Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников

Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии. экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. чем раньше

Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.

Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Они, конечно же, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но как пройдёт эта адаптация? И как это повлияет на их будущее надо думать уже сегодня. В первом дошкольном опыте, дети получают не только информацию об окружающем мире, но и учатся в нём жить.

Коллектив нашего детского сада активно работает над развитием психологического здоровья ребенка с использованием сказкотерапии.

Для решения задач воспитания экологической культуры у дошкольников за основу взяли “Сказкотерапию”, как один из методов расширения сознания, не забывая, что дети очень любят волшебные сказки. Мы взяли не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию один из методов здоровье сберегающей технологии. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Мы считаем, что главная задача экологической работы в детском саду с детьми дошкольного возраста – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передача определенных знаний в области экологии и соблюдение элементарных правил поведения при взаимодействии с природой. Сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории и добавляем элементы поведения в природе, отражая экологические проблемы ближайшего окружения, таким образом, мы призываем дошкольников беречь природу.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у дошкольников эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло! Конечно, детям еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии.

В индивидуальной работе с детьми применяем:

— коррекционные сказки (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

— психотерапевтические (“для лечения души”, с образом доброго волшебника), моделируем знакомые сказки эколого-познавательного характера, рассказываем или придумываем вместе с детьми по кругу уже известную сказку.

В дошкольном возрасте дети, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, научить сочувствовать, сопереживать.

К примеру, можно предложить детям “превратиться” в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают, а после этого рисуют, то, как чувствовали себя в том или ином образе, в той или иной ситуации.

Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли, предоставить ему ещё и возможность проиграть различные типы поведения в разных ситуациях.

Рисуя сказку, мы как бы совмещаем сказочную природу с настоящей, так как в это время дети учатся понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому.

В своей практике рисование применяем там, где ребенку трудно рассказать, что происходит и оказывается сначала легче нарисовать. Язык искусства становится ребенку доступным достаточно рано, иногда раньше, чем обычная речь.

Мы не навязываем ребёнку процесс рисования, а стараемся увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца: “Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”. Дети, воспитатели и родители рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и только потом, ставят свои спектакли.

С помощью сказок мы стараемся познакомить детей с природой родного края, его достопримечательностями, следим, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаем работу всегда с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для глубоких переживаний, возвышенного отношения к природе, желания оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.

С помощью сказкотерапии мы помогаем воспитанникам осознать: насколько красива и насколько ранима природа, а также как ее можно и нужно беречь. Поэтому считаем, что Сказкотерапия является эффективным средством воспитания, способствующим экологическому развитию дошкольников.

Список использованной литературы:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

  2. Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.

  3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2005

Библиографическое описание:

Свалова, Е. В. Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок / Е. В. Свалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2709/ (дата обращения: 09.01.2022).



Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

Все хорошее е в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Тюрина Л. А.

С 2015 года работаю над проблемой экологического образования воспитанников. Накоплен опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста». Эта проблема актуальна потому, что обостряется экологическая проблема в стране и в мире, она диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Цель опыта работы — развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

‒ формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

‒ развитие познавательного интереса к миру природы;

‒ воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

‒ формирование умения и желания сохранять природу;

‒ формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Для успешной работы по приоритетному направлению применяю экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников.

За время работы с детьми нами было прочитано много сказок, такие как «Бабушка Федора и герань», «Как человек приручил растения», «Родничок», «Грустная история», «Светлая капель» М. Пришвин, «Голубые лягушки», «Лесные домишки» В. Бианки, «Что такое кислотный дождь» С. Н. Николаева, и др. Во время чтения я стараюсь выделить фрагмент текста, из которого последует проблемная ситуация, и решаться она будет с помощью опыта. Ещё один из приёмов работы с экологической сказкой применяемый мной это — сочинение сказок. За время работы дети сочинили такие сказки как, «Ёжик в лесу» (дети запомнили, какие животные впадают зимой в спячку, и почему их нельзя тревожить); «Девочка и цветы» (в этой сказке дети рассказали, как нужно обращаться с растительным миром), «Ручеёк и завод» (в этой сказке дети затронули проблему загрязнения воды).

Нами была поставлена сказка «Пожар в лесу», она помогла понять детям, к чему может привести неосторожное обращение с огнем в лесу, и с удовольствием показали эту сказку малышам. После совместного похода в лес (где помогали Лесовику убрать мусор в его лесничестве) мы с детьми провели игру «Чтобы лес жил…». В этой игре было много заданий, споров, дискуссий об охране леса. Дети прекрасно справились с поставленными задачами. Мною было предложено изготовить книжки — малышки «Правила поведения в лесу». К этому мероприятию подключились родители. С большим удовольствием родители и дети изготавливали книжки. Мы устроили презентацию книжек, каждый ребенок представил свою работу. С родителями была проведена игра «В гостях у Берегини», где уже взрослые для своих детей показывали экологические познания.

Более успешному решению этой проблемы помогает взаимодействие со специалистами. Для своих коллег мною был проведен семинар — практикум «Экологические сказки — как эффективное средство экологического воспитания». Были проведены практические занятия. Также педагогам были предложены стендовые консультации для родителей «Экологические сказки».

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева и др.).

Главная задача экологической работы педагогов и родителей — научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Поэтому в своей работе по экологическому образованию воспитанников я успешно использую экологические сказки.

Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире.

Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Использовать экологические сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, различных экологических мероприятий, праздников, экскурсий, на занятиях по экологии.

Литература:

  1. Экологические стихи и сказки клубов друзей [Сост. е. Кузнецова. — Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. — 104 с.:]
  2. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество)].
  3. Ковинько, Л. В. Секреты природы — это так интересно! — [Москва: Линка-Пресс, 2004. — 72с.: ил.]
  4. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: [Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с].
  5. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — [Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, окружающий мир, экологическое воспитание, Николаев, экологическая культура детей, экологическая сказка, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников, эффективное средство.

Похожие статьи

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале…

экологическая сказка, Николаев, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного… Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает…

Народная сказка как средство формирования экологического

Экология, экологическое образование, экологическое воспитание, сказка, экологическое представление.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда…

Воспитание основ экологической культуры старших…

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Особенности формирования экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда…

Важность экологического воспитания дошкольника

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы…

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей в ДОУ включает в себя: 1) Подготовку педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Формирование основ экологической культуры дошкольников

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Формирование экологических представлений детей старшего…

экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы…

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

660028 г. Красноярск ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,

660028 г. Красноярск ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60

Электронная почта: sad102krsk@mail.ru

Сайт: http://krasdetsad102.ru

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

методическая разработка

Автор: Носевич Юлия Николаевна,

старший воспитатель

Красноярск

2017 г.

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для планирования и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Содержит описание опыта работы по созданию и использованию экологической сказки в образовательном процессе.

Предложенный материал включает в себя: авторскую сказку, конспект непосредственно образовательной деятельности.

Методическая разработка может быть полезна педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также родителям в воспитании детей.

Сведения об авторе: Носевич Юлия Николаевна, старший воспитатель МБДОУ № 102, высшая квалификационная категория, тел.: 8950-999-36-23.

Оглавление

Введение. Пояснительная записка

Основная часть. Содержание методической разработки.

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

3

5

6

7

8

10

Введение. Пояснительная записка

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Ведь дошкольное детство – начальный этап становления личности человека.

Мы – взрослые помним из нашего детства свои ощущения и чувства, связанные с восприятием природы: чистые реки и озера, зеленые леса, теплые дожди, прозрачные лужи, воздушный и пушистый снег, цветущие поля, яркое солнце на светлом небе. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но современные дети лишены невосполнимых богатств природы. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной её красотой.

Картина современного состояния природы, к сожалению уже не такая радостная: радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота и т.п.

Актуальность.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации, 2017 год объявлен «Годом Экологии».

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, педагоги и родители, сами обладают экологической культурой.

В наше время существует большое количество программ (комплексных и парциальных) экологического воспитания дошкольников. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных способностей ребенка.

В условиях реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение задач:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического воспитания и образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Кроме этого необходимо учесть то, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В связи с этим перед педагогом встает вопрос: а как же заинтересовать ребенка?; как создать условия для проявления детской инициативы?; как привлечь его к решению экологических проблем в рамках образовательного процесса в детском саду?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что на помощь педагогам может прийти сказка. Ведь сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает, способный погрузить в нереальную действительность и эмоционально зажечь каждого ребенка.

Сказка имеет большое познавательное значение – она косвенно, через погружение в нереальную действительность знакомит детей с окружающим миром.

Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка фантазировать, воображать, задумываться и додумывать, размышлять.

Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни.

Используя сказку в процессе развития ребенка любого дошкольного возраста (от младшей группы до подготовительной к школе) можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление.

Изучая современный опыт использования сказки в экологическом воспитании дошкольников, я пришла к выводу, что сказка – относительно новое явление для экологического воспитания: она как бы противоположна природной действительности. В природе все взаимосвязано, закономерно, последовательно. А в сказке, наоборот, все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. Кроме того, я столкнулась с дефицитом сказок, имеющих в содержании экологический смысл.

Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность – то есть практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей.

Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей.

Поэтому у меня возникла идея сочинения авторской сказки самим педагогом и дальнейшее её использование в непосредственно образовательной деятельности с детьми. Ведь сочиняя сказку самостоятельно, педагог может внести в нее тот смысл и содержание, которое необходимо в образовательной деятельности в зависимости от возраста и контингента детей в группе, темы недели, времени года, региональных особенностей природы и т.д. Стоит только включить фантазию.

Цель методической разработки – обучение педагогов составлению авторской экологической сказки, содержание которой может быть использовано в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Ожидаемые результаты:

Результатом использования педагогами методической разработки в работе с детьми дошкольного возраста могут стать:

1. Сформированные основы экологического мировоззрения и культуры детей дошкольного возраста.

2. Наличие расширенных представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

3. Осознание детьми самих себя, как части природы.

4. Устойчивый познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

5. Сформированные умения по применению практических действий по охране природы.

Основная часть. Содержание методической разработки.

Алгоритм создания авторской экологической сказки и способы ее использования в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:

1. Придумывается и описывается проблемная экологическая ситуация;

2.Определяется место, где будут разворачиваться события (например: лес, роща, река и т.д.);

3. Определяются неодушевленные объекты, типичные для этого места (например: рыбы, грибы, ягоды, животные и т.д.);

4. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека (например: хвастливые, важный, веселые, грустный и т.д. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками;

5. Далее идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди;

5. Придумываются и описываются последствия проблемной экологической ситуации;

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к проблеме;

7. Описывается разрешение проблемной экологической ситуации, её исход, выводятся жизненные правила;

8. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности (таблица 1);

9. После составления и написания, сказка включается в конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с использованием разных видов детской активности.

Таблица 1

Место в сказке

Пример начала фразы

Содержание

Начало

Жили-были…

Начало сказки, встреча с героями.

Описание проблемы

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка

Из-за этого…

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

Решение проблемы

И решили тогда …

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка

С тех пор …

Результат действий героев сказки. Развязка сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки

Так и стали …

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.

Заключение

Использование авторской сказки в экологическом воспитании дошкольников позволяет педагогу не только организовать образовательный процесс с детьми, но и превратить его в волшебное путешествие, игру, сказку, в которой дети могут воображать и фантазировать, развивать мыслительные способности и т.д. Кроме этого, педагог сам, готовясь к образовательной деятельности в процессе сочинения сказки, развивается творчески и интеллектуально.

В результате апробации сочинения экологических сказок и включения их в непосредственно образовательную деятельность, у детей повысился интерес к экологии и современным проблемам природы. При этом, эмоциональное переживание проблем, описанных и инсценированных в сказке, отражается и транслируется в семье. Таким образом, и родители стали активно принимать участие в создании сказок экологического содержания. Родители вместе с детьми сочиняют сказки, рисуют иллюстрации к ним, создают книжки-малышки, инсценируют эти сказки в группе и дома.

В качестве примера результата составления экологической сказки представлена авторская сказка «Сказка о брате Ельнике и сестре Роще», 2013 г., автор Носевич Ю. Н. (Приложение 1.)

В качестве примера включения экологической сказки в конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми представленКонспект непосредственно образовательной деятельности (Приложение 2.)

Список используемой литературы

Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009. — N 7. — С. 62-65.

Детский сад – эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. — N 2. — С. 4.

Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. — 240 с.

Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. — N 8. — С. 17-19.

Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. — N 5. — С. 22-27.

Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. — N 1. — С. 58-63.

Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. — N 3. — С. 6-9.

Рыжова Н.А. «Наш дом — природа». М. — 1998. — 128 с.

Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», серия « Для пап и мам». — Харьков— «Фолио» — 1996. — 460 с.

Приложения

Приложение 1

Сказка о брате Ельнике и сестре Роще.

Жили-были брат и сестра – Ельник и Роща. Только случилось так, что жили они в разлуке горькой. Не виделись они друг с другом и не слышались.

Старший брат Ельник жил в большом и красивом доме за городом. А в доме его все убранство было такой красоты, что и описать нельзя. Потолком в его доме было чистое, необъятное голубое небо, стены – широкие, красивые просторы полей и лесов, пол был устелен прекрасным зеленым ковром. А ковер тот был украшен цветами, яркими ягодами и душистыми травами.

Ельник очень любил принимать в своем доме разных гостей. В его прекрасном доме всем места хватало: и зайчонку, и бельчонку, и лисичке-сестричке и птицам разным. Всем он рад был, всех приютит, накормит, напоит и спать уложит.

К Ельнику в гости и люди из города приезжали, чтобы подивиться его красоте и чудесному дому. Все гости очень ценили красоту, чистоту и гостеприимство хозяина. Вели себя гости как тому положено:

Не кричали, не бранились, не пугали птиц, зверей;

Не ругались, не мирились и не трогали ветвей;

Не разбрасывали мусор, убирали все кругом,

Чтобы Ельник благодарный снова запустил их в дом.

Так Ельник жил-поживал. Радовался жизни и радовал других. Но бывали времена, когда найдет на него тоска-кручина по своей младшей сестрёнке Роще, ведь нет у них возможности ни свидеться, ни словом обмолвиться.

Но не ведал старший брат Ельник, как живет его младшая сестренка Роща. А жила Роща в городе, в маленьком доме. Дом ее был совсем не такой чистый, красивый и уютный как у брата. Потолком в домике Рощи было грязное и серое от заводского дыма небо, стенами дома служили ветхие многоэтажные дома и новостройки, которые с каждым годом делали дом Рощи все меньше и меньше и, казалось, вот-вот вытеснят ее из жилища. Вместо красивого и зеленого ковра на полу в доме Рощи были бетонные плиты, асфальтовые дорожки и мусор.

Очень уж грустила и печалилась Роща о своем житье-бытье. Ведь к ней в гости не приходили разные звери, не прилетали и птицы. Ее гостями были только злые и невоспитанные люди, которые не ценили красоты и гостеприимства Рощи. Они приходили лишь для того, чтобы отдохнуть в свое удовольствие, посидеть на скамейках. Эти люди совсем не умели себя вести в гостях:

Скамейки и ветки ломали, ругались и громко кричали,

И гнезда у птиц разоряли, животных они обижали.

Они ведь о не понимали, когда мусор на земь бросали,

Что землю свою засоряли, что совесть они потеряли.

Так они и жили порознь: старший брат Ельник в своем большом и чистом доме за городом и младшая сестра Роща в маленьком и сером домике в городе.

Но вот настал тот день, когда Ельник не выдержал тоски по своей младшей сестре и решил отправить к ней своего верного друга Дрозда.

– «Лети, мой друг, лети! Проведай мою сестренку Рощу, справься о ее здоровье и передай ей от меня большой привет!» – наказал Ельник Дрозду.

И отправился Дрозд в путь-дорогу. Долго искал он дом Рощи среди серых и угрюмых домов города, пробираясь сквозь густой туман заводского дыма. И вот, наконец, увидел он небольшой серый дом, из которого выглядывала грустная и испачканная Роща. Диву дался Дрозд, не узнал он красавицу Рощу в таком облике.

– «Милая, Роща, что же с тобой приключилось?» – спросил Дрозд у Рощи.

А Роща только плачет ему в ответ:

– «Я старалась быть для всех гостеприимной, как старший брат учил. Но не знала я, миленький Дрозд, что люди так относятся к природе, что не берегут ее. Вот и поплатилась я за свою доброту».

Испугался Дрозд за бедную Рощу и поспешил скорее к Ельнику рассказать о беде, что приключилась с его сестрой.

Рассказал Дрозд все, что видел Ельнику. Запечалился Ельник, пригорюнился, стал думу думать, как помочь сестренке младшенькой.

Долго думал Ельник и придумал. Позвал он дождевую тучу и отправил на помощь к сестре своей Роще. Прилетела туча дождевая в город и обрушила на него проливной дождь. Три дня и три ночи дождь трудился: смывал всю пыль и грязь с деревьев и с асфальтовых дорожек, собрал весь мусор и унес своими водами далеко-далеко из дома Рощи.

Наконец, дождь закончился, выглянуло солнышко и осветило чистый, красивый и яркий дом Рощи. Оглядела Роща свой новый дом и глазам своим не поверила: березки все сменили свои серые платья на ярко-зеленые сарафаны, на полу среди бетонных плит и асфальтовых дорожек появились красивые зеленые коврики с густой молодой травкой. Обрадовалась Роща тому, что не было больше в ее доме ни мусора, ни грязи. Даже заводской дым рассеялся. Но не знала тогда Роща плакать ей или смеяться.

– «А вдруг злые люди снова придут, испортят мой красивый и чисты дом? Опять будут мусорить, кричать и обижать животных и птиц?» – думала Роща.

Вот и виднеется первая пара гостей на пути к домику Рощи. А за ней и еще одна, и еще одна, и еще … И увидели люди перед собой красивую, чистую, зеленую Рощу и поняли, что не правильно себя вели. Решили тогда люди бережно относиться к Роще, ценить ее красоту и помочь ей стать еще красивее и лучше.

С тех пор в жизни Рощи все изменилось: люди стали украшать зеленые коврики красивыми цветами, скамейки стали окрашивать в яркие цвета, возле скамеек установили урны для мусора. А весной люди построили скворечники для скворцов и повесили их в доме Рощи. И тогда в чистый и красивый дом Рощи стали приходить в гости разные животные и прилетать птицы.

Верной подругой Рощи стала Кукушка, которая летала к брату Ельнику с приветом и новостями о жизни сестры.

Так и стали жить брат Ельник и сестра Роща, а их верные друзья Дрозд и Кукушка помогали им во всем. И не было больше в их домах тоски и горести, а были только радость, дружба и красота.

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(средняя группа)

Тема:«Природа – наш дом!»

Цель: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды в современном мире;

формировать систему знаний о путях решения экологических проблем;

учить применять знания о природе в новой ситуации.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность детей;

развивать стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Воспитательные задачи:

формировать мотивы, потребности и привычки экологически-культурного поведения и деятельности, ведения здорового образа жизни;

воспитывать уважение и товарищеское отношение друг к другу.

Тип: интегрированное развлечение-путешествие.

Методы: беседа, рассказ, решение логических задач, анализ ситуаций, размышление, мозговая атака.

Оборудование:проектор; ноутбук; платок на голову; «капельки» на голову для детей; предметы, имитирующие мусор (пластмассовые бутылки, пакеты, бумага, газета); дощечки из ДВП (для знаков); чистые листы бумаги; простые карандаши; краски; кисточки.

Ожидаемый результат:

сформированы представления об экологических проблемах в современном мире и о способах их решения;

определены и приняты детьми правила поведения как в обществе в целом, так и в природе.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель заводит беседу с одним или несколькими воспитанниками в группе на фоне самостоятельной деятельности общей массы детей в группе.

В.: Прекрасна и разнообразна природа нашей планеты: прекрасные леса, красивые цветы, ароматные травы и зеленые луга радуют нас не только за городом, но и в городских парках, рощах и скверах. На первый взгляд, кажется, что леса всегда будут с зелеными кронами, цветы и травка всегда будут нас радовать. Вы согласны с этим мнением? (ответы детей).

В.: Ребята, а какие леса вы знаете? (смешанный, лиственный (березовая роща, дубрава), хвойный (ельник, сосновый бор)).

В.: Я знаю одну сказку «О брате Ельнике и сестре Роще», в которую мы с вами можем попасть и не только послушать эту сказку, но и увидеть своими глазами, что же там происходит. Вы готовы? (ответы детей)

В.: Тогда встанем в кружок, возьмемся за руки, закроем глазки и произнесем волшебное заклинание:

«Круг волшебный, добрый друг, покажи нам все вокруг! Только скажем слово «три», в сказку двери отвари! Раз, два, три …» (постепенно в игру вовлекаются остальные дети)

Воспитатель надевает на голову платок и превращается в рассказчицу. На стене появляется изображение ельника и В. начинает рассказ.

В.:Жили-были брат и сестра – Ельник и Роща. Только случилось так, что жили они в разлуке горькой. Не виделись они друг с другом и не слышались.

Старший брат Ельник жил в большом и красивом доме за городом. А в доме его все убранство было такой красоты, что и описать нельзя. Потолком в его доме было чистое, необъятное голубое небо, стены – широкие, красивые просторы полей и лесов, пол был устелен прекрасным зеленым ковром. А ковер тот был украшен цветами, яркими ягодами и душистыми травами.

Ельник очень любил принимать в своем доме разных гостей. В его прекрасном доме всем места хватало: и зайчонку, и бельчонку, и лисичке-сестричке и птицам разным. Всем он рад был, всех приютит, накормит, напоит и спать уложит.

К Ельнику в гости и люди из города приезжали, чтобы подивиться его красоте и чудесному дому. Все гости очень ценили красоту, чистоту и гостеприимство хозяина.

В.: Как вы думаете, ребята, почему дом Ельника был такой красивый и чистый? (ответы детей)

В.:Вели себя гости как тому положено:

Не кричали, не бранились, не пугали птиц, зверей;

Не ругались, не мирились и не трогали ветвей;

Не разбрасывали мусор, убирали все кругом,

Чтобы Ельник благодарный снова запустил их в дом.

Так Ельник жил-поживал. Радовался жизни и радовал других. Но бывали времена, когда найдет на него тоска-кручина по своей младшей сестрёнке Роще, ведь нет у них возможности ни свидеться, ни словом обмолвиться.

Но не ведал старший брат Ельник, как живет его младшая сестренка Роща (на стене появляется изображение городской рощи).

А жила Роща в городе, в маленьком доме. Дом ее был совсем не такой чистый, красивый и уютный как у брата. Потолком в домике Рощи было грязное и серое от заводского дыма небо, стенами дома служили ветхие многоэтажные дома и новостройки, которые с каждым годом делали дом Рощи все меньше и меньше и, казалось, вот-вот вытеснят ее из жилища. Вместо красивого и зеленого ковра на полу в доме Рощи были бетонные плиты, асфальтовые дорожки и мусор.

Очень уж грустила и печалилась Роща о своем житье-бытье. Ведь к ней в гости не приходили разные звери, не прилетали и птицы.

В.: Как вы думаете, ребята, почему дом Рощи был такой грязный? (ответы детей)

В.: А почему к Роще не приходили животные и не прилетали птицы в гости? (ответы детей). (в это время помощник воспитателя разбрасывает по группе скомканную бумагу, пакеты, пластиковые пустые бутылки, имитирующие мусор в роще).

В.:Ее гостями были только злые и невоспитанные люди, которые не ценили красоты и гостеприимства Рощи. Они приходили лишь для того, чтобы отдохнуть в свое удовольствие, посидеть на скамейках. Эти люди совсем не умели себя вести в гостях:

Скамейки и ветки ломали, ругались и громко кричали,

И гнезда у птиц разоряли, животных они обижали.

Они ведь о не понимали, когда мусор на земь бросали,

Что землю свою засоряли, что совесть они потеряли.

Так они и жили порознь: старший брат Ельник в своем большом и чистом доме за городом и младшая сестра Роща в маленьком и сером домике в городе.

Но вот настал тот день, когда Ельник не выдержал тоски по своей младшей сестре и решил отправить к ней своего верного друга Дрозда.

«Лети, мой друг, лети! Проведай мою сестренку Рощу, справься о ее здоровье и передай ей от меня большой привет!» – наказал Ельник Дрозду.

И отправился Дрозд в путь-дорогу. Долго искал он дом Рощи среди серых и угрюмых домов города, пробираясь сквозь густой туман заводского дыма. И вот, наконец, увидел он небольшой серый дом, из которого выглядывала грустная и испачканная Роща. Диву дался Дрозд, не узнал он красавицу Рощу в таком облике.

«Милая, Роща, что же с тобой приключилось?» – спросил Дрозд у Рощи.

«Я старалась быть для всех гостеприимной, как старший брат учил. Но не знала я, миленький Дрозд, что люди так относятся к природе, что не берегут ее. Вот и поплатилась я за свою доброту».

Испугался Дрозд за бедную Рощу и поспешил скорее к Ельнику рассказать о беде, что приключилась с его сестрой.

Рассказал Дрозд все, что видел Ельнику. Запечалился Ельник, пригорюнился, стал думу думать, как помочь сестренке младшенькой.

Долго думал Ельник и придумал. Позвал он дождевую тучу и отправил на помощь к сестре своей Роще. Прилетела туча дождевая в город и …

В.: И что дождевая туча сделала, ребята? А хотите посмотреть что сделала туча?оспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу»). Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь).

В.: Тучкой буду я, а вы, ребята – её детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.). Обрушила туча на город проливной дождь. (капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли).Три дня и три ночи дождь трудился: смывал всю пыль и грязь с деревьев и с асфальтовых дорожек, (скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленьким весёлым ручейком), собрал ручеек весь мусор и унес своими водами далеко-далеко из дома Рощи (капельки составят ручей, взявшись за руки.). А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к Тучке.

В.:Наконец, дождь закончился, выглянуло солнышко и осветило чистый, красивый и яркий дом Рощи (на стене появляется картина чистого сквера). Оглядела Роща свой новый дом и глазам своим не поверила: березки все сменили свои серые платья на ярко-зеленые сарафаны, на полу среди бетонных плит и асфальтовых дорожек появились красивые зеленые коврики с густой молодой травкой. Обрадовалась Роща тому, что не было больше в ее доме ни мусора, ни грязи. Даже заводской дым рассеялся. Но не знала тогда Роща плакать ей или смеяться.

«А вдруг злые люди снова придут, испортят мой красивый и чисты дом? Опять будут мусорить, кричать и обижать животных и птиц?» – думала Роща.

В.: Ребята, а как вы считаете, что надо сделать людям, что бы сохранить дом Рощи таким чистым и красивым как сейчас? (рассуждения и ответы детей).

В.: А как мы можем помочь всем людям всегда бережно относиться к природе и не забывать как себя вести? (сделать знаки «Этого нельзя делать»).

Ребята вместе с воспитателем оформляют запрещающие знаки (на выбор детей: рисуют, наклеивают в виде аппликации, конструируют из разных материалов и т.д.) и устанавливают их в уголке природы.

В.:Вот и виднеется первая пара гостей на пути к домику Рощи. А за ней и еще одна, и еще одна, и еще … И увидели люди перед собой красивую, чистую, зеленую Рощу и поняли, что не правильно себя вели.

Решили тогда люди бережно относиться к Роще, ценить ее красоту и помочь ей стать еще красивее и лучше.

В.: А как можно помочь Роще стать красивее и лучше, ребята? (рассуждения и ответы детей).

В.:С тех пор в жизни Рощи все изменилось: люди стали украшать зеленые коврики красивыми цветами, скамейки стали окрашивать в яркие цвета, возле скамеек установили урны для мусора. А весной люди построили скворечники для скворцов и повесили их в доме Рощи. И тогда в чистый и красивый дом Рощи стали приходить в гости разные животные и прилетать птицы.

Верной подругой Рощи стала Кукушка, которая летала к брату Ельнику с приветом и новостями о жизни сестры.

Так и стали жить брат Ельник и сестра Роща, а их верные друзья Дрозд и Кукушка помогали им во всем. И не было больше в их домах тоски и горести, а были только радость, дружба и красота.

В.: Вот такую интересную и поучительную сказку знаете теперь и вы, ребята. Спасибо, что послушали меня и сделали такие замечательные знаки. Надеюсь, что мы с вами будем любить и беречь нашу природу!

16

Обращаясь к педагогическому наследию В. А.
Сухомлинского, мы находим один из эффективных
методов воспитания детей — обучение их
сочинению сказок.

В последние годы бурно развиваются новые
направления экологии — социальная экология,
рассматривающая взаимоотношения общества и
природы, прикладная экология, экология человека,
видеоэкология и другие. От проблемы «организм —
среда» экология подошла к проблеме «человек —
природа». Мы предлагаем понимать под
экологическим образованием дошкольников
непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития ребенка, направленный на формирование
его экологической культуры, которая проявляется
в эмоционально-положительном отношении к
природе, окружающему миру, в ответственном
отношении к своему здоровью и состоянию
окружающей среды, в соблюдении определенных
моральных норм, в системе ценностных
ориентаций.    Экологическое воспитание
тесно связано и с развитием эмоций ребенка,
умения сочувствовать, удивляться, сопереживать,
заботиться о живых организмах, воспринимать их
как братьев по природе, уметь видеть красоту
окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного
цветка, капли росы, маленького паучка. А где как
не в сказках дети переживают свои самые сильные
чувства – сопереживают, удивляются, плачут и
смеются.

В течение тысячелетий сказка открывала и
открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав
осознавать самого себя, ребенок осмысливает
окружающее, усваивает законы общения, 
устанавливает различие между «хорошо» и «плохо»
именно через сказку.

С точки зрения процесса воспитания, сказка
облекает в художественную форму, эстетически
расцвечивает для ребенка правила жизни человека,
пробуждает любознательность и интерес к
огромному миру, учит наслаждаться искусством.
Пренебречь этим — значит лишиться прочной
основы развития личности вступающего в жизнь
человека

Формы организации работы со сказкой при работе
с детьми могут быть самыми разнообразными:

– использование сказочных примеров, ситуаций,
образов в повседневной деятельности
дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и
самостоятельной художественной деятельности
детей, любой совместной с педагогом
деятельности;
– организация сюжетно-ролевых игр,
игр-драматизаций, игр-путешествий,
занятий-праздников на материале сказок;
– включение сказочного материала в занятия по
изобразительной деятельности детей в качестве
художественного слова;
– использование отрывков из сказок на занятиях
по познанию окружающего мира в качестве
иллюстративного материала;
– включение сказочных образов и элементов
сказочных сюжетов в физкультурные занятия,
утреннюю гимнастику, физкультминутки,
физкультурные досуги и праздники

Сказка является одним из
социально-педагогических средств формирования
личности, она, как и любое произведение
искусства, заставляет волноваться, сопереживать
персонажам и событиям. Одна из важнейших задач,
стоящих сегодня на повестке дня, – формирование
экологической культуры детей, начиная с самого
раннего возраста. Причем доброй основой служат
знания дошкольников об окружающей нас природе.

Таким образом, подводя итоги своей работы по
внедрению экологической сказки в процесс
формирования экосознания старшего дошкольника,
можно с уверенностью сказать, что все детское
творчество, непрерывно и надолго поселяет в уме и
душе маленького ребенка знания таинств 
природы, гуманного отношения к ней. И пусть, наши
сказки наивны и немного нескладны, главное
наследие в них это – доброта, любовь к природе,
осознание себя частичкой красоты и гармонии.

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

(экологическая сказка)

На нашей красивой планете,
Где птицы на ветках поют,
На нашей планете ЗЕМЛЯ
Хорошие люди живут.
На одной из улиц,
Возможно, и на вашей
Живет один мальчишка
Петя Промокашкин.
Мальчишка – не разбойник,
И умный – буквы знает
И даже маме с папой
Дома помогает.
Один лишь недостаток
У нашего героя –
Он улицу считает
Большим ведром помойным.
И фантики конфетные,
Обрезки от бумаги
В окно кидает Петя,
Попал на шляпу дяде.
И дядя рассердился.
Конечно – жалко шляпу!
Подумал: «Навещу-ка
Разбойника я папу!»
Скажу ему: «Товарищ!
Как сына воспитали?
Наверное, вы сами
Природу загрязняли!»
И стыдно было папе,
А маме так обидно.
Ну неужели Петечка
Такой уж и бандит?!
Неправда! Сын хороший!
Он просто позабыл
Родителей уроки;
Насупился, заныл:
«Простите папа, мама!
Я больше так не буду –
Кидать наш мусор грязный
На шляпы взрослым людям… «
Родители серьезные,
Чуть сдерживая вздох,
Сказали: «Сядь, подумай!
Ведь ты большой сынок!»
У папы голос строгий,
И мама не смеется.
Дверь в комнату прикрыли
И чинно удалились…
А Петя горько плакал,
ОбидносталоПете,
Что из-за шляпы дядькиной
Родители сердиты.
«Что я такого сделал?
Ну выбросил обертку…
Подумаешь! Не камнем же
Ударил его по носу…
И фантики не в сахаре,
И к дяде не прилипли…
Ой, как обидно, мамочк-и-и-и-и…
Ой, как обидно…»
Ну разве только шляпы
От мусора страдают?!
И чтоже было дальше,
Сейчас мы все узнаем.
Остался Петя в комнате,
Лег на свою кровать,
Обиделся, насупился,
Устал и стал зевать.
И в маленькую комнату,
В открытое окно
Залетело облако,
Окутало все сном.
Петя Промокашкин
Очнулся на планете,
Где мусорили все:
И взрослые, и дети.
И в этом странном месте,
Нет солнечного света,
Хотя по всем приметам
Сейчас должно быть лето.
На небе тучи черные
От заводского дыма,
Грязная трава, земля –
Ужасная картина!!!
Не слышно птичьих трелей
И писка комара,
Не видно ни зверушки,
Ни даже муравья.
Повсюду грязь и копоть,
Пожухла вся листва,
Болеют птицы, звери,
Плачет вся ЗЕМЛЯ!
Бредет наш мальчик Петя
Вдоль берега реки,
Зловещее молчание,
Вдруг, на воде круги…
Остановился Петя,
Не сводит с кругов глаз,
Обрадовался мальчик,
Подумал: «Водолаз!»
Вдруг из воды из мутной
Щука выплывает
И голосом усталым
Петю вопрошает:
«За что же так вы, Чудище,
С нами поступили,
Зачем планету нашу
В грязнулю превратили?
В воде погибли рыбы
От ваших сточных вод,
За что мы провинились,
Что так нам не везет?»
И Петя возмутился:
«Не Чудище я вовсе!»
К воде он наклонился
И не узнал себя!
Весь страшный и лохматый,
Злобное лицо,
Ну прям какой-то монстр
Смотрит на него.
Наш Петя испугался,
Отпрянул от воды.
И понял, что случилось,
Обратно нет пути.
Пошел он по тропинке,
Попал в дремучий лес.
Лес тот не волшебный,
Совсем он без чудес.
На ветке сидит ворон,
Качает головой,
Виновника всех бед
Он видит пред собой.
В лесу кругом бутылки,
Бумажки и пакеты.
Не знаете, ребята,
Откуда здесь все это?
И тут на встречу Чудищу
Вышел серый волк,
В серьезном разговоре
Волк серый знает толк.
«Зачем ты здесь намусорил,
Испортил ты наш лес?»
Заплакали все звери:
«Наш дом совсем исчез!»
И от стыда такого
Помчался Петя прочь.
Стал Петруша думать:
«Как же всем помочь?»
Пока он шел по полю,
В небе высоко
Летал кругами коршун,
Искал свое гнездо.
Задача не простая
Сквозь серый дым лететь
Своих птенцов найти,
Не дать им умереть…
Петя Промокашкин
Заплакал от тоски:
«Не думал я, что это
Могло произойти!
Как теперь пред вами
Искупить вину,
Как попасть мне к маме,
Я больше не могу!!!»
В ответ одно молчание
И злая тишина,
Лишь ворон с дуба тот
Пыль стряхнул с крыла.
Работал наш Петруша
Целый день и ночь.
Решил своими силами
Природе он помочь.
Трудился тот мальчишка,
Не покладая рук,
Заметили все звери,
Что чище все вокруг!
Показалось солнышко,
Зацвели цветы,
Водичка заискрилась,
Запели соловьи!
Небо голубое,
Синяя вода,
Солнце золотое,
Чистая ЗЕМЛЯ!!!
Петя Промокашкин
К речке подбежал,
Глянул он на воду
И себя узнал.
Чары колдовские
Превратились в прах,
Чистая планета,
Всегда пусть будет так!
Вокруг все веселятся,
А Пете стало грустно,
Соскучился по маме,
На сердце как-то пусто.
Вдруг на встречу дядя
В шляпе той идет,
Пете он подмигивает,
Песенки поет.
Петя Промокашкин
Понял, наконец,
Что этот дядя в шляпе
Волшебник-удалец.
Наш Петя извинился
И стал он обещать,
Что никогда природу
Не будет обижать!
И дядя тот Волшебник
Взмахнул своей рукой
И Петя Промокашкин
Попал к себе домой.
Открыл глаза и видит
Комнату свою,
Открытое окно
И яркую звезду.
А утром мама с папой
В комнату вошли.
От радости и счастья
У Пети слезы потекли.
Все были очень рады,
Что в сборе вся семья
И с улицы послышались
Трели соловья!
Чтоб с вами не случились
Истории такие,
Природу охраняйте,
ЗЕМЛЮ берегите!!!

В лес ходить – лес любить

Физкультурно-экологический праздник
в старших  группах

Цель: закреплять навыки двигательной
активности, полученные на физкультурных и
музыкальных занятиях; формировать положительные
эмоции, раскрывать творческие способности детей.

Задачи:

  • в игровой форме закреплять любовь к родной
    природе;
  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • развивать быстроту, ловкость, внимание;
  • воспитывать коммуникативные качества.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети под музыку «Вместе весело шагать»
заходят в спортивный зал.

Проходят полосу препятствий: перешагивают
через «бревно»;  пролезают под «поваленными
деревьями» (под палками);  перепрыгивают через
«ручеек»;  идут на носках по «камушкам»;

идет по «следам» (следы очень большие). После
полосы препятствий дети садятся по кругу 
«привал».

Заходит Йети (Снежный человек)

Йети:

Я стеклом поранил ногу,
Я с повязкою хожу,
И терплю такую муку,
Со стеклом я не дружу!   (Плачет)

Ведущий: Что случилось, кто вы, и где вы
обрезали ногу?

Йети: Я – Йети. Снежный человек и хожу
всегда босиком. Кто-то в лесу разбросал битое
стекло,  я наступил на него и поранил ногу.

Ведущий: Дети. Давайте поможем
снежному человеку и соберем все стекла в лесу?

1. Эстафета «Собери стекла»

Дети делятся на 2 команды. По сигналу первый
ребенок бежит  до ориентира, где лежат в
коробке нарезанные кусочки от пластиковых
бутылок «стекла». Берут одно «стекло», бегут
обратно и складывают «стекла» в ведро. Передают
эстафету другому игроку. Побеждает та команда,
которая быстрее соберет «стекла».

Йети: Молодцы ребята, здорово
справились с работой, а вы не знаете, кто
разбросал «стекла» в лесу?

Дети. Нет

Входит Соловей-Разбойник.

– Это что еще за сборище, ишь!!! Порядок навели, не
люблю порядок.  Я вот сейчас как свисну, и все
листочки с деревьев слетят.

Свистит. В это время ведущий  разбрасывает
листочки по залу.

2. Эстафета «Собери листочки»

Первый бежит, огибает ориентиры 5 штук «елочки»
до листочков, берет листочек и вешает на дерево.
Возвращается к команде и передает эстафету. Одна
команда берет только березовые листочки, а
другая только дубовые. Побеждает та команда,
которая быстрее соберет все листочки на дерево.

Йети: Молодцы, ребята, здорово это у
вас получается, наверное, вы в детском саду много
тренируетесь?

1-й ребенок:                                                       2-й
ребенок:

Нам, смелым, и сильным, и ловким,
       Нам, смелым, и сильным, и
ловким,
Со спортом всегда по
пути.                       Быть
надо всегда впереди.
Ребят не страшат тренировки,
                  Здоровье,
сила, ловкость –
Пусть сердце стучится в груди.
                 Вот
спорта пламенный завет.

Соловей-Разбойник: Сильные, они
смелые, ловкие умелые! Сейчас я посмотрю, какие вы
смелые, Свисну сейчас и ни одного животного, ни
одной букашечки в лесу не останется, будет вам в
лесу скучно, и не интересно.

Свистит. В это время ведущий раскладывает 
на полу картинки с изображением лесных животных.

3 эстафета «Найди животного по следу»

Первый ребенок бежит до ориентира, где
разложены игрушки лесных животных. Берет любого
животного,  находит его след, кладет игрушку на
след, бежит к команде, передает эстафету
следующему игроку. Побеждает та команда, которая
быстрее разложит игрушки по следам.

Соловей-Разбойник: Фу-ты нуты, и здесь
эти детишки шалунишки справились.
А давайте договоримся, я вам сейчас загадаю
загадки, если вы их не отгадаете, то уйдете из
леса и никогда сюда больше не придете и заберете
с собой это лохматое чудовище. А то вы все такие
добреньки, веселенькие, лес они любят, никаких
пакостей не делают, фу-ты нуты!

Загадывает загадки:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает    (Дерево)

Мягок, а
не пух,
Зелен, а не трава.  (Мох)

Летают, кружатся.
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут   (Листочки дерева)

На
горе шумит,
А под горой молчит.   (Лес)

Стоит лепешка
На одной ножке,
Кто мимо ни пройдет,
Всяк поклонится. (Гриб)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.  (Береза)

Соловей-Разбойник: Ну ладно, ладно,
смотрю, все здесь умные собрались. А я вас
обманул, я все равно вас из леса выгоню. Сейчас я
свисну, и ваш лес сгорит, и останутся от него
только угольки.

Свистит.

Йети: Мне страшно, где же я буду жить, и
звери, мои друзья?

Ведущий: Не волнуйся снежный человек,
сейчас наши ребята помогут вам и потушат пожар.

4 эстафета «Потуши пожар»

Первый ребенок бежит с маленьким ведром,
перепрыгивая через «кочки», набирает воду из
большого ведра, бежит обратно, выливает воду в
пустое ведро, передает эстафету следующему
игроку.

Ведущий: Ну, вот пожар потушен.
Соловей-Разбойник, уходи из леса, нечего тебе тут
делать, только пакостить умеешь.

Йети: Мы с ребятами очень любим наш лес
и бережем его от всякой нечестии и хулиганов.

Ведущий: Мы с ребятами часто ходим в
лес и собираем там всякий мусор, который
оставляют после себя нехорошие люди. Вот,
Соловей-Разбойник, посмотри, как наши дети быстро
и чисто убирают мусор.

5 эстафета «Собери мусор»

Ведущий высыпает на пол из мешка мусор (бумажки,
пластиковые бутылки, фантики и т. д.). Дети по
команде собирают мусор в свои корзины. Побеждает
та команда, которая быстрее наполнит свою
корзину мусором.

Йети: Здорово, здорово, как у нас в лесу
чисто, молодцы ребята, я вас всех так люблю!!! Я
всегда вас буду ждать в нашем прекрасном лесу!!! Я
вижу что вы его тоже очень любите!!!

Соловей-Разбойник: Любите!!! Бережете!!!
А я все равно как свисну, и не останется в вашем
любимом лесу ни одного цветочка, ни одной
травиночки. И не будет вам здесь ни  красиво, ни
хорошо, вот тогда здесь я и поселюсь со своими
друзьями разбойничками.

Свистит.

Йети: Ой, ребята, посмотрите,  на
полянке не осталось ни одного цветочка, что же
делать?

Ведущий: Это дело поправимое, наши
ребята и с этой бедой справятся, правда, ребята?

6 эстафета «Собери ромашку»

Дети бегут до ориентира, где разложены желтые
кружочки («сердцевина ромашки»). Каждый участник
должен прикрепить к сердцевине лепесток.
Выигрывает та команда, которая первая соберет
ромашку.

1-й ребенок: 

В лес весенний мы пришли
        Рвать цветочки мы не
будем,
И полянку там нашли.
                 А
беречь, любить их будем.
И растут на той
полянке             
Пусть растут на радость людям,
Всевозможные цветы         
        Никогда их не забудем! 

Соловей-Разбойник: Что, цветочки вы
любите? Фу, какая гадость.

Дети: Да!!!

Ведущий: И стихи дети про цветы знают,
сейчас они тебе расскажут.

1-й
ребенок:            
                                                   2-й
ребенок:

Выглянул подснежник в полутьме лесной
–               На
лугу у той дорожки,
Маленький разведчик, посланный весной;
                Что
бежит к нам прямо в дом,
Пусть еще под лесом властвуют снега,
                        Рос
цветок на длинной ножке
Пусть лежат под снегом сонные луга;
                          Белый
с желтеньким глазком.
Пусть на спящей речке неподвижен лед, –
Раз пришел разведчик – и весна придет.

3-й
ребенок:            
                                            4-й
ребенок:

Колокольчик голубой
                                             На
солнечной опушке фиалка расцвела.
Поклонился нам с тобой;
                                       Лиловенькие
ушки тихонько подняла.
Колокольчики – цветы
                                           В
траве она хорошенькая, не любит лезть в перед.
Очень вежливы…
                                                   Но
всякий ей наклонится и бережно возьмет.
А вы?

Соловей-Разбойник: А я вот не люблю
цветы, мне их никто и никогда не дарил.

Йети: А это, потому что ты злой и не
любишь природу. Приходи к нам лес и любуйся на
цветы, на деревья, и на все что находится у нас в
лесу.

Соловей-Разбойник: Да я злой, вот
сейчас как свисну…

Свистит, а у него ничего не получается.

Йети: Что ничего не получается? Хватит
уже гадости всем делать, давай с нами вместе
играть и веселиться,  лес любить и всех кто в
нем живет.

Соловей-Разбойник: А вы меня простите?
А вы со мной будете играть? А то правда так
надоело всем гадости делать и нашу замечательную
природу губить, вы меня простите?

Йети: Ребята, мы простим
Соловья-Разбойника? Тогда давайте поиграем в
веселую игру.

7. Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи»

А чтобы деревьев было в лесу много и они всегда
радовали нас, нужно их сажать.

8. Игровой стретчинг  «Семечко летело»

Ведущий:

Разлетелись семена
Тихо на траву упали.
По  лесам, полям, лугам.
И тихонько прорастали

«Маленькая елочка»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 – развести носки  врозь;
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести
слегка в стороны вниз, ладони направлены в пол
(вдох);
3-4 – присесть на корточки. Пятки от пола оторвать
(выдох), сохранять равновесие.

«Елка»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 развести носки врозь;
2 вытянуть позвоночник вверх, руки
развести слегка в стороны вниз, ладони
направлены в пол (вдох);
3-4 – полуприсед. Пятки от пола не отрывать (выдох).

«Большая ель»

 И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль
туловища.
1 – развести носки врозь (вдох);
2 – вытянуть позвоночник вверх, руки развести
слегка в сторону вниз, ладони направлены в пол
(вдох).

Йети: Ой, ребята, какие вы молодцы, как
вы меня выручили, большое вас спасибо, и
Соловей-Разбойник теперь будет следить за
порядком в лесу, пора нам идти, до свидания!

Ребенок: 

Дети с Йети
навсегда,                        
 И зверей оберегать.
Неразлучные друзья.
                             Паучков,
стрекозок, мушек
Будем лес наш охранять,
                      И
зелененьких лягушек!!!

Праздник заканчивается, подсчитываются
результаты

Семинар — практикум «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»Семинар — практикум «Роль сказки в экологическом образовании дошкольников»

Старший воспитатель МДОАУ «Детский сад № 62 г. Орска» Литвинова Светлана Павловна

Цель

  • оказание помощи педагогам дошкольного учреждения в овладении технологией ознакомления дошкольников с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

  • совершенствовать педагогическое мастерство педагогов в работе по формированию экологической культуры дошкольников средствами экологической сказки
  • способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно — эмоционального отношения к экологической сказ

Скачать конспект

Ход семинара — практикума:

Как ведем с природой диалоги мы
Знают даже муравьи вокруг.
Знаем мы науку экологию,
Ведь она природе лучший друг.

Чтобы повысить эффективность экологического образования мы используем различные формы и методы работы:

  • экологические занятия;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • коллекционирование;
  • экологические игры (дидактические, имитационные – игры моделирование экосистем, игры путешествия);
  • инсценировки экологических сказок;
  • экологические конкурсы.

Главная задача экологического воспитания в детском саду — научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение сказок экологического содержания способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом — на экране появляются картинки.

— что общего между этими картинками (экология)

— что общего между этими картинками (сказка)

— как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семечко, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку.

Хочется выделить этапы работы с экологической сказкой:

  1. Чтение сказок.
  2. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
  3. Исправление ошибок в сказках.
  4. Театрализация сказок.

Игра в группах.

Предлагаю разделиться на две группы.

  1. группа — вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы она получилась с экологическим содержанием.
  2. группа — вам необходимо придумать новую сказку с помощью картинок.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа», — сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», — возразила Маша.

Зима в лесу — любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук — это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? «Это сойка — сказал Петя, — Давайте ее поймаем».

Ошибки:

  1. Скворцы улетают в теплые края
  2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
  3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
  4. Белки в спячку не впадают.
  5. Зимой появляются птенцы у клеста.
  6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Сказка «О Человеке и Золотой Рыбке»

Жил на свете Человек. Воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам своим не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

— Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

— Да Рыбка я Золотая, — приятным голосом отвечает неизвестное создание, — сказки в детстве читал?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

— Между прочим, — говорит Золотая Рыбка, — я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

— Ладно, — говорит, — отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки

дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» — говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Сказано – сделано.

Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало.

— А вместо птичьих песен у Рыбки магнитофон попрошу.

Живет он так – горя не знает! На машине ездит, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего — нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

— Тебе какой завод — химический или металлургический?

— Да мне все равно, — Человек отвечает, — лишь бы прибыль побольше была.

— Будет тебе завод, — вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

— Ничего, — думает Человек, — главное — разбогатеть побыстрее.

Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему сон. Будто стало все вокруг по-старому.

Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг — дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить.

Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

— Как же так? – удивился Человек, — куда же водичка моя прозрачная пропала?

Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

— Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло в воде…

Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Экосказки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа это сказки, где дети получают знания об определенном объекте или явлении природы. Сила эмоционального воздействия сказочных персонажей на детей предоставляет возможность разбудить у них позитивные чувства и эмоции, следовательно, лучше запомнить информацию. К примеру, можно придумать сказку на проблемную тему: «Почему кошка ловит мышей». Лучше использовать такие сказки после проведения непосредственного наблюдения за объектами или явлениями природы, что позволит сопоставить увиденное и услышанное, проанализировать, сделать заключения.

Вторая группа сказки, в которых дети получают знания сразу о нескольких объектах и явлениях в природе, о связях и зависимостях, которые существуют в природе. Например, «Приключения муравья», «Подземные лабиринты». Только использовать такие сказки нужно тогда, когда ребенок уже имеет знания об описанных в сказке объектах, но связи и зависимости между ними еще требуют осмысления и закрепления.

Третья группа сказки, которые позволяют детям обобщить и систематизировать полученные ранее знания с различных источников. Такие сказки позволяют аккумулировать знания и преобразовать их в яркие образы, например, леса, капельки, которая путешествует и перевоплощается в различные состояния. Использовать такие сказки следует после наличия определенной системы знаний о природе.

Четвертая группа сказки, которые раскрывают влияние человека на природу, а также взаимосвязи между ними. Чтение таких сказок обязательно должны сопровождаться беседами-рассуждениями о поступках героев, что позволяет ребенку легче воспринимать и анализировать информацию.

Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе опираясь на схемы и мнемотаблицы.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

  • Экологическая сказка для начальных классов по экологии
  • Экологическая сказка берегите природу
  • Экологическая сказка для дошкольников в стихах
  • Экологическая музыкальная сказка для дошкольников сценарий
  • Эко тропа как пишется