Узбекская народная сказка
ЭГРЫ И ТУГРЫ
В старые времена жил в одном кишлаке юноша. Звали его Тугры. Кроме лошади, у него ничего не было. Поискал он работу в одном, в другом кишлаке, не нашел. Тогда сел он на лошадь и поехал в дальнюю сторону — искать счастья.
Ехал Тугры, ехал, встретил пешего путника. Разговорились. Тугры спросил путника, кто он, откуда и куда идет.
— Иду искать работы, — ответил тот.
— Как тебя зовут? — спросил Тугры.
— Эгры.
— А меня Тугры (Эгры-бесчестный, Тугры-честный). Давай подружимся, будем вместе работать, вместе жить. И уговорились они быть друзьями на всю жизнь.
Тугры пожалел своего пешего товарища и предложил ему поехать немного верхом. Эгры сел на лошадь, хлестнул ее нагайкой да и ускакал. Только его и видели.
Ахнул Тугры: человек, который клялся быть верным другом, поступил с ним как самый подлый враг.
Но делать нечего, поплелся Тугры дальше пешком.
Когда стало темнеть, увидел Тугры узкую тропинку, пошел по ней. Тропинка привела его вглубь дремучего леса.
Вдруг Тугры увидал на лужайке старую печку для лепешек.
«Все-таки опасно идти по лесу темной ночью. Посплю-ка я здесь до утра», — подумал он и залез в печку.
А на лужайке, где стояла печка, собирались по ночам именитые звери: лесной. шах-лев, лесные визири — тигр и медведь, лесной горнист — волк, лесной флейтист — шакал, лесной сказитель — лис.
Когда взошла луна, прибежал шакал и завыл. На его призыв собрались звери, стали пировать. Пришел шах-лев, важно сел на свое место и повелел рассказывать ему обо всех диковинках.
Лис-сказитель начал рассказ:
— Недалеко отсюда есть горная пещера. Уже десять лет я живу в ней. Десять лет я собираю там всякое добро: ковры, занавесы, одеяла, одежды… Все что ни есть у людей, можно найти в моем доме. А сколько вкусных вещей у меня, припасов!
Тугры в своем убежище подумал: «Ого! Не плохо было бы пойти мне в гости к этому лису». После шакала заговорил визирь-медведь:
— Это тоже не диво. А вот в нашем лесу есть высокое дерево — карагач, а под ним два молодых ростка. Нет болезни, которую не излечили бы листья этих ростков. Дочь шаха нашего города семь лет болеет. Шах велел крикнуть клич: «Кто вылечит мою дочь, за того я ее отдам! Кто вызовется лечить и не вылечит, того казню». Многих лекарей уже казнил шах. Вот если бы кто-нибудь нарвал листьев с отростков карагача, отварил их да напоил девушку, она сразу выздоровела бы.
После медведя начал рассказывать волк-горнист:
— На опушке леса пасется байское стадо в сорок тысяч овец. Я каждый день съедаю двух овец. Как ни ловчатся пастухи, не могут меня поймать. Ведь они не знают, что недалеко на холме живет старик, у которого есть пес. Если б пес охранял стадо, он разорвал бы меня в клочки.
Заговорил тигр-визирь:
— У бая, про которого рассказывал волк, есть конский табун в десять тысяч голов. Он пасется у опушки леса. Я каждую неделю уношу по одной лошади. В табуне есть белый с черным конь. Если бы кто-нибудь сел на этого коня, то мог бы меня догнать… Хорошо, что никто об этом не знает. — Тигр кончил свой рассказ.
Забрезжил рассвет. Звери стали расходиться по своим логовам.
Вот лужайка опустела, и Тугры вылез из тандыра. Он пошел и разыскал карагач, о котором говорил медведь, сорвал с ростков немного листьев.
Потом отправился к овечьему стаду. Нашел пастуха, поздоровался, спросил его, как живется. Пастух пожаловался:
— Плохо мое дело. Повадился ходить в отару волк, Таскает баранов. Хозяин за это не знаю, что со мной сделает. А как избавиться от волка? Увы, мне несчастному!
— Не горюйте. Я вас избавлю от волка, — сказал Тугры.
Он пошел к старику, попросил у него пса и отдал пастуху. Пастух избавился от беды. Пес набросился на волка и порвал ему шкуру.
Тугры отправился в путь, разыскал табун лошадей. Поздоровался с табунщиком, расспросил, как ему живется. Тот пожаловался на тигра.
Тугры посоветовал:
— Оседлай белого с черным жеребца и дай мне длинную толстую жердь.
Сел Тугры на жеребца, взял жердь и стал подкарауливать тигра на тропинке.
Ночью пришел визирь-тигр и бросился к табуну. Тугры так ударил тигра жердью, что зверь упал замертво.
Пастух подарил Тугры жеребца.
Тугры сел на коня и поехал в город. На городском базаре кричал глашатай:
— Дочь шаха семь лет болеет. Кто ее вылечит, того шах сделает своим зятем. А кто вызовется, да вылечить не сумеет — того шах казнит.
— Я вылечу дочь шаха! — сказал Тугры.
Тугры пошел во дворец. Шах допустил к дочеря нового лекаря.
Тугры истолок карагачовые листья, отварил их и напоил девушку. Через три дня девушка выздоровела. Шах устроил пир-веселье, выдал дочь за Тугры.
— Ну, в какой город назначить тебя правителем? — спросил шах у зятя.
— Я не хочу быть правителем, — ответил Тугры. — Постройте на горе около леса для меня дом. Я буду жить своим трудом.
Шах удивился, но сделал, как просил его зять. Тугры с женой стали жить на горе.
Однажды к Тугры пришел Эгры:
— Друг мой, как ты добыл все это, — спросил он. — И дом у тебя есть, и двор. Вот я украл у тебя лошадь, думал — разбогатею. А куда ни поеду — везде мне не везет.
Не хотелось Тугры вспоминать вероломства Эгры и он сказал только:
— Я проспал одну ночь в лесу в старой печке и все это добыл, — ответил Тугры.
— Покажи мне то место, я тоже посплю в печке. Тугры рассказал ему про лужайку, где собирались звери.
Когда стемнело, Эгры залез в печку.
Опять ночью пришли лесные звери. Пришел лесной шах-лев, пришел визирь-медведь, пришёл горнист-волк, пришел флейтист-шакал, пришел сказитель-лис.
— Ну-ка, начнем рассказы! Почему же нет моего визиря-тигра? — спросил шах-лев.
Поднялся с места шакал:
— Нет, теперь мы ничего не будем рассказывать. Из-за наших рассказов ваш визирь-тигр погиб.
Тут поднялся медведь:
— Листья с нашего карагача тоже оборваны, — пожаловался он.
— А я остался без еды, — сказал волк. — Пастух взял того пса, про которого я говорил. Теперь я и подойти боюсь к стаду — всего меня искалечил пес.
— Кто же это смеет рассказывать о наших тайнах, — зарычал грозно лев, — приказываю поймать и убить предателя!
Но звери не знали, кто подслушал их тайны. Стал медведь спрашивать у шакала, шакал — у лиса.
А фазан крикнул: «В печке!» — и улетел.
Звери бросились к печке, вытащили Эгры и разорвали на куски.
Так честный Тугры достиг всего, что он желал, а бесчестный Эгры был наказан по заслугам.
Sayings
Помощь
Каталог
С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
«Пословицы и поговорки народов мира»
World Sayings.ru
В старые времена жил в одном кишлаке юноша. Звали его Тугры. Кроме лошади у него ничего не было. Поискал он работу в одном, в другом кишлаке — не нашел. Тогда сел на лошадь и поехал в дальнюю сторону искать счастья.
Ехал Тугры, ехал — встретил пешего путника. Разговорились. Тугры спросил путника, кто он, откуда и куда идет.
— Иду искать работу,- ответил тот. — Как тебя зовут?- спросил Тугры.
— Эгры.
— А меня Тугры. Давай подружимся, будем вместе работать, вместе жить.
И уговорились они быть друзьями на всю жизнь.
Тугры пожалел своего пешего товарища и предложил ему проехать немного верхом. Эгры сел на лошадь, хлестнул ее нагайкой да и ускакал. Только его и видели.
Ахнул Тугры: человек, который клялся быть верным другом, поступил с ним, как самый подлый враг.
Но делать нечего, поплелся Тугры дальше пешком.
Когда стало темнеть, увидел Тугры узкую тропинку, пошел по ней. Тропинка привела его в глубь дремучего леса.
Вдруг Тугры увидел на лужайке старую печку для лепешек — тандыр.
Все-таки опасно идти по лесу темной ночью. Посплю-ка я здесь до утра ,- подумал он и залез в печку.
А на лужайке, где стояла печка, собирались по ночам именитые звери: лесной шах — лев, лесные визири — тигр и медведь, лесной горнист — волк, леской флейтист — шакал, лесной сказитель — лис.
Когда взошла луна, прибежал шакал и завыл. На его зов собрались звери, стали пировать. Пришел шах — лев, важно сел на свое место и пошёл рассказывать ему обо всех диковинках.
Лис-сказитель начал рассказ:
— Недалеко отсюда есть пещера. Уже десять лет я живу в ней. Десять лет я собираю там всякое добро: ковры, занавеси, одеяла, одежды… Все, что ни есть у людей, можно найти в моем доме. А сколько вкусных вещей у меня, припасов!
Тугры в своем убежище подумал: Ого! Неплохо было бы пойти мне в гости к этому лису .
После лиса заговорил визирь-медведь:
— Это тоже не диво. А вот в нашем лесу есть высокое дерево — карагач, а под ним два молодых ростка. Нет болезни, которую .не излечили бы листья этих ростков. Дочь шаха нашего города семь лет болеет. Шах велел кликнуть клич: Кто вылечит мою дочь, за того ее отдам! Кто вызовется лечить и не вылечит, того казню . Многих лекарей уже казнил шах. Вот если бы кто-нибудь нарвал листьев с ростков карагача, отварил их да напоил девушку, она сразу выздоровела бы.
После медведя начал рассказывать волк-горнист:
— На опушке леса пасется байское стадо в сорок тысяч овец. Я каждый день съедаю двух овец. Как ни ловчатся пастухи, не могут меня поймать. Ведь они не знают, что недалеко на холме живет старик, у которого есть пес. Если бы пес охранял стадо, он разорвал бы меня в клочки.
Заговорил тигр-визирь:
— У бая, про которого рассказывал волк, есть конский табун в десять тысяч голов. Он пасется у опушки леса. Я каждую неделю уношу по одной лошади. В табуне есть белый с черным конь. Если бы кто-нибудь сел на этого коня, то мог бы меня догнать. Хорошо, что никто об этом не знает.
Тигр кончил свой рассказ. Забрезжил рассвет. Звери стали расходиться по своим логовам.
Вот лужайка опустела, и Тугры вылез из тандыра. Он пошел и разыскал карагач, о котором говорил медведь, сорвал с ростков немного листьев.
Потом отправился к овечьему стаду. Нашел пастуха, поздоровался, спросил его, как живется. Пастух пожаловался :
— Плохо мое дело. Повадился ходить в отару волк, таскает баранов. Хозяин за это не знаю что со мной сделает. А как избавиться от волка мне несчастному!
— Не горюйте. Я вас избавлю от волка,- сказал Тугры.
Он пришел к старику, попросил у него пса и отдал пастуху. Пастух избавился от беды. Пес набросился на волка и порвал ему шкуру.
Тугры отправился в путь, разыскал табун лошадей. Поздоровался с табунщиком. Тот пожаловался на тигра. Тугры посоветовал:
— Оседлай белого с черным жеребца и дай мне длинную толстую жердь.
Сел Тугры на жеребца, взял жердь и стал подкарауливать тигра на тропинке.
Ночью пришел визирь-тигр и бросился к табуну. Тугры так ударил тигра жердью, что зверь упал замертво.
Пастух подарил Тугры жеребца.
Тугры сел на коня и поехал в город. На городском базаре кричал глашатай:
— Дочь шаха семь лет болеет. Кто ее вылечит, того шах сделает своим зятем. А кто вызовется да вылечить не сумеет — того шах казнит.
— Я вылечу дочь шаха!-сказал Тугры.
Тугры пошел во дворец. Шах допустил к дочери нового лекаря.
Тугры истолок карагачевые листья, отварил их и напоил девушку. Через три дня девушка выздоровела. Шах устроил пир-веселье, выдал дочь за Тугры.
— Ну, в какой город назначить тебя правителем? — спросил шах у зятя.
— Я не хочу быть правителем,- ответил Тугры.- Постройте на горе около леса для меня дом. Я буду жить своим трудом.
Шах удивился, но сделал, как просил его зять. Тугры с женой стали жить на горе.
Однажды к Тугры пришел Эгры.
— Друг мой, как ты добыл все это?- спросил он.- И дом у тебя есть, и двор. Вот я украл у тебя лошадь, думал, разбогатею. А куда ни поеду — везде мне не везет.
Не хотелось Тугры вспоминать вероломство Эгры, и он сказал только:
— Я проспал одну ночь в лесу в старой печке и все это добыл.
— Покажи мне то место, я тоже посплю в печке.
Тугры рассказал ему про лужайку, где собирались звери. Когда стемнело, Эгры залез в печку.
Опять ночью пришли лесные звери. Пришел лесной шах — лев, пришел визирь — медведь, пришел сказитель — лис.
— Ну-ка, начнем рассказы! Почему же нет моего визиря-тигра?- спросил шах-лев. o Поднялся с места шакал:
— Нет, теперь мы ничего не будем рассказывать. Из-за наших рассказов ваш визирь-тигр погиб.
Тут поднялся медведь:
— Листья с нашего карагача тоже оборваны,- пожаловался он.
— А я остался без еды,- сказал волк.- Пастух взял того пса, про которого я говорил. Теперь я и подойти боюсь к стаду — всего меня искалечил пес.
— Кто же это смеет рассказывать о наших тайнах?! — зарычал грозный лев. Приказываю поймать и убить предателя!
Но звери не знали, кто подслушивал их тайны. Стал медведь спрашивать у шакала, шакал — у лиса.
А фазан крикнул: В печке! — и улетел.
Звери бросились к печке, вытащили Эгры и разорвали на куски.
Так честный Тугры достиг всего, чего желал, а бесчестный Эгры был наказан по заслугам.
«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»
Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома?
Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса.
«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».
По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие.
«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».
«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»
Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее.
«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».
Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми.
Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории.
«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария.
Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения.
Чем заняться на каникулах дома?
Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.
Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам.
Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки.
«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».
Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки.
Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее.
Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.
По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни.
Карина Салтыкова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»
«Вместе весело шагать»
(дополнительная общеразвивающая программа
по социально-коммуникативному развитию
для детей средней группы разных национальностей)
Исполнитель: Марченко Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 24. | |
Ленинск-Кузнецкий
Вместе весело шагать. Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет разных национальностей – Ленинск-Кузнецкий: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» — 2019г. – 14с.
Составитель Марченко Т.М., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24,
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать» для детей 4-5 лет разных национальностей составлена на основе парциальной программы по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию Коломейченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 4-5 лет по социально-коммуникативному развитию.
Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей и взрослыми (в том числе моральным).
Занятия-игры проходят один раз в неделю, длительностью по 20 минут.
Данная программа адресована воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 4-5 лет разных национальностей. Срок обучения – 1 год (36 часов).
Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае — итоговые.
Содержание
1.Пояснительная записка ……………………………………………………..4
2.Учебно-тематический план …………………..……………………………..9
3. Содержание программы………………………………………………..…..11
4. Условия реализации………………………………………………………..12
5.Список литературы………………………………………………………….14
- Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших направлений педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Нормативно-правовую основу для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать» составляют:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Цель: социализация детей средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); развитие игровой деятельности детей.
Задачи:
- Приобщать детей средней группы к общепринятым нормам.
- Обучать дошкольников правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Активизировать игровую деятельность детей в социально-коммуникативном направлении.
Принципы отбора содержания дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию «Вместе весело шагать» для детей средней группы (по Л. В.Коломийченко):
· принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
· принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
· принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
· принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
· принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т. д.) и его реализацию в разных видах деятельности.
Данная дополнительная общеразвивающая программа является нормативно — управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Дополнительная общеразвивающая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей средней группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Занятие-игра 20 минут, 1 раз в неделю.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию «Вместе весело шагать» – 1 год с детьми 4-5 лет средней группы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
— знание и выполнение правил поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
— умение дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным;
— умение определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
— имеет предпочтение в игре;
— договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет;
— оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила.
Тестирование проводится только с письменного согласия родителей.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: наблюдение, проблемная (диагностическая) ситуация, беседа.
– диагностика по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет (автор Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);
Показатели уровня овладения детьми программы:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального иили органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру.
- Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
диагностика | диагностика | 4 |
Мы такие разные | Чтение узбекской народной сказки «Эгры и тугры» | 1 |
Беседа «Эгры и Тугры» (узбекская народная сказка) | 1 | |
Социо-коммуикативная игра «Ласковые имена» | 1 | |
Сюжетно-ролевая игра «Узбекский День рождения» | 1 | |
Моя семья | Рассказ из личного опыта «Летние впечатления» (семейный отдых) | 1 |
Игровое упражнение «Давай поговорим» | 1 | |
Пальчиковая игра «Пальцы — люди добрые, пальцы — люди злые». Упражнения в уголке эмоций. | 1 | |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» | 1 | |
Социо-коммуникативные игры | «Разговор через стекло» | 1 |
«Зеркало» | 1 | |
«Подарки» | 1 | |
«Мы похожи?» | 1 | |
Дружные ребята | Чтение узбекской сказки «Жадная собака» | 1 |
Беседа по узбекской сказке «Жадная собака» | 1 | |
«Литературный калейдоскоп» (чтение стихов о дружбе) | 1 | |
Рассматривание сюжетных картинок «Дружные ребята» | 1 | |
Вместе весело шагать | Заучивание песни «Вместе весело шагать по просторам» | 1 |
Беседа-рассуждение «Что такое дружба» | 1 | |
Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | |
Сюжетно-ролевая игра «В гости к другу» | 1 | |
Как общаются узбеки и русские | Чтение узбекской сказки «Золотой арбуз (три арбузных семечка)» | 1 |
Пазлы-загадки «Собери картинку по сказке» | 1 | |
Презентация «Как общаются узбеки и русские» | 1 | |
Беседа «Буду делать хорошо и не буду плохо» (о поступках героев узбекских сказок) | 1 | |
Чтение узбекской сказки «Скорпион и черепаха» | 1 | |
Беседа по узбекской сказке «Скорпион и черепаха» | 1 | |
Рассказывание узбекских сказок. | 1 | |
Рисование «Узбекские сказки» | 1 | |
диагностика | диагностика | 4 |
Итого: | 36 |
- Содержание программы
Программа направлена на позитивную социализацию детей средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); на развитие игровой деятельности детей.
Программа способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, развитию умения самостоятельно объединяться для совместной игры, развивает у детей умение заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывает организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формирует такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Воспитывает уважительное отношение к окружающим. Формирует умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формирует умение спокойно отстаивать свое мнение.
В средней группе продолжается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации.
Условиями реализации дополнительной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать» является организация образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей; учебная нагрузка составляет 36 часов в год. Формы организации: игровая деятельность, беседы, заучивание стихов, загадок и песен, пантомима.
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка 4-5 лет, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная деятельность организуется при проведении организованной образовательной физкультурной деятельности, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка средней группы в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на позитивную социализацию детей; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Ритуалы приветствия — прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Занятия начинаются общим рукопожатием перекрещенными руками и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входят вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», «Как прошли ваши уроки?» и т.д. В данный ритуал должны быть включены все дети. Ритуал прощания включает в себя как настрой на продолжение работы в следующий раз, так и выработку уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и воспитателю.
Работа с родителями.
- Родительское собрание «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях межнационального общения»
- Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей посредством знакомства со сказками народов мира».
- Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра своими руками» (разрезные картинки «Угадай сказку»).
- Педагогическая гостиная «Социо-коммуникативные игры, направленные на сплочение детей разных национальностей».
- Выставка детско-родительского творчества «Нарисуем национальную сказку».
4. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Основным местом для организации образовательного процесса с детьми является групповая комната, где каждому ребёнку обеспечивается личное пространство: стол, стул. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей.
Пространство групповой комнаты разграничено: имеется центр для иллюстративного материала, дидактического пособия, демонстрационного и раздаточного материала, центр художественной литературы, центр настольно-печатных игр, имеется библиотека методической и художественной литературы.
Оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательно, носит развивающий характер. Предметно-пространственная среда групповой комнаты создаёт комфортное настроение, содействует эмоциональному благополучию детей.
Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:
Наименование | Количество (шт.) |
Магнитофон | 1 |
Колонки | 2 |
Разрезные картинки-пазлы | 1 набор на каждого ребенка |
Дидактические игры | 8 |
Методическое пособие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. | 1 |
Картотека игр | 1 |
Демонстрационный, иллюстративный материал. | 10 |
Методы и приемы
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с этим в программе предложено большое количество игровых упражнений. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, проводятся физкультминутки.
Наглядные методы в сочетании со словесными методами активизируют у детей дошкольного возраста интерес к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). В программе процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей о социально-коммуникативных качествах необходимых человеку в современном мире.
Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В программе активно используется организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, а заканчивается ритуалом прощания. В программе используются вербальные (словесные, игровые, наглядные) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика) методы и средства общения.
Использование разнообразных методов и приемов способствует решению поставленных целей и задач в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию детей средней группы «Вместе весело шагать».
Список литературы
- Буре Р. С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях [Текст]: учеб. пособие / Р.С. Буре – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 105 с.
- Буре Р. С. Дружные ребята [Текст]: учеб. пособие / Р.С. Буре . М.: Просвещение, 2002. – 80с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра [Текст]: учеб. пособие. / Занятия для детей 6 – 7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.И. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 320 с.
- Михайленко И. Я. [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Сфера, 2008. – 160с.
- Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком? [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
- Насонкина С. А. Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете [Текст]: учеб. пособие / С. А.Насонкина. СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 16с.
- Островская Е. Н. Главные правила поведения для воспитанных детей [Текст]: учеб. пособие / Островская Е. Н. М.: АСТ, 2007. – 96с.
- Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. студентов высших пед.учеб. заведений. — М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
В старые времена жил в одном кишлаке юноша. Звали его Тугры. Кроме лошади, у него ничего не было. Поискал он работу в одном, в другом кишлаке, не нашел. Тогда сел он на лошадь и поехал в дальнюю сторону — искать счастья.
Ехал Тугры, ехал — встретил пешего путника. Разговорились. Тугры спросил путника, кто он, откуда и куда идет.
— Иду искать работу,— ответил тот.
— Как тебя зовут?— спросил Тугры.
— Эгры.
— А меня Тугры. Давай подружимся, будем вместе работать, вместе жить.
И уговорились они быть друзьям и на всю жизнь.
Тугры пожалел своего пешего товарища и предложил ему поехать немного верхом. Эгры сел на лошадь, хлестнул ее нагайкой да и ускакал. Только его и видели.
Ахнул Тугры: человек, который клялся быть верным другом, поступил с ним как самый подлый враг.
Но делать нечего, поплелся Тугры дальше пешком.
Когда стало темнеть, увидел Тугры узкую тропинку, пошел по ней. Тропинка привела его в глубь дремучего леса.
Вдруг Тугры увидал на лужайке старую печку для лепешек.«Все-таки опасно идти по лесу темной ночью. Посплю-ка я здесь до утра»,— подумал он и залез в печку.
А на лужайке, где стояла печка, собирались по ночам именитые звери: лесной шах — лев, лесные визири—тигр и медведь, лесной горнист— волк, лесной флейтист — шакал, лесной сказитель — лис.
Когда взошла луна, прибежал шакал и завыл. На его призыв собрались звери, стали пировать. Пришел шах-лев, важно сел на свое место и повелел рассказывать ему обо всех диковинках.
Лис-сказитель начал рассказ:
— Недалеко отсюда есть горная пещера. Уже десять лет я живу а ней. Десять лет я собираю там всякое добро: ковры, занавесы, одеяла, одежды… Все что ни есть у людей, можно найти в моем доме. А сколько вкусных вещей у меня, припасов!
Тугры в своем убежище подумал: «Ого! Не плохо было бы пойти мне в гости к этому лису».
После шакала заговорил визирь-медведь:
— Это тоже не диво. А вот в нашем лесу есть высокое дерево — карагач, а под ним два молодых ростка. Нет болезни, которую не излечили бы листья этих ростков. Дочь шаха нашего города семь лет болеет. Шах велел кликнуть клич: «Кто вылечит мою дочь, за того я ее отдам! Кто вызовется лечить и не вылечит, того казню». Многих лекарей уже казнил шах. Вот если бы кто-нибудь нарвал листьев с отростками карагача, отварил их да напоил девушку, она сразу выздоровела бы.
После медведя начал рассказывать волк-горнист:
— На опушке леса пасется байское стадо в сорок тысяч овец. Я каждый день съедаю двух овец. Как ни ловчатся пастухи, не могут меня поймать. Ведь они не знают, что недалеко на холме живет старик, у которого есть пес. Если бы пес охранял стадо, он разорвал бы меня в клочки.
Заговорил тигрь-визирь:
— У бая, про которого рассказывал волк, есть конский табун в десять тысяч голов. Он пасется у опушки леса. Я каждую неделю уношу по одной лошади. В табуне есть белый с черным конь. Если бы кто-нибудь сел на этого коня, то мог бы меня догнать… Хорошо, что никто об не знает.— Тигр кончил свой рассказ.
Забрезжил рассвет. Звери стали расходиться по своим логовам.
Вот лужайка опустела, и Тугры вылез из тандыра. Он пошел и разыскал карагач, о котором говорил медведь, сорвал с ростков немного листьев.
Потом отправился к овечьему стаду. Нашел пастуха, поздоровался, спросил его, как живется. Пастух пожаловался:
— Плохо мое дело. Повадился ходить в отару волк, таскает баранов. Хозяин за это не знаю, что со мной сделает. А как избавиться от волка? Увы мне несчастному!
— Не горюйте. Я вас избавлю от волка,— сказал Тугры.
Он пошел к старику, попросил у него пса и отдал пастуху. Пастух избавился от беды. Пес набросился на волка и порвал ему шкуру.
Тугры отправился в путь, разыскал табун лошадей. Поздоровался с табунщиком. Тот пожаловался на тигра.
Тугры посоветовал:
— Оседлай белого с черным жеребца и дай мне длинную толстую жердь.
Сел Тугры на жеребца, взял жердь и стал подкарауливать тигра на тропинке.
Ночью пришел визирь-тигр и бросился к табуну. Тугры так ударил тигра жердью, что зверь упал замертво.
Пастух подарил Тугры жеребца.
Тугры сел на коня и поехал в город. На городском базаре кричал глашатай:
— Дочь шаха семь лет болеет. Кто ее вылечит, того шах сделает своим зятем. А кто вызовется, да вылечить не сумеет — того шах казнит.
— Я вылечу дочь шаха!— сказал Тугры.
Тугры пошел во дворец. Шах допустил к дочери нового лекаря.
Тугры истолок карагачевые листья, отварил их и напоил девушку. Через три дня девушка выздоровела. Шах устроил пир-веселье, выдал дочь за Тугры.
— Ну, в какой город назначить тебя правителем?—спросил шах у зятя:
— Я не хочу быть правителем,— ответил Тугры.— Постройте на горе около леса для меня дом. Я буду жить своим трудом.
Шах удивился, но сделал, как просил его зять. Тугры с женой стали жить на горе.
Однажды к Тугры пришел Эгры.
— Друг мой, как ты добыл все это?— спросил он.— И дом у тебя есть, и двор. Вот я украл у тебя лошадь, думал, разбогатею. А куда ни поеду — везде мне не везет.
Не хотелось Тугры вспоминать вероломство Эгры, и он сказал только:
— Я проспал одну ночь в лесу в старой печке и все это добыл.
— Покажи мне то место, я тоже посплю в печке.
Тугры рассказал ему про лужайку, где собирались звери.
Когда стемнело, Эгры залез в печку.
Опять ночью пришли лесные звери. Пришел лесной шах — лев, пришел визирь—медведь, пришел горнист — волк, пришел флейтист — шакал, пришел сказитель — лис.
— Ну-ка, начнем рассказы! Почему же нет моего визиря-тигра?— спросил шах-лев.
Поднялся с места шакал:
— Нет, теперь мы ничего не будем рассказывать. Из-за наших рассказов ваш визирь-тигр погиб.
Тут поднялся медведь:
— Листья с нашего карагача тоже оборваны,— пожаловался он.
— А я остался без еды,— сказал волк.— Постух взял того пса, про которого я говорил. Теперь я и подойти боюсь к стаду — всего меня искалечил пес.
— Кто же это смеет рассказывать о наших тайнах,— зарычал грозный лев,— приказываю поймать и убить предателя!
Но звери не знали, кто подслушал их тайны. Стал медведь спрашивать у шакала, шакал — у лиса.
А фазан крикнул: «В печке!»— и улетел.
Звери бросились к печке, вытащили Эгры и разорвали на куски.
Так честный Тугры достиг всего, чего он желал, а бесчестный Эгры был наказан по заслугам.- КОНЕЦ -Узбекская народная сказка с иллюстрациями