Экологические проблемы родного края сочинение

Проект экологические проблемы родного края батарейкам утилизация! экологический кружок юный эколог руководитель проекта: кутняк галина петровна введение каждый из

ПРОЕКТ

 «Экологические
проблемы

 родного
края»

Описание: a60c03af7164447d8005d83b1df1

        
        «Батарейкам – утилизация!»

                                                             
Экологический кружок «Юный эколог»

                                      
  Руководитель проекта: Кутняк

                 Галина
Петровна

ВВЕДЕНИЕ

   Каждый из нас наверняка пользовался в своей жизни батарейками.
Пульты, часы, игрушки, телефоны, масса других вещей — в доме всегда есть
что-то, что работает на батарейках. А они имеют свойство вырабатывать свой
ресурс. Однако все ли знают, что делать с отработавшими батарейками? Выбросить
в мусорное ведро вместе с остальным домашним мусором? Это неправильно! Оказывается,
их нужно утилизировать!.. Но что такого вредного или опасного в батарейках?
   Несмотря на то, что батарейка может взорваться, протечь
и повредить ваше оборудование, или быть проглоченной вашим ребенком, основной
вред она нанесет, если не будет правильно утилизирована.  Батарейки — это
химические устройства, элементы которых вступают в реакцию, давая на выходе
электричество, которым мы и пользуемся. Элементы эти, в основном, токсичны и
опасны. После выбрасывания металлическое покрытие батарейки разрушается от
коррозии, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, откуда уже
недалеко и до рек, озер и прочих водоемов, используемых для питья. Ртуть — один
из самых опасных и токсичных металлов, имеет свойство накапливаться в тканях
живых организмов и может попасть в организм человека как непосредственно из
воды, так и при употреблении в пищу продуктов. А если батарейку сожгут на
мусоросжигательном заводе, то все содержащиеся в ней токсичные материалы
попадут в атмосферу.  По статистике, одна семья ежегодно выбрасывает до 500
грамм использованных элементов питания.
Одна батарейка, а именно тяжелые металлы, содержащиеся в ней,
могут загрязнить 400 литров воды или 20 квадратных метров почвы, это территория
обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых
червей.
Хранить дома не
рекомендуется, так как происходит выделение опасных веществ в воздух. По правилам,
их необходимо утилизировать на специальных предприятиях. Проблема в том, что
переработка стоит дороже, чем последующая продажа полученного сырья. Так, во
многих странах Евросоюза, в Канаде и США пункты по приему батареек есть повсюду.
Из-за низкого
уровня организации сбора батареек объемы их переработки в Украине являются
незначительными.   Мы считаем, что необходимо проводить информирование
населения нашего посёлка
о вреде и угрозе для окружающей среды и здоровья человека,
выброшенных в общий мусор  батареек и обязательной утилизации, устанавливать
урны сбора отработанных батареек и отвозить их на безопасную утилизацию. Готовы
прилагать все усилия, чтобы исправить ситуацию.

1. 
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА.

     
Создать листовки о вреде для окружающей среды, выброшенных в мусор батареек и
их утилизации; привлечь внимание жителей села к экологической проблеме
утилизации батареек; провести соцопрос и акцию по сбору использованных батареек
у жителей посёлка за время проекта; научиться разделять использование батарейки
от общего мусора; установить урны для использованных батареек.

Исходя
из  поставленной  цели,  нами были  намечены  следующие  задачи:

1.
Изучить литературу, интернет — ресурсы  по теме проекта, разработать дизайн
листовки.

 2.
Подготовить вопросы соцопрос, обработать полученные данные.

 3.
Создать макет «батарейка-коробка» и установить в магазинах, на почте,
поссовете, клубе, школе, садике  для акции по сбору использованных батареек у
жителей  посёлка за время проекта.

 4.
Обратиться в поселковый совет по установке урны для  использованных батареек.

 5.
Способствовать    уменьшению  загрязнения  окружающей среды использованными 
батарейками, с дальнейшей правильной их утилизацией, публикация в СМИ.

ЭТАПЫ  ПРОЕКТА

Название
этапа

Содержание
работы на этапе

Деятельность
учеников

                                                                
подготовительный

Знакомство
с условиями конкурса, выбор и обсуждение номинации для участия в конкурсе.

Название  проекта
« Батарейкам — утилизация!»

Актуальность 
проекта

Батарейки,
попадая в мусор, загрязняют окружающую среду. Они содержат тяжелые  металлы,
а также  еще от 10 до 20 элементов  таблицы Менделеева, это сильно токсичные
вещества. При сгорании батареек в общем
мусоре образуются диоксины — ядовитые соединения  вызывают у человека рак.
Батарейки не могут быть обезврежены методами утилизации обычного мусора.
Поэтому мы провели их сбор и предоставили информацию населению нашего
посёлка  по утилизации батареек.

Цель 
проекта

Создать листовки о вреде  для окружающей
среды, выброшенных в мусор  батареек и их утилизации; привлечь  внимание
жителей села к экологической проблеме утилизации батареек; провести соцопрос
и акцию по сбору использованных батареек у жителей  посёлка за время проекта;
формировать привычку выбрасывать батарейки правильно; установить урны для
использованных батареек.

Задачи  проекта

 1. Изучить
литературу, интернет — ресурсы  по теме проекта, разработать дизайн листовки.

 2. Подготовить
вопросы соцопрос, обработать полученные данные.

 3. Создать
макет «батарейка-коробка» и установить в магазинах, на почте, поссовете,
клубе, школе, садике  для акции по сбору использованных батареек у жителей  посёлка
за время проекта.

 4. Обратиться в
поселковый совет по установке урны для  использованных батареек.

 5.
Способствовать    уменьшению  загрязнения  окружающей среды использованными 
батарейками, с дальнейшей правильной их утилизацией, публикация в СМИ.

Ожидаемый 
результат

   
достижение учениками определённого уровня социальной,
экологическогй компетентности;

   
приобретение навыков экологической культуры населения и
учеников;

   
приминение практической деятельности учащихся для улучшения
окружающей среды

   
ответсттвенность за екологию свого посёлка

   
умение анализировать, систематизировать, необходимую
экологическую информацию с разных источников, и предоставлять ее ввиде
листовок, плакатов, презентации;

   
умение проводить интервю, опрос, дискусию з точки зрения
активной жизненной позиции направленной на сохранение окружающей среды;

Сроки 
реализации проекта

3
октября  – 11 января  2015 года

Выполнение
задач

Количество
учеников – 12 челов.(4,5, 7, 9,11класы)

Группа
«Журналисты» 4 челов.; «Экологи»- 4челов.; «Социологи» 4 челов.

Этапы 
реализации  проекта

I.   
Подготовительный  (3 октября – 3 ноября  2015 года)

II.  
Практический  (4 ноября – 21 декабря 2015 года)

III.
Обобщающий  (22 декабря – 11января 2015 года)

практический

Выполнение
и реализация практических задач

проведение
соцопроса и акции, раздача листовок и информирование, обработка материала,

обобщающий

Подведение
итогов, отчёт, оценка результатов

 
оформление, собрали все фотоматериалы, составили презентацию, подвели  итоги.

2. 
ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

I 
этап.  Подготовительный

   
1.
На  подготовительном  этапе  осуществления 
экопроекта  мы  провели
знакомство с условиями конкурса,
выбор и обсуждение номинации для участия в конкурсе. На основе анкеты
определили
колличество
учасников — 12 человек. Решили актуальной для нашого посёлка проблему
утилизации батареек и выбрали номинацию «Экодизайн».
Название 
шашего экопроекта «Батарейки на утилизацию!». Поставили цели нашого проекта и
определили задачи.
Далее обединились в группы: 
«Журналисты» 4 челов.; «Экологи»- 4челов.; «Социологи» 4 челов. и работали
согласно поставленным задачам.

 2.
«Журналисты» изучили  литературу  и  интернет-ресурсы  по  теме  проекта  и 
разработали дизайн листовки. Всего было изготовлено 100 шт.

 3.
«Социологи»  подготовили вопросы для соцопроса:


Куда вы выбрасываете использованные батарейки?


Чем вредны батарейки?

-Какой знак
изображен на батарейке

-Вы готовы разделять
батарейки от мусора?

4. «Экологи»-
сделали  макет  «батарейка-коробка» для сбора отработанных батареек.

II 
этап.  Практический

1.    
Раздача листовок и информирование
населения.

2.    
В проведенном соцопросе приняло участие 50
жителей поселка. Так выглядели ответы на вопросы:

— Куда вы выбрасываете использованные батарейки? 
49 — ответило выбрасывают с общим мусором, 1- отвозил в г. Ровеньки на пункт
сбора.

      
— Чем вредны батарейки? 10 – хотели бы услышать о вреде больше, 37 – не
знают, 3 – содержат металлы.

    -Какой знак
изображен на батарейке?
Ответили так: 45 – не обращали внимания, 4 –
видели, но не придали значения, 1- знаков нет.

      -Вы готовы
разделять батарейки от мусора?
Ответы 37 – да, согласны, разделяли бы, но
некуда сдавать, 7 – это не совсем удобно, 6 – разделять и отдавать при вывозе
мусора;

3. Акция «Сдай батарейку-спаси
жизнь».
 Установлены
макеты
«батарейка-коробка»  в магазинах, на почте, поссовете, клубе,
школе, садике  для сбора 

использованных батареек у
жителей  посёлка во время проекта. Подсчёт, обработка данных.

Всего собрано – 90 батареек. Мы подсчитали, тем самым своими
силами сохранили: 1800 квадратных метров земли, около 36 000 литров воды,
а
в лесной зоне это территория  на которой растут 180 деревьев, проживают 180
кротов, 90 ежей,  около 90 000 дождевых червей.

III 
этап.  Обобщающий

Итоги
проекта

Эффективно решать проблему отработанных батареек невозможно без
просветительской деятельности, направленной на информирование населения и
формирование привычки выбрасывать батарейки правильно.  Учить безопасно,
обращаться с отработанными батарейками необходимо еще с детства. Работая  над 
проектом,  мы серьезно  задумались  о  проблеме  загрязнения  окружающей среды 
батарейками и  поняли,  что  частично  решить  эту  проблему  может  каждая 
семья. В первую очередь необходимо перестать выбрасывать батарейки
вместе с бытовыми отходами. Завести  коробочку (она защитит Вас в случае
протечки батарейки), в которую будете складывать отработанные батарейки.
 Когда батареек, накопится некоторое количество их надо, будет отнести в
пункт приема батареек. Организация сбора и последующей переработки отработанных
источников тока позволяет решить одновременно две задачи: предотвратить
рассеивание токсичных веществ в окружающей среде и не допустить потерь цветных
металлов.

В результате проведенных исследований
по утилизации отработанных батареек, мы получили следующие результаты: 

1. 
С помощью собранной информации разработали дизайн листовки.  Размножили и
раздали листовки, проинформировав очно 504 жителям посёлка по утилизации
батареек.  Тем самым, положительным было то, что мы привлекали около 45%
взрослого населения, около 80% детей и непосредственно рассказывали им об
угрозе и необходимости правильного обращения с отработанными батарейками.

2.
Как показал соцопрос, взрослое население и дети  в большинстве, даже не
догадывались об угрозе отработанных батареек. Для них батарейки были обычным
мусором, частями игрушек, электронных  устройств и пультов от телевизоров.
Можно сказать, что наш проект обратил внимание учеников, воспитанников садика, жителей,
сознательно относится к использованным батарейкам. Уверены теперь жители
посёлка с ответственностью отнесутся к отработанным батарейкам.

3.В
ходе проведённой акции «Сдай батарейку – спаси жизнь!», жители села, учащиеся
школы  вместе со своими семьями собрали  — 7 килограмм батареек (90 штук),
которые мы передали в поселковый совет  для дальнейшей безопасной утилизации.
Своими силами не позволили загрязнить 1800 квадратных
метров земли, около 36 000 литров воды,
а в лесной зоне это
территория  на которой растут 180 деревьев, проживают 180 кротов, 90 ежей, 
около 90 000 дождевых червей.

  
Искренне надеемся, что первые наши практические шаги по защите окружающей среды
наберут обороты, мы принесём новые знания и навыки в семьи, а со временем
поведение большинства людей станет экологически сознательным!

ЛИТЕРАТУРА

1.      Гузеев
В.В. Метод проектов как развитие блока уро­
ков // Образовательная технология: от приема
до фило­
софии. —
М.: Сентябрь, 1996. — С. 79-86.

2.Ісаєва
Г. В. Метод проектів  — ефективна технологія навчання //Підручник для директора
.-2005.-№9-10.-С.3-14.

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.       

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности   экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и исследование окружающей среды, во-вторых, учит заботиться о ней на основе разумных решений. Экологическое воспитание имеет широкую материальную базу: музеи, парки, экологические центры. Практически все учебные предметы: биология, химия, общественные, а также математические и художественные дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия … отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми, в конечном счете, вынужден будет склониться человек». (Роберт Риклефс).

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, спектакли, беседы, викторины, ролевые игры и другие мероприятия. Важную роль в этом воспитании дает практическая природоохранная деятельность детей. И весь вопрос в том, как, где и чему мы будем учить детей, как будем воспитывать их экологически грамотными, понимающими важность сохранения окружающей среды, готовыми разделить в будущем ответственность за нее перед новыми поколениями.

Экологическое образование и воспитание является одним из направлений работы нашей школы. Мы являемся активными участниками природоохранных операций разного уровня. Ежегодно проводим такие акции, как «Покормите птиц зимой». Развешиваем на территории школы кормушки и подкармливаем птиц в течение зимнего периода.  Ребята понимают, что птицам зимой без нас не выжить. Школьники участвуют в ежегодных городских субботниках. Так осенью 2015 года вместе с ветеранами провели субботник в будущем сквере «Дети войны». Собрали сухую листву, очистили сквер от мусора и высадили молодые дубки. Эти благородные деревья будут расти на радость детям войны, их внукам и правнукам! В рамках экологического просвещения проводим всероссийские экологические уроки «Вода России» и «Разделяй с нами».  Где учащиеся учатся бережному отношению к водным ресурсам и грамотному обращению с отходами, через игровые состязания и практическое домашнее задание. Поставленные цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, — необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Практической деятельностью является сбор макулатуры учащимися в течение учебного года.

Традиционной экологической работой стало участие учащихся создание проектов по оформлению территории школы газонами, цветочными клумбами. Работа начинается весной с подготовки, посадки и выращивания цветочной рассады учащимися. Летом ухаживаем за клумбами, наводим порядок. А с июля по август радуем себя и жителей города цветущими газонами. Школа ежегодно участвует в конкурсе на лучшее цветочное оформление территорий города. И дважды была признана победителем. Проведение праздников в школе «День Земли», «День птиц» развивают у школьников естественно-научные взгляды на взаимодействие общества и природы. Способствуют более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

 Не первый год осуществляем сотрудничество со станцией юных натуралистов. В тесном контакте проводим следующую работу: экологические акции («Кормушка», «Родники», «Остановим загрязнение ТБО», «Серая шейка» и др.). Работы учащихся нашей школы неоднократно отмечены грамотами и дипломами разного уровня.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как   при проведении такой работы решаются следующие задачи: 

  1. развитие экологической этики обучающихся,  ответственности в их отношениях с  природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.  Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

Литература: 

  1. Маркитанова Л. А. Формы экологического воспитания. ТРИ «Школа», 2012, с. 275

Автор: Оксана Кузьминых

Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»
Реферат
Тема: «Экологическое состояние
и проблема энергосбережения Хабаровского края»
Выполнил: Бондаренко Ирина
ученица 10 «А» класса
МОУ СОШ с УИОП №16
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
Руководители:
Горбачева Елена Николаевна
учитель информатики и ИКТ
Комсомольск – на – Амуре
2011 г.
Оглавление
1.Введение. 3
2. Загрязнение окружающей среды… 4
2.1. Загрязнение суши и моря. 4
2.2. Загрязнение воздуха. 5
3.Общее положение Хабаровского края. 7
3.1. Географическое положение. 8
3.2 Промышленность края. 8
3.3 Сельское хозяйство. 11
4.Экологическое состояние Хабаровского края. 12
4.1.Состояние окружающей среды Хабаровского края. 12
4.2. Атмосферный воздух. 12
4.3. Водные объекты… 14
5. Отходы производства и потребления. 15
5.1. Энергосберегающие технологии. 16
5.2. Проблема энергосбережения в Хабаровском крае. 20
Заключение. 25
Список литературы… 26
1.Введение
Цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и орудия труда, позволившие ему изменять среду своего обитания. Поэтому познание природы приобрело практическое значение ещё на заре человечества.
На сегодняшний день, проблема экологического состояния и энергосбережения в современном мире относится к ряду глобальных проблем. Сложилась парадоксальная ситуация: мировая цивилизация достигла поразительных высот и в тоже время оказалась на краю пропасти. Получив неограниченную власть над природой, люди варварски используют её. Ресурсы планеты иссякают. Катастрофически быстро загрязняются воздух и вода. Превращаются в пески плодородные земли. На глазах сокращаются площади лесов. На планету буквально «вываливаются» горы отбросов; человек провоцирует природные катастрофы. Россия же, относится к тем странам, для которых эти проблемы в настоящее время столь остры и актуальны.
Актуальность исследования
Выбранная нами тема проекта, для нас является актуальной на сегодняшний день, так как мы сами являемся жителями Хабаровского края. Хотя наш регион считается относительно экологически безопасным, проблемы загрязнения окружающей среды и энергосбережения чувствуются здесь также остро, как и в других регионах России. Близость китайской границы также сказывается не лучшим образом. Богатейшая природа нашего края находится под угрозой, и эта угроза вполне осязаема. Только хорошо изучив экологию этого края, можно будет с уверенностью заявить, что решение проблемы может быть найдено.
Этот доклад является первой ступенью в нашем последующем экологическом образовании, без которого, как мы думаем, не возможно грамотное хозяйствование и рациональное природопользование.
Цель проекта:
· Исследовать экологическое состояние Хабаровского края;
· Рассмотреть основные технологии энергосбережения;
· Рассмотреть энергосберегающие технологии, как один из средств улучшения экологическое состояние Хабаровского края.
Задачи проекта:
1. Исследовать географию Хабаровского края;
2. Рассмотреть промышленный комплекс Хабаровского края;
3. Исследовать состояние окружающей среды Хабаровского края;
4. Исследовать отходы производства и потребления;
5. Определить пути решения проблемы.
2. Загрязнение окружающей среды
Загрязнение окружающей среды наносит вред здоровью всех живых существ. Встречаются и некоторые виды природных загрязнений, например дым от лесных пожаров и вулканов или цветочная пыльца. Однако от промышленных предприятий, ферм, электростанций, транспорта, которые выбрасывают вредные вещества, природа терпит настоящее бедствие.

2.1. Загрязнение суши и моря

На суше главным источником загрязнения являются отходы. Огромные площади заняты безобразными мусорными свалками. Некоторые люди даже сбрасывают мусор в реки или прямо на улицы.
Промышленные отходы, например отвалы пустой породы возле угольных шахт, тоже представляют собой огромные свалки. Бывают и ядовитые отходы, которые иногда зарывают в землю, что, однако, не всегда безопасно, поскольку яды смешиваются с подземными водами. А если вода заражена, она легко может отравить большие площади земли, поскольку зараженный ручей попадает в реку, которая распространяется по большой территории. Достигнув моря, она разносится течениями еще дальше. Химические промышленные отходы, пестициды и удобрения, применяемые на фермах, все это смывается в реки и становится пищей для бактерий. При этом бактерии потребляют и кислород, растворенный в воде, в результате рыбы и водные животные начинают задыхаться. В ряде мест неочищенные сточные воды сливаются в реки и моря и становятся причиной заболеваний как животных, так и людей.
Последствия
· Многие животные, например запутываются в пластиковых кольцах от банок и, получив серьезные повреждения, гибнут.
· Металлы в промышленных отходах отравляют рыб. А затем гибнут и животные, которые питаются рыбой.
· Нефть, проливавшаяся их танкеров в воду, прилипает к оперению птиц. Перья же, покрытые нефтью, уже не могут согревать птиц, и они погибают.

2.2. Загрязнение воздуха

Выбросы промышленных предприятий и автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух всевозможными веществами, которые вредны для здоровья, например свинцом. В некоторых больших городах, таких как Мехико, очень трудно дышать – воздух очень грязен. Такой грязный воздух, нависший над городом, называют смогом.
Кислотный дождь
Кислые газы соединяются с влагой, содержащейся в воздухе, и ветром разносятся на большие расстояния. Выпадает кислотный дождь. От него страдают животные и растения.
Кислотный дождь – показатель сильного загрязнения воздуха. Он вызывается кислыми газами, содержащими окислы азота или двуокиси серы, которые выбрасываются в воздух фабричными трубами и выхлопными трубами автомобилей.
Эти газы могут повысить кислотность влаги, содержащейся в воздухе, в тысячу раз по сравнению с нормой. Ветер разносит эту влагу по большой территории, пока она не выпадет в виде дождя, бывает, что и над соседними странами.
В 80% рек и ручьев Норвегии скоро совсем не останется никакой жизни. По той же причине разрушаются старинные здания, например Парфенон в Афинах, и погибают леса в Европе и Северной Америке.
Озоновый слой
Озоновый слой – это часть атмосферы, которая защищает нас от вредоносного воздействия солнечной радиации. Химические вещества ХФК (хлорфторкарбоны), которые используются в изоляционных материалах, аэрозолях и холодильниках, попадая в атмосферу, разрушают озоновый слой, и в нем образуются дыры.
Он может вернуться в свое первоначальное состояние лишь в том случае, если люди полностью прекратят использовать ХФК.
Парниковый эффект
Земля остается теплой благодаря атмосфере, которая удерживает тепло у земной поверхности. Это явление, называемое парниковым эффектом, абсолютно естественно. Однако многие ученые считают, что постепенно температура на Земле повышается.
Это повышение обуславливается повышением содержания в воздухе газов, называемые парниковыми газами. К ним относятся двуокись углерода, ХФК и метан. Они усиливают способность атмосферы удерживать тепло. Эта диаграмма объясняет, как действует парниковый эффект.
Значительная часть парниковых газов встречается и в нормальных условиях, но сейчас их скопилось в воздухе чересчур много. Двуокись углерода образуется при сгорании топлива, а также содержится в промышленных отходах. Растения поглощают двуокись углерода, однако сейчас значительная часть деревьев вырубается, и поэтому двуокись углерода усваивается ими гораздо меньше. Метан выделяется в результате работы определенного типа ферм, например скотоводческих и рисоводческих, а также образуется при разложении мусора. ХФК не являются природными газами, они образуются исключительно в результате деятельности промышленных предприятий.
3.Общее положение Хабаровского края
Хабаровский край — субъект Российской Федерации, расположен на Дальнем Востоке России, входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Хабаровский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края».
Край занимает территорию площадью 788 600 км? — 4-е место среди субъектов Российской Федерации.
Население края — около 1401,9 тыс. человек (на 01.01.2011).
Столица — город Хабаровск, население 578,6 тыс. человек (на 01.01.2011).
Хабаровский край граничит с Приморским краем, Амурской и Магаданской областями. Омывается Охотским и Японскими морями.
Реки территории края принадлежат к бассейнам Тихого и Северного Ледовитого океанов. Самая крупная река края – Амур, другие менее крупные реки – Тумнин, Уда, Тугур, Амгунь, Бурея, Биджан, Бира.
Полезные ископаемые, которые добываются в крае: олово, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, брусит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф.

3.1. Географическое положение

Хабаровский край расположен в восточной части Российской Федерации, в Дальневосточном федеральном округе. На севере граничит с Магаданской Областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Еврейской автономной областью, Амурской областью, а также Китаем, на юге с Приморским краем, с севера-востока и востока омывается Охотским морем, с юго-востока — Японским морем. От острова Сахалин отделяется проливами Татарский и Невельского. Помимо основной, континентальной части, в состав края входят несколько островов, среди них самые крупные — Шантарские. Общая протяжённость береговой линии — около 2 500 км, включая острова — 3 390 км.
Основные горные хребты — Сихоте-Алинь, Сунтар-Хаята, Джугджур, Буреинский, Дуссе-Алинь, Ям-Алинь. Высочайшая точка — гора Берилл (2933 м), нижайшая — уровень моря.
Территория края простирается с юга на север на 1 800 км, с запада на восток — на 125—750 км. Общая площадь территории края составляет 788 600 км?, это 4,5 % всей территории страны.

3.2 Промышленность края

Черная металлургия. Металлургический комплекс г. Комсомольска-на-Амуре является единственным производителем черных металлов на Дальнем Востоке, поставляющим листовой, сортовой прокат и гнутые профили для предприятий машиностроительной, судостроительной и других отраслей промышленности.
В 2010 году предприятиями черной металлургии произведено 635 тыс.тонн стали, 590 тыс.тонн проката.
Основу металлургического комплекса г.Комсомольска-на-Амуре составляют ОАО “Амурметалл” и ОАО “Амурсталь-профиль”.
Цветная металлургия. Цветная металлургия относится к числу отраслей, играющих приоритетную роль в экономике края, удельный вес в общем объеме промышленной продукции в 2010 году составил 13%, обеспечивая 18 % поступлений в бюджет края.
Добыча золота и платины составляет основу горнорудной промышленности Хабаровского края. Золото в крае добывается уже более 130 лет, платина — начиная с 1990 года. Хабаровский край по объему добычи золота входит в пятерку среди золотодобывающих регионов России.
Добыча золота на коренных месторождениях ведется с использованием горнопроходческого оборудования, переработка руд — с использованием гидрометаллургического способа или кучного (кюветного) выщелачивания.
Золото из россыпей добывается раздельным и дражным способами.
Добычу драгоценных металлов ведут более 20 предприятий. Крупнейшими из них являются ЗАО “Артель старателей “Амур”, ЗАО “Многовершинное”, ОАО «Охотская горно-геологическая компания», ОАО старателей «Дальневосточные ресурсы», ООО «РосДВ».
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Хабаровский край является одним из крупнейших в России лесосырьевых районов. Запас древесины в крае составляет четверть от запаса по Дальнему Востоку и более 6% от запаса по России в целом. Леса в крае очень разнообразны по составу, но преобладают хвойные леса, занимающие до 85% лесопокрытой площади. Основными породами являются лиственница и ель.
Общая покрытая лесом площадь составляет 50,9 млн. га. Расчетная лесосека по краю составляет 26,8 млн. куб. м. в год, а экономически доступная – 15,6 млн. куб. м. В ближайшие 10 лет расчетная лесосека позволяет довести объемы неистощительной заготовки древесины по Хабаровскому краю до 10-12 млн. куб. м в год.
Хабаровский край занимает третье место среди регионов России по производству деловой древесины и первое место в Дальневосточном Федеральном округе.
С 1998 года в лесном комплексе края сохраняются положительные тенденции развития производства, достигнут прирост практически по всем видам произведенной продукции.
Лесная промышленность является одной из приоритетных отраслей народного хозяйства края. Ее удельный вес в общем объеме промышленной продукции составляет свыше 12%.
В прогнозной оценке по объему заготовки древесины на 2010 г. Правительство края ориентируется на 9 млн. куб. м. Основная идея устойчивого развития лесной промышленности края – полная комплексная переработка древесной массы.
В лесной и деревообрабатывающей промышленности края действует более 400 предприятий. Основной объем лесозаготовок производится 150 предприятиями, которым передан в долгосрочную аренду лесной фонд с разрешенным годичным отпуском древесины в 9,0 млн. куб. метров, арендная форма организации лесозаготовок является в крае превалирующей.
Отрасль является одной из ведущих экспортеров в крае, свыше 90% ее продукции идет на экспорт.
Одним из основных импортеров лесных материалов традиционно являлась Япония. Но в последние годы в географии лесного экспорта края происходят значительные изменения. Если в 1998 году экспортные поставки в Японию составили 79%, Республику Корею — 8,9%, Китай — 7,3%, то к 2010 году это соотношение существенно изменилось: Япония — 33%, Республика Корея — 11%, Китай — 56%.
Медицинская промышленность. Предприятия медицинской промышленности размещены в городе Хабаровске. Хабаровский химико-фармацевтический завод пущен 27 февраля 1939 года. В 1993 году преобразован в ОАО «Дальхимфарм».
ОАО «Дальхимфарм» – единственное в Дальневосточном регионе крупное предприятие медицинской промышленности. Основными видами деятельности предприятия являются производство, хранение и реализация готовых лекарственных средств. Наибольший удельный вес в структуре производства лекарственных средств занимают производство медикаментов в ампулах (более 50 %) и таблеток (более 30 %).
На предприятии работают ампульное, таблеточное и мазево-геливое производства. Производится большой ассортимент готовых лекарственных средств: таблетки, драже, мази, соки, сиропы, спирты, экстракты водные и сухие, лекарства в ампулах, масла, суппозитории и настойки. Настойки выпускаются с использованием местных сырьевых ресурсов (женьшень, элеутерококк, аралия, заманиха, боярышник, панты и др.).
На предприятии выпускается более 120 наименований лекарственных средств.
Препараты на основе дальневосточных лекарственных ресурсов пользуются заслуженно высоким спросом в России и за рубежом.
В г. Хабаровске более 75 лет работает предприятие по производству бакпрепаратов ФГУП МПО «Микроген». Выпускает медицинские иммунобиологические препараты (МИБП). Его продукция способствует эпидемиологическому благополучию Дальневосточного региона.

3.3 Сельское хозяйство

Сельскохозяйственное производство Хабаровского края развивается в сложных природно-климатических условиях.
Более 30 процентов пахотных земель занимают мелиорированные земли. Освоение новых, а также содержание освоенных земель требуют больших материальных затрат.
На долю сельскохозяйственного производства приходится 4 процента валового общественного продукта края.
В крае функционирует около 35 крупных сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий и организаций и около 777 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Сельскохозяйственное производство ведется на всей территории, но основные его объемы сконцентрированы на юге края.
Повсеместно возводят крупный рогатый скот и свиней, на севере занимаются оленеводством.
Основными возделываемыми в крае культурами являются соя, зерновые, картофель и овощи. При этом большая доля в производстве картофеля и овощей приходится на личные хозяйства населения.
4.Экологическое состояние Хабаровского края

4.1.Состояние окружающей среды Хабаровского края

Состояние окружающей среды формируется как совокупный результат состояния ее отдельных компонентов и экосистем.
В наибольшей степени на состояние окружающей среды в Хабаровском крае влияют изменения, происходящие в ней в результате хозяйственной деятельности человека.

4.2. Атмосферный воздух

Состояние воздушного бассейна в крае нельзя считать благополучным. Уровни загрязнения воздуха на протяжении ряда лет квалифицируются как высокие, и неслучайно г. Хабаровск в очередной раз внесен в перечень 20-ти наиболее загрязненных городов России.
Ежегодный рост индекса загрязнения атмосферы обусловлен увеличением выбросов от автотранспорта и регулярно повторяющихся лесных пожаров.
90% от общего объема выбросов формируют промышленные объекты в Хабаровском, Амурском, Комсомольском, Ванинском, Советско-Гаванском районах.
Всего в 2010 году в атмосферу поступило 377,5 тыс. тонн загрязняющих веществ. 56,4 % от этого количества поступает от объектов теплоэнергетики и предприятий, имеющих на своем балансе автономные котельные. Вклад автотранспорта составляет 35%.
На долю веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья населения, приходится 17% от общего объема выбросов.
Снизить загрязнение атмосферного воздуха призваны 2259 газо-пылеулавливающих установки. Ими улавливается 86 % загрязняющих веществ. Твердые загрязняющие вещества улавливаются на 94 %, газообразные и жидкие лишь на 3%.
Снизить загрязнение атмосферного воздуха призваны 2259 газо-пылеулавливающих установки. Ими улавливается 86% загрязняющих веществ. Твердые загрязняющие вещества улавливаются на 94%, газообразные и жидкие лишь на 3%.
Наиболее актуальными проблемами края являются:
· низкий уровень оснащенности предприятий очистными установками;
· крайняя изношенность имеющегося очистного и котельного оборудования на предприятиях теплоэнергетики;
· низкое качество топлива на фоне большого числа мелких котельных;
· крайне низкая эффективность очистки выбросов от газообразных и жидких веществ.
Особую тревогу вызывает загрязнение атмосферы диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, образующимися от горения свалок бытовых отходов, а также от лесных пожаров.

4.3. Водные объекты

Состояние водных объектов в крае определяется, в основном, состоянием и качеством вод бассейна реки Амур, где проживает основная масса населения и расположены крупнейшие объекты промышленности.
В 2010 году 226 предприятий-водопользователей сбросили в водные объекты бассейна Амура 393,5 млн.м3 стоков, из них 220,5 млн.м3 недостаточно очищенных (загрязненных).
Действующих очистных сооружений в крае – 128. Их общая мощность 221,8 млн.м3 /год.
Из действующих очистных сооружений лишь 6 работают в нормативном режиме. На них стоки очищаются до категории «нормативно-очищенные». Это всего 2,4% от общего объема сброса стоков после очистных сооружений.
В последние годы обострилась проблема загрязнения вод основного русла Амура и его притоков. Качество воды изменяется от «загрязненной» на Среднем Амуре до «грязной» и очень «грязной» на Нижнем Амуре. Наибольший вклад в загрязнение вносят Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. В городах Советская Гавань, Николаевск-на-Амур, Вяземский, п. Ванино очистные сооружения отсутствуют.
Определенное влияние на качество вод в Амуре оказывают стоки, поступающие с водами реки Сунгари с территории КНР.
С водами р. Сунгари в р. Амур поступают фосфорные, азотистые соединения, взвешенные вещества, а также пестициды, нефтепродукты и др.
5. Отходы производства и потребления
По состоянию на 01 января 2011 г. в крае накоплено более 100 млн. тонн отходов производства и потребления.
В горнодобывающей и лесной промышленности — 50 млн. тонн. В топливно-энергетическом комплексе — 15 млн. тонн. В металлургическом производстве — 20 млн. тонн. В системе очистки сточных вод — 6 млн. тонн. В гидролизном производстве — 2 млн. тонн. В жилищно-коммунальном хозяйстве — более 8,5 млн. тонн.
В крае имеется около 160 санкционированных и более 120 несанкционированных полигонов размещения отходов, которые занимают площадь свыше 1,5 тыс. гектаров. На этих свалках размещено свыше 8,5 млн. тонн твёрдых бытовых и приравненных к ним промышленных отходов.
Полигонов для утилизации и захоронения токсичных отходов в крае нет.
Ежегодно на территории края образуется 50 тыс. тонн макулатуры, более 6,5 тыс. тонн вторичного текстиля, 15 тыс. тонн полимеров, около 6,5 тыс. тонн стеклобоя, пригодных к использованию в качестве вторичных ресурсов для производства товарной продукции.
Утилизация отходов за последние три года увеличилась в 1,6 раза и составила в 2010 году 36 процентов против 28 процентов в среднем по России. Заготовка вторичных ресурсов увеличилась в 2 раза и превысила 13 тыс. тонн.
Вместе с тем, в переработку пока вовлечено менее 5% отходов. В городах, а также в районах края работа с отходами сводится к организации их вывоза на свалки и сжиганию.
Анализируя вышесказанное можно отметить, что на настоящий день возникла реальная необходимость в поиске и внедрении в жизнь эффективных экологически и ресурсосберегающих технологий.

5.1. Энергосберегающие технологии

Главные экологические проблемы современности, среди которых изменение климата, истощение озонового слоя, опустынивание, снижение биологического разнообразия, загрязнение вод Мирового океана не имеют государственных границ и должны решаться всем мировым сообществом. Для борьбы со сложившейся экологической ситуацией созданы и эффективно функционируют так называемые «зеленые» организации, наиболее известными среди которых являются «Green Peace», «Всемирный фонд дикой природы», разного рода государственные или общественные природоохранные инициативы (к примеру, система «Красная книга»).
Среди наиболее эффективных путей решения экологических проблем необходимо выделить внедрение экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов. Так, вполне реальны уже в настоящее время шаги по внедрению в коммунальной сфере и на производстве технологий по утилизации отходов – повсеместного и одного из главных источников загрязнения всех природных сфер. Стремительное развитие рынка потребления влечет за собой непрерывный рост объемов образования и накопления коммунальных отходов, что делает проблему их утилизации одной из важнейших задач человечества.
Итак, вот несколько путей решения данной проблемы.
1) Альтернативные источники энергии.
Альтернативный источник энергии — способ, устройство или сооружение, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле. Цель поиска альтернативных источников энергии — потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. Во внимание может браться также экологичность и экономичность.
Таблица 1
Классификация источников
Тип источников
Преобразует в энергию
Ветряные
движение воздушных масс
Геотермальные
тепло планеты
Солнечные
Электромагнитное излучение солнца
Гидроэнергетические
движение воды в реках или морях
Биотопливные
теплоту сгорания возобновляемого топлива (например, спирта)
На возобновляемые (альтернативные) источники энергии приходится всего около 1 % мировой выработки электроэнергии. Речь идет, прежде всего, о геотермальных электростанциях (ГеоТЭС), которые вырабатывают немалую часть электроэнергии в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии; Исландия также являет собой пример страны, где термальные воды широко используются для обогрева, отопления.
Приливные электростанции (ПЭС) пока имеются лишь в нескольких странах — Франции, Великобритании, Канаде, России, Индии, Китае.
Солнечные электростанции (СЭС) работают более чем в 30 странах.
В последнее время многие страны расширяют использование ветроэнергетических установок (ВЭУ). Больше всего их в странах Западной Европы (Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды), в США, в Индии, Китае. Дания получает 25% энергии из ветра
В качестве топлива в Бразилии и других странах все чаще используют этиловый спирт.
Перспективы использования возобновляемых источников энергии связаны с их экологической чистотой, низкой стоимостью эксплуатации и ожидаемым топливным дефицитом в традиционной энергетике.
По оценкам Европейской комиссии к 2020 году в странах Евросоюза в индустрии возобновляемой энергетики будет создано 2,8 миллионов рабочих мест. Индустрия возобновляемой энергетики будет создавать 1,1 % ВВП
Россия может получать 10% энергии из ветра.
2) Биологическая очистка
Биологическая очистка (БО) сточных вод, способ очистки бытовых и промышленных сточных вод, заключающийся в биохимическом разрушении (минерализации) микроорганизмами органических веществ (загрязнений органического происхождения), растворённых и эмульгированных в сточных водах. Микроорганизмы (бактерии) используют эти вещества как источник питания и энергии для своей жизнедеятельности. В процессе дыхания микроорганизмов органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходимая для их жизненных функций. Часть энергии идёт на процессы синтеза клеточного вещества, т. е. на увеличение массы бактерий, количества активного ила и биологической плёнки в очистных сооружениях. В минерализации органических соединений сточных вод участвуют бактерии, которые в зависимости от отношения их к кислороду делятся на 2 группы: аэробы (использующие при дыхании растворённый в воде кислород) и анаэробы (развивающиеся в отсутствие свободного кислорода). В сточных водах, помимо растворённых органических веществ, содержатся взвешенные вещества, смолы и масла, которые перед БО должны быть удалены. Для этой цели применяют решётки, песколовки, отстойники. Аэробная БО осуществляется в условиях, близких к естественным. А именно: на полях орошения, полях фильтрации; в биологических прудах и в искусственно создаваемой среде, когда жизнедеятельность микроорганизмов интенсифицируется — в аэротанках, аэрофильтрах, биофильтрах. При анаэробном способе очистки используются метантанки. Выбор типа сооружений определяется характером и количеством сточных вод, местными условиями, требованиями к качеству очищаемой воды и т.д. В результате полной очистки биохимически окисляемые органические вещества в водах практически отсутствуют. Воды теряют способность к загниванию, становятся прозрачными, значительно снижается их бактериальное загрязнение. БО подвергаются сточные воды, содержащие в достаточном количестве биогенные элементы (азот, фосфор и калий), необходимые для жизнедеятельности микроорганизмов.
3) Биогазовые станции
Биогаз – это газ, который выделяется при разложении органических веществ. Его, в отличие от природного газа, можно получать в промышленных условиях путём сбраживания органических отходов и специально выращенных энергетических растений.
Состав биогаза: 50-70% метана (CH4) и 50-30% углекислого газа (CO2).
Будучи близким природному газу по характеристикам, биогаз может использоваться в тех же целях (производство электроэнергии, тепла, автомобильного топлива и т.д.), а при должной степени очистки становится идентичным ему по составу. Таким образом, биогаз является возобновляемым аналогом природного газа.
Производство биогаза не только не потребляет электроэнергию, оно даёт сырьё для её выработки и избавляет предприятие от необходимости прокладывать газопровод и проводить электричество от общественных сетей. Также переработка органических отходов в биогаз и биоудобрения является, пожалуй, самым экологичным способом утилизации этого рода отходов.
Существует еще много других технологий энергосбережения.

5.2. Проблема энергосбережения в Хабаровском крае

Нами было проанализировано состояние энергосбережения в Хабаровском крае.
Правительством Хабаровского края в 2010 году разработало краевую программу «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2011 — 2015 ГОДЫ».
Цель программы — повышение энергетической эффективности в краевых государственных учреждениях, краевых государственных унитарных предприятиях и юридических лицах, оптимизация энергопотребления и внедрение энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления в сопоставимых условиях в течение 5 лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленных ими в 2009 году энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
Также в Хабаровском крае создан «Хабаровский Центр Энергоресурсосбережения». Цель всех предприятий и организаций, входящих в группу «Хабаровский центр энергоресурсосбережения» — развитие и углубление процесса энергосбережения в Хабаровском крае, становление энергосбережения, как эффективной отрасли экономики.
Многие предприятия края перешли на системы энергосбережения, которые позволяют предприятиям значительно экономить свои расходы.
В крае очень активно развивается малоэтажное домостроение. Многие люди берут землю под застройку, но в процессе строительства сталкиваются с проблемой дороговизны подключения электричества, газовых и водных коммуникаций.
Мы провели анкетирование «Энергосберегающие технологии» при помощи сайта АНКЕТЁР.
.
В опросе приняло участие 71 респондент. Нам было интересно узнать мнение респондентов о наиболее оптимальных источниках электроснабжения, обеспечивающих высокую автономность и независимость от линий электропередач жилого дома, поддерживающих комфортную среду проживания человека.
Целью данного опроса является определение наиболее важных качеств систем энергоснабжения для потребителей. Выявить наиболее востребованную технологию энергосбережения.
Анализируя результаты опроса можно сделать следующие выводы.
Вопрос 1. Считаете ли вы что, энергию необходимо экономить?
· Да, безусловно
· Затрудняюсь ответить
· Нет, у нас ресурсов много. Можно не переживать, что закончатся.
91,4
5,7
2,9

Вопрос 2. Какие энергосберегающие технологии Вам известны? Выберите известные Вам технологии.
· Энергосберегающие лампочки;
· Солнечные панели;
· Энергосберегающая бытовая техника;
· Ветровой электрогенератор;
94,1
69,1
50,0
48,5

На данный вопрос подавляющее большинство респондентов (91,4%) ответили, что электроэнергию необходимо экономить. Исторически так сложилось, что в России энергосберегающие технологии все еще не получили широкого распространения. Но по данным результатам видно, что известный слоган – «Уходя, гасите свет!» стал актуальным на текущий момент.
Анализируя ответы на второй вопрос, можно сделать вывод, что респонденты знают в основном о классических технологиях энергосбережения, а альтернативные источники энергосбережения им малоизвестны. 94,1% опрашиваемых указали на технологию энергосбережения – установку энергосберегающих лампочек. На втором месте оказалась технология с использованием солнечных панелей.
Вопрос 3. Какие качества энергосберегающих технологий для Вас наиболее актуальны?
· Надежность (бесперебойность в работе, скорость устранения неполадок)
· Количество производимой энергии
· Экологичность
· Стоимость
64,7
57,4
54,4
47,1

Наиболее значимыми для опрашиваемых оказались надежность технологии (64,7%), количество производимой ею энергии (57,4%) и экологичность (54,4%). Данная картина наглядно иллюстрирует, что в случае автономного энергообеспечения дома вопрос надежности технологии будет стоять на первом месте.
Анализ результата ответов на четвертый вопрос показал, что мнение респондентов об автономном энергообеспечение дома разделилось практически поровну. 50% рассматривают возможность полной автономности дома, а 47,% предпочли бы использование комбинированных видов энергии.
Вопрос 4. Хотели ли бы Вы построить себе дом полностью автономный, не зависящий от использования традиционных видов энергии?
· Да, хотел бы;
· Да, построил бы с использованием комбинированных видов энергии;
· Нет, построил бы с использованием традиционных типов энергии.
50,0
47,1
2,9
Отвечая на данный вопрос, 61% респондентов предпочли для себя выбор солнечных панелей, как один из видов энергосберегающих технологий.
Вопрос 5. Вы строите новый дом с использованием энергосберегающих технологий. Какие технологии Вы бы применили?
Солнечные батареи
(61%)
Мы пришли к выводу, что для простых жителей Хабаровского края наиболее оптимальной технологией, является технология, использующая солнечные панели (солнечная энергетика).
Солнечная энергетика использует возобновляемый источник энергии (солнечную энергию) и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. В свою очередь, солнечные батареи — источник электроснабжения, обеспечивающий высокую автономность и независимость от линий электропередач.
Заключение
Хабаровский край граничит с крупнейшими странами Азиатско-Тихоокеанского региона – Китаем. На огромной территории Хабаровского края производится 60 % всей продукции Дальнего Востока.
На наш взгляд, Хабаровский край будет активно развиваться.
Хорошо развитый регион должен быть хорошо экологически защищён. А для этого необходимо:
· вести правильную политику края;
· ввести большие штрафные денежные санкции, за засорение окружающей среды;
· стимулировать предприятия и организации, активно использующие энергосберегающие технологии;
· осуществлять диссеминацию знаний о новых энергосберегающих технологиях среди населения Хабаровского края;
· в школах края, предмет «экология» и «экономика» начинать преподавать детям с начальной школы;
· в школах края создавать экологические кружки, то есть вести хорошую пропаганду об экологическом состоянии края.
Список литературы
1. География России. Население и хозяйство./ В.П. Дронов, В.Я. Ром – М.: Дрофа, 2002.-384 с.
2. Официальный сайт Хабаровского края: http://www.habkov.ru
3. Краевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае на 2011-2015 годы» solex-un.ru/energo/predmetnaya-osnova/programma-khabarovskogo-kraya-na-2011-2015-gody — Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение»
4. http://www.svs-solar.ru/solnechnye-batarei/browse.html
5. http://www.energosovet.ru/entech.php?id=3
6. energovopros.ru/slovar-terminov/stati-i-issledovanija/zvezdy-gollivuda-za-energoeffektivnost/
7. http://www.belpg.com/equipment.php?CategoryID=10&EquipmentID=61
8. http://www.belpg.com/equipment.php?CategoryID=10&EquipmentID=61
9. http://www.bioges.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=36&Itemid=52&lang=ru

Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей.

Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Паспорт проекта

Название проекта «Природа Курского края»
Образовательные области ООП ДО — Речевое развитие.
— Социально-коммуникативное развитие.
— Художественно-эстетическое развитие.
— Познавательное развитие.
— Физическое развитие
Тип проекта Познавательно — творческий, коллективный, долгосрочный
Актуальность, проблема В условиях развития современного мира люди порой забывают, что являются частью природы. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, знаний о природе родного края, его экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, и научить беречь окружающий мир.
В Курской области есть природоохранные зоны, растения и животные, занесенные в Красную книгу, их просто необходимо знать, уметь беречь и охранять.
Тема проекта «Природа Курского края» выбрана не случайно, так — как просмотрев книги, побыв на реке, в лесу в летнее время с родителям, дети стали спрашивать о растениях и животных нашего края, с которыми они случайно встретились и заинтересовались ими.
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». У нас возникли вопросы:
— Как наглядно познакомить детей с разнообразием природы родного края?
— Как объяснять воспитанникам, что хорошо, а что плохо по отношению к природе?
— Как научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее?
Участники проекта Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников.
Цель проекта Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде посредством изучения природы родного края
Задачи проекта

Для детей 5-6 лет:

1. Систематизировать и обобщить знания детей о разнообразии природы родного края (памятники природы и природоохранные зоны, животный и растительный мир),
2. Развивать познавательный интерес детей к жизни природы.
3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
4. Развивать познавательную активность детей,
их индивидуальные особенности, развивать коммуникативные умения детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
5. Пополнять и уточнять представления детей о Красной книге Курской области.
6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и ее обитателям у детей и взрослых, важности ее сохранения, воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
8. Развивать речь и активизировать словарь и фонематический слух.
9. Развивать творческие способности «Мастерская поделок и рисунков», активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
10. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Для педагогов:

— повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
— обогатить знания педагогов в вопросах воспитания бережного отношения к родному краю природы родного края и экологии.
Для родителей (законных представителей):
— повысить родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания детей;
— создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Уголок природы и краеведения;
Тематические альбомы (лес, наедине с природой), иллюстрации (растения, животные, птицы Курского края), фотографии о природе Курского края;
Дидактические игры («С какого дерева листок?», «Кто где живёт?», «Расскажи-ка», «Четвёртый лишний»);
фонотека, видеотека записей о растениях, животных, птицах, водоемах, лесах курского края,
Методическая, краеведческая, художественная литература;
Альбом (извлечения) Красная книга Курской области;
Красная книга Курской области;
Лэпбук «Природа Курского края»;
Макет «Лес Курского края».
Мероприятия в рамках проекта Для детей:
— мультимедийное знакомство детей с Красной книгой Курской области;
фотоальбом «7 чудес Курского края» (связанных с природой) Курский водопад, цветные озёра, КМА, «плавающий» остров, Курский соловей, Курская антоновка, заповедник им. Алёхина –«Стрелецкая степь»,
— семейные посещения заповедных мест Курской области;
Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел» (Акция «Покормите птиц зимой»);
— чтение художественной литературы русских писателей о природе, русских народных сказок о природе;
— беседы по прочитанным произведениям
— экскурсия в краеведческий музей, детскую библиотеку;
— творческое рассказывание;
— сочинение рассказов и сказок природоведческого направления;
— народные игры («Ручеёк», «Золотые ворота»);
— дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры природоведческого характера;
— выставка творческих работ «Дары природы».

Для педагогов:

— создание картотеки дидактических игр о природе;
— подборка пальчиковых игр о природе, физминуток;

Для родителей (законных представителей):

анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок природу»;
— проведение детско-родительской викторины «Знаем ли мы природу»; «Природа просит заботы»;
— Акция «Покормите птиц зимой», «Правила поведения в природе», «Лес и наше здоровье», «Чудеса Курского края», «Редкие и исчезающие животные Курского края», «Центрально-Чернозёмный заповедник им. Алёхина», «Красная книга Курской области».
— создание макета «Лес»;
— проведение индивидуальных семейных вечеров «Рассказы о природе»;

Ожидаемые результаты

Для детей:

Дети имеют представления о разнообразии растительного и животного мира родного Курского края;
— Пополнили знания о Красной книге России и Курской области;
— Имеют представления об отрицательных последствиях потребительского отношения к природе, о правилах поведения в природе;
— Узнают о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека;
— У детей проявятся патриотические чувства, любовь к своему краю;
— Дети научились наблюдать и делать выводы, искать причинно-следственные связи, видить изменения в природе в зависимости от тепла и света;
— Расширили словарный запас детей, они умеют составлять предложения и небольшие рассказы;
— Повысили знания осознанного отношение к природе, как у родителей, так и у детей;
— Имеют представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека;
— Дети и родители узнали природные особенности родного края (редких животных и растения, о 7 чудесах природы Курской области);
— Пополнили развивающую предметно-пространственную среду.

Для педагогов:

создана доброжелательная атмосфера в коллективе;
— повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
— организовали просвещение родителей по природе и экологии Курского края
— повысили уровень компетентностей педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
— повысили родительскую компетенцию в вопросах знания природы родного края;
— повысили уровень экологических знаний;
— создали условия для обмена информации между родителями и педагогами.

Продукты проекта — Лэпбук «Природа Курского края»
— картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр природоведческого направления, физминуток;
— Альбом «Красная книга Курской области» (извлечение – насекомые, растения, птицы, животные);
— Выставка детских рисунков и поделок из природного материала (совместно с родителями);
— Создание макета лес.
— Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»;
Форма представления проекта — Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;
— представление опыта работы в рамках «Школы молодого педагога» для воспитателей ДОУ.
Оценка эффективности — наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
— беседы с детьми;
— анализ детских рисунков;
— анкетирование родителей.

Структура проекта

Этапы проекта Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап – подготовительный
(сентябрь 2019)
Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература, презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.)
— Диагностика знаний детей о природе Курского края;
— Определение цели и задач проекта;
— Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.
— Разработка плана работы по ознакомлению детей с природой Курского края;
— НОД по проекту
— Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
2 этап – организационно-практический
(сентябрь 2019 -май 2020 г.)
— Организация непосредственно образовательной деятельности
— Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта;
— Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий;
— Пополнение и обновление развивающей предметно – пространственной среды по направлению «Природа Курского края» (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т.п.);
— Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).
3 этап – итоговый
(май 2020 г.)
— Лэпбук «Природа Курского края»
— картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр природоведческого направления;
— Альбом «Красная книга Курской области» (извлечение – насекомые, растения, птицы, животные);
— Выставка детских рисунков и поделок из природного материала (совместно с родителями);
— Создание макета лес.
— Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»;
— Презентация проекта.

План по реализации проекта

Мероприятия Сроки Ответственный
1. — Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок природу»;
— Диагностика детей по теме проекта;
— Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой Курской области»
— Заучивание стихотворения: «Мой Курский край»;
— НОД «Люблю тебя – мой край родной»;
— Разучивание пальчиковой гимнастики «Дикие животные».
— Ситуативная беседа: «Как вести себя на природе»; «О заповедных местах нашего края»;
— Рисование на тему: «Летний отдых на природе»;
Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какой ветки детки?», «Найди по описанию» и т.д.
— Подвижная игра «У медведя во бору».
Сентябрь Воспитатель
2. — Чтение рассказов Н. Носова «Как ворона на крыше заблудилась»;
— отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о природе;
— Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).
— Дидактические игры «Узнай по голосу птиц»; «Найди слово» (5 рыб, 5 животных, 5птиц; 10 фруктов и ягод нашего края);
— Экологическая экскурсия в осенний парк. Игра «Разрешается – запрещается»;
— ОЭД «Почему желтеют и опадают листья?»
— Видеофильм «Природа любит чистоту»;
— Совместная выставка поделок детей и родителей «Дары осени»
Октябрь Воспитатель
3. — Литературный вечер
«Люблю тебя, мой край родной!»
Разучивание с детьми стихотворений Курских поэтов о родном крае;
— НОД «Как готовятся к зиме дикие животные родного края»;
— Чтение рассказа В. Бианки «Растрёпанный воробей» и беседа по прочитанному;
— Дидактические игры: «Найди фрагменты на картинке», «На что похоже?», «С какого дерева листок», «Лабиринты» (материалы лэпбука)
-Аппликация (техника обрывания) «Курская антоновка»;
— Консультация для родителей: «Влияние наблюдений за живой и неживой природой на развитие ребенка»;
— Разучивание пальчиковой гимнастики «Дикие животные» и «Листья»;
— Игра малой подвижности «Изобрази животное», «Каждый к своему дереву»;
Ноябрь Воспитатель
4. НОД «Хвойные деревья наших лесов»;
— Чтение рассказов К. Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак
«Откуда стол пришёл?», беседа о прочитанном;
— ОЭД (опытно-экспериментальная деятельность): «Нужен ли зимой растениям и животным снег?», «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что, кто, живёт под снегом?»;
— Дидактические игры: «Где спрятались звери и птицы в зимнем лесу?», «Найди тень», «Кто, где живет?»
— Пластилинография «Птицы и животные нашего края» (по выбору детей);
— Сюжетно – ролевая игра «Юный эколог» -интервью «С какой елью Вы встретите Новый год?»;
Конкурс «Елки на дистанте» — совместная работа родителей и детей (изготовление елок из экологического материала).
Декабрь Воспитатель
5. — Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой Курской области»;
— НОД: «Зимующие птицы Курского края»;
— Конструирование из бросового материала: «Кормушка для птиц»;
— Коллективная работа «Покормите птиц зимой» (стенгазета);
Дидактические игры «Расскажи- ка» (мнемонаблицы — птицы, животные, растения), «Собери картинку», «Найди отличия», «Кто, чем питается?»;
— Чтение рассказов А. Яшина «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий «Зимняя стужа»;
Конкурс «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек родителями с детьми);
— Подвижная игра «Птицелов», «Утица и селезень».
Январь Воспитатель
6. — Мастерская слова «Лесная школа».
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Чему и как учатся животные».
-Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», беседы по прочитанному;
— Просмотр видеофильма «Природа любит чистоту», беседа «Правила поведения в природе»;
— Литературная гостиная «Зимние чудеса» (разгадывание загадок о зимних явлениях природы);
— Слушание произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Зима»).
— Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чьи следы», «Пищевые цепочки», «Закончи предложение»;
— Ручной труд из природного материала «Природа и фантазия»;
— Оформление Лэпбука «Природа Курского края» (совместная работа воспитателей и родителей).
Февраль Воспитатель
7. — Чтение рассказа М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка», беседа по прочитанному;
— «Огорода на окне». ОЭД: «Хитрые семена»;
Ситуативная беседа-игра «Что было бы, если…?»;
КВН «Экология и дети»;
— Загадки о птицах Курского края»;
— Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире — закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей);
— Оригами «Птицы»;
— оформление альбома «Красная книга Курского края» (извлечение животные, птицы) –родители, воспитатели;
— Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Придумай предложение с заданным словом» (по материалу из Лэпбука);
— Народные подвижные игры «Жаворонок». «Золотые ворота»
— Развлечение «Встреча птиц»;
— Изготовление домиков для птиц (совместная работа родителей и детей).
Март Воспитатель
8. — Мультимедийное знакомство детей
с «Центрально-черноземным государственным природным биосферным заповедником имени профессора В.В. Алехина» (состоящего из 6 участков: Стрелецкий, Казацкий, Букреевы Бармы, Баркаловка, Зоринский и Пойма Псла);
— Оформление альбома «Красная книга Курского края» (извлечения растения);
— Выставка детских рисунков: «Природа родного края»;
— Экскурсия в краеведческий музей «Центрально-Чернозёмный заповедник им. Алёхина»;
— Консультация для родителей: «Чудеса Курского края»;
-Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Придумай предложение с заданным словом», « Летает, ползает, бегает, плавает»; «Разгадывание кроссвордов»;
Апрель Воспитатель
9. — Оформление макета «Лес»;
— Чтение В. Бианки «Приключение Муравьишки», В. Г. Сутеев «Под грибом», «Палочка- выручалочка», беседы по прочитанному;
— Тематические беседы – рассуждения: «Что на планете важнее всего», «Боль сломанной ветки»;
— Мультимедийное знакомство детей с реками Курского края»;
— Видеоролик «Красота Курской природы».
— Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»;
— Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Лиса в курятнике»
— Родительское собрание на тему:
«Мы идем в поход по родному краю»;
— Диагностика детей.
Май Воспитатель

Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» — интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

5. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

6. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

7. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

8. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

9. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.

10. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

11. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

12. З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

13. Н. Н. Мазильникова «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников». Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.

14. А.А.Лопатина «Сказы матушки земли». Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008.

15. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

  • Экологически чистом районе как пишется
  • Экологические проблемы казахстана сочинение
  • Экологические проблемы в россии сочинение
  • Экологическая сказка про капельку воды
  • Экологическая сказка жила была река н а рыжова