Экспозицией поэмы является рассказ о семье кочубея каким богатством гордился генеральный судья

Александр сергеевич пушкин законодатель русского литературного языка, влиятельнейший русский поэт первой трети двадцатого века, прозаик, публицист, историк и просто

Александр Сергеевич Пушкин — законодатель русского литературного языка, влиятельнейший русский поэт первой трети двадцатого века, прозаик, публицист, историк и просто выдающаяся и многогранная личность. О нем узнают в раннем возрасте, его имя — синоним слова поэзия, его наследие — великий дар для ценителей истории русской словесности. Однако весьма часто (по крайней мере на современном этапе развития общества) интерес к его творчеству угасает после первого знакомства. Ребенок готов воспринимать сказки Пушкина, но даже в подростковом возрасте сложными кажутся его стихи, поэмы, прозаические произведения.

Очевидно, что для чтения Пушкина необходимо «созреть». Это не значит набраться жизненного опыта и получить хорошее образование. Это значит отдалиться от него настолько, чтобы захотеть приблизиться снова; значит вспомнить о Пушкине как о друге детства и заинтересоваться его взглядом на многие уже не детские вопросы.

Пушкин, любящий историю как занятие и, в частности, историю России, посвятил солидную часть своих произведений именно ей. Значимое место среди них занимает поэма «Полтава», разбором которой сегодня и займется Многомудрый Литрекон.

История создания

«Полтава» была написана в период с апреля по октябрь 1828 г. Отдельным изданием вышла в конце марта 1829 г. Эпиграф взят из поэмы Байрона «Мазепа». Посвящение обращено к М. Н. Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Пушкин считал «Полтаву» «самой зрелой» из всех своих поэм, до того им написанных, в которой «почти все оригинально» (слова в его заметке о «Полтаве» 1830 г. ).

Надо сказать, что Пушкин был не первым, кто взялся изобразить Мазепу. Поэмы «Мазепа» Джорджа Гордона Байрона (1819) и Виктора Гюго (1828), а также картины «Муки Мазепы» (1827) за авторством Луи Буланже, «Мазепа на умирающей лошади» (1828) Эжена Делакруа изображают другой период жизни будущего предателя. Это молодой человек, служащий при польском дворе Яна II Казимира, который поплатился за «разврат» с замужней дамой. За это его обнаженным привязали к коню и пустили через поля и леса. Конь домчал его до Украины, где он и стал гетманом.

Жанр, направление, размер

Безусловно, перед нами поэма. Лиро-эпический жанр «Полтавы» позволяет сочетать поэтическую форму и историчность содержания. Особенно умело это сочетание применяется Пушкиным при описании самого сражения:

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.

Пушкин известен как пионер русского реализма. В рамках данного направления написаны многие его произведения, в том числе «Полтава». Однако мы также можем видеть и фрагменты, больше свойственные романтическому направлению:

Обычный круг семьи, друзей,
Минувших дней богатство, славу,
И песни дочери своей,
И старый дом, где он родился,
Где знал и труд, и мирный сон,
И всё, чем в жизни насладился,
Что добровольно бросил он,
И для чего?

Поэма «Полтава» написана четырехстопным ямбом (ударение на каждый второй слог): полкИ(1) увИ(2)делИ(3) ПетрА(4).

Суть: о чем?

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. Кочубей — генеральный судия — живет богато, но гордится не своими лугами и мехами, а прекрасной дочерью Марией. К ней шлют женихов с России и Украины, но она всем отказывает. Шлет к ней сватов и ее крестный отец — сам гетман Мазепа. Как выяснится позже, она не принимала женихов, потому что ждала возможности воссоединиться с Мазепой, поскольку любовь их была взаимна.

Родители выступают против: «Бесстыдный! старец нечестивый! .. «. Мария бежит из дома к гетману. Кочубей, подстрекаемый своей женой, пишет на Мазепу донос самому Петру I. Кочубей и его товарищ Искра отправляют гонца в столицу, в шапке его донос. Царь считает информацию ложной, поскольку помнит гетмана, преданно служащего родине более двух десятилетий, и велит казнить двух невинных людей. Казнь совершается в лагере Мазепы. Мария узнает о казни отца от пришедшей накануне матери, просящей ее повлиять на решение гетмана. Утром они с матерью не успевают попасть на представление.

Сам Мазепа, активно переписывавшийся со шведским королем Карлом XII, готовит заговор против Петра. В разгаре Северная война, Карл готовит нападение, но не через Смоленск на Москву, а через Украину, поскольку с этой стороны имеет поддержку в лице собирающихся сменить руководство казаков. Перед сражением Петр узнает о предательстве, вызывает в Москву семьи Кочубея и Искры, пытается загладить вину. После чего выезжает к Полтаве. Начинается битва, русские одерживают верх, Мазепа и Карл, чудом оставшийся в живых, убегают с горсткой уцелевших слуг.

Главные герои и их характеристика

Система образов в поэме «Полтава» систематизирована Многомудрым Литреконом в таблице:

герои поэмы «полтава» характеристика
кочубей знатен и богат, имеет земли и сады, но главным сокровищем считает дочь марию. у него много друзей, он влиятелен, поэтому ему кажется, что он сможет «мщением отца постигнуть гордого злодея», с которым они ранее были друзьями. мысли кочубея непоследовательны: узнав о побеге дочери, он желает отомстить гетману собственноручно, но тут же придумывает иной план мести. однако тут же «предприимчивую злобу он крепко в сердце затаил». его положение зыбко, он разрывается между желанием отомстить за дочь и обескураживающим отчаянием. кочубей рассказывает готовящемся доносе жене – в этом фрагменте видна ее власть над ним. искра – друг судьи – поддерживает его инициативу. царь не поверил доносу, кочубей сидит в темнице и ждет казни. смерть для него – не наказание, а избавление. жизнь утратила смысл, он не боится с ней расстаться. теперь его волнует лишь утерянная честь, друг, которого он вместе с собой привел на плаху, и злодей, который так и не будет наказан. главными своими сокровищами в жизни считал честь и семью.
мария прекрасная дочь страдальца. по красоте ей нет равных. она юна, ее любовь к старому и опытному гетману сильна настолько, что вынуждает ее покинуть родной дом. она счастлива с мазепой, она не думает о родителях в той степени, в какой провинилась перед ними. иногда их образы возникают у нее перед глазами. сам рассказчик порицает поведение марии: «тебе приятен твой позор, ты им, в безумном упоенье, как целомудрием горда — ты прелесть нежную стыда в своем утратила паденье».
мазепа украинский гетман. стар, опытен, но еще способен по-настоящему любить. он своенравен, злопамятен, целеустремлен. решает предать петра лишь из-за собственных интересов и обид: вспомним хотя бы случай, не дававший ему покоя, когда петр «дергал его за усы» во время празднества. он готов отправить на растерзание палачу бывшего товарища – отца своей возлюбленной. внешне он решителен, но душа его не мертва совсем – он задумчив, боится причинить боль марии. однако другие его действия направлены на реализацию исключительно его замыслов. гетман изворотлив, хитер, лицемерен: «с какой доверчивостью лживой, как добродушно на пирах со старцами старик болтливый, жалеет он о прошлых днях, свободу славит с своевольным, поносит власти с недовольным, с ожесточенным слезы льет, с глупцом разумну речь ведет!».
петр московский царь. говоря о системе образов в поэме, часто спорят о том, кого пушкин хотел показать как главного героя: царя или предателя? распространено мнение, что они оба являются главными героями, только петр – как символ государственности, как исторический контекст, а мазепа – как личность, историю «подвигов» и переживаний которой рассказывает пушкин. как бы то ни было, введение петра в повествование начинается с его отказа верить доносу. нельзя говорить о консерватизме царя (хотя он доверял гетману как долголетнему служащему), однако то, что он совершил ошибку – очевидно, в том числе и для него самого. он чувствует свою вину перед родными казненных. описание царя во время битвы есть воплощение вербализация уважения к нему и патриотизма: «раздался звучный глас петра: «за дело, с богом! » из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит петр. его глаза сияют. лик его ужасен. движенья быстры. он прекрасен, он весь, как божия гроза. идет».

Темы

  1. В начале поэмы «Полтава» тесно переплетаются основные темы семьи и любви. Часто случается, что чем старше человек, тем большую ценность представляет для него семья. Кочубей дорожит своей дочерью, однако сама она предает родителей. Мазепа, однако, не вписывается в приведенный выше тезис. Он стар, но не имеет семьи. В нем преобладает дух авантюризма, он в первую очередь гетман, а потом любовник, семьянин.
  2. Любовь между Мазепой и Марией в поэме представлена как чувство настоящее, бескорыстное, светлое. Единственное, что осталось человеческого от гетмана. Все свои шаги он обдумывает с позиции реакции на них своей возлюбленной. Важно заметить, что любовь к нему Марии побеждает любовь к отцу, что часто соответствует реальной жизни.
  3. Тема патриотизма начинается там, где читатель узнает о готовящемся предательстве. При этом нельзя сказать, что Мазепа не патриот. Можно любить родные края и свою страну, но быть против действующей власти. Для Пушкина эта тема – не пустой звук. По описаниям батальных сцен видно, как высока его национальная идентичность: «Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам»; или «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

Тематика поэмы «Полтава» может быть расширена, если Вы попросите об этом Многомудрого Литрекона в комментариях.

Проблемы

Проблематика поэмы «Полтава» выстроена вокруг двух предательств. Вообще, проблема предательства проходит прочной нитью через все творчество Пушкина (вспомним, например, драму «Борис Годунов»). Этот вопрос глубоко волновал его, он возвращался к его переосмыслению посредством исторических событий снова и снова.

  • Губительная страсть предстает как уничтожающая сила. Во-первых, она уводит Марию из родного дома. Во-вторых, желание Кочубея отомстить за дочь приводит его на помост в руки палача. В-третьих, сам Мазепа из-за личных обид и оскорбленного достоинства проигрывает битву и бежит, спасаясь от преследования правосудия.
  • Проблема безграничной алчности Мазепы, перерастающей в измену родине, в войну (не между шведами и русскими, но еще более горькую между гетманом и возненавидевшим его бывшим товарищем Кочубеем) лежит глубже, чем вышеописанные проблемы, поскольку определяет все остальные.

Главная мысль

Одно из редких произведений, которые четко показывают авторскую позицию. Пушкин критикует Марию за предательство родителей и за побег из семьи, а Мазепу — за предательство Петра и побег после поражения. В этом смысле они похожи: горячие сердца, активные, живые, способные совершить поступок. Однако для обоих эта деятельность заканчивается крахом. Таким образом, смысл поэмы «Полтава» — прославление верности и порицание предательства, даже обусловленного любовью или национальной идеей.

Это также одна из первых поэм, написанных Пушкиным-государственником. Поэтому основная идея в произведении «Полтава» – прославление подвигов царя и русской армии. Несмотря на промах, связанный с Кочубеем, Петр показан как сильный и уверенный в себе правитель, чьи преобразования привели к усилению армии и тем самым к победе.

Чему учит? 

Что же хотел сказать автор «Полтавы»? Во-первых, он показал современникам Мазепу с новой стороны. Изобразив его ранимым и честолюбивым, аморальным владыкой, оппортунистом и конформистом, Пушкин показал, как личные мотивы могут определять судьбы тысяч людей. Во-вторых, он ввел в поэму мораль, предписывающую каждому из нас оставаться верным отечеству и своей семье.

Прочитав поэму, можно сделать несколько выводов. Во-первых, даже если семья для человека не является главной ценностью, нельзя отвергать ее. Во-вторых, даже ближайший друг и боевой товарищ может оказаться врагом, поэтому необходимо быть осмотрительным.

«Полтава» также заставляет задуматься о великих личностях в истории и о том, какая ответственность за каждое принятое решение лежит на них. Современникам и потомкам остается лишь обсуждать их деяния, когда все кончено, но правители действуют сиюминутно, полагаясь лишь на имеющуюся осведомленность и интуицию.

Критика

Пушкин гордился своем творением, но современники были иного мнения. Они не считали правдоподобной любовь Марии к Мазепе. Самого гетмана называли «злым дураком». Были вопросы и к названию поэмы. 

«Почему назвал он свою поэму «Полтавою», которая поставлена у него почти в невидимом уголке? Главное действие только скользит, так сказать, мимо Полтавы. ». 

Н. И. Надеждин сравнивал поражение Карла с литературным поражением Пушкина при написании «Полтавы». Он считал ее ниже всех прочих его произведений с точки зрения языка, стилистики.

Хвалили поэму за народность, за точное изображение русского ума и русской души. «Сердце трепещет, когда читаете, например. .. ответ Кочубея Орлику. .. ». По мнению Ф. Булгарина, лучшее место в поэме – изображение казака, везущего к Петру донос на Мазепу.

Автор: Александр Ладонцев

kochubej-poltava-pushkin-obraz-harakteristika-opisanie
Кочубей.
Иллюстрация
К. И. Рудакова

Кочубей является одним из ярких центральных персонажей поэмы «Полтава» Александра Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Кочубея.

Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

Образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» Пушкина: описание в цитатах

Историческая справка: 

Василий Леонтьевич Кочубей (1640 — 1708) — генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского, соратник гетмана Мазепы. Дочь Кочубея, Матрена (Пушкин называет ее Марией), на самом деле сбежала к Мазепе из дома, но после была возвращена в семью. Согласно же вымыслу Пушкина, судьба Марии складывается иначе.

Старик Кочубей является богатым и знатным человеком. Ему принадлежат земли вокруг Полтавы:

«Богат и славен Кочубей. 

Его луга необозримы; 

Там табуны его коней 

Пасутся вольны, нехранимы. 

Кругом Полтавы хутора 

Окружены его садами, 

И много у него добра, 

Мехов, атласа, серебра 

И на виду и под замками.»

«Богат и знатен Кочубей. 

Довольно у него друзей.»

«И вспомнил он свою Полтаву, 

Обычный круг семьи, друзей, 

Минувших дней богатство, славу…»

«Мы знаем, 

Что ты несчетно был богат…»

Старик Кочубей счастливо живет с женой и дочерью в своем полтавском имении:

«Узнал ли ты сию обитель, 

Сей дом, веселый прежде дом, 

Где ты, вином разгоряченный, 

Семьей счастливой окруженный, 

Шутил, бывало, за столом?»

Кочубей является соратником и другом гетмана Мазепы:

«Так! было время: с Кочубеем 

Был друг Мазепа; в оны дни 

Как солью, хлебом и елеем, 

Делились чувствами они.»

Больше всего Кочубей гордится не своим богатством, а единственной дочерью Марией:

«Но Кочубей богат и горд 

Не долгогривыми конями, 

Не златом, данью крымских орд, 

Не родовыми хуторами, 

Прекрасной дочерью своей 

Гордится старый Кочубей.»

Старик Кочубей надеется достойно выдать дочь замуж, но та влюблена в старого гетмана Мазепу, своего крестного отца. Кочубей с женой выступают против этого брака, поэтому Мария сбегает из дома с Мазепой:

«И вскоре слуха Кочубея 

Коснулась роковая весть: 

Она забыла стыд и честь, 

Она в объятиях злодея!» 

«Какой позор! Отец и мать 

Молву не смеют понимать.»

Убитый горем Кочубей жаждет отомстить Мазепе. Он и его соратник Искра решают написать донос царю Петру I на Мазепу о том, что тот задумал перейти на сторону шведов, с которыми воюет Россия:

«…он голубит 

Едину мысль и день и ночь: 

Иль сам погибнет, иль погубит — 

Отмстит поруганную дочь.» (о Кочубее)

«…И, жаждой мести увлеченный, 

Царю на гетмана донес… » (о доносе Кочубея)

Получив донос на Мазепу, царь Петр I не верит в его правдивость. Петр полностью доверяет Мазепе и приказывается наказать Кочубея и Искру за «ложный донос». Тем временем Мазепа добивается того, чтобы доносчиков казнили:

«В одной из башен, под окном, 

В глубоком, тяжком размышленье, 

Окован, Кочубей сидит 

И мрачно на небо глядит. 

Заутра казнь.»

«Он должен быть казнен сегодня, 

Что здесь покаместь он сидит 

В тюремной башне.»  

«Могущей верой укрепленный, 

Сидел безвинный Кочубей, 

С ним Искра тихий, равнодушный, 

Как агнец, жребию послушный.»

Перед казнью Кочубея допрашивают, пытаясь выяснить, где тот хранит клад. Однако Кочубей отвечает, что у него в жизни было три клада — его честь, честь его дочери и месть:

«Мы знаем, 

Что ты несчетно был богат; 

Мы знаем: не единый клад 

Тобой в Диканьке укрываем. <…> 

…открой, 

Где клады, скрытые тобой?»  

«Так, не ошиблись вы: три клада

В сей жизни были мне отрада. 

И первый клад мой честь была, 

Клад этот пытка отняла; 

Другой был клад невозвратимый 

Честь дочери моей любимой. 

Я день и ночь над ним дрожал: 

Мазепа этот клад украл. 

Но сохранил я клад последний, 

Мой третий клад: святую месть. 

Ее готовлюсь богу снесть.»

В конце концов по приказу Мазепы палачи казнят Кочубея и Искру (а семейства казненных ссылаются в Сибирь):

«…И вот 

Идут они, взошли. На плаху, 

Крестясь, ложится Кочубей.» 

«…Свершилась казнь. Народ беспечный 

Идет, рассыпавшись, домой…»

Узнав о казни отца, несчастная Мария сходит с ума и сбегает от Мазепы. Впоследствии девушка добирается до Полтавы, где, судя по всему, и остается жить:

«Что со мною? 

Отец… Мазепа… казнь — с мольбою 

Здесь, в этом замке мать моя — 

Нет, иль ума лишилась я, 

Иль это грезы.» (Марии кажется, что она сходит с ума) 

«Не возвращается Мария. 

Никто не ведал, не слыхал, 

Зачем и как она бежала…» (о побеге Марии)

В конце концов после измены Мазепы царь Петр I, сожалея о казни Кочубея и Искры, возвращает из ссылки их семьи:

«С брегов пустынных Енисея 

Семейства Искры, Кочубея 

Поспешно призваны Петром.» (семейства Кочубея и Искры возвращаются из Сибири из ссылки)

Также по приказу Петра могилы Кочубея и Искры переносят из глубинки в Киев в Киево-Печерскую лавру, где те находятся по настоящее время: 

«…Но сохранилася могила, 

Где двух страдальцев прах почил: 

Меж древних праведных могил 

Их мирно церковь приютила.»

Критика об образе Кочубея

Ф. В. Булгарин:

«Кочубей не из любви к отечеству пишет донос на Мазепу, а из мщения, за похищение своей дочери. Герой малороссийской истории, Кочубей представлен ниже самого Мазепы, ибо гетман открыл тайну свою Кочубею, как другу, и честно требовал руки его дочери, прежде нежели решился похитить ее из родительского дома, не насильно, но по доброму согласию. Даже бунт произвел Мазепа, следуя общему мнению войска, как сказано в поэме. Напротив того, Кочубей представлен в самом черном виде, злобным, мстительным, вовсе чуждым дел отечественных, претерпевающим пытку, чтоб не открыть сокровищ, а между тем сознающимся в небывалых винах, из одного страха! Все это несогласно с историею. Жена Кочубея представлена злобною мстительною фуриею, а не нежною матерью.» (Ф. В. Булгарин, «Разбор поэмы «Полтава»», журнал «Северная пчела», №39, 30 марта 1829 г.)


Рецензия в журнале «Галатея» (1839 г.): 

«Лучше всех характер Кочубея, но и он не безукоризнен: Кочубей доносит Петру об измене Мазепы, и прекрасно, — это долго каждого верноподданного. Но в какое время он разоблачает перед Петром замыслы Гетмана?.. Когда Мазепа похитил у него дочь и, следовательно, нанес ему личное оскорбление. Не чувствуете ли, как это много отнимает цены у преданности Кочубея к Петру? Может быть, кто-нибудь скажет, что Кочубей прежде не знал о замыслах Гетмана… ничуть не бывало: Кочубей давно уже знал об них, — ссылаемся на самого Пушкина, на то, что говорит он в первой песне «Полтавы»…» (рецензия неизвестного автора, журнал «Галатея», 1839 г., часть 3, №25 и 26) 

М. А. Максимович:

«Что касается до Кочубея и Искры, то мука и погибель их за справедливый донос, конечно, возбуждают сострадание к ним и ненависть к вероломному, неправедно восторжествовавшему тогда гетману. Но… <…>   

Малороссийская история нигде не представляет его своим героем, какие были и прежде Кочубея и после. Искра также является не героем, но только страдальцем правоты.  

Исторически известно, что вражда Кочубея с Мазепою возникла еще более чем за десять лет до заговора Мазепы, до похищения Матрены, и посему заключить можно, что жажда мести в Кочубее была главным побуждением к доносу. Посему Пушкин совершенно прав, представя в Кочубее оскорбленного отца, а не патриота.» (М. А. Максимович, «О поэме Пушкина «Полтава» в историческом отношении», 1829 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Кочубея в поэме «Полтава» А. С. Пушкина: описание героя в цитатах, а также критика об образе Кочубея.

Смотрите:
Все материалы по поэме «Полтава»
Все материалы по творчеству Пушкина

Главные герои

Мазепа

Украинский гетман. Человек в возрасте. Скрытный, ведет себя сдержанно, и никто не знает о том, какие страсти кипят у него внутри, какие планы он строит, что замышляет. В молодые годы он водил дружбу с другим главным героем – Кочубеем. Кочубей и Мазепа доверяли друг другу, ведь они дружили не только в мирной жизни, но были еще и боевыми товарищами. Мазепа пользовался таким доверием в семье Кочубея, что еще тогда, в те далекие годы, Кочубей с женой решили с ним покумиться. Тогда и становится Мазепа крестным отцом их дочери, Марии.

И вот Мария вырастает, и Мазепа кладет на нее глаз. Он не считает нужным удерживаться от греха: он добивается от крестницы ответного чувства, толкает ее на побег из родительского дома. Позор ложится и на саму Марию, и на ее отца и мать, но Мазепе нет дела до этого. Мазепа – жестокий, эгоистичный и вероломный человек, способный на подлость и предательство. Он легко топчет чувства любящих его людей, обманывает их (как он обманывает и Марию, и ее родителей) и даже отправляет на пытки и на смерть (как он поступает с Кочубеем).

У Мазепы имеются личные счеты с Петром I. Ради того чтобы свести их, он готов на все, вплоть до предательства своего народа.

Кочубей

Первое, что читатель узнает о Кочубее, когда начинает читать поэму, — это то, что Кочубей был очень богат. Его богатство, как выясняется позже, не давало покоя его бывшему другу, ставшему заклятым врагом, — Мазепе. Но сам Кочубей считал, что главные его богатства, его клады – это его честь и честь его дочери. Всего этого Мазепа его лишает, и на пороге смерти Кочубей говорит, что у него остался всего один клад, который он готовится снести богу, – это святая месть.

Кочубей не может понять, как все это случилось. Он человек прямой и искренний в своих чувствах. Он не способен на предательство, но испытывать чувство мести он способен. Когда он узнает о вероломстве Мазепы, в его душе созревает коварный замысел. (Как следует из повествования, Кочубей, чтобы отомстить, отправляет донос на Мазепу Петру I, и, если бы его план не сорвался, тогда Мазепе было бы несдобровать: он оказался бы на месте Кочубея. Но этого не произошло).

Итак, Кочубей был казнен, а все его имущество пошло на распыл.

Мария

Дочь Кочубея. Влюбляется в Мазепу без памяти и совершает побег из родительского дома. Этим побегом она навлекает и на себя, и на всю семью страшный позор, но она не задумывается об этом. Мазепа в своем доме окружает ее ореолом лжи, и она верит ему. Она не знает до последнего, что происходит с ее отцом. Она слишком молода и наивна, чтобы что-то заподозрить.

Когда мать сообщает ей о том, что отцу грозит казнь, и ведет ее туда, Мария сходит с ума.

Петр I

Петр I — российский император. Мазепа вступает в сговор с королем Швеции Карлом XII, чтобы объединившись с ним, разгромить русское войско. Этим он хочет свершить давно задуманную месть Петру I (когда-то Петр унизил его).

Пушкин показывает Петра во время Полтавской битвы, подчеркивает, какой Петр величавый, как он воодушевляет воинов. Благодаря своему полководческому таланту, Петр одерживает блистательную победу в Полтавской битве.

Пушкин пишет о Петре как о великом полководце и великой личности, снискавшей заслуженную славу в веках.

Кочубей в поэме Полтава

5

(1)

Образ Кочубея весьма привлекателен. Он был весьма богат, занимал высокое положение, пользовался всеобщим уважением, но ничто не было ему так мило и дорого, как его единственная дочь, которую он безгранично любил. Кочубей был в самых дружественных отношениях с Мазепой, знал все тайны последнего, его планы и решения. Но этот властелин Украины наносит Кочубею смертную обиду, и Кочубей выдает Петру все политические замыслы Мазепы; однако он слабее гетмана, а потому является жертвой. Тут-то и обрисовывается вся возвышенная нравственность этого истинного христианина.

С покорностью и смирением ожидает он своей участи и всецело предается размышлениям о высшей благодати. Но и тут, в тюрьме, ему приходится переживать страшные мучения. Является Орлик и мешает ему провести последние минуты тихо, в молитвах,. Из состоявшегося между ними диалога ясно обнаруживается, что счастье своё Кочубей полагал в своем честном имени и в безграничной любви к своей дочери.

Действительно, какой удар постиг этого несчастного страдальца, человека религиозного, честного и благородного! Человек пользовался уважением и гордился своим добрым именем — и вдруг этого человека подвергают пыткам! Сколько мучений и нравственных страданий претерпел Кочубей, когда он остался без любимой дочери, причем последняя оставила дом без ведома родителей. Бесспорно, страдания Кочубея были велики, но так как он перенёс их, стойко и притом незаслуженно, личность эта вызывает тёплое сочувствие и симпатию.

5 / 5. 1

.

Второстепенные герои

Жена Кочубея

У жены Кочубея любящее сердце. Она очень любит мужа и дочь. Поступок дочери и то, что происходит с Кочубеем, заставляет ее невыразимо страдать.

Она смелая. Рискуя жизнью, она проникает в комнату дочери накануне казни Кочубея, питаясь надеждой на то, что Мария сможет спасти отца.

Карл ХII

Шведский король, враг Петра I и России. Вступает в сговор с Мазепой и приводит войско в Полтаву. Карл XII оказывается гораздо более слабым полководцем, чем Петр. Полтавскую битву он проигрывает. Масштаб его личности также несопоставим с Петровским.

Орлик

Приспешник Мазепы. Злой, жестокий, коварный. Посвящен во многие тайные дела Мазепы. Ведет допрос Кочубея.

Искра

Товарищ Кочубея, который участвовал в деле, которое Кочубей замыслил против Мазепы. Бесстрашный человек. После провала Искра вместе с Кочубеем был схвачен, подвергнут пыткам и вместе с Кочубеем казнен.

Суть: о чем?

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. Кочубей — генеральный судия — живет богато, но гордится не своими лугами и мехами, а прекрасной дочерью Марией. К ней шлют женихов с России и Украины, но она всем отказывает. Шлет к ней сватов и ее крестный отец — сам гетман Мазепа. Как выяснится позже, она не принимала женихов, потому что ждала возможности воссоединиться с Мазепой, поскольку любовь их была взаимна.

Родители выступают против: «Бесстыдный! старец нечестивый! .. «. Мария бежит из дома к гетману. Кочубей, подстрекаемый своей женой, пишет на Мазепу донос самому Петру I. Кочубей и его товарищ Искра отправляют гонца в столицу, в шапке его донос. Царь считает информацию ложной, поскольку помнит гетмана, преданно служащего родине более двух десятилетий, и велит казнить двух невинных людей. Казнь совершается в лагере Мазепы. Мария узнает о казни отца от пришедшей накануне матери, просящей ее повлиять на решение гетмана. Утром они с матерью не успевают попасть на представление.

Сам Мазепа, активно переписывавшийся со шведским королем Карлом XII, готовит заговор против Петра. В разгаре Северная война, Карл готовит нападение, но не через Смоленск на Москву, а через Украину, поскольку с этой стороны имеет поддержку в лице собирающихся сменить руководство казаков. Перед сражением Петр узнает о предательстве, вызывает в Москву семьи Кочубея и Искры, пытается загладить вину. После чего выезжает к Полтаве. Начинается битва, русские одерживают верх, Мазепа и Карл, чудом оставшийся в живых, убегают с горсткой уцелевших слуг.

Новое в блогах

Историю любви пожилого украинского гетмана и 16-летней девушки не обошли вниманием А. Пушкин в «Полтаве», Д. Байрон в поэме «Мазепа», И. Перепеляк в «Последней любви гетмана», П. Чайковский в опере «Мазепа», Ю. Ильенко в фильме «Молитва за гетмана Мазепу», И. Репин в картине «Мотря Кочубей» и другие мастера литературы и искусства.

Была осень 1704 года, шла Северная война. Гетман Иван Мазепа возвратился из еще одного похода в свою резиденцию в Батурине. Компания прошла успешно. Мазепа по приказу Петра арестовал собственного давнешнего конкурента Палия, предводителя правобережного казачества.

Хотя это было изготовлено под видом выполнения требований Августа II, союзника Петра, однако на самом деле под контроль гетмана сейчас перебежала большая часть Правобережья, которую никто возвращать полякам не торопился.

Именно в это время, когда гетман Иван Степанович Мазепа достиг вершины своего могущества. На склоне лет своих, имея за плечами 65 лет, внезапно влюбился он в необычайно красивую девушку — Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтиевича Кочубея.

Резиденция Мазепы в Батурине.

В Батурине Мазепа в большинстве случаев жил не в собственной официальной резиденции, «дворце», размещавшемся в замке города, а в имении Гончарихе, в 2-ух километрах южнее города. Имение было широким. Гетман строил его с привлечением итальянских архитекторов.

Большой каменный 3-этажный дворец в стиле западного барокко позволял принимать всю старшину. Конкретно там располагалась библиотека Мазепы и коллекция западноевропейской живописи.

Также были построены древесная церковь, деревянные стенки с бастионами и земельные укрепления со рвом, ограждавшие местность «собственного сада» практически в 9 га, разбитого по приказу Мазепы. А далее имение переходило в широкий парк с дубравой, простиравшийся еще на 40 гектаров.

Карта Батурин.

Соседом Мазепы был Василий Кочубей — обеспеченный и влиятельный казак, сначала генеральный писарь, а потом генеральный арбитр. Ему досталось бывшее здание генерального суда, которое Кочубей преобразовал в свою резиденцию и поселился там совместно со собственной семьей (у А.С. Пушкина они жили в Полтаве). От обители начинался парк Кочубея в 130 десятин. Дубовая аллея вела прямо от обители в глубину парка, туда, где он соединялся с парком Мазепы.

Дом Кочубея, построенный в конце 17 века, каким-то чудом сохранился.., это было здание суда, а не усадьба.

Сейчас в доме находится краеведческий музей. В экспозиции музея следует выделить любовную переписку гетмана Ивана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей.

Осенью 1704 г. Мазепа не раз бывал в доме собственного кума и соседа. Дела их, на вид самые гостеприимные и дружеские, по сути были далековато не ординарными.

В 1687 г. Кочубей, прошлый уже тогда генеральным писарем, выступил зачинателем доноса на гетмана И. Самойловича, рассчитывая на гетманскую булаву. Его надежды не оправдались: В. В. Голицын рекомендовал старшине выбрать И. Мазепу. Невзирая на щедрые пожалования, которые Мазепа получил для Кочубея в Москве, генеральный писарь затаил злость.

Отношения между ними были непростые.

О МАЗЕПЕ

В 1702 г. у Мазепы погибла супруга, тихая и неприметная Ганна Фридрикевич (в девичестве — Половец; Мазепа женился в 30 лет на вдове). Хотя она не игралась никакой приметной роли в Гетманщине, никогда не упоминалась в описании официальных церемоний, однако все же гетман, славившийся популярностью у дамского пола, хранил ей верность. По очень мере, никаких фактов романов Мазепы при жизни его супруги историками не найдено.

Сейчас положение в корне поменялось: гетман стал вдовцом и завидным женихом — обеспеченный, влиятельный сударь большого края, чувствовавший подъем актуальных сил и одушевление от достигнутого. Дряблым стариком в свои 65 лет Мазепа никак не был.

Французский посол Жан Балюз, побывавший в Батурине как раз в месяцы, когда развивался роман с Мотрей, оставил последующее описание ге.

О Мотре Кочубей

Она обладала благородным, норовистым характером. Умная, острая на язык, быстрая мыслями и поступками, решительная девушка легко подчинила сердце опытного в амурных делах мужчины.

Мотря была красивой и образованной девушкой. А. С. Пуш­кин в поэме «Полтава» так охарактеризовал ее:

И то сказать: в Полтаве нет Красавицы, Марии равной. Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна. Ее движенья То лебедя пустынных вод Напоминают плавный ход, То лани быстрые стремленья. Как пена, грудь ее бела. Вокруг высокого чела, Как тучи, локоны чернеют. Звездой блестят ее глаза; Ее уста, как роза, рдеют.

Но и сама Мотрона не устояла перед удивительной силой гетманских чар! Об умении Ивана Мазепы обольщать женщин неоднократно упоминали его современники. Французский посол Бонак писал в одном из писем: «Как я слышал, гетман Мазепа, кроме других своих черт, привлекает легко к себе своим очарованием женщин, как того хочет».

Такое сочетание мужской силы, стальной воли, ясного разума, непомерной власти, богатства с легкостью сразило Мотрю. К тому же Кочубеевна была девушкой образованной, разбирающейся в литературе (одним из подарков гетмана к ней станет «книжечка»), так что эрудиция, начитанность Мазепы тоже оказали свое воздействие.

Мазепа получил прекрасное образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — «Государь» Никколо Макиавелли.

Одно из писем. Обратите внимание,какой красивый почерк.

В конце концов, очередной фактор, который представляется очень принципиальным: все говорит о том, что Иван Степанович был от всей души влюблен. А страсть со стороны настолько известного человека не имела возможность не льстить самолюбию девушки. К тому же ухаживал он очень прекрасно.

Сохранившиеся письма Мазепы к Мотре, его переписка с Кочубеем позволяют очень тщательно восстановить события, разыгравшиеся в Батурине в конце 1704 года.

Меж гетманом и девушкой вспыхнул роман. Предания, сохранившиеся в Батурине, говорят про древний дуб на аллее, соединявшей имения Кочубея и Мазепы (в народе она и на данный момент называется «аллеей кохання»), в дупле которого влюбленные прятали потаенную переписку.

«Моя сердечно любимая Мотрононька! — пишет в одном из своих любовных писем Мазепа. — Поклон мой отдаю Вашей милости, мое сердечко, а при поклоне посылаю Вашей милости гостинца книжечку и обручик бриллиантовый, прошу это благодарно принять, а меня в любви своей непременно укрыть, даст Бог, с лучшим поздравлю, а за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».

По мнению исследователей, Кочубеевна первой от­крыла овдовевшему Мазепе свои чувства. Убедившись, что чувства взаимны, она решила соединить судьбу с возлюбленным. Но когда по настоянию Мотри гетман в 1704 году заслал сватов, родители невесты воспротиви­лись.

Кроме большой различия в возрасте ситуацию усложняло то, что Мотря была крестницей Ивана Степановича и, по церковным канонам, они не имели возможность пожениться.

Аллея в Любви парке Кочубеев.

Роковую роль тут играла мать Мотри -Любовь Кочубей, женщина с сильным нравом, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами. Любовь была дочерью старенького полтавского полковника Жученко, с юношества привыкла к власти, чтоб все подчинялись ее воле.

Однако Мотря стояла на своём. Любовь Кочубей (Мазепа в собственных письмах называет ее мучительницей, за тиранское обхождение с дочкой) пренебрегала Мотрей, по неким показаниям, даже била. И все завершилось тем, что в один вечер девушка удрала к гетману.

Сколько она пробыла у Мазепы — непонятно, однако скоро он отослал ее назад к родителям в сопровождении стрелецкого полковника Григория Анненкова. Прощаясь в «покое мурованном», Мотря поклялась, «что хоть так, хоть этак будет, однако любовь наша не изменится». Мазепа подарил любимой брильянтовый перстень, «лучше и дороже которого у меня не имеется». Ге и убеждал, что «если живой буду, то тебя не забуду».

Невзирая на всю силу любовного влечения («Моя сердечно возлюбленная, наймилейшая, наилюбезнейшая Мотроненько!.. Сама знаешь, как я сердечно, страстно люблю Вашу милость. Еще никого на свете я не обожал так»), Мазепа поступил великодушно.

Кочубей написал гетману письмо, заявляя, что предпочел бы погибель, чем постигший его позор. («О! горе мне маленькому и от всех оплеванному»). Он выл, что «надежды о дочери моей, будущей моей утехе, обернулась в плач», что его покрывает «горький срам и поношение» и он не может глядеть в лица человеческие.

Мазепа рекомендовал Мотре, от которой отвернулись все ее родные, идти в монастырь, «а я буду знать, что тогда с вашей милостью делать». Мотря сходила с разума, как писал сам Кочубей, «плевала» на отца и мать.

Не меньше страдал и Мазепа («Сердечно от того болею, что… не могу глаз твоих и лица беленького видеть»). К этому времени, видимо, относится одна из 2-ух дошедших до наших дней дум, написанных Мазепой. Гетман обладал суровым литературным даром (об этом есть возможность судить как по его любовным письмам, так и по думе «Всі покою щиро прагнуть»), который отмечал еще А.С. Пушкин.

Чувствуя, что теряет любимую, разозленный Мазепа в предпоследнем письме прямо грозит своим врагам жестоко отомстить. И все-таки сквозь боль и гнев прорывается настоящее чувство — гетман искренне завидует собственным письмам, которых касается рука любимой, и страстно мечтает о встрече с ней.

«Моя сердечно любимая, наймилейшая, найлюбезнейшая Мотрононька! Прежде смерти для себя надеялся, чем такой в сердце Вашем отмены. Вспомни только свои слова, вспомни свою присягу; вспомни свои рученьки, которые мне неоднократно давала, что (хоть будешь за мной, хоть не будешь) до смерти любить обещала.

Вспомни напоследок любезную нашу беседу, когда ты бывала у меня в покое: пусть Бог неправдивого карает, а я — хоть любишь, хоть не любишь меня — до смерти тебя, согласно слову своему, любить и сердечно любить не перестану, на зло моим врагам.

Прошу и очень, мое сердечко, любым способом увидься со мной; что имею с Вашей милостью дальше поступать, ибо уже более не буду врагам своим терпеть, конечно месть совершу, а какую, сама увидишь. Счастливее мои письма, которые в рученьках твоих бывают, чем мои бедные глаза, так как тебя не видят».

Встреча не состоялась, но Иван Мазепа все-таки отомстил своим врагам, тем, кто помешал его счастью. Обвинив в измене, он казнил отца Мотри — генерального судью Василия Кочубея, а мать ее долгое время продержал под стражей. Его любовь умирала тоже, тяжело и медленно, словно человек. Последняя любовь, светлая и трагическая.

А потом была Полтавская битва. И крах всех политических замыслов.

После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры.

Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефи́мков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.

Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Св. Георгия.

Мотрю Кочубей еще в 1707 году отдали замуж за представителя казацкой старшины Семена Чуйкевича, который со временем дослужился до полкового судьи в Нежине.

Он был не просто старшиной, а бывшим дворским Ивана Степановича, возведенным им сначала в звание регента генеральной войсковой канцелярии, а позже уже генерального судьи.

Кстати, Чуйкевич не покинет гетмана до Полтавской битвы.

Мотря и Чуйкевич были высланы Петром в 1710 году в Сибирь (невзирая на «реабилитацию» отца Мотри.).Позже она вернулась на Украину.

По другим данным, Мотря приняла монашеский постриг, стала игуменьей Нежинского дамского монастыря и там после тяжеленной заболевания погибла в январе 1736 года, а в 1738 году Семен Чуйкевич женился на вдове роменского обывателя Христине.

СУДЬБА МАЗЕПЫ И БАТУРИНА,

После объединения Мазепы с Карлом XII, русский царь ПётI приказывает Меншикову, незамедлительно захватить Батурин.

Ворвавшись в Батурин, русские войска овладели гетманской казной, артиллерией, продовольственными припасами и предали мучительной смерти не только защитников города, но и почти всё гражданское население.

«Батурин держался несколько дней, — но и тот москали взяли и разгромили. Взят был и верный Чечель, полковник над сердюками (гвардейцами). Разгромлена была вся столица Мазепы и сожжена — камня на камне не осталось. Как лютовали москали над роскошным дворцом гетмана, над всеми его пожитками и челядью ! (…) „Жиночек и диточек“ — прислугу гетманскую, что оставалась в Батуринском дворце и замке — в Сейм побросали и потопили!»

— писал, основываясь на казацких летописях, европейских газетах и семейных преданиях, историк Д. Л. Мордовцев

Гражданские и фортификационные строения, церкви, монастыри — разрушено было всё. Массовое убийство граждан, как показали раскопки, которые ведутся сейчас в Батурине, было совершено возле гетманского дворца и домов казацкой старшины.

Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. военного и мирного населения Батурина

СОВРЕМЕННЫЙ БАТУРИН.

Восстановленная резиденция гетмана Разумовского.

Центральным объектом заповедника «Гетманская столица» является трехэтажный дворец последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, построенный в 1799-1803 гг. архитектором Чарльзом Камероном. Долгое время дворец был в запущенном состоянии, однако в 2003-2008 годах его реставрировали, и он приобрел свой нынешний вид. Во дворце насчитывается 55 комнат, но только некоторые из них открыты для посетителей.

Цитадель Батуринской крепости — это воспроизведение казацкой крепости, с гетманским домом в центре. Крепость полностью деревянная, поскольку в 17-18 веке артиллерия достигла таких высот, что разрушала любые замки, поэтому обычное дерево, обмазанное глиной, давало рикошет от ядер и бомб артиллерии.

Памятник погибшим казакам в Батурине.

Еще одна достопримечательность архитектуры в Батурине, Воскресенская церковь, была построена в 1803 году, одновременно с дворцом Разумовского. Церковь построили на месте разрушенного мазепинского Троицкого собора, и, по легенде, она была построена из кирпича разобранной башни Мазепы.

Разумовский умер в год завершения строительства храма, и, согласно завещанию гетмана, он был похоронен в склепе на территории Воскресенской церкви. Это одно из немногих захоронений украинских гетманов, которое сохранилось до наших дней.

Источники.

https://ru.tsn.ua/osoblyva_ukraina/getmanskaya-stolica-v-baturine-318052.html

https://new-best.com/literature/kakova-istorija-ljubvi-ivana-mazepi-i-matreni-%28motri%29-kochubej.​htm

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ukraine/XVIII/1700-1720/Mazepa/mazepa_i_motra_1704.htm

https://ist-slavbalkan.narod.ru/SSBP-Internet/ssbp-vol-1/009-Tairova.pdf

https://fammeo.ru/articles.php?article_id=146

Чему учит?

Что же хотел сказать автор «Полтавы»? Во-первых, он показал современникам Мазепу с новой стороны. Изобразив его ранимым и честолюбивым, аморальным владыкой, оппортунистом и конформистом, Пушкин показал, как личные мотивы могут определять судьбы тысяч людей. Во-вторых, он ввел в поэму мораль, предписывающую каждому из нас оставаться верным отечеству и своей семье.

Прочитав поэму, можно сделать несколько выводов. Во-первых, даже если семья для человека не является главной ценностью, нельзя отвергать ее. Во-вторых, даже ближайший друг и боевой товарищ может оказаться врагом, поэтому необходимо быть осмотрительным.

«Полтава» также заставляет задуматься о великих личностях в истории и о том, какая ответственность за каждое принятое решение лежит на них. Современникам и потомкам остается лишь обсуждать их деяния, когда все кончено, но правители действуют сиюминутно, полагаясь лишь на имеющуюся осведомленность и интуицию.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кочубей.

Васи́лий Леонтье́вич Кочубе́й (укр. Василь Леонтійович Кочубей; 1640—15 (26) июля 1708) — генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского. Казнён в 1708 году по обвинению в ложном доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене.

Биография

Родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями, Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. — генеральным писарем и в этом звании скрепил сочиненный Мазепой донос на Самойловича. Мазепа, став гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе — знаменитой Диканькой), дал ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал звание стольника.

Любовная история и доносы на гетмана Мазепу

В 1704 году произошла любовная история гетмана Мазепы с дочерью Кочубея Мотрей. Будучи вдовцом, Мазепа сватал её, но родители отказали, так как Мотря была его крестницей. Когда она бежала к Мазепе, гетман неприкосновенно возвратил девушку в дом её родителей.

Как думают — по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Над Мазепой был учреждён надзор, но ничего компрометирующего не выяснилось. В 1708 г. был послан второй донос с выкрестом из евреев, Петром Яценко. Об этом узнал Мазепа, но, приняв меры предосторожности, всё же оставил Кочубеев в покое. Они послали через своих соумышленников — полковника Ивана Искру и священника Святайлу — ахтырскому полковнику Осипову новый донос, переданный Петру через киевского губернатора, князя Д. М. Голицына.

Ещё в 1706 году гетман сообщал Кочубею о своих планах отторжения Малороссии от России. В 1707 году Кочубей передал в Москву донос на словах через беглого монаха Никанора. Доносу не поверили. В 1708 г был передан второй донос на гетмана через Петра Яценко. Мазепе сообщили о нём. Тогда Кочубей пригласил на совет полтавского полковника Искру, священника Святайлу и своих свойственников и убедил их передать тот же донос царю через ахтырского полковника Осипова.

Казнь

Петр I не поверил доносчикам, так как считал Мазепу своим близким другом и соратником. Кочубей и Искра были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После пытки Кочубей сознался, что оговорил гетмана по злобе.

Доносчиков пытали и приговорили за ложный донос к смертной казни, отправив в с. Борщаговку под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Допрос проводил Филипп Орлик. Там 15 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.

Экспозицией поэмы является рассказ о семье кочубея каким богатством гордился генеральный судья

Тела Кочубея и Искры похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила их находится возле Трапезной церкви. Рядом с этой могилой в 1911 г. похоронен убитый премьер-министр России Петр Столыпин. Окровавленная рубаха, в которой Кочубей был во время совершения казни, хранилась в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии.

Экспозицией поэмы является рассказ о семье кочубея каким богатством гордился генеральный судья

Экспозицией поэмы является рассказ о семье кочубея каким богатством гордился генеральный судья

Памятник Искре и Кочубею в Киеве

Вскоре после смерти Василия совершилась измена Мазепы, о которой он предупреждал Петра I. Петр I, сознаваясь в ошибке своей и называя Кочубея «мужем честным, славныя памяти», тогда же приказал возвратить жене и детям несчастливца конфискованные имения с прибавкою новых деревень.

Герб Кочубеев

После осознания Петром I своей ошибки, к старинному родовому гербу Кочубеев — в красном поле золотые полумесяц, звезда и два равноконечных креста — было прибавлено пламенеющее сердце в лазоревом поле и в сердце два креста золотые с девизом: «Elevor ubi consumer!» — возвышаюсь когда погиб…

Семья

  • Сыновья:
    • Василий (? — 21.08.(1.09.) 1743) — бунчуковый товарищ, с 1727 полтавский полковник. Первым браком был женат на дочери гетмана Данилы Апостола — Анастасии (ум. до 1725). От его сыновей (Семёна, Василия, Павла) образовались три ветви рода Кочубеев[1].
    • Федор (? —1729) — бунчуковый товарищ (1724—1729).
  • Дочери:
    • Ганна (старшая) — жена племянника Мазепы Ивана Обидовского[2].
    • Мотря (младшая) — героиня любовной истории с Мазепой.

Образ в литературе и историографии

В. Л. Кочубей является одним из центральных персонажей в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей

— поэма А. С. Пушкина «Полтава»

Граф А. К. Толстой писал:

Ты знаешь край, где с Русью бились ляхи,
Где столько тел лежало средь полей?
Ты знаешь край, где некогда у плахи
Мазепу клял упрямый Кочубей
И много где пролито крови славной
В честь древних прав и веры православной?

В русской историографии Кочубей предстает трагической фигурой, жертвой политических интриг Мазепы против Петра I накануне измены. В начале XX века, накануне крушения Российской империи, образы Кочубея и Искры были популярны, окружены ореолом мученичества в «борьбе за русскую идею» перед лицом изменников.

Память

Экспозицией поэмы является рассказ о семье кочубея каким богатством гордился генеральный судья

Экспозицией поэмы является рассказ о семье кочубея каким богатством гордился генеральный судья

Памятник героям Январского восстания 1918 г. в Киеве установлен на пьедестале, оставшемся от разрушенного памятника Искре и Кочубею

В 1914 г. в Киеве установили памятник Кочубею и Искре как «борцам за русскую идею» по предложению Военно-исторического общества. Проект выполнил полковник В. А. Самонов.[3].

В апреле 1923 г. памятник переделали в памятник героям Январского восстания 1918 г. рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады. Вместо статуй Кочубея и Искры наверх водружена пушка, участвовавшая в событиях. Памятник находится возле станции метро «Арсенальная».

Примечания

Ссылки

  • Кочубей Василий Леонтьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Василий Леонтьевич Кочубей в рассказе его современника 1708 г. / Сообщ. Вас. Курдиновский // Русская старина, 1883. — Т. 40. — № 12. — С. 499—504.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 01.03.2019 16:40

Цитатная(цитати о швабрине) характеристика героя повести а. с. пушкина «капитанская дочка»швабрина алексея

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 11:30

Нарисовать картинку к мифу храбрый персей

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 08:30

Запишите уравнения реакцийa) al+o2 — b) hgo — в) so2 + — so3г) fe+ — fecl3​

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 21:40

План по главе наказание алеши 10 пунктов. смерть цыганка. тоже 10 пунктов​

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 04:30

Назвіть позитивні і негативні риси журдена, із твору «міщанин-шляхтич»

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 21:05

Все свои напишите характеристику чичикова из поэмы гоголя мертвые души по плану, используя цитаты из произведения: 1. статус 2. интересы 3. портрет 4. манеры 5. динамичность 6. вывод !

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 21:01

Назовите произведение отечественной с указанием автора в которой раскрывается тема героизма в чем сходство или чем различается изображение героизма в этом произведение и в войне и мире

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 01:00

Стихотворение полтава. найти риторические восклицания. какова их художественно выразитнльная роль?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 19.03.2019 16:48

Контрольна робота за творчістю о. довженка, н. бічуї початковий і середній рівні 1. молоді бійці з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» перед своїм першим боєм запитали в командира петра колодуба: 0,5 б а) звідки він бере мужність і сили; б) що робити, коли ворога набагато більше й він краще озброєний; в) чому не можна відступати; г) що робити при пораненні 2. дід платон з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» лаяв відступаючих наших бійців: 0,5 б а) за невміння користуватися зброєю, влучно стріляти; б) за невміння маскуватися, рити окопи; в) за боягузтво, невміння та небажання захищати рідну землю; г) за те, що забувають писати листи своїм рідним. 3. моральний урок дідів з оповідання о. довженка «ніч перед боєм» для молодих бійців полягав у тому, що: 0,5 б а) вони попалили всі човни й зірвали ворогові переправу; б) перевернули човни й загинули разом із ворогами; в) зробили засідку й побили багато ворогів; г) мужньо витримали знущання ворогів і не видали партизанів. 4. кого діди платон і савка ставили за приклад бійцям, що відступали: 0,5 б а) кармалюка; б) гонту залізняка; в) своїх синів; г) самих себе. 5. кульмінацією у творі н. бічуї «шпага славка беркути» є: 0,5 б а) поєдинок на шпагах юлька та славка; б) суд над славком; в) привід хлопця, який назвався беркутою, до дитячої кімнати міліції; г) спізнення славка на театральну виставу до лілі. 6. у невинуватість славка вірили: 0,5 б а) тренер, лілі; б) стефко та юлько; в) класний керівник і директор школи; г) інспектор дитячої кімнати міліції, надія григорівна. 7. юлько ващук, герой твору н. бічуї «шпага славка беркути», розчарувався у своєму батькові через те, що: 0,5б а) той збирався до міліції заявляти на славка за поранення; б) той скористався чужою працею, видавши її за свою; в) батько часто сварився з мамою юлька; г) не підтримував його захоплення музикою, малюванням. 8. установіть відповідність: 1,5 б герой учинок 1.славко беркута а) рятує сороку з переламаним крилом 2. стефко вус б) страждає через недовіру однокласників 3. юлько ващук в) вірить у невинність беркути 4. лілі теслюк г) в міліції називає чуже прізвище замість свого д) не боїться пити вино на вулиці. 8. порівняйте образи діда платона й діда савки з образом капітана колодуба (за оповіданнямо. довженка «ніч перед боєм»). 1б достатній рівень 9. висловіть свої судження про важливість моральних чеснот у житті людини, дружби та підтримки батьків (за твором н. бічуї «шпага славка беркути» та власними спостереженнями).1,5б

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 19.03.2019 22:28

Составить краткую композицию «собачьего сердца»должно выглядеть как план. т. е. экспозиция, завязка, эпилог и другие части. ​

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 21:38

Фрагмент: а лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…— что сделаю я для людей? ! — сильнее грома крикнул данко. и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес за­молчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. люди же, изумленные, стали как камни.— идем! — крикнул данко и бросился вперед на свое место, вы­соко держа горящее сердце и освещая им путь людям. они бросились за ним, очарованные. тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бе­гущих людей. все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зре­лищем горящего сердца. и теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. а данко все был впе­реди, и сердце его все пылало, пылало! и вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди данко. кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. а потом упал и — умер. люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом данко его смелое сердце. только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, на­ступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…1.  какова роль образов природы в этом фрагменте? 2.  в чем аллегорический смысл образа «осторожного человека»? 3.  сопоставьте фрагмент из рассказа максима горького «старуха изергиль» и «легенды об арионе» геродота. какие схожие темы и мотивы представлены в этих произведениях? фрагмент рассказа геродота «легенды об арионе»… арион большую часть времени своей жизни провел у перианд­ра и затем решил отплыть в италию и сикелию. там он нажил вели­кое богатство, потом пожелал возвратиться назад в коринф. он от­правился в путь из таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. а корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить ариона в море и за­владеть его сокровищами. арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. однако ему не удалось смягчить корабельщиков. они велели ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. в таком отчаянном положении ар ион все же корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. между тем корабельщики отплыли в ко­ринф, ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к тенару.​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 21.03.2019 18:59

Опишите устно бревенчатый дом или беседку.»дорисуйте» авторское описание или сделайте иллюстрацию (словесно) воробьи в беседке. 20

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

Категория

Другие предметы, 16.04.2019 22:50

  • Эксперт по проверке сочинений
  • Эксплуатация не возможна или невозможна как пишется
  • Экспозиция в рассказе дубровский
  • Эксплуатантами как правильно пишется
  • Эксмо все лучшие сказки мира