Экологический рассказ о природе

Пояснительная записка.дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. в этом возрасте ребнок начинает выделять себя из окружающей

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект “Чистая планета”.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: февраль-март-апрель.

Участники проектадети – педагоги – родители.

Предмет изучения: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

— расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

— формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

— учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Предполагаемый результат.

— Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым

— Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.

— Воспитывать бережное отношение к природе.

Продукт проекта.

Выставка мод «И мусор может быть красивым!»

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Содержание проекта.

Этапы реализации

проекта.

Мероприятия

проекта.

Подготовительный.

Разработка плана реализации проекта.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта

Составление конспектов мероприятий ,чтение экологических сказок на тему «Мусор»

февраль

Подбор иллюстративного материала, чтение экологических сказок, беседы, НОД Знакомство детей с героями Чистота, Аккуратность, Порядок.

март

Основной.

Тематическая экскурсия по территории детского сада и за её пределами «Чистый участок детского сада». Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада и территории вокруг

Знакомство родителей с планом проекта. Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

Изучение правил поведения на отдыхе на природе, озере ,реке, море.

«Природа молит о помощи!» ,просмотр видео-роликов.«Природа молит о помощи!»,просмотр видео- роликов.

Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада»

март

Занятие – беседа. «Помогите природе».

Закрепить с детьми знания о загрязнении окружающей среды, способах её защиты.

НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

март

Игра – эксперимент.

«Как ветер разносит мусор»

«Рассортируем мусор». Учиться классифицировать мусор.

Проведение длительного эксперимента «Мусор в земле»

Тематические игр и наблюдения.

«Ознакомление со свойствами бумаги.»

Опыт «Изготовление новой бумаги»

«Ознакомление со свойствами пластмассы.»

«Ознакомление со свойствами металлических предметов.»

«Ознакомление со свойствами резины»

«Ознакомление со свойствами стекла»

Игры «Что я видел?» ,»Расскажи о предмете»

«Что лишнее?», »Отгадай материал», «Хорошо-плохо»,»Найди друзей»

«Наоборот», «Что из чего?»

март

Заключительный.

Выстовка поделок из брасового материала «И мусор может быть красивым!».

апрель

Приложения проекта.

1. Конспект тематической экскурсии «Чистый участок детского сада».

2. Конспект занятия – беседы «Помогите природе».

3. Памятка для уголка родителей «Не бросайте никогда

Корки, шкурки, палки, —

Быстро наши города

Превратятся в свалку!»

4. Выставка поделок из брасового материала «И мусор может быть красивым!»

Практическая часть:

Со временем некоторые вещи становятся ненужными, единственный способ от них избавиться – выбросить. Но мы узнаем, что можно дать «вторую жизнь»: сделать подарки, игрушки, предметы интерьера.

Вывод. Если мы хотим жить в чистом городе, нужно не сорить! Убирать за собой мусор! И в наших силах дать вещам «вторую жизнь»!

Конспект тематической прогулки

«Чистый участок нашего детского сада».

Цель.

Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.

Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

Ход прогулки.

— Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку не только по территории детского сада, но и вокруг, для того, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.

(Дети, построившись парами, выходят за территорию.)

— Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор? (Ответы детей).

— Да, дети. На дорожках встречается мусор: бумажки от конфет, бутылочки от лимонада, разные ветки и другой мусор.

— А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)

— А видели, как взрослые мусорят?

— Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на улицу?

— Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной свалке? (Дети дружно отвечают НЕТ!!!)

— Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах нашего города всегда было чисто? (Ответы детей).

— Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет, баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом городе будет всегда чисто, красиво и уютно.

(Дети возвращаются в детский сад и видят дворника, который подметает дорожки.)

— Ребята, а на территории детского сада есть мусор? (Ответы детей).

— А как вы думаете почему? (Ответы детей).

— Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает дворник.

— Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в чистом, красивом, уютном городе, а для этого необходимо выполнять некоторые неприложные правила:

1. Нельзя бросать мусор на землю!

2. Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать

ему на неправильное поведение.

3. « Не бросайте никогда корки, шкурки, палки…

Быстро наши города превратятся в свалки!»

Экологические частушки:

1. Пропоем мы вам частушки,

Как не надо поступать!

Что с природою бывает

Коль ее не защищать!

2. Посадила я цветы

небывалой красоты….

Но сосед завел машину

и испортил всю картину!

3. Мы с приятелем пошли

собирать грибочки,

только леса не нашли:

там одни пенечки!

4. Мы ходили за грибами:

думали набрать маслят.

Но под нашими ногами

только стеклышки хрустят!

5. По чернику я пошла,

только ягод не нашла.

Вместо ягод на полянке

сплошь одни пустые банки!

1. Говорят, мы дошколята,

Ничего не можем.

А мы мусор уберем,

и городу поможем.

2. И бабуля, и мамуля

Любят йогурт на обед.

А в стаканчиках на дачу

Вырастят цветы в придачу!

3. Мусор я убрать могу

На Упе на берегу.

Пусть с меня берет пример

Городской наш дядя МЭР!

4. Берегите город наш,

Дружно, хором просим Вас!

Чтоб потом не убирать,

Мусор нужно не бросать!

Анкета для родителей.

  1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?

Сортируете ли вы мусор для утилизации?

  1. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
  2. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
  3. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
  4. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
  5. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
  6. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
  7. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
  8. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
  9. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
  10. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.

Мероприятия

1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2. Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

  1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
  2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
  3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
  4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

        Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

    Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы(вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью — в холоде охлаждается, в тепле — нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

Рассматривание металлических предметов;

Рассказ взрослого о разных видах металла;

Опытно-практическая деятельность:

металл — прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

5. «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

Опыт с воздушным шаром

— не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

Д/и «Найди игрушки из резины».

6. «Ознакомление со свойствами стекла» 

Цель: познакомить детей со свойствами стекла:

прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

Познакомить с историей создания стекла.

Рассмотреть изделия из стекла;

Найти стеклянные предметы в группе;

Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

7. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

8.Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую — бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

9. Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: — «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает — стекло.

                             Экологический проект

Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Подготовительная к школе группа

                                                      Составила: воспитатель Белова И.С.

Разделы: 

1. Актуальность проекта

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный сентябрь-ноябрь

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

Гипотеза: если  бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей  среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

1.Актуальность проблемы

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

2. Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.  (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Задачи проекта:

Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Развивать экологическую культуру.

Девиз команды «Юные защитники природы»:

«Город — наш дом, не мусори в нем!»

3. Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;                                                                                              

 3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом

проекта;

2 этап — организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

 1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.                                                                                                                       4.Создать лепбук: «Берегите природу»;                                                           5.Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;                                                                                                                   6.Подготовка родителей к работе;

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

анкетирование родителей (приложение 1)

наблюдения вблизи детского сада;

показ презентации, слайд шоу;

познавательное чтение, знакомство с «Красной книгой

России»

детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей» — конкурс поделок из бросового материала;

лаборатория (опыты и эксперименты);

выпуск экологический газеты, плаката;

 экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов – доклад на  педсовете «Экологический проект, как технология экологического воспитания дошкольников».

4. Ожидаемые результаты

— непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

— повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы;

— благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»;

— создание в ходе проекта стенгазет, консультаций, брошюр для родителей;

—  привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

— осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Анкета для родителей.

  1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
  2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
  3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
  4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
  5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
  6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
  7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
  8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
  9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
  10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
  11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
  12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.

Приложение 2.

         Перспективный план реализации проекта  

     “ Мы с природой дружим, мусор нам не нужен”.  

Мероприятия

Исполнители

1.

                               Сентябрь

Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»

Воспитатель, дети

2.

Беседа  «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы.

Воспитатель, дети

3.

                                  Октябрь

Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов.

Воспитатель, дети

4.

Показ презентации «Жалобная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины.

Воспитатель, дети

5.

                                     Ноябрь

Ознакомление детей со свойствами стекла. Дидактические игры.

Воспитатель, дети

6.

Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле».

Изготовление новой бумаги.

Воспитатель, дети, родители

7.

                                       Декабрь

ООД «Бросим умный взгляд на мусор»

Воспитатель, дети

8.

 Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Воспитатель, дети

9.

                                           Январь

ООД                                                                     «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков.

Воспитатель, дети

10.

Правила поведения в природе. Выпуск плаката «Берегите природу!»

Воспитатель, дети

11.

                                           Февраль

«Новая жизнь ненужных вещей»

— работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала

Воспитатель, дети, родители

12.

                                               Март

Экскурсия на природу в лес с родителями «Поможем лесовичку»

Родители, дети

13.

                                             Апрель

Открытие выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»

Воспитатель, дети, родители

14.

                                                  Май

Презентация проекта.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети.

Приложение 3.

1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2.  Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

 Д/и «Вхождение в образ»  (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).

Опыт. «Изготовление новой бумаги».

  1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
  2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
  3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
  4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3.  «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью — в холоде охлаждается, в тепле — нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

 Рассматривание металлических предметов;

 Рассказ взрослого о разных видах металла;

 Опытно-практическая деятельность:

металл — прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

5.  «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

 Опыт с воздушным шаром

 — не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

 Д/и «Найди игрушки из резины».

6.  «Ознакомление со свойствами стекла» 

Цель: познакомить детей со свойствами стекла:

прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

Познакомить с историей создания стекла.

 Рассмотреть изделия из стекла;

Найти стеклянные предметы в группе;

Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

7.  Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

 В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

8.Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

 Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую — бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

9. Игры.

 1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: — «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает — стекло.

Приложение 4.  

                                    Загадки

•Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце) — узнай 
как оно устроено

•По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

•В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (

Комета)

•Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(Облака)

•Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)

•Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила  занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)

•По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

•Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это… (Ветер)

•Петух — будильник во дворе.
Всех будит рано на … (заре).
Привет он звонкий солнцу шлёт
И кукарекает не зря.
Алеет краем … (небосвод):
Его благодарит … (заря).

•В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.

Улыбается всегда
Семицветка — … (радуга).

•Совы селятся в лесах.
Звёзды светят в … (небесах).

•Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это … (солнце).

•Этот шар бывает разным:
Утром вверх он поднимается,
Днём он — золотой и яркий,
К ночи снова опускается.
Он осветит всё на свете,
Зайчиком вбежит в оконце.
Летом ярко — жарко светит
Огненное наше … (солнце).

•Ночь спустилась на землю,
Темноту привела.
Светят звёзды на небе,
Да мерцает … (луна).

•Только ночью в небе светит
То, как серп, а то — кругла,
Наша близкая соседка
Золотистая … (луна).

•Ветра нет. Тишина. Одинокий покой.
Грустный вечер кончается и уходит с … (зарёй).

•Когда совсем уж поздно,
Нам светят в небе … (звёзды).

•Свет у Луны холодный.
Так холодны и … (звёзды).

•Осень, осень, грустные деньки,
Льют без перерыва серые … (дожди).

•Строитель строит дом.
В грозу грохочет … (гром).

•Дождь в окно моё стучится,
Ввысь вонзаются тополя.
Дождь спешит с землёй проститься,
Напоив до отвала … (поля).

•И качается лихо
У деревьев листва,
Но по — прежнему тихо
Стоят … (небеса).

•Голова тяжела,
Подниматься не хочется.
До чего коротка
Эта звёздная … (ночка)!

•Золотая дорожка


По воде пролегла,
Будто фея немножко Своих чар навела.
Это солнышко с неба
Отразилось в реке,
Это лучики … (света)
Засверкали в … (воде).

•Набежали тучи злые,
Хлынул дождь, как из ведра,
Капли падают большие,
В лужах пенится … (вода).

•Наш аквариум большой
До краёв налит … (водой).

•На море в тихую погоду
Больших не встретишь волн нигде.
Подует ветер на свободе,
Запляшут волны по … (воде).

И еще немного загадок про воду


•В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)

•Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
Ответ: солнце

•Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (молния)

•В окно влезает ,
Всё светом заливает .
Не прогонишь ни прутом ,
Ни плетью , ни шестом .
Поре прийдёт — Он сам уйдёт. ( Солнечный луч)

Стихи.

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

 ***

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

 Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

***

Как жить в XXI веке?

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма…

Внемлите, люди, слову моему

 ***

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, —

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

***

Мы поедем в лес

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем — есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

***

«Цветок земли»

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!…

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

***

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,  

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

***

Сама природа лечит

Сама природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.
Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.
Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей!

(Марк Львовский)

***

Человек
Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней. 
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

***

Наша планета 
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

***

Про рыбалку 
Мы ходили на рыбалку, 
Рыбок удили в пруду. 
Витя выловил мочалку,
А Егор –  сковороду.
Коля –  корку мандаринки, 
Саша –  старые ботинки, 
А Сабина и Сосо –  
От машины колесо. 
Мне попались две подмётки, 
Боре –  банка от селёдки, 
А Серёжка на крючок 
Пакли выудил клочок. 
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу –  пескаря.
Должен знать и помнить каждый: 
Если мусор сыпать в пруд, 
То в таком пруду однажды 
Рыбы попросту помрут. 
(А. Ерошин)

***

Мусорная фантазия 

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

***

Здравствуй, лес! 

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!

(С. Погореловский)

***

Покормите птиц 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)

***

Как хороша была у нас вода,
И как легко у нас дышалось,

Но человек пришел — беда!
И вся природа испугалась.
И точно: потемнело все —
Дышать нам стало нечем,
А человек сказал: «Мое!» –

Настал природы вечер! 
Но, человек, подумай сам,
Ты — царь природы,
Не сможешь жить ни тут, ни там
И не видать тебе свободы!
Жизнь превратится в сущий ад,
Не зацветет прекрасный сад,
И сам себе ты станешь враг!
И сам поймешь, что ты вредить «мастак»!

***

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб…

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Всё дальше на север уходят олени…

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога.

Рассказ о мире с точки зрения эколога.

С точки зрения эколога, мир — это связь природы и человека. Человек долгое время считал себя хозяином природы, он неразумно разрушал сложившиеся в окружающей среде экологические связи, тратил природные богатства, не думая об их восстановлении, нарушал экологическое равновесие.

Но пришло время задуматься о последствиях такого использования природных ресурсов. Сейчас исчезли многие виды животных и растений, нарушены цепи питания, круговорот веществ в природе, а человек понял, что он не хозяин природы, а такая же часть её, как и всё живое на планете. А потому охрана природы стала не только важнейшей задачей человечества, это стало ее насущной необходимостью.

2) С помощью текста учебника проанализируйте одну из экологических проблем: в чём причины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

Проблема загрязнения мирового океана.

В воды мирового океана попадёт много отходов человеческой жизнедеятельности. Это мусор, который уносят с поверхности суши многочисленные реки. Пластиковые отходы не разлагаются и не тонут, они плавают на поверхности океана, образуя целые острова мусора.

Мусор наносит значительный вред экологии мирового океана.

3) Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

Самый простой способ решения этой проблемы — отказ от пластиковой упаковки, посуды, пластиковых изделий. И многие страны именно так поступают. Например, в Евросоюзе запрещено использовать пластиковую тару, во многих странах пока запретили использовать одноразовую пластиковую посуду.

4) Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Вывод: следует ограничить использование пластиковых изделий, а те что используются, должны в обязательном порядке отправляться на переработку.

5) Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Проблема вырубки тропических лесов.

Вырубка лесов приводит к исчезновению животных, для которых эти леса — родной дом. Сокращается площадь лесов, а значит уменьшается выделение кислорода в атмосферу планеты.

Решить эту проблему можно только остановив вырубку тропических лесов, а также высаживая на место вырубленных лесов новые деревья.

6) Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

Проблема мусора.

Каждый год человечество выбрасывает в окружающую среду огромное количество мусора. Он наносит существенный вред окружающей среде, отравляет воду, почву и воздух.

Решить эту проблему сложно. Нужно строить перерабатывающие мусор предприятия, не допускать попадание мусора в окружающую среду.

Нельзя просто сжигать мусор, потому что это решение проблемы приведёт к загрязнению атмосферы.

Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить природу?

Человек не может покорить природу, потому что является её частью. Он связан с природой миллионами невидимых нитей.

2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете?

Возникли проблемы загрязнения мирового океана, вырубки тропических лесов, накопления мусора.

3. Как решаются экологические проблемы?

Экологические проблемы решаются глобально, всеми странами и народами. Каждая проблема решается по-своему, но главное человечество переходит на экологически чистые технологии, не наносящие вреда окружающей среде.

4. Приведи примеры международных экологических организаций и экологических дней.

Примеры организаций: Гринпис, Всемирный фонд охраны дикой природы.

Примеры экологических дней:

  • 22 апреля Международный день Земли
  • 5 июня Всемирный день охраны окружающей среды
  • 16 сентября Международный день охраны озонового слоя
  • 25 сентября Международный день моря.
  • 4 октября Всемирный день защиты животных

Задания для домашней работы

1. Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Сообщение о работе международных экологических организаций в России для 4 класса

В России действуют несколько международных экологических организаций.

Самые известные на сегодня, это Гринпис и Всемирный фонд охраны дикой природы.

Гринпис проводит экологические акции, направленные на запрещение незаконного вылова рыбы, убийства китов, на поддержку охраны окружающей среды.

Всемирный фонд охраны дикой природы занимается вопросами охраны редких и исчезающих видов животных и растений, контролирует работу заповедников и национальных парков, проводит мероприятия по восстановлению численности исчезающих видов.

А также, в России работают такие экологические организации, как “Зелёный крест”, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, организация Белонна, которая следит за использованием мирного атома.

2. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».

Тема к плакату “Защитим свою планету”:

В центре голубая планета Земля, на ней дерево или росток. Земля покоится на человеческих руках.

Примеры выполнения плакатов:

Плакат "Защитим свою планету"

3. Подумай, что могут означать слова «Всемирное наследие». Если знаешь, что это такое, приготовься объяснить на уроке. Вспомни, что тебе известно о Красной книге России. Назови несколько растений и животных из этой книги.

Всемирное наследие — это культурные и исторические ценности, которые принадлежат всему человечеству.

Красная книга России — это список животных и растений, которые нуждаются в защите.

В нее  включены например, белый медведь, амурский тигр, дальневосточный леопард, подснежник, безвременник весёлый, женьшень.

Экологический рассказ о природе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №491 компенсирующей направленности»

г. Новосибирск

Проект

«МЫ ПРИРОДУ БЕРЕЖЕМ —

НАШ КРАСИВЫЙ ОБЩИЙ ДОМ»

Воспитатель:

Власова Мария Владимировна

ВИД ПРОЕКТА:

  • краткосрочный (1месяц);
  • групповой;
  • познавательный;
  • исследовательско – творческий.

Проблема: часто дети не видят, не замечают красоту родной природы. Недостаточно понимают, не знают, как правильно вести себя в природе, в общении с живыми существами; нет примера для подражания. И дети зачастую ломают деревья, кусты, без пользы рвут цветы и бросают, убивают насекомых, разоряют птичьи гнезда и муравейники.

Цель: воспитание любви к родной природе; гуманного, бережного отношения к ней и заботливого, чуткого ко всему живому.

Задачи:

1. Знакомить детей с нормами нравственного поведения в природе.

2. Учить проявлять гуманное, заботливое отношение ко всему живому, развивать желание не разрушать, а созидать.

3. Формировать элементарные умения правильного взаимодействия с растениями, животными, насекомыми.

4. Призывать детей к добру, отзывчивости, чуткости и заботе.

Механизмы реализации:

1. «Что растет и Кто живет в лесу» рассказ старичка — Лесовичка о лесе.

2. НОД «Зачем нам природа?», «Мы учимся ухаживать за комнатными растениями».

3. Экскурсия по территории детского сада.

4. Наблюдение и труд в уголке природы и на участке.

5. Беседа «Я жуков люблю, не ловлю и не давлю».

6. Изготовление дидактической игры «День рождения мухи-Цокотухи» (домашнее задание для детей с родителями).

7. Рассказ воспитателя «Для чего люди строят скворечники?», «Не бросай камни в птиц, не разоряй гнезда, муравейники».

8. Беседа «Пернатые друзья».

9. Составление описательных рассказов о домашних животных кошке и собаке «Мой домашний питомец».

10. Рассматривание и беседы по картинкам и репродукции русских художников И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И. Репин «Летний пейзаж», В. Поленов «Заросший пруд».

11. Изготовление альбома иллюстраций «Природа и мы» (вместе с родителями)

12. «Правила поведения в природе» советы мудрого филина.

13. Просмотр мультфильмов «На лесных дорожках», «Лесные путешествия».

14. Коллективное рисование «цветочный лужок».

15. Аппликация «Божья коровка — черная головка», «Скворечник».

Участники проекта:

— дети второй младшей группы;

— родители;

— воспитатели второй младшей группы №4 «Колокольчик» — Скудина Оксана Петровна, Власова Мария Владимировна.

Материал: развивающая среда, игры, лейки, лопатки.

Формы проведения: наблюдения, игры, НОД, беседы с детьми и родителями.

Необходимое оборудование:

Литературный ряд:

  • стихи И. Токмаковой «Ели», Е. Благининой «Гори-гори ясно!», А. Барто «Катя».

Мультимедийный ряд:

  • видеозаписи с мультфильмами «На лесных дорожках», «Лесные путешествия.

Демонстрационный материал:

  • репродукции русских художников И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И. Репин «Летний пейзаж», В. Поленов «Заросший пруд»;
  • игрушка филин;
  • иллюстрации по природной тематике.

Игрушки, атрибуты для сюжетных игр и игр – инсценировок, предметы – заместители для дидактических игр.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Я жуков люблю, не ловлю и не давлю».
  2. Занятие по познавательному развитию «Правила поведения в природе. Советы мудрого филина»
  3. Занятие по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Божья коровка – черная головка»,
  4. НОД «Зачем нам природа?», «Мы учимся ухаживать за комнатными растениями».
  5. Беседа «Пернатые друзья», «Для чего люди строят скворечники?»
  6. Занятие по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Скворечник».
  7. Занятие по познавательному развитию «Что растет и Кто живет в лесу» рассказ старичка — Лесовичка о лесе.
  8. Ежедневные наблюдения за природой вокруг.
  9. Оснащение природного уголка.
  10. Чтение художественной литературы: стихи И.Токмаковой «Ели», Е. Благининой «Гори-гори ясно!», А. Барто «Катя».
  11.  Заучивание предложенных стихотворений.
  12. Работа с родителями по совместной с детьми домашней деятельности по проекту, а именно поручение изготовления дидактических пособий и игр.

Итоговое мероприятие: досуг «Мы природу бережем»

Итоговый продукт: изготовление лэпбука «Красоты родной земли», изготовление масок для театрализованных игр по сказке «Муха Цокотуха»

Этапы работы над проектом

Деятельность детей

Деятельность педагогов

1 этап —

подготовительный

Моделирование ситуации, выявление проблемы.

— Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию.

— Осознают и личностно воспринимают проблему

— Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

— Подобрать дидактический материал для проведения работы.

— Осуществить психолого – педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

— Введение детей в игровую ситуацию: побеседовать со старичком – Лесовичком о природе и лесах.

2 этап —

основной

Выделение задач

— Научиться наблюдению за окружающим миром.

— Принятие задачи – побеседовать со сказочным персонажем, провести творческую работу и научиться беречь природу

— Подведение детей к решению задач.

— Планирование  деятельности (найти решение задач путем проведения запланированных в рамках проекта мероприятий).

— Организация деятельности.

3 этап —

практический

Продуктивная деятельность

— Чтение стихов.

— Выполнение аппликации и изготовление рисунков.

— Выполнение домашнего задания совместно с родителями.

— Просмотр мультфильмов по теме проекта.

— Участие в НОД по проекту.

— Организация работы над проектом.

— Направление поиска решений: речевую, продуктивную и познавательную деятельность.

— Активизация инициативы детей в игровых действиях;

— обращение внимания детей на творческие работы, подчеркивая, что на них изображены элементы природного мира.

4 этап

заключительный

Презентация

— Рассказывают о полученных знаниях;

— Показывают на картинках что приносит природе пользу и что наносит вред;

— Называют правильно насекомых и животных.

— Организует презентацию лэпбука;

— Старичок – Лесовичок благодарит детей за бережное отношение к природе и вручает подарок для группового природного уголка.

Этапы реализации проекта

Распределение по этапам проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

Ответственные

1 неделя февраля

— Целевая прогулка по территории детского сада.

— Знакомство со сказочным персонажем старичком – Лесовичком.

— Беседа о том, что нужно беречь природу и заботиться о ней.

Познакомить детей с хозяином леса, объяснить необходимость бережного отношения к природу и окружающему миру в целом.

Воспитатели.

2 неделя февраля

— Проведение НОД по проекту, бесед, просмотр мультфильмов по теме природосбережения, чтение стихотворений.

— Труд в групповом уголке природы.

Формировать знания детей о природе, воспитывать бережное отношение к окружающему миру и живым существам в природе.

Воспитатели.

3 неделя февраля

— Изготовление лэпбука, дидактических пособий по теме проекта.

— Проведение итогового мероприятия.

Закрепить полученные знания, развивать творческие навыки детей.

Воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

1. Дети доброжелательно, бережно и одновременно осторожно относятся к растениям и животным, умеют предвидеть положительные и отрицательные результаты своего вмешательства в природу.

2. Дети владеют элементарными способами ухода за растениями.

3. Появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений и животных, порученных заботам детей.

УГОЛОК «ЭКОЛЯТА -ДОШКОЛЯТА»

Шаг за шагом,

День за днём

Мы природу узнаём!

Как беречь её любить

И воспитанными быть!

В группе одним из уголков предметно-развивающей среды является
уголок «Эколята-дошколята». 

Целью создания уголка является экологическое воспитание
дошкольников в занимательной форме.

Задачи:

— формирование основ экологических знаний о природе в повседневной
жизни;

— развитие у воспитанников бережного отношения к природе и её
обитателям;

— развитие речи;

— формирование целостной картины мира по ознакомлению с окружающем
миром;

— воспитание трудолюбия, любознательности и активности 

Экологический
уголок в ДОУ «Эколята-Дошколята» разработан педагогами разновозрастной группы
ОСП «Детский сад №6 «Семицветик»»  МБДОУ «ЦРР-Д/сад №9 «Родничок»» старшего
дошкольного возраста  для наглядного и действенного ознакомления детей
дошкольного возраста с природой.

Уголок
«Эколята – дошколята» является просветительской, игровой и учебной зоной .
Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где
они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность в
познании окружающего мира.
 

Уголок находиться в группе в доступном для детей месте и
  имеет четыре экологических функциональных
раздела. Содержание каждого раздела посвящено одному из героев Эколят — Шалун,
Умница, Елочка и Тихоня. Они берегут лес и его жителей.  А благодаря
героям — Эколятам «Азбуки Природолюбия»  наши воспитанники   имеют возможность
прикоснуться к миру природы, познать её тайны, стать её защитниками и друзьями

В центре уголка находится
логотип «Эколят — дошколят»

1 раздел
экологического уголка посвящен Ёлочке. Это подруга малышей, она веселая и
общительная, часто заходит в гости к ребятам , чтобы поиграть и поговорить о
том, о сём. Ёлочка предлагает ребятам выучить экологические стихи, познакомить
с зеленой аптекой
Елочка  по Красной книге призывает ребят
задуматься о сохранении редких и исчезающих видов животных и растений 
Архангельской области и знакомит с некоторыми из них.

 и побуждает каждого воспитанника отразить свои
впечатления от наблюдений, экскурсий и исследований в рубрике «Ребёнок
и природа»
 через рисунки детей, иллюстрации природы родного края ,а
также проявить своё творчество в поделках из природногоматериалаimage001

2 раздел экологического уголка «Эколята – дошколята» посвящен Шалуну. Он любит веселые игры и стремится узнать что-то
новое и неизвестное. Шалун предлагает поиграть в дидактические игры, которые
закрепление знаний детей о правилах поведения в природе по мнемо-таблицам
составить рассказы а также провести  проектную деятельность в экспериментальном
уголке.
Важной составляющей экологического уголка
являются материал и оборудование для экспериментальной деятельности с детьми:
коллекции шишек, ракушек, камней, семена растений и т.д.

image002

3  раздел посвящен
Умнице. Она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории.
Умница предлагает ребятам почитать экологические сказки, пословицы и поговорки;
составить рассказ по картинкам, отгадать загадки о природе. Также вместе с
Умницей ребята учатся наблюдать за изменениями в природе , ведут вместе дневник
наблюдение. Родителям предлагает памятки, консультации и рекомендации. В
разделе так же освещён план работы ДОУ по экологическому воспитанию. Умница
предлагает родителям рубрику «Это интересно знать» об интересных фактах  живой
и неживой природы, представлен экологический календарь.  Очень часто
мы и не догадываемся как много людей беспокоятся об экологии и как много
направлений затрагивают неравнодушные. Каждый может сделать этот мир лучше

4  раздел
посвящен Тихоне. Он тихий и скромный. А еще Тихоня очень любит цветы, поэтому
он знакомит детей и родителей с экологическими знаками, напоминает дошкольникам
и родителям как следует вести себя в лесу, на природе. И, конечно, Тихоня,
обращает внимание детей, что надо быть природе другом. Воспитанники группы
вместе с Тихоней учатся ухаживать за цветами и мини огородом, расположенным в
группе.
Дети сами ухаживают за цветами: поливают моют
листья. И это формирует  у детей бережное отношение к растениям, заботу о
живых существах, любовь к природе, а так же развиваются трудовые навыки.

В экологическом уголке собраны
художественные произведения о природе:

сказки, рассказы, загадки, стихи,
пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок;
картотека дидактических игр, иллюстраций, тематических картинок, обучающих
экологических сказок, мягкая  развивающая книга «Времена года»

Экологический
уголок «Эколята -дошколята» постоянно обновляется новым материалом, меняя
наполнение разделов можно планировать и дальнейшее ознакомление детей с охраной
природы, что позволит дошкольникам, вырасти настоящими защитниками природы,
которые будут бережно относится к окружающей среде.

image003image004

  • Экология моего района сочинение 5 класс обж
  • Экология моего района 5 класс обж рассказ
  • Экология русского языка сочинение рассуждение
  • Экология для малышей зеленые сказки экология для малышей
  • Экология нашего города сочинение