных од у публики уже заложило уши, и она сделалась глуха для них. Все ждали чего-то нового, а между тем к восприятию истинной поэзии, в смысле искусства, еще далеко не были готовы. Тогда явился Жуковский с своими унылыми и задушевными стихотворениями, которые все сделали свое дело, принесли свою пользу.
Виссарион Белинский «Русская литература в 1841 году»

…Читать стихотворцев не каждого особенно, но всех одинакового рода вместе; частный характер каждого сделается ощутительнее от сравнения. Например, Шиллера, как стихотворца в роде баллад, читать вместе с Бюргером; как стихотворца философического — вместе с Гёте и другими; как трагика — вместе с Шекспиром; чтение Расиновых трагедий перемешивать с чтением Вольтеровых, Корнелевых и Кребийоновых. Эпических поэтов перечитывать каждого особенно, потом вместе те места, в которых каждый мог иметь один с другим общее: дабы узнать образ представления каждого. Сатиры Буало с Горациевыми, Поповыми, Рабенеровыми и Кантемировыми. Оды Рамлеровы, Горациевы с одами Державина, Жан-Батиста Руссо и прочих. Или не лучше ли читать поэтов в порядке хронологическом, дабы это чтение шло наравне с историею и история объясняла бы самый дух поэтов, и потом уже возобновить чтение сравнительное. Первое чтение было бы философическое, последнее — эстетическое; из обоих бы составилась идея полная

Из планов занятий Жуковского с сестрами Протасовыми

В своей великолепной версии бюргеровской «Леноры», где мускулистость его стиха достигает иногда пушкинской силы, Жуковский не позволил себе даже намекнуть, что любовников, скачущих в ночи на коне, манит к себе «брачное ложе», «брачная постель». Всюду, где у Бюргера упоминается постель (Brautbett, Hochzeitbett), Жуковский целомудренно пишет: ночлег, уголок, приют… <…> Нужно ли говорить, что те строки, где Бюргер непочтительно называет иерея — попом и сравнивает пение церковного клира с «кваканьем лягушек в пруду», Жуковский исключил из своего перевода совсем.
Корней Чуковский «Высокое искусство»

Одиннадцать фактов о Василии Жуковском

  • Первым опубликованным стихотворением Жуковского стало «Майское утро», напечатанное в 1797 году в журнале «Полезное и приятное препровождение времени».
  • Жуковский был первым русским переводчиком «Дон Кихота», правда, перевел его не с испанского, а с французского.
  • Жуковского признавал своим поэтическим наследником Державин: «Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю».
  • Пользуясь своим положением воспитателя наследника престола, Жуковский неоднократно хлопотал перед императором за опального А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, по его просьбам была облегчена участь осужденных декабристов, А. И. Герцена.
  • После смерти Пушкина Жуковский добился разрешения забрать его бумаги и подготовил издание его сочинений. Ему пришлось внести в пушкинские стихи ряд изменений, чтобы преодолеть цензуру. Так, вместо попа, у которого служил Балда, появился «купец Кузьма Остолоп, по прозванью Осиновый лоб», а «александрийский столп» из стихотворения «Памятник» превратился в «Наполеонов столп», то есть в Вандомскую колонну в Париже.
  • Жуковский был инициатором выкупа Тараса Шевченко из крепостной зависимости. Жуковский попросил Карла Брюллова написать его портрет, затем портрет был разыгран в лотерею, где были собраны необходимые для выкупа 2500 рублей. Шевченко в знак благодарности посвятил Жуковскому свою поэму «Катерина».
  • Благодаря знаменитой балладе Жуковского в широкое употребление вошло имя Светлана, придуманное в 1802 году филологом и поэтом Александром Востоковым.
  • В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое он назвал «Молитва русского народа», с 31 декабря того же года этот текст, положенный на музыку Алексея Львова, под названием «Боже, Царя храни!» стал официальным гимном Российской империи.
  • Среди написанных Жуковским сказок есть вариант сказки об Иване Царевиче и Сером Волке, причем Волк в финале становится воспитателем царских детей, которым дает «полезные для сердца наставленья», и получает дворянский герб – «в червленом поле волчий хвост под графской короной».
  • Композитор Михаил Глинка вспоминал: «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет «Ивана Сусанина». Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в [ней] много оригинального, характерно русского. Жуковский хотел сам писать слова и для пробы сочинил известные стихи: Ах, не мне бедному, ветру буйному (Из трио с хором в эпилоге). Занятия не позволили ему исполнить своего намерения…».
  • Одну из своих шуточных баллад Жуковский подписал псевдонимом «Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышащий экс-президент старого огорода, кавалер трех печенок и командор Галиматьи».

Материалы о Василии Жуковском

Статья о Василии Жуковском в русской Википедии
Василий Жуковский в проекте «Хронос»
Статья о Василии Жуковском в энциклопедии «Кругосвет»
Сочинения в электронной библиотеке Максима Мошкова
Василий Жуковский в Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»

Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского «Море». Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий в стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в начале стихотворения «безмолвное море, лазурное море» помогает созданию образа, прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Но как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворение: море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Поэт обращается к мору с вопросом, словно к человеку:
Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно, вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него». Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «я». Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строки: «Ты живо: ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты», понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. Жуковский олицетворяет море, и вот перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие нюансы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это «необъятное лоно». И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского, – мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в балладах, и в лирике автора. Первый из них – земной, греховный, низкий, а второй – возвышенный, небесный. Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу. Возможно, такая же борьба двух начал происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский: И мгла исчезает, и тучи уходят… Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, пережив несчастье, нескоро забудет о нем. Теперь перед читателем предстает совсем другое море – обманчивое. И если с виду оно такое же красивое и спокойное, то на самом деле полно страха, смятения. Образ моря становится символом неволи, тоски. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихотворение становится живым, единым. Автор заворожен представшим перед ним видом, на одном дыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств. Разум имеет дело лишь с видимостью. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, нравственному чувству. Поэтому Жуковский и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается «незримая душа» природы. Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину. Жуковский выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море – символ души человека. Природа необходима Жуковскому, чтобы глубже понять тончайшие переливы души человеческой. У Жуковского получилось оригинальное, необыкновенной красоты произведение. Белинский писал: «Трепет объемлет душу при мысли о том, из какого ограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу, каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее…»

Название: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 23:34:31 20 января 2010 Похожие работы
Просмотров: 614
Комментариев: 15
Оценило: 4 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Море»
Сочинение Когда Мне Было Лет 10
Сочинение: Экономика России
Дипломная работа по теме Моделирование многокаскадного усилителя с использованием PSpice
Реферат На Тему Подросток И Закон
Курсовая работа по теме Обоснование организации типа производства
Доклад по теме Проблемы и тенденции развития технологий проектирования баз данных
Курсовая Работа По Специальности Дошкольное Образование
Курсовая работа: Финансовый и производственный анализ деятельности энергопредприятия
Реферат по теме Русское искусство 18 века
Отчет По Практике Вшэ Пример
Реферат по теме Эмоции: их виды и функции
Курсовая Работа На Тему Оригинальные Карты И Атласы
Контрольная работа: Темперамент – біологічний фундамент особистості
Защиты Гражданских Прав Дипломная Работа
Контрольная Работа По Высшей Математике
Реферат: Реформирование унитарных предприятий
Курсовая работа по теме Особенности международной торговли нефтью
Реферат: Сборник Лекций 2 по Мат.Анализу
Қасым Туралы Эссе
Конфликты Между Руководителями И Подчиненными Курсовая
Реферат: Электропривод механизма передвижения
Реферат: Рынок корпоративных ценных бумаг
Реферат: Роль материнского генома в развитии потомка

  • Экспресс по английски как пишется
  • Экстра класс как пишется через дефис или
  • Экспресс опрос как пишется
  • Экспозиция сказки царевна лягушка
  • Экспресс обследование как пишется