В последнюю декаду декабря начнет свою работу «Сквер русских народных сказок» – новое общественное пространство в хабаровском парке «Северный». В преддверии торжественного открытия, которое запланировано на 25 декабря, тематический сквер осмотрели заместитель председателя правительства края по инфраструктуре Роман Мирошин, члены Народного совета при Губернаторе, а также представители администрации краевого центра и компании-подрядчика.
– Открытие «Сказки» – замечательный подарок к Новому году. Объект обустраивался по федеральному национальному проекту, в рамках которого было выделено более 21 млн руб. Большая часть – 20,35 млн – средства федерального бюджета. Сейчас сквер находится в максимальной готовности. И он может стать еще одной достопримечательностью Хабаровска, который стремится стать лучшим городом на востоке страны. Такой тематический проект в стиле русских сказок – своего рода пилотный, его можно реализовывать и в других парках в населенных пунктах Хабаровского края, – прокомментировал Роман Мирошин.
Общая площадь благоустройства составила 2 400 кв. м. В сквере расположены фигуры сказочных персонажей, объединенные в общую композицию архитектурными элементами. Например, Кощеево царство с башней пленницы и скульптурой «Смерть в яйце» граничит с владениями Бабы Яги, где тротуары и пешеходные зоны вымощены украшенной орнаментом плиткой. А многоэлементная локация «Городок князя» состоит из входной группы «Княжеские ворота», скульптур «Указательный камень», «Терем с Горынычем» и активных композиций «Качели».
Рядом со сказочными фигурами появился воркаут для занятия спортом. Установка спортивного оборудования, доставленного в Хабаровск, стала завершением работ на новой площадке для развлечений и отдыха. Кроме сказочных фигур и спортивного комплекса появились тематические фонари, а также выстроена линия наружного освещения, проведены озеленительные работы, установлены лавки и урны.
– Прошу ответственных за этот сквер тщательно подготовиться к организации праздничных новогодних гуляний, главными участниками которых станут маленькие жители города. Еще есть время, чтобы еще лучше позаботиться об их безопасности: почистить дорожки, организовать праздничную иллюминацию. И сделать так, чтобы, начиная с 25 декабря, сюда приходили дети и их родители и отдыхали здесь в безопасности и комфорте, – отметил Роман Мирошин.
Как напомнили в министерстве ЖКХ края, сквер включен в перечень территорий, подлежащих благоустройству в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» на 2018–2024 годы» по результатам общественных обсуждений. Благоустройство проводилось в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Всего в этом году в крае благоустроено 130 общественных территорий. Работы еще на 91 объекте запланированы на 2022 год.
Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края
Ещё новости о событии:
«Сказки» ждут малышей
Персонажи в парке совсем не страшные
В хабаровском парке «Северный» готов к приему гостей «Сквер русских народных сказок» — новое общественное пространство.
11:42 07.12.2021 Тихоокеанская звезда — Хабаровск
Сказка в Северном: новый сквер готовится к праздничному открытию в хабаровском парке
Готовность площадки принять гостей оценил заместитель председателя правительства края по инфраструктуре Роман Мирошин «Сквер русских народных сказок».
12:50 06.12.2021 AmurMedia.Ru — Хабаровск
Сказка в Северном: новый сквер готовится к праздничному открытию в хабаровском парке
В последнюю декаду декабря начнет свою работу «Сквер русских народных сказок» – новое общественное пространство в хабаровском парке «Северный».
12:00 06.12.2021 Правительство Хабаровского края — Хабаровск
Сказка в Северном: новый сквер готовится к праздничному открытию в хабаровском парке
В последнюю декаду декабря начнет свою работу «Сквер русских народных сказок» – новое общественное пространство в хабаровском парке «Северный».
12:00 06.12.2021 NewskHab.Ru — Хабаровск
Новости соседних регионов по теме:
Сказочный сквер готовится к праздничному открытию в хабаровском парке
25 декабря в хабаровском парке «Северный» торжественно откроют новое общественное пространство — «Сквер русских народных сказок».
12:40 06.12.2021 Baikal24.Ru — Иркутск
Как выглядит сквер 80-летия обороны Тулы: фоторепортаж
Новое общественное пространство расположено на проспекте Ленина.
В Туле достроили сквер, посвященный 80-летию обороны города.
16:50 04.12.2021 Myslo.Ru — Тула
Сотрудникам подразделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Хабаровскому району поступила оперативная информация о том, что у одного из жителей села Кукан дома могут храниться запрещенные вещества.
УМВД Хабаровского края
Скачать оригинал
По состоянию на 10 января 2022 года в Хабаровском крае на учете в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю находятся 12 ледовых переправ.
МЧС по Хабаровскому краю
Закон о введении уголовного наказания за агрессивное вождение на дорогах, характеризующееся регулярными нарушениями ПДД, вступил в силу в России 10 января.
27Region.Ru
За время пандемии в Ульчском муниципальном районе всего с нарастающим итогом коронавирусной инфекцией (COVID-19) заболели 2403 человека.
Ульчский район
Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) Хабаровского края могут возместить свои расходы на осуществление уставной деятельности за 2021 год за счет бюджета региона.
Газета Наше время
Влияет ли COVID-19 ли на психологическое состояние амурчан, и изменилось ли отношение к пандемии — читайте в материале Выжить в эпоху ковида.
AmurMedia.Ru
В Городском дворце культуры состоялся гала-концерт обладателей гран-при V открытого конкурса «Талантливые дети».
Уполномоченный по правам ребенка
Михаил МАЛЫШЕВ, фото — соцсети
Удачу Екатерине Федоровой и Марии Кудревской принесла композиция «Духи Сибири».
Газета Хабаровские вести
Сотрудники Совгаванской ТЭЦ на минувшей неделе отмечали свой профессиональный праздник – День энергетика.
Газета Советская звезда
Проект «Сказочный словарь»
Тема: Имена в русских народных сказках
Работу выполнила учитель начальных классов
ГБОУ ШКОЛА № 842
Томилова Алла Николаевна
Москва 2018 г.
Имена в русских народных сказках
Цель: узнать, что означают имена героев в русских народных сказок.
Задача: Составить «Словарь имен собственных в русских народных сказках»
Гипотеза Личные имена в сказках играют очень важную роль, так как определяют дальнейшую судьбу персонажа.
Имена в русских народных сказках
Сказочные имена в русских народных сказках – это имена героев наших любимых сказок. Русские сказки отличаются добротой, поучительностью, счастливыми концами, а имена героев русских народных сказок окутаны светлыми качествами, которые только можно придумать, это такие как храбрость, доброта, находчивость, искренность, добросердечность. За каждым сказочным именем встаёт образ, характер, судьба.
Популярные имена в русских сказках
Иван – царевич
Иванушка – дурачок
Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая
Марья – Маревна, Машенька
Варвара краса – длинная коса
Елена- Прекрасная
Емеля
Имена в русских народных сказках
В основном, в сказках преобладают одни
и те же личные имена.
А такие качества как находчивость и смекалка встречаются у большинства сказочных героев…
Имена в сказках
Среди имен героев русских народных сказок есть и богатыри, и царевичи, и крестьяне.
Наряду с обширными женскими образами, в зависимости от принадлежности сказок фольклорной традиции того или иного народа имена, употребляемые в сказках, могут различаться.
Алёнушка
Алёнушка – крестьянская девочка, главный персонаж сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку.
Василиса
Василиса Прекрасная, или Василиса Премудрая — персонажи русских народных волшебных сказок –
символ мудрости и любви. В большинстве из них они
наделены мудростью
и способностью превращения.
Василиса еще и прекрасная
хозяйка, мастерица: и рубаху
может сшить и ковер выткать.
Елена
Елена – Прекрасная или Елена Премудрая героини наших сказок.
С образом Елены Прекрасной
мы встречаемся в таких
произведениях как «Иван-царевич
и Елена Прекрасная», «Вещий сон».
Во всех указанных
произведениях Елена Прекрасная
выступает в роли красавицы-наделенной
мудростью и волшебством.
Емеля
Емеля — главный сказочный герой – один из любимейших в русском фольклоре. Почти все дети знают волшебные слова из сказки : «По щучьему велению, по моему хотению…»
Чудеса щука творит взамен на доброту и отзывчивость простодушного Емели.
Иван царевич
Любимым героем русских сказок является Иван Царевич. Этот персонаж положительный. Он вступает в борьбу со злом, и помогает обиженным и слабым. Чаще всего он является третьим сыном царя. Иван – царевич – один из самых популярных сказочных персонажей, олицетворяющий собой благородство и добрые душевные качества.
Иванушка — дурачок
В старину «дураком» называли не человека со слабыми умственными возможностями, а самого младшего сына!
Он всего лишь крестьянский сын и не совсем походит на положительного сказочного героя, он не блещет большим умом, но это помогает преодолеть ему массу
трудностей.
Марья — Маревна
Марья – Моревна — героиня — богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном коне
Снегурочка
В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Вероятно, с образом Снегурочки соединилась одна из версий такого мифа.
Финист — Ясный сокол — персонаж русской волшебной сказки, обладающий способностью превращаться в сокола. По мнению ряда исследователей, образ чудесного супруга,
посещавшего возлюбленную
под видом сокола, пришел
в русскую сказку
Морозко или Мороз — образ духа-повелителя зимы, холода и северных ветров. Морозко вовсе не злой. Сказка «Морозко», рассказывает о трескучих российских морозах и суровой человеческой жадности и её последствиях!
Настенька
Настенька — чистый душой и добрым сердцем образ в сказке «Морозко». Она своим душевным теплом побеждает мороз и находит своё главное счастье. В этом смысл девичьей кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая
девушка не должна.
За ее характер, кротость,
скромность и трудолюбие
Морозко щедро награждает
Настеньку.
Часто употребимые имена в сказках
Иванушка Василиса
Василий Марья
Семён Алёнушка Елена Настенька
Фёдор Марфушенька
Никита Машенька
Егорушка Ульяна
Заключение
Имена отражают историю национальной и общечеловеческой культуры,
быт, верования, фантазию и художественное творчество
русских людей.
Интерес к именам, знание их происхождения и смысла воспитывают чувства уважения к народу, его языку и культуре общения.
Вывод: Имена персонажей не случайны, они подчинены теме и идее, уточняют смысл заглавия всей сказки, влияют на характер и судьбу персонажа, играют важную роль в структуре текста, помогают осознать всю глубину и премудрость сказки. Личные имена конкретизируют определенное качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека.
Русские народные сказки / под ред. Ю. Б. Волкова. – М.: Художественная литература, 1996. – 548 с.
Аникин В. П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977.
«Жили- Были. Русский народные сказки» М., 1982.
http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах
. источник шаблона презентации: Черкасова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы, сайт «http://pedsovet.su/».
Источники
Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники: дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы
Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер: повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову, вовлекая в активную речевую работу. Сказка является помощником не только в развитии речи у детей раннего возраста, но и в развитии разнообразных сенсорных эталонов.
Также сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.
Цель проекта: расширение представления детей о русских народных сказках (на примере сказки «Колобок») развитие воображения, мышления, звукоподражания; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с народным творчеством на примере сказки «Колобок»
- Побуждать детей к звукоподражанию, проговариванию слов
- Побуждать детей отвечать на вопросы
- Обогащать сенсорный опыт детей (осязание)
- Формировать умение узнавать в игрушках, на картинках персонажей сказки и называть их.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей и мелкую моторику рук;
- Пополнять и обогащать словарный запас детей:
- существительными: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, мордочка;
- прилагательными: жёлтый, румяный, круглый;
- глаголами: постудить, покатился.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие: стимулировать любознательность. Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта детей.
- Речевое развитие: пополнять и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности. Приучать детей к слушанию народных сказок, сопровождая их чтение показом различного вида театра.
- Физическое развитие: сохранять, укреплять здоровье детей; предупреждать утомление.
Предполагаемый результат:
- Дети проявляют интерес в рассматривании картин и иллюстраций к сказке «Колобок».
- Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы воспитателя.
- Обогащается сенсорный опыт детей.
- Дети следят за развитием действия в драматизации сказки.
- Родители принимают участие в изготовлении поделок по сказке.
Этапы работы над проектом
I ЭТАП — Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
- Дидактические игры:
- «Катится Колобок или нет?» на сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?;
- «Собери героев сказки» (пазлы) на развитие мелкой моторики рук;
- «Найди такую же картинку» на развитие внимания
- «Провести колобка по тропинке»: на развитие внимания, мелкой моторики;
- Наглядно-дидактические пособия:
- Картинки и иллюстрации к сказке
- Макет по сказке «Колобок»
- Тактильная книга «Колобок»
- Подборка различных видов театра: настольный, перчаточный, на фланелеграфе, магнитный
- Подборка пальчиковой гимнастики
3. Разработка ОД по развитию речи.
II ЭТАП — Основной
Деятельность с детьми:
- Чтение русской народной сказки «Колобок»;
- Рассматривание картин, иллюстраций к сказке;
- Драматизация сказки «Колобок»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики;
- Проведение дидактических игр;
- П/и «Пройти по дорожке колобка»: упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость;
- П/и «Догони Колобка»: упражнять детей в беге в разных направлениях, не задевая друг друга;
- Развитие движений «Колобок»: учить детей становиться в круг, расширять и сужать его;
- Развитие движений: учить детей имитировать движения сказочных героев;
- Дыхательные упражнения «Чей колобок дальше катиться?» — укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;
- Проведение артикуляционная гимнастики«Варенье»: выработка подъема языка вверх; подвижности кончика языка;
- Игровая ситуация «Построим дом для колобка»;
- Проведение НОД «Колобок» по речевому развитию;
- Оформление выставки детских работ.
Взаимодействие с родителями:
- Выставка творческих работ «Такой разный Колобок»;
- Консультации:
- «Прививаем детям любовь к сказкам»;
- «Почему важно перечитывать ребенку одну и ту же книгу. Снова и снова».
III ЭТАП — Заключительный
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Публикация материала на сайте ДОУ, на образовательном портале «Продлёнка».
Презентация проекта
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети познакомились с русской народной сказкой «Колобок», рассмотрели иллюстрации и картинки по теме. Был пополнен и активизирован словарный запас, разучены новые дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.
Дети посмотрели драматизацию сказки в различном исполнении. Проведены занятия по различным видам деятельности, а также с использованием нетрадиционной техники — аппликация «рваной бумагой».
Совместно с родителями была создана выставка «Такой разный Колобок», тактильная книга «Колобок» и сделан макет по сказке.
Я считаю, что реализация проекта прошла успешно.
Презентация проекта:
- Выставка работ по теме «Наш веселый Колобок» (дети);
- «Такой разный Колобок» (родители).
Приложения:
- Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
- Конспект НОД «Колобок» по речевому развитию.
- Подборка фотографий продуктивной деятельности.
Список литературы
- Русская народная сказка «Колобок»;
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336;
- Карпухина Н.А.Конспекты занятий в ясельной группе;
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. — М.: Карапуз. — 2010;
- Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. — М: ООО Издательство «Дом. ХХ век». — 2008. — 249с.;
- Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. — М.: Сфера, 2017. — 869 c.