Экзамен не выучен как пишется

Разбор частей речидалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. согласно лингвистике русского языка, выделяют

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Трещагина Светлана Сергеевна

2. Класс: 6 класс. Дата: 15.12.16 Предмет: русский язык   № урока по расписанию: 3

3. Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел «Причастие», урок «открытия» новых знаний

5. Цель урока: Сформировать у учащихся представления о причастии и слитном/раздельном написании НЕ с причастиями; Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задачи:

Учебные:

  1. Изучить слитное и раздельное написание Не с причастиями.

Развивающие:

  1. Формировать умения понимать учебную задачу, сравнивать и классифицировать информацию.

Личностные:

1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Активные приемы обучения, направленные на:

Формируемые УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

7

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Учитель приветствует учеников.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

Слайд №.1

— Посмотрите, пожалуйста, на слайд№1.На нем вы видите стихотворение о частице НЕ. Давайте прочитаем его и выполним предложенное задание. (учитель читает стихотворение)

Задание: исправьте ошибки, допущенные в тексте стихотворения. (Читает)

Задание: Исправь ошибки

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.


Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

-Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Слайд №2. Определите написание НЕ с различными частями речи и обоснуйте свой ответ.

  1. (не)прочитали книгу

  2. (не)лепая история

  3. (не)широкая, а узкая река

  4. вовсе (не) обыкновенный человек

  5. случилось (не)счастье

-Давайте вспомним с вами как пишется частица Не с именами существительными, именами прилагательными и глаголами. Сделайте вывод.

Дети садятся за парты.

Открывают тетради и делают запись.

Детям раздается карта самоанализа работы.

Баллы

1.Стихотворение о частице НЕ

2.Написание Не с разными частями речи

3.Работа с предложениями

4. «Корзина идей»

5.Стадия осмысления

(Работа с таблицей)

6.Комментированное письмо

7.Задание с самопроверкой по эталону

8. «Корректоры»

Итог

Критерии:

0 баллов – не справился

1 балл – справился с помощью

2 балла – справился самостоятельно

Дети внимательно слушают стихотворение и смотрят на слайд. После прочтения учителем стихотворения, находят ошибки. Дети называют слова, которые без частицы НЕ не употребляются.

  1. с недоумением

  2. нелепое

  3. неразбериха

  4. невзрачной

  5. незабудки

  6. ненастная

  7. несчастная

  8. неуклюже

  9. непролазные

  10. неумытый

  11. непричесанный

  12. неряха

  13. несуразный

  14. недотепа

  15. невежа

  16. недоучки

Дети в тетради выполняют задание.

  1. не прочитали книгу

  2. нелепая история

  3. не широкая, а узкая река

  4. вовсе не обыкновенный человек

  5. случилось несчастье

Дети высказывают свои версии и фиксируют знания о написании с частицей НЕ имён существительных, имён прилагательных, глаголов(на доске).

Корзина идей

Слитно:

1.можно подобрать синоним

2.без НЕ

не употребляются.

Раздельно:

1.с Не

2.союз А

Слитно:

1.можно подобрать синоним

3.без НЕ

не употребляются.

Раздельно:

1.с Не

2.союз А

3.ничуть не, отнюдь не, вовсе не.

4. краткая форма

Вывод: Данные части речи с частицей НЕ пишутся практически одинаково.

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; (л)

умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии(П); 

2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3

Подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд №3.

А справитесь ли вы с этим заданием?

Задание: Определите написание НЕ со словами.

  1. Комната была (не)освещена, так как лампы были не зажжены.

  2. Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит.

  3. В воздухе закружилась (не) опавшая, а сорванная с деревьев листва.

  4. Волны с (не) умолкающим шумом бились о борт корабля.

Ребята пробуют выполнить задание, но возникают сложности, т.к. не хватает знаний по данной теме. (Не знают, как пишутся Не с причастиями)

умение извлекать необходимую информацию из предложений (П);

3.Этап выявления места и причины затруднения.

3

Анализ учащимися возникшей ситуации, определение причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Слайд №4.

Все ли получилось при выполнении задания?

-Какие слова при определении написания с НЕ вызвали сложности?
-Почему?
-К какой части речи относятся эти слова?

  1. не освещена

  2. не окрепший

  3. не опавшая

  4. не умолкающим

-Нет.

-При выполнении задания возникли сложности, потому что тема нами не изучена.

  1. не освещена

  2. не окрепший

  3. не опавшая

  4. не умолкающим

-Мы не знаем, как частица НЕ пишется с этими словами, но можем предположить.

  1. Комната была не освещена (крат.форма), так как лампы были не зажжены.

  2. Лёд неокрепший(тонкий) на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит.

  3. В воздухе закружилась не опавшая (союз А), а сорванная с деревьев листва.

  4. Волны с неумолкающим(синоним) шумом бились о борт корабля.

-Слова относятся к причастиям.

умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии (П); 

умение подводить под понятие (П);

умение выполнять пробное учебное действия (Р);

умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (Р);

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

4

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

-Можете ли вы сформулировать тему урока?

Слайд №5,6. Постановка целей урока.

-А сейчас мы отдохнем!

Дети формулируют тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Дети выполняют физминутку. (2 мин.)

— умение формулировать цель (П)

умение выдвигать гипотезы и их обосновывать (П);

5.Этап реализации построенного проекта.

4

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Слайд №7,8.

А сейчас я предлагаю поработать с

лингвистическим текстом на стр.184 (работа по учебнику) в парах и ответить на в следующие вопросы:

1.Что общего в написании частицы НЕ с причастием и другими частями речи?

2.Выявите особенности причастий.

Стадия осмысления.

Работа по учебнику осуществляется в парах. Дети обсуждают и выявляют общее в написании частицы НЕ с причастием и другими частями речи и выявляют особенности написания НЕ с причастиями.

Новое-Н

Знакомое-V

умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии,

классифицировать (П);

умение находить необходимую информацию (П);

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6

Усвоение

учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель просит озвучить свои результаты. (2 пары)

Просит сверить свои выводы с таблицей на слайде.

Слайд №9. hello_html_m7ddc3387.jpg

-Следующее задание: комментированное письмо.

  1. (Не)поставленная на место книга

  2. (не) забытая, а созданная вновь песня

  3. (не) выученное стихотворение

  4. лошадь(не) запряжена

  5. (не)домогающий ученик

Каждая пара проговаривает полученные результаты (новое/знакомое)

Сверяют с таблицей.

Фронтальная работа. Дети выполняют работу по цепочке, ответ комментируют, с опорой на памятку.

  1. не поставленная на место книга

  2. не забытая, а созданная вновь песня

  3. невыученное стихотворение

  4. лошадь не запряжена

  5. недомогающий ученик

– умение выстраивать логической цепи рассуждений (П); 

умение формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К);

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7

Интериоризациянового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить самостоятельно задание и сверить по эталону.

Слайд №10.

Задание с самопроверкой: напишите слова слитно или раздельно

  1. (не)подготовленная доска

  2. (не) сшитый, а связанный костюм

  3. (не)достижимая цель

  4. (не)годующий учитель

  5. (не) рассказанная на ночь сказка

  6. еще (не) подогретый обед

  7. (не) нуждающиеся в совете

  8. (не)скошенная трава

  9. правило (не) выучено

  10. (не) наряженная елка

Слайд №11.

Индивидуальная работа с заданием. Свою работу сверяют по эталону.

Самопроверка по эталону:

  1. неподготовленная доска

  2. не сшитый, а связанный костюм

  3. недостижимая цель

  4. негодующий учитель

  5. не рассказанная на ночь сказка

  6. еще не подогретый обед

  7. не нуждающиеся в совете

  8. нескошенная трава

  9. правило не выучено

  10. не наряженная елка

умение выполнять действие по алгоритму (П);

умение контролировать себя (Р);

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

6

Повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель предлагает выполнить самостоятельно задание посложнее и сверить по эталону.

Слайд №12.

Задание с самопроверкой: исправь ошибки.

  1. неслуживший юноша

  2. еще неутихший после шторма ветер

  3. участок земли необработан

  4. не истовствовавший ветер

  5. не приятный для всех сосед

  6. нерассеянные, а внимательные ученики

  7. работа невыполнена

Слайд №13.

«Корректоры» Самопроверка по эталону:

  1. не служивший юноша

  2. еще не утихший после шторма ветер

  3. участок земли не обработан

  4. неистовствовавший ветер

  5. неприятный для всех сосед

  6. не рассеянные, а внимательные ученики

  7. работа не выполнена

умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (П);

умение выстраивать логической цепи рассуждений (П);

умение контролировать, корректировать, оценивать (Р);

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

5

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Итак, подведем итоги. Перед вами рефлексивные карты, в которых зафиксированы все этапы нашей работы на уроке. Проанализируйте свою работу на каждом этапе по предложенным критериям. Подведите итог. Подпишите свои карты и сдайте.

Слайд №15.

Рефлексия.

Домашнее задание на выбор упр.461,463

Слайд №14.

Рефлексия

Самоанализ работы за урок. Работа с рефлексивной картой. (оценивание своей работы на каждом этапе)

— умение оценить результаты своей деятельности,

— умение усвоить новый способ деятельности

Литература:

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий репетитором. Русский язык. 6 класс.: пособие для учащихся Л.А.Ахременкова.-М.:Просвещение, 2015.

  2. Т.Ю.Угроватова Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 7 классе: универ.рабочая тетрадь- Калининград: Редкая книга,1996.

  3. Русский язык.6 кл: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.-4-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа,2016.

  4. yandex.ru/images

Материально-техническое обеспечение

Part SB640

SB640-R2-451460

4.

Мультимедийный короткофокусный проектор

 BenQ MS619ST

5.

Доска школьная универсальная (с возможностью магнитного крепления).



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

  • Эка тебя зацепило как пишется
  • Эка невидаль как пишется
  • Эйч по английскому как пишется буква
  • Эйфелева башня маленький рассказ
  • Эйси диси как пишется