Эффект бабочки автор рассказа

Наверное, есть в этом большой смысл, что международный день кино отмечают именно под новый год: 28 декабря, в самые сказочные

Наверное, есть в этом большой смысл, что Международный день кино отмечают именно под Новый год: 28 декабря, в самые сказочные дни года. Потому что кино – это всегда сказка, выдумка или визуализация мечты, к какому бы жанру оно ни принадлежало.

Через несколько дней вступит в свои права новый 2022 год, и когда-то люди мечтали о том, каким он будет. Мечтали, писали об этом книги и, конечно, снимали фильмы. Интересно, каким они видели время, в котором мы с вами сейчас живем?

Фильмы про 2022 год: какой видели нашу жизнь в прошлом?

«Зелёный сойлент» (1973)

В 1973 году будущее, а конкретно 2022 год представлялся как время, когда в результате масштабной индустриализации проблемы, связанные с перенаселением, стали разрастаться угрожающими темпами:

парниковый эффект породил глобальное потепление, в результате чего многие формы жизни на планете просто погибли;

загрязнение окружающей среды приобрело катастрофические масштабы;

города полуразрушены, люди ютятся в развалинах, улицы наводняют бездомные, безработные.

По сюжету фильма, человечество способно хоть как-то выжить и не умереть с голоду благодаря тому рациону, который был разработан и производится корпорацией «Сойлент» — высококалорийный продукт Зелёный Сойлент выработан из планктона, и это третья ступень разработок (ранее был выведен Красный Сойлент и Желтый Сойлент, но они были хуже, хотя достать такое питание проще.

Главный герой находит в квартире убитого представителя элиты продукты, которые никогда не имел возможности попробовать: виски, говядину и прочее

О том, каковая была жизнь «до кризиса», люди могут узнать только по воспоминаниям стариков или из книг. Во время расследования убийства представителя элиты главный герой фильма детектив Фрэнк Торн находит в квартире убитого продукты, которые никогда не имел возможности попробовать: виски, говядину и прочее. А еще находит засекреченный обзорный доклад «Сойлент», исходя из которого следует, что рацион Зеленый Сойлент корпорация просто не могла производить из планктона, поскольку такого планктона в океане уже давно не осталось. Постепенно расследование приводит детектива в ужасающим открытиям.

Параллельно с основной линией сюжета накаляется социальная обстановка: на улицах из-за нехватки зеленого сойлента происходят массовые бунты. На протяжении всего фильма есть человек, который наблюдает за тем, каким стал мир, как бы со стороны: он помнит, каким был мир раньше, и то, что он видит в 2022 году, его ужасает.

«Джонни-мнемоник» (1995)

Этот замечательный фильм Роберта Лонго с Киану Ривзом в главной роли – экранизация рассказа Уильяма Гибсона по его же сценарию.

Информационная сеть пронизывает мир вдоль и поперек, ею контролируются все сферы жизни человека

Мозг главного героя Джонни используется в качестве контейнера для транспортировки важной информации, для чего в его мозг имплантируют специальное устройство. В 2022 году мир представляется автору полностью пронизанным всевозможными информационными технологиями и находящимся во власти всемогущих корпораций. Информационная сеть пронизывает мир вдоль и поперек, ею контролируются все сферы жизни человека. Даже личные воспоминания человека без специальных имплантов перестают быть доступными человеку. Но у мира, опутанного информационными технологиями как паутиной, появляются и новые, неведомые ранее болезни: синдром нервного истощения NAS, ‘Black Shakes’ или «чёрная трясучка». Не так уж далеко это представление от того, что мы в итоге имеем, не правда ли?

Социальное расслоение в сочетании с преступностью и нищетой делает 2022 год образца Уильяма Гибсона не таким уж приветливым местом.

«Sword Art Online» (2009)

Серия ранобэ или фэнтезийных романов японца Рэки Кавахары (псевдоним «abec») также посвящена событиям, которые происходят в 2022 году. По идее Рэки Кавахары, в 2022 году информационные технологии развились до такой степени, что была изобретена технология «Полного Погружения». Суть Полного Погружения в том, чтобы блокировать информацию, которая поступает с пяти органов чувств человека, перехватить эти сигналы и заменить их на фальшивые, то есть те, которые были сгенерированы компьютером. Такая технология была изначально разработана для индустрии компьютерных игр, но со временем стала проникать во все сферы человеческой жизни.

Технология замены настоящих чувств на фальшивые была разработана для компьютерных игр, но со временем стала проникать во все сферы человеческой жизни

Романы Рэки Кавахары были экранизированы: есть аниме, манга, компьютерные игры по этому сюжету. В аниме «Мастер меча онлайн», которое начали выпускать с 2021 года, главный герой по имени Кирито принимает участие в бета-тестировании новой игры на основе такой технологии. Но есть одна важная деталь: если вступаешь в игру, то не сможешь выйти из нее по собственной воле, только если пройдешь до конца все 100 уровней. И если погибнешь в игре, то и в реальной жизни погибнешь тоже.

А еще действие в 2022 году происходит в фильмах:

  • «Превосходство» (2014), где ученые ведут разработку компьютера, способного превзойти разум всего человечества, достичь состояния технологической сингулярности и совместить в себе абсолютно все знания и опыт, накопленные человечеством за всю историю его существования;
  • «Трансформеры: Последний рыцарь» (2017), где раса трансформеров объявлена вне закона, существует «Служба ликвидации трансформеров», но трансформеры все равно прибывают на Планету Земля на звездолетах;
  • «Война будущего» (2021), где человечеству предсказывают инопланетное вторжение в совсем уже недалеком будущем, и поэтому ученые придумывают технологию, благодаря которой становится возможным призвать из прошлого солдат, чтобы они помогли победить в войне будущего;
  • в сериале «Последний человек на Земле» (2015), где всех людей на планете уничтожила пандемия нового неизвестного вируса и остался только Фил Миллер 42 лет из США, который отправляется в путешествие по стране в надежде найти еще хоть кого-то уцелевшего. Если учесть, что над сериалом была начата работа еще в 2014 году, то становится как-то немного не по себе от пророческого дара сценаристов;
  • в сериале «Иеремия» (2002), где показывается жизнь после эпидемии «Большой смерти», тоже уничтожившей практически все население Земли, когда выжили после смертельного вируса только дети, то есть те, кто на момент пандемии не достиг половой зрелости.

Вот таким безрадостным и опасным представлялся раньше 2022 год. Надеемся, что таким он останется только в кинофантастике.

А какие вы знаете фильмы и сериалы, где действие происходит в 2022 году?

источник

Эффект бабочки автор рассказа

Читайте также


Год: 2020 (2 сезона), РоссияЖанр: драмаРежиссер: Оксана Барковская, Ирина ГурьяноваПродюсер:…


17.10.2021, 19:55

11 773

просмотрa

Подробнее


Информация о сериале «Мне плевать, кто вы» (2022)Жанр: Комедия, драмаСтрана: РоссияДата выхода:…


06.01.2022, 02:14

111

просмотров

Подробнее


В данной видео подборке собраны воедино великолепные кадры нашей прекрасной …


02.01.2022, 12:16

38

просмотров

Подробнее


Жанр: Комедии, ДрамаДата выхода в РФ: 10 декабря 2021Режиссёр: Майкл Патрик


22.12.2021, 17:20

121

просмотр

Подробнее


План «Ост»: если быГитлер победилВ 20-х годах Адольф Гитлер написал в «Майн …


21.12.2021, 14:31

87

просмотров

Подробнее


Анастасия Вертинская – прекрасная, тонкая, впечатляющая актриса. Ставшая звездой в совсем юном возрасте,…


18.12.2021, 13:41

58

просмотров

Подробнее


Пасхальные цветы, купленные заранее, пылились на шкафу уже пять месяцев. Что им, они искусственные,…


17.12.2021, 18:12

65

просмотров

Подробнее


Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: комедияРежиссер:


15.12.2021, 10:31

154

просмотрa

Подробнее

Сериал «Чиновница» (2021), все 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 серии. Содержание, отзывы, смотреть онлайн в HD-1080 на Kion

Эффект бабочки автор рассказа


Год: 2021Жанр: драма, детектив, мелодрамаРежиссер: Оксана КарасПродюсер: Джаник Файзиев, Рафаел Минасбекян,…


14.12.2021, 07:18

150

просмотров

Подробнее

«В клетке» (2 сезон) сериал 2021 г: все 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 серии. Содержание, отзывы зрителей, смотреть онлайн на Okko в HD1080

Эффект бабочки автор рассказа


Премьера 2 сезона сериала «В клетке» на видеосервисе «Okko TV» состоялась 7 октября 2021 года.


12.12.2021, 15:57

334

просмотрa

Подробнее


Жанр: Комедии, ДрамаДата выхода в РФ: 10 декабря 2021Режиссёр: Майкл Патрик КингМировая премьера:…


12.12.2021, 13:40

14 844

просмотрa

Подробнее


11.12.2021, 00:30

312

просмотров

Подробнее


— Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде,…


05.12.2021, 17:31

78

просмотров

Подробнее

  • Главная
  • / Искусство и развлечения
  • / Литература

Жанр рассказа имеет очень древнее происхождение. Задолго до появления письменности люди рассказывали друг другу новости, повествовали о произошедших событиях. Народные сказки и притчи — вот прародители современного рассказа.

Некоторое время назад короткие эпические формы разделялись на собственно рассказы, новеллы, очерки. Сегодня различие между ними постепенно стирается

Так что такое рассказ сегодня? Это сравнительно небольшая форма эпического произведения. Чаще всего события и действующие лица рассказа группируются вокруг одного эпизода, одного события или характера.

Некоторые специалисты отвечают на вопрос «что такое рассказ?» менее профессионально, но более понятно. Они утверждают, что рассказом можно считать повествование об определенных событиях. Именно этим, уверены они, рассказ отличается от новеллы или очерка. Новеллой сегодня принято считать короткое повествование, часто с острым сюжетом. Обычно новеллы характеризуются нейтральным, непредвзятым повествованием, острым сюжетом, крайне неожиданной развязкой.

Очерк отличается от рассказа отсутствием конфликта, большим количеством описаний.

Что такое рассказ? Это огромное количество повествовательных произведений, разных по тематике. С точностью перечислить все категории, темы и разновидности рассказов невозможно.

Однако можно выделить основные, наиболее популярные сегодня темы рассказов.

Известный писатель и человек веселого нрава Александр Грарк предлагает рецепт написания фантастического рассказа. Для этого, по его мнению, нужно найти самое невероятное объяснение самому простому (и, тем более, непростому) явлению. Хорошо так же включать в «тело» научно-популярного рассказа «научные» или просто малопонятные фразы. Если же говорить серьезно, то особенностями фантастических рассказов, действительно, является особенная лексика, особый способ рассказывания.

  • Рассказы про любовь. Самые популярные среди девушек и женщин. Они не просто передают историю чьей-то любви. Авторы, занимающиеся написанием любовных рассказов, стараются возбудить эмоции, «затронуть сердце» своих читателей.рассказы про любовь

Независимо от сюжета и тематики рассказов, все они имеют общие, характерные только для этого жанра признаки.

  • Краткость. Речь идет не столько о количестве страниц, сколько об установке автора на предельную краткость и конкретность. Эпизоды должны быть внятными, четко прописанными, конкретными.
  • Все рассказы должны быть стилистическим целым. Чаще всего они ведутся от лица только одного рассказчика, обладающего своим убеждением, манерой речи. Неважно, кто это — автор, герой, посторонний наблюдатель. Именно с его точки зрения мы воспринимаем происходящие события. Другое дело, соглашаемся мы с мнением рассказчика или нет.
  • Как уже говорилось выше, рассказ обычно повествует только об одном событии, эпизоде или герое.
  • Наконец, на вопрос о том, что такое рассказ, можно ответить так: это небольшое произведение, связанное единством стиля, настроения, ситуации.

Узнаем чем отличается рассказ от сказки и других литературных форм

Деление литературы на виды повествовательных форм и жанры часто оказывается весьма условным. И если, например, рассказ от романа можно отличить по объему, то иногда возникают и более сложные ситуации. Так, понять, чем отличается рассказ от сказки, …

далее

Жанр рассказ: история развития, примеры. Признаки рассказа как жанра

Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые …

далее

Рассказы — это почти просто

В небольшой статье будет рассмотрено определение слова «рассказ». И, возможно, кажется, что форма это малая, хоть и достаточно емкая, однако сама задача, похоже, далеко не такая тривиальная, как представляется на первый взгляд. Что ж, начнем.

далее

Новелла - определение. Определение. История. Лучшие произведения

Одной из жанровых разновидностей прозы является новелла. Что это за форма повествования, вы узнаете из этой статьи.

далее

Что это - новелла? Значение слова и его происхождение

Знаете ли вы, что такое новела? Кто бы мог подумать, что анекдоты, басни и сказки послужат основой для ее появления.

далее

Новелла — это малая повествовательная проза, особый литературный жанр, близкий к рассказу, очерку, эссе. Отличается данное произведение четко очерченным сюжетом с кульминацией и финалом. Еще одно отличие новеллы от литературных произведений других жанров — это ограниченное число персонажей.

далее

Новелла - это литературный жанр, искусство короткого рассказа

Сегодня мы вместе напишем сочинение на тему: «Как я помогаю маме». Такую работу очень часто задают в начальных классах, это заставляет детей задуматься над тем, какова роль родителей в семье и как им можно помочь с домашними делами. Как правило, после написания сочинения они стремятся делать добро и облегчать уставшим мамам работу по дому.

далее

Узнаем как написать сочинение на тему: Узнаем как я помогаю маме?

Что такое психологизм в литературе? Определение этого понятия не даст полного представления. Следует привести примеры из художественных произведений. Но, если сказать вкратце, то психологизм в литературе — это изображение внутреннего мира героя с помощью различных средств. Автор использует системы художественных приемов, что позволяет ему глубоко и детально раскрыть душевное состояние персонажа.

далее

Психологизм в литературе. Психологизм в литературе: определение и примеры

Человеческая жизнь, все насыщающие ее события, ход истории, сам человек, его сущность, описанные в какой-нибудь художественной форме, — все это основная составляющая эпоса. Самые яркие примеры эпических жанров — роман, повесть, рассказ — включают в себя все характерные особенности этого рода литературы.

далее

Примеры эпического повествования в литературе

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы — это лишь мишура, которая позволяет читателю более комфортно воспринимать суть изложенного автором.

далее

Что это - экспозиция в литературе и как она строится?

Ночные спутниковые снимки городов

Астрономы НАСА представили новый взгляд на Землю: с помощью спутника они показали как выглядит планета в темноте. далее

Организовать кухонное пространство: что сделать, чтобы начать новую жизнь

Желание начать новую жизнь рано или поздно возникает у многих, но не всем удается осуществить эти планы. далее

То, что тигры могут проходить большие расстояния в поисках безопасного места, еды и партнера, известно давно. далее

Если откорректировать климат и водоснабжение, то Марс будет вполне пригодным для жизни. далее

Что скрывается под взглядом Моны Лизы?

Искусствоведы обнаружили микроскопические коды, скрытые в очаровательных глазах загадочной картины «Мона Лиза». далее

Последствия сна на боку и как от них избавиться

Сон на боку — самая распространенная поза. Преимущества и недостатки данного выбора. далее

Фотографии, от которых становится и грустно, и смешно одновременно

В интересном и поучительном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве» коронной фразой главного героя была «и так сойдет». далее

Чем отличаются литературные род, вид, жанр?

Художественное произведение оригинально по форме и содержанию, иначе оно не было бы нам интересно. Но это совершенно не означает, что мы не можем обобщить некоторые признаки, связывающие различные тексты друг с другом, найти те параметры, которыми схожи произведения разных авторов, разных лет, даже разных веков.

«Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Чевенгур» — совершенно разные произведения. «Элегия» Пушкина, «Элегия» Некрасова, «Элегия» Бродского — тоже, кажется, разные, но что-то подсказывает, что есть в них нечто общее.

Общие критерии разных произведений описываются обычно в таких категориях как род, вид, жанр.

Род литературный — тип изображения в литературе человека и мира, выделяемый в зависимости от характера отношений между субъектом высказывания и его объектом.

Т.е. литературный род — это отношение рассказывающего о событиях, ракурс показа событий: то, как я вижу то, о чём говорю.

Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки

Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки

Род литературный — тип изображения, общие закономерности представления действительности в произведении.

Род — это то, как построено произведение, его формальная специфика.

Есть три подобных типа изображения, выделяемых традиционно: эпос, лирика, драма.

Вид — это устойчивый тип поэтической структуры в пределах одного рода, такие как повесть, роман, поэма.

Вид предполагает конкретизацию типа изображения с помощью определённых средств построения формы произведения. Вид связан с особыми элементами структуры художественного текста: особенности построения сюжета, системы персонажей, детализации художественного мира и пр.

Например, роман предполагает повествование о значительном количестве событий, героев, сложность их взаимоотношений, чаще всего эти события происходят на протяжении большого промежутка времени. Роман — большая художественная структура, описывает значительный фрагмент мира, попытка систематизировать отношения между людьми, человека и природы, с окружающим миром.

Рассказ же в свою очередь предполагает небольшой сюжет, в который входит несколько событий, часто события рассказа укладываются в очень ограниченный отрезок времени, а участвует в них небольшое количество персонажей.

Жанр — это конкретизация вида.

Жанр — исторически сформировавшийся тип литературного произведения, устойчивая формально-содержательная схема.

Жанр — конкретное историческое выражение вида, функционирующее в одну определённую эпоху, видоизменяющееся на протяжении всего существования данного вида.

Жанр — конкретно историческая модификация вида, которая обладает определёнными, формальными и содержательными, чертами, характерными для всех подобных произведений данной эпохи: сентиментальный роман, реалистический роман, модернистский роман; элегия сентиментальная, элегия романтическая и пр.

Жанр также может конкретизировать определённую формально-содержательную специфику ряда произведений: повесть фантастическая, бытовая, историческая.

Если вам помог материал, оцените публикацию!

Следите за новостями и обновлениями, подписавшись на канал.

Не стесняйтесь задавать вопросы, если что-то осталось непонятным.

Пишите, о чём ещё хотелось бы прочитать на моём канале.

Рассказ: ключевые элементы и жанры

Рассказ как художественная форма занимает в литературе особое место. Рассказ можно прочитать за один присест: на чтение одного рассказа редко уходит больше часа. Однако, хоть краткость и является сестрой таланта важнейшей характеристикой рассказа, жестоко ошибается тот, кто ничего не делает думает, будто рассказ — это роман в миниатюре. Создание рассказа (тем более, хорошего) требует особых техники и подхода, столь своеобразных, что некоторые мэтры крупной прозы были не в силах прозведсти на свет ни единого рассказа калибра Эдгара По или Конан Дойла. О секретных компонентах идеального рассказа читайте в нашей статье.

Когда появился рассказ

Несмотря на огромную популярность в наши дни, рассказ появился очень давно. С незапамятных времен люди всех возрастов любили развлечься интересной историей. Самыми ранними формами были рассказы о приключениях или рыцарских подвигах какого-нибудь популярного героя. В культуре многих народов есть свои легенды и мифы. Их пересказы в той или иной версии получили распространение и дошли до нас. Истории из «Рамаяны», «Махабхараты», «Басен» Эзопа, «Арабских ночей» и «Декамерона» говорят о повсеместной популярности рассказа как в западных, так и восточных культурах.

Современный рассказ

Рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию. Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов — внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.

Современный рассказ, каким мы его знаем, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».

Эдгар По Эдгар Аллан По

Рассказ написан в форме послания. В нём главный герой описывает череду загадочных и пугающих событий, свидетелем которых стал во время морского путешествия. Сюжет рассказа вдохновлен многочисленными легендами о корабле-призраке. Морское путешествие символизирует процесс самопознания, а ведение записей дарует герою своего рода бессмертие.

Рассказ держит внимание читателя мастерским повествованием и особой атмосферой. Его влияние на современных авторов трудно переоценить.

Из США рассказ перешел в Европу, где признанными мастерами короткой прозы стали Мопассан, Бальзак, Голсуорси, Моэм, Конан Дойль. В России своими рассказами известны Чехов, Лев Толстой, Булгаков, Бунин, Куприн.

Ключевые элементы рассказа

Теперь разберем ключевые элементы рассказа, благодаря которым он и приобретает ту магию, за которую мы его так любим.

Сюжет

Рассказы пишутся, главным образом, для читателей. Поэтому рассказ должен вызывать интерес. Он может содержать какой-то нравственный урок, но при этом оставаться интересным, захватывающим, заставлять читателя на время забыть о повседневных заботах. Пренебрежение сюжетом, даже в пользу идеи, — серьезная литературная провинность, наказанием за которую обычно назначается полный провал рассказа даже среди целевой аудитории.

Объем

Краткость — другая важная характеристика рассказа. Использование художественных средств ограничено объемом произведения. От автора требуется избегать излишеств. Каждое написанное слово должно прямым или косвенным образом влиять на развитие сюжета. Чтобы овладеть сложным искусством короткой прозы и стать успешным автором, требуется длительная практика, и лишь очень немногим людям удается подняться с ее помощью к вершинам литературного творчества.

Тема (Лейтмотив)

Предмет рассказа должен быть четко определен, ведь на раскрытие темы отведено очень короткое время. Лейтмотив (главная мысль произведения, его краеугольная идея) должен был настолько кристально чист, что по завершению рассказа у читателя должно возникнуть впечатление, что больше ничего добавить нельзя. Отклоняться от темы, особенно в угоду отвлекающих маневров, не имеющих с лейтмотивом ничего общего, — дурной тон за которым тоже неизбежно следует расплата. Внимание следует сосредоточить на главном. Всё, с ним не связанное, исключается.

Психологизм

Еще одно требование к рассказу — его способность произвести сильный эффект. Все события, сюжетные коллизии и персонажи должны работать на создание этого эффекта. Внимание в рассказе фокусируется на одном пункте, чтобы максимально воздействовать на читателя.

Персонажи

Из-за ограниченного объема рассказа автор не всегда успевает раскрыть персонажа со всех сторон. Поэтому на первый план выводится единственно важный аспект характера, притягивающий всё внимание. Как правило, это какая-то одна черта, самое большее — две.

Диалоги

Диалоги в рассказе очень важны. Они добавляют интерес, делают рассказ легким для восприятия. Каждое слово в диалоге призвано раскрыть характер персонажа. Мы многое можем понять о герое по тому, что и как он говорит, или что о нем говорят другие. Но диалоги в рассказе должны быть краткими и по существу.

Атмосфера

Для рассказа требуется подходящая атмосфера. Рассказ может быть трагическим, романтическим, комическим или интригующим. Но при создании атмосферы необходимо придерживаться принципа последовательности. Если, например, это детективный рассказ, то атмосфера тайны должна ощущаться во всем.

Язык

Автор рассказов ограничен объемом текста, поэтому слова обычно используются крайне экономно. Каждое слово и предложение ведут действие рассказа вперед. Лишние слова или предложения считаются недостатком. Кроме того, язык должен быть легким и простым. Длинные и запутанные предложения в хорошем рассказе неуместны.

Связь рассказа и романа

Целеустремленность, прямота, краткость — вот черты сильного рассказа. Любые недочеты в композиции рассказа будут заметны сильнее, чем в романе. Поэтому рассказ во многих отношениях считается более высокой литературной формой, требующей большего мастерства.

Но рассказ не способен показать жизнь во всем разнообразии и сложности. Для этого нужно больше пространства, чем дает рассказ. Он не может продемонстрировать полноценное развитие характера героя. В рассказе мы встречаемся с персонажами лишь на несколько минут и видим только одну сторону их характера.

Здесь преимущество на стороне романиста. В его распоряжении достаточно места и времени, он может постепенно развивать характеры своих героев. Кроме того, автор рассказа не может ввести в повествование дюжину персонажей, так как это приведет к «перенаселению». Сюжет рассказа порой строится на поступках одного человека. Все внимание сосредоточено на нем, и это усиливает эффект.

Поэтому рассказ не должен рассматриваться как соперник или замена романа: они выполняют разные художественные функции. Это отдельная литературная форма, которая выросла бок о бок с романом, заняв важное место в мировой литературе.

Рассказ и драма

Связь рассказа и драматургии

Рассказ тесно связан с драмой. Как драматург, так и автор рассказа ограничены пространством и временем. Пьеса, как и рассказ, является строгой художественной формой. Но драматург дополнительно связан законами сцены, а у автора рассказа таких ограничений нет. Это дает рассказу большую свободу движения, широту и гибкость.

Другое различие заключается в подходе к персонажам. В пьесе характер героя раскрывается по мере развития действия и смены сцен. В рассказе такая эволюция характера невозможна.

В драме важную роль играет диалог. История развивается через диалог, каждое слово служит раскрытию сюжета. У автора короткой прозы нет подобных ограничений. Он волен использовать диалог или отказаться от него. Может, если захочет, стать голосом своих героев, препарировать и обнажать перед читателем их души.

В этом еще одно различие между рассказом и драмой. Драма объективна, безлична. Рассказ, следуя воле автора, может быть как субъективным, так и объективным. Драматург вынужден стоять в стороне. Он не может ввести себя в драму. Автор же рассказа волен рассказывать о событиях от своего лица, излагая собственную философию и взгляды.

Жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные рассказы

Любовь — неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной, но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье.

Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.

Приключенческие рассказы

В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», — это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой — мальчик Маугли, воспитанный волками.

Детективные рассказы

В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки. Известные авторы детективных рассказов — Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

Психологические рассказы

Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.

Научно-фантастические рассказы

В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.

В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа — показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества. Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

  • Более подробно узнать о разных литературных жанрах вы можете из наших статей.

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

  • Эуфиллин по латински как пишется
  • Эффект бабочки рассказ брэдбери
  • Этот рассказ поучительный я бы хотела закончить моралью минус
  • Этот рассказ поучительный я бы хотела закончить моралью слушать
  • Этот рассказ поучительный я бы хотела закончить моралью аккорды для гитары