Экономического расцвета как пишется

Содержание: экономический либерализм экономическая свобода является фундаментальным принципом классической политэкономии. идея экономического либерализма базировалась на идее, что экономические законы ведут

Идеи экономического либерализма - история возникновения, понятие, суть и концепция

Содержание:

Экономический либерализм (экономическая свобода) является фундаментальным принципом классической политэкономии. Идея экономического либерализма базировалась на идее, что экономические законы ведут себя как законы природы. В результате их действий в обществе спонтанно возникает «естественная гармония». Государство не должно вмешиваться в экономические законы.

Либерализм — это политическая, философская и экономическая теория и идеология, основанная на вере в то, что человек свободен распоряжаться собой и своим имуществом.

Либерализм основывается на вере в то, что важнейшим социальным субъектом является экономическая личность, которая может реализовать свои возможности на свободном рынке. Либерализм настаивает на минимизации вмешательства государства в экономическую жизнь граждан и считает, что политическое развитие основано на постоянных традициях — включая традиционные институты управления, власти и т.д. — ограничивает человеческую свободу. Либерализм основывается на принципе свободы и поэтому требует максимальной независимости личности, с одной стороны, и участия членов общества в государственных делах — с другой.

История возникновения и развития либерализма

Первую группу мужчин, разработавших конституцию в Испании (1812 г.), называли либералистами. В Европе либерализм ассоциируется с классическими теориями английских политэкономистов, пропагандировавших идею невмешательства государства в экономику.

Либерализм выступал за развитие личной инициативы, свободной торговли, свободного ценообразования и вознаграждения, которое развивалось благодаря конкуренции между производителями товаров на рынке. Традиционно основополагающие либеральные идеи прослеживаются в древности, в частности, в доктрине истины Сократа и его взглядах на справедливое государство. Позднее римские стоики развили идею универсальной природы человека, а их этические учения о внутренней духовной свободе личности и естественном праве, в свою очередь, привлекли внимание многих философов и политических мыслителей XVII-XVIII веков. В XVI веке критические философские взгляды Декарта, Мильтона и Спинозы на государство, на человека как на социальное и рациональное существо, на религию, право и т.д. определили природу либеральных идей в Европе.

Важную роль сыграло протестантское реформаторское движение, требовавшее религиозной свободы. В последующий век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые легли в основу развития капиталистического производства, религиозное мировоззрение начало ослабевать. Буржуазные революции в Англии и Франции в XVII и XVIII веках привели к разрушению феодальной системы. В XVII веке это привело к разрушению феодальных отношений, свержению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также появлению нового торгово-промышленного слоя — буржуазии.

С появлением этого социального класса начинается период развития капитализма, которому соответствует определенная система ценностей, воплощенных в либерализме, в идеологии, экономике и политике. Последние рассматривали государство как потенциальную угрозу свободе личности в обществе. Идеи древних мыслителей и их последователей о естественных правах личности, о конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, о неотъемлемых правах личности на свободу слова, свободу вероисповедания, объединений в политические организации сформировали политическое кредо либерализма.

Понятие и суть экономического либерализма

Либерализм — особая социально-политическая тенденция, основанная на неприкосновенности прав и свобод человека. Впервые об этом заговорили в эпоху Просвещения, а позднее идеи либерализма активно развивались в трудах многих ученых и общественно-политических деятелей.

Со временем понятие либерализма разделилось на ряд течений (рис. 1), одним из которых был экономический либерализм.

Идеи экономического либерализма - история возникновения, понятие, суть и концепция

Рисунок 1. ветви либерализма. 

Экономический либерализм является составной частью классического либерализма, основанного на неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства. Его суть в том, что экономика или ее законы действуют как законы природы, не зависящие от деятельности людей.

Эта школа экономической мысли активно отстаивает индивидуальные права не только на собственность, но и на свободу договора. Его девиз — «свободное частное предпринимательство».

Главная задача государства — не препятствовать развитию инициатив и предприятий хозяйствующих субъектов. Государственные институты не должны вмешиваться в экономические свободы, а должны поддерживать тех, кто взял на себя риски и обязанности предпринимательства.

Основные постулаты концепции экономического либерализма

Основные постулаты (идеи) концепции экономического либерализма как единого идеологического, общественно-политического и философского течения можно свести к двум компонентам (рис. 2). Давайте рассмотрим их более подробно.

Идеи экономического либерализма - история возникновения, понятие, суть и концепция

Схема 2: Основные постулаты концепции экономического либерализма. 

Понятие «экономический человек» основано на постулате о том, что каждый человек по своей природе эгоистичен и рационален. Стремясь к личным потребностям и личному обогащению, каждый человек в конечном итоге действует в интересах общества в целом, часто не осознавая этого.

Свобода и развитие предпринимательства помогают максимизировать экономический рост, поскольку прибыль является основой для сбережений, которые необходимы государству и обществу для их развития и процветания.

Второй основополагающий принцип концепции экономического либерализма — так называемый принцип «невидимой руки». Иначе это называется принципом «естественной свободы» или «спонтанного порядка». Его суть сводится к необходимости обеспечения свободы предпринимательства, с одной стороны, и невмешательства государства в функционирование рыночных механизмов — с другой.

Определенная роль отводится идеологии свободной рыночной экономики и принципу, известному в науке как «laissez faire» (невмешательство).

Экономические либералы придерживаются, в частности, позиции, что социальная справедливость и политическая свобода неотделимы от экономической свободы.

Таким образом, экономический либерализм — это, по сути, рыночная свобода и минимизация вмешательства государства. Сама концепция экономического либерализма защищает предпринимательскую свободу, сосредоточенную на свободе частной собственности и наследования.

Экономический либерализм Смита

Адам Смит внес значительный вклад в развитие экономического либерализма, действительно, он стал одним из основателей этого движения. Он провозгласил основные принципы экономического либерализма:

  • Необходимость личной заинтересованности человека в развитии экономики;
  • саморегулирование рынка и ограничение роли государства в нем;
  • Существование развитого института частной собственности как основы системы природной свободы.

В своих работах А. Смит говорил, что рыночные законы могут оказывать лучшее влияние на экономику, если частные интересы выше государственных. Иными словами, интересы общества в целом следует рассматривать как сумму интересов его отдельных членов (отдельных лиц).

Благосостояние общества основано на системе, основанной на естественной свободе личности, рынке и конкуренции. Когда работает свободная конкуренция, корыстные личности являются источником социального порядка, экономического роста и развития, общественного благосостояния. Таким образом, индивидуализм способствует порядку и процветанию, а не хаосу и анархии.

А. Смит неоднократно заявлял, что доходы работников напрямую связаны с уровнем национального богатства страны. Он назвал деньги «великим колесом обращения».

Центральная роль в А. Писания Смита отдаются труду как главному источнику богатства. В этом случае богатство общества зависит от двух факторов:

  • Доля населения, занятого продуктивным трудом;
  • Производительность самого труда.

Он уделил особое внимание обменной стоимости. Источником биржевой стоимости был труд. Сам рынок способен устанавливать естественные цены, которые являются ничем иным, как денежным выражением биржевой стоимости.

По мнению А. Смита, рыночные цены в условиях свободной конкуренции соответствуют естественным ценам. Капиталистическая экономика сама по себе способна находиться в одном из трех государств: Застой, спад или рост.

Среди прочего, А. Смит выступал за минимизацию государственного вмешательства в экономику и рыночный механизм. Он открыто заявил, что государственное регулирование и существование монополий наносят вред экономике. По его мнению, правительства не должны вмешиваться в работу новых институтов, а должны сами спокойно способствовать экономическому росту. Это ключ к надлежащему удовлетворению социальных потребностей.

Таким образом, идеи А. Смита об экономическом либерализме были сведены к минимальному вмешательству государства в саморегулирование рынка, которое должно осуществляться через свободно возникающие цены, основанные на взаимодействии механизмов спроса и предложения.

Реферат на тему: Философско-экономические воззрения Древнего Рима

Содержание:

Введение

Экономическая мысль, вероятно, зародилась во времена первобытнообщинного строя. Но только с появлением письменности в древности эти мысли стали записываться и смогли добраться до наших дней. 

Эпоха Античного мира для экономической науки была первым этапом развития, в основе которого лежали мыслители Древней Греции и Древнего Рима. В те времена экономическая доктрина еще не была изолированной, поэтому в трудах античных ученых экономические идеи смешивались с религиозными, философскими, политическими и т. д. 

Труды мыслителей, записки, трактаты содержат практические рекомендации, советы по организации, способам ведения сельского хозяйства. Экономическое мышление древних римлян и греков приняло форму системы взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. А сам термин экономика пришел к нам из древнегреческого (oikos — дом, хозяйство; nomos — закон, правило) и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства.  

В средние века, с переходом от рабовладельческого строя к феодальному, экономические взгляды также претерпели изменения.

Основная цель этого теста — проследить становление и развитие экономической мысли в древности и средневековье.

Первая задача — изучить вклад в экономику величайших мыслителей Древней Греции и Рима. Вторая задача — проследить изменение экономических взглядов в разные периоды средневековья (ранний, классический и поздний). 

Экономическая мысль Древней Греции

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель.

Характерная особенность VIII — VI вв. до н. э. для этого государства было формирование политики. Только граждане — свободные люди имели право управлять государством, вести хозяйство на территории полиса. В V веке до н. э. — в период расцвета политики — экономическими вопросами интересовались философы. Кризис городов-государств пришелся на следующее столетие и ознаменовал расцвет экономической мысли, в которой греки, в отличие от римлян, уделяли большое внимание вопросам экономической этики.       

Государственное хозяйство в Древней Греции не получило особого развития, экономика строилась в основном на частной инициативе. В связи с этим большое развитие получило товарное производство, основанное на труде рабов. К IV веку до н. э. Активно развивались товарно-денежные отношения, возрастала роль торгово-ремесленных слоев населения, большинство из которых составляли метеки (а не граждане). Все это привело к разложению традиционной структуры политики и началу социально-экономического кризиса. Ксенофонт, Платон и Аристотель наиболее активно пытались ответить на экономические вопросы, стоящие перед греческими городами-государствами.      

Ксенофонт. Ксенофонт Афинский (430 — 356 до н.э.) — греческий историк и философ, выходец из богатой рабовладельческой аристократии Афин, последователь Сократа. Среди его произведений — политические и исторические труды, воспоминания о Сократе, труды практического содержания и, конечно же, труды по экономическим вопросам: Экономикос или Домострой, О доходах, О сельском хозяйстве.  

Композиция Домострой — настоящий справочник по ведению рабовладельческого хозяйства, основой которого было сельское хозяйство. По мнению Ксенофонта, это наиболее достойный вид занятий, сельское хозяйство — мать и кормилица всех искусств. 

Одной из проблем, которые Ксенофонт рассматривал в Домострое, была проблема разделения труда. Он противопоставлял умственный и физический труд. Уделом рабовладельцев было ведение хозяйства, эксплуатация рабов, но отнюдь не физический труд. Последнее должны делать только рабы. Ремесла и торговля Ксенофонта также считались подходящими только для рабов или иностранцев. Для эффективного использования рабского труда он предлагал тщательно отбирать рабов при покупке, чтобы поощрять тех, кто хорошо работает.     

Ксенофонт первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынка. По его мнению, разделение труда зависит от размера рынка: в крупных городах, где каждый рабочий находит много покупателей, человеку нужна только одна профессия, а в небольших городах нужно знать несколько, чтобы прокормить себя. 

Основная цель экономической деятельности по мнению Ксенофонта — производство полезных вещей. Он был одним из первых, кто выделил два аспекта товара: использование и меновую стоимость. Как идеолог натурального хозяйства Ксенофонт не придавал большого значения меновой стоимости, и, как он считал, покупки на рынке не играли важной роли. Но, несмотря на это, Ксенофонт считал развитие торговли и денежного обращения полезным: они способствовали развитию экономики и были одним из источников обогащения. Он считал деньги необходимым средством обмена и рассматривал их в основном как средство сбережения.     

Платон. Платон (427–347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Как и Ксенофонт, он происходил из аристократической афинской семьи. Он не писал напрямую об экономических проблемах, но затрагивал их в политических работах, таких как Государство и законы.   

В первом произведении (Государство) Платон описывает модель идеального государства. Это иерархия трех сословий: 

  1. правители-мудрецы;
  2. солдаты и чиновники;
  3. крестьяне, ремесленники, купцы.

Рабы не входили ни в один из классов, они вне структуры общества.

В идеальном состоянии, чтобы искоренить жадность и жадность, только третье сословие должно иметь частную собственность. Два верхних должны заниматься только защитой и правлением государства и не отвлекаться на материальные заботы. Платон считал разделение труда естественным явлением. В его концепции было обосновано врожденное неравенство людей. Он интерпретировал разделение на свободных и рабов как нормальное состояние, данное самой природой. Но, несмотря на это, среди свободных людей было полное равенство. Любой ребенок, в зависимости от его способности к обучению, со временем может попасть в любой класс. И душа, и государство, по Платону, в равной мере формируются с помощью правильно построенного педагогического процесса. Все его граждане получают общее физическое и музыкальное образование и составляют третью сословие. Лучшие по своим природным наклонностям должны изучать искусство войны и военное руководство (они составляют второе сословие). С другой стороны, диалектика приводит философов-правителей к пониманию истинного сверхсущественного блага и позволяет им справляться с искусством законодателя и судьи.          

В другом произведении — Законы Платон приближается к экономической реальности. Он считал сельское хозяйство основной отраслью экономики, но одобрял и ремесла. Платон, как и Ксенофонт, считает, что метеки должны заниматься ремеслами и торговлей, а жители полиса должны заниматься только сельским хозяйством.  

Платон связывал необходимость обмена с естественным разделением труда. Он позволил мелкой торговле служить разделению труда. Однако в целом Платон очень негативно относился к торговле (особенно крупным) и торговой прибыли, поскольку это могло привести к расслоению собственности и социальным конфликтам.  

В сфере денежного обращения Платон предлагал ввести полные и неполноценные деньги. Низшие должны были ходить в рамках политик, а полноценные — между ними. Среди функций денег он выделил деньги как средство обращения и средство сбережений.  

Многое в его творчестве контролируется государством:

  • ограничивает граждан в приобретении земли;
  • следит за тем, чтобы человек не занимался двумя ремеслами;
  • цены на товары, контролируемые государством, должны исключать слишком высокую торговую прибыль;
  • у государства монополия на полноценные деньги.

В результате в своем эссе Законы он дает развернутую систему наказаний и полностью отвергает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.

Аристотель. Аристотель (384 — 322 до н.э.) — древнегреческий ученый, философ, основатель Лицеи, учитель Александра Македонского, был учеником Платона. Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высока, его труды охватывали все отрасли античной науки. Экономические проблемы находятся в его трудах по этике и политике: Политика, Никомахова этика.   

Во многом взгляды Аристотеля совпадали со взглядами его предшественников:

  • должно вестись натуральное хозяйство (в идеальном государстве должно быть все необходимое для самостоятельного существования);
  • он воспринимал деление людей на рабов и свободных людей как нечто естественное;
  • свобода была уделом только эллинов;
  • рабам поручали физический труд, гражданам не разрешалось заниматься ремеслами и торговлей;

Выдающаяся заслуга Аристотеля — его попытка проанализировать экономические явления, попытка понять их закономерности.

Он изучил развитие торговли. Согласно Аристотелю, изначально была биржевая торговля — обмен товаров на товары, и только потом появились деньги. Он был первым в экономической науке, который поднял вопрос о стоимости товара: в конце концов, разные типы товаров меняются, как их сравнивать. Сам Аристотель решил, что вещи могут быть несоизмеримыми, но потребности людей в этих вещах (то есть их полезность) могут быть соизмеримыми. Деньги служат мерой разнородного производства, и Аристотель выделяет их функцию в качестве меры стоимости. Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по справедливой цене в соответствии с разумной суммой личных потребностей. Он отвергал чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли, ростовщичество и т. д. Аристотель считал такие занятия противоречащими природе: деньги становятся объектами собственности, а не средством обращения.       

Аристотель делит экономическую деятельность на две области — экономическую и хрематистическую.

Аристотель относил явления природы к экономике, которая раскрывала источники истинного богатства, состоящего из потребительных стоимостей. Он призван удовлетворить потребности человека и общества: производство продуктов, необходимых для жизни, и их справедливый обмен. В эту сферу входит земледелие — самый почетный вид деятельности — ремесла и мелкая торговля. Экономика обеспечила укрепление натурального хозяйства и расширение производства потребительной стоимости. Это соответствовало поддержанию умеренного уровня богатства, которого поддерживал Аристотель.    

Хрематистика, напротив, была неестественной — это искусство нажить состояние. Аристотель связывал это с чрезмерным развитием сферы обращения. Сюда входили торговля, ростовщичество, наемный труд и использование природных ресурсов (полезных ископаемых, леса и т. д.).  

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Римская экономика в основных чертах похожа на греческую. Своего пика рабство здесь достигло позже — в III-I веках до н. э. Но в Древнем Риме, в отличие от Греции, товарное производство было более развито. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдание, организация и способы ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Наиболее яркими представителями экономической мысли Древнего Рима были Катон Старший, Варрон и Колумелла.      

Катон Старший. Марк Порций Катон Старший (234 — 149 до н.э.) — римский политический деятель, оратор, военачальник и прозаик. Он написал энциклопедию, трактаты по военному делу и медицине, но с экономической точки зрения наиболее ценный его труд — О сельском хозяйстве. По словам Катона, из фермеров получаются самые верные люди и самые стойкие солдаты. И этот доход самый чистый, самый верный и совершенно не вызывает зависти.  В этом очерке нет систематизированных знаний, оно больше напоминает страницы тетради, которую вел хозяин раба. недвижимость. Земледелие для Рима было, как и для Греции, самым почетным занятием.      

Катон сосредоточился на получении прибыли. Для этого было важно постоянно контролировать все аспекты экономики, правильно организовывать труд рабов, заботиться о посевах и скоте. Лучше была усадьба, в которой было представлено как можно больше производств, главное, чтобы все они приносили доход.  

Владелец, по словам Катона, должен вникать во все вопросы, ничего не оставлять без его контроля, знать, где купить и продать, как сдать пастбище в аренду. Вилик (управляющий) должен помогать хозяину, держать рабов в строгости. При этом Катон отмечал, что условия жизни рабов не должны быть плохими, потому что это влияет на производительность и прибыльность экономики. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального управления большим рабским хозяйством.   

Одним из важнейших условий прибыльности была товарность продукции. При покупке поместья Катон посоветовал обращать внимание не только на качество земли, расположение фермы и т. д., но и на близость к крупным городам, то есть к рынкам сбыта.  

Варрон. Марк Террентий Варрон (116 — 27 г. до н.э.) — римский писатель и энциклопедист. Автор огромного количества работ по истории, литературе, философии, истории, математике, музыке и др. Большая часть его работ не сохранилась, но полностью сохранился очерк Сельское хозяйство, посвященный практической стороне земледелия..  

Подобно Катону Старшему, он считал основной целью экономики получение прибыли и придавал важную роль товарности производства. Для увеличения дохода следует учитывать колебания цен, использовать последние достижения агрономии и т. д. 

Что касается организации труда, Варрон упрекал рабовладельцев в том, что они уходят из бизнеса, живут в городах, доверив латифундии управляющим. В производстве он разрешал использовать рабочую силу, как рабов, так и наемных рабочих. Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации, как и его предшественники, считает их лишь орудиями труда, которые он разделил на три типа:  

  • рабы говорят орудия труда;
  • домашний скот — орудия, издающие нечленораздельные звуки;
  • инвентарь — инструменты отключения звука.

Для повышения производительности труда Варрон предлагал использовать материальные интересы рабов. Например, старшим рабам может быть выделен пекулий (небольшая собственность) и разрешено вести собственное хозяйство. 

Еще во времена Варрона стало наблюдаться падение рентабельности сельского хозяйства и нехватка рабов. В начале новой эры Колумелла считал эту проблему актуальной. 

Колумелла. Луций Юний Умеренный Колумелла (I век нашей эры) — римский писатель и агроном. Его главный труд называется О сельском хозяйстве. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий.   

Многие в то время связывали кризис с падением плодородия почв, хотя сам Колумелла видел в этом причину недостатков в управлении экономикой. В своем эссе он описывает чрезвычайно низкую производительность рабского труда. По словам Колумеллы, латифундии разрушили Италию.  

По его словам, главным условием подъема сельского хозяйства должно стать повышение производительности труда и углубление разделения труда между рабами. Для лучшей организации труда Колумелла предлагал пробудить дух соревнования между рабами, увеличить число надзирателей, привлечь квалифицированных рабов для работы в цепях и применить к ним самые строгие меры. Целесообразность таких методов объяснялась тем, что рабы не хотят выполнять сложные агротехнические операции, не проявляют инициативы, а те, кто добился определенного профессионализма, обладают живым умом и способны на бунт.  

В организации рабского труда вилик (управляющий) также должен занимать важное место. Колумелла считал, что вилик должен быть преданным, хорошо знать хозяйство, обладать высокими моральными качествами и уметь дисциплинировать рабов. При этом вилик не должен быть грамотным, чтобы он не смог обмануть рабовладельца, подделав отчет или счет.   

Если собственник не может лично присутствовать в латифундиях, то Колумелла посоветовал арендаторам возделывать землю. Эти свободные люди будут работать на себя, поэтому их труд будет более производительным, чем труд раба, оставленного без присмотра хозяином. 

Средневековая западноевропейская мысль

В средние века рабство уступило место феодализму, и экономические взгляды во многом пришлось пересмотреть. Экономическая мысль этой эпохи характеризуется идеологическим доминированием католицизма, проникшего во все сферы жизни. 

Как и в древних государствах, экономическая мысль средневековья во многом зависела от экономической структуры. Основными чертами этой эпохи были: преобладание натурального хозяйства, основанного на труде феодально-зависимых крестьян, устойчивая система ценностей, основанная на религиозных заповедях и учениях церкви, корпоративная изоляция социальных групп и сословий. 

Чтобы проследить развитие экономической мысли в средние века, рассмотрим ее периоды: раннее средневековье (V-XI вв.), Классический период (XI-XV вв.) И позднее средневековье (XV-середина. XVII вв.). 

Экономические идеи раннего средневековья. Специальных работ по экономике на этот период нет. Основным источником для толкования экономических вопросов были положения, содержащиеся в Библии и писаниях отцов христианской церкви (патристики). Как и в древнем мире, в средние века погоня за богатством считалась извращенной. Но отношение к физическому труду и рабству полностью изменилось: труд стал почетным и должен был быть единственным источником средств к существованию, и все люди стали равны перед Богом.    

Некоторые экономические мысли можно найти в сборниках законов: Салическая правда, Капитуляр о дачах. В них отражались процессы разложения сообщества и становления феодального общества. Салическая правда признала высшее право общины на пахотную землю и, с учетом ее разложения и развития частного фермерства, также содержала законы, защищающие индивидуальное хозяйство. Настоящий очерк исходил из факта господства натурального хозяйства, поэтому не уделял внимания товарно-денежным отношениям. Еще одним более поздним источником по истории экономической мысли раннего средневековья является Капитуляр о сословиях, опубликованный в начале IX века. В нем главное место уже занимает управление феодальным имением, производство в котором носит естественный характер и основано на крепостном праве. Составитель Капитуляра исходит из того, что собственник поместья является монопольным владельцем земли, а местное хозяйство должно обслуживать его собственные нужды. Феодалы получили указание собирать натурную ренту, создавать резервы, развивать различные виды производства. Все это не способствовало развитию рыночных отношений, считалось, что нужно продавать только излишки, а покупать только те продукты, которые не производятся в имении.        

В средние века церковь боролась с ростовщичеством. Уже в раннем средневековье ей удалось распространить негативное отношение к интересам общества и добиться публикации законов, запрещающих давать что-либо для роста, покупать товары и продавать их позже по более высокой цене. 

Канонизм классического средневековья. В этот период средневековья на экономическую идею оказали влияние канонисты. Каноническое учение разработали церковные юристы, толкователи церковного права. Идеалом того периода была общая собственность, это уже было указано в Своде канонического права, составленном монахом Грацианом. В то же время канонисты заявляли, что частная собственность необходима как наказание за человеческую жестокость, и предусматривали раздачу милостыни. Земледелие или ремесла были угодны Богу, они не одобряли торговли, целью которой было получение прибыли, и ростовщичества.     

Наиболее широко экономические идеи того времени нашли отражение в трактате Фомы Аквинского The Summa of Theology. Он утверждал, что Бог является верховным владельцем всего сущего, а частная собственность дает человеку возможность жить в соответствии с установленным Богом порядком, подобающим его сословию. Рабство и крепостное право законны с его точки зрения, потому что иерархия общества также установлена ​​Богом, и грешно подниматься над своим классом. Фома Аквинский разделил богатство на натуральное (натуральные продукты) и искусственное (золото и серебро).   

Одним из важнейших вопросов средневековья был вопрос справедливой цены. Ф. Аквинский решил этот вопрос следующим образом: 

  • цена предназначена для обеспечения эквивалентности обмена в соответствии с количеством трудозатрат и затрат; древний экономический аквинас варрон 
  • цена должна обеспечивать участников обмена едой в соответствии с их социальным статусом, чем важнее имущество для общественной жизни, тем дороже можно продать товар.

С теорией справедливой цены тесно связаны рассуждения Аквинского о прибыли и процентах. С одной стороны, Фома Аквинский, как и все канонисты, осуждает ростовщичество и торговлю с целью наживы, с другой — считает что-то оправданным. Таким образом, прибыль, полученная торговцами, он рассматривает как оплату труда, он интерпретирует проценты как вознаграждение кредитору за риск неуплаты или задержки платежа. Согласно Фомы Аквинскому, земельная рента — это продукт, созданный силами природы, и получение ренты позволяет элите заниматься духовной работой во имя спасения остальных.   

Денежное обращение было объектом исследования французского ученого Николя Орема, работа, посвященная этому вопросу, называется Трактат о происхождении, природе, правовых основах и обмене денег. Деньги, по его мнению, — это инструмент, облегчающий обмен товарами. Золото и серебро начали функционировать как деньги, и Орем выделил такие функции, как однородность, делимость, сохранение и т. д. Это была первая попытка обосновать металлическую теорию денег. Он выступал против порчи монеты королями, квалифицировав это как худший вид ростовщичества. Орем подчеркивал, что деньги принадлежат тем, кто владеет природным богатством, а сами деньги являются искусственным богатством. Понизив содержание металла в монете, король присвоил собственность своих подданных. Н. Орем писал, что повреждение монеты подрывает торговлю и кредит, обесценивает доходы короля и знати, годовые пенсии, вклады и долги.       

Позднее средневековье. В период позднего средневековья определенной чертой была экономическая мысль, связанная с развитием и укреплением ростовщичества. Еще в 15 веке. стали открывать ломбарды, которые создавались на пожертвования и давали ссуды под минимальную процентную ставку или даже бесплатно. В XVI веке возникла особая банковская операция, называемая жиро: если два человека, одно из которых должно было платить другому, имели вклады в одном банке, то вместо перевода наличных денег банк списывал необходимую сумму с счет одного по распоряжению владельца денег и зачислен на счет другого. С развитием городской экономики сама жизнь способствовала более широкому признанию и распространению ростовщических операций.     

Несмотря на первоначальную критику церкви по отношению к ростовщичеству, развитие экономических отношений вынудило каноническое право оправдать сбор процентов. Запрещалось только взимать излишек (сверхприбыль ростовщика), увеличение суммы долга, которое не могло быть оправдано признанными основаниями для роста. С XVI в. Законодательство начало устанавливать официальный максимальный процент по ссуде, который, однако, не всегда соблюдался. Чуть позже, после публикации трактатов Дж. Локка Соображения о последствиях более низких процентов на денежный капитал и И. Бентама В защиту роста, позиция о научной состоятельности и справедливости ростовщической деятельности была окончательно определена. зафиксировано в экономической мысли.    

С развитием городов, воздух которых освободился, родилась буржуазия. Возникло иное мировоззрение, более соответствующее потребностям личности, освобожденное от оков церковной опеки и феодальной зависимости. Относительно высокий процент, а главное, появление слоя предпринимателей, которым ссуды были нужны уже не как средство оплаты или покупки, а как капитал, вложенный в бизнес, все это привело к развитию цивилизованного кредита, к появлению первые банки современного типа. Хозяйственная деятельность властей приобретала все отчетливее капиталистический характер. Денежная единица постепенно выросла до расчетной.    

Одним из самых ярких представителей позднего средневековья можно назвать Николо Макиавелли, итальянского государственного деятеля и философа. Его самая известная работа Государь содержала различные советы правителям. В частности, Макиавелли считал, что иметь славу великодушного государя — хорошо, но нельзя этим навредить себе. Лучше быть бережливым, много не тратить, но и не обременять людей лишними налогами. Он может щедрой рукой отдать чужую собственность, которая не принадлежит правителю или его подданным, потому что, расточая чужую, он только добавляет себе славы, а, расточая свою, только вредит себе.    

Что касается экономических взглядов масс, то они носили антифеодальный характер, проявлялись в различных ересях и часто приводили к восстаниям. Наиболее известные из них: Жакери во Франции (1358 г.), восстание под предводительством У. Тайлера в Англии (1381 г.), Крестьянская война в Германии под руководством Т. Мюнцера (1525 г.). Участники первых восстаний напомнили церкви о равенстве сынов Божиих, выдвинули требования об отмене барщины, сборов, налогов, льгот. В период позднего средневековья появились идеи насильственного свержения феодального строя, отмены крепостного права, установления общества без частной собственности и эксплуатации.    

Заключение

Экономическая мысль древнего мира развивалась неравномерно и достигла наибольшего расцвета в древних государствах, особенно в Греции. Характерной чертой экономических представлений античности было отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. 

В древних странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не становились главными. Гораздо больше внимания уделялось проблемам, связанным с ведением частной экономики. 

И греки, и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством и коммерческим производством. Первый был разработан для удовлетворения потребностей, второй — для получения прибыли. Но римляне и греки относились к ним по-разному. В Древнем Риме предпочтение отдавалось товарному производству, тогда как в Древней Греции предпочтение отдавалось натуральному земледелию, товарное производство считалось необходимым только в небольших масштабах в рамках политики.   

В средние века, с переходом к феодальному обществу, церковь заняла ведущее место в трактовке экономических вопросов. Обоснована законность социального разделения общества на классы, частной феодальной собственности на землю. Разрабатывается теория справедливой цены. Церковь, изначально выступавшая против ростовщичества и получения коммерческой прибыли, вынуждена согласиться с экономическим обоснованием этих явлений. Активно развиваются товарно-денежные отношения.    

Таким образом, экономическая мысль идет от практических советов по ведению рабовладельческой экономики к истокам экономической науки.

Список литературы

  1. Адвадзе В.С., Квасов А.С. История экономических учений: Учебник для вузов — М.: UNITI-DANA, 2009. 
  2. Аникин А.В. Молодежь науки: жизнь и идеи экономических мыслителей до Маркса. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.    
  3. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах — М.: ЮРИСТ, 2006. 
  4. Ядгаров Ю.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений. — М.: ВЗФЭИ, 2005.  

Туркменский научный деятель Язклыч Оразклычев получил престижную награду.

Экономического расцвета как пишетсяНа следующий день после завершения в Ашхабаде XV саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭС) 29 ноября прошла церемония вручения почетной награды доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института языка, литературы и национальных рукописей им. Махтумкули АН Туркменистана Язклычу Оразклычеву. Высокое признание туркменскому ученому ОЭС выразила в категории «История, культура, литература и изобразительное искусство». Наш корреспондент встретился с лауреатом и попросил его поделиться с читателями CentralAsia.news своими впечатлениями о прошедшем саммите.

Признание труда всего коллектива института

— Прежде всего, — отметил Оразклычев, — я воспринимаю полученную награду как признание заслуг всего Института языка, литературы и национальных рукописей, в котором трудятся талантливые ученые, по-настоящему преданные науке.

За время независимости сотрудники института объездили полмира в поисках источников и научной литературы по истории туркменского народа, и, поработав в крупнейших зарубежных библиотеках, возвращались в Ашхабад с багажом драгоценных книг. В настоящее время институт осуществляет переводы этих книг с арабского, персидского, турецкого и других языков и публикует весь этот богатейший материал, делая его доступным не только для научного сообщества, но и для самого широкого круга читателей.

— Поэтому, — подчеркнул ученый, — полученная награда адресована всему Институту языка, литературы и национальных рукописей, который добросовестно исполняет свою миссию по обогащению истории новыми историческими фактами, раскрывающими организаторскую роль туркменского народа в налаживании мирных связей и экономического сотрудничества между странами и континентами на всем протяжении предшествовавших тысячелетий.

ОЭС — «мягкая сила» на карте мира

Саммиты ОЭС — это прекрасная площадка и возможность для первых лиц государств-участников встретиться, чтобы в личной беседе, которую не заменит никакой другой формат контактов, обсудить широкий спектр вопросов. Такие встречи, являющиеся наглядной иллюстрацией добрых отношений между лидерами, способствуют укреплению и добрых связей между государствами, входящими в состав ОЭС, которая, хоть и является сравнительно молодой структурой, ей всего 36 лет. Эта организация включает в себя 10 стран, общей численностью населения в полмиллиарда человек. 

Если также учесть значительность совместной территории стран-участниц ОЭС, а это 7,9 миллионов квадратных километров, занявшей на карте мира ее центральную часть, то станет очевидным, что данной организации уготована особая роль в современных реалиях. Об этом говорит высказанное на саммите стремление создать дополнительные транспортно-транзитные коридоры за пределами ОЭС с выходом к ЕС и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. 

Постепенно, по мере реализации задуманных планов по созданию мощной межконтинентальной логистической сети, изменится и калибр ОЭС, которая, оставаясь в рамках региональной структуры, проявит свою «мягкую силу» игрока мирового масштаба.

Гуманитарный аспект связей стран-участниц ОЭС

— Главным ключом взаимовыгодного экономического сотрудничества являются добрососедские отношения между государствами-членами ОЭС, — отметил туркменский ученый. Корни этих связей лежат в нашей общей истории, когда, например, будучи еще в составе единых государственных образований, таких как Парфия, Огузская и Великая Сельджукская империи, мы научились ценить именно мирные отношения, на фундаменте которых только и возможно строить прочные экономические связи.

Доходы, которые Парфия извлекала без какого-либо напряжения из Великого Шелкового пути, были сопоставимы со всеми трофеями Римской империи, которые та получала в изнурительных, кровопролитных и, к сожалению, это исторический факт, беспрерывных войнах. 

Великий Шелковый путь, функционировавший, благодаря туркменским державам в течение полутора тысяч лет, достиг своего наивысшего расцвета в сельджукскую эпоху. Многотысячные караваны, практически целые подвижные города, пересекавшие огромные пространства из одного края света в другой, на всем протяжении своего пути находили приют и отдохновение в караван-сараях, заботливо построенных Сельджуками. Если парфяне, а затем огузы обеспечили безопасность международных торговых путей, то Сельджуки добавили к безопасности еще и комфорт. В мировой практике это была совершенно новая инфраструктура единого культурного и гуманитарного пространства.  

Народы, через земли которых проходил Великий Шелковый путь, становились участниками грандиозного гуманитарного проекта, включались в общую мировую культурную работу, хотя изначально проект Великого пути создавался с целью получения, прежде всего, экономической прибыли. Но жизнь внесла свои коррективы, и Великий Шелковый путь стал выполнять функции, которые сегодня выполняет интернет — обмен информацией, распространение достижений науки и культуры.

ОЭС, изначально ставившая во главу угла экономические интересы, взяла под свое особое внимание сотрудничество и в культурной сфере. Правильно говорят, что история движется по спирали, и мы, совершив тысячелетний виток, подошли к уже пройденной в прошлом точке, но на более высоком уровне. 

Объединяя народы не только экономическими, но и культурными узами, ОЭС проявила себя и как гуманитарная структура. Туркменистан давно и последовательно осуществляет гуманитарную поддержку афганскому народу. И на саммите Туркменистан выступил инициатором оказания срочной и эффективной помощи Афганистану уже в рамках ОЭС. 

Ашхабадский саммит стал важным шагом на пути к организации мирового пространства, основанного на взаимовыгодных и равноправных отношениях, исключающих любое внешнее давление, и тем более санкции. Так делали наши предки, императоры Парфии, Огузской и Великой Сельджукской империй. Так теперь поступает Туркменистан. И мне как историку, — подвел итог Оразклычев, — отрадно воочию наблюдать, как наша великая история, подобно ростку, пробивая вековые пласты, вырастает на наших глазах, обретая свою вторую жизнь в сегодняшних эпохальных событиях. История продолжается!

Диплом нужно писать самому, соблюдая требования к антиплагиату и не занимаясь копипастой. Другое дело, что информацию для выпускной работы при этом также нельзя взять просто из головы или википедии. Более того, нужно еще и подтвердить, что все источники, использованные в работе, достоверны и заслуживают доверия. В этой статье поговорим о том, как делать обзор литературы в дипломной работе и рассмотрим несколько примеров написания литературных обзоров для дипломов.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы своевременно получать интересную рассылку и информацию о скидках. Только полезный и нескучный контент для учащихся!

Литературный обзор в дипломе: что это такое

Обзор литературы в дипломе – небольшой, но важный раздел работы, который наглядно покажет преподавателю, насколько качественно вы изучили материал и ознакомились с темой.

Литературный обзор нужен не только в дипломе, но и в курсовой работе, магистерской, кандидатской и докторской диссертации.

Кстати, помимо литобзора, не забывайте про такие важные вещи, как презентация, речь, и оформление работы в целом. 

Как писать литературный обзор к диплому

Для начала, не стоит путать литературный обзор и просто список литературы – это разные вещи. В списке в определенном порядке просто перечисляются использованные источники, а в обзоре литературных источников студенту нужно высказать свое мнение о трудах предшествующих авторов. Например, почему вы использовали именно эту книгу, в какой книге лучше или хуже представлена та или иная тема.

Здесь возникает вопрос: раз все так сложно, как вообще подбирать литературу для диплома? Она должна быть не только узкоспециализированой, но и современной и актуальной. Мы уже подготовили для вас подробный ответ в отдельном материале на эту тему.

Литературный обзор диплома может занимать пару абзацев, Помните, чем значимее научная работа, тем больше внимания нужно уделять обзору литературы в ней. Например, литобзор для диплома бакалавра будет гораздо меньше, чем литобзор в кандидатской диссертации.

План литературного обзора

Как и в любом другом деле, написание хорошего литературного обзора нужно начинать с плана. Вот, как он может выглядеть:

  1. Определить примерное количество источников, которые понадобятся при написании работы.
  2. Изучить источники и определить с их описанием. Оно может быть сравнительным, реферативным, аналитическим.
  3. Сузить тему работы для более качественного подбора источников.
  4. Обосновать актуальность работы в контексте изученной литературы.

Литобзор в дипломе: примеры

Анализ литературы в дипломной работе не всегда нужно выносить в отдельный раздел. Часто все можно написать во введении диплома. Обзор литературы должен быть логично связан с актуальностью работы и научной новизной. Кстати, читайте подробнее о введении и о том, что в нем должно быть. 

Посмотрим на примеры реальных литературных обзоров в дипломах.

Лайфхак. Литературный обзор удобнее составлять по ходу написания работы. Так же, как и расставлять ссылки и сноски на литературу.

Пример №1. Литературный обзор в дипломе 

Рассматривая историю российской эмиграции с момента появления первых русских эмигрантов,  уделяется особое внимание периоду 1920–1930-х гг., названного временем культурного расцвета русской эмиграции в Шанхае. Китайсий исследователь Ван Чжичэн отмечает значительный вклад российской интеллигенции в формирование системы среднего и высшего образования в Шанхае, а также в создание общественных и профессиональных союзов, благотворительных организаций. Монография Ван Чжичэна — результат более чем 10-летней работы автора над периодикой 1920–1930-х гг. на русском, китайском и английском языках и архивными материалами российской эмиграции, сосредоточенными в архивохранилищах не только Китая, а также США и других стран российского расселения. 

Пример №2. Литературный обзор в дипломе

В настоящее время в России издано лишь три книги по истории Дании  общего характера. Датскими историками проблема изучена достаточно глубоко. Создана подробная хронология истории Дании. Датские историки признают, что Дания вступила в полосу экономического кризиса  примерно с 1340-хгг. Причем это не было связано с первой волной пандемии «Черной смерти».

Исследование истории Дании датскими историками началось еще в19 в., в связи с ростом национального самосознания, интереса к историческому прошлому своей страны. Нужно упомянуть такие труды как Hammerich, «D. under Adelsvaelden (с 1523 по 1660)» (1864-59), « История датской Церкви с Реформации» Helveg. Но эти работы в России не издавались и на русский язык не переводились. Это большая потеря для российских  исследователей, т.к. историческая наука в Дании находится на высоком уровне. 

Основным источником по истории Дании в настоящее время в России является коллективная монография «История Дании». Новые исследования публикуются в двух специализированных журналах по истории Дании «Danske Magazin», изд. с 1746 г., и «Historisk Tidsskrift», изд. с 1840 г.

Примеры выше вполне подходят для обзора литературы, который может занимать несколько абзацев во введении. А вот пример по-настоящему большого литературного обзора, знимающего целый раздел работы.

Мы постарались кратко и понятно рассказать о том, как написать литературный обзор для дипломной работы. Понятное дело, что хороший обзор литературы в дипломной работе пишется долго, и на практике для написания хорошего литобзора за чтением учебников придется провести не один час. Если у вас возникнут вопросы – обращайтесь в профессиональный сервис для студентов за ответами и консультацией.

    АНАЛИТИКА — 18 Ноября 2021 — 14:55

    Азербайджанцы старшего и среднего возраста, заставшие незапамятные времена совместного с армянами проживания на нашей земле, не дадут соврать: улыбаясь нам в лицо, называя нас другом, братом, клянясь в вечной дружбе, за спиной они презрительно называли нас «турками», проецируя на нас свою культивируемую десятилетиями ненависть к турецкому народу. Не случайно при встречах с незнакомыми людьми армяне первым делом задавали традиционный для них вопрос: «Hayes, turkes?» (армянин или турок). То есть, дальнейшая манера поведения уже зависела от ответа на этот вопрос. Если свой, армянин, значит, можно не таясь говорить по душам о «наболевшем» — о «Великой Армении», «геноциде», «чаяниях армян Карабаха». Если отвечавший оказывался азербайджанцем, то неизменно заводилась лицемерная «шарманка»: «Мамед джан, ти же мине бырат».   

    До 1988 года мало кто из азербайджанцев придавал этому значение, тогда в моде были дружба народов, братский интернационализм и прочие коммунистические лозунги и речевки. Да и кто мог подумать, что «турк, туркес» в сознании армян — это оскорбление. Никто и в страшном сне не мог представить себе, что клявшиеся в дружбе и братстве армяне как в Азербайджане, так и в Армении уже припасли камень за пазухой для подлого удара нам в спину, что они собирают ежемесячно по рубчику с носа для «Дашнакцутюн», ASALA, «Крунк» и прочих террористических организаций, планомерно, но почему-то незаметно для всевидящего КГБ СССР, намеревавшихся аннексировать Карабах.

    В феврале 1988 года армяне сбросили с себя маску лицемерия и уже не таясь в разговорах, публикациях в СМИ, повсюду стали называть азербайджанцев «турками». Параллельно с этим данное «оскорбление» прочно вошло в обиход и в спорах между самими армянами. За 33 года существования армяно-азербайджанского конфликта не было у армян страшнее оскорбления, чем «турок». Наверное, не открою Америку, если скажу, что ненависть к целому народу и основанное на этой ненависти употребление слова «турок» в качестве ругательства и оскорбления — есть элементарный нацизм. Но он прочно прижился в армянском обществе.

    Экономического расцвета как пишется

    Впрочем, до лета этого года если армянин кого-то из своих обзывал турком, то в ответ мог получить, в лучшем случае, по физиономии. Но армяне решили пойти дальше. Так, 30 июля 2021 года Национальное собрание Армении приняло закон о криминализации нецензурной брани. В Уголовный кодекс была добавлена новая статья 137.1, которая озаглавлена как «Тяжкое оскорбление». Нанесение лицу тяжкого оскорбления, то есть нецензурная брань или оскорбление его достоинства иным крайне неприличным способом, согласно законопроекту, может наказываться штрафом в размере от 100 тысяч до 0,5 млн драмов. Если брань была публичной, либо была высказана в Интернете, либо была обусловлена общественной деятельностью лица, штраф составляет от 0,5 млн до 1 млн драмов. А если это происходило в отношении одного и того же лица и периодически, то в качестве наказания установлен штраф в размере 1-3 млн драмов или арест на срок от одного до трех месяцев. То есть, наказание будет более суровым, если оскорбление высказано в адрес политика или государственного служащего.

    А теперь догадайтесь с первого раза, какое слово, считающееся в Армении бранным, оскорблением и унижением достоинства, стало подпадать под уголовную ответственность? Правильно — турок. Отныне, если вы в Армении в споре или в Интернете назовете кого-то турком, а тем более чиновника или политика, то можно спокойно попасть на скамью подсудимых и загреметь на пару-тройку месяцев в тюрьму. Не верите? А ведь прецедент уже есть.  

    Так, согласно публикациям в армянских СМИ, против соучредителя инициативы «Альтернативный муниципалитет» и бывшего члена Совета старейшин Еревана Соны Агекян возбуждены сразу три уголовных дела. Ей грозит от одного до трех месяцев заключения. По той самой статье 137.1 УК РА она обвиняется в тяжком оскорблении Никола Пашиняна в социальной сети Facebook, которого она назвала турком. Предварительное следствие уже завершено и скоро Агекян ожидает судебный процесс.

    Экономического расцвета как пишется

    «В основе обвинительного заключения указано, что добрая репутация и достоинство этого человека оскорблены, поскольку в Facebook я его назвала турком.  Я по-прежнему придерживаюсь своего мнения и не меняю его. Я в суде повторю эти же слова», — сказала Агекян.

    Каково вам, а? Армения — страна чудес, где в судопроизводство принимается уголовное дело по факту оскорбления Пашиняна словом «турок»! То есть, как в том старом советском мультфильме про братца Кролика и братца Лиса: «Жарь меня, как хочешь, братец Лис, только не бросай меня в этот терновый куст». Если бы Агекян назвала Пашиняна русским, голландцем или папуасом, то это сошло бы ей с рук. Но вот за «Никол турок» — получите уголовное наказание. Мы сейчас не говорим высокопарно о «регрессе демократических норм» в Армении, в том числе свободы слова. Мы не двуличные из Freedom House. Нет, мы говорим о маразме.

    Но не спешите, это еще не конец. Это, как говорится, только журнал, а кино впереди. В очередной раз понимаешь зашкаливающий уровень азербайджанофобии и турконенавистнической политики в Армении, когда читаешь, что обвиняемая предлагает сделать Пашиняну, чтобы доказать, что он не турок.

    «Разумеется, Пашинян имеет право доказать обратное путем соответствующих экспертиз и процедур. Для того, чтобы доказать, что премьер-министр не турок, я потребовала, чтобы он прошел генетический тест в международной независимой экспертной клинике и принес ответ, чтобы мы могли понять, к какой же нации он на самом деле принадлежит. Я имею право думать, что взявший в свои руки верховную власть в нашей стране — турок, удмурт или, может быть, азербайджанец. И я не боюсь эти же слова писать в Facebook.

    Некоторые турки с армянскими именами и фамилиями, являясь сегодня высшими должностными лицами в нашей стране, реализуют программу Ататюрка по уничтожению армян. Но пусть знают, что люди, в жилах которых течет чистая армянская кровь, никогда не будут молчать», — говорит Агекян.

    Экономического расцвета как пишется

    Читая этот бред, уже не удивляешься, как российский художник-корреспондент Виктория Ломаско, которая при посещении Армении была просто шокирована тем, что на первом же плакате в аэропорту турок сравнивается с Гитлером. Не удивляешься, вспоминая, как армяне после землетрясения декабря 1988 года выливали в песок донорскую кровь из Азербайджана. «Лучше умереть от нехватки крови, чем позволить смешаться армянской крови с турецкой», — говорили они.

    А ведь Азербайджан и Турция — ближайшие соседи Армении. Это армянам, глядя на политическую карту региона, хочется плакать. А мы говорим, что Азербайджан, Турция и Армения — соседи, и от этого соседства нам никуда не деться. Тем более сейчас, когда Карабахский конфликт позади и перед нами стоит задача открытия транспортных коммуникаций в регионе, налаживания отношений. Но как налаживать мирную жизнь в условиях, когда сознание целого народа отравлено ненавистью к азербайджанцам и туркам, когда сначала в обиходе, а теперь и в Уголовном кодексе страны слово «турок» — страшное оскорбление? Излечима ли эта болезнь армянского народа? Вопрос риторический…

    Просмотров: 1841

  • Экономящий время как пишется
  • Экология языка это сочинение
  • Экологические сказки тима и гриня спасают планету елена ульева
  • Экологические сказки для дошкольников сценарии старшая группа
  • Экономика как наука сочинение