Экспозиция сказки царевна лягушка

царевна-лягушка картина, написанная виктором михайловичем васнецовым viktor mikhailovich vasnetsov в 1918 году и вошедшая в единственный живописный цикл поэма

«Царевна-лягушка» — картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым (Viktor Mikhailovich Vasnetsov) в 1918 году и вошедшая в единственный живописный цикл «Поэма семи сказок», над созданием которого мастер трудился в течение последних 25 лет жизни. На холсте представлена сцена из одноимённого литературного произведения. В центре композиции находится Василиса Премудрая. Её элегантное платье расшито золотой вышивкой. Длинные русые косы опускаются ниже колен. Лоб украшает невысокий кокошник-корона с россыпью самоцветов. Обстановка вокруг под стать героине. Стены царских палат расписаны дивными узорами. Под ногами, на паркетном полу, дорогой ковёр. Длинный стол на дубовых ножках накрыт белой скатертью, посуда на нём — золотая и серебряная со всевозможными яствами. За резной аркой уже появилось чудесное озеро с белоснежными лебедями. На дальнем плане виднеется русская деревушка. А за ней, вплоть до кромки тёмного леса, простирается золотистое поле. Девушки-крестьянки в национальных костюмах водят хороводы возле воды. Идиллию счастливой деревенской жизни дополняет светлое небо с пушистыми облаками и пролетающие грациозные лебеди. А тем временем царский пир продолжается. Царевна самозабвенно танцует. Рукава её платья в стремительном вихре разлетаются в стороны, а из-под подола то и дело мелькают в притопе каблучки изящных сапожек. Музыканты поддерживают атмосферу безудержного веселья, вовсю наяривают на гуслях и балалайках, склоняют головы в такт музыке. А зритель постепенно погружается в знакомый с детства сюжет сказки.

Виктор Васнецов. Картина «Царевна-лягушка», 1918

  • Название картины: «Царевна-лягушка».
  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
  • Год написания: 1918 г.
  • Размер: 185 х 250 см.
  • Стиль: Романтизм. Символизм.
  • Жанр: Сказочно-былинный.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Мемориальный дом-музей В. М. Васнецова, Москва.

Виктор Михайлович Васнецов — талантливый художник конца XIX — начала XX века. Вдохновлённый фольклором и символикой, на стыке исторического жанра и новых модернистских течений он создал особый русский стиль, наполненный народными верованиями, древними обычаями и традициями старины. Особенно ярко художественное мировоззрение мастера отразилось в работах сказочно-былинного жанра и «Поэме семи сказок».

Над созданием картины «Царевна-лягушка» Васнецов работал в течение 17 лет, начиная с 1901 года. Однако в своих дневниках и письмах он не оставил хоть сколько-нибудь значимой информации. Поэтому любые попытки интерпретации произведения могут иметь лишь гипотетический характер.

Если же внимательнее присмотреться к деталям и провести исторические параллели, зритель отчётливо замечает отчаяние, вызванное внутриполитическими событиями, происходящими в стране. На фоне аграрных реформ начала XX столетия, которые разрушили привычный уклад жизни простых людей, изображение праздника крестьян с плясками и хороводами возле озера, уже не кажется таким идиллическим. Обернувшаяся к ним царевна взмахнула платком, словно навсегда попрощалась с утраченным прошлым.

Внесла коррективы и Октябрьская революция 1917 года. В царских хоромах заметен явный переизбыток красного цвета. В него окрашены рисунки на стенах и ковре, детали мебели и одежда музыкантов. Даже сапоги у них исключительно красные, что по тем временам могли себе позволить только представители знатного сословия.

Виктор Михайлович не принял произошедших в стране изменений, но хорошо разбирался в цветах и мифологии. Наряд царевны он изобразил зелёным, что с одной стороны полностью соответствует сюжету сказки. Но с другой — ассоциируется с не самыми добрыми персонажами славянских преданий: лешими, русалками, водяными, кикиморами. Глядя на главную героиню, кажется, что платье, подобно лягушачьей шкурке, вот-вот с неё соскользнёт. Из-под разлетевшихся в стороны разрезных рукавов уже видна белоснежная сорочка, цвет которой в христианской символике олицетворяет веру и чистоту.

Однако даже в таком ракурсе произведение изобилует мелкими деталями и метко подмеченными особенностями национального колорита, которые художник собирал и изучал на протяжении всей жизни. Рассматривая дивные переплетения узоров, изображения диковинных птиц, цветов и дворцов в декорациях, зритель непроизвольно всё глубже погружается в сюжет и находит новые элементы, не замеченные ранее. В доме-музее Васнецова, где выставляется «Царевна-лягушка», посетители подолгу задерживаются возле картины.

Интересной находкой художника стало изображение облика Василисы. Но как нарисовать «такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать», если представления о красоте являются понятием субъективным? Васнецов использует нестандартный приём. Он пишет главную героиню со спины. Зритель видит только гибкий, грациозный стан танцующей девы, ускользающий профиль лица в лёгком повороте шеи. Неземная красота остаётся за кадром, но в полной мере отражается в восхищённых взглядах музыкантов, которые пританцовывают, сидя на скамьях, и готовы в любой момент пуститься в пляс.

Картина «Царевна-лягушка» Виктора Васнецова — не просто иллюстрация к сказке, а полномасштабное живописное произведение, которое отразило мастерство автора, его реакцию на драматичные события начала XX века и навсегда вошло в историю русского искусства.

Тема

Модуль
«Скоро сказка сказывается». Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке
«Царевна-лягушка».

Форма
проведения

Урок
изучения нового материала.

Цели

•          дать
понятие о сказке как жанре фольклора, познакомить с основными видами сказок;
выявить основную идею сказки «Царевна-лягушка»;

•          формировать
навыки работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения и
художественного пересказа;

•          воспитывать
внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Содержание
урока (элементы обязательного минимума образования)

Художественные
особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке.  Сказочные образы.
Проблематика. Народные представления о духовном облике жены. Сказка и миф:
сходства и различия. Нравоучительный и философский смысл сказок. Сказочники.
Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.

Виды
учебной деятельности

Составление
плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения
учителя и

учащихся,
художественный пересказ, работа с иллюстрациями.

Планируемые
результаты

Личностные: формирование
представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и
внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не
омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения
существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве
справедливости; развитие морального осознания и компетентности в решении
моральных проблем;

Метапредметные: умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группах; определение в произведении
элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);

Предметные: понимание
ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение
литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных»,
«образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении
элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

Оборудование

Учебники,
рабочие тетради, презентация, фрагмент мультфильма «Царевна-лягушка»
режиссёра  Михаила Цехановского, «Союзмультфильм», 1954 г.

Ход урока

Этап урока, его задачи

Содержание этапа

I.
Мобилизующий этап.

Обеспечить
организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально
настроить учащихся на работу

Организация
учащихся, подготовка рабочих мест.

II.
Изучение нового материала.

Обеспечить
восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:
существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.

1.Самоопределение
учащихся на основе антиципации (предугадывание темы, целей, задач урока).

2. Работа со
статьёй учебника «Русские народные сказки», с.34-36, часть 1 учебника.

Знать

Сказка
занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических,
вымышленных событиях и приключениях. Различают сказки волшебные, бытовые и о
животных.

3.Анализ
содержания сказки.

3.1. Лексическая
работа. Обращение к индивидуальному домашнему заданию.

— Объясните
значения слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудрёный, молвить,
дивиться, снарядиться.

3.2.Беседа.

— Какое
впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— О чём эта
сказка? Назовите её героев.

— Кто из героев вам
более всего понравился и почему?

— Что вы знаете
об этих героях?

Иван-царевич –
один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает
обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале
XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов
(«Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).

Василиса
Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них
Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью
превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи
Моревны, Елены Прекрасной.

— Почему героиня
в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное
животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает
обновление жизни и воскресение.

В христианстве
она символизирует и положительные качества (связь с плодородием,
возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).

Чудо, которое
творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной
традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы,
спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно
оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).


К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?

III.
Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и
умений.

Обеспечить
повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить
установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести
коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

1.Обращение к домашнему заданию. План сказки
«Царевна-лягушка». Задание 3 урока 9 Рабочей тетради.

2.Композиция волшебной сказки. Задание 4 урока 9
Рабочей тетради.

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины,
которые породили завязку.

Сватовство,
приказы царя.

Завязка

Главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса
Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно».

Развитие
сюжета

Поиск
потерянного или недостающего

Иван-царевич
отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем,
щукой.

Кульминация

Главный
герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают
её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич
убивает Кащея.

Развязка

Преодоление
потери или недостачи.

Иван-царевич
возвращается во дворец с Василисой Премудрой

3.Беседа.

— Почему царь избрал такой странный способ выбора
невест для своих сыновей? (У каждой сказки есть свои «условия». Если бы их
не было, то и сказки не было. Необычайные ситуации и положения – особые
приметы любой сказки).

— Где нашли невест старшие братья?

— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от
своей находки», «бежать»?

— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

— Почему царь не стал противиться этому браку?

4. Чтение по ролям эпизода «Первый приказ царя» от
слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в
большие праздники есть».

— Что мы можем сказать о героине?

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны
(Василиса Премудрая)? Почему? (Имя появляется тогда, когда героиня
начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье
мастерски работать подчёркивается высокое превосходство и ценность человека).

— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые
решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла
каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где
кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят»? (Эти
строчки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность
и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда,
характерного для русского народа и его быта).

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка
преувеличивает недостатки работы других невесток? (Этим преувеличением
подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и
заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над
снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается
достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

— В чём истинная красота героини сказки?

— Как царевич оценил работу Василисы? (В первом
случае царевич «диву давался», во втором случае ковёр получился такой, «что ни
вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь
отмечается не только мастерство Василисы, но и умение царевича оценить это
мастерство).

— Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24
варианта. Один из лучших вариантов включён в наш учебник. Знаете ли вы другие
варианты? Какая между ними разница?

— Какой предстаёт Василиса в сцене пира?

5. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма,
19.30-23.00 мин.

— Почему царь трижды испытывает невесток? (Повторы
в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода
происходит с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы
дивятся царь и его приближённые, в третий раз – весь народ).

6.  Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и
И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

— Чья картина вам больше понравилась? Почему?

7. Беседа.

— Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то,
что ему попалась неказистая жена. Увидев же жену красавицей, он решил
положить конец своим мучениям. Не оценив внутренних достоинств жены,
огорчённый её безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души
пожелал иметь жену-красавицу. Он смог полюбить лишь её внешнюю красоту).

— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой? (Герой
убеждён, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это
представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен
искупить свою вину перед женой, которой он ещё недостоин).

— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку
Ивана-царевича?

— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы
Премудрой?

— О чём свидетельствует гипербола «… две пары
железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал…»?

— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

8.  Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова
«Кощей Бессмертный».

— Кто такой Кащей Бессмертный?

Кащей (Кощей) Бессмертный –
отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном 
говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым
и скупым. Вода сообщает ему сверхъестественную силу.

— Кто подсказал герою, как расправиться с Кащеем?
Кто такая Баба Яга?

Баба Яга – персонаж восточных и западных
славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. Живёт в лесу, в
избушке на курьих ножках, иногда окружённой высоким частоколом из
человеческих костей, летает в ступе. Часто в её доме находится Кот,
являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная
героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать
счастливыми? (Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия,
человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая
нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться
судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив
яйцо, можно положить конец жизни Кащея. Даже в сказках людям трудно бороться
с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь
воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращали жизнь этого
существа очень надёжным способом: зло раздавливалось в зародыше).

9.Задание 5 урока 9 Рабочей тетради.

IV.
Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Выявить
недостатки в знаниях и способах действий уч-ся.

Установить
причины выявленных недостатков.

Обеспечить
развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Откорректироварь
выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной
темы.  

Задание 6 урока 9 Рабочей тетради.

— О чём сказка «Царевна-лягушка»? (Сказка говорит
о счастье настоящих отношений между людьми, не омрачёнными помыслами о
знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних
качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка
выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не
знает).

— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине,
умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить
справедливый и счастливый мир).

V.
Домашнее задание.        

Обеспечить
понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Прочитать
сказку «Чего на свете не бывает?» в электронном приложении.

2.Групповое
задание: нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к
рисункам, оформить выставку рисунков.

3.Инд.задание:
подготовить художественный пересказ бытовых сказок «Барин и мужик», «Барин и
собака».

Опережающее задание для реализации
мини-проекта «Скоро сказка сказывается»: разделиться на группы для создания
самодельных книжек сказок, распределить обязанности (сочинить сказку,
проиллюстрировать ее, оформить книжку-малышку).

VI.
Рефлексия. Итог урока.

Обеспечить
самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по
теме урока.

Научить
соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить
работу учащихся.

1-й
вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й
вариант: «Я ….. своей работой на уроке». «Мне удалось….. у меня не
получилось…» «Я хочу…»

Тест «Царевна-лягушка»


1.

Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

а) В
некотором царстве, в некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в)
В старые годы у одного царя… .


2.

Где старший брат Ивана-царевича нашел свою стрелу?

а) в
боярском доме; б) в купеческом сарае; в) в крестьянской избе.


3.

Куда упала стрела среднего сына царя?

а) на
боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.


4.

Как быстро нашел свою стрелу Иван-царевич?

а) сразу же;
б) через месяц; в) на третий день.


5.

На ком женился средний сын царя?

а) на
боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.


6.

Какого задания царь не давал женам своих сыновей?

а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.


7.

В кого превратилась лягушка?

а) в
Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.


8.

На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его женой?

а) на
бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в) на золотое блюдо.


9.

Для чего, по мнению царя, пригодился бы ковер, вытканный женой старшего сына?

а) от дождя
лошадей покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим
праздникам расстилать.


10.

Пара каких коней была запряжена в карету, в которой ехала жена Ивана-царевича?

а) пара
вороных коней; б) пара гнедых коней; в) пара пегих коней.


11.

Из какого дерева были сделаны столы на царском пиру?

а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.


12.

Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

а) подарил
женам своих братьев; б) спалил на огне; в) бросил в болото.


13.

В кого превратилась жена Ивана-царевича после царского пира?

а) в белую
лебедь; б) в лягушку; в) в Бабу Ягу.


14.

Сколько пар железных сапог должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет
свою жену?

а) две; б)
одну; в) три.


15.

Что старичок дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.


16.

Как зовут отца Василисы Премудрой?

а) Кощей
Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.


17.

Кто первым встретился Ивану-царевичу?

а) селезень;
б) медведь; в) заяц.


18.

Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу?

а) железная
нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.


19.

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного?

а) сосны; б)
дуба; в) ели.


20.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в свои
палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой частью
речи является подчеркнутое слово?

а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.


21.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно
удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

а

а

б

в

б

в

а

в

а

б

а

б

а

в

в

а

б

в

б

б

а

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

Музей Царевны-лягушки стал первым сказочным музеем Ростова Великого. Он относится к частной структуре гостевых домов «Царевна-лягушка» и «Иван-царевич», предлагающих гостям целый спектр услуг. Основатели музея решили пофантазировать на тему почитания лягушки как священного существа древними ростовскими предками — летописным племенем меря. Оно имело финно-угорские корни и обитало, в том числе, на территории современной Ярославской области. В результате родилась версия о появлении русской народной сказки «Царевна-лягушка» на берегах местного озера Неро. Она благополучно переформатировалась в создание сначала одного, а затем и второго тематического музея.

Музейный зал

Открытие музея Царевны-лягушки состоялось в марте 2012 года. Его посещение вызывает у детей настоящий восторг. Они с удовольствием рассматривают фигурки, участвуют в конкурсах и викторинах, внимательно слушают увлекательные рассказы экскурсоводов и активно включаются в процесс. Путешествие в сказку гармонично переплетается с повествованием об истории Древней Руси, знакомством со старинным бытом и традициями ростовчан, образом жизни простых людей и бояр, населявших город в прошлом.

Экспозиция музея Царевны-лягушки

Гости могут увидеть более 5000 фигурок лягушек. Они выполнены из всевозможных материалов, имеют разные формы и размеры. Среди экспонатов — изделия из металла, керамики и стекла, ткани и войлока, дерева, пластмассы, глины и других материалов. Есть вязаные, плетеные и вышитые экземпляры героини русской сказки. Один из стендов представляет работы, изготовленные посетителями, другой выделен для большой коллекции лягушек, собранной москвичкой Халипиной Наталией Николаевной и переданной музею ее дочерью Шаламовой Еленой Евгеньевной.

Коллекция Н. Н. Халипиной

Каких только лягушек нет в постоянно пополняющейся музейной экспозиции! Они представлены в образах музыкантов, танцоров и певцов, поварят, модниц и настоящих пижонов, влюбленных пар, безмятежных ленивцев, путешественников, мотоциклистов и воинов. Фигурки смеются, мечтают, читают, загорают и кокетничают. Кроме отдельных фигурок здесь есть шкатулки, магнитики, брелоки, часы, письменные приборы и подвески, целые лягушачьи семейства и картины со сказочными героями.

Музей Царевны-лягушки

Зал музея Царевны-лягушки оформлен по мотивам одноименной сказки. Пространство разделено на несколько площадок с тематическими сценами. Посетителей на входе встречают Василиса Премудрая и Иван-царевич. В центре комнаты установлен водоем, стилизованный под болото, где сказочный юноша нашел свою странную невесту. Вдоль стен можно увидеть светлицу с глиняной посудой и домоткаными рушниками, окна с выглядывающими женами старших братьев, щуку-рыбу, исполняющую желания, Кощея Бессмертного и сундук на цепях, где хранится смертельная игла злого чародея. В одном из уголков сидит дед Пихто — известный персонаж русского фразеологизма.

Сказочная щука-рыба

Режим работы музея Царевны-лягушки — с 10:00 до 18:00, без выходных. Стоимость посещения — 150 руб. для взрослых и 100 руб. для детей 3–14 лет. Требуется предварительное бронирование по указанным выше телефонам.

Музей Ивана-царевича

Напротив музея Царевны-лягушки, по адресу Ленинская улица 19, находится его собрат — «Заветные палаты Ивана-царевича». Кроме осмотра тематической экспозиции, посетителям предлагают принять участие в интерактивном шоу «За здоровьем к Ивану-царевичу», в ходе которого гости знакомятся с секретами богатырского здоровья, учатся делать сонные подушечки и пробуют кашу из древней дикой пшеницы полбы, приготовленную из ключевой воды по колдовскому рецепту Бабы-яги. Своими тайнами с посетителями делятся Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Жар-птица, Баба-яга и, конечно же, Иван-царевич.

Баба-яга в «Заветных палатах Ивана-царевича»

Шоу проводятся для групп от 10 человек ежедневно с 10:00 до 18:00, но по предварительному согласованию. Билет для взрослых стоит 300 руб., для детей 3–14 лет — 250 руб.

Мероприятия и услуги

Сотрудники музея Царевны-лягушки организовывают сказочные фестивали, костюмированные представления, интерактивные игры, мастер-классы, конкурсы, викторины, чаепития и пикники на свежем воздухе.

Музей Царевны-лягушки

В ходе регулярных экскурсий посетителям предлагают перехитрить Кощея Бессмертного и освободить Василису Премудрую, продемонстрировать ловкость и смекалку, запустить стрелу и выбрать невесту, попробовать угощение из чудо-печки и получить сюрприз с предсказанием. Для детских групп из 10–20 участников проводится четыре развлекательных тура, в зависимости от возраста и продолжительности занятия (от 80 до 110 минут). В каждый из пакетов входит 40-минутная экскурсия по музею и мастер-класс с учетом выбранного предложения — раскраска фломастерами или гуашью деревянных макетов, глиняных свистулек, гипсовых магнитиков, корпусных фигурок, а также создание панно с помощью «пластилиновой» техники.

Стоимость детских интерактивных туров составляет от 200 до 230 руб. за одного участника. За дополнительную плату можно заказать чаепитие.

Музей Царевны-лягушки

Для своих гостей «Царевна-лягушка» регулярно предлагает различные акции. В преддверии Дня Победы — для ветеранов ВОВ, в День рождения — для именинников, в день свадьбы — для новобрачных. Есть специальные предложения для тех, кто останавливается в гостевом доме.

На базе комплекса «Царевна-лягушка» и «Иван-царевич» создано экскурсионное бюро «Ростов Великий», предоставляющее несколько интересных туров по городу и области. Участников знакомят с историей Древней Руси, главными достопримечательностями и важными архитектурными памятниками. Им рассказывают, почему Ростов Великий называют «Отцом городов русских», и какое отношение к городу имеет героиня русской народной сказки.

Музей Царевны-лягушки

Дом Царевны-лягушки

Здание, построенное в 1790-х гг., принадлежало купеческой семье Малышевых. В 1836 году недвижимость, принадлежащая тогда вдове М. Д. Малышевой, была указана в оценочной ведомости Ростова как каменный двухэтажной дом с надворным строением и приусадебным участком. Собственность переходила наследникам семьи вплоть до 1913 года, после чего владелицей до 1917-го числилась М. А. Шетнева-Семеновская. Далее особняк национализировали и отдали в ведение коммунальных служб города.

В 1990 году в доме случился пожар, в результате которого выгорели деревянные конструкции и крыша, а также был уничтожен фронтон южного фасада. В течение 20 лет здание простояло в плачевном состоянии, пока в 2010 году местный предприниматель не решил открыть в нем гостиницу. Капитальный ремонт длился 16 месяцев, и теперь здесь находится два объекта с одноименным названием «Царевна-лягушка» — мини-отель и музей.

Дом Царевны-лягушки на панораме google.maps

Отель «Царевна-лягушка»

Гостевой дом принимает постояльцев с конца 2011 года. Владельцы предлагают поселиться в уютных 2, 3 и 4-местных номерах, остановиться на одну ночь или несколько дней. К услугам гостей — русский завтрак, круглосуточная стойка регистрации, бесплатный wi-fi и автомобильная парковка, собственная ванная комната и телевизор с плоским экраном.

Ресторан

Заведение, которые многие называют рестораном Царевны-лягушки, находится на другой стороне улицы, в гостинице «Иван-царевич». Зал стилизован под царские палаты, внутри установлены деревянные столы и стулья с высокими спинками, стены украшены сказочными сюжетами. Гостям предлагают отведать не только блюда русской кухни, но и попробовать экзотические лягушачьи лапки.

Ресторан

В будние дни в ресторане можно пообедать с 12:00 до 15:00. Здесь принимаются заказы на празднования банкетов, юбилеев и свадебных торжеств. Зал рассчитан на 70 персон. Дополнительная летняя беседка вмещает до 60 человек.

Как добраться до музея Царевны-лягушки

Здание расположено в 10 минутах ходьбы от Ростовского кремля и в 5 минутах езды от железнодорожного вокзала Ростов-Ярославский. Ближайшие остановки общественного транспорта — «Детская поликлиника» и «Окружная улица». Доехать до них можно автобусами № 6 и маршрутными такси № 7.

В квартале от музея Царевны-лягушки, на улице Декабристов, расположена остановка «улица Фрунзе». Сюда следуют:

  • автобусы — № 1, 1а, 2, 3, 4, 6, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 112, 135;
  • маршрутки — № 3в, 7а.

Составить индивидуальный маршрут поездки поможет специальный сайт. Для вызова такси в Ростове Великом рекомендуется пользоваться популярными приложениями Maxim, Яндекс Go, Uber и др.

«Вести» в гостях у Царевны-лягушки: видео

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Ростове

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

  • Экспресс обследование как пишется
  • Экспонат номер рассказ васильева
  • Экспонат номер аргумент к сочинению
  • Экспозиция в рассказе это
  • Экскурсия по казани сочинение