Цыпленок в корне после ц пишется ы так как слово является исключением из правил

Главная справочники справочник по русскому языку для начальной школы орфография и орфограммы 1-4 классов буквы и - ы после ц
  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Буквы И — Ы после Ц

Буква ц обозначает всегда твёрдый и всегда глухой звук [ц].

Поэтому, даже если после него стоят буквы и, е, мы всегда произносим ц как твёрдый согласный: цинк [цынк], цепь [цэп’].

Выбрать букву и — ы после ц можно по правилу

Буква И пишется после Ц:

  • в корнях слов  — цилиндр, цирк, цитата. Исключения: цыган, цыплёнок, (на) цыпочках, цыкнуть, цыц.
  • в словах на -ция — лекция, иллюминация, информация.

Буква Ы пишется после Ц:

  • в окончаниях и суффиксах — у царицы, (у) подчерицы, лисицын, сестрицын.
  • в корнях слов-исключений — цыган, цыплёнок, (на) цыпочках, цыкнуть, цыц. Можно запомнить так: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 26,
Чуракова, Учебник

Упражнение 28,
Чуракова, Учебник

4 класс

Упражнение 399,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 462,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 463,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 465,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 517,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 540,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 601,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 357,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 361,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 213,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 12,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 491,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 30,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 597,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 52,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 557,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр.12,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 226,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 508,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 30,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 263,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 88,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 386,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 295,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 425,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 20,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 255,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 378,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 65,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 283,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 363,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 365,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Входной контроль знаний для 9 класса по курсу 8 класса

1. Прочитай текст и выполни задание

(1) Прошагал мимо семнадцатый год. (2) Для Павки, Климки и Серёжки Брузжака ничего не изменилось. (3) Хозяева остались старые. (4) Только в дождливый ноябрь стало твориться что-то неладное, непонятное никому. (5) Зашевелились на вокзале новые люди, всё больше из окопных солдат с чудным прозвищем «большевики».

Н. А. Островский

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

  1. Предложение 1 односоставное безличное.

  2. Предложение 2 осложнено однородными членами.

  3. Предложение 3 осложнено вводным словом.

  4. Предложение 4 содержит одну грамматическую основу.

  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.

2. Расставь знаки препинания. Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Она ему не подавала никакого повода (1) но каждый раз (2) как она встречалась с ним (3) в душе её загоралось (4) то самое чувство оживления (5) которое нашло на неё в тот день (6) в вагоне (7) когда она в первый раз увидела его.

Л. Н. Толстой

3. Замени словосочетание «легко совершить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

4. Замени словосочетание «платок мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

5. Укажи варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

  1.  Кожаный — в прилагательных пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов.

  2.  (Он) бреется — в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.

  3.  Подьячий — разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

  4.  Предыюньский — после заимствованных приставок пишется Ы.

  5. Цыган — в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правила.

6. Прочитай текст и выполни задания

(1) Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. (2) Ни зашелохнёт; ни прогремит. (3) Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. (4) Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. (5) Зеленокудрые! (6) Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. (7) В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. (8) Редкая птица долетит до середины Днепра! (9) Пышный! (10) Ему нет равной реки в мире. (11) Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. (12) От ризы сыплются звёзды. (13) Звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. (14) Всех их держит Днепр в тёмном лоне своём. (15) Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. (16) Чёрный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! (17) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (18) Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. (19) Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, даёт он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. (20) Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! (20) Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! (21) Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. (22) Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. (23) Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.

(24) Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. (25) И бьётся об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. (26) Кто из козаков осмелился гулять в чёлне в то время, когда рассердился старый Днепр? (27) Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.

Н. В. Гоголь

А) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. Днепр — залив Чёрного моря.

  2. Днепр прекрасен тёплой летней ночью.

  3. Козаки боятся плавать по Днепру в челне в бурю.

  4. По берегам Днепра нет лесов.

  5. Автор утверждает, что мало кто сможет добраться до середины Днепра.

Б) Укажи варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола.

  1. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

  2. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око.

  3. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.

  4. Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

  5. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.

В) В предложении 26 найди синоним к слову «лодка». Выпиши этот синоним.

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание Ы и И после Ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

Упражнение

1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц_фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)

2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)

3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц_и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)

4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц_ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)

5. Газета может потерять репутац_ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то… И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)

6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац_ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)

7. В это время выглянул в дверь ц_рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)

8. Мотор поц_кал и смолк. (В. Набоков)

9. …Это был молчаливый белолиц_й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)

10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц_ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)

11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц_нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)

12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац_ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)

13. Диссертац_я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. ( Ф. Достоевский)

14. Осклабясь, он скинул свой куц_й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)

15. Но он тогда самбиц_озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». ( Ф. Достоевский.)

16. Мысль ц_ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц_ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)

17. Это была одна галлюц_нац_я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)

18. Она принялась было сама читать газеты и журналы, заграничные запрещенные издания и даже начавшиеся тогда прокламац_и; но у ней только голова закружилась. (Ф. Достоевский)

19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц_алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)

20. Нац_ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)

21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац_ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)

22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц_ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)

23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац_я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)

24. Даже гулять выходил, для необходимого моц_ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)

25. Все наши еще с самого начала были офиц_ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)

26. — Алексей Нилыч сами только что из-за границ_, после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец_альности. (Ф. Достоевский)

27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц_па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)

28. Издается в России множество столичных и провинц_альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)

29. Кстати: здесь скопц_ есть в уезде, любопытный народ… (Ф. Достоевский)

30. Дочь у ней куда-то в Турц_ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)

31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц_почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)

32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц_, составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)

33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц_ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)

34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц_ на стол. (Ф. Достоевский)

35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц_ю и заблаговременно сделать публикац_ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)

36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц_ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)

37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц_на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)

38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц_пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)

39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц_ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)

40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц_ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)

41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц_. (Ф. Достоевский)

42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц_на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)

43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц_ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)

44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц_и. (Дж. Апдайк)

45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц_алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)

46. Мальчик хотел стать доктором медиц_ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)

47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац_й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)

48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц_вилизац_ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)

Главная » Статьи » Буквы о после шипящих и ц. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

Буквы о после шипящих и ц. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

Буквы о после шипящих и ц. Гласные после -ц- и шипящих: правописание

После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы , а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить .

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст ), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв.

После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о вцы и овцы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын , а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина .

Слова исключения легко запомнить, если выучить фразу «цыган подкрался к цыпленку на цыпочках и цыкнул цыц»

После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны .

А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о , то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой .

а) имен существительных:
-ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок ;
-онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок ;
-онк-а , например: книжонка, рубашонка, ручонка ; также деньжонки ;

б) имен прилагательных:
-ов- , например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый ;
-он- (с беглым -о- ), например: смешон ;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо .

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон .

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры ; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег ); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopaзажор ), жох, ужо (в значении «потом», «после» ), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом .

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет .

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е , хотя и произносится о , а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете , например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва- , например: затушевывать, перекочевывать , также затушевывание, перекочевывание .

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк- , например: перекочевка, размежевка .

4. В суффиксе существительных -ер , например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер .

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка .

6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый , дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем , а также в словах причем, нипочем .

В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горо шек (ср. петушо к), сто рожем (ср. чижо м), бо льшего (ср. большо го), ры жего (ср. чужо го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жоке й, шокола д .

Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор , но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот ).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е , например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море .

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пала ццо, ске рцо .

Все перечисленные правила не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

Буквы о, ё, е после шипящих

Буквы о, ё, е после шипящих

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных

§ 17 . После ж, ч, ш, щ э пишется буква е , напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон .

Примечание. О случаях написания после шипящих буквы э см. § 25.

§ 18 . После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё .

Буква о пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий , напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных:

?ок , напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок , и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

?онок и ?чонок , напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок ;

?оныш: ужоныш ;

?онк (а) и ?онк (и), напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки ;

?овк (а) (в отыменных производных словах), напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка ;

?об (а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба , где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба . Исключение: в слове учёба пишется ё ;

?отк (а): трещотка ;

?овщин (а): поножовщина .

3. В суффиксе имен прилагательных ?ов- , напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый , а также в существительных на ?овка, ?овник , производных от прилагательных с суффиксом ?ов- (?ев- ): грушовка и грушовник (ср. грушевый ), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый ), алычовка (алычовый ), гужовка (гужевой ), пуншовка (пуншевый ), клещовка ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой ), драчовка (драчовый , от драч ‘род рубанка’), плащовка (плащевой ), речовка (речевой ), борщовник (борщовый ), ужовник (ужовый ). Так же пишется слово крыжовник , где суффикс в современном языке не выделяется.

Примечание 1. Отыменные существительные на ?овка типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка (см. § 19, п. 3).

Примечание 2. В русских фамилиях на шипящий + ?ов (?ёв ) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

4. В суффиксе прилагательных и наречий ?охоньк- , напр.: свежохонький, хорошохонько .

5. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать ), жом (ср. жму ), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла ); рожон (ср. род. п. рожна ), шов (шва ); княжон (род. п. мн. ч. от княжна ), ножо?н (род. п. от ножны ? — устар. вариант слова но?жны ), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна ), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки ), квашонка (уменьш. от квашня ), кошомка и кошомный (от кошма ), очочки (от очки ), очочко (от очко ), смешон (краткая форма муж. рода от смешной ); сюда же относятся слова с суффиксом ?ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка ) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту ) пишется буква ё (см. § 19, п. 7).

Примечание. Так же, как смешон , пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода страшон, должон, нужон .

6. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме е ): жолкнутьпожолкнуть ), жостер, жох, зажор (и вариант зажора ), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шорышорный, шорник ).

Так же пишется слово вечо?рвечо?рошний ), хотя оно родственно слову вечервечерний ) (ср. § 19, п. 7).

С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов .

7. В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс-мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу ; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс .

§ 19 . Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё , а именно:

1. В глагольных окончаниях ?ёшь, ?ёт, ?ём, ?ёте , напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте .

2. В глаголах несовершенного вида на ?ёвывать и отглагольных существительных на ?ёвывание , напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание ; в страдательных причастиях на ?ёванный , напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный .

3. В отглагольных существительных на ?ёвка , напр.: ночёвка (от ночевать ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать ), лущёвка (от лущить ).

4. В суффиксе существительных ?ёр , напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр .

5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных ?ённ- и ?ён- , напр.: напряжённыйнапряжён ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка .

6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла ), ?чёл (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла ), шёл и приставочных (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о : ожог, поджог, пережог (см. § 18, п. 5).

7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е . Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ ).

Корни с сочетанием жё :

жёваный (жевать ),

жёлоб (желоба, желобок, желобчатый ),

жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток ),

жёлудь (желудей, желудо?к ‘маленький желудь’, желудёвый ),

жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, же?лчный; желчевой, желчевик ),

жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться ),

жёрдочка (жердь, жердей, жердяной ),

жёрнов (жернова, жерновой ),

жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый ),

сажёнки (са?жень и саже?нь ),

тяжелый (тяжелее, тяжелеть , устар. тяже?ле ).

Корни с сочетанием чё :

бечёвка (бечева, бечевой ),

вечёрка (вечер, вечерний ),

печёнка, печёночный (печень ),

почёт, почётный (честь ),

пчелы, пчёлка (пчела, пчельник ),

счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета?, счетовод, не?чет ),

чёботы (чеботарь ),

чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье ),

чёлн (челны, челнок ),

чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант че?ркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть ),

чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый ),

чёрствый, чёрствость (черства, черстветь ),

чёрт, чёртов, чёртушка (че?рти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина ),

чёрточка (черта, черт, че?ртит, чертить, чертёж ),

чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет ),

чёткий, чёткость, отчётливый (четка? ),

чечётка (че?чет ).

Корни с сочетанием шё :

дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь ),

кошёвка (кошева? ),

кошёлка (кошель, кошелёк ),

пшённый, пшёнка (пшено ),

решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник ),

шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый ),

шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет ),

шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить ).

Корни с сочетанием щё :

щеголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть ),

щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый ),

щёкот (щекотать, щекотка ),

щёлка, щёлочка (щель, щелей ),

щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок ),

щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной ),

щённая (щениться, щенок ),

щётка (щетина ).

Примечание. Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 7, может писаться буква о . В соответствии с традицией и регистрацией в официальных документах пишется буква о в таких собственных именах, как, напр., Чоботы (название населенного пункта), Чорный, Пшонная, Жолобов, Жолтиков (фамилии).

8. В предл. п. местоимения что: о чём, на чём , а также в словах почём, нипочём, причём ; в слове ещё .

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о , гласный звук языка-источника, напр. жён-премьер, Шёнбрунн, Шёнберг .

Буквы о, е на месте безударных гласных

§ 20 . В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е — в соответствии как с ударным э (на письме е ), так и с ударным о (на письме о или ё ). Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестя?нка (ср. жесть ), чепе?ц (че?пчик ), шенкеля? (ше?нкель ), гла?жение (уже?ние ), ту?че (свече? ); б) желте?ть (ср. жёлтый ), шепта?ть (шёпот ), горо?шек (петушо?к ), пу?ншевый, плащево?й (грошо?вый, борщо?вый ), сто?рожем (чижо?м ), бо?льшего (ср. большо?го ), ры?жему (чужо?му ), могу?че (горячо? ). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда .

§ 21. В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о . Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо . Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих (см. § 18, п. 7) и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок ), торшонировать (от торшо?н ), чокеровка (от чо?кер ), шомпола? (мн. ч. от шомпол ).

Примечание 1. Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, напр.: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.

Примечание 2. Буква о после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, напр.: жохoва?тый (от жох), чопорнова?тый (от чопорный), шорошо?к (‘еле слышный шорох’), на?свежо (от свежий, по образцу начерно, начисто).

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

4.12. Влияние морфологических написаний на графику (история написаний гласных после шипящих и ц Морфологическое правописание, основанное на единообразном графическом закреплении выделенных нашим языковым сознанием значимых частей слова, «побеждает» слабые стороны

4.13. Написание е / о после шипящих Возможность написания е или о после шипящих появилась в связи с законом перехода /э/ в /о/ после мягких согласных под ударением. Существующее сейчас распределение в написании е и о после шипящих, а также после ц сложилось в основном стихийно

5.11.2. Гласные после шипящих и ц 1. Гласные после шипящих.После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся а, у, и (час, пощада) . Исключение: брошюра, жюри, парашют.Это правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюмьеж), некоторые русские фамилии

§ 4. Гласные после шипящих 1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить. Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения. Примечание.

§ 12. Прописные буквы после знаков препинания 1. С прописной буквы пишется первое слово после точки, вопросительного или восклицательного знака, многоточия, стоящих в конце предыдущего предложения. Например: Чёрный вечер. Белый снег (Блок). Вы не уйдёте? Нет? (Чехов). Вперёд!

VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

§ 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом,

§ 4. Гласные после шипящих 1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.Примечание.

§ 12. Прописные буквы после знаков препинания 1. С прописной буквы пишется первое слово после точки, вопросительного или восклицательного знака, многоточия, стоящих в конце предыдущего предложения. Например: Черный вечер. Белый снег (Блок). Вы не уйдете? Нет? (Чехов). Вперед!

VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

§ 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом,

Гласные не после шипящих и ц Буквы а — я, у — ю § 1. Буквы а, у употребляются:Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит.Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на

Гласные после шипящих и ц Буквы а, у § 13. После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю), напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу. Примечание 1. В

Буквы и, ы § 14. После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы), напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи. Примечание. В некоторых иноязычных собственных именах после ч пишется буква ы, напр.: Чыонг Тинь (вьетнамское собственное имя). § 15.

Буквы о и е после ц § 22. После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о, для передачи ударного э — буква е, напр.: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це (название буквы), цеце

Буква э после шипящих и ц § 25. Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.1. В аббревиатурах, напр.: ЖЭА (жилищно-эксплуатационная контора), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭЗ (частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ (цветная

Я каждый раз когда хочу сундук свой отп…реть впадаю в жар и трепет. 4. Озеро замкнутое поясом непроходимых зар…слей поблескивало внизу. 5. Окончив ужин все распол…жились вокруг костра. 6. Он ск…кал во весь дух оглядываясь и пригибая голову к шее коня. 7. И молвил он сверкнув очами Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой как наши братья ум…рали. И ум…реть мы обещали и клятву верности сдержали мы в бородинский бой. 8. Она одной ногой к…саясь пола другою медленно кружит. 9. Работай! Незримо чудесно работа как сев прор…стет. 10. Снег лежал еще кое-где на этом выр…вненном поле аэродрома. 11. Цветы были похожи на колокольчики но у колокольчиков чашечка всегда скл…няется к земле а у этих чашечки стояли вытянувшись вверх словно они раскрылись навстречу з…ре.

Гласные буквы после шипящих

К данным проверочным словам подберите проверяемые слова:

расч е сать

ж е лобок

К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму Образец: Щ е ка – щ ё чка пчела, шерсть, черта, щель, жердь

К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы,

в полученных словах обозначьте орфограмму

Образец: Щ е ка – щ ё чка

пчела, шерсть, черта, щель, жердь

Найдите лишние слова в столбиках о о «ё» ш…мпол щ…лкать расч…т ч…лка обж…ра щ…чка «о» ш…рник ш…рох щ…тка реш…тка ш…в капюш…н ё о ё ё ё ё о о ё о

Найдите лишние слова в столбиках

«ё» ш…мпол щ…лкать расч…т ч…лка обж…ра щ…чка «о» ш…рник ш…рох щ…тка реш…тка ш…в капюш…н

Выполни тест В каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з) шопот ё ё ё о

В каких словах допущена ошибка?

а) жолтый; д) жокей

б) решотка е) шорох

в) чёрный ж) крыжовник

г) жёнглёр з) шопот

шоколад обжора шофёр шоссе шорох крыжовник, Шотландия жокей, жонглёр шомпол Капюшон, чопорный трущоба шок, шов чащоба

шок, шов

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов. Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник - это специалист по конской упряжке. Чопорный - чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник — это специалист по конской упряжке.

Чопорный — чрезмерно, неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.

Подведём итоги урока С какой орфограммой вы познакомились на уроке? Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры. Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

Подведём итоги урока

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры.

Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?

самооценка Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5 Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома Ничего не понял, буду дома до всего доходить

Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5

Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Теплообменник.docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Анализ учебника.docx, Лингвистические особенности обучения грамматике иностанного язык, Мини учебник по дизайну.pdf, 2. По ТВИ конспект параграфа 1 из учебника по всеобщей истории.d, ТГП УЧЕБНИК.pdf, влияние праздников и развлечений на развитие детей дошкольных уч, ~$рченко Учебник ТГП.doc, Электронные учебники.doc, рабочая программа по математике 5 классапо учебнику Виленкина 20, Психология Учебник для вузов.pdf


ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:

Плюснина Александра Александровна, МБОУ «СОШ № 26»
Предмет: русский язык
Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 286.
Класс: 5
Тема: Буквы и-ы после ц
Тип урока
(комбинированный.):

Цели учителя: помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся. Навыки графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

Цели учащихся: научиться распознавать изученную орфограмму в тексте; уметь применять изученное правило на практике.

Задачи:

Познавательные:

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата:

-выстраивать логическую цепь рассуждений,

-относить объекты к известным понятиям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

— представлять информацию в виде схемы-опоры.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи,

-отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее,

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

-организовать учебное взаимодействие в группе,

-ставить вопросы и искать ответы.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности:

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Личностные:

-положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения,

-следование в поведении моральным и этическим нормам.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение. Работа над ошибками.
— Комментированное письмо. Ученик работает у доски, проговаривая все орфограммы.
Косит – (косить), разбудить, расписание, слагать, сложить, рожь, мощный, жизнь, ширь, выр

асти, выросла, росток, цирк, шов, чёрный, объяснение, семья, съемка .
— Фонетический разбор слова «съемка». Ученик работает у доски.

Съемка- 2 слога.

[с] – согласный, твердый, глухой;

[j’] – согласный, мягкий, звонкий;

[о] – гласный, ударный;

[м] – согласный, твердый, звонкий;

[к] – согласный, твердый, глухой;

[а] – гласный, безударный.

6 букв, 6 звуков.
— Составьте предложение с любым словом. Ученик работает у доски.

Пример: На арене цирка выступали жонглеры.

— Выполните синтаксический разбор данного предложения.
3. Объяснение нового материала
-Проблемное слово учителя.
На доске записаны слова в три столбика.
Циклон Станция Птицы

Цикорий Информация Ножницы

Цитата Конституция Синицы

Цистерна Цивилизация Молодцы
Во всех столбиках записаны существительные. Значит, нельзя разделить эти слова по частям речи. Подумаем, по какому принципу можно разделить данные слова на такие столбики? Мы видим, что во всех существительных встречается буква «Ц». Но почему в первом и втором столбиках у нас после Ц пишется И, а в третьем и четвертом – Ы? Выясним, от каких условий зависит выбор написания букв И-Ы. В первом столбике, в какой морфеме находится орфограмма?

В корне. Значит, в корне слова после Ц пишется И. Во втором столбике все слова заканчиваются на –ЦИЯ. Значит, все слова на – ЦИЯ пишутся с буквой И. В третьем столбике орфограмма находится в окончании слова. Значит, в окончаниях слов после Ц пишем Ы.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Вы уже догадались?

//Ребята предлагают свои варианты.

Слово учителя.

— Мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы и-ы после ц».

-А теперь составьте схему – опору по изученной орфограмме.

Ребята, но из любого правила есть исключения! Нужно не забыть и о них!

Обратимся к учебнику.Стр.115-116. Пользуясь статьей учебника, составьте схему-опору определения орфограммы «Буквы и-ы после ц».

Запись в тетради примерной схемы-опоры определения орфограммы.

И после Ц → в корнях слов (циркуль, цинга, цифра, цирк.)

→ в словах на –ция (лекция, нация, акация.)

Ы после Ц → в окончаниях (улицы, ножницы, куцый.)
→ в суффиксах (сестрицын)
ИСКЛЮЧЕНИЯ: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть.

— Ребята комментируют и представляют классу свои схемы-опоры.
— А теперь давайте поиграем в игру «Кто больше». Подберите слова на изученную орфограмму, применяя известное вам правило.

Ребята записывают свои примеры на доске.
Примеры: цинга, куцый, акация, цыплята, циркуль, секция, цыган, у гостиницы, панцирь, нарцисс, сигнализация, у ящерицы, молодцы, огурцы, храбрецы, умницы, дикция и др
— Разбейтесь на пары, составьте задание партнеру на изученную орфограмму.

— Коллективное обсуждение составленных заданий.
4.Физкультминутка

-А теперь немного отдохнем. Встанем.
Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.
Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится,

И бумажка загорится.

— Молодцы!

5. Закрепление.

-«Четвертое лишнее»

  1. Реорганизац..я, демонстрац…я, полиц..я, ц..на.
  2. Ц..фры, ц..кл, ц..нк, уц..леть.
  3. Ц..ган, ц..пленок, ц..кнуть, ц..лина.

-А почему слова (цена, целина, уцелеть) являются лишними? Докажите.

Какому правилу они подчиняются!
— Разобьемся на группы и составим кроссворды.

1-й ряд составляет кроссворд (Буква И после Ц в корне слова);

2-й ряд составляет кроссворд (Буква И после Ц в словах на -ЦИЯ);

2-й ряд составляет кроссворд (Буква Ы после Ц)
-Ребята представляют кроссворды от каждой группы. Коллективное решение.

— Напишите ответы на вопросы.

1. Знак для обозначения числа на письме (цифра)

2. Детеныш курицы (Цыпленок)

3. Зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны и воздушные гимнасты (Цирк)

4. Одноглазое мифологическое существо (Циклоп)

5. Дословный отрывок из какого-либо произведения (Цитата)

6. Инструмент для вычерчивания окружности (Циркуль)

7. Альпийская фиалка (Цикламен)
— Взаимопроверка. Ответы на доске (открываются после ответа на все вопросы).
6. Подведение итогов урока.

-Ребята, попробуйте составить ряд вопросов для одноклассников по изученной теме.

// Примерные вопросы:

— Какую орфограмму сегодня мы изучили?

— Когда после Ц будем писать И?

— Когда после Ц будем писать Ы?

-Назовите слова исключения.

— Придумайте и напишите небольшой рассказ из школьной жизни на тему «Репетиция», используя в нем слова с орфограммой «Буквы и-ы после ц».

-Слушаем несколько рассказов. Оценивание.
7. Домашнее задание.

Составьте словарный диктант из 20 слов на изученную орфограмму. Стр. 116, упр. 355.

Список литературы

1.Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская. С.И. Львова, В. И. Капинос и др. Дрофа, 2011.М.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А.Леканта. Л.Г.Ларионов. Дрофа, 2011.М.

3.Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т.Ю.Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.

  • Цыпленок как пишется и почему
  • Цыпленок как пишется правило
  • Цыпленок тапака или табака как правильно пишется
  • Цыпкин слушать рассказы в исполнении актеров
  • Цыпленок табака как пишется через дефис