Экология для малышей зеленые сказки экология для малышей

05.11.2021 доклад о системе экологического воспитания младших школьников, которая способствует социализации личности, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в

05.11.2021

Мукорез Елена Владимировна

Доклад о системе экологического воспитания младших школьников, которая способствует социализации личности, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе. В нашем учреждении каждый ребенок вовлекается в насыщенную и интересную жизнь, деятельность коллектива. Каждому дана реальная возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности.

Оценить



116

Содержимое разработки

Доклад воспитателя ГПД на тему:

«Единство природы и социальной среды в жизни ребенка».

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Единая социально-педагогическая среда – совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Ещё античные мыслители Аристотель, Демокрит, затем классики мировой и отечественной педагогики Ян Амос Коменский, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский считали совершенной саморазвивающуюся природу ребёнка,а в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и развитиятворческой, инициативной личности. Отсюда — необходимость целенаправленного организованного приобщения детей к природе, которая находит свою реализацию в процессе экологического воспитания.Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Воспитатели ГПД ГУ ЛНР «ЛОУСШ №40 имени В.М. Комарова» организуют педагогическую работу, которая способствует развитию познавательных процессов, формированию у детей ценностной картины мира, воспитанию экологического сознания – бережного отношения к окружающему миру природы. Ведь младший школьный возраст – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Приоритетным направлением работы нашей специализированной школы является художественно-эстетическое воспитание. Так же большие возможности для экологического воспитания создает организация в нашем учреждении таких видов воспитывающей деятельности, как социальной, трудовой, познавательной, спортивно-оздоровительной.

Для повышения эффективности экологического воспитания в ГПД успешно используются такие формы и методы экологической работы:

— экологические занятия;
— экологические экскурсии;
— экологические конкурсы;
— КВН, викторина, «Поле чудес»;
— экологические акции;
— обсуждение и проигрывание ситуаций;
— трудовой десант;
— зеленый патруль;
— ведение «Панорамы добрых дел»;
— ведение календарей природы;
— экологические выставки и экспозиции;
— день (неделя) экологического творчества;
— экологические праздники и фестивали;
— экологические игры (дидактические, имитационные, соревновательные, игры — путешествия и т. д.);
— развлекательные мероприятия;
— экологические тренинги;

— экологические сказки и т.д.

В ГПД учащиеся с удовольствием читают и обсуждают сказки экологического характера, созданные детскими писателями, например, В. Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц) и др. Необходимо отметить, что экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Живой интерес у ребят вызывает придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай.

Среди интересных приемов – инсценированные фрагменты экологических сказок. Например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост), вызвала у учащихся не меньший интерес, чем первоисточник.

Так же в ГПД используются экологические тренинги по содержанию изучаемой экологической сказки («Я дерево, мои руки – ветки»), иллюстрирование («Сказка, я тебя рисую»), рассматривание книжных иллюстраций и самостоятельное изготовление книжек-малюток, самостоятельное сочинение сказок на выбранную тему, старая сказка на новый лад, «перевирание» сказки, продолжение начатой сказки, сказка «наизнанку», что было бы, если… и т.п.

В нашем учреждении каждый ребенок вовлекается в насыщенную и интересную жизнь, деятельность коллектива. Каждому дана реальная возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности.

Например, при подготовке к празднику «Эти забавные животные», каждый учащийся ГПД мог высказать свои идеи, все дети принимали участие в разработке мероприятия. В результате праздник получился ярким и запоминающимся.

Программа включала в себя загадки, игры, конкурсы и викторину о животных. Учащиеся отлично справились со всеми вопросами, проявили свои знания, смекалку, активность. Один из самых ярких моментов мероприятия – «Волшебный ящик». Ребята, пользуясь подсказками, с большим интересом отгадывали, какое же живое существо там спряталось. Также большой восторг детей вызвал приход «нежданного» гостя. Дюдюка рассказала о том, как надо вести себя с братьями нашими меньшими и о правилах поведения в лесу. В заключении мероприятия ребята с удовольствием исполнили песню «Не дразните собак». После окончания праздника учащиеся восторженно и эмоционально делились впечатлениями об увиденной выставке «Сказка, я тебя рисую», где были изображены животные – герои сказок.

Экологическое воспитание в нашей школе начинается с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для ребенка родная земля — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие земля, природа сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут.

Таким образом, экологическое воспитание в нашем учреждении теснейшим образом связано с социальным воспитанием. Отношение к родной земле — одно из стержневых отношений, поэтому его формирование встраивается в процесс нравственного воспитания. Воспитание патриотического отношения неразрывно связывается с воспитанием других отношений: к людям, обществу, труду, самому себе. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что система экологического воспитания младших школьников в ГУ ЛНР «ЛОУСШ №40 имени В.М. Комарова» способствует социализации личности, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468424-doklad-vospitatelja-gpd-na-temu-edinstvo-prir

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Экология для малышей зеленые сказки экология для малышей
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Разбираемся, как развивать его у детей, вместе с Лилией Шабутдиновой, сооснователем детского онлайн-клуба Botanikids и Вячеславом Хотченковым, организатором детских походов, основателем проекта СлаваДетям.

Что такое экологическое мышление и почему это важно

Экологическое мышление — это понимание ценности каждого элемента живого мира вокруг и оценка своих действий с точки зрения возможных последствий для благополучия планеты.

В докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экологическое мышление упоминается в числе главных навыков 21-го века наряду с креативностью, эмоциональной и цифровой грамотностью и кросс-культурностью.

Глобальный тренд на экомышление задала шведская школьница Грета Тунберг. В 2019 году она выступила на саммите ООН по климату с очень эмоциональной, а местами даже дерзкой речью. Девочка обвинила мировых лидеров в опасном бездействии в вопросах экологии и призвала незамедлительно принять меры, чтобы сохранить планету для будущих поколений.

Очередной саммит ООН по климату, который недавно прошел в Глазго, показал, что человечество по-прежнему слишком мало делает для сохранения окружающей среды: количество парниковых газов в атмосфере растет, участились природные пожары и наводнения, есть серьезная угроза утраты целых государств из-за повышения уровня мирового океана. 

Основатель натуралистического онлайн-клуба Botanikids Лилия Шабутдинова уверена, что изменить ситуацию смогут только правильно воспитанные представители будущих поколений:

«Сегодня весь мир говорит о том, с какими серьезными глобальными экологическими проблемами сталкивается наша планета. Чтобы решить эти проблемы, нужны умные, преданные делу люди, которых заботит природа. А значит, перед взрослыми стоит непростая задача — растить детей в парадигме экологического мышления, то есть осознания своей ответственности за сохранность всех элементов экосистемы».

Как развивать экологическое мышление у детей

Изучать природу

Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей. 

Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению Лилии Шабутдиновой, — наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:

«Создание кормушек для птиц, свободная игра ребенка на природе и прогулки в «зеленых» районах развивают в детях исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем роднее и ближе он ему становится». 

Экология для малышей зеленые сказки экология для малышей
Иллюстрация: Ольга Бонитас

Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие.

  • Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.
  • Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия. 
  • Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие. 
  • Еще одно исследование показало, что прогулки даже раз в неделю в зеленой зоне улучшают здоровье. 
  • За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными. 

Читать эколитературу

Кроме прогулок и изучения природы, Лилия Шабутдинова рекомендует родителям читать с детьми книги об экологии и устройстве окружающего мира. На современном книжном рынке есть отличные детские издания. 

  • Для малышей трех-четырех лет подойдут «Экологические сказки» Елены Ульевой. В книге рассказана история мальчика Тимы и супергероя Гринмена, которые вместе спасают планету от мусора. Автор ненавязчиво включает в художественный текст идеи экологических привычек, которые могут освоить даже самые маленькие.
  • Для детей от пяти лет — книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Из нее ребенок узнает, куда мусор попадает со свалки, какие есть способы переработки отходов и почему батарейки и электроприборы нельзя бросать в общий бак.
  • Младшим школьникам подойдет книга «Как маленькому человеку помочь большой планете» Лилии Шабутдиновой. В ней автор кратко рассказывает об основных экологических проблемах современности и предлагает простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете.
  • Подросткам — «Маленькая книга зеленой жизни» Марии Ершовой. Книга рассчитана на взрослую аудиторию. С ее страниц подросток узнает, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, сможет добавить собственные экоидеи на специальных страницах в конце книги.

Еще в этом возрасте полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона. 

Ходить в походы

Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.

Эксперты экообразования научат: 

  • разводить костер разными способами — даже без спичек;
  • ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
  • находить следы животных; 
  • предсказывать погоду по природным явлениям;
  • ориентироваться по карте;
  • приготовить полезный перекус;
  • делать игрушки из природных материалов;
  • заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков. Для этого можно просто носить в кармане пакетик с семенами цветов и трав и сажать их во время прогулки; 
  • наблюдать за птицами.

Возможно, в эпоху GPS и 5G-вышек такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.

О том, как развивается экологическое мышление в походах и для чего стоит ходить в лес детям, рассказал Вячеслав Хотченков — организатор детских походов и основатель проекта СлаваДетям:

«Очень сложно научиться любить и понимать природу только по книжкам, а для развития экологического мышления недостаточно просто посмотреть на YouTube ролик о том, что мусорить плохо и нужно очищать океан. Только погружаясь в природную среду, ребенок может по-настоящему, на практике соприкоснуться с тем, о чем до этого только слышал или читал. И в этом прямом, непосредственном контакте рождается любовь и уважение в окружающему миру». 

Экология для малышей зеленые сказки экология для малышей
Из личного архива Вячеслава Хотченкова

«Мы регулярно проводим «зеленые выходы» — приходим в лес только для того, чтобы убраться. В отличие от теоретического ролика об экологии, такой поход — это проектная практическая деятельность. Ребенок приходит в лес, сравнивает замусоренные и чистые участки и решает для себя, как ему больше нравится. Потом он своими руками собирает мусор и выносит его из леса, то есть преобразует среду вокруг себя. Когда дети видят результаты своей работы, у них появляется гордость и чувство удовлетворения. А если еще и посадить несколько деревьев, то эти чувства станут еще сильнее», — уверен Вячеслав. 

Экопривычки для детей (и их родителей)

Борьба за сохранение планеты кажется многим родителям чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого. Вот несколько идей от проекта Botanikids, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у ребенка. Это можно сделать уже сейчас!

  • Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
  • Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
  • Отказ от пластиковых пакетов. Можно вместе с ребенком сшить тряпичные мешочки-«фруктовки» и брать их с собой в магазин.
  • Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете. 
  • Правильная утилизация батареек. Важно рассказать ребенку, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Ребенок может сам или с вашей помощью доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы. 
  • Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите ребенку многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
  • Развитие осознанного потребления. Детям нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных дешевых машинок, «киндер-сюрпризов». Но родителям важно прививать им осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.
  • Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.

Экология для малышей зеленые сказки экология для малышей
Иллюстрация: Ольга Бонитас

Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений.

Полезные ресурсы:

Recyclemap — интерактивная карта пунктов приема вторсырья от Greenpeace. На карте можно выбрать города, а также сделать выборку по виду мусора, который необходимо сдать.
ЭкоКласс — собрание видео-уроков об экологичном образе жизни. Маст-хэв для родителя и учителя!
Kapoosta — всероссийский гид по «зеленым» мероприятиям, заведениям и организациям.


Материалы по теме: 

  • Не Гретой единой: 8 интернет-ресурсов об экологии для школьников
  • Экологическое образование в России: проблемы и решения

  • Экология нашего города сочинение
  • Экология нашего края сочинение
  • Экология проблема современности сочинение
  • Экологические сказки для детей 3 4 лет в детском саду
  • Экологические сказки россии мичгау