(Подготовительная группа)
Актуальность проекта.
Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край — это край родников. Родники — это очарование родной земли.
Проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Родник – не просто источник питьевой воды, это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим. (Народная мудрость).
Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения, формировать его призвано экологическое образование.
Все мы — дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Цель: Формирование элементарных научных экологических знаний. Обобщение знаний детей о природных объектах и их охране. Развитие любознательности, мышления, внимание. Развитие речи через загадки, сказки. Формировать у детей желания сохранить окружающую среду.
Задачи:
- Привлекать внимание дошкольников к родникам — хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
- Прививать любовь к родной природе, родникам — источникам чистейшей воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
- Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор.
- Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков).
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Старинное слово криница (от русского диалект крини́ца), криница — источник, родник, ручей, ключ, колодец.
Предварительная работа: чтение экологических сказок, рассказов, стихов,
рассматривание иллюстраций, беседа с детьми о родниках.
Материал: Модель действующего родника. Фонограмма песни Сергей Беликова «Живи родник, живи!».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и хочу загадать вам загадку!
Говорливый и живой
Плещет он в лесу водой.
Он всегда кружить привык,
Этот маленький … (родник).
Прослушать фонограмму песни Сергея Беликова «Живи родник, живи!»
Что такое родник? (Ответы детей.)
Родник – это небольшой водный объект, являющийся источником чистейшей и полезной воды.
(Рассматривание с детьми модели действующего родника.)
Воспитатель: Как рождается родник?
— Вы, наверно, слышали и знаете, что под землёй тоже есть вода.
Там бегут глубокие реки, струятся ручейки, вода заполняет подземные озёра и реки.
Подземная вода бывает солёной или пресной и холодной. Подземные воды могут быть целебными. Они очень полезные для здоровья людей, так как насыщены растворенными минеральными солями и другими веществами, полезными для здоровья. Такие воды называются минеральными.
Подземные воды иногда выходят на поверхность земли.
Воспитатель: Ребята, а вы видели родничок, бьющий из-под земли?
(Ответы детей)
Где он находится? (В лесу.)
— Родники называются ещё ключами. Возле родников пышно разрастаются лесные кусты, черёмуха, козья ива. Здесь высокие сочные травы, много крупных цветов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
— Потому что там растениям всегда хватает влаги. С родниками, источниками подземной воды, связано в народе немало сказок, легенд, преданий.
Воспитатель: Родники, пробившиеся из земли недалеко от тропинок и дорог, называли в старину криницами. Над ними ставили деревянную часовенку. Возле криницы вешали кружку чтобы усталый путник мог утолить жажду, напиться чистой студёной воды.
Физкультминутка.
А теперь давайте немножко отдохнём, проведём физкультминутку.
Родничок меж трав бежит (бег на месте)
Тихо по камням журчит:
С камешка на камень – скок
Прыгает наш родничок (дети прыгают)
Родничок наш изогнулся,
Влево, вправо повернулся (повороты в стороны)
Между кочек затаился (приседают на корточки)
Вверх на горку заискрился (поднимаются)
Снова быстро побежал, (бегут на месте)
В реку широкую упал! (дети все сбегаются вместе, образуя реку)
А сейчас я хотела бы прочитать вам сказку.
«История хрустального родника».
Жил-был на свете лесной родничок, по имени Хрустальный. Он любил играючи пробегать между деревьев и кустарников. У родничка было много друзей: животные, птицы и, конечно, люди. Он бегал на перегонки с зайчатами, поил своей свежей прохладной водой синичек, скворцов и всех, кто мимо проходил и хотел пить. Еще он любил горы. Родничок был веселый и жизнерадостный, он охотно помогал всем — и людям, и животным. В одно прекрасное утро, когда родничок играл и плескался к нему подошли незнакомые ребята. С озорством и смехом стали бросать камни в родничок и совсем закрыли ему дорогу. Родничок обиделся на них и убежал в другую сторону. А потом началась большая засуха. Жители деревни остались без источника воды, и тогда начали погибать деревья, цветы и урожай, который выращивали люди. Всем — и животным, и птицам стало совсем плохо без родника, без воды. Люди задумались, что же случилось, почему высох родник? И тогда ребята поняли, что они совершили плохой поступок, побежали в горы и стали расчищать родник. И родничок снова зажурчал. В этот день был большой праздник — люди радовались каждой капельке, тому, что вода вернулась. И все поняли — надо беречь родники, ручьи и колодцы, — ведь от них зависит наша жизнь.
Вам понравилась сказка? Ответьте, пожалуйста на несколько вопросов:
- Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
- Какой вред приносят природе такие игры?
- Что могло случиться с природой, если бы родник высох навсегда?
- Как вы думаете, нужно ли заботиться о родниках, и каким образом это можно сделать? (Ответы детей.)
Конечно же, люди должны заботиться об этих источниках чистой питьевой воды. Возле родника нельзя мусорить, мыть в источнике грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки.
— Ребята, вы сегодня замечательно поработали: играли, правильно отвечали на вопросы.
— Скажите пожалуйста, что вам понравилось на занятии, что вы нового и интересного узнали? (Ответы детей.)
Литература.
1. Подборка изречений о родниках, которые можно использовать для оформления. Автор Юлия Савицкая. https://pandia.ru/text/80/361/98425.php
2. Библиотека для детей. Физкультминутки в стихах.
https://www.sites.google.com/site/bibliotekadladetej/roditelam-pedagogam/fizkultminutki-v-stihah
3. Городской экологический проект, приуроченный к XV Международному симпозиуму и выставке «Чистая вода России–2019». Пишем сказки о воде. https://wrm.ru/frontend/web/image/wis/file/1575009773.pdf
4. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие /С.А.Суркина. — Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. — 103 с.
5. Фотография автор Назарова Ольга Витальевна
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Разбираемся, как развивать его у детей, вместе с Лилией Шабутдиновой, сооснователем детского онлайн-клуба Botanikids и Вячеславом Хотченковым, организатором детских походов, основателем проекта СлаваДетям.
Что такое экологическое мышление и почему это важно
Экологическое мышление — это понимание ценности каждого элемента живого мира вокруг и оценка своих действий с точки зрения возможных последствий для благополучия планеты.
В докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia экологическое мышление упоминается в числе главных навыков 21-го века наряду с креативностью, эмоциональной и цифровой грамотностью и кросс-культурностью.
Глобальный тренд на экомышление задала шведская школьница Грета Тунберг. В 2019 году она выступила на саммите ООН по климату с очень эмоциональной, а местами даже дерзкой речью. Девочка обвинила мировых лидеров в опасном бездействии в вопросах экологии и призвала незамедлительно принять меры, чтобы сохранить планету для будущих поколений.
Очередной саммит ООН по климату, который недавно прошел в Глазго, показал, что человечество по-прежнему слишком мало делает для сохранения окружающей среды: количество парниковых газов в атмосфере растет, участились природные пожары и наводнения, есть серьезная угроза утраты целых государств из-за повышения уровня мирового океана.
Основатель натуралистического онлайн-клуба Botanikids Лилия Шабутдинова уверена, что изменить ситуацию смогут только правильно воспитанные представители будущих поколений:
«Сегодня весь мир говорит о том, с какими серьезными глобальными экологическими проблемами сталкивается наша планета. Чтобы решить эти проблемы, нужны умные, преданные делу люди, которых заботит природа. А значит, перед взрослыми стоит непростая задача — растить детей в парадигме экологического мышления, то есть осознания своей ответственности за сохранность всех элементов экосистемы».
Как развивать экологическое мышление у детей
Изучать природу
Любовь и интерес к окружающему миру — это один из факторов, без которых невозможно развитие экологического мышления у детей.
Изучать природу можно по-разному: читать книги, смотреть фильмы, проводить эксперименты. Но лучший способ, по мнению Лилии Шабутдиновой, — наблюдать самому. Да и не только наблюдать, а ощущать всеми органами чувств:
«Создание кормушек для птиц, свободная игра ребенка на природе и прогулки в «зеленых» районах развивают в детях исследовательский интерес и сопричастность природным процессам. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем роднее и ближе он ему становится».
Иллюстрация: Ольга Бонитас
Изучение природы не только формирует экомышление, но и благотворно влияет на детское развитие.
- Прогулки среди деревьев оздоравливают организм и укрепляют иммунитет за счет высокого содержания фитонцидов — природных веществ, обладающих антибактериальным действием.
- Пребывание в природной среде развивает сенсорное восприятие и мелкую моторику. Ребенок изучает наощупь природные текстуры, сравнивает их, делает свои первые открытия.
- Согласно исследованию, чем больше времени ребенок проводит на природе (и чем меньше у монитора), тем более стабильно его психическое равновесие.
- Еще одно исследование показало, что прогулки даже раз в неделю в зеленой зоне улучшают здоровье.
- За счет статичности природной среды улучшается концентрация внимания — даже гиперактивные дети на природе успокаиваются, становятся более сосредоточенными.
Читать эколитературу
Кроме прогулок и изучения природы, Лилия Шабутдинова рекомендует родителям читать с детьми книги об экологии и устройстве окружающего мира. На современном книжном рынке есть отличные детские издания.
- Для малышей трех-четырех лет подойдут «Экологические сказки» Елены Ульевой. В книге рассказана история мальчика Тимы и супергероя Гринмена, которые вместе спасают планету от мусора. Автор ненавязчиво включает в художественный текст идеи экологических привычек, которые могут освоить даже самые маленькие.
- Для детей от пяти лет — книга «Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете». Из нее ребенок узнает, куда мусор попадает со свалки, какие есть способы переработки отходов и почему батарейки и электроприборы нельзя бросать в общий бак.
- Младшим школьникам подойдет книга «Как маленькому человеку помочь большой планете» Лилии Шабутдиновой. В ней автор кратко рассказывает об основных экологических проблемах современности и предлагает простые шаги, благодаря которым ребенок может добавить осознанности в свою повседневную жизнь и помочь планете.
- Подросткам — «Маленькая книга зеленой жизни» Марии Ершовой. Книга рассчитана на взрослую аудиторию. С ее страниц подросток узнает, чем вреден пластик, почему производство овощей и злаков вовсе не так экологично, как принято считать, и как сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, сможет добавить собственные экоидеи на специальных страницах в конце книги.
Еще в этом возрасте полезно проводить с детьми простые наблюдения, вести дневник природных изменений или календарь погоды, изучать флору и фауну своего региона.
Ходить в походы
Школьников можно брать в походы и на экологические мероприятия. Или записать на курсы исследователей природы и осознанного потребления.
Эксперты экообразования научат:
- разводить костер разными способами — даже без спичек;
- ориентироваться по звездному небу и находить некоторые созвездия;
- находить следы животных;
- предсказывать погоду по природным явлениям;
- ориентироваться по карте;
- приготовить полезный перекус;
- делать игрушки из природных материалов;
- заниматься «партизанским садоводством» — озеленением заброшенных участков, скверов и парков. Для этого можно просто носить в кармане пакетик с семенами цветов и трав и сажать их во время прогулки;
- наблюдать за птицами.
Возможно, в эпоху GPS и 5G-вышек такие умения нельзя считать навыками первой необходимости, но они определенно будут способствовать развитию экологического мышления и, помимо этого, научат детей тому, что в этом мире можно прекрасно обходиться и без гаджетов.
О том, как развивается экологическое мышление в походах и для чего стоит ходить в лес детям, рассказал Вячеслав Хотченков — организатор детских походов и основатель проекта СлаваДетям:
«Очень сложно научиться любить и понимать природу только по книжкам, а для развития экологического мышления недостаточно просто посмотреть на YouTube ролик о том, что мусорить плохо и нужно очищать океан. Только погружаясь в природную среду, ребенок может по-настоящему, на практике соприкоснуться с тем, о чем до этого только слышал или читал. И в этом прямом, непосредственном контакте рождается любовь и уважение в окружающему миру».
Из личного архива Вячеслава Хотченкова
«Мы регулярно проводим «зеленые выходы» — приходим в лес только для того, чтобы убраться. В отличие от теоретического ролика об экологии, такой поход — это проектная практическая деятельность. Ребенок приходит в лес, сравнивает замусоренные и чистые участки и решает для себя, как ему больше нравится. Потом он своими руками собирает мусор и выносит его из леса, то есть преобразует среду вокруг себя. Когда дети видят результаты своей работы, у них появляется гордость и чувство удовлетворения. А если еще и посадить несколько деревьев, то эти чувства станут еще сильнее», — уверен Вячеслав.
Экопривычки для детей (и их родителей)
Борьба за сохранение планеты кажется многим родителям чем-то героическим, посильным только мировым лидерам. Но начинается все с малого. Вот несколько идей от проекта Botanikids, которые не займут много сил, но положат начало формированию экологического мышления у ребенка. Это можно сделать уже сейчас!
- Сортировка мусора. Если заниматься полноценной сортировкой вам пока сложно, можно выбрать что-то одно: например, сдавать только бумагу, стекло или конкретный вид пластика.
- Экономия воды. Закрыть кран во время чистки зубов совсем несложно. А ведь это поможет сэкономить до семи литров воды за один раз!
- Отказ от пластиковых пакетов. Можно вместе с ребенком сшить тряпичные мешочки-«фруктовки» и брать их с собой в магазин.
- Участие в субботниках. Это и прогулка на свежем воздухе, и общение с людьми, и уход за местом, в котором вы живете.
- Правильная утилизация батареек. Важно рассказать ребенку, что срок разложения батарейки до 100 лет, при этом, попав в экосистему, она будет выделять в среду ядовитые вещества. Ребенок может сам или с вашей помощью доставать из своих игрушек севшие батарейки и сдавать их в специальный ящик, например, в магазине. А лучше купить многоразовые аккумуляторы.
- Использование многоразовой посуды. Вместо покупки воды в пластиковой бутылке купите ребенку многоразовую бутылку из стекла или прочной пластмассы с пометкой «bpa free».
- Развитие осознанного потребления. Детям нелегко отказываться от одноразовых мелочей вроде недолговечных дешевых машинок, «киндер-сюрпризов». Но родителям важно прививать им осознанное потребление и учить задавать себе вопрос: нужна ли мне эта вещь? Также можно подумать, куда деть ненужные вещи в хорошем состоянии. Вариантов много: можно поменяться с друзьями, отдать на благотворительность или переделать во что-то более актуальное.
- Предпочтение натуральным материалам. Сегодня можно купить классные игрушки из природных материалов: дерева, ткани, натурального каучука. Играть с такими игрушками приятнее и полезнее, и к тому же они не наносят вред планете.
Иллюстрация: Ольга Бонитас
Забота о природе — это не единоразовая акция, а образ жизни. И чем больше людей (и детей в том числе) будет включено в заботу об экологии сегодня, тем больше шансов оставить этот мир чистым для будущих поколений.
Полезные ресурсы:
Recyclemap — интерактивная карта пунктов приема вторсырья от Greenpeace. На карте можно выбрать города, а также сделать выборку по виду мусора, который необходимо сдать.
ЭкоКласс — собрание видео-уроков об экологичном образе жизни. Маст-хэв для родителя и учителя!
Kapoosta — всероссийский гид по «зеленым» мероприятиям, заведениям и организациям.
Материалы по теме:
- Не Гретой единой: 8 интернет-ресурсов об экологии для школьников
- Экологическое образование в России: проблемы и решения