Правописание «прошёл»: грамматика, примеры употребления, спряжение
Вопрос в заголовке даёт ответ сам на себя. Слово «прошёл» правильно пишется с окончанием «-ёл», не «-ел»! Это же «шёл» с приставкой «про-»: «Шёл, шёл, прошёл и пришёл»; «Шёл на экзамен с тяжёлой душой, но всё же прошёл его»; «Шёл через силу, но всё-таки прошёл дистанцию». Запомните эти примеры, и у вас вряд ли далее появится охота неправильно писать это слово на «-ол» ( «прошол» ). Кроме того, инфинитивная (безличная, неопределённая) данного глагола «пройти» не оканчивается на «-оть», и потому среди его личных форм не может быть никакой, оканчивающейся на «-ол».
Значение
Глагол «пройти» семантически (по смыслу) сложен, так как в русском языке употребляется, в разных личных формах, во многих значениях.
- Пройти побоку чего-либо, следуя пешим ходом. Употребляется с творительным падежом: «Он прошёл рядом со мною, даже не повернув головы в мою сторону, хотя я с ним поздоровалась», а в сочетании с наречием «мимо» с родительным: «Пройдёте мимо парка, и сразу увидите вокзал». Синоним «миновать» (употребляется с родительным и винительным падежами: «… миновал меня …»; «Минуете парк …»).
- Дойти до некоторого места: «Пройдите налево, регистратура там»; «Он прошёл по коридору и упёрся в хвост длинной очереди». Синоним «проследовать».
- Пройти пешком определённый путь, маршрут, дистанцию: «Я прошёл три больших квартала, прежде чем обнаружился интересующий меня магазин»; «Процессия прошла через центр города»; «Когда-то давно я прошёл насквозь всё Медвежье ущелье в Кабарде и вышел к его цирку, пройдя 127 км по ножному шагомеру». Частичные синонимы «покрыть», «преодолеть», «проделать».
- Применительно к явлениям и событиям жизни – произойти и завершиться: «Если при ангине температура спала и боль в горле прошла, это ещё не значит, что больной выздоровел»; «Не хотелось бы ошибиться, но, походе, череда наших бед прошла бесследно»; «Джазовый фестиваль в Коктебеле прошёл успешно, несмотря на карантин». Синонимы касательно явлений «закончиться», «минуть» (не путать с «миновать»!), «прекратиться»; касательно событий «совершиться», «состояться». Частичные синонимы относительно явлений «исчезнуть», «отойти», «отпустить», «уйти».
- То же, к атмосферным явлениям – произойти, случиться, совершиться: «Долгосрочные прогнозы говорят, что зимой пройдут обильные снегопады»;«Суховей прошёл по южным регионам». Частичные синонимы «выпасть» (об атмосферных осадках); в приложении к стихийным бедствиям «ударить»; к локальным явлениям «проследовать» («Гроза прошла стороной»; «Смерч прошёл по окраине города»).
- Разместиться вдоль рядом с чем-то или через что-то: «Объездная дорога прошла краем посёлка»; «Новая теплотрасса прошла прямо у нас под забором». Синонимы «пролечь», «протянуться», «проследовать»; частичный «расположиться».
- В учебном процессе – изучить (синоним) курс по предмету: «А сопромат в ты уже прошёл? – Да, и термех тоже». Т.е. уже изучил курсы сопротивления материалов и теоретической механики. Частичный синоним «прослушать», посещать занятия, не сдавая экзаменов по предмету.
- Успешно выдержать (синоним) испытание, проверку, экзамен: «Мама, я прошёл по конкурсу на госстипендию!»; «Первый 32-разрядный персональный компьютер был создан компаниейDEC (Digital Equipment Corporation), но он не прошел на рынке по потребительским качествам». Частичный синоним «сдать» (применительно к экзаменам и приёмным собеседованиям).
- В расхожих выражениях «Было и прошло» (в смысле «нечего прошлое ворошить»), «Прошло и быльём поросло» (в смысле «было давно и прошло без последствий»).
- О слухах и т.п. неподтверждённой информации: «В городе слушок прошёл, что хотят снести Подол и построить новые дома» (из песенного киевского фольклора советских времён). Синонимы «разойтись», «расползтись», «распространиться».
- В горном деле, строительстве инженерных коммуникаций и транспортном строительстве – бить шурфы, бурить скважины, строить туннели; в общем, прокладывать подземные ходы: «Частным лицам своими силами на своём собственном участке разрешается пройти скважину на воду на глубину до 5 м». Частичные синонимы «забить», «пробурить», «прокопать», «прорыть».
Причины ошибок
Глагол «пройти» трудное слово также и орфографически, поэтому не помешает подробнее разобрать причины ошибок в нём. Их три, причём взаимосвязанных.
Первая: элементарная малограмотность. Свыше 90% людей, даже прекрасно владеющих языком, подсознательно проговаривают про себя то, что читают и пишут. Ставить точки над «ё» не принято, а «прошел» на «-ел» выговорить труднее, чем на «-ол». Ну, слабо владеющие и пишут, как вроде бы легче кажется.
Вторая: справедливо критикуемая неполнота и однобокость старой русско-советской школьной грамматики. Попытки реформировать её в девяностые-нулевые только сильнее запутали дело, а как подступиться к действительно новой, вполне адекватной живому языку, пока, похоже, не вполне понимают и академики-лингвисты.
Старая грамматика признавала два правильных спряжения русских глаголов, 1-е и 2-е, а также наличие небольшого числа неправильных глаголов: изолированного спряжения, смешанного и разноспрягаемых (подробнее об этом можете почитать в статье о слове «приедешь»). Очень плохо в этом то, что глаголы на «-оть» в инфинитиве, а также любые прочие, не укладывающиеся в омертвлённую схему, без разбору «валились» в первое спряжение.
Глагол «идти» и его производные («прийти», «пройти»), тем не менее, относились к изолированному спряжению. А во время горбачёвщины и в процессе последовавшей реформаторской вакханалии туда же порой «пихались» и спрягаемые ну никак не по I типу глаголы на «-оть(ся)/-очь»: «бороть(ся)» – «поборол»; «волочь» – «волок», «поволок»; «колоть» – «колол», «отколол», «проколол», «расколол»; «полоть» – «полол», «прополол»; «толочь» – «толок», «истолок», «растолок».
«Заученный грамотей» может с ходу оттарабанить редкое сложное правило, нимало не разумея его сути. Споткнувшись на прошедшем времени единственного числа 1-го или 3-го лица мужского рода от «пройти» («я прошёл»; «он прошёл»), начинает кумекать: ага, изолированный глагол! Какие там есть ещё такие? Ну, скажем, «молоть». Ставим в нужную личную форму – «молол». Так вот и получается неверное «пошол». А надо бы ещё припомнить, что глаголы на «-ол/-ок» в этой самой личной форме в инфинитиве оканчиваются на «-оть(ся)/-очь». Чего у «пройти» никак не наблюдается, да и «загонять» глаголы на «-оть(ся)/-очь» в инфинитиве в изолированное спряжение вряд ли целесообразно, так как их в языке всё-таки немало, и спрягаются они единообразно по вполне определённой схеме.
Грамматика
Слово «пройти» в русском языке – переходный невозвратный глагол совершенного вида изолированного спряжения. Состоит из приставки «про-», корня «-й-» и глагольного окончания «-ти». Постановка ударения и разделение для переноса прой-ти́. В рукописных текстах при острой нехватке места для письма допустим вариант переноса про-йти́. Что касается предмета этой статьи, то допустим только перенос про-шёл в рукописях, так как отрыв личного окончания (прош-ёл) сильно размывает понимание обеих строк, и верхней, и нижней. Соответствующий глагол несовершенного вида «проходить».
Грамматическая характеристика глагола «пройти» также не из кристально ясных, поэтому в нашем случае особенно необходимы пояснения к ней:
- «Переходный» – действие, производимое действующим субъектом, переходит от него на что-то или кого-то ещё. На первый взгляд «пройти» может показаться непереходным глаголом: «пройти» кого-то куда-то нельзя, пройти туда-то или то-то можно только самому. Но, допустим, я что-то прохожу. Сам, на своих двоих или своим умом. Однако, если проходить нечего, то я ничего и не пройду. То есть, действие – прохождение – невозможно без объекта, который надо пройти. Так что «пройти» глагол всё-таки переходный.
- «Совершенный вид» говорит о том, что действие уже совершено или к его совершению нет видимых препятствий. Проходить, допустим, по пути следования ещё не значит, что он пройден и цель прохождения достигнута, а пройти так это уж точно добраться до его конца.
- «Невозвратный» – действие не обращено на себя, о чём говорит отсутствие постфикса «-ся/-сь» в инфинитиве. Пройтись (возвратный глагол) по улице это совсем не то же самое, что пройти по ней же куда нужно. Пройтись значит прогуляться ради самого себя, так сказать, выгулять себя. Пройти – куда-то с какой-то целью, которая мне самому, может быть, и ни к чему. Забрали, скажем, за пьяный дебош, и вот: «Пройдите в камеру, гражданин». Мне туда надо ли? А никуда не денешься, хуже будет. Или вот пример не такой путаный. «Одеться (возвратный) на зиму» значит подготовить самого себя к холодам путём приобретения и приведения в порядок тёплой одежды. «Надеть (невозвратный) пальто» это взять его, т.е. не себя, а другой предмет, и проделать с ним процедуру надевания. Может быть, и не на себя. Самому, конечно, при этом тоже придётся пошевелиться, но ведь надевают пальто на себя или кого-то другого, а не себя или его на него.
Спрягается глагол «пройти» таким образом:
- (Я) пройду́ (будущ.)/ прошёл (прошедш. муж.)/ прошла́ (прош. жен.)/ <бы> прошёл (прошла́́) илипрошёл (прошла́́) <бы> (сослагательн.)/ (Я/мы) <должен/должны?> пройти́или (Мне/вам) <надо? необходимо?> пройти́ (повелительн.).
- (Мы) пройдём (будущ.)/ прошли́ (прошедш.)/ <бы> прошли́ или прошли́ <бы> (сослагательн.)/ <должны?> пройти́́или (Мне/нам) < необходимо?> пройти́́/<давайте-ка?> пройдём/пройдёмте <-ка> (повелительн.).
- (Ты) пройдёшь (будущ.)/ прошёл (прошла́) (прошедш.)/ <бы> прошёл (прошла́́) илипрошёл (прошла́́) <бы> (сослагательн.)/ пройди́ (повелительн.).
- (Вы) пройдёте (будущ.)/ прошли́ (прошедш.)/ <бы> прошли́илипрошли́ <бы> (сослагательн.)/ пройди́те (повелительн.).
- (Он) пройдёт (будущ.)/ прошёл (прошедш.)/ <бы> прошёлилипрошёл <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> пройдёт (повелительн.).
- (Она) пройдёт (будущ.)/ прошла́ (прошедш.)/ <бы> прошла́илипрошла́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> пройдёт (повелительн.).
- (Оно) пройдёт (будущ.)/ прошло́ (прошедш.)/ <бы> прошло́илипрошло́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> пройдёт (повелительн.).
- (Они) пройду́т (будущ.)/ прошли́́ (прошедш.)/ <бы> прошли́илипрошли́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> пройду́т (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени проше́дший; страдательные пройдённый (кое-когда в значениях 3, 7 и 8 выше), про́йденный (нормативная для всех значений форма). Деепричастия прошедшего времени пройдя́, проше́дши.
Примечание: в старых текстах встречается архаичная форма деепричастия прошедшего времени проше́д.
Как правильно пишется слово прошёл?
Приставка «про-» всегда пишется с буквой «о».
Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова или добавляйте наш сайт в закладки.
Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:
1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;
Примеры: изжога, шов, шорох
2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;
Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия
3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.
Примеры: девчонка, большого, свежо.
Буква ё пишется под ударением:
1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;
Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)
2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;
Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)
3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;
Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).
4) в формах местоимений и образованных от них словах;
Примеры: о чём, почём, никчёмный.
5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.
Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.
Морфологический разбор слова прошёл
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: прошеть (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, мужской род.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
День прошел с суетой беспощадною. Вкруг меня благодатная тишь, А в душе ты одна, ненаглядная, Ты одна нераздельно царишь. Все порывы и чувства мятежные, Злую жизнь, что кипела в крови, Поглотило стремленье безбрежное…
«День прошел с суетой беспощадною.»
Весенний день прошел без дела… Весенний день прошел без дела У неумытого окна: Скучала за стеной и пела, Как птица пленная, жена.
«Весенний день прошел без дела…» — Блок…
Он прошел железные кружевные ворота, аллею с огненными цветами и попал к раскинутому мостом подъезду, середина которого сверкала ярким небом зеркальных стекол. Не видя никого, в то время как около дома вились эхом…
Как пишется: «прошёл» или «прошол»?
Данное слово является формой 3-го лица прошедшего времени глагола «пройти», который может употребляться в разных значениях:
- Миновать какой-либо объект;
- Проехать, проплыть, пролететь (о средствах передвижения);
- Впасть (когда говорят об осадках, например, «прошёл дождь»);
- Продвинуться через что-либо;
- Протянуться в каком-либо направлении;
- Оказаться принятым в результате отбора;
- Подвергнуть какому-либо воздействию поверхность чего-либо;
- Вынести испытания;
- Завершить что-либо (обучение, лечение и т.п.).
Варианты написания слова
Данное слово часто используется в повседневной речи и при использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «Какой вариант написания слова является правильным?»
Существует два основных варианта написания слова:
- «прош ё л», где в слове пишется гласная «ё»;
- «прош о л», где в слове пишется гласная «о».
Как правильно пишется: «прошёл» или «прошол»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
« ПРОШЁЛ »
Какое правило применяется?
Для того, чтобы разобраться в правописании данного слова, сделаем его морфемный разбор: «про» — приставка, «шёл» — корень. В русском языке есть правило: «В корне слов после шипящих букв пишется гласная –ё-, если в однокоренных словах пишется гласная –е-». Для того, чтобы проверить написание гласной «ё», подберём однокоренное слово «шедший». Как мы видим, здесь после шипящей в корне стоит гласная «е», следовательно, руководствуясь вышеназванным правилом, мы можем уверенно писать в слове «прошёл» гласную «ё».
Подводим итоги
- Верное написание: « прошёл »
- Неверное написание: « прошол »
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Прошел» или «прошол» — как пишется?
У многих людей вызывает вопросы правописание гласных после шипящих, поэтому оно и требует отдельного внимательного рассмотрения. Так, в этой статье мы решили выяснить, прошел как пишется.
Морфологический разбор слова
Переходный глагол отличается следующими постоянными признаками: первое спряжение, совершенный вид. К непостоянным признакам относятся следующие: невозвратность, мужской рода, изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число. В составе предложения в зависимости от контекста рассматривается как сказуемое, обстоятельство.
Как правильно — «прошёл» или «прошол»
Сравним два варианта написания слова и выясним, какой же вариант грамотный — «прошол» или «прошёл». Как пишется правильно? Слитно или раздельно? Через «о» или «ё»?
- Морфемный разбор показывает, что неизвестная гласная находится в корне, под ударением после шипящей согласной. В этом случае по правилам современного русского зыка должна писаться буква ё.
- Выбрать правильный вариант написания также можно вспомнив закон о постановке ударений. Следуя этой норме, буква ё вне зависимости от ее положения, во всех случаях является ударной. К исключениям относятся только некоторые заимствования из иностранных языков.
- Для корректного правописания допустимо использовать проверочное слово. Оно подбирается таким образом, чтобы ударение падало на неизвестную букву. Примером выступает слово «прошедший», где неизвестная гласная слышится отчетливо и не вызывает никаких сомнений. Тот же принцип может быть использован для проверки слов с другим шипящими.
Дать ответ на вопрос, понять, как писать слово «прошёл» и почему, а также усвоить принципы написания позволит подробное изучение правил русского языка и актуальных для описанного примера, языковых норм.
Исходя из вышесказанного, «прошёл» во всех случаях пишется через «ё», слитно. Другие варианты расцениваются как ошибочные и не соответствуют нормам правописания.
Примеры предложений
Варианты правильного написания рассматриваемого глагола в предложениях:
- В нашем городе прошло первенство по тяжелой атлетике среди юниоров.
- Прошёл слух, что ученики средней и старшей школы планируют участие в городском субботнике.
Рассматриваемый глагол пишется через «ё». Проверить правильность можно при помощи подбора однокоренных проверочных слов, постановки ударения, морфемного разбора части речи. Знание этих законов грамматики позволит написать указанную часть речи правильно.
Знакомство с буквой (Э) для 1 класса и дошкольников можно проводить в виде игры или интересной истории, показывая картинки. Детям нравится такой формат урока, и задания они делают с удовольствием. Они должны научиться находить гласную (Э) и отличать ее от других букв.
Знакомство с буквой Э
Во время урока можно выделить интересные факты о гласной (Э). Вкратце и ёмко. Для детей – это будет познавательно. Например:
Звук (Э) — гласный звук. Его можно произнести, открыв рот (язык не двигается). Может стоять во всех частях слова. В алфавите соседствует с мягким знаком (Ь) и буквой (Ю).
Буква (Э) интересна тем, что она может спрятаться в словах, как звук, рядом с (Е). Ее можно обнаружить только тогда, когда произносишь слово. Например, слово медведь, при произношении второй буквы (Е) дополнительно слышится (Э).
Буква (Э) похожа на половинку формы буквы (О).
Характеристика звука
Характеристика гласная буква (Э):
- При произношении язык не подвижен и рот приоткрыт.
- Звук четкий и бес помех.
- Буква легко пропевается.
- Форм половинки овала с черточкой посередине.
- Пишется слева, по форме полукруга или овала и добавляется черточка по горизонтали.
Слова начинающиеся с буквы Э
Буква Э в начале слова:
Электричка – транспортное средство, которое ходит по рельсам и работает от электричества.
Экскурсовод — человек, проводящий экскурсию.
Эмблема — условное изображение, отражающее идею.
Экран — плоская поверхность, на которой показывают изображения.
Экстракт — концентрат, выжитый из растений.
Энергия – мера движений, с помощью которой производится действие или работа.
Эпоха — промежуток времени, в котором произошло характерное событие.
Этюд — быстрый набросок красками.
Эхо — звук, отраженный от предметов.
Эскимо – мороженое.
Этаж — уровень в доме, на котором находиться несколько помещений.
Другие слова: эффект, эфир, эталон, эстонец, эстафета, этикет, эпопея, эпителий, энциклопедия, эпиграф, энтузиаст, эмоция, эллипс, электрон, экспонат, экономист, эколог, экватор, эдельвейс, эгоист, экзотика, экипаж, экзамен, электрошок, эмаль, эскалатор, этикетка, эссе, эпос, эмоция, эмигрант, экстрасенс, эксперт, эклер, эволюция, эскимос, эклер, эльф.
Слова имеющие букву Э в середине
Слова с буквой э в середине:
Дуэт — группа из двух человек.
Дуэль — бой между двумя соперниками.
Мэр — глава городской администрации.
Сэр — обращение к мужчине.
Поэт — автор стихотворений.
Поэма — произведение в стихах.
Поэзия — стихотворное творчество (произведение).
Орфоэпия — правильное произношение в литературе.
Бельэтаж — второй этаж в богатых домах.
Электроэнергия — электрическая энергия.
Сказки, загадки, игры, пословицы, поговорки про букву Э
Сказка про букву Э:
Однажды букве (Э) стало скучно, и она решила прогуляться по лесу. Она взяла свою волшебную книгу, где хранились все слова на букву (Э) и направилась в сторону леса. Она бродила, бродила и не заметила, как заблудилась. Тут она видит зайку, который убегает от волка. Зайка устал, и остановившись, валится с ног. Тогда буква (Э) открыла свою волшебную книжку и выбрала слово « энергия» и дала зайчику. Зайчик с благодарностью принял, и тут же вскочил и побежал, как молния без оглядки. А волк разозлился, поняв, что он лишился обеда, решил съесть букву (Э). Буква Э продолжала листать волшебную книгу и выбрала слово «Эскимо», и предложила волку. Волк очень обрадовался, он очень любил эскимо. Он взял эскимо и пошел домой.
Буква (Э) обрадовалась, что помогла зверям. «Теперь можно возвращаться домой»- подумала гласная. Полистав книгу, нашла слова «Эхо», и попросила показать дорогу домой. Эхо говорило куда идти, и буква вышла из леса. Вечером, дойдя до дома, буква (Э) пила чай со своими любимыми эклерами из своей волшебной книжки.
Древнее греческое предание
Жила — была девушка, и она была очень болтлива. Ее наказали, и с тех пор она может повторять только последние фразы предложений. И звали ее Эхо. А потом все начали называть эхом все отражения звука.
Загадки:
Провела я солнце,
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело. (Электролампочка)
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка
Кто такая? ( Электричка)
Игра:
«Назови слово»
Дети становятся в круг, и ведущий берет мяч и кидает любому участнику и говорит слова на гласную букву (например, игла, юла, эскимо). Участник должен сказать правильно первую гласную букву у слова. Если назвали не правильно, участник выбывает из круга, а остальные продолжают играть, пока не останется победитель.
Пословицы и поговорки:
Это еще цветочки, а ягодки впереди.
Это еще вилами по воде писано.
Эта ворона нам не оборона.
Это номер не пройдет.
Это ёж руками не возьмешь.
Эка понеслась: ни конному, ни крылатому не догнать.
Эта беда не беда, только б больше не была.
Для детей существует одно правило: мир познается в игре. Поэтому изучая букву (Э), или другую букву, нужно опираться на интерес ребят (что им нравится). Тогда урок пройдет весело, легко и познавательно.
Сегодня Москва является историческим и культурным центром России. Туристическая инфраструктура столицы развивается с каждым годом и притягивает всё больше гостей как из других регионов страны, так и из-за рубежа.
Для повышения удобства гостей столицы разрабатываются новые туристические маршруты и совершенствуются уже существующие, экскурсоводы проходят дополнительное обучение, реконструируются памятники и благоустраиваются парки и улицы города, открываются новые гостиницы.
Важную роль в привлечении гостей в столицу играют музеи города, здесь расположены крупнейшие музеи страны и мира.
Московский просветительский проект «Прогулки по музеям онлайн» продолжает цикл виртуальных экскурсий по музеям столицы.
1 декабря Государственный музей Владимира Высоцкого познакомит школьников с детством и юностью поэта, автора-исполнителя, актера театра и кино. Экскурсовод расскажет о влиянии военного времени и воспитания родителей на формирование личности Высоцкого. Его твёрдый характер закладывался в детстве. Талант, воспитание, образование и высокая работоспособность – сделали Владимира уникальной личностью, а темы и философия его песен остаются актуальными по сей день.
2 и 23 декабря Сотрудники Музея истории Лефортово расскажут школьникам об устройстве допетровского календаря и изменениях петровской эпохи, после чего ребят ждут увлекательные мастер-класс и игра. Для мастер-класса необходимо заранее приготовить цветную бумагу, ножницы, клей-карандаш и новогоднее настроение – будем украшать дом к праздникам! В завершение встречи поиграем в старинную рождественскую игру, представители музея расскажут правила игры и подскажут как стать Бобовым королём или королевой.
Трафарет с подсвечником и файлы с цитатами и схемой сборки коробочки, можно скачать заранее по ссылке.
3 декабря Государственный музей обороны Москвы приглашает школьников на онлайн-экскурсию, посвященную началу исторического контрнаступления войск Красной Армии под Москвой 5 декабря 1941 года. Контрудар был внезапным и решительным. Когда миллионы людей в России и во всем мире в очередной раз приникли к радиоприемникам, ловя позывные Советского Союза, они не услышали новостей о том, как Гитлер принимает парад своих войск в Москве и присутствует на богослужении в Богоявленском соборе. Они услышали сводку Советского Информбюро, в которой сообщалось: «Войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок».
3 декабря Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров приглашает школьников на онлайн-экскурсию в Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. Грандиозный комплекс, духовный символ России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью, был воздвигнут к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята увидят самое большое в мире мозаичное изображение Спаса Нерукотворного; купала Храма, формой своей напоминающие шлем князя Александра Невского; скульптуру князя, опирающегося на меч с легендарной надписью-предупреждением: «Кто с мечем к нам придёт, от меча и погибнет». Школьники познакомятся с экспозицией музея «1418 шагов».
6 декабря Музей Л. Н. Толстого приглашает школьников младших классов на онлайн-занятие «Филипок на уроке». В рамках встречи ребята познакомятся со школой, которую Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне для крестьянских детей. Обучающиеся разберутся в старинном алфавите, узнают, что такое Ер и Ять, а также попробуют научиться писать слова по правилам орфографии XIX века. Для участия в онлайн-занятии нужно заранее приготовить: бумагу и ручку. Если у кого-то есть дома ручка с пером и чернила, будет ещё лучше! А также можно положить рядом тексты рассказов Л. Н. Толстого.
7 декабря экскурсовод сказочного музея расскажет и покажет самые уникальные, и волшебные технологии производства стеклянных елочных игрушек на «Интерактивной выставке «Музея-фабрики елочных игрушек». Школьники узнают о традициях и обычаях празднования Нового года в разные эпохи на разных континентах. Специалист музея откроет секреты ремесла стеклодувов и художников.
9 декабря Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина проведет онлайн-встречу со школьниками. Сотрудник музея расскажет участникам встречи, почему художников театра XIX века называли машинистами, как создавались спецэффекты на сцене без компьютерных технологий. Школьники познакомятся со сценографией и театральным репертуаром XIX века, вспомнят замечательные сказки народов мира.
Во время встречи ребята попробуют своими руками сделать «Сказочные часы».
Для участия в творческом мастер-классе нужно приготовить:
- лист бумаги для акварели формата А 3;
- гуашь;
- две плоские кисти (широкая и тонкая);
- два акриловых контура (золотой и серебряный или желтый и белый), если нет акриловых контуров, их можно заменить гуашью;
- бумажный стаканчик;
- стакан для воды;
- простой карандаш.
9 декабря Государственный музей А.С. Пушкина приглашает старшеклассников на онлайн-экскурсию по залам главного дома старинной дворянской усадьбы первой половины XIX века на улице Пречистенке. Участники встречи познакомятся с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, историей, культурой и бытом пушкинского времени. Увидят подлинные предметы мебели, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, а также уникальные экспонаты – мемориальные предметы, которые принадлежали поэту, его друзьям и знакомым.
10 декабря Государственный музей спорта продолжает цикл встреч с выдающимися спортсменами. Школьники в рамках проекта «Прогулки по музеям онлайн» смогут встретиться с Луизой Носковой – советской и российской титулованной биатлонисткой, заслуженным мастером спорта России, олимпийской чемпионкой в эстафете 4 x 7,5 км 1994 года, чемпионкой Мира в командной гонке на 7,5 км 1989 года, двукратной чемпионкой Всемирной студенческой Универсиады в эстафете 3 x 7,5 км и в спринте 7,5 км 1989 года, директором областной спортивной школы олимпийского резерва по лыжным гонкам и биатлону. Спортсменка расскажет участникам встречи о специфике биатлона, об интересных фактах своей профессиональной карьеры, о сложностях на пути к олимпийскому золоту в Норвегии, об управлении и деятельности своей спортивной школы.
10 декабря Музей современной истории России проводит музейно-образовательную викторину «Конституция моей страны», посвященную Дню Конституции РФ. 12 декабря 1993 г. в результате всенародного референдума была принята Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным законом нашей страны. Документ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция устанавливает государственное и федеративное устройство нашей страны, закрепляет права и свободы граждан, утверждает систему органов государственной власти.
В 2020 году в Конституцию России были внесены поправки, одобренные в ходе общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 года.
Что мы знаем о нашей Конституции? Что конкретно прописано в Основном законе Российской Федерации и на какие его статьи следует обратить особое внимание? Проверить свои знания по этим важным вопросам можно будет в ходе интерактивной музейно-образовательной викторины.
10 декабря Музей морского флота приглашает учащихся школ на онлайн-встречу, посвященную Дню атомного ледокольного флота России.
3 декабря не случайно отмечают День рождения атомного флота. 5 декабря 1957 года в СССР состоялся спуск на воду первого в мире атомного ледокола. Гостем встречи станет дочь знаменитого фотокорреспондента Совинформбюро Дмитрия Козлова, которому посчастливилось запечатлеть на фотоплёнку первый подъем флага на уникальном ледоколе. В те годы слово «Атом» вызывало ужас у всего населения планеты. Не утихала в памяти трагедия атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки военными силами США в августе 1945 года. И именно в это время рождается новое понятие – «Мирный атом».
13 декабря экскурсовод Музея международного нумизматического клуба подготовил новогоднюю онлайн-экскурсию для школьников «Золотые монеты из коллекции династии Романовых преподнесенные к Новому году и Рождеству». Их история связана с династией Романовых. На выставке представлены золотые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 год – более 500 монет. Они поведают много увлекательных историй: под звон монет Романовы венчались на царство, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу.
14 декабря Музей Уникальных Кукол проведет увлекательную онлайн-экскурсию, в которой школьники узнают: как и для чего люди создавали кукол; почему дети начали свободно играть с куклами лишь в середине XIX века; каким детям куклы заменяли друзей. Формат экскурсии позволит также показать то, что продемонстрировать во время обычной экскурсии невозможно: как выглядят антикварные куклы изнутри; как скрепляются и за счет чего двигаются части тела куклы; как определяется идентичность, уникальность и даже стоимость куклы.
14 декабря сотрудник Парка культуры и отдыха им. М. Горького расскажет об истории и технологиях изготовления коньков. Школьники узнают, как вставали на коньки их бабушки и дедушки. Кто открыл школу танцев на льду в парке и подготовил первых олимпийских чемпионов.
14 декабря Академия акварели и изящных искусств приглашает школьников стать участниками мастер-класса по акварельной живописи. Мастер-класс проведёт выпускница и преподавательница Академии акварели и изящных искусств, виртуозный мастер Елизавета Сергеевна Андрияка. Отличительной чертой всех занятий в Академии является принцип наглядности обучения, когда наставник параллельно с ребятами выполняет каждое задание. Участники встречи смогут создать свой пейзаж в живописной технике акварель. Мастер-класс посвящен наступающим праздникам, который поможет создать новогоднее настроение. Для мастер-класса участникам необходимо заранее подготовить рабочее место и материалы: лист белой плотной бумаги А4 или А3, карандаш, ластик и акварельные краски.
Подпишись на нас в социальных сетях @career.navigator.mosmetod
Ответственные:
Лукманова Е. В., старший методист ГМЦ ДОНМ.
Телефон: +7915 050-29-05.
Электронная почта: lukmanovaev@mosmetod.ru.
Любах Т. В., методист ГМЦ ДОНМ.
Телефон: +7 926 165-10-56.
Электронная почта: lubahtv@mosmetod.ru.
Шалаева Светлана Юрьевна, методист ГМЦ ДОНМ.
Телефон: +7 916 386-08-19.
Электронная почта: shalaevasu@mosmetod.ru.
Пуденкова Елена Петровна, методист ГМЦ ДОНМ
Телефон: +7 916 271-91-77.
Электронная почта: pudenkovae@mosmetod.ru
Отв. за размещение информации: Шаврина Н.Е., методист ГМЦ ДОНМ.
Отв. за рассылку информации: Маркелова Е.М., методист ГМЦ ДОНМ.
Как правильно пишется слово «врач»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наползать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «врач»
Синонимы к слову «врач»
Предложения со словом «врач»
- Операцию сперва не разрешали, главный врач говорил, что нет нужды спешить, можно оперировать в городской больнице, в плановом порядке.
Цитаты из русской классики со словом «врач»
- О больнице и говорить не приходится. В ней было хирургическое отделение, терапевтическое, заразное, акушерское. В больнице была операционная, в ней сиял автоклав, серебрились краны, столы раскрывали свои хитрые лапы, зубья, винты. В больнице был старший врач, три ординатора (кроме меня), фельдшера, акушерки, сиделки, аптека и лаборатория. Лаборатория, подумать только! С цейсовским микроскопом, прекрасным запасом красок.
Сочетаемость слова «врач»
Значение слова «врач»
ВРАЧ , -а́, м. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. Детский врач. Врач-рентгенолог. Санитарный врач. Главный врач больницы. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «врач»
- Небогатые врачи и фельдшера не имеют даже утешения думать, что служат они одной идее, так как все время думают о жалованье, о куске хлеба.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «врач»
ВРАЧ , -а́, м. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. Детский врач. Врач-рентгенолог. Санитарный врач. Главный врач больницы.
Предложения со словом «врач»
Операцию сперва не разрешали, главный врач говорил, что нет нужды спешить, можно оперировать в городской больнице, в плановом порядке.
Единственной рекомендацией моего лечащего врача стало рецептурное лекарство, замещающее гормоны, которые больше не вырабатывала моя щитовидная железа, потому что её атаковала моя же иммунная система.
Каждый практикующий врач скажет вам, что одними полезными привычками и примерным поведением от всех проявлений жизни, в том числе и болезней, не защититься.
Cлово «врач» как пишется правильно?
Слово «врач» пишется без мягкого знака после шипящего согласного в соответствии с правилом русского языка.
Правописание слова «врач»
Этим словом называют специалиста с медицинским высшим образованием, который лечит больных пациентов.
Врач выписал больному лекарство для лечения бронхита.
Исследуемое слово называет лицо и отвечает на вопрос кто? Это одушевлённое имя существительное. Оно заканчивается шипящим согласным, обозначенным буквой «ч». При произношении слова этот непарный глухой согласный звучит мягко, из-за чего возникает желание обозначить на письме его фонетическую мягкость с помощью мягкого знака. Однако обратим внимание, что в написании этого слова нельзя опираться на его звучание.
Чтобы правильно написать это существительное, необходимо выяснить его род. Подберём к нему местоимения и прилагательные:
- он, мой врач;
- хороший врач.
По этой сочетаемости можно выяснить, что это существительное имеет постоянный грамматический признак — мужской род. Чтобы понять, нужно ли написать мягкий знак после буквы «ч», воспользуемся правилом орфографии.
Посмотрим, как в соответствии с этим правилом следует написать без мягкого знака после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» слова мужского рода:
- первый эта ж ;
- солнечный лу ч ;
- розовощёкий малы ш ;
- крупный ле щ .
Имеем в виду, что в русском языке мягкий знак после шипящих согласных указывает на существительные женского рода III склонения:
- явная лож ь ;
- сильная теч ь ;
- красивая брош ь ;
- старческая немощ ь .
Значит, чтобы правильно написать слово с конечным шипящим согласным, следует определить часть речи, к которой оно принадлежит. Если это имя существительное, то необходимо выяснить его род, мужской или женский, и применить правило орфографии.
Поупражняемся в правильном написании исследуемого слова без мягкого знака, прочитав примеры предложений.
Примеры
Врач Алексей Сергеевич начал приём пациентов.
В кабинет вошёл главный врач поликлиники.
Врач Ольга Петровна назначила больному лекарства для лечения ангины.
Детский врач Анна Ивановна внимательно осматривает малышку.
Правописание «врачом»: верная форма, правило, употребление
Слово «врач» в творительном падеже правильно пишется с ударным окончанием «-ом»: «врачом» («проконсультироваться с врачом»; «хочу стать врачом»), так как в именительном не имеет окончания и не оканчивается на мягкий знак, то есть относится к 2-му склонению имён существительных. Писать его на «-ём» («врачём») – орфографическая ошибка , вызванная незнанием некоторых тонкостей морфологии русских существительных.
Правописание
Имена существительные, в исходной форме (то есть в единственном числе именительного падежа) вовсе не имеющие окончания или оканчивающиеся на «ь», называются существительными с нулевым окончанием. Такие слова мужского рода в русской грамматике относятся к 2-му склонению.
Творительный падеж существительных 2-го склонения с нулевым окончанием образуется при помощи различных падежных окончаний, в зависимости от того, оканчиваются они на «ь» или без него:
- Если существительное мужского рода второго склонения с нулевым окончанием в единственном числе именительного падежа заканчивается мягким знаком, то формы его творительного падежа образуются окончаниями «-ем/-ём»/«-ям-»: «дождь» (им. ед. ч) -> «дождём» (тв. ед. ч) -> «дождями» (тв. мн. ч); «лосось» (им. ед. ч) -> «лососем» (тв. ед. ч) -> «лососями» (тв. мн. ч); «ноль» (им. ед. ч) -> «нулём» (тв. ед. ч) -> «нолями» (тв. мн. ч), и др. Последнее «-и» здесь принимается за постфикс, послеокончание множественного числа, а суффикс «-ям-» (в школьной трактовке) считается характерным именно для этих словоформ окончанием.
- Если у той же исходной формы окончание полностью отсутствует, то творительный падеж образуется окончаниями «-ом»/«-ами»: «бич» (им. ед. ч) -> «бичом» (тв. ед. ч) -> «бичами» (тв. мн. ч); «врач» (им. ед. ч) -> «врачом» (тв. ед. ч) -> «врачами» (тв. мн. ч); «ключ» (им. ед. ч) -> «ключом» (тв. ед. ч) -> «ключами» (тв. мн. ч); «том» (им. ед. ч) -> «томом» (тв. ед. ч) -> «томами» (тв. мн. ч), и т.д.
- Указанные правила не распространяются на существительные подобного строения женского рода («вещь», «молодёжь», «мощь», «ночь», «область», «печь», «речь», и др.), они относятся к 3-му склонению в школьной традиции (III академическому).
Значение
Существительное «врач» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:
- Прямое – специалист с высшим медицинским образованием, имеющий законное и моральное право лечить людей. Чтобы стать врачом, медицинского университетского диплома мало. Нужно ещё дать клятву Гиппократа, пройти ординатуру (практикум в клинике под наблюдением и руководством опытных коллег), после чего медицинский коллегиум или иной компетентный и уполномоченный на то в данном государстве орган присваивает кандидату во врачи лечебную (врачебную) специализацию и категорию. Врач, так сказать, общего плана, начальной ступени (но могущий быть многознающим и многоопытным) это терапевт (чаще всего – участковый врач); врачи-специалисты лечат болезни различных групп и систем органов или же вызываемые биологически родственными возбудителями либо сходными по характеру воздействия на организм группами агентов (ядами, паразитами, телесными и психическими травмами, проникающей радиацией, естественным старением и др.). В особые категории выделяются детские врачи – педиатры, военные, судовые (морские), спортивные врачи и психотерапевты. Кроме того, существуют врачебные профессии, связанные с общим оздоровлением и профилактикой заболеваний: санитарные врачи, врачи-профпатологи (иначе, в просторечии – по охране труда), эпидемиологи, курортологи, косметологи. Любой из врачей-специалистов обязан владеть также общей врачебной квалификацией не ниже участкового терапевта. Синоним «доктор»; обобщающий (гипероним) «медик». Частичные синонимы «врачеватель» (к врачам без диплома, допущенным к лечению людей за действительные заслуги во врачевании), «лекарь» (просторечный), «знахарь» (пренебрежительный к врачам, пользующимся неважной репутацией), «эскулап» (дружески-иронический, от латинского имени древнегреческого бога медицины Асклепия). Частичным синонимами называют также лекарей-гомеопатов, поскольку научная медицина эффективности гомеопатии не подтверждает.
- Переносное – любое постороннее влияние, благотворно влияющее на здоровье и самочувствие: «Лучшим врачом от тоски и скуки является весеннее пробуждение природы»; «Нашей бы Мурочке врачом быть: как уляжется на коленях, так все болести уходят». Синонимы «доктор», «лекарь», «лекарство».
Грамматика
Слово «врач» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Односложное слово, состоит только из корня. Падежные формы:
Врач или врачь? Как правильно писать?
Врач — имя существительное одушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Правило русского языка гласит о том, что в существительных мужского рода 2-го склонения, имеющих форму единственного числа именительного падежа, мягкий знак после шипящих не пишется. Напрмер, врач, грач, чиж, стриж, меч, мяч, плач, калач, пейзаж, ёж, ландыш, карандаш, ключ.
А на конце существительных женского рода 3-го склонения, имеющих форму единственного числа именительного падежа, мягкий знак после шипящих пишется. Например, печь, дочь, рожь, мышь, ночь, вещь, помощь, мелочь, тишь, пустошь, речь.
Теперь можно сделать вывод, что слово «врач» пишется без мягкого знака.
Из представленных в вопросе вариантов, правильным будет только первый — «врач» (без мягкого знака)
Объяснение простое. Это правило русского языка, говорящее о том что в именах существительных, мужского рода, после шипящих мягкий знак не ставится.
Для подтверждения этому, попробуйте ввести слово «врачь» в любом текстовом редакторе. Словарь редактора подчеркнет это слово, как не знакомое или написанное с ошибкой.
Слово врач мужского рода и если исходить из правила русского языка пишется без мягкого знака. Есть правило что мягкий знак в конце существительных мужского рода после согласных шипящих не ставится, а в существительных женского рода напротив мягкий знак нужно ставить.
Определяем, к какому роду относится наше слово. «Врач» это существительное мужского рода, а согласно правилу в русском языке мягкий знак после шипящих не пишется, а значит правильное написание слова: врач.
Имя существительное врач относится к мужскому роду, поэтому после шипящей «ч» мягкий знак по правилу, не пишется (только у существительных женского рода на конце после шипящих пишем мягкий знак). Следовательно, правильным написанием слова будет вариант «врач».
Это слово пишется без мягкого знака, правила русского языка гласят: в существительное в мужском роде 2-го склонения после шипящих мягкий знак не ставится.
Примеры: У нас в больнице появился новый врач.
Врач порекомендовал комплексное лечение заболевания.
Врач прибудет на осмотр через полчаса.
Здесь надо просто вспомнить правила русского языка, которые гласят, что если мужской род, второе склонение, да еще и в единственном числе и именительном падеже без мягкого в конце знака.
Таких слов много помимо врача.
Всегда без мягкого.
Просто надо запомнить.
Пример предложений со словом врач:
- Меня сегодня по записи принял врач офтальмолог без очереди, так как я давно записывалась по телефону.
- Врач будет сегодня, но попозже, он задерживается.
Неправильное написание будет «ч» смягчать мягким знаком на конце.
Правильно только — ВРАЧ, и никак и иначе. Так что пишем грамотно.
Русский сложен и многогранен, поэтому у изучающих его часто возникают вопросы как правильно писать то или иное слово. В данном случае после шипящих на конце слова, если это слово — имя существительное мужского рода, не пишется мягкий знак, а если существительное женского рода — пишется (как это объяснить англичанину, у которого в языке нет родов!)
Поэтому пишем врач, грач, мяч, калач
И в то же время — помощь, мощь, ночь, печь.
Для русскоязычного человека все это ясно как дважды два, а иностранцу придется попотеть, чтобы понять и запомнить
Слово «врач» относится к существительному мужского рода, в которых после шипящих, согласно правилу в русском языке, не следует писать на концемягкий знак. Правильно писать: врач (без мягкого знака на конце).
Правильно писать без мягкого знака, мужской род,после шипящих «ь» не пишется.
Правильно писать данное слово без мягкого знака, то есть — врач. Что касается правил, которыми здесь нужно руководствоваться для того что бы понять то, почему именно так нужно писать это слово в принципе, нужно понимать то, что в русском языке вообще, на конце слов, которые являются существительными мужского рода, мягкий знак не пишется. Ну а это существительное именно мужского рода.
Слово «неприступный» — это прилагательное мужского рода, единственного числа, отвечающее на вопрос «какой?». Жен.р. — «неприступная» (какая?), ср.р. — «неприступное» (какое?), мн.ч. — «неприступные» (какие?). По своему лексическому значению это слово означает недоступность, гордость, непокорность. По правилам русского языка, прилагательное пишется слитно с «не», если его можно заменить синонимом или если оно без «не» не употребляется. В нашем случае, слова «приступный» не бывает. Поэтому оно пишется с «не» слитно. Однако есть слово «преступный», которое имеет другое лексическое значение.
Правильно: «неприступный».
Пример предложения со словом «неприступный»: ее неприступный вид будоражил меня.
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
Это существительное раньше использовалось для обозначения человека, прислуживающего за столом в богатом доме. Теперь оно чаще употребляется по отношению к работнику ресторана, кафе, обслуживающему мероприятие, подающему блюда и напитки.
В русском языке довольно сложные и разнообразные правила правописания слов. В данном случае правило правописания безударных гласных в корне не подходит, так как невозможно подобрать проверочное слово ( «для себя» можно в качестве проверочного использовать слово офис, хотя с слову официант оно никакого отношения не имеет, и формально являться проверочным не может ).
Существительное официант — это словарное слово, то есть его нормативное написание закреплено в орфографических словарях русского языка. В этом слове целых три орфограммы, они выделены жирным шрифтом: официант , то есть все гласные в слове, кроме ударной а, являются орфограммами.
Правописание слова официант следует просто запомнить.
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.