Эко тропа как пишется

Что такое экологическая тропа экологическая тропа, или просто экотропа, это прогулочный или туристический маршрут на какой-либо природной территории, специально

Что такое экологическая тропа

Экологическая тропа, или просто «экотропа», – это прогулочный или туристический маршрут на какой-либо природной территории, специально оборудованный так, чтобы человек мог познакомиться с экосистемами, отдельными природными объектами, которые представляют познавательный интерес и имеют эстетическую и экологическую ценность.

Нередко такой маршрут включает рукотворные историко-культурные или просто примечательные объекты, которые находятся в природном окружении, – например усадебные парки, архитектурные памятники, старинные гидротехнические сооружения и т.д.

Экотропа – очень эффективная форма экологического просвещения. Обычно они прокладываются на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) – в национальных парках, несколько реже в заказниках и памятниках природы.

0 userblogНастил по болоту

1 userblogСмотровая площадка на дюне

Во всем мире ключевое место в деле экологического просвещения, занимает работа по организации и поддержке экологических троп. Так, в США сформирована система Национальных троп, призванная популяризировать наиболее значимые достопримечательности. Общая протяженность Национальных троп сегодня составляет более 80 000 километров. За время их существования (с 1968 года) по ним прошли миллионы людей.

Зачем нужны экотропы

Первые отечественные проекты такого рода называли «учебные тропы природы», потому что главная цель создания такой тропы – экологическое просвещение и даже воспитание посетителей. Нередко употребляются и такие выражения, как «природные тропы», «познавательные тропы». Сейчас устойчивое распространение получил термин «экологическая тропа», сокращенно – «экотропа».

Главная задача экотропы – помочь человеку лучше понять живой мир, который его окружает, показать красоту и многообразие природы. В ходе путешествия у людей расширяются знания об окружающей нас природе, о том, кто ее населяет, о процессах и удивительных явлениях, которые в ней происходят. Люди обучаются не просто смотреть, а замечать повсюду разнообразные природные примечательности, и что особо важно – видеть, как человеческая деятельность влияет на состояние окружающей среды. У многих при этом пробуждается желание больше узнать об окружающем мире.

Экологическая тропа помогает регулировать рекреационную нагрузку на экосистемы: она создает условия, в которых основной поток людей движется по заранее заданным «коридорам», не растекаясь хаотично по большой площади. Это помогает уменьшить повреждение почвенно-растительного покрова уязвимых экосистем, снижает фактор беспокойства животных.

Зарегулирование потока отдыхающих в свою очередь облегчает проведение мониторинга рекреационных нагрузок, управление количеством посетителей и контроль соблюдения установленного режима использования и охраны территории.

Еще одна важная задача организации экотроп – воспитание у человека культуры бережного поведения по отношению к природной среде. В современном мире это является необходимой составляющей всей культуры цивилизованного и ответственного члена общества.

Категории экотроп

Экологические тропы делят на группы по различным критериям. Пожалуй, основной критерий – это протяженность. Этот критерий очень относителен и в огромной степени зависит от размеров территории и демонстрируемых объектов, а также от категории посетителей, на которые рассчитана экологическая тропа. Например, в Северной Финляндии маршрут «Медвежий круг», частично проходящий через национальный парк «Оуланка», рассчитан на 18 дней. Но с него можно сойти, укорачивая время пути даже до одного дня. Это дает возможность использовать тропу, как для продолжительных путешествий, так и для отдыха в выходные дни.

На протяженной, но очень узкой Куршской косе организована сеть коротких (до 1,5–2,0 км) троп, подводящих к наиболее интересным и выразительным объектам и основным видовым точкам. Перемещаясь на автомобиле или экскурсионном автобусе, в течение одного дня можно посетить несколько таких троп.

Конечно, тропы, рассчитанные на младших детей и на посетителей старшего возраста, – более короткие и легкие для пешего прохождения, чем маршруты для опытных и подготовленных туристов. Однако пытаться ограничить пользование тропой одной конкретной категорией пользователей бессмысленно. Но зато можно для одной тропы разработать различные экскурсии и маршруты в расчете на разные целевые группы.

Тропы можно различать:

  • по способу передвижения (пешеходные, велосипедные, автомобильные и др.),
  • по конфигурации трека (линейные, полукольцевые и кольцевые, разветвленные),
  • по насыщенности информацией,
  • по другим характеристикам.

Но главный параметр классификации экологических троп – их назначение. Здесь можно выделить следующие основные категории, каждая из которых имеет свою специфику:

  • туристские,
  • прогулочные,
  • учебные.

Как создаются экотропы

Создание экотропы начинается с того, что группой специалистов проводится изучение природных условий, интересных объектов, традиционно сложившихся на данной территории видов отдыха и хозяйственного использования. Это влияет на то, какими будут в данном случае длина, назначение и тип тропы.

4 userblogЭкскурсия на Галкинском болоте

3 userblogНастил на экотропе по пескам

После этого разрабатывается предварительная схема маршрута экотропы. Набор используемых критериев зависит от частных условий, но всегда используются три основных:

  • притягательность,
  • доступность и проходимость,
  • насыщенность информацией.

Привлекательность тропы – это то, чем можно заинтересовать посетителя: красота окружающей природы, какие-то уникальные объекты, яркость получаемых впечатлений. Маршрут должен включать красивые виды, но при этом быть не похож на другие. Чаще всего это может достигаться разнообразием основных объектов осмотра. Также, может различаться оборудование и оформление экотроп.

Избежать монотонности позволяет чередование залесённых и открытых пространств; кроме однородных ландшафтов должны быть и контрастные переходы, например, между лесом и поляной, водоемом и берегом, пологой поверхностью и обрывом и т.д. Наиболее ярко привлекательность тропы воплощается на видовых точках, где путешественнику открывается красивая панорама. Чаще всего обзорные площадки оборудуются на возвышениях рельефа или на берегу крупного водоема.

5 userblogСмотровая площадка на заливе

2 userblogАншлаг на смотровой площадке

При выборе пути экотропы и достопримечательных точек следует не только использовать характер ландшафта, но и предлагать «пищу» для разных органов чувств человека: разнообразные краски пейзажа и их смену в течение года, голоса птиц и другие звуки природы, даже запахи.

Доступность экологической тропы означает, что ее начало и конец должны располагаться не очень далеко от входа на природную территорию и к ней должны вести удобные подъездные пути. Туристы не должны накопить усталости к началу прогулки по тропе, равно как и подвергаться лишним нагрузкам при возвращении. Лишняя физическая нагрузка может помешать человеку и усвоить новую информацию, и просто наслаждаться красотами природы. По такой же причине и сам маршрут по проходимости не должен быть слишком сложным.

Информативность – это очень важная характеристика. Экотропа должна удовлетворять потребность человека к познанию окружающей среды, давать интересную естественнонаучную (биологическую, экологическую, географическую), а нередко и историческую информацию, показывать взаимодействие человека с природой. Живой рассказ экскурсовода очень хорошо дополняют информационные стенды, аншлаги, буклеты, карты-схемы с пояснениями.

При разработке проекта экологической тропы учитываются и другие задачи:

  • обеспечение безопасности и максимально возможного комфорта для туристов;
  • поддержание демонстрационных объектов, включая привлечение животных (путем организации подкормки и устройства убежищ), уход за растениями, посадки;
  • подготовка экскурсий и тематических мероприятий;
  • подготовка квалифицированного персонала для работы с посетителями;
  • формирование активной поддержки местного населения, волонтёров и спонсоров.

Что делаем мы?

При подготовке проекта экологической тропы мы проводим следующие основные работы::

— собираем имеющуюся информацию по территории – документацию, литературу, публикации в СМИ, карты, космоснимки, фотографии, посты на форумах и в соцсетях и т.д.;

— проводим натурное обследование, чтобы детально изучить природную среду, выявить достопримечательности территории, зафиксировать сложившееся рекреационное использование и другие виды антропогенного воздействия;

— по полученным материалам и с учетом изложенных выше критериев и задач разрабатываем возможные трассы, подбираем объекты осмотра, видовые точки;

— составляем рекомендации по проведению биотехнических мероприятий, а при необходимости и по рекультивации нарушенных участков, чтобы еще больше повысить привлекательность тропы;

— определяем наиболее эффективную форму подачи наглядного информационного материала, формы необходимого благоустройства;

— составляем подробное описание природного комплекса, по которому проходит экотропа, и объектов осмотра;

— готовим макеты иллюстративного материала, информационных стендов, аншлагов, а также листовок, брошюр и буклетов для посетителей;

— разрабатываем тексты экскурсий, записываем аудиогид.

Тип особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — памятники природы, уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В настоящее время в Ленинградской области экологические маршруты функционируют на 7 особо охраняемых природных территориях (ООПТ) регионального значения. Они предназначены для самостоятельного посещения, оборудованы информационными материалами и различными объектами благоустройства.

Экомаршрут «Токсовские высоты» (Всеволожский район)

Вследствие близкого расположения к Санкт-Петербургу, Токсовские высоты — это одна из наиболее посещаемых ООПТ Ленинградской области. Памятник природы оборудован кольцевым экологическим маршрутом, который проходит по камовым (песчаным) холмам и межкамовым понижениям, через старовозрастные ельники и сосняки.

  • Как добраться: на электричке до ж/д станции Кавголово, далее пешком. Тропа начинается сразу у станции.
Эко-веломаршрут «Гряда Вярямянселькя» (Приозерский район)

Этот маршрут является особенным, в нём представлена вся прелесть величественной северной природы. Маршрут интересен разнообразием ландшафтов. Наиболее высокие отметки здесь составляют 88-90 метров, перепады высот значительные. На хорошо протоптанных сухих тропах встречаются и сосновый, и лиственный лес, и озёра, и живописные быстрые речки, и даже разрушенная плотина ГЭС.

  • Как добраться: на электричке (Приозерское направление) до станции Петяярви, далее пешком.
Природный заказник «Раковые озёра» (Выборгский район)

Раковые озёра с прилегающими болотами окружены лесами, среди которых преобладают сосновые. На маршруте организованы два пункта наблюдения за птицами (орнитологические вышки). На территории заказника функционирует эколого-просветительский центр, павильоны с вместимостью 25 человек. Протяжённость маршрута — 8,3 км.

  • Как добраться: на машине — из Петербурга по трассам Е18 и А-181 до входа в заказник, на общественном транспорте — из Выборга на рейсовом автобусе до посёлка Грибное.
Экомаршрут «Радоновые озёра в Лопухинке» (Ломоносовский район)

Озёра обладают необычным небесно-голубым цветом. Гидрокарбонатные воды родников обогащены бесцветным инертным газом радоном, оказывающим целебно-оздоровительное воздействие на организм человека.

Фишкой растительного покрова памятника природы является наличие широколиственных лесов. Маршрут начинается с обустроенной деревянной купели, затем продолжается вдоль радоновых озёр. Берега радонового озера окружает живописный каньон, где, если поискать, можно найти немало древних ископаемых моллюсков, трилобитов и аммонитов.

  • Как добраться: на электричке от Балтийского вокзала до ст. Старый Петергоф далее автобусом на Копорье, Глобицы до Лопухинки. На автомобиле — до Лопухинки.
Маршрут в «Музее-усадьбе Н. К. Рериха» (Волосовский район)

Помимо особо ценных природных комплексов, на данной ООПТ находится под охраной парковый комплекс конца XIX века. Пешеходный маршрут рассчитан на 30 минут и знакомит туристов с гидрологической системой Изварского озера, лугово-болотным растительным комплексом. Для посещения открыт музей, в котором проводятся экскурсии, широко представлены работы Н. К. Рериха.

  • Как добраться: на автомобиле до деревни Извара, на электричке из Санкт-Петербурга до ж/д станции Волосово, далее на рейсовом автобусе до Извары.
Экотропа вдоль реки Бусловки (деревня Усадище)

Экотропа была образована здесь в 2013 году и тянется вдоль реки Бусловки между бывшими финскими деревнями Усадище и Лужайка. На маршруте оборудованы специальные площадки над старой плотиной, с которой можно увидеть лососевых рыб в реке. Тропа начинается от живописной деревни Усадище и заканчивается смотровой площадкой и зоной отдыха среди живописной зелени. Протяжённость тропы — 2,5 км.

  • Как добраться: на автомобиле — до деревни Усадище Выборгского района, на электричке — до ж/д станции Лужайка (там тропа заканчивается).
Эко-веломаршрут «Колтушские высоты» (Всеволожский район) 

Маршрут был открыт совсем недавно. Протяжённость тропы по природному памятнику «Колтушские высоты» составляет 4 км. На ней можно полюбоваться на камовые холмы и межкамовые котловины, да еще и прокатиться с ветерком на велосипеде. Заканчивается тропа беседкой для отдыха.

  • Как добраться: на автомобиле либо на маршрутке от станции метро Ладожская в Петербурге до поселка Воейково (северная часть Колтушских высот).
Экотропа «Долина реки Рагуши» (Бокситогорский район)

В долине реки Рагуши, среди высоких известняков, можно любоваться водопадами, нерестом лососевых рыб и даже найти редкую северную орхидею — венерин башмачок. Находится Рагуша у деревни Рудная Горка в Бокситогорской районе.

  • Как добраться: от Бокситогорска на рейсовом автобусе в направлении Савино, выходить на мосту через Рагушу. На автомобиле — доехать до поселка Глина – далее до моста через Рагушу.
Заказник «Западный Котлин» (Форт Риф, Кронштадт)

Экомаршрут находится на форте Риф около Кронштадта. На береговых валах можно увидеть разреженные ивняки из ивы пятитычинковой — это уникальные природные комплексы побережий острова, которые больше нигде не встретишь на восточных берегах Финского залива.

Здесь произрастает более 350 видов сосудистых растений и обитает около 93 видов птиц. Каждую весну и осень здесь можно наблюдать небывалое зрелище: тысячи птиц гнездятся и устраивают стоянки. Среди них лебедь-кликун, серая утка, шилохвость, большой и средний крохали, галстучник, клуша и другие.

  • Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Ломакин И.А.

1

Попова Е.И.

1


1 Тобольская комплексная научная станция УрО РАН

В современном мире экологическое воспитание и культура стало приоритетным направлением. Деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия, так как мало уделяется внимание экологической культуре. Одним из апробированных и достаточно эффективных способов достижения намеченных целей является создание экологической тропы или сети экотроп. Создание экологической тропы способствует повышению экологической грамотности и культуры населения. В статье приведен материал по созданию экологической тропы в городе Тобольске. Маршруты экологической тропы проложены таким образом, что посетители не просто пройдут через участки живой нетронутой тайги, но и познакомятся с уникальными объектами живой природы, что формирует экологическую культуру и позволяет сохранить и рационально использовать природную территорию, отведенную под экотропу.

экологическая тропа

маршруты

остановочные станции

экологическая культура

рациональное природопользование

1. Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.

2. Бешко Н.Ю. Экологическая тропа. Методическое пособие для учителей. – Ташкент, 2010. – 59 с.

3. Гребенников В.С. Экологическая тропа / Биология в школе. – 1994. – № 4. – С. 56–58.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.

5. Захлебный А.Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. – 1983. – № 3. – С. 54–62.

6. Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. – М.: Знание, 1986. – 457 с.

7. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1984. – 132 с.

8. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке // Биология в школе. – 2000. – № 6. – С. 12–14.

9. Самарина И.А. Экологическая тропа как средство формирования экологического сознания школьников // Вопросы археологии, истори, культуры и природы Верхнего Поречья: Матриалы XI Всероссийской нучной конференции 5–7 апреля 2005 г. – Калуга: Издательство «Полиграф-Информ», 2005. – С. 280–281.

10. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 211 с.

11. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – М.: Р. Валент, 2007. – 176 с.

12. Харченкова Е.А. Развитие творческой активности школьников в процессе создания экологической тропы // Биология в школе. – 1984. – № 4. – С. 69–72.

13. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – С. 21–33.

Современный человек получает экологические знания в основном только из двух источников: из средств массовой информации и на уроках в школе. Но, к сожалению, этого недостаточно, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатства и красоту [1, 2, 3]. Формирование экологической культуры – важнейшая задача в настоящее время. Окружающая нас природа является доступным и неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития. Способствует формированию доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств любого человека [4, 5, 6].

Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Экотропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях [7, 8, 9].

Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, также является методом формирования нравственного отношения к ней. На экоторопе можно рассмотреть и изучить различные виды природных и антропогенных биогеоценозов, а также научные, исторические, культурные объекты и достопримечательности [10, 11, 12, 13].

Цель исследования – разработка форм и методов деятельности на экологической тропе, направленных на формирование экологической культуры, рациональное использование и сохранение природных ресурсов.

Материалы и методы исследования

При проектировании экологической тропы использовали стандартные методики [2]. В результате работы по созданию экологической тропы: проложены маршруты, обозначены остановочные станции, разработаны стенды и экскурсии. Маршруты экологических троп выбирались в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены участки естественной природной среды. Важным условием выбора места расположения экологической тропы является ее доступность для прохождения, привлекательность ландшафтов, ее информационная насыщенность.

Результаты исследования и их обсуждение

Город Тобольск расположен в подзоне южной тайги таежной зоны, примерно в 100 км к югу от границы южной и средней тайги. Такое расположение определяет все характерные особенности природной среды окрестностей Тобольска, как растительного покрова, так и животного населения, которые весьма разнообразны и богаты. Около села Верхние Аремзяны была создана экологическая тропа. Общая протяженность маршрутов экотропы составляет около 4 км. Они занимают площадь в 150 га.

Экологическая тропа состоит из трех маршрутов, каждый из которых проходит по разным типам лесов, встречающихся на рассматриваемой территории. Отправной точкой всех маршрутов является входная группа, оформленная в виде ворот с размещенными информационными стендами. Именно здесь посетители получают общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательностях и правилах поведения на тропе. Рядом с входной группой сооружена мониторинговая площадка в форме беседки, на которой размещены информационные стенды, посвященные экологическому мониторингу на экотропе. На базе мониторинговой площадки проходят экспресс-анализы для экскурсантов на наличие загрязняющих веществ в почве, воде и атмосферном воздухе. Химические анализы в большей своей части проводятся в присутствии посетителей экотропы. Визуальная оценка состояния воды (снега) позволяет получить данные об её (его) состоянии: цвет, наличие запаха, количество взвешенных веществ, наличие масляной пленки на поверхности. Качественные реакции на исследование состава воды различного происхождения позволяют выявить наличие таких химических соединений, как хлориды, сульфаты, железо, аммиак, свинец, медь, фенол, непредельные углеводороды. С помощью набора для экспресс-анализа воды можно определить в ней водородный показатель рН, окисляемость перманганатную, жесткость, марганец, нитраты, нитриты. Все это позволит убедить экскурсантов в экологичности данной территории.

Разработан паспорт экологической тропы. Паспорт экотропы – документ, содержащий описание экотропы: название, год закладки, протяженность, описание маршрутов, режим использования, допустимая нагрузка, необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой.

В ходе организованных экскурсий пояснения дает экскурсовод. Он предлагает посетителям необходимые сведения о природных и других достопримечательностях экотропы, поясняет им правила поведения на ее отдельных объектах и контролирует соблюдение этих правил. Информацию также можно увидеть на информационных стендах, которые устанавливаются на остановочных станциях и других участках маршрута. На стендах размещается лаконичный текст с рисунками или фотографиями.

Для информационного насыщения тропы требуются проектные материалы, предлагающие оптимальное решение для организации экологического просвещения на экотропе. В рамках проекта создания экологической тропы в городе Тобольске были разработаны малые архитектурные формы. Основной материал изделий – обработанная древесина. Все изделия разработаны в единой стилистике.

В соответствии с общей концепцией экологической тропы названия маршрутов отражают целевую направленность данного проекта.

Кольцевой маршрут № 1 «Нефтехимия и живая природа: экология соседства» (протяженность – 2,0 км).

Экскурсантам предоставляется возможность узнать об индикаторных видах растений, животных и грибов, которые встречаются на территории экологической тропы. К числу основных задач маршрута относится развенчание наиболее распространенных «экологических мифов» о негативном антропогенном влиянии на природную среду.

На маршруте организовано семь остановочных станций, оснащенных комплексами информационных стендов по следующим группам: растения-индикаторы окружающей среды, лишайники, насекомые, почвенные микроартроподы и животные экотропы. Маршрут используется для проведения обзорных сезонных экскурсий (табл. 1).

Таблица 1

Средства визуализации на маршруте «Нефтехимия и живая природа: экология соседства»

№ п/п

Остановочные станции

Информационные стенды

1

«Легенды и мифы в мире растений»

«Сказки леса»

2

«Мир под ногами»

«Редкие и охраняемые виды насекомых»;

«Осторожно, клещи!»

3

«Взаимосвязь растений с природной средой»

«Растения-биоиндикаторы».

4

«Биоиндикаторы окружающей среды»

«Лихеноиндикация»

5

«Интересные соседи»

«Животный мир в соседстве с производством: растительноядные животные»;

«Животный мир в соседстве с производством: хищные млекопитающие»

6

«Остров на переходном болоте»

«Экосистема переходного болота»

7

«Обитатели почвы под микроскопом»

«Почвенная микрофауна как показатель здоровья экосистемы»

Кольцевой маршрут № 2 «Образ сибирской тайги» (протяженность – 1,0 км). Экскурсанты знакомятся с многообразием биоты, которая характерна для подзоны южной тайги. Основная задача маршрута – экологическое образование, воспитание и просвещение.

На маршруте создано восемь остановочных станций, оснащенных комплексами информационных стендов (по различным группам флоры и фауны). Здесь также проводятся обзорные сезонные экскурсии (табл. 2).

Кольцевой маршрут № 3 (протяженность – 1,0 км). На этом маршруте акцент сделан на редкие и охраняемые виды, включенные в состав Красной книги Тюменской области. Кроме того, представлена информация о лекарственных, съедобных и ядовитых видах растений и грибов.

Таблица 2

Средства визуализации на маршруте «Образ сибирской тайги»

№ п/п

Остановочные станции

Информационные стенды

1

«Азбука следопыта»

«Узнай животное по следу»

«Как ориентироваться в лесу».

2

«Лесные звери»

«Млекопитающие Западной Сибири»

«Редкие и исчезающие виды животных Тюменской области»

3

«Почвы экотропы»

«Почвенный покров экотропы и его экологическое значение»

4

«Фауна амфибий и рептилий»

«Разнообразие пресмыкающихся и земноводных Тюменской области»

«Редкие и исчезающие виды амфибий и рептилий Тюменской области»

5

«Орнитофауна»

«Птицы Тобольска»,

«Редкие птицы Тюменской области»

6

«Лесные великаны»

«Хоровод деревьев»

7

«Кладовая леса»

«Дары природы»

8

«Мир насекомых»

«Вредители леса»,

«Жизнь муравьев»

Таблица 3

Средства визуализации на маршруте «Жемчужины тобольской флоры»

№ п/п

Остановочные станции

Информационные стенды

1

«Под пологом старой сосны»

«Патриарх Тобольской тайги»

2

«Аптекарский огород»

«Зеленая аптека».

3

«Музей под открытым небом»

«Растения Красной книги Тюменской области»

4

«Опасные зеленые соседи»

«Ядовитые растения»

5

«Смиренная охота»

«Съедобные и ядовитые грибы»

«Микообъекты экотропы»

Основной задачей маршрута является демонстрация богатства растительного мира сибирской тайги и окрестностей Тобольска.

На маршруте имеется пять остановочных станций, оснащенных комплексами информационных стендов по различным группам растений. Проводятся обзорные экскурсии.

Прогулка по экотропе – это не только источник получения новых знаний, но и отличный вид отдыха, возможность насладиться красотой природы, получить мощный заряд энергии.

Посетители экотропы могут увидеть богатые красивыми пейзажами участки природы, не нарушенные техногенным влиянием, почерпнуть жизненные силы, прикоснуться к источнику неповторимой красоты и наполнить свою жизнь гармонией.

На маршрутах экотропы можно увидеть сосновые леса, составленные сосной лесной, или обыкновенной (Pinus sylvestris), широко распространены в южной тайге Западной Сибири. Помимо сосны в таких лесах часто в небольшом количестве произрастают береза (Betula pendula) и осина (Populus tremula), липа (Tilia cordata), ель (Picea obovata) и пихта (Abies sibirica), они же могут присутствовать и в составе подроста. Как примесь могут встречаться также и единичные деревья кедра сибирского (Pinus sibirica), имееется выраженный подлесок, состоящий из рябины сибирской (Sorbus sibirica), черемухи (Padus avium), шиповника майского (Rosa majalis), малины (Rubus idaeus), жимолости лесной (Lonicera xylosteum), иногда ивы козьей (Salix caprea).

Экологическая тропа выполняет многие функции. Важнейшая из них – воспитательная. Посетители не только выполняют определенную исследовательскую работу, но и участвуют в пропаганде экологических знаний среди тех, кто оказался в районе тропы. Основными формами просветительской деятельности в районе экологической тропы стали экскурсии, полевые практики студентов (рисунок).

Студенты не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих сокурсников. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие студентов в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Информационные стенды, экскурсии, беседы, мастер-классы – все это оказывает определенное влияние на сознание людей, заставляет задуматься о правильности своего поведения в природе, повышает экологическую грамотность.

Все компоненты флоры и фауны связаны настолько тесно, что, если изменится хотя бы один из них, рано или поздно это скажется на всех остальных. Последствием этого является исчезновение некоторых их разновидностей. Поэтому требуется создавать должную защиту всем растениям и животным, живущим на экологической тропе, и уделять особое внимание редким видам.

pic_37.tifpic_38.tif

Полевая практика на экологической тропе

В результате научно-исследовательских работ, проведенных на экологической тропе, были выявлены редкие и охраняемые виды флоры (Lobaria pulmonaria L. Hoffm (Лобария легочная), Polyporus badius (Pers.) Schwein (Полипорус кштановый), Neottia nidus-avis L. Rich. (гнездовка настоящая), Cypripedium guttatum Sw. (Башмачок крапчтый), Dactylorhiza maculata (L.) Soo (Пальчатокоренник пятнистый), Malaxis monophyllos (L.) Sw. (Мякотница однолистная), Tilia cordata Mill. (Липа сердцелистная), Stipa pennata L. (Ковыль перистый), Allium microdictyon Prokh. (Лук черемша), Astaea spicat L. (Воронец колосистый) и т.д.).

Выводы

Таким образом, на протяжении маршрутов, разработанных на экологической тропе, можно показать посетителям много на первый взгляд простых, но очень важных объектов и явлений. Необходимо вовлечь их в активную оценку экологической ситуации своего места жительства, выработать активную жизненную позицию, привить нормы экологической культуры и нравственного отношения к природе.

В процессе общения с природой вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

Экологическая тропа не только формирует экологическую культуру, но и позволяет сохранить и рационально использовать природную территорию, отведенную под экотропу.


Библиографическая ссылка

Ломакин И.А., Попова Е.И. ЭКОТРОПА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 11-1.
– С. 146-150;

URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36200 (дата обращения: 09.01.2022).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

  • Эко шуба как пишется
  • Экологическая проблема человечества сочинение
  • Экокемпинг лесная сказка саратовская область
  • Экологическая сказка для детей дошкольного возраста
  • Эко состав как пишется