А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
эва § 140 п. 4
эвако- § 117 п. 3
эвакогоспиталь § 117 п. 3
Эверест § 6 п. 2
эвкалипт § 6 п. 2
ЭВМ § 204
эге § 140 п. 4
эгоизм § 6 п. 2
эд (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
Эдик § 48 прим.
Эдип § 6 п. 2
Эдичка § 48 прим.
Эдуардо Де Филиппо § 160 прим. 1
Эйфелева башня § 194
экватор § 6 п. 2
экзамен § 6 п. 2, § 80
экзема § 9
экзо- § 117 п. 3
экзотермический § 117 п. 3
эко- § 117 п. 3
экологически чистый § 131
экономика § 6 п. 2
экосистема § 117 п. 3
экось § 140 п. 4
экранизировать § 43
экс… (вне) § 80, 117 п. 1, § 120 п. 7 прим.
экс- (бывший) § 80, 117 п. 1 прим., § 120 п. 7
экс Советский Союз § 153
Экс-ан-Прованс § 169 прим. 2
экс-вице-премьер § 120 п. 7
экс-директор § 120 п. 7
экскурсионный § 97
экс-министр § 120 п. 7
экспатриация § 120 п. 7 прим.
экспериментально-психологический § 130 п. 3
экс-президент § 80, § 120 п. 7
экспресс-анализ § 110 прим. 1
экс-советский § 117 п. 1 прим.
экстерриториальный § 80, § 117 п. 1, § 120 п. 7 прим.
экстра- § 38 прим. 2, § 80
экстраверт § 38 прим. 2
экстра-класс § 80
экстраординарный § 38 прим. 2, § 80, § 117 п. 1
эксцесс § 107
экс-чемпион § 80, § 117 п. 1 прим., § 120 п. 7
электрификация § 66
электрифицировать § 16, § 66
электричество § 6 п. 2
электро- § 117 п. 3
электроёмкий § 117 п. 3
электронно-лучевой § 130 п. 3
электрон-электронный § 129 п. 4
электрорадиооборудование § 117 п. 3
элемент § 6 п. 2
эликсир § 34
элита § 6 п. 2
эллипсоид § 43
эль (в восточных именах) § 124 п. 3, § 161
эль (буква) § 6 п. 3
Эль Греко § 160 прим. 1
Эль-Кувейт § .126 п. 6
эль-Куни § 161
эм (буква) § 6 п. 3
эмиграционный § 97
эмиграция § 107
Эмка § 109
эмка § 6 п. 3
эмоция § 6 п. 2
эн (буква) § 6 п. 3
эндо- § 117 п. 3
эндотермический § 117 п. 3
энергия § 6 п. 2
энерго- § 117 п. 3
энергоёмкий § 117 п. 3
энес § 8 п. 3 прим.
энный § 6 п. 3
энский § 6 п. 3
энтузиазм § 81 п. 2 прим. 1
энтузиаст § 81 п. 2 прим. 1
энциклопедически образованный § 131
эпиграф § 6 п. 2
эпидемия § 6 п. 2
эпизодический § 43
эпоха Возрождения § 179 прим. 5
эпоха палеолита § 179 прим. 6
эр (буква) § 6 п. 3,
эр (в восточных именах) § 124 п. 3
Эрих Мария Ремарк § 123 п. 3
Эр-Рияд § 126 п. 6
эс (буква) § 6 п. 3
эсдек § 8 п. 3 прим.
эсер § 6 п. 3, § 8 п. 3 прим., § 204
эс-Зайят § 161
эскорт § 6 п. 2
эсминец § 119 п. 2
эссе § 9
эссенция § 107
эстетика § 6 п. 2
Эсхил § 6 п. 2
эсэнгэвский (от СНГ) § 204
этимология § 6 п. 2
этрусский § 84
Этьен Л а Боэси § 160 прим. 1
эф (буква) § 6 п. 3
эфир § 6 п. 2
эхма § 140 п. 4
эхо-импульс § 120 п. 3
эшелон § 34
Ю
Я
§ 117. Следующие
разряды слов пишутся слитно.
1. Слова с приставками, напр.:
а) с русскими приставками: безаварийный,
бескассовый, вдолъбереговой, внеурочный, внутривидовой, воззвание, выбе- жать,
дочитать, закричать, межбиблиотечный, междуцарст- вие, наибольший,
неспециалист, неприятный, небезынтересный, небесталанный, недочеловек,
недопонимать, низложить, обезле- сеть, обессилить, окололитературный, пасынок,
посильнее, по- слеперестроечный, прародина, предыстория, призвук, противо-
стоять, сверхчеловек, сверхдальний, соредактор, средиземный, суглинок,
чересполосица, чрезмерный;
б) с приставками иноязычного происхождения: алогичный,
авантитул, антициклон, антиисторический, архиважно, гипер- инфляция, демонтаж,
дезинтеграция, диспропорция, иммораль- ный, интернациональный, инфраструктура,
иррациональный, контрнаступление, метаязык, парапсихология, постсоветский,
протоистория, реэвакуация, субпродукты, суперлайнер, транс- континентальный,
ультралевый, экстерриториальный, экстра- ординарный.
Примечание. Слова с приставкой экс- в значении ‘бывший’
(экс-чемпион, экс-советский и
т. п.) пишутся через дефис. Так же пишется слово контр-адмирал, где приставка контр- имеет особое
значение (см. § 120, п. 7).
Слитно пишутся также сложные слова с начальными частями,
русскими и иноязычными, близкими к приставкам, напр.: всепрощение,
всеобъемлющий, ежемесячный, инопланетянин, инонациональный, лженаука,
лжесоциалистический, общенародный, общепризнанный, полумесяц, полусладкий,
полулежать, полушутя, самодостаточный, самолечение; панамериканский,
квазинаучный, псевдоготика, псевдонародный.
2. Сложные слова, первая часть которых совпадает с формой
числительного (двух-, трёх-, пяти- и т. п.), а также
слова с первыми частями дву-, тре-, много-, мало-, напр.:
двухмесячный, трёхтонка, четырёхпроцентный, пятиугольный,
шестиэтажный, семимильный, восьмигранник, девятибалльный, десятиборье,
одиннадцатилетка,
двенадцатичасовой, двадцатитонный, тридцатиградусный, сорокавёдерный,
пятидесятилетие, девяностолетие, столетний, двухсотрублёвый, полуторагодовалый,
полуторасталетний, двоевластие, троеперстие; двусторонний, треногий, многочлен,
многоступенчатый, малолюдье, малоснежный, малопривлекательный.
3. Сложные слова с первой иноязычной (интернациональной) частью,
кончающейся на гласную. Перечень основных таких частей сложных слов:
с конечным о: авто-,
агро-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-,
гекто-, гелио-, гео-, гетеро-, гидро-, гомо-, дендро-, зоо-, изо-, кило-,
кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, невро-, нейро-, нео-,
орто-, палео-, пиро-, пневмо-, порно-, психо-, радио-, ретро-, сейсмо-, социо-,
спектро-, стерео-, термо-, турбо-, фито-, фоно-, фото-, эвако-, экзо-, эко-,
электро-, эндо-, энерго-;
с конечными а, е, и:
авиа-, дека-, мега-, медиа-, тетра-; теле-; деци-, милли-, поли-, санти-.
Примеры: автобиография, автозавод,
агропочвенный, астрофизика, аудиотехника, аэровизуальный, барокамера,
бензомоторный, биосфера, велотрек, виброизмерительный, видеотехника, гектоватт,
гелиогравюра, геополитика, гетеротрансплантация, гидротурбина, гомосексуальный,
дендропарк, зооветеринарный, изобары, изотермический, километр, кинофильм,
космовидение, макромир, метеослужба, микробиология, микроЭВМ, монокультура,
мотогонки, невропатолог, нейропсихический, неореализм, ортоцентр,
палеоазиатский, пиротехника, пневмосклероз, порнофильм, психолингвистика,
радиоактивный, радиоприёмник, ретромода, сейсмостойкий, социокультурный,
спек-тропроектор, стереоэффект, термостойкий, турбогенератор, фитопланктон,
фонохрестоматия, фотоаппарат, эвакогоспиталь, экзотермический, экосистема,
электроёмкий, эндотермический, энергоёмкий;
авиапочта, авиахимический, декаметр,
мегарелъеф, медиа-компания, тетразамещённый; телеобъектив, телефильм, телеКВН,
телеуправляемый; дециграмм, милливольт, поливалентный, поливитамины, сантиграмм;
с двумя и более такими частями: аэрофотосъёмка,
гидрогеохимический, метеорадиозонд, радиотелеуправление, спектроге-лиограмма,
фотокиносъёмочный, электрорадиооборудование; автомотовелогонки,
астроспектрофотометрия, палеофитогеографический.
Примечание к пп. 1 и 3. О замене слитного написания
некоторых слов с такими первыми частями дефисным либо раздельным см.
корректирующие правила, § 151 — 153.
4. Сложные слова с первой частью, оканчивающейся на я,
напр.: времяисчисление, времяимпульсный, имятворчество,
семядоля, семяочистителъный, себялюбие, себялюбивый.
Представители поколения Z в разных странах полны решимости предотвратить загрязнение планеты и глобальное потепление. Но чем они воспользуются в своей борьбе — классическим образованием или советами инфлюэнсеров?
Мировые экологические проблемы волнуют подростков: начиная с активности на мировой арене 17-летней Греты Тунберг, уже нареченной «голосом своего поколения» и символом экопротеста, и заканчивая выступлениями молодых ребят на международных саммитах, форумах и демонстрациях, указывающих на климатические изменения и загрязнение окружающей среды.
Современные подростки больше не считают себя недостаточно взрослыми и влиятельными, чтобы менять мир. «Мы не собираемся ждать 5, 10, 20 лет, чтобы предпринимать действия, которые мы хотим видеть. Мы не будущее этого мира, мы — настоящее, мы действуем сейчас. Мы больше не ждем», — заявил в январе 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе 17-летний активист из Пуэрто-Рико Сальвадор Гомес Колон. Несмотря на то что многие единомышленники Сальвадора, как и он сам, еще не достигли возраста, дающего право голосовать, их деятельность задает повестку дня мировым СМИ и заставляет реагировать политиков самого высокого ранга. Молодым людям дают слово, и они этим пользуются: ведут блоги, запускают собственные проекты, участвуют в конференциях TED, организуют экодвижения и устраивают «зеленые» акции.
Хотя «эффект Греты» не мог не повлиять на рост экологической осведомленности молодых людей по всему миру, эту тенденцию психологи и социологи присваивают в целом всему поколению Z (родившемуся, по разным теориям, примерно с конца 1990-х). Современные дети и подростки очень просоциальны, и все, что касается вопросов равенства, прав и свобод человека, защиты окружающей среды для них чрезвычайно важно. Среди основных страхов «зетов» и в России, и за рубежом экологические вызовы занимают первое место. Существует даже отдельный феномен — «экологическая тревожность», которую испытывает молодое поколение, осознавая масштаб угрозы.
Экотревожность — хронический страх перед экологической катастрофой. Возникает у людей, которые обеспокоены экологическим кризисом и состоянием окружающей среды. Возможные симптомы: приступы паники, потеря аппетита, раздражительность, навязчивые мысли и бессонница. При этом получать экологическое образование современные подростки не спешат — они хотят стать IT-специалистами или инфлюэнсерами в Instagram или YouTube. Хотя последнее не исключает получения средств от экопросветительской деятельности: многие блогеры, распространяющие идеи zero waste и экологического сознания, зарабатывают на своих аккаунтах. Правда, профессионалов, обладающих какими-либо фундаментальными знаниями в этой сфере, среди них практически нет.
Как обстоит дело с экообразованием в школах?
«Зеленое» образование должно начинаться в школе: оно закладывает основы экологического воспитания и помогает использовать знания из социальных и естественных наук для защиты окружающей среды.
Российские стандарты среднего и общего образования в этой области есть. Они учитывают приоритеты мирового сообщества и повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (принятой Генассамблеей ООН в 2015 году). Но в «зеленом» движении России ЭКА считают, что этого недостаточно.
Эльвира Зинатуллина, руководитель проекта Экокласс.рф движения ЭКА:
Главная проблема педагогов — нехватка актуальных методических и дидактических материалов. Информация об экологических проблемах в учебниках не соответствует современной обстановке в мире. У учителей и школьников нет понимания масштаба проблем, они не знают, что можно сделать для их решения на разных уровнях, в том числе на уровне каждого человека. Поэтому перед учителями встает непростая задача: у них нет достаточных знаний, чтобы самим готовить качественные экологические занятия. Времени на то, чтобы делать интересные для школьников уроки, у них тоже нет.
Сейчас стали появляться ресурсы, которые помогают учителям в вопросах экопросвещения. К примеру, на Экокласс.рф педагоги могут стать участниками программы «Зеленые школы России» и получить инструкции по проведению и внедрению экологических мероприятий и практик, а также доступ к 30 бесплатным готовым урокам и играм на различные темы: сбережение воды, сохранение лесов и биоразнообразие, раздельный сбор отходов, экологичный образ жизни, изменение климата, новые технологии для экологии и другие. Задача подобных уроков — донести до школьников масштаб проблем, рассказать об эффективных способах их решения и научить полезным повседневным привычкам.
Востребованные экопрофессии будущего и где им учиться
Мария Рамзаева, автор и редактор Атласа новых профессий 3.0:
В 21 веке экологическое мышление — надпрофессиональный навык. Оно должно быть не только у специалистов-экологов, но и у всех, в любой деятельности — от профессиональной до бытовой.
Забота об окружающей среде — уже часть государственной политики, компании становятся экологически ответственными. Поэтому в будущем экопрофессии будут востребованы во всех сферах жизни человека — от добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства до туризма и индустрии моды.
Вот лишь несколько «зеленых» профессий, которые будут востребованы в будущем:
Экоаналитики в узких сферах
- Кто: фармакологические, сельскохозяйственные, портовые экологи, экоаналитики в строительстве, добывающих отраслях и т.д.
- Что делают: следят за экологической безопасностью на производствах и объектах, относящихся к группе риска; прогнозируют возможные угрозы и предотвращают их, снижают производственные отходы.
Специалисты- экологи
- Кто: профессионалы внутри компаний, которые хотят стать экологически ответственными.
- Что делают: помогают снизить негативное влияние производств.
Специалисты по уменьшению экологического следа
- Кто: менеджер zero waste, архитектор энергонулевых домов, эколог-логист, специалист по рециклингу.
- Что делают: снижают нагрузку на окружающую среду, уменьшают количество отходов и вредных выбросов.
Экопроповедники
- Кто: экопродюсер, эковожатый, куратор осознанного экотуризма.
- Что делают: помогают сделать экологическое мышление частью обыденной жизни каждого человека; вдохновляют на заботу об окружающей среде.
Специалисты по восстановлению экосистем
- Кто: биоремедиатор, архитектор возобновления экосистем, ветеринар-реабилитолог.
- Что делают: восстанавливают почву и растительный мир, помогают животным, пострадавшим вследствие экологических катастроф, исправляют последствия уже нанесенного вреда экологии.
Существующие программы классических и онлайн-университетов и школ предлагают как уже привычные направления (например, «промышленная экология» и «рациональное природопользование»), так и необычные («сити-фермерство» и «экоурбанистика»). Сложность с получением новых профессий в том, что непосредственно им пока практически нигде не учат. Но это не значит, что к ним нельзя подготовиться.
«Если вы хотите заниматься экологическими проблемами, но пока не решили, какими, подойдут программы «экология», «экология и природопользование», которые есть во многих вузах, — поясняет редактор Атласа новых профессий 3.0 Мария Рамзаева. — Если определились, то и здесь можно подобрать близкую специализацию. Например, тому же будущему эковожатому подойдет специальность «экологический туризм», а портовому экологу — «комплексное использование и охрана водных ресурсов».
Карьерные перспективы
Несмотря на повышенное внимание к проблеме, в России экопрофессии пока не фигурируют в списках самых востребованных и привлекательных. Но необходимость в таких специалистах постепенно растет. В среднем рост числа вакансий для экологов в России составляет 8% в квартал.
Мария Игнатова, руководитель службы исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru:
Топ-10 сфер, в которых публикуется больше всего вакансий экологов:
- строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование;
- услуги для бизнеса;
- добывающая отрасль;
- розничная торговля;
- продукты питания;
- нефть и газ;
- металлургия, металлообработка;
- энергетика;
- перевозки, логистика, внешнеэкономическая деятельность;
- промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие.
При этом количество резюме соискателей-экологов на протяжении трех лет остается почти неизменным.
Кого сейчас ищут на HeadHunter:
- менеджеров по экологической безопасности, экологическому развитию;
- экологов-инженеров, проектировщиков;
- менеджеров по продажам экологических услуг;
- специалистов по охране труда.
Активизм — это выход?
Современных, отвечающих вызовам времени профилей в вузах пока недостаточно. Возможно, поэтому молодежь видит больше возможностей помочь планете конкретными действиями — демонстрациями, проектами и участием в конференциях.
Ждать, пока образовательные структуры подстроятся под новые реалии, можно долго, а активные действия требуются уже сейчас. Активная жизненная позиция и общественная деятельность не мешает в будущем получить нужную профессию, когда спрос будет более оформлен, а вузы научатся готовить необходимых специалистов.
То, что сейчас об экологии заговорили так активно, не в последнюю очередь заслуга молодого поколения, и это действительно работает — пока о проблеме говорят, ее сложно игнорировать.