Читаем с интересом — Сказка Случай со степанидом читать онлайн полностью, Эдуард Успенский
Мы с папой сидели на диване, и он объяснял мне, почему я плохо учусь.
— Все дело в том, Сережа, что ты мнемотехники не знаешь.
— А что такое мнемотехника?
— Это способы запоминания разные. Вот, например, река есть в Испании, Гвадалквивир называется. Ни за что не запомнишь. А ты и не запоминай: «Гвадалквивир», ты запомни: глотал кефир. Или вот так: в городе Караганда добывается руда. Ты меня ночью разбуди — я тебе и руду и Караганду вспомню. А почему? Потому что в рифму.
— А как быть, папа, если рифмы нет?
— Очень просто. Ты все слова, которые запомнить надо, в историю свяжи. Вот назови мне десять первых попавшихся слов, и увидишь.
Я посмотрел вокруг и стал называть:
— Диван, шкаф, телевизор, цветы, пианино. — Потом посмотрел в окно. — Автобус, собака, милиционер, старушка, площадь…
— Ну ладно, — сказал папа. — Попробуем сочинить историю. «Собака купила телевизор и села в автобус. Автобус наехал на шкаф. В шкафу сидела старушка и поливала цветы. А милиционер в это время сидел на диване на площади и играл на пианино».
— Ну, чтобы старушка сидела в шкафу и поливала цветы, — говорю, — это еще туда-сюда. А чтобы милиционер на площади на пианино играл, такого в жизни не бывает.
— В мнемотехнике все бывает, — говорит папа. — Может, он к празднику готовился. Ко Дню милиции. Полонез Огинского разучивал. В общем, мы, Сережка, теперь с тобой по-другому заживем. Ты сразу отличником станешь. А я все адреса, все телефоны, все цифры в голове буду держать. Вот на работе удивляться начнут.
И тут мама вошла.
— Вот что, друзья, сходите-ка в аптеку и в магазин. Купить надо кое-что. Я вам список приготовила.
— Не надо нам список, — говорит папа. — Мы и так все запомним.
— Забудете, — говорит мама.
— Да? — говорит папа. — А мнемотехника на что?
Мама спорить не стала.
— Запоминайте, пожалуйста. Только если чего не купите, еще раз побежите. Значит, сначала в аптеку. Возьмите там горчичники и папаверин.
— Папаверин. Папа Верин. Верин папа. У нас есть соседка, девочка Вера, а у нее есть папа. Вот его и надо купить. Очень просто запоминается, — говорит мой папа. — А с горчичниками хуже.
— Ладно, папа, — говорю я. — Я тебе горчичники просто так запомню, без мнемотехники.
— Потом хлеба возьмите в булочной, половину буханки и целый батон.
Папа глаза закатил и говорит:
— Половина буханки и целый батон. Половина кухарки села на бидон. Кухарка — это повар по-старинному.
— А в гастрономе, — продолжала мама, — возьмите колбасы, пачку маргарина и триста граммов подсолнечного масла.
— Гори, гори, масло, чтобы не погасло, — запоминает папа. — Нужно нам триста грамм. Запомнили. А вот маргарин не запоминается.
— Пачка маргарина вкуснее гуталина, — говорит мама.
— Эх ты, — засмеялся папа, — только запутываешь меня. Вот куплю тебе гуталина, будешь на нем картошку жарить. Не так надо. Надо, чтобы смысл был.
Тут я не выдержал:
— Вот мы купим маргарин, чтоб поджарить колбасин.
— Это уже лучше, — согласился папа. — Больше ничего не надо?
— Хватит с вас, — сказала мама и дала нам сумку и деньги.
И мы пошли. Когда мы пришли в аптеку, папа встал в очередь за горчичниками, а меня послал покупать Вериного папу.
— Иди и возьми пачку андрюшина.
— Почему андрюшина?
— Как почему? Вериного папу зовут Андрей. Значит, нам нужен андрюшин.
Я прибегаю через минуту и говорю:
— Нет у них никакого андрюшина. Может, его по-другому зовут? Может, нам петрациклин нужен или степанид.
— Степанид нам не нужен. Нам Верин папа нужен.
И тут папа вспомнил:
— Фамилия ведь у него Васильев. Значит, нам василин нужен.
Купили мы василин, вазелин то есть, от головной боли, и в булочную пошли.
— Что нам здесь покупать? — спрашивает папа.
— Повара, который бидон съел.
— Зачем?
— Не знаю, папа, зачем. А давай мы просто хлеба купим, как всегда. Половину буханки и батон.
И тут папа про кухарку вспомнил, которая на бидон села.
— Странно, — говорит он, — я кухарку придумал, чтобы буханку не забыть, а у меня наоборот вышло. Мне буханка про кухарку напомнила.
Потом мы в гастрономе маргарин и колбасин купили. Они легко запомнились.
— Что нам еще нужно? — спрашивает папа.
— Гори, гори ясно, чтобы не погасло, — отвечаю.
— Лампочки электрические, — говорит папа. — Или спички. А может быть, керосин. Его ведь тоже в лампы наливают, чтобы горел.
— Может быть, — говорю я. — Только для керосина бутылка нужна.
Посмотрели мы в сумку — есть бутылка.
— Все правильно, — говорит папа. — Помнишь, мы еще реку запоминали в Испании — глотай факир называется. А что факиры глотают? Шпаги или керосин, чтобы огонь изо рта шел.
Купили мы керосин и домой пришли. Мама сначала ничего и не заметила. И даже похвалила нас. А потом, когда вечером колбасу жарить стала, она на горячую сковородку вместо масла керосин плеснула. И тут такое началось: сковородка горит, плита горит и белье над плитой горит. Но больше всего, конечно, папе нагорело.
А я с тех пор на всю жизнь запомнил: если в доме пожарин — набирайте ноль один. Вот что такое мнемотехника!
Картинки: Тер-Аракелян И.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
22 декабря 1937 года родился Эдуард Успенский, писатель, создатель Чебурашки и Дяди Федора.
Личное дело
Эдуард Николаевич Успенский (1937-2018) родился в городе Егорьевске Московской области. Отец — Успенский Николай Михайлович — был партработником, сотрудником аппарата ЦК ВКП(б). Мать Наталья Алексеевна — инженером на машиностроительном заводе. Эдуард был средним из трех братьев. Отец был завзятым охотником, поэтому в доме всегда были собаки. Иногда отец брал сыновей с собой на охоту. Семья жила в цековском доме на Кутузовском проспекте. После того, как в 1947 году отец умер, и семья перестала получать дополнительные пайки от ЦК, жить стало тяжелее. Маминой зарплаты инженера и небольшой бабушкиной пенсии на жизнь не хватало. Мать снова вышла замуж.
По воспоминаниям самого Успенского, отчим очень дорожил книгами, скупал их и «закрывал в книжном шкафу под пудовыми замками», поскольку боялся, что пасынки начнут их таскать на продажу. Замки, правда, не стали помехой для ушлых мальчишек: «Мы отодвигали шкаф, отвинчивали заднюю стенку и читали все подряд: Дюма, Шиллера, Гюго, Майн Рида, Джека Лондона, Купера… Тогда все на этом были помешаны».
В школе Успенскому особенно хорошо давалась математика, он участвовал во всех олимпиадах. После школы поступил в Московский авиационный институт (МАИ), который окончил в 1961 году. После получения диплома три с половиной года проработал инженером на ракетном заводе.
Сочинять начал еще учась в МАИ. Сначала писал стихи и смешные истории в институтскую стенгазету, придумывал сценки для театра миниатюр. Со студенческим самодеятельным коллективом ездил по разным московским институтам, «почтовым ящикам», на целину. «Выступления эти были весьма успешными — народу битком, входные двери выламывались… Оттуда меня пригласили на эстраду — писать номера для конферансье, затем для актеров. Это уже более высокий, профессиональный уровень, там и платить начали. Работали мы в соавторстве с Феликсом Камовым. Как проклятые. Сначала восемь часов на заводе, потом ехали или к нему, или ко мне и до полуночи сочиняли сценарии», — рассказывал Успенский.
Начав свой путь в 1960 году как писатель-юморист, через несколько лет он охладел к эстраде и начал сочинять то, что давно хотел, — детские стихи и сюжеты. В редакциях поначалу его творения не принимали, поясняя, что «это не стихи, а считалки, безвкусные развлекалки». Лишь в 1966 году в журнале «Детская литература» были опубликованы его первые стихи для детей, и тогда же благодаря Борису Заходеру вышла первая детская книга — стихотворный сборник «Смешной слоненок». За ним последовала публикация повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966).
Когда книги не печатали, Успенский не оставался без работы: сочинял сценарии для мультипликации, занимался радиопостановками и писал пьесы. Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Романом Качановым — «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены» (1974) и другие. Спектакли с Чебурашкой шли не менее чем в сотне театров по всей стране.
Первая книга Успенского про обитателей Простоквашино — «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1974 году. По книге и ее продолжениям были сняты популярные мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».
В 1976 году вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980-90 годах — продолжение серии про Простоквашино, а также книги «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)» и другие.
Участвовал в создании передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».
Являлся председателем жюри российской национальной премии в области детской литературы «Заветная мечта», которая вручалась с 2006 по 2009 годы.
В 2007—2008 годах был членом Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».
В 2010 году Успенскому присуждена учрежденная для детских писателей премия имени Корнея Чуковского в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».
Последние годы Эдуард Успенский жил в собственном загородном особняке в деревне Пучково под Троицком (Новая Москва).
В 2011 году у писателя выявили онкологическое заболевание. Он долгое время боролся со смертельным недугом, прошел несколько курсов химиотерапии. Последний год жизни передвигался в инвалидной коляске.
14 августа 2018 года Эдуард Успенский скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Чем знаменит
Эдуард Успенский
Эдуард Успенский — автор книг и сценариев мультфильмов, на которых выросло не одно поколением советских и российских детей. Создатель Чебурашки и Крокодила Гены, друзей из Простоквашино — Дяди Федора, пса Шарика, кота Матроскина, а также почтальона Печкина. Кроме того написал сценарии к анимационным фильмам «Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Шапокляк», «Осьминожки», «Дядюшка Ау» и множеству других — всего порядка шестидесяти мультфильмов.
Также перу Успенского принадлежат повести-сказки «Вниз по волшебной реке» (1972), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идет по следу» (1987), «25 профессий Маши Филиппенко» (1988), «Меховой интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях» (1989).
Только за последние три года в издательстве «Малыш» вышло 120 наименований книг Эдуарда Успенского, не считая сборников, было продано более 1 млн экземпляров. Мир его героев стал основой для целой детской индустрии в России и за рубежом.
Также Эдуард Успенский был в числе организаторов таких культовых детских передач как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня», «В нашу гавань заходили корабли».
О чем надо знать
С 90-х годов прошлого века Эдуард Успенский отстаивал свои авторские права на придуманных им персонажей. В 1990-е годы он оформил права на торговую марку «Чебурашка», использовавшуюся ранее в таких товарах, как конфеты и детская косметика. Успенский обвинил фабрику «Красный октябрь», выпускавшую еще с 1970-х конфеты «Чебурашка», в незаконном использовании имени персонажа. В результате конфеты переименовали.
В 1990-х и 2000-х годах шло множество судебных дел вокруг авторских прав на образ Чебурашки. Они касались использования образа Чебурашки в различных товарах, названиях детских садов, детских эстрадных студий и клубов (что было обычной практикой в советское время), а также авторства самого образа Чебурашки, которое, по утверждению Эдуарда Успенского, принадлежит ему, тогда как его оппоненты утверждают, что знаменитый образ Чебурашки с большими ушами впервые появился в мультфильме «Крокодил Гена» и был создан художником-постановщиком мультфильма Леонидом Шварцманом.
Еще одним участником разбирательств стала киностудия «Союзмультфильм».
«»Союзмультфильм» решил забрать права себе. И забрал. Там очень запутанная ситуация. Дело в том, что в конце 1960-х, когда эти мультфильмы выпускались, по существующему тогда законодательству студия имела права на фильм, отдельные эпизоды, распространение и прокат, композитор — на музыку, режиссер — на режиссуру, художник — на рисунки, а автор — на персонажей. Поэтому я и считал, что персонажи — моя законная собственность. Но впоследствии вышел приказ Минкультуры, по которому персонажи стали считаться собственностью «Союзмультфильма». После этого и пошла у меня с ними борьба. Они заявили, что бренд принадлежит им, я сказал: «Ребят, извините, но владелец — я. Слова «Чебурашка» и «Простоквашино» придуманы мною, это запатентовано». В итоге они решили договориться со мной, то есть составить договор, по которому будут строиться отношения между автором и студией, — как это и происходит во всем цивилизованном мире», — рассказывал Успенский.
Символику «Простоквашино» у Успенского выкупила французская компания Danone для своей молочной продукции. На полученные от продажи «Простоквашино» средства писатель построил большой дом под Троицком, в котором прожил последние годы и в котором скончался.
Прямая речь
О творчестве: «Мои произведений – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. А она требует героя. Я начинаю придумывать героя. Таким образом все мои книжки появились… Все проповеди очень простые… Их всего штук пять-шесть. Когда проповеди кончились, я начал работать на заказ».
О современных детских писателях: «Сейчас очень сложно молодым где-нибудь вылезти. Трудно стать писателем настоящим, они недописатели немножко. Настоящие писатели, как автомат Калашникова: ни одной ошибочки в конструкции. Сейчас же «сюжетики» не выписываются и диалоги не удаются, они не напряженные».
Об эстраде: «Материально это труд выгодный, но опасный. Много талантливых людей погибло на эстраде, потому что она затягивает, ты начинаешь мыслить эстрадными шаблонами. И вырваться невозможно: один заказ сменяет другой, за ним третий — и так до бесконечности. А получается что: гонорары есть, актеры тебя знают, комплименты сыпят, с удовольствием играют твои сценки, но ни реального признания, ни внутреннего удовлетворения у автора нет».
8 фактов об Эдуарде Успенском
- В юности Успенскому нравилось работать вожатым в младших классах и в пионерском лагере. «Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем», — признавался он позже в одном из интервью. Именно в пионерском лагере, работая там библиотекарем летом 1968 года, он написал книгу «Дядя Федор, пес и кот».
- Изначально Успенский хотел поступить в физико-технический институт, но туда его не приняли из-за того, что у него в анкете был зафиксирован привод в милицию. Причем из-за пустяка: он мальчишкой полез из любопытства на верха заброшенной церкви, в которой был устроен склад — и свалился. Его отвели в милицию, откуда быстро отпустили, но акт составили.
- В 1986 году Успенский был членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.
- Персонаж Дядя Фёдор изначально был задуман писателем взрослым — лесником, который жил с котом и собачкой. «Борис Заходер посоветовал мне сделать его мальчиком. И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Фёдор такой взрословатый получился» — рассказывал Успенский.
- Образ старухи Шапокляк был списан Успенским частично с себя самого, а частично — с бывшей жены. Прообразом Крокодила Гены стал композитор Ян Френкель, с которым они приятельствовали, кота Матроскина — редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин — обстоятельный, домовитый и рассудительный. Ну а Чебурашка появился благодаря племяннице Феликса Камова – маленькой девочке, которая то и дело падала, «чебурахалась», будучи закутана в мохнатую, с огромным воротником и полами до земли шубу.
- Особой популярностью придуманный Успенским Чебурашка пользуется в Японии. В 2010 году там вышел целый сериал Cheburashka режиссера Макото Накамура. Главной задачей его создателей было максимальное сохранение аутентичной манеры кукольного фильма. Для этого все куклы и декорации были воссозданы заново: пластика, мимика и голоса героев были воспроизведены с максимальной достоверностью. Работа над «Чебурашкой» продолжалась 6 лет. Этот японский сериал в России не демонстрировался из-за неопределенности с авторскими правами. Специально для нашей страны сериал перемонтировали в полнометражный фильм «Чебурашка», который вышел в российский прокат в 2014 году.
- У Эдуарда Успенского в доме жило множество попугаев.
- Первый раз Упенский женился в 1963 году – на Римме, которая тоже училась в МАИ. Пара прожила вместе 18 лет, у них родилась дочь Татьяна. Вторая жена, Елена, работала на телевидении в производственных мастерских. Этот брак продлился 23 года, в нем родились две дочери – двойняшки Ира и Света. С третьей женой, Элеонорой, музыкальным редактором, писатель прожил больше 10 лет, после чего вернулся к своей второй супруге — Лене.
Материалы об Эдуарде Успенском:
Официальный сайт Эдуарда Успенского
Эдуард Николаевич Успенский. Биография на сайте Отечество.
Статья к юбилею Эдуарда Успенского в журнале «Работница».
Эдуард Успенский: «Шапокляк я отчасти списал с себя». Интервью.
27.12.2016
Статья об Эдуарде Успенском в Студопедии
Статья об Эдуарде Успенском в Википедии