Цветовые эпитеты в сказке о мертвой царевне и семи богатырях

Сочинения по литературе пушкин анализ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях сказку о мртвой царевне и семи богатырях
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Тургенева

    Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко.

  • Сочинение Доброта и красота

    Может ли доброта быть как-то связана с красотой? Отрицательный ответ сначала кажется очевидным, ведь эти понятия совершенно не связаны друг с другом: доброту никак не увидеть, а красота, наоборот

  • Сочинение на тему Мудрость

    Мудрость – это способность человека обдуманно принимать верные решения с учётом возникших жизненных обстоятельств.

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

    Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

  • Сочинение Мой любимый спортсмен

    Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

Раздел

Дата: 13.12.2017г.

Класс: 5 «Б»

Школа №27

ФИО учителя: Рожко Е.Н.

Количество присутствующих: 15 отсутствующих: 0

Тема урока

А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Характеристика героев сказки: работа с текстом по группам.

Цели обучение

АИ 1 — Жанр

АИ 5 — Характеристика героев

Цель урока

1.Учащийся достиг цели обучения, если понял содержание сказки и её композицию.

2.Определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

3.Характеризовать героев при поддержке учителя

Критерий успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

АИ1:

определяет жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

АИ5:

характеризует героев при поддержке учителя

Языковой цели

Учащиеся смогут:

  1. развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды;

  2. использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.;

  3. давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме.

Учащиеся смогут понимать и использовать:

Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;

Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма:

  • я хочу рассказать вам одну сказку…,

  • эту сказку мне рассказали … и т.д.

ПЦ

Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей, включая анимацию, изобразительное искусство. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера. Предусмотрены различные способы формативного оценивания.

МС

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство».

ИКТ

Интерактивная доска

ПЗ

Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Целеполагание. Деление на 2 группы.

«Добро» и «Зло» (по смайликам).

ЗАДАНИЕ:

  1. Вопросы для обсуждения (ресурс №1)

  2. Стратегия «Горячий стул»

  3. Проверка домашнего задания

  4. Словарная работа

  5. Дифференциация. Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица)

  6. Итоги урока. Общие выводы. Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

  1. Рефлексия.

Алгоритм действия.

Учитель: Ребята, рассказы о творчестве замечательного русского поэта А.С.Пушкина вы слышали, когда учились в начальных классах. Сегодня мы опять встречаемся с интересным произведением поэта «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкин всегда проявлял большой интерес к народному творчеству. Он с огромным удовольствием слушал сказки и песни своей няни Арины Родионовны и других простых людей.

У вас было домашнее задание прочитать эту сказку, познакомиться с её содержанием и героями. Сегодня мы продолжим работу над сказкой, будем учиться характеризовать героев, анализировать текст и правильно понять эпиграф к сказке.

«Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт»

(Шота Руставели).

Отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне» (Просмотр 1-2 мин.)

Вопросы для обсуждения

  1. Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская, литературная сказка? Почему?

  2. С какой целью А.С. Пушкин использовал известный сказочный сюжет и почему внес в него свои авторские изменения?

  3. Какой теме посвящены «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм?

  4. Как автор относится к царице — мачехе, любующейся перед зеркалом?

  5. Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

  6. Почему мачеха не смогла погубить царевну?

  7. И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

  8. В какие моменты вы особенно сочувствовали героям?

  9. Что вызвало ваше возмущение, негодование?

  10. Что возрождает/воскрешает к жизни Белоснежку, а что мертвую царевну?

Затем учащиеся комментируют свои мысли и дают обоснование, подтверждая выводы конкретными примерами и/или цитатами.

Это могут делать как спикеры, так и каждый из членов группы, по очереди занимая «горячий стул».

Взаимооценивание

Взаимоопрос в микрогруппах

1. Объясните название сказки.

2. Составление композиции сюжета.

Словарная работа по группам

Ребята выступают в роли языковедов – этимологов.

Ищут объяснение слов: фольклор, легенда, сказка, былина.

Затем работают с устаревшими словами в сказке: сочельник, чёрная зависть, сенная девушка, «на полати взобралась», «Сорочина в поле спешить». (По одному учащемуся из команды работают у доски со словами, остальные в рабочих тетрадях).

Альтернативной формой организации аналитической деятельности учащихся может быть ролевая игра, когда, работая в группах, ученики «превращаются» в «фольклористов», которые попытаются найти характерные приметы/черты народной волшебной сказки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»; «психологов», которые проанализируют поступки героев.

Учитель может предложить учащимся выполнять свои исследования индивидуально с помощью рекомендованных онлайн-ресурсов ИЛИ эта информация может быть представлена самим учителем.

Просмотр слайдов по сказке.

Обсуждение комментария.

Учащиеся в парах проведут взаимоопрос по теме домашнего задания; заполнят графы таблицы сопоставительной характеристики; затем пары объединятся в группы, чтобы обменяться информацией, дополнить свои работы.

Учитель может предложить учащимся вывесить результаты своей работы на доску, чтобы организовать презентацию и взаимооценивание («Плюсы и минусы» и пр.)

Некоторые слова в тексте «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» будут непонятны учащимся. Учитель должен обратить внимание на незнакомые и устаревшие слова, пояснить их значение или, предоставив ресурсы, попросить самих учащихся определить лексическое значение слов. Учитель должен поощрять интерес учащихся к исследованию, поиску, самостоятельному извлечению информации.

Учитель может использовать стратегию «Одна минута» и поощрять учащихся, которые четко соблюдают регламент.

Дифференцированное задание для сильных учащихся, они должны сопоставить внешность главных героев царевны и царицы.

Сопоставительная характеристика героинь «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Внешность

Царица

Царевна

Высока, стройна, бела

Белолица, чернобро-ва

Авторская оценка поведения, характера

Горда, ломлива своенравна,
ревнива, злая

Кроткая, красавица-душа, милая, приветливая

«Цветовые» определения

«Черной зависти полна»

Белый, красный, алый

Конец урока

Заключительное слово учителя

А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. Добро всегда побеждает, а зло — наказано. В жизни, ребята, всё гораздо сложнее. Мы часто не можем разделить людей на добрых и злых. В душе у каждого есть противостояние. Нужно стремиться к добру, изживать в себе зло. Подумайте, считаете ли вы себя добрыми людьми?

Рефлексия:

«Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

457977 1

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений К.Д. Бальмонта: «Фейные сказки», «Светлый мир»

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

  • Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

  • Все ли учащиеся достигли ЦО?

  • Если нет, то почему?

  • Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

  • Выдержаны ли были временные этапы урока?

  • Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка:

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил-(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Фольклорные традиции, четы волшебной сказки в произведении

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Цели урока: 1. закрепить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от народной сказки, выявить народную основу сказки А.С.Пушкина; 2. формировать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, образное мышление учащихся; 3)формировать эстетический вкус; приобщить учащихся к творчеству А.С. Пушкина, воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина

  4. Подготовка к восприятию темы. Актуализация знаний и мотивация

  1. Ребята, вам передали посылку и попросили открыть её на уроке. Давайте посмотрим, что в ней.

Учитель открывает посылку и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке.

Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?

Сформулируйте тему урока. Слайд 1

-(Правильно, сегодня на уроке мы будем изучать сказку А.С, Пушкина «…о мертвой царевне и семи богатырях».)

А что такое сказка? (произведение УНТ, повествующее о вымышленных событиях и героях).

Какие сказки вы знаете( волшебные, сказки о животных, бытовые)

Но все сказки делятся еще и на фольклорные и литературные ( литературная сказка — сложный сюжет, отсутствие фольклорных приёмов, сложные предложения, определённый автор, фольклорная сказка анонимность, много вариантов одного сюжета, приёмы, повторяющиеся эпизоды, заданное построение – от «жили-были» до «и я там был, мёд-пиво пил».

  1. Сказки Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Чем же так интересны, чем поучительны сказки нашего великого поэта? Цитата Бажова слайд2

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить на наших уроках

Слайд 3 Впервые сам Пушкин услышал народные сказки еще в детстве, а потом во время северной ссылки в Михайловской он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты – краткие записи – этих сказок. Няня Пушкина,  Арина Родионовна, была замечательной сказочницей, «весь сказочный русский мир был ей известен». Конечно, она рассказывала чудесные сказки. «…Валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни. Стихи не лезут», — так писал Пушкин своему другу. «Изучение старинных песен, сказок, — писал он, — необходимо для совершенного знания свойств русского языка», — считал он и записывал старинные северо-русские предания

Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал он другу.

Так были записаны  сказки, которые стали фольклорной первоосновой  литературных сказок, созданных  поэтом.

Таким образом в основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные.

Какие сказки Пушкина вы знаете? (Викторина (с помощью компьютерной презентации) «Узнай сказку по отрывку»):

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

( «Сказка о царе Салтане…»)сл.4

Бедный поп подставил лоб:

С первого щелка

Подпрыгнул поп до потолка…

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)сл5

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)сл.6

: Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(«Сказка о золотом петушке»)сл.7

В руки яблоко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

(«Сказка о мертвой царевне…») сл8

Сегодня наш разговор пойдет о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Эта сказка датирована 4 ноября 1833 года. Основой сюжета послужила русская сказка, рассказанная Пушкину няней, Ариной Родионовной, когда он жил долгую зиму в ссылке, в сельце Михайловском, в имении своих родителей.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — самая лирическая и поэтическая из всех сказок Пушкина. О чем она?

  1. Чтение и анализ сказки

1. Вступление

Мы уже говорил о том, что в основе литературной сказки часто лежит сказка народная, но измененная, дополненная, приобретшее совершенно новое звучание, служащее целям, которые ставит перед собой автор.

Вот как, очень схематично, выглядит   запись сюжета народной сказки:

«Царевна заблудилась в лесу- сказка без начала. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.

Начало сказки Пушкина:

Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

Эпитеты в „Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях“ А. С. Пушкина». Сказать о постоянных эпитетах и авторских ( продолжать подбор эпитетов на протяжении всей сказки).

Эпитеты: «сон пустой», «горда, ломлива, своенравна и ревнива», «добродушна, весела», «нраву кроткого», «мерзкое стекло», «с бабой гневной»…

Постоянные эпитеты: «белой зари», «милого друга», «гость желанный», «белолица, черноброва», «черной зависти», «в глушь лесную»…

Сказка Пушкина начинается с разлуки. Рассказ о томительном ожидании «милОго друга» очень похож на народную песню.

Одна радость влечет за собой другую: возвращение царя. Казалось бы : о чем дальше рассказывать – уже счастливый конец? Но продолжение самое неожиданное. Получается ,что царица умирает от радости встречи. От этого противоречия:  радость – смерть тревога и беспокойство читателя возрастают многократно.

2. Выразительное чтение отрывка от слов «Долго царь……» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».

— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).

— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).

— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).

Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.

3. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».

— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).

— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).

— С кем сравнивает поэт царевну?

— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.

— Почему мачеха решила расправиться с царевной?

4. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».

— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?

— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Но невеста молодая…- Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

7. Выразительное чтение фрагмента от слов «Час обеда» до слов «Стали жить да поживать».

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».

— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

8. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».

— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

— Почему так подробно описывает автор яблочко?

— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

9 . Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».

— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

IV. Подведение итогов урока.

— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

  1. Домашнее задание.

  1. Индивид. Зад №5 стр.165

  2. Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

  • Цветы для элджернона для итогового сочинения
  • Цветик семицветик слушать сказку полностью
  • Цветок увядает как пишется
  • Цветик семицветик читать сказку полностью бесплатно на русском языке бесплатно без регистрации и смс
  • Цветок на ладони рассказ