Жизнь и смерть в художественной концепции «Рассказа о семи повешенных» Л. Н. Андреева
| |
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
ÐÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñегда ноÑили ÑазнообÑазнÑй Ñ
аÑакÑÐµÑ ÑÑжеÑÑи иÑ
ÑовеÑÑениÑ, напÑимеÑ, иногда лÑди ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑавонаÑÑÑениÑ, коÑоÑÑе можно опÑавдаÑÑ, пÑоÑÑиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ же ÑовÑем не пÑидаÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÑениÑ, как, напÑимеÑ, Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ°Ñ ÐºÑажа или иÑполÑзование неÑензÑÑной бÑани в обÑеÑÑвенном меÑÑе. Ðо еÑÑÑ Ð¸ Ñакие ÑлÑÑаи пÑеÑÑÑплений, коÑоÑÑе не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ обÑазом бÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑавданнÑми и забÑÑÑми, Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ — ÑÑо Ñакие пÑеÑÑÑплениÑ, как ÑмÑÑленное ÑбийÑÑво или пÑиÑинение ÑÑжкого вÑеда здоÑовÑÑ Ð´ÑÑгого Ñеловека.
Ðдним из пÑоизведений, где ÑовеÑÑаÑÑÑÑ ÑÑжкие пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² виде ÑбийÑÑва ÑвлÑеÑÑÑ Ñоман Ðеонида ÐндÑеева «РаÑÑказ о Ñеми повеÑеннÑÑ
». ЯнÑон â ÑпокойнÑй и молÑаливÑй молодой Ñеловек, еле говоÑÑÑий по-ÑÑÑÑки и ÑабоÑаÑÑий на ÑеÑме, однаждÑ, нанеÑÑ ÑÑи ÑдаÑа ножом, ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñвоего Ñ
озÑина, а заÑем пÑÑаеÑÑÑ Ð¿ÑоизвеÑÑи попÑÑÐºÑ Ð¸Ð·Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ Ñ
озÑйкой. ÐÑÑ ÑÑо он Ñделал без опÑеделенной на Ñо пÑиÑинÑ, когда ÑÑлÑÑал, ÑÑо подобное пÑоиÑÑ
одило на ÑоÑедней ÑеÑме. ÐоÑле вÑнеÑенного ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиговоÑа в ÑÑде, в Ñ
оде коÑоÑого ЯнÑон пÑиговоÑÑн к ÑмеÑÑной казни ÑеÑез повеÑение, он ÑаÑÑо повÑоÑÑÐµÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Â«Ðе надо Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÑаÑÑ», ведÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ñлегка безÑмно и не веÑÐ¸Ñ Ð² наказание, коÑоÑое ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑидÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑежиÑÑ. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° напÑганное поведение, геÑой не вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ никаким обÑазом нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ ÑÑжеÑÑÑ ÑовеÑÑенного им пÑеÑÑÑплениÑ.
ÐÑÑгим пÑимеÑом оÑобо ÑÑжкого пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпок ÐаÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð· повеÑÑи Ð.С. ÐеÑкова «Ðеди ÐÐ°ÐºÐ±ÐµÑ ÐÑенÑкого Ñезда». У геÑоини бÑло огÑомное желание полÑÑиÑÑ Ð½Ð°ÑледÑÑво поÑле ÑмеÑÑи Ñвоего мÑжа, именно ÑÑа пÑиÑина и подÑолкнÑла ÐµÑ Ð½Ð° ÑовеÑÑение беззаконного, оÑвÑаÑиÑелÑного и не поддаÑÑегоÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ извинениÑм поÑÑÑпка. ÐÐ¼ÐµÑ Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð·Ð°Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÑÑ Ð½Ð°ÑледÑÑвом, она избавилаÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñледника, а ÑоÑнее, Ð¾Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкого племÑнника Ñвоего ÑÑпÑÑга — Феди. ÐмеÑÑе Ñо Ñвоим лÑбовником ÐаÑеÑина задÑÑила малÑÑика подÑÑкой, поÑле Ñего, Ñ
оÑела опÑавдаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑмеÑÑÑ Ð¾Ñпой â болезнÑÑ, коÑоÑой болел малÑÑик. ÐÑо деÑние Ñак же неÑÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¶ÐµÑÑокий Ñ
аÑакÑÐµÑ Ð¸ Ñакое пÑеÑÑÑпление нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ.
ÐÑи два пÑимеÑа показÑваÑÑ, наÑколÑко жеÑÑоки могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ иÑ
поÑледÑÑвиÑ, именно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑбийÑÑво â ÑÑо Ñо злодеÑние, коÑоÑое нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑина!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑÑÑÑоиÑÑ ÑаÑÑÑждение по заÑвленной Ñеме, ÑÑоÑмÑлиÑоваÑÑ ÑезиÑ, доказаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ аÑгÑменÑами из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом:
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.Ð¢ÐµÐ·Ð¸Ñ ÑеÑко ÑÑоÑмÑлиÑован во вÑÑÑплении,
Ðо еÑÑÑ Ð¸ Ñакие ÑлÑÑаи пÑеÑÑÑплений, коÑоÑÑе не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ обÑазом бÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑавданнÑми и забÑÑÑми, Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ — ÑÑо Ñакие пÑеÑÑÑплениÑ, как ÑмÑÑленное ÑбийÑÑво или пÑиÑинение ÑÑжкого вÑеда здоÑовÑÑ Ð´ÑÑгого Ñеловека.
ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ñеме, пÑоÑлеживаеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑказÑваниÑ.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл. Ðба лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð°ÑгÑменÑа заÑÑенÑ. ÐÑ Ð²ÑбÑали инÑеÑеÑнÑе пÑоизведениÑ, коÑоÑÑе Ñедко иÑполÑзÑÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑва, но анализ пÑивлеÑеннÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии Ñпизодов из пÑоизведений нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ Ð³Ð»Ñбоким.
РпеÑвом аÑгÑменÑе Ñ ÐÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилÑÑ Ð¿ÐµÑеÑказ иÑÑоÑии пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ из геÑоев повеÑÑи (не Ñомана, Ñ Ð²Ð°Ñ Ð¾Ñибка в опÑеделении жанÑа) Ð.ÐндÑеева. ÐÑоблемаÑика ÑÑого пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑводиÑÑÑ Ðº ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ ÑовеÑÑенного пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð½Ñ Ñеловеком, ÑовеÑÑивÑим ÑбийÑÑво, и пÑинÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ ÑакÑа наказаниÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÐÑ ÑÑавиÑе вопÑоÑ: можно или нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление ЯнÑона? ÐÑÐ²ÐµÑ Ð¶Ðµ оÑевиден, и авÑоÑа инÑеÑеÑÑÐµÑ Ð½Ðµ ÑÑа плоÑкоÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ. Ð.ÐндÑеева иÑÑледÑÐµÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкое ÑоÑÑоÑние Ñеловека, пÑиговоÑенного к казни.
Ðо вÑоÑом аÑгÑменÑе еÑÑÑ ÑакÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка:моÑивом Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплений, ÑовеÑÑеннÑÑ ÐаÑеÑиной Ðзмайловой, не ÑвлÑеÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ полÑÑиÑÑ Ð½Ð°ÑледÑÑво мÑжа.» Ðакое пÑеÑÑÑпление нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ?»- ÑбийÑÑво Ñебенка. ÐÐ¾Ñ ÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð½Ñжно бÑло вÑÑказаÑÑ Ð½Ð° пÑимеÑе оÑеÑка «Ðеди ÐÐ°ÐºÐ±ÐµÑ ÐÑенÑкого Ñезда». ÐÑ Ð¶Ðµ пеÑеÑказÑваеÑе пÑеÑÑÑпление ÐаÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ðзмайловой. ÐÑина, ÑекомендÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¸ÑаÑÑ Ð°ÑгÑменÑÑ, ÑаÑкÑÑваÑÑие ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ñ ÑазнÑÑ ÑÑоÑон. ÐÑ Ð¶Ðµ, по ÑÑÑи, одноÑипно доказÑваеÑе вÑдвинÑÑÑй Ðами ÑÐµÐ·Ð¸Ñ ( опиÑание ÑовеÑÑеннÑÑ ÑбийÑÑв).
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл . РвÑводе еÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑение логики.
ÐÑи два пÑимеÑа показÑваÑÑ, наÑколÑко жеÑÑоки могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвиÑ, именно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑбийÑÑво â ÑÑо Ñо злодеÑние, коÑоÑое нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ.
Ðз ÐаÑего ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑледÑеÑ, ÑÑо ÑолÑко жеÑÑокие пÑеÑÑÑплениÑ(ÑбийÑÑва) нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ. РеÑли Ð½ÐµÑ Ð¶ÐµÑÑокоÑÑи, знаÑиÑ, можно пÑоÑÑиÑÑ ÑбийÑÑво?
Ð ÐаÑем ÑоÑинении еÑÑÑ Ð³ÑÑбÑе оÑибки. ÐбÑаÑиÑе на Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ, они ÑÑÑеÑÑвенно «Ð¿Ð¾ÑÑÑÑ» ÑоÑинение.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов (еÑÑÑ ÑловоÑоÑеÑание ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ ÑÑжеÑÑи пÑеÑÑÑплениÑ).
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов.
ÐÑедложение-канÑелÑÑизм, Ñ Ð°ÑакÑеÑно Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑиÑиалÑно-делового ÑÑилÑ.
ÐÑÑгим пÑимеÑом оÑобо ÑÑжкого пÑеÑÑÑплениÑ
ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпок ÐаÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð· повеÑÑи Ð.С. ÐеÑкова «Ðеди ÐÐ°ÐºÐ±ÐµÑ ÐÑенÑкого Ñезда».
«Ð¾Ñобо ÑÑжкое пÑеÑÑÑпление» — канÑелÑÑизм из оÑиÑиалÑно — делового ÑÑилÑ.
пеÑежиÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ- лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов и абÑÑÑдное звÑÑание, алогизм ( пеÑежиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑмеÑÑÑ — ÑÑо как?).
напÑганное поведение
лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов.
пÑоÑÑиÑÑ ÑÑжеÑÑÑ ÑовеÑÑенного им пÑеÑÑÑплениÑ
пÑоÑÑиÑÑ ÑÑжеÑÑÑ — лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов.
Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ-неÑоÑеÑаемоÑÑÑ Ñлов, «ÑоÑнее»- лиÑнее Ñлово.
повÑÐ¾Ñ Ñлов.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл.
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑо деÑние Ñак же неÑÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¶ÐµÑÑокий Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¸ Ñакое пÑеÑÑÑпление нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ.
Ñакже — ÑлиÑно, ÑÑо ÑоÑз.
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ — (не нÑжно ÑиÑе) ÑÑо Ñакие пÑеÑÑÑплениÑ, как ÑмÑÑленное ÑбийÑÑво или пÑиÑинение ÑÑжкого вÑеда здоÑовÑÑ Ð´ÑÑгого Ñеловека.
Ðдним из пÑоизведений, где ÑовеÑÑаÑÑÑÑ ÑÑжкие пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² виде ÑбийÑÑва (нÑжна запÑÑаÑ, ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ð¿ÑидаÑоÑного пÑедложениÑ) ÑвлÑеÑÑÑ Ñоман Ðеонида ÐндÑеева «РаÑÑказ о Ñеми повеÑеннÑÑ Â».
ЯнÑон â ÑпокойнÑй и молÑаливÑй молодой Ñеловек, еле говоÑÑÑий по-ÑÑÑÑки и ÑабоÑаÑÑий на ÑеÑме, однаждÑ, нанеÑÑ ÑÑи ÑдаÑа ножом, ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñвоего Ñ Ð¾Ð·Ñина, а заÑем пÑÑаеÑÑÑ Ð¿ÑоизвеÑÑи попÑÑÐºÑ Ð¸Ð·Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ Ñ Ð¾Ð·Ñйкой
ÐÑжно ÑазбиÑÑ ÑÑо пÑедложение на два: ЯнÑон â ÑпокойнÑй и молÑаливÑй молодой Ñеловек, еле говоÑÑÑий по-ÑÑÑÑки и ÑабоÑаÑÑий на ÑеÑме. ÐднаждÑ, нанеÑÑ ÑÑи ÑдаÑа ножом, он ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñвоего Ñ Ð¾Ð·Ñина, а заÑем пÑÑаеÑÑÑ Ð¿ÑоизвеÑÑи попÑÑÐºÑ Ð¸Ð·Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ Ñ Ð¾Ð·Ñйкой.
ÐмеÑÑе Ñо Ñвоим лÑбовником ÐаÑеÑина задÑÑила малÑÑика подÑÑкой, поÑле Ñего, (запÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ нÑжна) Ñ Ð¾Ñела опÑавдаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑмеÑÑÑ Ð¾Ñпой â болезнÑÑ, коÑоÑой болел малÑÑик.
ÐÑо деÑние Ñак же неÑÐµÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¶ÐµÑÑокий Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ (запÑÑаÑ, ÑложноÑоÑиненное пÑедложение) и Ñакое пÑеÑÑÑпление нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑ.
ÐÑаммаÑика
ÐÑибка в поÑÑÑоении СÐÐ: в пÑидаÑоÑном опÑеделиÑелÑном иÑполÑзÑеÑÑÑ ÑловоÑоÑеÑание «Ð² Ñ Ð¾Ð´Ðµ коÑоÑого», не ÑоÑеÑаÑÑего Ñо Ñловом «ÑÑд» ( не ÑпоÑÑеблÑеÑÑÑ «Ð² Ñ Ð¾Ð´Ðµ ÑÑда», Ð²ÐµÐ´Ñ ÑлÑжебное Ñлово «ÐºÐ¾ÑоÑого» заменÑÐµÑ Ñлово «ÑÑда» ).
оÑибка в ÑпоÑÑеблении ÑÑÑеÑÑвиÑелÑного Ñ Ð¿Ñедлогом: изнаÑилование (кого?) Ñ
озÑйки.
ÐÑак, ÐÑина, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑеÑÑÑ. Ð ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ ÑоÑинение надо пеÑепиÑаÑÑ Ñ ÑÑеÑом ÑказаннÑÑ Ð¾Ñибок. ÐозÑмиÑе дÑÑгÑÑ ÑемÑ, напиÑиÑе ÑоÑинение и оÑпÑавÑÑе на пÑовеÑкÑ.
УдаÑи!
Краткое изложение «Рассказ о семи повешенных»
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919)
(1906)
Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает свое тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: «Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня от
страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня и мою семью в этот чужой дом, где я спасен, где я в безопасности и покое! Не смерть страшна, а знание ее. Если бы кто наверное знал день и час, когда должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час дня, ваше превосходительство!..»
Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца, словно кто-то сказал ему, что он не умрет никогда.
Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь же мучительных.
Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, — умрут? Да и смерть ли это? «Разве я ее, дьявола, боюсь? — думает о смерти один из пятерых бомбометателей, Сергей Головин. — Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла? Не росла, не росла, а то вдруг выросла — зачем?..»
Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере еще четверо. Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком, у которого свое умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи — тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти ее тело, она посмотрела бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, ученые и философы с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно — свято!» Последняя среди приговоренных к повешению — Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были ее взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других.
С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон, еле говорящий по-русски батрак, осужденный за
убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление трех человек, а темное прошлое — уходило в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником, бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив, парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же, вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».
Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут за город, в мартовский лес — вешать, осужденные по-одиночке осиливают мысль, кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном шаре поднимется над миром — и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели ее и не объявляли героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о друзьях, в чей дом войдет с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет свое тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает их умильно… но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится еще страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас, только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного. И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведет ее под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина женщину.
Восходит солнце. Складывают в ящик трупы. Так же мягок и пахуч весенний снег, в котором чернеет потерянная Сергеем стоптанная калоша.
М. К. Поздняев
Источники:
- Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.